Эстетика и медицина 1 страница
I I 438 < > Философия медицины -0- Раздел IV ♦ Глава 21 В результате современного философского образования и морального самовоспитания у медиков утверждаются новые моральные запреты. Так, чувство искренней благодарности пациента врачу, медсестре, нянечке естественно и всем понятно. Он хочет, как правило, выразить свою признательность медикам высоконравственно и бескорыстно. Но медики должны занимать, так сказать, оборонительную позицию по отношению к своим благодарным пациентам: им надо решительно, но интеллигентно отказываться принимать дорогие в материальном плане дары. И это сегодня, как никогда в прошлом, морально оправдано: ведь любая товарная стоимость подарка ставит под сомнение бескорыстие врача. Тем самым профессиональное достоинство врача может оказаться нравственно уязвленным. Поэтому его позиция в подобных случаях должна быть понятна и пациентам, так как хороший врач всегда высоко ценит чувство самоуважения. И он должен быть на нравственной высоте своего профессионального достоинства. Если право по отношению к медику — это сила внешнего воздействия на него, то морально-этическая ответственность — это его «внутренний голос», говорящий о личной нравственной воспитанности. Если от «карающей руки» закона человек иногда может уйти, то от суда собственной совести не уйдешь. Не следует, однако, умалять и значение врачебного (медицинского) права. Но важно при этом помнить, что закон только тогда может повысить ответственность специалиста, когда он обогащается моральным содержанием. В деятельности хорошего специалиста-медика морально-этические принципы гуманизма должны воплотиться в совокупность конкретных поведенческих норм, добросовестное выполнение которых будет для него и профессиональным долгом, и делом его профессиональной чести и достоинства.
2. Истоки биоэтики Этика традиционно именуется гуманной философией. Она рассматривается как одно из проявлений человеколюбия. Этика в медицине несет в себе немаловажную моральную ценность - это сострадание к человеку, утратившему здоровье. В философско-моральном плане проблема сострадания занимала мысли философов практически на протяжении всей исторической культуры. Аристотель (384-322 до н. э. ) называл человеческие сострадания важнейшим фактором морального испытания. Философы разных эпох (стоики, Блаженный Августин, Ф. Бэкон, И. Кант), сострадая людям, попавшим в беду, учили их ис- Этика и медицина 0- 439 кусству избавления от мук страданий. Ф. Бэкон (1561-1626) обращался к врачам: «... Я совершенно убежден, что долг врача состоит не только том, чтобы восстанавливать здоровье, но и в том, чтобы облегчить страдания и мучения, причиняемые болезнями». Система морально-этических ориентации медиков практически всегда (а иначе и быть не может) альтруистична, (лат. а11ег - другой). В основе медицинского альтруизма лежит неподдельная любовь к людям и искреннее сострадание врачей, провизоров и медсестер к ближнему. Толкование этого понятия в философско-этической и религиозной литературе неоднозначно, но главное в нем бесспорно — уважительное отношение к людям. Медики идут на личное самопожертвование во спасение человека. Медицинский альтруизм как морально-этический принцип профессионального действия проявляется абсолютно во всем: от светского гуманизма, проявляющегося в сострадании к себе подобным, до христианского толкования, где любовь к Богу и человеку — одно целое. Дошедшая до нас клятва Гиппократа сохраняет свою морально-этическую ценность до настоящего времени потому, что представляет собой кодекс альтруистических требований ко всем медикам. Это превращает ее в ценностное или аксиологическое учение медиков на протяжении всей истории медицины. Деонтология Бентама явилась выражением прагматической точки зрения на строгие моральные нормы долженствования и нравственные правила поведения врача, которые сводятся к пользе врачебных решений для пациента. Ныне медицинская деонтология стала больше делиться, дифференцироваться на части, соответственно разделению труда медиков: деонтологию в хирургии, терапии, психиатрии и т. д. То есть происходит естественная коррекция и конкретизация жестких моральных требований в различных отраслях медицины.
