Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эстетика и медицина 1 страница




I


I


438 < > Философия медицины -0- Раздел IV ♦ Глава 21

В результате современного философского образования и мораль­ного самовоспитания у медиков утверждаются новые моральные зап­реты. Так, чувство искренней благодарности пациента врачу, медсест­ре, нянечке естественно и всем понятно. Он хочет, как правило, выразить свою признательность медикам высоконравственно и бес­корыстно. Но медики должны занимать, так сказать, оборонительную позицию по отношению к своим благодарным пациентам: им надо ре­шительно, но интеллигентно отказываться принимать дорогие в мате­риальном плане дары. И это сегодня, как никогда в прошлом, мораль­но оправдано: ведь любая товарная стоимость подарка ставит под сомнение бескорыстие врача. Тем самым профессиональное достоин­ство врача может оказаться нравственно уязвленным. Поэтому его по­зиция в подобных случаях должна быть понятна и пациентам, так как хороший врач всегда высоко ценит чувство самоуважения. И он должен быть на нравственной высоте своего профессионального достоинства.

Если право по отношению к медику — это сила внешнего воздей­ствия на него, то морально-этическая ответственность — это его «внут­ренний голос», говорящий о личной нравственной воспитанности. Если от «карающей руки» закона человек иногда может уйти, то от суда собственной совести не уйдешь. Не следует, однако, умалять и значе­ние врачебного (медицинского) права. Но важно при этом помнить, что закон только тогда может повысить ответственность специалиста, когда он обогащается моральным содержанием. В деятельности хоро­шего специалиста-медика морально-этические принципы гуманизма должны воплотиться в совокупность конкретных поведенческих норм, добросовестное выполнение которых будет для него и профессиональ­ным долгом, и делом его профессиональной чести и достоинства.

2. Истоки биоэтики

Этика традиционно именуется гуманной философией. Она рассмат­ривается как одно из проявлений человеколюбия. Этика в медицине несет в себе немаловажную моральную ценность - это сострадание к человеку, утратившему здоровье. В философско-моральном плане про­блема сострадания занимала мысли философов практически на про­тяжении всей исторической культуры. Аристотель (384-322 до н. э. ) называл человеческие сострадания важнейшим фактором морального испытания. Философы разных эпох (стоики, Блаженный Августин, Ф. Бэкон, И. Кант), сострадая людям, попавшим в беду, учили их ис-


Этика и медицина 0- 439

кусству избавления от мук страданий. Ф. Бэкон (1561-1626) обращал­ся к врачам: «... Я совершенно убежден, что долг врача состоит не только том, чтобы восстанавливать здоровье, но и в том, чтобы облегчить стра­дания и мучения, причиняемые болезнями».

Система морально-этических ориентации медиков практически всегда (а иначе и быть не может) альтруистична, (лат. а11ег - другой). В основе медицинского альтруизма лежит неподдельная любовь к лю­дям и искреннее сострадание врачей, провизоров и медсестер к ближ­нему. Толкование этого понятия в философско-этической и религиоз­ной литературе неоднозначно, но главное в нем бесспорно — уважительное отношение к людям. Медики идут на личное самопо­жертвование во спасение человека. Медицинский альтруизм как мо­рально-этический принцип профессионального действия проявляет­ся абсолютно во всем: от светского гуманизма, проявляющегося в сострадании к себе подобным, до христианского толкования, где лю­бовь к Богу и человеку — одно целое.

Дошедшая до нас клятва Гиппократа сохраняет свою морально-эти­ческую ценность до настоящего времени потому, что представляет со­бой кодекс альтруистических требований ко всем медикам. Это пре­вращает ее в ценностное или аксиологическое учение медиков на протяжении всей истории медицины. Деонтология Бентама явилась выражением прагматической точки зрения на строгие моральные нор­мы долженствования и нравственные правила поведения врача, кото­рые сводятся к пользе врачебных решений для пациента. Ныне меди­цинская деонтология стала больше делиться, дифференцироваться на части, соответственно разделению труда медиков: деонтологию в хи­рургии, терапии, психиатрии и т. д. То есть происходит естественная коррекция и конкретизация жестких моральных требований в различ­ных отраслях медицины.

