Эстетика и медицина 2 страница
Этика и медицина ♦ 449 ресы гуманизации экспериментов на человеке, повышение ответственности и подконтрольности экспериментаторов перед обществом и медицинским сообществом привели к идее и созданию биоэтических комитетов. Важнейшими векторами философско-этической идеологии врачей, провизоров всегда были и остаются феномены жизни и смерти человека. Но когда эти направления идеологии становятся не только предметом профессиональной деятельности врачей, а и объектом их личной совести, у них формируется биоэтическое сознание и самосознание. Это есть своего рода философская рефлексия на морально-этическую ответственность за творческую инициативу в сфере познания и качественного изменения организма человека. Только философское переосмысление специфических требований морали и права в практической медицине позволяет понять, что любая научно-исследовательская деятельность врача не может вестись без опоры на моральные традиции. И отнюдь не случайно на первый план исследования и преобразования живого выдвинулась биоэтика. Именно она предстает как фактор гармонизации отношений между общественностью, учеными, медиками. Специфика биоэтики состоит, прежде всего, в сопоставлении ее принципов с более широкой моральной сферой - этикой науки, позволяющей привлечь внимание к деятельности медиков по радикальному изменению живого и биологической природы человека. Задача формирования биоэтического мышления не только у медиков, а у всех граждан должна стать делом государственной важности. А пока таким мышлением не овладеет значительная часть населения, до тех пор будет сохраняться опасность самоуничтожения человечества.
Говоря о биоэтическом мышлении и поведении ученых, надо понимать уникальность их научно-исследовательской деятельности в биомедицинской области, но, прежде всего, ее социальную значимость в создании принципиально нового в медицине. При формировании биоэтического мышления в медицинском сообществе встречается немало трудностей. Одна из них - сознательная подмена морально-этических принципов биоэтики правовыми кодексами. Предлагается законодательно регулировать все биомедицинские исследования и медицинскую практику в таких сферах практической медицины как трансплантология, аборт, определение момента смерти, предела жиз-неподдерживающего лечения безнадежно больных и т. д. Важной темой биоэтики как новой философско-медицинской дисциплины становится нравственное осмысление медицинской реальности, морально-этического отношения врача, ученого к своей про- 15-2120 450 -0- Философия медицины О- Раздел IV О- Глава 21 фессиональной деятельности. А поскольку формирование такого типа отношения выходит за рамки медицины, реализуясь в иных сферах человеческой жизни и деятельности, тематика биоэтики становится многоплановой и междисциплинарной. Она может согласовываться с правовыми нормами и требованиями, но не должна «растворяться» в правовых нормативах. Современная биомедицинская этика существует в четырех основных моделях: Гиппократа, Парацельса (1491-1541), деонтологической и биоэтической. Основные моральные принципы модели Гиппократа разработаны и изложены им в «Клятве», в книгах «О Законе», «О врачах» и других. Главный принцип содержал требование «не навреди». Клятва Гиппократа впервые формулировала обязанности врача перед больным и коллегами. Основной чертой профессиональной врачебной этики является ориентация практического отношения врача к больному и здоровому, на помощь и поддержку нуждающегося. В основе врачевания находится любовь к ближнему. Именно любовь наполняет содержание, определяет цели, задачи врачевания, которые являются универсальными для всех времен и социальных общностей. В процессе врачевания корректировались отдельные принципы медицинской этики. Появлялись новые требования, обусловленные развитием медицинской теории и практики, приобретая моральную форму выражения во врачебных кодексах.
