Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эстетика и медицина 3 страница




Медицинская эстетика обращается к природе эстетических чувств, переживаний, отношений человека. В. П. Эфроимсон пишет об укоре­нившемся ошибочном, с его точки зрения, мнении, что этика, мораль, эстетика обусловлены и определяются воспитанием, средой. Раскры­вая биологические основы этики и эстетики, он предполагает, что вос­приимчивость к красоте и гармонии записана в генофонде, что эти черты психики развились в ходе эволюции человека как социального животного. Другой автор М. С. Каган относит такой взгляд к биологи-заторскому и пишет о социальной природе эстетического, относя эс­тетические чувства и эстетическое сознание к культуре. Однако утвер­ждение генетиков о наследственности, предрасположенности человека к добру и злу, красоте и безобразному в медицине учитывается, осо­бенно в этиологии и патогенезе.

При обсуждении биосоциальных основ этики и эстетики, про­блемы природы чувства красоты у человека медицинская эстетика исходит из гармонии или дисгармонии организма и среды, рас­сматривает их диалектическую взаимосвязь. Архитектор И. Шмелев пишет о том, что эстетический наряд организма должен быть инва­риантно созвучен эстетическим покровам среды. Иначе спектакль


Эстетика и медицина


 463


жизни будет не плодотворным, не уютным в психологическом от­ношении.

Медицинская эстетика исследует воздействующие на здоровье лю­дей факторы окружающей среды, особенно патогенные. Академик РАМН З. И. Янушкявичус утверждает, что скоро наряду с гигиеной и санитарией появится отрасль медицины, которая вторгается в форми­рование ландшафта, архитектуры, а пожалуй, и в литературу, музыку, искусство. Это не пустая мечта: возможности эстетического воздей­ствия очень велики, но пока мы их мало изучили и мало их использу­ем. Такой недостаток объясняется не только состоянием медицины и искусства, но и возможностями медицинской эстетики как науки и сферы медицинской деятельности.

К примеру, в ряде западных стран уже появилась новая врачебная специальность — «телевизионные болезни», то есть болезни, вызван­ные просмотром телепередач. Как утверждают врачи, телевизор угро­жает здоровью и нравственности, извращает эстетические вкусы. В телепередачах часто концентрируются страсти: секс, насилие, страх. Перегрузка нервной системы отрицательной информацией может выз­вать, особенно у детей, развитие невротических расстройств, обостре­ние психических, психосоматических и других заболеваний. Медицин­ская эстетика призвана анализировать влияние на здоровье людей не только эстетических, но и антиэстетических явлений, предотвращать воздействие последних в интересах сохранения здоровья людей, фор­мирования здоровой личности.

Медицинская эстетика изучает различные виды эстетической дея­тельности в области медицины и здравоохранения. К ним относятся: врачевание как искусство — эстетическое в самой медицине, эстети­ческая медицина, искусствотерапия, эстетическое воспитание меди­цинских кадров.

Эстетическая медицина - это комплекс методов, позволяющих устранить эстетические недостатки и сформировать красивую, при­влекательную фигуру или исправить какие-то врожденные или при­обретенные недостатки организма. В этом современному человеку на помощь приходят последние достижения медицинской техноло­гии. Специалисты предлагают различные методики электролиполи-за, лимфатический дренаж, электростимуляцию, цвето- и светотера-пию. Это эффективные способы лечения целлюлита, разглаживания морщин, снятия отеков, формирования гармоничной фигуры. На основании предварительного обследования и с учетом пожеланий проводится курс процедур. Более подробно вопросы эстетической медицины рассматриваются в специальном журнале «Анналы плас-


464 ♦ Философия медицины -Ф- Раздел IV ♦ Глава 22

тической, реконструктивной и эстетической хирургии» и других из­даниях.