Одним из ключевых требований медицинской деонтологии считается особо гуманное отношение к личности больного. Врач должен уметь профессионально (как специалист) и морально (как философ) воздействовать на личность пациента, формировать у него оптимистичное настроение. Такие требования к врачу в традиции русской медицинской школы. Скромный и требовательный к себе Н. В. Склифо-совский (1836—1904), был чутким и отзывчивым к пациентам и коллегам. Он не мог терпеть грубости и вольности по отношению к больному. Сам никогда и никого не унижал, не третировал. Обращался к людям изыскано вежливо, подчеркивая свое искреннее уважение, независимо от их положения в обществе. «К ординаторам клиники, -вспоминал профессор Таубер, - к студентам и приходящим больным 440 ♦ Философия медицины ♦ Раздел IV ■ §■ Глава 21 он всегда относился с выражением участия, но никогда не позволял себе говорить что-либо лишнее, не идущее к делу; а рассказывать анекдоты или подшучивать с больными, как это нередко позволяют себе многие клиницисты, в клинике Склифосовского считалось преступлением против врачебной этики — и не допускалось ни в коем случае». Этот пример свидетельствует, что врачебная этика заключается не только в изысканной вежливости по отношению к людям. Она предполагает значительно большее - при всем этом и высочайший профессионализм. Профессионализм - это показатель подготовленности медика к его ответственной врачебной деятельности. Это его нравственно-этическая составляющая как медика. Высокий профессионализм врача немыслим без умения правильно, уверенно и спокойно общаться с больными и коллегами. Больной практически всегда очень уязвим. И личное обаяние врача: доброта, искренность, доверительность, скромность — это тоже составляющие его профессионализма.
Развитие естествознания вообще и медицинской науки, в частности, интенсифицировали и значительно расширили поле исследований феномена жизни, поставили перед учеными-исследователями, практическими врачами проблему переосмысления многих философ-ско-этических парадигм познания живого и его радикального изменения. Можно считать, что в соответствии с потребностями времени появилась биоэтика, междисциплинарная дисциплина, центральное ядро которой - отношение к жизни и смерти. Биоэтика как морально-этическая наука сформировалась в 60-х годах прошлого столетия. Термин «биоэтика» впервые был предложен американским ученым В. Р. Поттером в 1969 году. За прошедшие годы эта новая философско-этическая парадигма стала действительно этикой «благоговения перед жизнью», по выражению А. Швейцера (1875-1965). А. Швейцер считал, что гуманная философия (этика) должна исходить из самого непосредственного и всеобъемлющего факта жизни «я — жизнь среди жизни, которая хочет жить». Отсюда и задачи биоэтики в медицине качественно другие. Основными отправными точками ее служат два требования: 1) биоэтика должна вытекать из достижений всех естественных наук и, прежде всего, биомедицины; 2) биоэтика не должна противоречить здравому смыслу, когда он опирается на обширный эмпирический материал практической медицины. Эти требования к биоэтике служат целям формирования у всех медиков, да и у всех специалистов уважительного отношения к жизни. В рамках общих традиций культуры каждая эпоха предъявляла медикам все новые и новые требования к их морали долженствования, Этика и медицина ♦ 441 которые выражались в идеалах, принципах гуманизма. Осмысление гуманных мотивов в современном естествознании и в новых научных технологиях биомедицины привели к возникновению биоэтики, которая лежит на стыке философии, этики, социологии, юриспруденции, биологии и медицины Она получила в общественном мнении признание как особое гуманитарное знание, ориентированное на утверждение во всех исследованиях (но особенно в медицинском экспериментировании) социально-этической справедливости. Ее возникновение было вызвано постоянно меняющимися и совершенствующимися медико-правовыми и философско-этическими аспектами в медицинской науке.
