Эстетика и медицина 3 страница
Медицинская эстетика обращается к природе эстетических чувств, переживаний, отношений человека. В. П. Эфроимсон пишет об укоренившемся ошибочном, с его точки зрения, мнении, что этика, мораль, эстетика обусловлены и определяются воспитанием, средой. Раскрывая биологические основы этики и эстетики, он предполагает, что восприимчивость к красоте и гармонии записана в генофонде, что эти черты психики развились в ходе эволюции человека как социального животного. Другой автор М. С. Каган относит такой взгляд к биологи-заторскому и пишет о социальной природе эстетического, относя эстетические чувства и эстетическое сознание к культуре. Однако утверждение генетиков о наследственности, предрасположенности человека к добру и злу, красоте и безобразному в медицине учитывается, особенно в этиологии и патогенезе. При обсуждении биосоциальных основ этики и эстетики, проблемы природы чувства красоты у человека медицинская эстетика исходит из гармонии или дисгармонии организма и среды, рассматривает их диалектическую взаимосвязь. Архитектор И. Шмелев пишет о том, что эстетический наряд организма должен быть инвариантно созвучен эстетическим покровам среды. Иначе спектакль Эстетика и медицина 463 жизни будет не плодотворным, не уютным в психологическом отношении. Медицинская эстетика исследует воздействующие на здоровье людей факторы окружающей среды, особенно патогенные. Академик РАМН З. И. Янушкявичус утверждает, что скоро наряду с гигиеной и санитарией появится отрасль медицины, которая вторгается в формирование ландшафта, архитектуры, а пожалуй, и в литературу, музыку, искусство. Это не пустая мечта: возможности эстетического воздействия очень велики, но пока мы их мало изучили и мало их используем. Такой недостаток объясняется не только состоянием медицины и искусства, но и возможностями медицинской эстетики как науки и сферы медицинской деятельности.
К примеру, в ряде западных стран уже появилась новая врачебная специальность — «телевизионные болезни», то есть болезни, вызванные просмотром телепередач. Как утверждают врачи, телевизор угрожает здоровью и нравственности, извращает эстетические вкусы. В телепередачах часто концентрируются страсти: секс, насилие, страх. Перегрузка нервной системы отрицательной информацией может вызвать, особенно у детей, развитие невротических расстройств, обострение психических, психосоматических и других заболеваний. Медицинская эстетика призвана анализировать влияние на здоровье людей не только эстетических, но и антиэстетических явлений, предотвращать воздействие последних в интересах сохранения здоровья людей, формирования здоровой личности. Медицинская эстетика изучает различные виды эстетической деятельности в области медицины и здравоохранения. К ним относятся: врачевание как искусство — эстетическое в самой медицине, эстетическая медицина, искусствотерапия, эстетическое воспитание медицинских кадров. Эстетическая медицина - это комплекс методов, позволяющих устранить эстетические недостатки и сформировать красивую, привлекательную фигуру или исправить какие-то врожденные или приобретенные недостатки организма. В этом современному человеку на помощь приходят последние достижения медицинской технологии. Специалисты предлагают различные методики электролиполи-за, лимфатический дренаж, электростимуляцию, цвето- и светотера-пию. Это эффективные способы лечения целлюлита, разглаживания морщин, снятия отеков, формирования гармоничной фигуры. На основании предварительного обследования и с учетом пожеланий проводится курс процедур. Более подробно вопросы эстетической медицины рассматриваются в специальном журнале «Анналы плас-