Эстетическое в медицине выступает в виде конкретных проявле­ний категорий прекрасного, возвышенного, героического, трагичес­кого, комического, которые в совокупности называют искусством вра­чевания, лечения. Это качества медицинского работника: его мысли, чувства, отношения, поступки, слова, его внешность, а главное - про­фессионализм, воспринимаемые другими людьми и, прежде всего, пациентами как совершенные, соответствующие идеалу. Это гумани­стическая направленность медицинской деятельности, здравоохране­ния: бесплатность, своевременная квалифицированная помошь, про­филактика заболеваний, забота о материнстве и детстве, о социально не защищенных людях. Это та среда и духовная атмосфера, созда­ваемая медициной, которая способствует поддержанию положитель­ных эмоций у больных и персонала. Это здоровый образ жизни, куль­тивируемый медициной, этикой и эстетикой, обществом социальной справедливости и равенства людей.

Основным критерием эстетического, гуманного в медицине счита­ют практическую значимость результатов медицинской деятельности: состояние здоровья и благополучие нации, демографический рост, качество жизни населения, увеличение средней продолжительности жизни. Конечно, такие показатели зависят не только от медицины и здравоохранения, а, главным образом, от доминирующих ценностей в том или ином обществе, от экономических, социальных, психологи­ческих, экологических и других факторов.

К эстетическому в медицине относится способность врача к худо­жественному мышлению, которая является существенной составляю­щей клинического мышления. Сюда относятся образность представ­лений. Яркость и четкость суждений, например, когда описывается картина заболевания. Образное представление врача, дополняющее конкретность его мышления, часто приводит к художественному твор­честву, занятию искусством. Так, «ледяные рисунки» Н. И. Пирогова явились как результат особенности его образного мышления, склон­ного к аналогии. Примером медицинского и художественного творе­ния можно назвать замечательную гипсовую мышечную фигуру, вы­полненную скульптором Козловским с трупа, отпрепарированного И. В. Буяльским.

Замечательный русский философ И. А. Ильин (1882—1954) в своей работе «Путь к очевидности» словами старого друга-врача так писал об эстетическом в мышлении врача: «... этот процесс имеет в себе не­что художественное, ... в нем есть эстетическое творчество; мне ка-


Эстетика и медицина < 0> 465

жется, что хороший врач должен стать до известной степени «худож­ником» своих пациентов, что мы врачи, должны постоянно заботить­ся о том, чтобы наше восприятие пациентов было достаточно тонко и точно». Такая особенность мышления и деятельности врача, связан­ная с эстетикой, объясняется тем, что человек всегда лучше воспри­нимает и запоминает то, что более красиво и выразительно.

Эстетической является сама врачебная деятельность, родственная художественному творчеству. А. П. Чехов говорил о СП. Боткине, что «в русской медицине он то же самое, что Тургенев в литературе... по таланту». В стихотворении Л. А. Бурдина «Хирург» есть такие строки:

В его движеньях, точных, быстрых Манера мастера жила. Казалось, пальцы пианиста Легли на краешек стола... Я видел эти руки в деле, И я всегда дивился им...

Эстетика в медицине выполняет психотерапевтическую функ­цию не только в искусствотерапии. Опытный врач при контакте с па­циентом стремится вызвать у него отвлекающие от болезни положи­тельные эстетические ощущения и чувства. Это он делает словом, своим видом, мимикой, жестами, обращением к примерам из жиз­ни, к произведениям искусства в зависимости от возможностей боль­ного, его личностных особенностей. Например, хорошо восприни­мается больными напоминание им высказывания А. П. Чехова: «Человек любит поговорить о своих болезнях, а между тем, это самое неинтересное в его жизни». Врач соответственно реакции направ­ляет беседу, стремясь вызвать у пациента положительные чувства, подъем настроения.

Эстетическое неотделимо от гигиены и санитарии. Чистота, опрят­ность, уход за собой дают привлекательность, уверенность, бодрость и примером этого является сам медицинский персонал, выздоравли­вающие пациенты. Сложнее в этом отношении с тяжелыми больны­ми. Медикам хорошо известны гигиенические процедуры для таких больных. Надо отметить, что за последние годы в российских лечеб­ных учреждениях не всегда выполняются требования и нормы ги­гиены и санитарии. Это связано не только с недостатком средств и безответственностью руководителей, но и со снижением культуры, эс­тетического вкуса у медицинских работников.