Можно сказать, что биоэтика как новая нравственная доктрина стала своеобразным способом сохранения жизни в ее естественном состоянии и, прежде всего, укрепления здорового образа жизни человека и его прав на свободное, самостоятельное определение своей творческой жизнедеятельности. Биоэтика как гуманная философия должна приобрести новую гуманистическую ценностную размерность. Так, поддержание жизни искусственными способами у больных, прошедших стадию комы, остро ставит проблему определения жизни и смерти. Это касается и защиты права человека на свободный личный выбор им жизни или смерти. Впервые о моральном праве на достойную смерть заявил философ и назвал его эвтаназией. Это был англичанин Ф. Бэкон (1561 — 1626). Он под эвтаназией (гр. ей — хорошо, ГкапаЮз — смерть) понимал «легкую» смерть. Эвтаназия: это милосердие или преступление? Этот вопрос стал ныне главной морально-этической проблемой в философии и биомедицинской этике. Эвтаназия — это добровольный выбор не между жизнью и смертью, а между разными смертями: одна из них спокойная и легкая, а другая - бесконечно долгая агония. Могут ли люди иметь право на свободный выбор ухода из жизни? Нет, невозможно легитимизировать пока эвтаназию в современном мире и России. Но сторонники эвтаназии настаивают на том, что она является реализацией свободы воли пациента, его осознанным и информированным выбором. А такой выбор с необходимостью предполагает наличие у пациента корректной, но объективной информации о диагнозе и трагическом прогнозе заболевания. Согласно данным социологических опросов, проводившихся в разных странах, в том числе и в России, врачи намного более негативно относятся к эвтаназии, чем население в целом. Впрочем, как показывают опросы, проведенные среди московских врачей, молодые врачи чаще считают эвтаназию допустимой в исключительных случаях, чем врачи старших возрастных групп. 442 < > Философия медицины *Ф> Раздел IV •> Глава 21
И что бы там ни говорили об эвтаназии: за или против, врач обязан делать все от него зависящее, чтобы вернуть пациенту здоровье, охранить его от мук боли или «сНутит орш - сейаге ёо1огет», что означает божественное дело — успокаивать боль. Врач должен быть истинным гуманистом, хорошим специалистом, порядочным, благородным человеком. Эти качества должны проявляться всегда и везде: дома, и на работе, при общении и с больными, и с их родственниками и т. д. Несомненно, что современный врач должен обладать развитым чувством гражданской ответственности. Но все же главным показателем моральных качеств врача была и остается его совесть. Врач обязан быть исключительно доброжелательным, душевным человеком. Все это -высшие гуманные, морально-этические ценности в мире. 3. Гуманистические идеалы биоэтики Идеалы гуманизма (лат. Нитапив — человечный) ныне пронизывают все направления в международном сотрудничестве. В Уставе ЮНЕСКО сказано, что необходимо внедрять в общественное сознание «демократические принципы уважения достоинства человеческой личности, равноправия и взаимного уважения людей». В нем обращается внимание и на то, что «для поддержания человеческой чести и достоинства необходимо самое широкое распространение культуры и образования среди практически всех людей на основе справедливости, свободы и мира». При этом подчеркивается: «мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества». В этой связи перед всем прогрессивным человечеством встала задача поиска путей средств и методов избавления людей от целого ряда нравственно-этических стереотипов в философии, естествознании, медицинской науке и практике. На памяти идеологический и нравственный антагонизм людей XX века, приведший к величайшим социальным потрясениям» духовным кризисам, бурным переменам в жизни людей. И поныне возникают то в одной, то в другой точке земного шара напряженнейшие драматические ситуации. Социально-философский анализ острых проблем непростой судьбы человечества для многих политиков, ученых, медиков стал в известном смысле откровением о возможном «самоубийстве» человечества. Наряду с этим встал вопрос и о философско-эти-ческой переоценке достижений в науке и технике, новейших технологий в биомедицине, которые на первый взгляд кажутся прогрессивными. Философски мыслящие специалисты-медики опасаются, как бы Этика и медицина -О 443 новые биомедицинские и генно-инженерные технологии, будучи в плену неуемного рационализма ученых, нечаянно не приблизили катастрофу земной биосферы, а вместе с ней и человеческого разума. Цель внедрения гуманных мотивов биоэтики в научную медицину состоит в том, чтобы «пробуждать» у ученых совесть специалиста, которая сдерживала бы их от опрометчивых опытов по созданию новых видов растений, животных методами генной инженерии, но, прежде всего, людей методом клонирования. Закрепление в современном общественном сознании гуманистических идеалов биоэтики позволит разрешить комплекс сложнейших