464 ♦ Философия медицины -Ф- Раздел IV ♦ Глава 22 тической, реконструктивной и эстетической хирургии» и других изданиях. Эстетическое в медицине выступает в виде конкретных проявлений категорий прекрасного, возвышенного, героического, трагического, комического, которые в совокупности называют искусством врачевания, лечения. Это качества медицинского работника: его мысли, чувства, отношения, поступки, слова, его внешность, а главное - профессионализм, воспринимаемые другими людьми и, прежде всего, пациентами как совершенные, соответствующие идеалу. Это гуманистическая направленность медицинской деятельности, здравоохранения: бесплатность, своевременная квалифицированная помошь, профилактика заболеваний, забота о материнстве и детстве, о социально не защищенных людях. Это та среда и духовная атмосфера, создаваемая медициной, которая способствует поддержанию положительных эмоций у больных и персонала. Это здоровый образ жизни, культивируемый медициной, этикой и эстетикой, обществом социальной справедливости и равенства людей. Основным критерием эстетического, гуманного в медицине считают практическую значимость результатов медицинской деятельности: состояние здоровья и благополучие нации, демографический рост, качество жизни населения, увеличение средней продолжительности жизни. Конечно, такие показатели зависят не только от медицины и здравоохранения, а, главным образом, от доминирующих ценностей в том или ином обществе, от экономических, социальных, психологических, экологических и других факторов. К эстетическому в медицине относится способность врача к художественному мышлению, которая является существенной составляющей клинического мышления. Сюда относятся образность представлений. Яркость и четкость суждений, например, когда описывается картина заболевания. Образное представление врача, дополняющее конкретность его мышления, часто приводит к художественному творчеству, занятию искусством. Так, «ледяные рисунки» Н. И. Пирогова явились как результат особенности его образного мышления, склонного к аналогии. Примером медицинского и художественного творения можно назвать замечательную гипсовую мышечную фигуру, выполненную скульптором Козловским с трупа, отпрепарированного И. В. Буяльским.
Замечательный русский философ И. А. Ильин (1882—1954) в своей работе «Путь к очевидности» словами старого друга-врача так писал об эстетическом в мышлении врача: «... этот процесс имеет в себе нечто художественное, ... в нем есть эстетическое творчество; мне ка- Эстетика и медицина < 0> 465 жется, что хороший врач должен стать до известной степени «художником» своих пациентов, что мы врачи, должны постоянно заботиться о том, чтобы наше восприятие пациентов было достаточно тонко и точно». Такая особенность мышления и деятельности врача, связанная с эстетикой, объясняется тем, что человек всегда лучше воспринимает и запоминает то, что более красиво и выразительно. Эстетической является сама врачебная деятельность, родственная художественному творчеству. А. П. Чехов говорил о СП. Боткине, что «в русской медицине он то же самое, что Тургенев в литературе... по таланту». В стихотворении Л. А. Бурдина «Хирург» есть такие строки: В его движеньях, точных, быстрых Манера мастера жила. Казалось, пальцы пианиста Легли на краешек стола... Я видел эти руки в деле, И я всегда дивился им... Эстетика в медицине выполняет психотерапевтическую функцию не только в искусствотерапии. Опытный врач при контакте с пациентом стремится вызвать у него отвлекающие от болезни положительные эстетические ощущения и чувства. Это он делает словом, своим видом, мимикой, жестами, обращением к примерам из жизни, к произведениям искусства в зависимости от возможностей больного, его личностных особенностей. Например, хорошо воспринимается больными напоминание им высказывания А. П. Чехова: «Человек любит поговорить о своих болезнях, а между тем, это самое неинтересное в его жизни». Врач соответственно реакции направляет беседу, стремясь вызвать у пациента положительные чувства, подъем настроения.