Одним из ключевых требований медицинской деонтологии счита­ется особо гуманное отношение к личности больного. Врач должен уметь профессионально (как специалист) и морально (как философ) воздействовать на личность пациента, формировать у него оптимис­тичное настроение. Такие требования к врачу в традиции русской ме­дицинской школы. Скромный и требовательный к себе Н. В. Склифо-совский (1836—1904), был чутким и отзывчивым к пациентам и коллегам. Он не мог терпеть грубости и вольности по отношению к больному. Сам никогда и никого не унижал, не третировал. Обращал­ся к людям изыскано вежливо, подчеркивая свое искреннее уважение, независимо от их положения в обществе. «К ординаторам клиники, -вспоминал профессор Таубер, - к студентам и приходящим больным


440 ♦ Философия медицины ♦ Раздел IV ■ §■ Глава 21

он всегда относился с выражением участия, но никогда не позволял себе говорить что-либо лишнее, не идущее к делу; а рассказывать анек­доты или подшучивать с больными, как это нередко позволяют себе многие клиницисты, в клинике Склифосовского считалось преступ­лением против врачебной этики — и не допускалось ни в коем случае».

Этот пример свидетельствует, что врачебная этика заключается не только в изысканной вежливости по отношению к людям. Она пред­полагает значительно большее - при всем этом и высочайший про­фессионализм. Профессионализм - это показатель подготовленнос­ти медика к его ответственной врачебной деятельности. Это его нравственно-этическая составляющая как медика. Высокий профес­сионализм врача немыслим без умения правильно, уверенно и спо­койно общаться с больными и коллегами. Больной практически все­гда очень уязвим. И личное обаяние врача: доброта, искренность, доверительность, скромность — это тоже составляющие его профес­сионализма.

Развитие естествознания вообще и медицинской науки, в частно­сти, интенсифицировали и значительно расширили поле исследова­ний феномена жизни, поставили перед учеными-исследователями, практическими врачами проблему переосмысления многих философ-ско-этических парадигм познания живого и его радикального изме­нения. Можно считать, что в соответствии с потребностями времени появилась биоэтика, междисциплинарная дисциплина, центральное ядро которой - отношение к жизни и смерти. Биоэтика как мораль­но-этическая наука сформировалась в 60-х годах прошлого столетия. Термин «биоэтика» впервые был предложен американским ученым В. Р. Поттером в 1969 году. За прошедшие годы эта новая философско-этическая парадигма стала действительно этикой «благоговения пе­ред жизнью», по выражению А. Швейцера (1875-1965). А. Швейцер считал, что гуманная философия (этика) должна исходить из самого непосредственного и всеобъемлющего факта жизни «я — жизнь среди жизни, которая хочет жить». Отсюда и задачи биоэтики в медицине качественно другие. Основными отправными точками ее служат два требования: 1) биоэтика должна вытекать из достижений всех есте­ственных наук и, прежде всего, биомедицины; 2) биоэтика не должна противоречить здравому смыслу, когда он опирается на обширный эмпирический материал практической медицины. Эти требования к биоэтике служат целям формирования у всех медиков, да и у всех спе­циалистов уважительного отношения к жизни.

В рамках общих традиций культуры каждая эпоха предъявляла ме­дикам все новые и новые требования к их морали долженствования,


Этика и медицина ♦ 441

которые выражались в идеалах, принципах гуманизма. Осмысление гуманных мотивов в современном естествознании и в новых научных технологиях биомедицины привели к возникновению биоэтики, ко­торая лежит на стыке философии, этики, социологии, юриспруден­ции, биологии и медицины Она получила в общественном мнении признание как особое гуманитарное знание, ориентированное на утверждение во всех исследованиях (но особенно в медицинском экс­периментировании) социально-этической справедливости. Ее возник­новение было вызвано постоянно меняющимися и совершенствую­щимися медико-правовыми и философско-этическими аспектами в медицинской науке.

Можно сказать, что биоэтика как новая нравственная доктрина ста­ла своеобразным способом сохранения жизни в ее естественном со­стоянии и, прежде всего, укрепления здорового образа жизни челове­ка и его прав на свободное, самостоятельное определение своей творческой жизнедеятельности. Биоэтика как гуманная философия должна приобрести новую гуманистическую ценностную размерность. Так, поддержание жизни искусственными способами у больных, про­шедших стадию комы, остро ставит проблему определения жизни и смерти. Это касается и защиты права человека на свободный личный выбор им жизни или смерти. Впервые о моральном праве на достой­ную смерть заявил философ и назвал его эвтаназией. Это был англи­чанин Ф. Бэкон (1561 — 1626). Он под эвтаназией (гр. ей — хорошо, ГкапаЮз — смерть) понимал «легкую» смерть. Эвтаназия: это милосер­дие или преступление? Этот вопрос стал ныне главной морально-эти­ческой проблемой в философии и биомедицинской этике.