К сожалению, в некоторых лечебных учреждениях, больницах и клиниках можно наблюдать антиэстетические проявления, чаще свя-


466 ♦ Философия медицины О- Раздел IV О- Глава 22

занные с благими намерениями. Так, отдельные помещения «украше­ны» иллюстрациями плохого качества.

В медицине широко применяется дизайн (англ. с1езщп - проект, чертеж) - проектная художественно-техническая деятельность по фор­мированию предметной среды. Это искусственная среда, уступающая естественной, но значимая для лечения и восстановления здоровья. Здесь применяется эстетический способ целостного осмысления и формирования объектов, их композиционного единства. Художествен­ное конструирование лечебно-оздоровительных объектов, композиций показательно в лечебных и санаторных комплексах Санкт-Петербур­га, Сестрорецкого курорта, в подмосковных лечебницах, на Кавказе и Крыму, созданных в основном в Х1Х-начале XX века. Такие компози­ции включают не только архитектурные сооружения с сохранением ландшафта, но и скульптуру, садово-парковую зону.

Тесно связана с медицинской экологическая эстетика, рассмат­ривающая взаимосвязь человека с окружающей природой. В био­медицинской и экологической эстетике человек выступает как не­отъемлемая часть биосферы и как активная преобразующая сила. Для XX—начала XXI века характерен средовой подход при изучении тенденции различных заболеваний, включающий в себя эстетичес­кую среду обитания человека как оздоровительный или патогенный фактор.

Медики некоторых стран ставят диагноз не только людям, но и их жилищу, так и пишут «синдром больных зданий». Страдают им люди, живущие, например, в экологически грязных домах. По оценке спе­циалистов, есть квартиры, где концентрация загрязняющих веществ в сто раз выше, чем на улице. В США до 30% жилого фонда считают экологически неблагонадежными. Виной тому новые строительные и отделочные материалы, на вид комфортабельные и уютные предметы быта, санитарно-технические моющие и чистящие средства.

Не лучшим образом дело обстоит в России, где около 50% граждан живет в панельных домах, еще большее количество пользуются газо­выми плитами. Под влиянием рекламы с радостью заполняем квар­тиры и лечебные учреждения клееной мебелью, покрываем паркет лаком, застилаем полы линолеумом и химическими паласами. В ре­зультате в комнатах витает более ста видов органических соединений. Эти невидимые вредители вызывают раздражение верхних дыхатель­ных путей, неприятные ощущения в глазах, насморк, хроническую головную боль, тошноту и другие расстройства. На международном экологическом конгрессе в Токио был сделан вывод о гибельности для человечества современной модели цивилизации и необходимости под-


Эстетика и медицина ♦ 467

чинить среду новым требованиям жизни, укреплению здоровья лю­дей. Эстетика выступает в качестве критерия оценки жизненности пространства, среды. Стоит задача в XXI веке рекультивировать суще­ствующее природное окружение с учетом требований эстетики, здра­воохранения, сохранения и создания здоровой среды обитания для будущих поколений.

Эстетика, занимаясь изучением законов красоты, искусства пере­носит их в сферу медицины, особенно профилактической и восстано­вительной.

3. Связь искусства и медицины

Значение искусства для человека можно уяснить, обратившись к великому немецкому поэту Гете, который писал, что понять шедевр также сложно, как сотворить его. Н. И. Пирогов высказывал мысль о том, что врач, не имеющий общего образования и не интересующийся произведениями великих писателей и поэтов, не врач, а ремесленник. Он говорил, выступая перед студентами на тему: «Быть или казаться», что полное миросозерцание, т. е. мировоззрение человека, не может быть построено одними естественными науками без других отраслей знания, без обращения к искусству.

Русское слово «искусство» произошло от слова «искус», «искуше­ние». Оно говорило о человеке-художнике, прошедшем искушения со­блазнами мира. Отсюда на Руси такая высокая требовательность к людям искусства. По второму своему значению искусство — это есть умение, сноровка, развитые опытом и умением. Мастерство, знание дела — вот что прилагается к своему первому значению искусства как «творческому отражению, воспроизведению действительности в худо­жественных образах». В этом смысле понимается и медицина как ис­кусство, то есть мастерство, творчество.