Эстетическое неотделимо от гигиены и санитарии. Чистота, опрятность, уход за собой дают привлекательность, уверенность, бодрость и примером этого является сам медицинский персонал, выздоравливающие пациенты. Сложнее в этом отношении с тяжелыми больными. Медикам хорошо известны гигиенические процедуры для таких больных. Надо отметить, что за последние годы в российских лечебных учреждениях не всегда выполняются требования и нормы гигиены и санитарии. Это связано не только с недостатком средств и безответственностью руководителей, но и со снижением культуры, эстетического вкуса у медицинских работников. К сожалению, в некоторых лечебных учреждениях, больницах и клиниках можно наблюдать антиэстетические проявления, чаще свя- 466 ♦ Философия медицины О- Раздел IV О- Глава 22 занные с благими намерениями. Так, отдельные помещения «украшены» иллюстрациями плохого качества. В медицине широко применяется дизайн (англ. с1езщп - проект, чертеж) - проектная художественно-техническая деятельность по формированию предметной среды. Это искусственная среда, уступающая естественной, но значимая для лечения и восстановления здоровья. Здесь применяется эстетический способ целостного осмысления и формирования объектов, их композиционного единства. Художественное конструирование лечебно-оздоровительных объектов, композиций показательно в лечебных и санаторных комплексах Санкт-Петербурга, Сестрорецкого курорта, в подмосковных лечебницах, на Кавказе и Крыму, созданных в основном в Х1Х-начале XX века. Такие композиции включают не только архитектурные сооружения с сохранением ландшафта, но и скульптуру, садово-парковую зону. Тесно связана с медицинской экологическая эстетика, рассматривающая взаимосвязь человека с окружающей природой. В биомедицинской и экологической эстетике человек выступает как неотъемлемая часть биосферы и как активная преобразующая сила. Для XX—начала XXI века характерен средовой подход при изучении тенденции различных заболеваний, включающий в себя эстетическую среду обитания человека как оздоровительный или патогенный фактор. Медики некоторых стран ставят диагноз не только людям, но и их жилищу, так и пишут «синдром больных зданий». Страдают им люди, живущие, например, в экологически грязных домах. По оценке специалистов, есть квартиры, где концентрация загрязняющих веществ в сто раз выше, чем на улице. В США до 30% жилого фонда считают экологически неблагонадежными. Виной тому новые строительные и отделочные материалы, на вид комфортабельные и уютные предметы быта, санитарно-технические моющие и чистящие средства.
Не лучшим образом дело обстоит в России, где около 50% граждан живет в панельных домах, еще большее количество пользуются газовыми плитами. Под влиянием рекламы с радостью заполняем квартиры и лечебные учреждения клееной мебелью, покрываем паркет лаком, застилаем полы линолеумом и химическими паласами. В результате в комнатах витает более ста видов органических соединений. Эти невидимые вредители вызывают раздражение верхних дыхательных путей, неприятные ощущения в глазах, насморк, хроническую головную боль, тошноту и другие расстройства. На международном экологическом конгрессе в Токио был сделан вывод о гибельности для человечества современной модели цивилизации и необходимости под- Эстетика и медицина ♦ 467 чинить среду новым требованиям жизни, укреплению здоровья людей. Эстетика выступает в качестве критерия оценки жизненности пространства, среды. Стоит задача в XXI веке рекультивировать существующее природное окружение с учетом требований эстетики, здравоохранения, сохранения и создания здоровой среды обитания для будущих поколений. Эстетика, занимаясь изучением законов красоты, искусства переносит их в сферу медицины, особенно профилактической и восстановительной. 