Модель гиппократовской врачебной этики включает обязательства врача перед учителями, коллегами и учениками, требование гарантии не причинения вреда пациенту, своевременного оказания врачебной помощи, проявления уважения человеческого достоинства, негативного отношения к эвтаназии, абортам, недопустимых интимных связей с пациентами, всемерной заботы о пользе больного и строгого сохранения врачебной тайны. Таким образом, гиппократовская модель врачебной этики рассматривает проблемы взаимоотношений врача и пациента через призму обеспечения и сохранения социальных гарантий человеку посредством следования врачебным сословием профессиональным обязательствам. Ядром гиппократовской модели врачебной этики выступает принцип «не вреди». Данный принцип сосредоточивает в себе гражданское кредо врачебного сообщества, определяет фундаментальную медицинскую гарантию человеческой жизни. Модель Парацельса, как форма врачебной этики, трактует нравственное отношение с пациентом как составляющую терапевтического поведения врача. На первое место выдвигается учет эмоционально-психических особенностей личности пациента, важность всесторонности душевно-духовных контактов с врачом и использование их в Этика и медицина ♦ 451 интересах исцеления души и тела. Для модели Парацельса свойственен патернализм (от лат. раГегпиз — отцовство) в отношениях между врачом и пациентом. Ведущим моральным принципом является принцип «делай добро», благодеяние, милосердие. Врачевание рассматривалось Парацельсом как организованное творение любви к ближнему, осуществление добра. Любовь трактовалась как важнейшая основа лекарства. Сила врача усматривалась в его сердце. Врачевание должно руководствоваться Богом, поддерживаться опытностью врача. Христианское понимание души способствовало становлению суггестивной терапии как необходимой и эффективной составляющей любого терапевтического воздействия. Особое значение для успешного лечения болезни отводилось вере пациента во врача.
Деонтологическая модель медицинской этики предполагает нравственную безупречность в смысле тождественности поведения врача определенным этическим нормам. В отечественную медицину термин «деонтология» был введен в конце 30-х — начале 40-х годов XX века профессором Н. Н. Петровым для обозначения реально существующей области - врачебной этики. Деонтологическая модель врачебной этики содержит свод обязательных для выполнения правил в системе взаимоотношений врача с пациентом, его родственниками, коллегами. Основой деонтологической модели этики является принцип «соблюдения долга», т. е. определенных требований к врачу со стороны пациента, медицинского общества, его совести, разума и общества. Способность, готовность врача следовать предъявленным ему требованиям характеризует его моральную, профессиональную пригодность. Долг врача выступает необходимым и достаточным основанием его профессиональной деятельности. К настоящему времени разработаны подробные правила поведения для представителей практически всех медицинских специальностей. Биоэтика основывается на принципе уважения прав и достоинств человека. Данный принцип предполагает корректировку содержания взаимоотношений врача с его пациентом, его родственниками, коллегами и обществом. На смену патерналистской концепции, предусматривающей приоритетность положения врача по сравнению с пациентом, пришли новые модели взаимоотношений врача и пациента. Защита прав и достоинства человека реализуется в рамках информационной, совещательной и интерпретационной моделях, предписывающих участие больного в принятии врачебного решения. Данная особенность современной медицины в силу своей значимости привлекла внимание общественности. Проблема взаимоотношений субъектов медицинской деятельности из чисто медицинской превратилась в про-
Этика и медицина 453 продолжительность жизни россиян. Таким образом, социальные последствия проводимых в обществе реформ, оцениваемые через состояние здоровья населения, свидетельствуют об их деструктивном характере и требуют корректировки в направлении смягчения отрицательных последствий введения рыночных отношений в экономике. Нарастающая коммерциализация медицинской деятельности требует защищенности прав пациента в обеспечении качества оказываемой помощи. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» и ряд других законов содержат принципиально новые для российского здравоохранения положения, раскрывающие права пациента, в частности, право на добровольное информирование, согласие на медицинское вмешательство или отказ от него. Данное право распространяется на любое медицинское вмешательство. В его основе лежит добровольное решение пациента, основывающееся на полной и разносторонней информации о состоянии здоровья, диагнозе, методах лечения, риске, возможных вариантах терапии и ее исходах. Добровольное информированное согласие предписывает для российской медицинской практики новые модели взаимоотношений врача и пациента. На смену традиционной для России патерналистской модели отношений врача и больного приходит модель добровольного информированного согласия, способствующая в ряде западных стран снижению уровня конфликтности и напряженности в медицине, где большинство проблем возникает в сфере взаимоотношений врача и пациента. Патерналистская модель основывается на неравенстве участвующих в лечебно-диагностическом процессе сторон и полном подчинении действий пациента предписаниям врача. Патерналистская модель отношений врача и больного сложилась в России под воздействием экономических, духовных и медицинских факторов. Истоки данной традиции коренятся в шаманской, жреческой медицине, в классической гиппократовской традиции. Православное богословие и отечественная религиозная философия способствовали укреплению патерналистской модели отношений врача и больного, насаждая идеи смирения, непротивления, почитания иерархического строения мира. К концу XX века столкнулись две противоречивые тенденции. Первая из них заключается в возрастании власти и ответственности врача в процессе увеличения возможностей медицины и биотехнологии. Вторая тенденция характеризуется распространением либерально-демократических ценностей, идеи индивидуальных прав и свобод. Новый тип отношений врача и пациента исходит, прежде всего, из признания автономии пациента, его права на самоопределение, об-
454 -О Философия медицины ♦ Раздел IV ■ & Глава 21 суждение и собственное мнение в принятии решений. В модели совместного принятия решений общение врача и пациента направлено на диагностирование и лечение, а также на осмысление социальных, психологических, моральных, экономических и других последствий. Врач выступает не только как специалист, использующий свои знания, умения и опыт для восстановления и сохранения здоровья пациента, но и как человек, анализирующий и взвешивающий последствия обследования и лечения в контексте содержания культурных, религиозных и иных ценностей, менталитета пациента. Российским врачам свойственно чувство чести и собственного достоинства, основанное на высоком профессионализме, глубоких знаниях и уверенности в своей необходимости Родине. В мировоззрении современного врача биоэтическое содержание является приоритетным, наиболее значимым в современных условиях среди других его компонентов. Ведь в широком смысле под биоэтикой понимается применение понятий и норм общечеловеческой морали (в которой осмысливаются проблемы добра и зла, совести и чести) к сфере экспериментальной и теоретической деятельности в медико-биологической области. В ходе решения биоэтических проблем утверждаются основные принципы биоэтики: принцип единства жизни и этики, признание жизни в качестве высшей категории среди всех этических ценностей, принцип «благоговения перед жизнью», принцип гармонизации системы «человек-биосфера». На основе этих принципов, очевидно, и продолжится процесс формирования свода правил и норм биологической этики. Таким образом, выделение биоэтики в особую сферу этических знаний, специального этического осмысления обусловлено возникновением моральных коллизий в ходе наращивания медико-биологических знаний, созданием качественно новых биотехнологий и их практическим применением в здравоохранении, особенностями социального развития. Первоочередной проблемой является угроза уничтожения всех форм жизни на Земле, ответственность за которую несут не только общественные и государственные деятели, но и ученые, особенно физики, химики, биологи, врачи. Можно сказать, что эти здравоохранительные парадигмы биоэтики ныне становятся государственной идеологией. При осмыслении ключевых концептов и принципов биоэтики как новой социально-этической идеологии в системе здравоохранении, следует не терять из виду ее главные приоритеты в сферах биомедицины и практической медицины, а именно: морально-этические и правовые ценности, мировоззренческие и методологические установки. Этика и медицина -О- 455 Это все базируется на социально-философских основаниях новой, по сути гуманитарной медицины, способной не только лечить, а и ориентировать медиков на всестороннее и гармоничное развитие человека. Специфика биоэтической сути в современном здравоохранении состоит в принципиально ином требовании охраны жизни человека: охране его не от непредвиденных негативных обстоятельств, а от преднамеренного научно-технологического воздействия на него. Это — качественно новый вариант морально-этической философии, так как в ней речь идет о более возвышенном гуманитарном отношении к развитию человека. Биоэтика как идеология здравоохранения ничего не запрещает и не разрешает. Она привлекает внимание мировой общественности к моральным и правовым аспектам биомедицинских