Требование творить по законам красоты в полной мере относится к медицине, врачебной деятельности. Выполнение такого требования аналогично творчеству в искусстве, создающему художественные цен­ности. Следует подробнее остановиться на связи медицины и искус­ства, методологии применения средств искусства в медицине. Внут­ренняя связь медицины и искусства основана на общности объекта их познания и воздействия, каковыми являются человек, его внутренний и окружающий его мир вещей, звуков, цветов, их сочетаний. В союзе медицины и искусства Ю. П. Лисицын и Е. П. Желяева называют не­сколько аспектов.


468 -О- Философия медицины -О- Раздел IV ♦ Глава 22

Теоретико-познавательный аспект выделяет общность логическо­го строя и языка. Например, в определении «здоровья» обнаружива­ются такие стороны организма, как гармония, упорядочение функций, т. е. соответствие физического совершенства духовной уравновешен­ности - гармония тела и души, биологического и социального, лич­ностного. Медицинская «норма» аналогична «мере». Еще Аристотель писал, что прекрасное достигает совершенства при соблюдении меры. Эстетический аспект познавательной деятельности в медицине про­является в построении гипотез в процессе диагностики, в творчес­кой интуиции врача, с помощью которой мысленно охватывается кар­тина заболевания, и это невозможно без художественно-образного мышления.

Ценную информацию о мире и людях, о войне, разрушениях, радо­стях и страданиях наших предков передают от поколения к поколени­ям через века произведения искусства. Австралийский врач О. Кайл в книге «Медицинская мысль Шекспира» утверждает, что драматург об­ладал немалыми познаниями и в области врачевания. В своих 37 пье­сах Шекспир упоминает обо всех болезнях и лекарствах, которые были известны в его время. Более того, описание симптомов некоторых бо­лезней не могли бы улучшить и современные врачи. Его экскурсы в медицину не только часты, но и весьма точны. Сами же описания бо­лезней могут служить источниками информации для тех, кто занима­ется историей медицины. Ведь в пьесах рассказывается, как наши пред­ки пытались лечить чуму, малярию, проказу и подагру.

Более значим психо-эмоииональный аспект единства медицины и искусства. В эстетике, как и в медицине, существует понятие «соучас­тие». Врач «соучаствует», входя в ситуацию больного, полную драма­тизма и сложных переживаний. Существуют некоторые черты сход­ства между сценическими переживаниями актера и состоянием лечащего врача. Об этом можно узнать из мемуарных произведений известных ученых-медиков, врачей. В основе перевоплощения лежат элементы самовнушения, которое является разновидностью, гипноза. При лечении больного врач учитывает гипнотическое действие искус­ства, использует внушение.

Сложнее увидеть очень тонкую психо-эмоциональную связь про­изведения искусства и состояния его автора. Классик отечествен­ной генетики В. П. Эфроимсон в работе «Генетика этики и эстетики» рассматривает взаимосвязь гениальности и наследственной психо­патологии на примере Ф. М. Достоевского. Одна из самых известных страниц творчества великого композитора Людвига ван Бетховена (1770—1827) — первая часть сонаты № 14 (Лунная). Работая над своим


Эстетика и медицина О- 469

творением, 30-летний композитор любил и страдал: он переживал глу­бокую трагедию в связи с поразившей его глухотой. Печально закон­чилось и увлечение своей ученицей Юлией Гвиччарди, оказавшейся человеком пустым, недостойной большой любви. В этом произведе­нии врач чувствует не только лирическое признание или углублен­ное философское размышление, на первый план выступает психоло­гическое или трагедийное начало. Опытный врач-психолог может предположить и характер заболевания мастера, но главное — знать по­следствия влияния художественного произведения на слушателей, зри­телей, читателей.