проблем, возникших, кстати, «по воле» самих же ученых, технологов, а также политиков, социологов, экономистов. Они своими, не всегда чистыми в нравственном отношении, деяниями поставили человеческую цивилизацию на край пропасти и более того — возможного самоуничтожения человечества. Признавая исключительную приоритетность человека, его созидательных, рационально-гуманистических ценностей, в том числе и в области научной медицины, важно понять сущность философско-этического самосознания ученых-медиков, да и всех практических врачей. Современный специалист-медик должен помнить и умело объективировать гуманистические идеалы, присущие биоэтике, в своей научной творческой деятельности. Философский гуманизм как этика человеколюбия органично сопряжен с гражданской ответственностью медиков, которая всегда была неразрывно связана с общественной моралью. Но не устарели и поныне философские вопросы: как человеку стать Человеком? и почему его надо любить? Эти вопросы не дают покоя философам, этикам, а в последнее время и медикам. Причем на каждом новом этапе научно-технического прогресса они пытаются найти и предложить людям универсальный метод улучшения человека. Философско-этическое осмысление медиками этих наисложнейших проблем остается труднейшей задачей и в теоретической, и в практической медицине. Гуманистические мотивы биоэтики несколько приблизили решение этой задачи в духовно-нравственной атмосфере медицины. Практическое внедрение гуманистических идеалов в медицинскую науку и практику не может быть отложено ныне на отдаленную перспективу. Причем, гуманистические идеалы и принципы, такие как уважение к правам и достоинству личности, к ее свободе, невозможно привнести в медицину как бы извне. Они по определению - суть медицинского менталитета. Сам процесс становления медицинского менталитета ведет к росту или вызреванию гуманно-нравственных начал у широкой общественности. Философия гуманизма необычай- 444 -О Философия медицины ♦ Раздел IV О Глава 21 но остро проявляет себя в отечественной медицине: науке и практике. Она тесно связала свою судьбу с решением гуманитарной задачи укрепления здоровья и упреждения преждевременной смерти людей. Медики ставят вопрос о том, чтобы биология как наука о жизни была бы дополнена исследованием биологии смерти. Здесь есть немало социально-гуманистических дилемм, выходящих далеко за пределы традиционных морально-этических воззрений. Особенно сложными и противоречивыми в этом отношении становятся проблемы, связанные с новыми методами диагностики и лечения «болезней века». Врач становится героем и виновником в борьбе за здоровье и жизнь людей. Никто не сможет сравниться с врачом, который берет на себя всю полноту ответственности за всевозможные последствия его действий. Лечащий врач имеет дело и с личностью больного, и с его семьей, и с разными группами населения. Все врачи, работающие в больницах, поликлиниках, амбулаториях, имеющие семейную или частную практику, должны хорошо знать политико-экономические условия, морально-этическое и экологическое состояния местожительства пациентов. Врачи сегодня должны уметь мыслить масштабно: не только клинически, а и философско-этически, тонко психологически. Кроме того, они должны владеть информацией о состоянии страны, общественного мнения и настроения людей. Медики в их повседневной деятельности, обречены идти на мужественный гражданский поступок, а порой даже на подвиг. Гуманизация исследовательской деятельности в медицине, преобразование ее духовно-интеллектуального и морально-этического начал пролегает через воскрешение философии прошлого, через соединение принципов рационального мышления с морально-этической практикой. Исходя из социально-нравственного понимания задач изменения природы человека и человечества, современная идеология гуманизма называет приоритетными принципы: справедливости и альтруизма, бережливости и щедрости, милосердия и сострадания, стремления к новому при уважительном отношении к настоящему и прошлому. Однако XX век оставил после себя не только огромные научно-технические достижения, но и немалое количество духовных потерь, особенно морально-нравственных. И выражение милосердия к слабым людям, к сожалению, входит в их число. Даже медицина, которая исторически выросла из сострадания, из стремления компетентно помогать страждущему, не стала сегодня исключением. И это несмотря на научные и практические достижения медицины, на успехи в самых разных ее отраслях. В XXI столетии больной не меньше будет нуждаться в человеческом участии, а может быть и больше. Этика и медицина ♦ 445 В вечном поиске новых, более эффективных путей и средств лечения больных врачи всегда стремились соблюдать нравственно-гуманистическую ориентацию на различных этапах исследовательского процесса: от осознания и постановки проблемы до практического ее решения. Стремительный прогресс в области изучения генома человека поставил и перед