3. Связь искусства и медицины Значение искусства для человека можно уяснить, обратившись к великому немецкому поэту Гете, который писал, что понять шедевр также сложно, как сотворить его. Н. И. Пирогов высказывал мысль о том, что врач, не имеющий общего образования и не интересующийся произведениями великих писателей и поэтов, не врач, а ремесленник. Он говорил, выступая перед студентами на тему: «Быть или казаться», что полное миросозерцание, т. е. мировоззрение человека, не может быть построено одними естественными науками без других отраслей знания, без обращения к искусству. Русское слово «искусство» произошло от слова «искус», «искушение». Оно говорило о человеке-художнике, прошедшем искушения соблазнами мира. Отсюда на Руси такая высокая требовательность к людям искусства. По второму своему значению искусство — это есть умение, сноровка, развитые опытом и умением. Мастерство, знание дела — вот что прилагается к своему первому значению искусства как «творческому отражению, воспроизведению действительности в художественных образах». В этом смысле понимается и медицина как искусство, то есть мастерство, творчество. Требование творить по законам красоты в полной мере относится к медицине, врачебной деятельности. Выполнение такого требования аналогично творчеству в искусстве, создающему художественные ценности. Следует подробнее остановиться на связи медицины и искусства, методологии применения средств искусства в медицине. Внутренняя связь медицины и искусства основана на общности объекта их познания и воздействия, каковыми являются человек, его внутренний и окружающий его мир вещей, звуков, цветов, их сочетаний. В союзе медицины и искусства Ю. П. Лисицын и Е. П. Желяева называют несколько аспектов. 468 -О- Философия медицины -О- Раздел IV ♦ Глава 22 Теоретико-познавательный аспект выделяет общность логического строя и языка. Например, в определении «здоровья» обнаруживаются такие стороны организма, как гармония, упорядочение функций, т. е. соответствие физического совершенства духовной уравновешенности - гармония тела и души, биологического и социального, личностного. Медицинская «норма» аналогична «мере». Еще Аристотель писал, что прекрасное достигает совершенства при соблюдении меры. Эстетический аспект познавательной деятельности в медицине проявляется в построении гипотез в процессе диагностики, в творческой интуиции врача, с помощью которой мысленно охватывается картина заболевания, и это невозможно без художественно-образного мышления. Ценную информацию о мире и людях, о войне, разрушениях, радостях и страданиях наших предков передают от поколения к поколениям через века произведения искусства. Австралийский врач О. Кайл в книге «Медицинская мысль Шекспира» утверждает, что драматург обладал немалыми познаниями и в области врачевания. В своих 37 пьесах Шекспир упоминает обо всех болезнях и лекарствах, которые были известны в его время. Более того, описание симптомов некоторых болезней не могли бы улучшить и современные врачи. Его экскурсы в медицину не только часты, но и весьма точны. Сами же описания болезней могут служить источниками информации для тех, кто занимается историей медицины. Ведь в пьесах рассказывается, как наши предки пытались лечить чуму, малярию, проказу и подагру. Более значим психо-эмоииональный аспект единства медицины и искусства. В эстетике, как и в медицине, существует понятие «соучастие». Врач «соучаствует», входя в ситуацию больного, полную драматизма и сложных переживаний. Существуют некоторые черты сходства между сценическими переживаниями актера и состоянием лечащего врача. Об этом можно узнать из мемуарных произведений известных ученых-медиков, врачей. В основе перевоплощения лежат элементы самовнушения, которое является разновидностью, гипноза. При лечении больного врач учитывает гипнотическое действие искусства, использует внушение. Сложнее увидеть очень тонкую психо-эмоциональную связь произведения искусства и состояния его автора. Классик отечественной генетики В. П. Эфроимсон в работе «Генетика этики и эстетики» рассматривает взаимосвязь гениальности и наследственной психопатологии на примере Ф. М. Достоевского. Одна из самых известных страниц творчества великого композитора Людвига ван Бетховена (1770—1827) — первая часть сонаты № 14 (Лунная). Работая над своим Эстетика и медицина О- 469 творением, 30-летний композитор любил и страдал: он переживал глубокую трагедию в связи с поразившей его глухотой. Печально закончилось и увлечение своей ученицей Юлией Гвиччарди, оказавшейся человеком пустым, недостойной большой любви. В этом произведении врач чувствует не только лирическое признание или углубленное философское размышление, на первый план выступает психологическое или трагедийное начало. Опытный врач-психолог может предположить и характер заболевания мастера, но главное — знать