Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эстетика и медицина 2 страница





Этика и медицина ♦ 449

ресы гуманизации экспериментов на человеке, повышение ответствен­ности и подконтрольности экспериментаторов перед обществом и ме­дицинским сообществом привели к идее и созданию биоэтических комитетов.

Важнейшими векторами философско-этической идеологии врачей, провизоров всегда были и остаются феномены жизни и смерти чело­века. Но когда эти направления идеологии становятся не только пред­метом профессиональной деятельности врачей, а и объектом их лич­ной совести, у них формируется биоэтическое сознание и самосознание. Это есть своего рода философская рефлексия на мо­рально-этическую ответственность за творческую инициативу в сфе­ре познания и качественного изменения организма человека.

Только философское переосмысление специфических требований морали и права в практической медицине позволяет понять, что лю­бая научно-исследовательская деятельность врача не может вестись без опоры на моральные традиции.

И отнюдь не случайно на первый план исследования и преобразо­вания живого выдвинулась биоэтика. Именно она предстает как фак­тор гармонизации отношений между общественностью, учеными, ме­диками. Специфика биоэтики состоит, прежде всего, в сопоставлении ее принципов с более широкой моральной сферой - этикой науки, позволяющей привлечь внимание к деятельности медиков по ради­кальному изменению живого и биологической природы человека. За­дача формирования биоэтического мышления не только у медиков, а у всех граждан должна стать делом государственной важности. А пока таким мышлением не овладеет значительная часть населения, до тех пор будет сохраняться опасность самоуничтожения человечества.

Говоря о биоэтическом мышлении и поведении ученых, надо по­нимать уникальность их научно-исследовательской деятельности в биомедицинской области, но, прежде всего, ее социальную значимость в создании принципиально нового в медицине. При формировании биоэтического мышления в медицинском сообществе встречается не­мало трудностей. Одна из них - сознательная подмена морально-эти­ческих принципов биоэтики правовыми кодексами. Предлагается за­конодательно регулировать все биомедицинские исследования и медицинскую практику в таких сферах практической медицины как трансплантология, аборт, определение момента смерти, предела жиз-неподдерживающего лечения безнадежно больных и т. д.

Важной темой биоэтики как новой философско-медицинской дис­циплины становится нравственное осмысление медицинской реаль­ности, морально-этического отношения врача, ученого к своей про-

15-2120


450 -0- Философия медицины О- Раздел IV О- Глава 21

фессиональной деятельности. А поскольку формирование такого типа отношения выходит за рамки медицины, реализуясь в иных сферах человеческой жизни и деятельности, тематика биоэтики становится многоплановой и междисциплинарной. Она может согласовываться с правовыми нормами и требованиями, но не должна «растворяться» в правовых нормативах.

Современная биомедицинская этика существует в четырех основ­ных моделях: Гиппократа, Парацельса (1491-1541), деонтологической и биоэтической. Основные моральные принципы модели Гиппократа разработаны и изложены им в «Клятве», в книгах «О Законе», «О вра­чах» и других. Главный принцип содержал требование «не навреди». Клятва Гиппократа впервые формулировала обязанности врача перед больным и коллегами. Основной чертой профессиональной врачеб­ной этики является ориентация практического отношения врача к больному и здоровому, на помощь и поддержку нуждающегося. В ос­нове врачевания находится любовь к ближнему. Именно любовь на­полняет содержание, определяет цели, задачи врачевания, которые являются универсальными для всех времен и социальных общностей. В процессе врачевания корректировались отдельные принципы меди­цинской этики. Появлялись новые требования, обусловленные разви­тием медицинской теории и практики, приобретая моральную форму выражения во врачебных кодексах.