Зависимость творчества от болезни, и наоборот — болезни от твор­чества, — при тщательном патографическом анализе (патография -изучение литературы, произведений искусства средствами психоло­гии) можно проследить в каждом чеховском рассказе. Хотя доктор А. П. Чехов скептически относился к взаимосвязи гениальности и психического расстройства, последние слова умирающего Чехова были: «Давно я не пил шампанского». У Толстого и Цветаевой упоми­нается шампанское как медицинский символ обреченности - его давали глотать перед смертью легочным больным с тем, чтобы облег­чить их страдания. И такие трагические связи существуют в медицине и искусстве.

«Эмоции искусства суть умные эмоции», — писал психолог Л. С. Выготский (1896—1934). Они теснейшим образом неразрывно связа­ны с деятельностью человеческого сознания. Действие произведения искусства нельзя ограничивать областью чувств, они одновременно затрагивают и сознание, воздействуют на обе сферы психической жиз­ни человека. И этим определяется могучая сила искусства, которую использует медицина в своих целях. Среди многих функций искусства (познавательная, коммуникативная, воспитательная и др. ) медицина выделяет в качестве профилактической, лечебной гедонистическую функцию (от греч. кейопе — удовольствие). Механизм воздействия ис­кусства на человеческий организм, психику и поведение человека изу­чают психофизиология, психология и медицина, в том числе и меди­цинская эстетика.

И. М. Сеченов создал учение о психических актах, позволяющее понять воздействие на психику и поведение человека различных, в том числе эстетических явлений, произведений искусства. Он писал, что первоначальная причина всякого поступка всегда во внешнем чув­ственном возбуждении. Сеченов и его ученики исследовали эти воз­буждения, механизм их воздействия. От встречи различных возбужде­ний возникает торможение. Поэтому для торможения осложняющих


Эстетика и медицина ♦ 471

Возникновение и протекание эмоций существенным образом от­ражается, например, на деятельности желез. О том, что стимулирует чувства слезных желез, знает каждый. Воздействие эмоций распрост­раняется и на такие железы, как потовые, сальные и др. Под их влия­нием меняются сердечный ритм, давление в кровеносных сосудах, сти­мулируется или (реже) тормозится деятельность желудочно-кишечного тракта, способна меняться температура тела, расширяются глазные щели, зрачки и т. д.

Психофизиологи делят эмоции на положительные и отрицательные. Чувства наслаждения, вдохновения, радости благотворно воздейству­ют на организм человека. А такие как тоска, страдание, чувства стра­ха, неловкости, унижения вызывают в организме такие биохимичес­кие процессы, которые оказывают разрушительное воздействие, особенно на нервные клетки. Искусство призвано вызывать положи­тельные эмоции. Таков кратко рассмотренный нами механизм психо­физиологического воздействия искусства на организм человека. Но эти общие положения нуждаются в раскрытии, конкретизации. Врач дол­жен точно знать: что дает искусство лечению тех или иных заболева­ний, оздоровлению жизни людей.

Медицинская эстетика ориентирует врача на избирательность в мире искусства, овладение методами искусствотерапии. В медицине сложились разные направления и методы использования искусства в лечебных и профилактических целях: музыкотерапия, кинезиотерапия (движения под музыку), арттерапия (использование цвета, изобрази­тельных средств), библиотерапия, театротерапия. Часто применяются взаимопроникающие комплексные методы с использованием звуков музыки, поэтики слова, красок, живописи. Во многих клиниках, ле­чебно-реабилитационных центрах для этого создаются специальные лаборатории и кабинеты психоэнергосуггестологии (лат. вищезМо — внушение) для определенной коррекции, омоложения и т. д., в кото­рых применяется различное, в том числе и эстетическое воздействие.

Конкретную разработку и применение методов использования ис­кусства в лечении и профилактике заболеваний должны делать специ­алисты в той или иной области медицины. Их задача — подготовить методики на основе теоретического обоснования и эксперимента в условиях клиники, отделения, лаборатории.

Уже в древности было известно психотерапевтическое воздействие музыки, танцев, песен для лечебных и иных целей. Спартанцы ждали от Афин подкрепления. Те прислали хромого воина. Спартанцы по­считали это насмешкой и решили убить калеку. Но увечный воин вме­сто меча вынул из-под плаща лиру и запел. Спартанцы были пораже-


472 ♦ Философия медицины О Раздел IV ♦ Глава 22

ны, но потом до них дошло, что Афины прислали самое мощное под­крепление, какое смогли. Спартанцы победили.