Эвтаназия — это добровольный выбор не между жизнью и смертью, а между разными смертями: одна из них спокойная и легкая, а дру­гая - бесконечно долгая агония. Могут ли люди иметь право на сво­бодный выбор ухода из жизни? Нет, невозможно легитимизировать пока эвтаназию в современном мире и России. Но сторонники эвта­назии настаивают на том, что она является реализацией свободы воли пациента, его осознанным и информированным выбором. А такой выбор с необходимостью предполагает наличие у пациента коррект­ной, но объективной информации о диагнозе и трагическом прогнозе заболевания. Согласно данным социологических опросов, проводив­шихся в разных странах, в том числе и в России, врачи намного более негативно относятся к эвтаназии, чем население в целом. Впрочем, как показывают опросы, проведенные среди московских врачей, мо­лодые врачи чаще считают эвтаназию допустимой в исключительных случаях, чем врачи старших возрастных групп.


442 < > Философия медицины *Ф> Раздел IV •> Глава 21

И что бы там ни говорили об эвтаназии: за или против, врач обязан делать все от него зависящее, чтобы вернуть пациенту здоровье, охра­нить его от мук боли или «сНутит орш - сейаге ёо1огет», что означает божественное дело — успокаивать боль. Врач должен быть истинным гуманистом, хорошим специалистом, порядочным, благородным че­ловеком. Эти качества должны проявляться всегда и везде: дома, и на работе, при общении и с больными, и с их родственниками и т. д. Несомненно, что современный врач должен обладать развитым чув­ством гражданской ответственности. Но все же главным показателем моральных качеств врача была и остается его совесть. Врач обязан быть исключительно доброжелательным, душевным человеком. Все это -высшие гуманные, морально-этические ценности в мире.

3. Гуманистические идеалы биоэтики

Идеалы гуманизма (лат. Нитапив — человечный) ныне пронизыва­ют все направления в международном сотрудничестве. В Уставе ЮНЕСКО сказано, что необходимо внедрять в общественное созна­ние «демократические принципы уважения достоинства человеческой личности, равноправия и взаимного уважения людей». В нем обраща­ется внимание и на то, что «для поддержания человеческой чести и достоинства необходимо самое широкое распространение культуры и образования среди практически всех людей на основе справедливос­ти, свободы и мира». При этом подчеркивается: «мир должен базиро­ваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человече­ства». В этой связи перед всем прогрессивным человечеством встала задача поиска путей средств и методов избавления людей от целого ряда нравственно-этических стереотипов в философии, естествозна­нии, медицинской науке и практике.

На памяти идеологический и нравственный антагонизм людей XX века, приведший к величайшим социальным потрясениям» духовным кризисам, бурным переменам в жизни людей. И поныне возникают то в одной, то в другой точке земного шара напряженнейшие драмати­ческие ситуации. Социально-философский анализ острых проблем непростой судьбы человечества для многих политиков, ученых, меди­ков стал в известном смысле откровением о возможном «самоубий­стве» человечества. Наряду с этим встал вопрос и о философско-эти-ческой переоценке достижений в науке и технике, новейших технологий в биомедицине, которые на первый взгляд кажутся прогрессивны­ми. Философски мыслящие специалисты-медики опасаются, как бы


Этика и медицина -О 443

новые биомедицинские и генно-инженерные технологии, будучи в плену неуемного рационализма ученых, нечаянно не приблизили ка­тастрофу земной биосферы, а вместе с ней и человеческого разума.

Цель внедрения гуманных мотивов биоэтики в научную медицину состоит в том, чтобы «пробуждать» у ученых совесть специалиста, ко­торая сдерживала бы их от опрометчивых опытов по созданию новых видов растений, животных методами генной инженерии, но, прежде всего, людей методом клонирования. Закрепление в современном об­щественном сознании гуманистических идеалов биоэтики позволит разрешить комплекс сложнейших проблем, возникших, кстати, «по воле» самих же ученых, технологов, а также политиков, социологов, экономистов. Они своими, не всегда чистыми в нравственном отно­шении, деяниями поставили человеческую цивилизацию на край про­пасти и более того — возможного самоуничтожения человечества. При­знавая исключительную приоритетность человека, его созидательных, рационально-гуманистических ценностей, в том числе и в области научной медицины, важно понять сущность философско-этического самосознания ученых-медиков, да и всех практических врачей.