последствия влияния художественного произведения на слушателей, зрителей, читателей. Зависимость творчества от болезни, и наоборот — болезни от творчества, — при тщательном патографическом анализе (патография -изучение литературы, произведений искусства средствами психологии) можно проследить в каждом чеховском рассказе. Хотя доктор А. П. Чехов скептически относился к взаимосвязи гениальности и психического расстройства, последние слова умирающего Чехова были: «Давно я не пил шампанского». У Толстого и Цветаевой упоминается шампанское как медицинский символ обреченности - его давали глотать перед смертью легочным больным с тем, чтобы облегчить их страдания. И такие трагические связи существуют в медицине и искусстве. «Эмоции искусства суть умные эмоции», — писал психолог Л. С. Выготский (1896—1934). Они теснейшим образом неразрывно связаны с деятельностью человеческого сознания. Действие произведения искусства нельзя ограничивать областью чувств, они одновременно затрагивают и сознание, воздействуют на обе сферы психической жизни человека. И этим определяется могучая сила искусства, которую использует медицина в своих целях. Среди многих функций искусства (познавательная, коммуникативная, воспитательная и др. ) медицина выделяет в качестве профилактической, лечебной гедонистическую функцию (от греч. кейопе — удовольствие). Механизм воздействия искусства на человеческий организм, психику и поведение человека изучают психофизиология, психология и медицина, в том числе и медицинская эстетика. И. М. Сеченов создал учение о психических актах, позволяющее понять воздействие на психику и поведение человека различных, в том числе эстетических явлений, произведений искусства. Он писал, что первоначальная причина всякого поступка всегда во внешнем чувственном возбуждении. Сеченов и его ученики исследовали эти возбуждения, механизм их воздействия. От встречи различных возбуждений возникает торможение. Поэтому для торможения осложняющих Эстетика и медицина ♦ 471 Возникновение и протекание эмоций существенным образом отражается, например, на деятельности желез. О том, что стимулирует чувства слезных желез, знает каждый. Воздействие эмоций распространяется и на такие железы, как потовые, сальные и др. Под их влиянием меняются сердечный ритм, давление в кровеносных сосудах, стимулируется или (реже) тормозится деятельность желудочно-кишечного тракта, способна меняться температура тела, расширяются глазные щели, зрачки и т. д. Психофизиологи делят эмоции на положительные и отрицательные. Чувства наслаждения, вдохновения, радости благотворно воздействуют на организм человека. А такие как тоска, страдание, чувства страха, неловкости, унижения вызывают в организме такие биохимические процессы, которые оказывают разрушительное воздействие, особенно на нервные клетки. Искусство призвано вызывать положительные эмоции. Таков кратко рассмотренный нами механизм психофизиологического воздействия искусства на организм человека. Но эти общие положения нуждаются в раскрытии, конкретизации. Врач должен точно знать: что дает искусство лечению тех или иных заболеваний, оздоровлению жизни людей. Медицинская эстетика ориентирует врача на избирательность в мире искусства, овладение методами искусствотерапии. В медицине сложились разные направления и методы использования искусства в лечебных и профилактических целях: музыкотерапия, кинезиотерапия (движения под музыку), арттерапия (использование цвета, изобразительных средств), библиотерапия, театротерапия. Часто применяются взаимопроникающие комплексные методы с использованием звуков музыки, поэтики слова, красок, живописи. Во многих клиниках, лечебно-реабилитационных центрах для этого создаются специальные лаборатории и кабинеты психоэнергосуггестологии (лат. вищезМо — внушение) для определенной коррекции, омоложения и т. д., в которых применяется различное, в том числе и эстетическое воздействие. Конкретную разработку и применение методов использования искусства в лечении и профилактике заболеваний должны делать специалисты в той или иной области медицины. Их задача — подготовить методики на основе теоретического обоснования и эксперимента в условиях клиники, отделения, лаборатории. Уже в древности было известно психотерапевтическое воздействие музыки, танцев, песен для лечебных и иных