От античности до наших дней идут теоретические и эмпирические поиски в области музыкотерапии. Влиянию музыки на организм че­ловека были посвящены работы В. М. Бехтерева. Он создает целую «на­уку о поведении», в которой рассматривает эстетические воздействия на психику человека.

В одной из статей 1916 года «Значение музыки в воспитании ребен­ка» Бехтерев писал о том, что музыка является властительницей на­ших чувств и настроений, мы вправе ожидать от нее, что она по реше­нию врача может и должна создавать определенные настроения, где нужно ослабить излишнюю возбудимость, в других случаях перевести больного из грустного состояния в хорошее настроение, в третьих слу­чаях подействовать соответствующим образом на дыхание и кровооб­ращение, устранить и придать членам физическую бодрость. Большим любителем музыки был СП. Боткин, сам он играл на виолончели. А профессор Медико-хирургической академии А. П. Бородин создал опе­ру «Князь Игорь» и другие музыкальные произведения.

В терапевтических и воспитательных целях медики отдают пред­почтение классической и национальной музыке. Так, музыке славян­ских народов присуща напевность, мелодичность. В ней практически нет взрывных звуков, способных образовать пагубные для здоровья человека инфразвуковые биения. Поэтому под нашу музыку легко раз­мышлять, она способствует познанию окружающего мира. Активно влияет на формирование здоровой личности классическая музыка, она вызывает положительные эмоции, благоприятные для здоровья. И на­оборот, музыка некоторых народов отличается обилием взрывных рит­мичных барабанных звуков, вызывающих агрессивность или страх. Так, поп-музыка мешает человеку учиться и творить. Музыка, содержащая ритмы ударников, как считает доктор технических наук В. „Кашинов, сродни наркотикам и может вызвать генетические изменения. Чело­век, привыкший к поп-музыке, начинает испытывать наркотическое голодание.

Музыкотерапия, как прикладной медико-эстетический метод, на­ходит применение в ортопедии, зубоврачебной практике, в борьбе с производственным утомлением, и, конечно же, в таких областях, как психиатрия и нейропсихология. Музыка имеет широкое применение в физическом и духовном укреплении здоровья молодых людей.

Для врачей представляет интерес арттерапия, целительные возмож­ности изобразительных искусств. Психофизиолог СВ. Кравков еще в


Эстетика и медицина ♦ 473

1923 году пришел к выводу о том, что цвет может эффективно приме­няться для лечения нервных болезней. Рядом экспериментов было подтверждено, что средневолновые участки спектра (цвета зеленый и желтый, а также белый) оказывают наиболее благоприятное влияние на функциональную способность органа зрения и нервную систему человека. Данные исследования легли в основу цветового оформле­ния производственных, лечебных, культурно-бытовых помещений и оборудования. С 1997 года в Санкт-Петербурге издается медицинский журнал арттерапии «Исцеляющее искусство».

В медицинской практике требуется внимание врачей и психологов к отбору и демонстрации произведений живописи, графики, скульп­туры с учетом их воздействия на психофизиологическое состояние людей. Не случайно в лечебных учреждениях преобладают пейзажные картины и противопоказаны авангардистские и другие модернистские работы. Например, привлекает внимание особенно молодых людей чудесный памятник богине здоровья Гигее, символизирующий мило­сердие и женскую красоту. Эта скульптура удачно украсила фронтон главного здания Военно-медицинской академии. Можно отметить оригинальность замысла исполнения и установки памятника СП. Бот­кину. Важно подчеркнуть медико-эстетическую направленность про­изведений изобразительного искусства.

Большую художественную и познавательную нагрузку несут меди­цинские музеи. Первый музей Медико-хирургической академии был основан профессором П. А. Загорским в 1789 году, как фундаменталь­ный музей анатомических препаратов. Медицинские музей и выстав­ки являются принадлежностью искусства, в них тоже все устроено по законам красоты. Конечно, такие музеи не могут использоваться в ка­честве терапевтического средства, но они свидетельствуют о связи медицины и искусства. Примером применения искусства в медицине могут служить анатомические атласы, в т. ч. атласы топографической анатомии, сделанные с помощью графики и цветного рисунка. Такие рисунки были выполнены под руководством Н. И. Пирогова.