исследований, биотехнологии, другим новым факторам науки, связанным с возможной угрозой жизни или утраты здоровья человека. Идеологи биоэтики подвергают критике те методы и средства науки или технологии биомеди-цины, которые не в состоянии обеспечить качественное улучшение жизни людей. В философском осмыслении учеными-исследователями и медиками реальных проблем биомедицины закладывается новый ментальный фундамент их самосознания, формируются иные морально-этические ценности, позволяющие углубленно вести научное познание жизни и широко использовать все это в практике врачевания. Биоэтика, являясь идеологией современного здравоохранения, не сводима, как уже отмечалось, к деонтологии или врачебной этике. Ее не следует рассматривать и как какую-то новую чисто моральную науку. Проблемы биоэтики настолько широки и объемны, что они требуют к себе особого отношения широкой общественности: ученых, врачей, провизоров. Дело в том, что спонтанно встал вопрос о возможном медицинском «вмешательстве» в процессы жизни и смерти. Уже хотя бы потому, что облегчить смерть человека — это взять на себя огромную морально-этическую ответственность перед всем человечеством. А вмешательство в жизнепротекание или душу человека — суперответственность. Поэтому эти вопросы никак не могут решаться только учеными, врачами, провизорами обособленно от широкого общественного мнения. Идея, что человек - творец своего нравственно-этического поведения, имеет своей обратной стороной идеал «человекобога», в котором более ста лет назад Ф. М. Достоевский (1821-1882) так ясно прозрел бесовского разрушителя. Вл. Соловьев (1853-1900) открыл в человеке духовный космос, то есть тот самый «моральный закон во мне», об объективной реальности которого, наряду со «звездным ми- 456 -О- Философия медицины -О- Раздел IV О1 Глава 21 ром надо мной», так проникновенно писал И. Кант (1724—1804): «Две веши наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаше и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Философ и ученый XVIII века как бы предупреждал и рекомендовал грядущему человечеству быть осторожным по отношению к своей жизни и делам. В современных условиях исключается какая-либо альтернатива жизни человека, как жизни по разуму и в согласии с совестью. Наше время настоятельно потребовало от людей, особенно от ученых, специалистов-медиков осознания высшего смысла всеохватной триединой философской формулы: «Стремиться к Истине, Добру и Красоте! » И вполне правомерно эту формулу расширить еще одной составляющей — «Любить человека и беречь жизнь его нещадно». Только скрупулезное следование этой гуманной формуле позволит человечеству не только выжить, но и гуманитарно саморазвиваться и самосовершенствоваться. Литература Биомедицинская этика. Под ред. В. И. Покровского. М., 1997. Биоэтика: проблемы и перспективы. М., 1992. Введение в биоэтику. М., 1998. Гиппократ. Избранные книги. М., 1994. Иванюшкин А. Я. Медицинская этика и деонтология. М., 1993. Медицина и права человека. М., 1992. Юдин Б. Г. и др. Этические права животных. М., 1998. Яровинский М. Я. Лекции по курсу «Медицинская этика» (Биоэтика). Вып. 1-2. М., 1998 и 2000. Вопросы для самоконтроля 1. Когда и почему возникала биомедицинская этика? 2. Какие связи и отношения сложились в медицине с философией по по 3. Почему мораль и право стали ключевыми параметрами в биомедицинс 4. Почему именно философия стала идеологическим ядром в биомедицин Темы докладов и рефератов 1. Биомедииинская этика как интегративная форма гуманитарного знания и основное направление совершенствования мировоззренческой культуры врача. Этика и медицина -О- 457 2. Актуальные проблемы взаимовлияния медицины, этики, права, рели 3. Современные проблемы взаимоотношения врача и пациента в контек 4. Значение моделей врачевания Гиппократа, Парацельса и деонтологии 5. Этико-правовые основания биомедицинских исследований с участием 6. Историко-философский анализ биоэтических оснований взаимоотно ГШД 22 ЭСТЕТИКА И МЕДИЦИНА Изучение молодыми людьми эстетики призвано стать профилактикой здорового, а значит красивого образа жизни, научить не только любоваться прекрасным, но и творить, и защищать эстетические начала жизни, здоровья людей, среды их обитания, созидательной деятельности. Знание эстетики помогает противостоять явлениям безобразным, низменным, унижающим и убивающим человека и нацию. Эстетика обращается и к искусству врачевания, проявлению эстетических начал в медицине. Особую роль во врачебной деятельности приобретает связь искусства и медицины. Гуманистическая профессиональная подготовка невозможна без эстетического воспитания медиков. 