Модель гиппократовской врачебной этики включает обязательства врача перед учителями, коллегами и учениками, требование гарантии не причинения вреда пациенту, своевременного оказания врачебной помощи, проявления уважения человеческого достоинства, негатив­ного отношения к эвтаназии, абортам, недопустимых интимных свя­зей с пациентами, всемерной заботы о пользе больного и строгого сохранения врачебной тайны. Таким образом, гиппократовская модель врачебной этики рассматривает проблемы взаимоотношений врача и пациента через призму обеспечения и сохранения социальных гарантий человеку посредством следования врачебным сословием профессиональ­ным обязательствам. Ядром гиппократовской модели врачебной этики выступает принцип «не вреди». Данный принцип сосредоточивает в себе гражданское кредо врачебного сообщества, определяет фундамен­тальную медицинскую гарантию человеческой жизни.

Модель Парацельса, как форма врачебной этики, трактует нрав­ственное отношение с пациентом как составляющую терапевтического поведения врача. На первое место выдвигается учет эмоционально-психических особенностей личности пациента, важность всесторон­ности душевно-духовных контактов с врачом и использование их в


Этика и медицина ♦ 451

интересах исцеления души и тела. Для модели Парацельса свойстве­нен патернализм (от лат. раГегпиз — отцовство) в отношениях между врачом и пациентом. Ведущим моральным принципом является прин­цип «делай добро», благодеяние, милосердие. Врачевание рассматри­валось Парацельсом как организованное творение любви к ближнему, осуществление добра. Любовь трактовалась как важнейшая основа лекарства. Сила врача усматривалась в его сердце. Врачевание должно руководствоваться Богом, поддерживаться опытностью врача. Хрис­тианское понимание души способствовало становлению суггестивной терапии как необходимой и эффективной составляющей любого тера­певтического воздействия. Особое значение для успешного лечения болезни отводилось вере пациента во врача.

Деонтологическая модель медицинской этики предполагает нрав­ственную безупречность в смысле тождественности поведения врача определенным этическим нормам. В отечественную медицину термин «деонтология» был введен в конце 30-х — начале 40-х годов XX века профессором Н. Н. Петровым для обозначения реально существующей области - врачебной этики. Деонтологическая модель врачебной эти­ки содержит свод обязательных для выполнения правил в системе вза­имоотношений врача с пациентом, его родственниками, коллегами. Основой деонтологической модели этики является принцип «соблю­дения долга», т. е. определенных требований к врачу со стороны паци­ента, медицинского общества, его совести, разума и общества. Спо­собность, готовность врача следовать предъявленным ему требованиям характеризует его моральную, профессиональную пригодность. Долг врача выступает необходимым и достаточным основанием его профес­сиональной деятельности. К настоящему времени разработаны под­робные правила поведения для представителей практически всех ме­дицинских специальностей.

Биоэтика основывается на принципе уважения прав и достоинств человека. Данный принцип предполагает корректировку содержания взаимоотношений врача с его пациентом, его родственниками, кол­легами и обществом. На смену патерналистской концепции, предус­матривающей приоритетность положения врача по сравнению с па­циентом, пришли новые модели взаимоотношений врача и пациента. Защита прав и достоинства человека реализуется в рамках информа­ционной, совещательной и интерпретационной моделях, предписы­вающих участие больного в принятии врачебного решения. Данная особенность современной медицины в силу своей значимости привлек­ла внимание общественности. Проблема взаимоотношений субъектов медицинской деятельности из чисто медицинской превратилась в про-