целей. Спартанцы ждали от Афин подкрепления. Те прислали хромого воина. Спартанцы посчитали это насмешкой и решили убить калеку. Но увечный воин вместо меча вынул из-под плаща лиру и запел. Спартанцы были пораже- 472 ♦ Философия медицины О Раздел IV ♦ Глава 22 ны, но потом до них дошло, что Афины прислали самое мощное подкрепление, какое смогли. Спартанцы победили. От античности до наших дней идут теоретические и эмпирические поиски в области музыкотерапии. Влиянию музыки на организм человека были посвящены работы В. М. Бехтерева. Он создает целую «науку о поведении», в которой рассматривает эстетические воздействия на психику человека. В одной из статей 1916 года «Значение музыки в воспитании ребенка» Бехтерев писал о том, что музыка является властительницей наших чувств и настроений, мы вправе ожидать от нее, что она по решению врача может и должна создавать определенные настроения, где нужно ослабить излишнюю возбудимость, в других случаях перевести больного из грустного состояния в хорошее настроение, в третьих случаях подействовать соответствующим образом на дыхание и кровообращение, устранить и придать членам физическую бодрость. Большим любителем музыки был СП. Боткин, сам он играл на виолончели. А профессор Медико-хирургической академии А. П. Бородин создал оперу «Князь Игорь» и другие музыкальные произведения. В терапевтических и воспитательных целях медики отдают предпочтение классической и национальной музыке. Так, музыке славянских народов присуща напевность, мелодичность. В ней практически нет взрывных звуков, способных образовать пагубные для здоровья человека инфразвуковые биения. Поэтому под нашу музыку легко размышлять, она способствует познанию окружающего мира. Активно влияет на формирование здоровой личности классическая музыка, она вызывает положительные эмоции, благоприятные для здоровья. И наоборот, музыка некоторых народов отличается обилием взрывных ритмичных барабанных звуков, вызывающих агрессивность или страх. Так, поп-музыка мешает человеку учиться и творить. Музыка, содержащая ритмы ударников, как считает доктор технических наук В. „Кашинов, сродни наркотикам и может вызвать генетические изменения. Человек, привыкший к поп-музыке, начинает испытывать наркотическое голодание. Музыкотерапия, как прикладной медико-эстетический метод, находит применение в ортопедии, зубоврачебной практике, в борьбе с производственным утомлением, и, конечно же, в таких областях, как психиатрия и нейропсихология. Музыка имеет широкое применение в физическом и духовном укреплении здоровья молодых людей. Для врачей представляет интерес арттерапия, целительные возможности изобразительных искусств. Психофизиолог СВ. Кравков еще в Эстетика и медицина ♦ 473 1923 году пришел к выводу о том, что цвет может эффективно применяться для лечения нервных болезней. Рядом экспериментов было подтверждено, что средневолновые участки спектра (цвета зеленый и желтый, а также белый) оказывают наиболее благоприятное влияние на функциональную способность органа зрения и нервную систему человека. Данные исследования легли в основу цветового оформления производственных, лечебных, культурно-бытовых помещений и оборудования. С 1997 года в Санкт-Петербурге издается медицинский журнал арттерапии «Исцеляющее искусство». В медицинской практике требуется внимание врачей и психологов к отбору и демонстрации произведений живописи, графики, скульптуры с учетом их воздействия на психофизиологическое состояние людей. Не случайно в лечебных учреждениях преобладают пейзажные картины и противопоказаны авангардистские и другие модернистские работы. Например, привлекает внимание особенно молодых людей чудесный памятник богине здоровья Гигее, символизирующий милосердие и женскую красоту. Эта скульптура удачно украсила фронтон главного здания Военно-медицинской академии. Можно отметить оригинальность замысла исполнения и установки памятника СП. Боткину. Важно подчеркнуть медико-эстетическую направленность произведений изобразительного искусства. Большую художественную и познавательную нагрузку несут медицинские музеи. Первый музей Медико-хирургической академии был основан профессором П. А. Загорским в 1789 году, как фундаментальный музей анатомических препаратов. Медицинские музей и выставки являются принадлежностью искусства, в них тоже все устроено