1. Категории эстетики в медицине Категории эстетики научно обобщают эстетическое своеобразие действительности, произведений искусства, художественного творчества, в том числе в области медицины, врачебной деятельности. Наиболее общими, широкими и значительными эстетическими категориями являются: прекрасное (его антипод - безобразное), возвышенное (низменное), героическое, трагическое (сюда включается категория ужасного) и комическое. Эстетическое, прекрасное всегда использовалось для обозначения самого положительного в эстетической оценке того, что доставляет человеку наслаждение (М. Ф. Овсянников). Для медицины важно то, что прекрасное, красота лечит. Вот почему в организации медицинской службы, профилактике заболеваний, лечении и реабилитации больных большое внимание уделяется ландшафту, естественной красоте природы. Врач, участвуя в эстетическом воспитании, учит людей видеть и переживать красоту родной природы, сохранять ее, любить. От природы неотделим и сам человек. Человек раскрывается в самом прекрасном своем проявлении - в труде, в отношениях к людям, к самому себе. Причем, для воспитанного человека, тем более для врача, существенна как внешняя, так и особенно Эстетика и медицина < > 459 внутренняя красота - духовная культура в их единстве, сочетании с этикетом, манерами, стилем поведения, общения. А. П. Чехов (1860-1904) словами доктора Астрова утверждал, что в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и мысли. Красота и величие человеческого разума, считал А. Франс (1844—1924), состоит в том, чтобы искать истину. Телу тоже небезразлично, во что его одевают. Модной, красивой должна быть такая одежда, которую приемлет среда обитания и не наказывает болезнями. Все это неотъемлемые составляющие культурного человека, врача. Категория прекрасного очень близка понятию возвышенное, прекрасное — в возвышенном. Это такое чувство, которое вызывает у человека особый духовный подъем, ощущение величия. Источником возвышенных чувств являются природные и общественные явления, которые по своим масштабам, мощи, грандиозности выходят за пределы обыденного. Возвышенные чувства возникают при созерцании бескрайних просторов Вселенной, звездного неба. Конечно, они зависят от возраста, физического и психического состояния человека. В общественной жизни проявление возвышенного, как и прекрасного, чаще всего возникает при активном участии человека-гражданина в общественных делах, в освободительных движениях. Виктор Гюго писал: Живые борются! А живы только те, Чье сердце предано возвышенной мечте, Кто цель прекрасную поставив пред собой, К вершинам доблести идут крутой тропой. В литературе и искусстве героизацией называется стремление людей к идеалу — возвышенной цели, совершенству. Эстетический идеал связывает героическое поведение с выполнением общественного и профессионального долга. Идеал культурного человека, писал Альберт Швейцер (1875—1965), заключается в том, чтобы в любых условиях сохранять подлинную человечность. Героическое выражается в совершении отдельной личностью, классом или народом выдающихся по своему значению поступков, требующих напряжения всех нравственных и физических сил, бесстрашия, готовности к самопожертвованию, совершаемых во имя великой цели, передового общественного идеала. В истории нашей Родины много героических подвигов. Молодое поколение должно знать героев и брать с них пример. Так бывает в здоровом обществе, в котором не извращают, а чтут историю, лучшие традиции народа. В медицине героическое часто выступает вместе с трагическим. Н. Г. Чернышевский (1828-1889) определял трагическое как тяжелей- 460 ♦ Философия медицины О Раздел IV О- Глава 22 шее страдание или гибель человека. Трагической бывает борьба за высокие, но утопические идеалы. Трагично новое, прогрессивное, когда оно вступает в открытую борьбу со старым и, не имея условий для победы, терпит поражение. Нужно отметить, что в характере русских людей всегда присутствовало чувство трагизма, основанное на внутренних переживаниях и противоречиях, связанных с военным лихолетьем и многими жертвами защитников Отечества, с общественными потрясениями во время революции, контрреволюции, реформ. «Профессия врача - писал А. П. Чехов, — это подвиг. Она требует самопожертвования, чистоты души и чистоты помыслов». В Великую Отечественную Войну в 1942 году под Ленинградом попала в окружение немцев 2-я ударная армия. Начальник санотдела этой армии воспитанник Военно-медицинской академии военврач 1-го ранга Константин Константинович Боборыкин сумел организовать выход из окружения двух полевых госпиталей с 6—7 тысячами раненых. Сам он остался руководить санитарной службой армии и спасением оставшихся 10—11 тысяч раненых. Получив ранение, он попал в плен, но до освобождения оставался преданным военной присяге и врачебному долгу. Таких героических примеров в отечественной истории тысячи. Сейчас, как никогда, важен для России культ героев. Они нужны не только на войне. Люди бесстрашные, люди поступка, люди долга и чести, безусловно, нужны