Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия здоровья человека. Этика и медицина




ГШД 21


ЭТИКА И МЕДИЦИНА


Научный и технический прогресс в биомедицине, качественно иные медицинские технологии, революционные подвижки в клинической практике актуализировали морально-этические проблемы в здравоох­ранении. Встала задача философски переосмыслить критерии личной ответственности врача за соблюдение прав и свобод пациента как лич­ности. Перед медиками и философами объективно встала задача уста­новления морально-правовых границ в самодеятельности медицинс­ких работников. Это связано, в частности, с расширяющейся практикой трансплантации человеческих органов, искусственного оплодотворе­ния, экспериментах на человеке. В мире и в нашей стране ширятся дискуссии о якобы профессиональной обязанности медиков в исклю­чительных случаях «облегчать» участь безнадежно больных, то есть способствовать облегчению их смерти с помощью эвтаназии. Эти и некоторые другие проблемы в жизни человека и человечества привлек­ли к себе внимание ученых и медиков, философов и юристов. Наряду с потребностями углубления исследовательских задач в медицинской сфере в ней обострились вопросы морально-правового свойства.

1. Философские основания морали

Где-то за тысячу и более лет до нашей эры стала высоко цениться морально-этическая сторона взаимодействия человека с человеком. Тогда заметно возвысились такие внутренние регуляторы поведения людей как совесть, долг, честь и т. п. Зарождение первых принципов самоконтроля духовно обогатили человека, пробудив интерес к фило­софскому осмыслению морали как нового явления в общественной жизни людей. Мораль (лат. тогез — обычаи народа) стала частью фи­лософии, которая разработала этику (гр. егкоз - нравы, обычаи) - на­уку о моральных принципах общественного поведения людей. Она напрямую затронула потребности и интересы личности и общества. В этике мораль рассматривается в основном как поиск путей и средств достижения счастья {мораль блага, рассматриваемая в эпикуреизме,


Этика и медицина О- 435

английском утилитаризме, картезианстве), но вместе с тем и как сис­тема требований к общественному поведению человека {мораль долга, составляющая главную суть философии стоицизма, кантианства, мар­ксизма). В медицинской сфере моральные требования впервые были сформулированы врачом и мыслителем Гиппократом (ок. 460—ок. 377 до н. э. ), а затем систематизированы в деонтологии — этике долга врача (медика).

Морально-этические учения исстари составляли основную часть философии, в которой непосредственно вырабатываются принципы и правила поведения каждого человека как личности. Предметом мо­рально-этической мысли стало осознание объективного характера про­тивоборства добра со злом, поиск смысла жизни человека. Этика при­звана помогать людям понять и рационально осознать все их обыденные представления о добре и зле, о смысле жизни и деятельно­сти. Если добро и зло в этике предстают как нечто безусловное, хотя и исторически изменчивые понятия, то смысл жизни человека стано­вится объектом философских размышлений в целях нравственного определения жизненного пути. Смысл жизни — это элемент мораль­ного сознания и одновременно главная категория этики.

Первые морально-этические нормы поведения зародились в Ме­сопотамии 3000 лет до н. э. Они носили характер запретов на соверше­ние антирелигиозных действий и касались, прежде всего, служителей культа, претендующих на врачевание души и тела людей. Только те люди, которые обладали сакраментальными (лат. засгатепШИз - свя­щенный, обрядовый) знаниями и умениями имели право быть цели­телями, врачами. В Вавилоне 2500 лет до н. э. появился и первый меди­цинский кодекс. Он содержал систему наказания лекарей за нарушения требований при лечении больных. В древней Персии целителям пред­писывалось овладевать профессиональным опытом лечения и выра­батывать в себе морально-этические качества корректного поведения с больными. По словам Геродота (484-424 до н. э. ), посетившего Еги­пет в 5 веке до н. э., в арсенале лечебных средств медицины наряду с физическими и биологическими формами воздействия на пациента, активно и эффективно использовались моральные: словесные, мими­ческие и пантомимические воздействия.

Человек без моральных ориентиров, согласно Аристотелю, оказы­вался бы существом диким и несчастным. Мнение философа как нельзя лучше говорит о гуманной сущности морали, которая тогда более все­го воплощалась в медицине. Клятва Гиппократа обязывает врача: «Чи­сто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В ка­кой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного... ». Позже и


Этика и медицина


 437


 


микробиологией), но только не медициной в известном смысле ее по­нимания. Медицина давно и прочно слилась с требованием мораль­но-этического долга — бескорыстно служить людям. Такие философс-ко-нравственные требования получили закрепления в деонтологии (гр. ёеотов — должное и 1о§о$ — учение) — специфической врачебной эти­ке, где излагаются общественные требования ко всем медицинским работникам. Но справедливости ради надо заметить, что сам термин был введен английским философом, юристом И. Бентамом (1748— 1832), который разработал принципы деонтологии как науки о долге. Она стала синонимом нравственной философии медиков, назначение которой активно участвовать в разрешении сложных взаимоотноше­ний врачей, медсестер с пациентами.

Однако врач и писатель В. В. Вересаев (1867—1945) в свое время справедливо заметил: «... как это ни печально, но нужно сознаться, что у нашей науки до сих пор нет этики. Нельзя же разуметь под нею ту специально-корпоративную врачебную этику, которая занимается лишь нормировкою непосредственных отношений врачей к публике и врачей между собой. Необходима этика в широком, философском смысле», — настаивал врач-мыслитель. - «... Узкие вопросы врачебной практики, прежде всего, должны решаться именно с философской точ­ки зрения: и только в этом случае мы сумеем, наконец, создать насто­ящую медицинскую этику». Сегодня эти мысли В. Вересаева вопло­щаются в жизнь в силу радикального изменения самой медицины и ее лечебных возможностей. Новые морально-этические принципы и пра­вила должны надежно защищать современные общественные интере­сы и потребности людей.

При формировании морально-этического менталитета врачей не­обходимо пристальное внимание уделить развитию профессиональных нравственных качеств. Врачебная этика (деонтология), появилась от­носительно давно: она отражает традиционный нравственно-этичес­кой уровень мыслительной культуры медиков. Но в современных ус­ловиях она по-прежнему может решать и успешно решает многие моральные аспекты, хотя появились принципиально иные отношения в научно-медицинской сфере. Это обстоятельство породило непрос­тые в морально-этическом отношении проблемы типа принудитель­ной госпитализации в практике врачей-психиатров или венерологов. Принципы врачебной этики здесь служат моральным оправданием жизненно необходимого насилия, на которые в исключительных слу­чаях вынуждены идти медики. Врачебная этика требует от врача, про­визора, медицинской сестры повышения личной ответственности за выполнение профессионального долга.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...