по законам красоты. Конечно, такие музеи не могут использоваться в качестве терапевтического средства, но они свидетельствуют о связи медицины и искусства. Примером применения искусства в медицине могут служить анатомические атласы, в т. ч. атласы топографической анатомии, сделанные с помощью графики и цветного рисунка. Такие рисунки были выполнены под руководством Н. И. Пирогова. Менее других методов искусствотерапии разработана у нас библиотерапия как способ психотерапевтического воздействия. Это направление на стыке медицины и библиотечного дела связано с активным вовлечением человека в чтение тщательно подобранной литературы с целью его излечения или удовлетворения духовных потребностей. В библиотерапии различают клиническое и психологическое воздействие книги. Выбор книги зависит от характера заболевания, от пола и возраста больного. 474 -О- Философия медицины О- Раздел IV -О- Глава 22 Среди причин, по которым библиотерапия может применяться, Г. М. Рослик называет следующие. Литература отвлекает от грустных мыслей, нежелательного самокопания, страхов, помогает провести время в больнице, делает больных более управляемыми, заставляет посмотреть на свои проблемы со стороны, снимает ненужное равнодушие или нетерпение, пробуждает инициативу. Для библиотерапевта в аннотациях к спискам рекомендуемых книг оговариваются их типографические особенности, возможный эффект от их прочтения, необходимость последующего обсуждения, например, о смысле жизни. Следует подчеркнуть, что характер требуемой литературы во всех случаях определяет врач. В настоящее время идут поиски новых методов использования художественных произведений в психотерапевтических целях. Некоторые авторы выделяют смехотерапию: комическое, юмор как один из методов искусствотерапии. Известна истина «смех лечит»... при учете того, что «смех дело серьезное»... Выдающийся сатирик Азиз Насин писал, что юмор - понятие широкое, охватывающее все сферы человеческой жизни, это искусство. В понятие юмора входит сатира и шутка, насмешка, карикатура и анекдот, комедия, танец и трюк, острота и аллегория. Юмор предполагает смех. То, что не смешит -не юмор. Но смех в то же время — очень сложное явление с точки зрения психологии и физиологии, поскольку он связан с деятельностью мозга и сердца, эндокринной, мышечной и других систем организма. Смех — это духовное облегчение. Но когда человек в состоянии депрессии, то юмор он не воспринимает. Поэтому врач обращается к юмору с осторожностью, по возможности напоминает больным, что веселые, неунывающие люди быстрее выздоравливают. Кроме того, надо знать: смех не только средство против болезней, но и профилактика. В особых условиях, связанных со значительным физическим и нервным напряжением, юмор помогает медицинским работникам оставаться оптимистами самим и передавать такое состояние больным. Общение с искусством, его использование в лечебно-профилактической работе медиков, их непосредственное художественное творчество играли и играют важную роль в духовном развитии личности врача. Искусство формирует целостную личность в единстве ее чувственно-эмоциональной и интеллектуально-мыслительной сфер, ценностных ориентации. Искусство совершенствует творческие способности врача, побуждая его к эстетической деятельности, к профессиональному искусству. Эстетика и медицина О- 475 4. Эстетическое воспитание врачей Эстетические знания не приходят сами собой, как и культура в целом. Для овладения ими создана система эстетического воспитания. Из истории медицины известно, как высоко ценится общая культура специалиста, медика, ученого, особенно нравственные и эстетические качества. Н. И. Пирогов в «Дневнике старого врача» писал о будущих специалистах: «Только разностороннему предварительному развитию своих способностей они и обязаны успехом в культуре избранного ими предмета... ». В системе современной специальной и философской подготовки работников здравоохранения требуется выяснение ряда принципиальных вопросов. Как воздействуют эстетические явления на становление личности медика? Как изучаемые научные дисциплины, формы и методы занятий в медицинских вузах влияют на эстетическую культуру студентов и слушателей? Каковы цели, задачи и пути эстетического воспитания будущих врачей?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|