Менее других методов искусствотерапии разработана у нас библио­терапия как способ психотерапевтического воздействия. Это направ­ление на стыке медицины и библиотечного дела связано с активным вовлечением человека в чтение тщательно подобранной литературы с целью его излечения или удовлетворения духовных потребностей. В библиотерапии различают клиническое и психологическое воздей­ствие книги. Выбор книги зависит от характера заболевания, от пола и возраста больного.


474 -О- Философия медицины О- Раздел IV -О- Глава 22

Среди причин, по которым библиотерапия может применяться, Г. М. Рослик называет следующие. Литература отвлекает от грустных мыслей, нежелательного самокопания, страхов, помогает провести время в больнице, делает больных более управляемыми, заставляет по­смотреть на свои проблемы со стороны, снимает ненужное равноду­шие или нетерпение, пробуждает инициативу. Для библиотерапевта в аннотациях к спискам рекомендуемых книг оговариваются их типог­рафические особенности, возможный эффект от их прочтения, необ­ходимость последующего обсуждения, например, о смысле жизни. Следует подчеркнуть, что характер требуемой литературы во всех слу­чаях определяет врач. В настоящее время идут поиски новых методов использования художественных произведений в психотерапевтичес­ких целях.

Некоторые авторы выделяют смехотерапию: комическое, юмор как один из методов искусствотерапии. Известна истина «смех лечит»... при учете того, что «смех дело серьезное»... Выдающийся сатирик Азиз Насин писал, что юмор - понятие широкое, охватывающее все сферы человеческой жизни, это искусство. В понятие юмора входит сатира и шутка, насмешка, карикатура и анекдот, комедия, танец и трюк, острота и аллегория. Юмор предполагает смех. То, что не смешит -не юмор.

Но смех в то же время — очень сложное явление с точки зрения пси­хологии и физиологии, поскольку он связан с деятельностью мозга и сердца, эндокринной, мышечной и других систем организма. Смех — это духовное облегчение. Но когда человек в состоянии депрессии, то юмор он не воспринимает. Поэтому врач обращается к юмору с осто­рожностью, по возможности напоминает больным, что веселые, не­унывающие люди быстрее выздоравливают. Кроме того, надо знать: смех не только средство против болезней, но и профилактика. В осо­бых условиях, связанных со значительным физическим и нервным напряжением, юмор помогает медицинским работникам оставаться оптимистами самим и передавать такое состояние больным.

Общение с искусством, его использование в лечебно-профилакти­ческой работе медиков, их непосредственное художественное творче­ство играли и играют важную роль в духовном развитии личности вра­ча. Искусство формирует целостную личность в единстве ее чувственно-эмоциональной и интеллектуально-мыслительной сфер, ценностных ориентации. Искусство совершенствует творческие спо­собности врача, побуждая его к эстетической деятельности, к профес­сиональному искусству.


Эстетика и медицина О- 475

4. Эстетическое воспитание врачей

Эстетические знания не приходят сами собой, как и культура в це­лом. Для овладения ими создана система эстетического воспитания. Из истории медицины известно, как высоко ценится общая культура специалиста, медика, ученого, особенно нравственные и эстетичес­кие качества. Н. И. Пирогов в «Дневнике старого врача» писал о буду­щих специалистах: «Только разностороннему предварительному раз­витию своих способностей они и обязаны успехом в культуре избранного ими предмета... ».

В системе современной специальной и философской подготовки работников здравоохранения требуется выяснение ряда принципиаль­ных вопросов. Как воздействуют эстетические явления на становле­ние личности медика? Как изучаемые научные дисциплины, формы и методы занятий в медицинских вузах влияют на эстетическую культу­ру студентов и слушателей? Каковы цели, задачи и пути эстетического воспитания будущих врачей?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...