Этика и медицина


 453


продолжительность жизни россиян. Таким образом, социальные по­следствия проводимых в обществе реформ, оцениваемые через со­стояние здоровья населения, свидетельствуют об их деструктивном характере и требуют корректировки в направлении смягчения отри­цательных последствий введения рыночных отношений в экономике. Нарастающая коммерциализация медицинской деятельности требует защищенности прав пациента в обеспечении качества оказываемой помощи. «Основы законодательства Российской Федерации об охра­не здоровья граждан» и ряд других законов содержат принципиально новые для российского здравоохранения положения, раскрывающие права пациента, в частности, право на добровольное информирова­ние, согласие на медицинское вмешательство или отказ от него. Дан­ное право распространяется на любое медицинское вмешательство. В его основе лежит добровольное решение пациента, основывающее­ся на полной и разносторонней информации о состоянии здоровья, диагнозе, методах лечения, риске, возможных вариантах терапии и ее исходах. Добровольное информированное согласие предписывает для российской медицинской практики новые модели взаимоотношений врача и пациента. На смену традиционной для России патерналист­ской модели отношений врача и больного приходит модель доброволь­ного информированного согласия, способствующая в ряде западных стран снижению уровня конфликтности и напряженности в медици­не, где большинство проблем возникает в сфере взаимоотношений врача и пациента. Патерналистская модель основывается на неравен­стве участвующих в лечебно-диагностическом процессе сторон и пол­ном подчинении действий пациента предписаниям врача. Патернали­стская модель отношений врача и больного сложилась в России под воздействием экономических, духовных и медицинских факторов. Истоки данной традиции коренятся в шаманской, жреческой меди­цине, в классической гиппократовской традиции. Православное бо­гословие и отечественная религиозная философия способствовали укреплению патерналистской модели отношений врача и больного, насаждая идеи смирения, непротивления, почитания иерархического строения мира.

К концу XX века столкнулись две противоречивые тенденции. Пер­вая из них заключается в возрастании власти и ответственности врача в процессе увеличения возможностей медицины и биотехнологии. Вторая тенденция характеризуется распространением либерально-демократических ценностей, идеи индивидуальных прав и свобод. Новый тип отношений врача и пациента исходит, прежде всего, из признания автономии пациента, его права на самоопределение, об-


454 -О Философия медицины ♦ Раздел IV ■ & Глава 21

суждение и собственное мнение в принятии решений. В модели со­вместного принятия решений общение врача и пациента направлено на диагностирование и лечение, а также на осмысление социальных, психологических, моральных, экономических и других последствий. Врач выступает не только как специалист, использующий свои зна­ния, умения и опыт для восстановления и сохранения здоровья паци­ента, но и как человек, анализирующий и взвешивающий последствия обследования и лечения в контексте содержания культурных, религи­озных и иных ценностей, менталитета пациента.

Российским врачам свойственно чувство чести и собственного до­стоинства, основанное на высоком профессионализме, глубоких зна­ниях и уверенности в своей необходимости Родине. В мировоззрении современного врача биоэтическое содержание является приоритет­ным, наиболее значимым в современных условиях среди других его компонентов. Ведь в широком смысле под биоэтикой понимается при­менение понятий и норм общечеловеческой морали (в которой осмыс­ливаются проблемы добра и зла, совести и чести) к сфере экспери­ментальной и теоретической деятельности в медико-биологической области. В ходе решения биоэтических проблем утверждаются основ­ные принципы биоэтики: принцип единства жизни и этики, призна­ние жизни в качестве высшей категории среди всех этических ценно­стей, принцип «благоговения перед жизнью», принцип гармонизации системы «человек-биосфера». На основе этих принципов, очевидно, и продолжится процесс формирования свода правил и норм биологи­ческой этики.

Таким образом, выделение биоэтики в особую сферу этических зна­ний, специального этического осмысления обусловлено возникно­вением моральных коллизий в ходе наращивания медико-биологи­ческих знаний, созданием качественно новых биотехнологий и их практическим применением в здравоохранении, особенностями соци­ального развития. Первоочередной проблемой является угроза унич­тожения всех форм жизни на Земле, ответственность за которую несут не только общественные и государственные деятели, но и ученые, осо­бенно физики, химики, биологи, врачи.

Можно сказать, что эти здравоохранительные парадигмы биоэти­ки ныне становятся государственной идеологией.

При осмыслении ключевых концептов и принципов биоэтики как новой социально-этической идеологии в системе здравоохранении, следует не терять из виду ее главные приоритеты в сферах биомедици­ны и практической медицины, а именно: морально-этические и пра­вовые ценности, мировоззренческие и методологические установки.