исследователями, и перед практическими врачами множество проблем чисто философско-этического порядка, касающихся как допустимости применения в отношении человека тех или иных биомедицинских технологий, так и границ той возможной информации, которая обязательно должна или только может быть сообщена пациенту, его родным. Это, кстати, уже частично и происходит сегодня в рамках выработки единых биоэтических принципов, которые приобретают с каждым днем все более широкое международное признание. Научный прогресс в медицинской технологии и технике, практике лечения людей ныне невозможен без проведения многочисленных исследований с участием животных и человека. Но при этом у общественности возникло осознание глобальной опасности для земного бытия человека из-за радикального научно-технологического «передела» живого. В связи со стремлением ряда ученых преобразовать жизнь растений и животных, а в будущем и человека у широкой общественности возникло негативное отношение к тем перспективам, которые «рисуют» новые технологи в деле «улучшения и совершенствования живого на Земле». На повестку дня вновь выдвинулась извечная философская проблема выбора пути человеком, ведущего его либо к добру, либо к злу. Разрешить же эту жизненную ситуацию можно только через «синтез» человеческого разума и морали. Человек в своей жизнедеятельности обречен постоянно выбирать между добром и злом. Осознав, что любое его слово и дело могут обернуться против него самого, что вообще мир наполнен борьбой светлых и темных сил, специалист, будучи совестливым человеком, вырабатывает в себе чувство личной ответственности. Отсюда становится ясно, что свобода ответственного выбора специалиста с необходимостью предполагает соотношение разума и нравственности. Г. Гегель (1770-1831) пророчески размышлял: «Если я хочу разумного, то я поступаю не как обособленный индивидуум, а согласно понятиям нравственности вообще; в нравственном поступке выдвигаю я не самого себя, а суть. Разумное — это большая дорога, по которой проходит каждый, но на которой никто не выдается». Современные философы, ученые и медики рассматривают разум и нравственность человека как целостный социально-культурный феномен. Его здоровье они во мно- 446 ♦ Философия медицины О- Раздел IV ♦ Глава 21 гом связывают с характером социальной и психической деятельностью человека. Здоровье - это способность организма адаптироваться или приспосабливаться к любым изменениям в природе или обществе. Это умение личности сохранять при этом благостное самочувствие, настрой на саморазвитие, самосовершенствование. Болезнь ведет к угасанию, увяданию организма или даже его смерти. Ныне, как никогда прежде, весьма негативно меняются на планете условия обитания всех организмов. Поэтому особо актуализировался вопрос о сохранении и даже спасении жизни. Современный ученый не сможет при проведении опытов с организмом находиться вне воздействия общественной морали. А когда речь идет об исследовании на человеке, его жизни, то ограничиваться только познавательной функцией науки просто недопустимо. Ученые и философы говорят о назревшей необходимости запрета ряда направлений исследований, об ограничении свободы экспериментирования. Ведь действительно, в сфере биомедицинских и иных научных исследований, проводимых на человеке (психологических, физических, антропологических и пр. ), такого рода запреты и ограничения уже получают институциональное оформление и закрепление. Член-корреспондент РАН Б. Г. Юдин убежден, что ныне «становится нормой обязательная этическая экспертиза проектов таких исследований». В частности, каждому ученому, каждому медику, которые планируют биомедицинские исследования, необходимо принять во внимание всю основательность его теоретической обоснованности, методологическую корректность, техническую реализуемость и этическую приемлемость. Тем самым, цели и ценности, которые обусловлены взаимосвязями между наукой, медициной и обществом, уже не остаются чем-то внешним по отношению к безопасности человека, которая ныне превращается в специфическую область биоэтики, осмысливающей нравственные ценности жизни вообще и человеческой, в особенности. Нельзя считать случайным то, что ее возникновение и*развитие связаны с изменениями в сфере биомедицины, медицинской науки, практического здравоохранения. Они получают сегодня очень широкое распространение в связи с достижениями в генной инженерии, трансплантации органов, биотехнологии и т. д. Генно-инженерные технологии, связанные с возможным применением революционных достижений биомедицинской науки в радикальном изменении клинической практики, вовсе не гарантируют благоприятный исход лечения тяжелобольных. Да и современная биология, исследуя весьма тонкие механизмы наследственности, и физиология, Этика и медицина -0- 447 глубоко проникая в структуру мозга, могут оказывать эффективное воздействие на изменение человеческого организма. Это все указывает на возможное радикальное воздействие современной медицинской науки и передовых медицинских технологий на изменение природных свойств человека. В связи с этим чрезвычайно заостряется проблема демаркации между научной истиной и нравственностью в медицине. 