Философия здоровья человека. Этика и медицина
ГШД 21 ЭТИКА И МЕДИЦИНА Научный и технический прогресс в биомедицине, качественно иные медицинские технологии, революционные подвижки в клинической практике актуализировали морально-этические проблемы в здравоохранении. Встала задача философски переосмыслить критерии личной ответственности врача за соблюдение прав и свобод пациента как личности. Перед медиками и философами объективно встала задача установления морально-правовых границ в самодеятельности медицинских работников. Это связано, в частности, с расширяющейся практикой трансплантации человеческих органов, искусственного оплодотворения, экспериментах на человеке. В мире и в нашей стране ширятся дискуссии о якобы профессиональной обязанности медиков в исключительных случаях «облегчать» участь безнадежно больных, то есть способствовать облегчению их смерти с помощью эвтаназии. Эти и некоторые другие проблемы в жизни человека и человечества привлекли к себе внимание ученых и медиков, философов и юристов. Наряду с потребностями углубления исследовательских задач в медицинской сфере в ней обострились вопросы морально-правового свойства. 1. Философские основания морали Где-то за тысячу и более лет до нашей эры стала высоко цениться морально-этическая сторона взаимодействия человека с человеком. Тогда заметно возвысились такие внутренние регуляторы поведения людей как совесть, долг, честь и т. п. Зарождение первых принципов самоконтроля духовно обогатили человека, пробудив интерес к философскому осмыслению морали как нового явления в общественной жизни людей. Мораль (лат. тогез — обычаи народа) стала частью философии, которая разработала этику (гр. егкоз - нравы, обычаи) - науку о моральных принципах общественного поведения людей. Она напрямую затронула потребности и интересы личности и общества. В этике мораль рассматривается в основном как поиск путей и средств достижения счастья {мораль блага, рассматриваемая в эпикуреизме,
Этика и медицина О- 435 английском утилитаризме, картезианстве), но вместе с тем и как система требований к общественному поведению человека {мораль долга, составляющая главную суть философии стоицизма, кантианства, марксизма). В медицинской сфере моральные требования впервые были сформулированы врачом и мыслителем Гиппократом (ок. 460—ок. 377 до н. э. ), а затем систематизированы в деонтологии — этике долга врача (медика). Морально-этические учения исстари составляли основную часть философии, в которой непосредственно вырабатываются принципы и правила поведения каждого человека как личности. Предметом морально-этической мысли стало осознание объективного характера противоборства добра со злом, поиск смысла жизни человека. Этика призвана помогать людям понять и рационально осознать все их обыденные представления о добре и зле, о смысле жизни и деятельности. Если добро и зло в этике предстают как нечто безусловное, хотя и исторически изменчивые понятия, то смысл жизни человека становится объектом философских размышлений в целях нравственного определения жизненного пути. Смысл жизни — это элемент морального сознания и одновременно главная категория этики. Первые морально-этические нормы поведения зародились в Месопотамии 3000 лет до н. э. Они носили характер запретов на совершение антирелигиозных действий и касались, прежде всего, служителей культа, претендующих на врачевание души и тела людей. Только те люди, которые обладали сакраментальными (лат. засгатепШИз - священный, обрядовый) знаниями и умениями имели право быть целителями, врачами. В Вавилоне 2500 лет до н. э. появился и первый медицинский кодекс. Он содержал систему наказания лекарей за нарушения требований при лечении больных. В древней Персии целителям предписывалось овладевать профессиональным опытом лечения и вырабатывать в себе морально-этические качества корректного поведения с больными. По словам Геродота (484-424 до н. э. ), посетившего Египет в 5 веке до н. э., в арсенале лечебных средств медицины наряду с физическими и биологическими формами воздействия на пациента, активно и эффективно использовались моральные: словесные, мимические и пантомимические воздействия.
Человек без моральных ориентиров, согласно Аристотелю, оказывался бы существом диким и несчастным. Мнение философа как нельзя лучше говорит о гуманной сущности морали, которая тогда более всего воплощалась в медицине. Клятва Гиппократа обязывает врача: «Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного... ». Позже и Этика и медицина 437
микробиологией), но только не медициной в известном смысле ее понимания. Медицина давно и прочно слилась с требованием морально-этического долга — бескорыстно служить людям. Такие философс-ко-нравственные требования получили закрепления в деонтологии (гр. ёеотов — должное и 1о§о$ — учение) — специфической врачебной этике, где излагаются общественные требования ко всем медицинским работникам. Но справедливости ради надо заметить, что сам термин был введен английским философом, юристом И. Бентамом (1748— 1832), который разработал принципы деонтологии как науки о долге. Она стала синонимом нравственной философии медиков, назначение которой активно участвовать в разрешении сложных взаимоотношений врачей, медсестер с пациентами. Однако врач и писатель В. В. Вересаев (1867—1945) в свое время справедливо заметил: «... как это ни печально, но нужно сознаться, что у нашей науки до сих пор нет этики. Нельзя же разуметь под нею ту специально-корпоративную врачебную этику, которая занимается лишь нормировкою непосредственных отношений врачей к публике и врачей между собой. Необходима этика в широком, философском смысле», — настаивал врач-мыслитель. - «... Узкие вопросы врачебной практики, прежде всего, должны решаться именно с философской точки зрения: и только в этом случае мы сумеем, наконец, создать настоящую медицинскую этику». Сегодня эти мысли В. Вересаева воплощаются в жизнь в силу радикального изменения самой медицины и ее лечебных возможностей. Новые морально-этические принципы и правила должны надежно защищать современные общественные интересы и потребности людей.
При формировании морально-этического менталитета врачей необходимо пристальное внимание уделить развитию профессиональных нравственных качеств. Врачебная этика (деонтология), появилась относительно давно: она отражает традиционный нравственно-этической уровень мыслительной культуры медиков. Но в современных условиях она по-прежнему может решать и успешно решает многие моральные аспекты, хотя появились принципиально иные отношения в научно-медицинской сфере. Это обстоятельство породило непростые в морально-этическом отношении проблемы типа принудительной госпитализации в практике врачей-психиатров или венерологов. Принципы врачебной этики здесь служат моральным оправданием жизненно необходимого насилия, на которые в исключительных случаях вынуждены идти медики. Врачебная этика требует от врача, провизора, медицинской сестры повышения личной ответственности за выполнение профессионального долга.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|