Этика и медицина -О- 455

Это все базируется на социально-философских основаниях новой, по сути гуманитарной медицины, способной не только лечить, а и ори­ентировать медиков на всестороннее и гармоничное развитие человека. Специфика биоэтической сути в современном здравоохранении состо­ит в принципиально ином требовании охраны жизни человека: охране его не от непредвиденных негативных обстоятельств, а от преднаме­ренного научно-технологического воздействия на него. Это — каче­ственно новый вариант морально-этической философии, так как в ней речь идет о более возвышенном гуманитарном отношении к разви­тию человека.

Биоэтика как идеология здравоохранения ничего не запрещает и не разрешает. Она привлекает внимание мировой общественности к моральным и правовым аспектам биомедицинских исследований, био­технологии, другим новым факторам науки, связанным с возможной угрозой жизни или утраты здоровья человека. Идеологи биоэтики под­вергают критике те методы и средства науки или технологии биомеди-цины, которые не в состоянии обеспечить качественное улучшение жизни людей. В философском осмыслении учеными-исследователя­ми и медиками реальных проблем биомедицины закладывается новый ментальный фундамент их самосознания, формируются иные мораль­но-этические ценности, позволяющие углубленно вести научное по­знание жизни и широко использовать все это в практике врачевания.

Биоэтика, являясь идеологией современного здравоохранения, не сводима, как уже отмечалось, к деонтологии или врачебной этике. Ее не следует рассматривать и как какую-то новую чисто моральную на­уку. Проблемы биоэтики настолько широки и объемны, что они тре­буют к себе особого отношения широкой общественности: ученых, врачей, провизоров. Дело в том, что спонтанно встал вопрос о воз­можном медицинском «вмешательстве» в процессы жизни и смерти. Уже хотя бы потому, что облегчить смерть человека — это взять на себя огромную морально-этическую ответственность перед всем че­ловечеством. А вмешательство в жизнепротекание или душу челове­ка — суперответственность. Поэтому эти вопросы никак не могут решаться только учеными, врачами, провизорами обособленно от ши­рокого общественного мнения.

Идея, что человек - творец своего нравственно-этического пове­дения, имеет своей обратной стороной идеал «человекобога», в кото­ром более ста лет назад Ф. М. Достоевский (1821-1882) так ясно про­зрел бесовского разрушителя. Вл. Соловьев (1853-1900) открыл в человеке духовный космос, то есть тот самый «моральный закон во мне», об объективной реальности которого, наряду со «звездным ми-


456 -О- Философия медицины -О- Раздел IV О1 Глава 21

ром надо мной», так проникновенно писал И. Кант (1724—1804): «Две веши наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаше и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Философ и ученый XVIII века как бы предупреждал и рекомендовал грядущему человечеству быть осторожным по отношению к своей жизни и делам. В современных условиях исключается какая-либо альтернатива жизни человека, как жизни по разуму и в согласии с совестью. Наше время настоятельно потребовало от людей, особенно от ученых, специалис­тов-медиков осознания высшего смысла всеохватной триединой фи­лософской формулы: «Стремиться к Истине, Добру и Красоте! » И впол­не правомерно эту формулу расширить еще одной составляющей — «Любить человека и беречь жизнь его нещадно». Только скрупулезное следование этой гуманной формуле позволит человечеству не только выжить, но и гуманитарно саморазвиваться и самосовершенствоваться.

Литература

Биомедицинская этика. Под ред. В. И. Покровского. М., 1997. Биоэтика: проблемы и перспективы. М., 1992. Введение в биоэтику. М., 1998. Гиппократ. Избранные книги. М., 1994.