Современный специалист-медик должен помнить и умело объек­тивировать гуманистические идеалы, присущие биоэтике, в своей на­учной творческой деятельности. Философский гуманизм как этика человеколюбия органично сопряжен с гражданской ответственностью медиков, которая всегда была неразрывно связана с общественной моралью. Но не устарели и поныне философские вопросы: как чело­веку стать Человеком? и почему его надо любить? Эти вопросы не дают покоя философам, этикам, а в последнее время и медикам. Причем на каждом новом этапе научно-технического прогресса они пытаются найти и предложить людям универсальный метод улучшения челове­ка. Философско-этическое осмысление медиками этих наисложней­ших проблем остается труднейшей задачей и в теоретической, и в прак­тической медицине. Гуманистические мотивы биоэтики несколько приблизили решение этой задачи в духовно-нравственной атмосфере медицины.

Практическое внедрение гуманистических идеалов в медицинскую науку и практику не может быть отложено ныне на отдаленную перс­пективу. Причем, гуманистические идеалы и принципы, такие как ува­жение к правам и достоинству личности, к ее свободе, невозможно привнести в медицину как бы извне. Они по определению - суть ме­дицинского менталитета. Сам процесс становления медицинского менталитета ведет к росту или вызреванию гуманно-нравственных начал у широкой общественности. Философия гуманизма необычай-


444 -О Философия медицины ♦ Раздел IV О Глава 21

но остро проявляет себя в отечественной медицине: науке и практике. Она тесно связала свою судьбу с решением гуманитарной задачи ук­репления здоровья и упреждения преждевременной смерти людей. Медики ставят вопрос о том, чтобы биология как наука о жизни была бы дополнена исследованием биологии смерти. Здесь есть немало со­циально-гуманистических дилемм, выходящих далеко за пределы тра­диционных морально-этических воззрений.

Особенно сложными и противоречивыми в этом отношении ста­новятся проблемы, связанные с новыми методами диагностики и ле­чения «болезней века». Врач становится героем и виновником в борь­бе за здоровье и жизнь людей. Никто не сможет сравниться с врачом, который берет на себя всю полноту ответственности за всевозможные последствия его действий. Лечащий врач имеет дело и с личностью больного, и с его семьей, и с разными группами населения. Все врачи, работающие в больницах, поликлиниках, амбулаториях, имеющие се­мейную или частную практику, должны хорошо знать политико-эко­номические условия, морально-этическое и экологическое состояния местожительства пациентов. Врачи сегодня должны уметь мыслить масштабно: не только клинически, а и философско-этически, тонко психологически. Кроме того, они должны владеть информацией о со­стоянии страны, общественного мнения и настроения людей. Меди­ки в их повседневной деятельности, обречены идти на мужественный гражданский поступок, а порой даже на подвиг.

Гуманизация исследовательской деятельности в медицине, преоб­разование ее духовно-интеллектуального и морально-этического на­чал пролегает через воскрешение философии прошлого, через соеди­нение принципов рационального мышления с морально-этической практикой. Исходя из социально-нравственного понимания задач из­менения природы человека и человечества, современная идеология гуманизма называет приоритетными принципы: справедливости и альтруизма, бережливости и щедрости, милосердия и сострадания, стремления к новому при уважительном отношении к настоящему и прошлому. Однако XX век оставил после себя не только огромные на­учно-технические достижения, но и немалое количество духовных потерь, особенно морально-нравственных. И выражение милосердия к слабым людям, к сожалению, входит в их число. Даже медицина, которая исторически выросла из сострадания, из стремления компе­тентно помогать страждущему, не стала сегодня исключением. И это несмотря на научные и практические достижения медицины, на успе­хи в самых разных ее отраслях. В XXI столетии больной не меньше будет нуждаться в человеческом участии, а может быть и больше.


Этика и медицина ♦ 445

В вечном поиске новых, более эффективных путей и средств лече­ния больных врачи всегда стремились соблюдать нравственно-гума­нистическую ориентацию на различных этапах исследовательского процесса: от осознания и постановки проблемы до практического ее решения. Стремительный прогресс в области изучения генома чело­века поставил и перед исследователями, и перед практическими вра­чами множество проблем чисто философско-этического порядка, ка­сающихся как допустимости применения в отношении человека тех или иных биомедицинских технологий, так и границ той возможной информации, которая обязательно должна или только может быть со­общена пациенту, его родным. Это, кстати, уже частично и происхо­дит сегодня в рамках выработки единых биоэтических принципов, которые приобретают с каждым днем все более широкое международ­ное признание.