и в мирной жизни. Поэтому медикам необходимо поддерживать «культ героев». В жизни и борьбе людям нужны жизнеутверждающие силы. И такой силой, наряду с чувством долга и вдохновения, часто выступает комическое, юмор, что тоже прекрасно и необходимо для сохранения душевного здоровья и оптимизма людей. Категория комического, как и трагического, имеет социальное содержание. Комическим выступает то, что изжило себя, обнаруживает свою реакционность, но все еще претендует на значимость, пытается облечься в чужую, не свойственную ему форму. Комическое в жизни очень многообразно: от смешного до саркастического, имеющего глубоко общественное содержание. Когда А. В. Суворов (1730—1800) увидел в бою в панике бежавших, отступивших солдат, он припустился вскачь впереди них крича: «Заманивай их, ребята, заманивай, а теперь за мной - вперед, чудо-богатыри! ». Как известно, русские войска под предводительством генералиссимуса А. В. Суворова поражения не знали. Врачу надо владеть юмором, шуткой, ценить и использовать их. Юмор, здоровый смех защищает от тягостных будней, от обиды, боли, Эстетика и медицина 461 от собственной мелочности и суеты. Но при этом надо различать юмор и злую шутку, когда, например, говорят: «больной, вы совершенно здоровы» или «это ваши проблемы». От врача во многом зависит развитие эстетического сознания людей, их духовный мир, отношение к жизни. Знание основ эстетики, стремление жить по законам красоты облагораживает человека, является необходимым качеством медика и гражданина своей страны. Для плодотворной деятельности врача важно понять уровень культуры пациента, его эстетический вкус, способность воспринимать эстетические явления жизни. Самому врачу необходимо овладеть искусством врачевания. 2. Особенности медицинской эстетики Медицину интересует влияние различных, в том числе эстетических, факторов на жизнь и здоровье населения. Медицина использует положительно действующие эстетические явления в целях оздоровления человека и общества. Эстетика, выражающая и вырабатывающая прекрасное, жизнеутверждающее начало, нужна медицине, прежде всего, как психотерапевтическое средство в профилактической и лечебной работе, призванное сохранять духовное и физическое здоровье людей, способных к активной жизни, созиданию. Проявление и применение эстетики, ее категорий и принципов в медицине изучает медицинская эстетика. Уже в ранних философских и медицинских трактатах, наставлениях мы находим обращение к нравственно-эстетическим проблемам. Так, в формуле древнегреческого философа Платона счастье представлено в виде треугольника, сторонами которого являются разум, добро, красота. У Гиппократа врачевание понимается как «непорочно чистое искусство». Английский философ XVII века Т. Гоббс справедливо заметил: «Красота - это обещание счастья». А его предшественник Ф. Бэкон понимал красоту как внешнюю добродетель. На обратную связь указывал Гегель: «Нравственность должна выступать в форме красоты... ». Такая взаимосвязь нравственных и эстетических явлений лежит в основе медицинской этики, деонтологии и медицинской эстетики. Можно сказать, что медицинская эстетика зародилась в лоне философии, этики и медицины и до сих пор не выделилась в самостоятельную научную дисциплину. Медицинская эстетика трактуется как наука, изучающая воздействие эстетических явлений на организм и организацию эстетической 462 ♦ Философия медицины < > Раздел IV -0- Глава 22 среды в лечебных целях. Делается акцент на исследование механизма психофизиологического воздействия эстетических переживаний, положительных и отрицательных эмоций. Это традиционное научное направление в исследованиях И. М. Сеченова, СП. Боткина, В. М. Бехтерева, И. П. Павлова. В монографии «Деонтология в медицине» (1988) кратко рассматриваются эстетические проблемы в медицине, предмет медицинской эстетики сводится к выяснению психофизиологической роли искусства, его влиянию на здоровье. Авторы Ю. П. Лисицын и А. М. Изуткин призывают развивать эстетотерапию, эстетопрофилак-тику и эстетореабилитацию. Однако при определении предмета медицинской эстетики нельзя упускать закономерной и необходимой обратной связи: влияния самой медицины, различных ее направлений (социального, профилактического, клинического, восстановительного и др. ) на духовную жизнь человека и общества, укрепление ее нравственных и эстетических начал. Особенно это касается валеологии и санологии, гигиены и санитарии. Поэтому медицинскую эстетику правильнее было бы представить как прикладную философскую и медицинскую науку, исследующую воздействие эстетических явлений, искусства, художественного творчества на духовное и физическое здоровье людей, а также влияние медицины на эстетическую культуру личности и общества, эстетизацию окружающей человека среды.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|