Иванюшкин А. Я. Медицинская этика и деонтология. М., 1993. Медицина и права человека. М., 1992. Юдин Б. Г. и др. Этические права животных. М., 1998. Яровинский М. Я. Лекции по курсу «Медицинская этика» (Биоэтика). Вып. 1-2. М., 1998 и 2000.

Вопросы для самоконтроля

1. Когда и почему возникала биомедицинская этика?

2. Какие связи и отношения сложились в медицине с философией по по­
воду биоэтики?

3. Почему мораль и право стали ключевыми параметрами в биомедицинс­
кой этике?

4. Почему именно философия стала идеологическим ядром в биомедицин­
ской этике?

Темы докладов и рефератов

1. Биомедииинская этика как интегративная форма гуманитарного зна­ния и основное направление совершенствования мировоззренческой культу­ры врача.


Этика и медицина -О- 457

2. Актуальные проблемы взаимовлияния медицины, этики, права, рели­
гии и философии.

3. Современные проблемы взаимоотношения врача и пациента в контек­
сте принципов биомедицинской этики.

4. Значение моделей врачевания Гиппократа, Парацельса и деонтологии
для формирования и развития биомедицинской этики.

5. Этико-правовые основания биомедицинских исследований с участием
человека и на животных.

6. Историко-философский анализ биоэтических оснований взаимоотно­
шений врача и пациента.


ГШД 22


ЭСТЕТИКА И МЕДИЦИНА


Изучение молодыми людьми эстетики призвано стать профилак­тикой здорового, а значит красивого образа жизни, научить не только любоваться прекрасным, но и творить, и защищать эстетические на­чала жизни, здоровья людей, среды их обитания, созидательной дея­тельности. Знание эстетики помогает противостоять явлениям безоб­разным, низменным, унижающим и убивающим человека и нацию. Эстетика обращается и к искусству врачевания, проявлению эсте­тических начал в медицине. Особую роль во врачебной деятельности приобретает связь искусства и медицины. Гуманистическая профес­сиональная подготовка невозможна без эстетического воспитания медиков.

1. Категории эстетики в медицине

Категории эстетики научно обобщают эстетическое своеобразие действительности, произведений искусства, художественного творче­ства, в том числе в области медицины, врачебной деятельности. Наи­более общими, широкими и значительными эстетическими категори­ями являются: прекрасное (его антипод - безобразное), возвышенное (низменное), героическое, трагическое (сюда включается категория ужасного) и комическое. Эстетическое, прекрасное всегда использо­валось для обозначения самого положительного в эстетической оцен­ке того, что доставляет человеку наслаждение (М. Ф. Овсянников).

Для медицины важно то, что прекрасное, красота лечит. Вот поче­му в организации медицинской службы, профилактике заболеваний, лечении и реабилитации больных большое внимание уделяется ланд­шафту, естественной красоте природы. Врач, участвуя в эстетическом воспитании, учит людей видеть и переживать красоту родной приро­ды, сохранять ее, любить. От природы неотделим и сам человек. Чело­век раскрывается в самом прекрасном своем проявлении - в труде, в отношениях к людям, к самому себе. Причем, для воспитанного чело­века, тем более для врача, существенна как внешняя, так и особенно


Эстетика и медицина < > 459

внутренняя красота - духовная культура в их единстве, сочетании с этикетом, манерами, стилем поведения, общения. А. П. Чехов (1860-1904) словами доктора Астрова утверждал, что в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и мысли. Красота и величие чело­веческого разума, считал А. Франс (1844—1924), состоит в том, чтобы искать истину. Телу тоже небезразлично, во что его одевают. Модной, красивой должна быть такая одежда, которую приемлет среда обита­ния и не наказывает болезнями. Все это неотъемлемые составляющие культурного человека, врача.

Категория прекрасного очень близка понятию возвышенное, пре­красное — в возвышенном. Это такое чувство, которое вызывает у че­ловека особый духовный подъем, ощущение величия. Источником возвышенных чувств являются природные и общественные явления, которые по своим масштабам, мощи, грандиозности выходят за пре­делы обыденного. Возвышенные чувства возникают при созерцании бескрайних просторов Вселенной, звездного неба. Конечно, они за­висят от возраста, физического и психического состояния человека.