Научный прогресс в медицинской технологии и технике, практике лечения людей ныне невозможен без проведения многочисленных исследований с участием животных и человека. Но при этом у обще­ственности возникло осознание глобальной опасности для земного бытия человека из-за радикального научно-технологического «пере­дела» живого. В связи со стремлением ряда ученых преобразовать жизнь растений и животных, а в будущем и человека у широкой обще­ственности возникло негативное отношение к тем перспективам, ко­торые «рисуют» новые технологи в деле «улучшения и совершенство­вания живого на Земле». На повестку дня вновь выдвинулась извечная философская проблема выбора пути человеком, ведущего его либо к добру, либо к злу. Разрешить же эту жизненную ситуацию можно толь­ко через «синтез» человеческого разума и морали.

Человек в своей жизнедеятельности обречен постоянно выбирать между добром и злом. Осознав, что любое его слово и дело могут обер­нуться против него самого, что вообще мир наполнен борьбой свет­лых и темных сил, специалист, будучи совестливым человеком, выра­батывает в себе чувство личной ответственности. Отсюда становится ясно, что свобода ответственного выбора специалиста с необходимос­тью предполагает соотношение разума и нравственности. Г. Гегель (1770-1831) пророчески размышлял: «Если я хочу разумного, то я по­ступаю не как обособленный индивидуум, а согласно понятиям нрав­ственности вообще; в нравственном поступке выдвигаю я не самого себя, а суть. Разумное — это большая дорога, по которой проходит каж­дый, но на которой никто не выдается». Современные философы, уче­ные и медики рассматривают разум и нравственность человека как целостный социально-культурный феномен. Его здоровье они во мно-


446 ♦ Философия медицины О- Раздел IV ♦ Глава 21

гом связывают с характером социальной и психической деятельнос­тью человека.

Здоровье - это способность организма адаптироваться или приспо­сабливаться к любым изменениям в природе или обществе. Это уме­ние личности сохранять при этом благостное самочувствие, настрой на саморазвитие, самосовершенствование. Болезнь ведет к угасанию, увяданию организма или даже его смерти. Ныне, как никогда прежде, весьма негативно меняются на планете условия обитания всех орга­низмов. Поэтому особо актуализировался вопрос о сохранении и даже спасении жизни.

Современный ученый не сможет при проведении опытов с орга­низмом находиться вне воздействия общественной морали. А когда речь идет об исследовании на человеке, его жизни, то ограничиваться только познавательной функцией науки просто недопустимо. Ученые и философы говорят о назревшей необходимости запрета ряда направ­лений исследований, об ограничении свободы экспериментирования. Ведь действительно, в сфере биомедицинских и иных научных иссле­дований, проводимых на человеке (психологических, физических, антропологических и пр. ), такого рода запреты и ограничения уже по­лучают институциональное оформление и закрепление. Член-коррес­пондент РАН Б. Г. Юдин убежден, что ныне «становится нормой обя­зательная этическая экспертиза проектов таких исследований».

В частности, каждому ученому, каждому медику, которые планиру­ют биомедицинские исследования, необходимо принять во внимание всю основательность его теоретической обоснованности, методологи­ческую корректность, техническую реализуемость и этическую при­емлемость. Тем самым, цели и ценности, которые обусловлены взаи­мосвязями между наукой, медициной и обществом, уже не остаются чем-то внешним по отношению к безопасности человека, которая ныне превращается в специфическую область биоэтики, осмысливающей нравственные ценности жизни вообще и человеческой, в особеннос­ти. Нельзя считать случайным то, что ее возникновение и*развитие связаны с изменениями в сфере биомедицины, медицинской науки, практического здравоохранения. Они получают сегодня очень широ­кое распространение в связи с достижениями в генной инженерии, трансплантации органов, биотехнологии и т. д.

Генно-инженерные технологии, связанные с возможным примене­нием революционных достижений биомедицинской науки в радикаль­ном изменении клинической практики, вовсе не гарантируют благо­приятный исход лечения тяжелобольных. Да и современная биология, исследуя весьма тонкие механизмы наследственности, и физиология,


Этика и медицина -0- 447

глубоко проникая в структуру мозга, могут оказывать эффективное воздействие на изменение человеческого организма. Это все указыва­ет на возможное радикальное воздействие современной медицинской науки и передовых медицинских технологий на изменение природных свойств человека. В связи с этим чрезвычайно заостряется проблема демаркации между научной истиной и нравственностью в медицине.