4. Биоэтика - наука о самоценности жизни Современная медико-клиническая практика и медико-технологическое перевооружение медицины принципиально по-новому поставили вопросы о месте морали в естествознании вообще и медицинской науке, в особенности. До недавнего времени многие специалисты были убеждены, что главная цель морали в науках состоит в реализации жестких этических норм-требований к ученым с целью получения объективности знания, проявления ими беспристрастия в отыскании истины в силу высокого профессионализма и, конечно, особой чистоты проведения научного эксперимента. Теперь этого стало мало. Важнейшая задача биоэтики в научном исследовании состоит в том, чтобы «сигналить об отступлении от истины и напомнить о причиняемом зле» (академик П. В. Симонов). Много понятней стало и все возрастающие роль и значение биоэтики как новой идеологической парадигмы медиков в их медико-клинической практике, специальной научно-исследовательской деятельности, когда на первый план выходят права людей, особенно подвергаемых испытаниям, хотя бы и добровольным. Разработка морально-правовых требований в процессе экспериментов с участием человека является одной из фундаментальных проблем биоэтики. Основные требования к процессу экспериментов на человеке изложены в Нюрнбергском Кодексе. Суть требований к экспериментированию сводится к абсолютно необходимому добровольному согласию подопытного; эксперимент должен приносить плодотворные результаты на благо всего общества, недостижимые с помощью других методов и средств изучения; эксперимент должен организовываться на базе предварительных экспериментов, проведенных над животными; эксперимент должен быть построен так, чтобы исключить всякое ненужное физическое и психическое страдание или повреждение; ни один эксперимент не должен проводиться там, где существует априорный повод полагать, что может иметь место смерть или калечащее повреждение; нельзя рисковать там, где рассматриваемая проблема не 448 ♦ Философия медицины -О- Раздел IV О Глава 21 является слишком важной для человечества; необходимы соответствующие предосторожности, чтобы оградить того, кто участвует в эксперименте от даже отдаленной возможности повреждений, смерти и недееспособности; эксперимент должен проводиться только квалифицированным специалистом; во время эксперимента подопытный должен иметь право в любой момент прекратить эксперимент; во время эксперимента исследователь должен быть готов в любой момент прекратить эксперимент, если, по его мнению, продолжение последнего может привести к повреждениям, недееспособности или смерти подопытного. Нюрнбергский Кодекс содержит традиционные предосторожности, сформировавшиеся в истории врачевания. Безопасность подопытного в процессе эксперимента должна находиться в центре внимания экспериментатора. Главный принцип «не навреди» определяет взаимоотношения между врачом и пациентом, благо которого и в условиях эксперимента — основа их взаимоотношений. Детализация принципов экспериментирования с участием человека, изложенных в Нюрнбергском Кодексе, осуществлялась в содержании Принципов поведения исследователей и Принципах проведения эксперимента (ВМА, 1954 г. ), Хельсинской Декларации (ВМА, 1964 г. ), Принципах медицинской этики Американской медицинской ассоциации (АМА, 1971 г. ). В Директиве департамента здравоохранения, образования и социального обеспечения (ОНЕ\У, 1974 г. ), чтобы защищать права человека предложено шесть основных положений, которые необходимо сообщить подопытному для того, чтобы обеспечить подлинное информированное его участие в эксперименте. Данные положения требуют от организаторов эксперимента честного рассказа о последующих действиях и их целях, включая четкое разъяснение, какие, собственно, процедуры являются экспериментальными и описание сопутствующих неудобств. Нельзя скрывать и другие альтернативные процедуры, которые могут быть более благоприятны для подопытного. Экспериментатор должен быть готовым ответить на все вопросы и сообщить подопытному о том, что он свободен отказаться от данного им согласия и прекратить участие в эксперименте в любое время без ущерба для себя. Перечисленные и ряд других документов содержат основополагающие принципы деятельности практикующего врача-исследователя, предполагающие приоритетное значение здоровья пациента. Непреложный врачебный принцип о приоритетности здоровья пациента обеспечивает каждому человеку право на достойное лечение, которое не должно подвергаться сомнению никакими доводами научной или общественной пользы. Достойные цели должны достигаться достойными средствами. Инте-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|