В общественной жизни проявление возвышенного, как и прекрас­ного, чаще всего возникает при активном участии человека-гражда­нина в общественных делах, в освободительных движениях. Виктор Гюго писал:

Живые борются! А живы только те, Чье сердце предано возвышенной мечте, Кто цель прекрасную поставив пред собой, К вершинам доблести идут крутой тропой.

В литературе и искусстве героизацией называется стремление лю­дей к идеалу — возвышенной цели, совершенству. Эстетический идеал связывает героическое поведение с выполнением общественного и профессионального долга. Идеал культурного человека, писал Альберт Швейцер (1875—1965), заключается в том, чтобы в любых условиях сохранять подлинную человечность. Героическое выражается в совер­шении отдельной личностью, классом или народом выдающихся по своему значению поступков, требующих напряжения всех нравствен­ных и физических сил, бесстрашия, готовности к самопожертвованию, совершаемых во имя великой цели, передового общественного идеа­ла. В истории нашей Родины много героических подвигов. Молодое поколение должно знать героев и брать с них пример. Так бывает в здоровом обществе, в котором не извращают, а чтут историю, лучшие традиции народа.

В медицине героическое часто выступает вместе с трагическим. Н. Г. Чернышевский (1828-1889) определял трагическое как тяжелей-


460 ♦ Философия медицины О Раздел IV О- Глава 22

шее страдание или гибель человека. Трагической бывает борьба за высокие, но утопические идеалы. Трагично новое, прогрессивное, когда оно вступает в открытую борьбу со старым и, не имея условий для победы, терпит поражение. Нужно отметить, что в характере русских людей всегда присутствовало чувство трагизма, основан­ное на внутренних переживаниях и противоречиях, связанных с во­енным лихолетьем и многими жертвами защитников Отечества, с общественными потрясениями во время революции, контрреволю­ции, реформ.

«Профессия врача - писал А. П. Чехов, — это подвиг. Она требует самопожертвования, чистоты души и чистоты помыслов». В Великую Отечественную Войну в 1942 году под Ленинградом попала в окруже­ние немцев 2-я ударная армия. Начальник санотдела этой армии вос­питанник Военно-медицинской академии военврач 1-го ранга Кон­стантин Константинович Боборыкин сумел организовать выход из окружения двух полевых госпиталей с 6—7 тысячами раненых. Сам он остался руководить санитарной службой армии и спасением оставших­ся 10—11 тысяч раненых. Получив ранение, он попал в плен, но до ос­вобождения оставался преданным военной присяге и врачебному долгу. Таких героических примеров в отечественной истории тысячи. Сей­час, как никогда, важен для России культ героев. Они нужны не толь­ко на войне. Люди бесстрашные, люди поступка, люди долга и чести, безусловно, нужны и в мирной жизни. Поэтому медикам необходимо поддерживать «культ героев».

В жизни и борьбе людям нужны жизнеутверждающие силы. И та­кой силой, наряду с чувством долга и вдохновения, часто выступает комическое, юмор, что тоже прекрасно и необходимо для сохранения душевного здоровья и оптимизма людей. Категория комического, как и трагического, имеет социальное содержание. Комическим выступа­ет то, что изжило себя, обнаруживает свою реакционность, но все еще претендует на значимость, пытается облечься в чужую, не свойствен­ную ему форму.

Комическое в жизни очень многообразно: от смешного до сар­кастического, имеющего глубоко общественное содержание. Когда А. В. Суворов (1730—1800) увидел в бою в панике бежавших, отступив­ших солдат, он припустился вскачь впереди них крича: «Заманивай их, ребята, заманивай, а теперь за мной - вперед, чудо-богатыри! ». Как известно, русские войска под предводительством генералиссимуса А. В. Суворова поражения не знали.