4. Биоэтика - наука о самоценности жизни

Современная медико-клиническая практика и медико-технологи­ческое перевооружение медицины принципиально по-новому поста­вили вопросы о месте морали в естествознании вообще и медицинс­кой науке, в особенности. До недавнего времени многие специалисты были убеждены, что главная цель морали в науках состоит в реализа­ции жестких этических норм-требований к ученым с целью получе­ния объективности знания, проявления ими беспристрастия в отыс­кании истины в силу высокого профессионализма и, конечно, особой чистоты проведения научного эксперимента. Теперь этого стало мало. Важнейшая задача биоэтики в научном исследовании состоит в том, чтобы «сигналить об отступлении от истины и напомнить о причиня­емом зле» (академик П. В. Симонов). Много понятней стало и все воз­растающие роль и значение биоэтики как новой идеологической па­радигмы медиков в их медико-клинической практике, специальной научно-исследовательской деятельности, когда на первый план выхо­дят права людей, особенно подвергаемых испытаниям, хотя бы и доб­ровольным.

Разработка морально-правовых требований в процессе эксперимен­тов с участием человека является одной из фундаментальных проблем биоэтики. Основные требования к процессу экспериментов на чело­веке изложены в Нюрнбергском Кодексе. Суть требований к экспери­ментированию сводится к абсолютно необходимому добровольному согласию подопытного; эксперимент должен приносить плодотворные результаты на благо всего общества, недостижимые с помощью других методов и средств изучения; эксперимент должен организовываться на базе предварительных экспериментов, проведенных над животны­ми; эксперимент должен быть построен так, чтобы исключить всякое ненужное физическое и психическое страдание или повреждение; ни один эксперимент не должен проводиться там, где существует апри­орный повод полагать, что может иметь место смерть или калечащее повреждение; нельзя рисковать там, где рассматриваемая проблема не


448 ♦ Философия медицины -О- Раздел IV О Глава 21

является слишком важной для человечества; необходимы соответству­ющие предосторожности, чтобы оградить того, кто участвует в экс­перименте от даже отдаленной возможности повреждений, смерти и недееспособности; эксперимент должен проводиться только квалифи­цированным специалистом; во время эксперимента подопытный дол­жен иметь право в любой момент прекратить эксперимент; во время эксперимента исследователь должен быть готов в любой момент пре­кратить эксперимент, если, по его мнению, продолжение последнего может привести к повреждениям, недееспособности или смерти по­допытного. Нюрнбергский Кодекс содержит традиционные предосто­рожности, сформировавшиеся в истории врачевания. Безопасность подопытного в процессе эксперимента должна находиться в центре внимания экспериментатора. Главный принцип «не навреди» опреде­ляет взаимоотношения между врачом и пациентом, благо которого и в условиях эксперимента — основа их взаимоотношений. Детализация принципов экспериментирования с участием человека, изложенных в Нюрнбергском Кодексе, осуществлялась в содержании Принципов поведения исследователей и Принципах проведения эксперимента (ВМА, 1954 г. ), Хельсинской Декларации (ВМА, 1964 г. ), Принципах медицинской этики Американской медицинской ассоциации (АМА, 1971 г. ). В Директиве департамента здравоохранения, образования и социального обеспечения (ОНЕ\У, 1974 г. ), чтобы защищать права че­ловека предложено шесть основных положений, которые необходи­мо сообщить подопытному для того, чтобы обеспечить подлинное ин­формированное его участие в эксперименте.

Данные положения требуют от организаторов эксперимента чест­ного рассказа о последующих действиях и их целях, включая четкое разъяснение, какие, собственно, процедуры являются эксперимен­тальными и описание сопутствующих неудобств. Нельзя скрывать и другие альтернативные процедуры, которые могут быть более благо­приятны для подопытного. Экспериментатор должен быть готовым ответить на все вопросы и сообщить подопытному о том, что он сво­боден отказаться от данного им согласия и прекратить участие в экс­перименте в любое время без ущерба для себя. Перечисленные и ряд других документов содержат основополагающие принципы деятель­ности практикующего врача-исследователя, предполагающие приори­тетное значение здоровья пациента. Непреложный врачебный прин­цип о приоритетности здоровья пациента обеспечивает каждому человеку право на достойное лечение, которое не должно подвергать­ся сомнению никакими доводами научной или общественной пользы. Достойные цели должны достигаться достойными средствами. Инте-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...