Врачу надо владеть юмором, шуткой, ценить и использовать их. Юмор, здоровый смех защищает от тягостных будней, от обиды, боли,


Эстетика и медицина


 461


от собственной мелочности и суеты. Но при этом надо различать юмор и злую шутку, когда, например, говорят: «больной, вы совершенно здо­ровы» или «это ваши проблемы».

От врача во многом зависит развитие эстетического сознания лю­дей, их духовный мир, отношение к жизни. Знание основ эстетики, стремление жить по законам красоты облагораживает человека, явля­ется необходимым качеством медика и гражданина своей страны. Для плодотворной деятельности врача важно понять уровень культуры па­циента, его эстетический вкус, способность воспринимать эстетичес­кие явления жизни. Самому врачу необходимо овладеть искусством врачевания.

2. Особенности медицинской эстетики

Медицину интересует влияние различных, в том числе эстетичес­ких, факторов на жизнь и здоровье населения. Медицина использует положительно действующие эстетические явления в целях оздоровле­ния человека и общества. Эстетика, выражающая и вырабатывающая прекрасное, жизнеутверждающее начало, нужна медицине, прежде всего, как психотерапевтическое средство в профилактической и ле­чебной работе, призванное сохранять духовное и физическое здоро­вье людей, способных к активной жизни, созиданию. Проявление и применение эстетики, ее категорий и принципов в медицине изучает медицинская эстетика.

Уже в ранних философских и медицинских трактатах, наставлени­ях мы находим обращение к нравственно-эстетическим проблемам. Так, в формуле древнегреческого философа Платона счастье представ­лено в виде треугольника, сторонами которого являются разум, доб­ро, красота. У Гиппократа врачевание понимается как «непорочно чи­стое искусство». Английский философ XVII века Т. Гоббс справедливо заметил: «Красота - это обещание счастья». А его предшественник Ф. Бэкон понимал красоту как внешнюю добродетель. На обратную связь указывал Гегель: «Нравственность должна выступать в форме кра­соты... ». Такая взаимосвязь нравственных и эстетических явлений ле­жит в основе медицинской этики, деонтологии и медицинской эсте­тики. Можно сказать, что медицинская эстетика зародилась в лоне философии, этики и медицины и до сих пор не выделилась в самосто­ятельную научную дисциплину.

Медицинская эстетика трактуется как наука, изучающая воздей­ствие эстетических явлений на организм и организацию эстетической


462 ♦ Философия медицины < > Раздел IV -0- Глава 22

среды в лечебных целях. Делается акцент на исследование механизма психофизиологического воздействия эстетических переживаний, по­ложительных и отрицательных эмоций. Это традиционное научное направление в исследованиях И. М. Сеченова, СП. Боткина, В. М. Бех­терева, И. П. Павлова. В монографии «Деонтология в медицине» (1988) кратко рассматриваются эстетические проблемы в медицине, предмет медицинской эстетики сводится к выяснению психофизиологической роли искусства, его влиянию на здоровье. Авторы Ю. П. Лисицын и А. М. Изуткин призывают развивать эстетотерапию, эстетопрофилак-тику и эстетореабилитацию.

Однако при определении предмета медицинской эстетики нельзя упускать закономерной и необходимой обратной связи: влияния са­мой медицины, различных ее направлений (социального, профилак­тического, клинического, восстановительного и др. ) на духовную жизнь человека и общества, укрепление ее нравственных и эстетичес­ких начал. Особенно это касается валеологии и санологии, гигиены и санитарии. Поэтому медицинскую эстетику правильнее было бы пред­ставить как прикладную философскую и медицинскую науку, иссле­дующую воздействие эстетических явлений, искусства, художествен­ного творчества на духовное и физическое здоровье людей, а также влияние медицины на эстетическую культуру личности и общества, эстетизацию окружающей человека среды.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...