Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эстетика и медицина 4 страница




Для ответа на эти вопросы необходимо прежде всего уяснение из­менений ценностных ориентации студенческой молодежи в современ­ных условиях. Социологические исследования показывают девальва­цию у обследуемых учащихся нравственно-эстетических ценностей. Большинство опрошенных не осуждают курящих и выпивающих меди­ков, считают коммерческие отношения приемлемыми в медицине. Многие, даже старшекурсники, исключают или принижают эстети-чес-кие стороны (прекрасное) в медицинской практике, а искусство враче­вания сводят к профессиональному ремеслу. Менее половины студен­тов оценивают деятельность медика как прекрасную, возвышенную, героическую, остальные сводят ее к обыденной и низко оцениваемой.

Наблюдения, изучение работы и жизни выпускников медицинских вузов фиксируют тенденцию роста среди них нетактичного поведения, неряшливого внешнего вида, неразвитой, а иногда и грубой речи, низ­кого эстетического вкуса, непонимания классического искусства. К сожалению, не каждый медик осознает неэстетичность своего поведе­ния, думает о своем авторитете. Все это позволяет сделать вывод о не­обходимости более эффективного воспитания питомцев медвузов и училищ, формирования у них нравственной и эстетической культуры. На это направлена гуманизация медицинского образования, введение в вузах специальных дисциплин: культурологии, биомедицинской эти­ки и эстетики.

В системе гуманитарного и профессионального образования вра­ча можно выделить три уровня эстетического воспитания: мировоз-


476 О- Философия медицины -0- Раздел IV -О- Глава 22

зренческий, собственно медицинский и общекультурный. Кафедры по-разному, но в единстве, реализуют свои задачи на этих уровнях. Так, философия обеспечивает мировоззренческий уровень, рассмат­ривая эстетическую сферу бытия, духовной жизни. Клинические кафедры обучают слушателей прикладной профессиональной эсте­тике. Каждая учебная дисциплина несет эстетическую нагрузку, об­ращаясь к элементам идеального, прекрасного, возвышенного, тра­гического в своей области, формируя эстетические взгляды будущих врачей.

Общекультурный уровень эстетической подготовки во многом за­висит от самих студентов, их способности к развитию своих эстети­ческих качеств, вкуса. Этому способствует организованная система воспитательной работы со студентами: участие в литературно-художе­ственных объединениях, кружках, КВН и других формах художествен­ной самодеятельности.

Эстетическое воспитание — это процесс формирования эстетичес­ких чувств и сознания, идеалов и вкуса, способствующий развитию гармоничной личности. Целью эстетического воспитания и являются становление такого человека, совершенствование, эстетизация его деятельности, выработка эстетического отношения к другим людям, к окружающей природе, животному миру. Одна из целей эстетического образования и воспитания - привитие интереса к искусству, умение отличать его от псевдоискусства, противостоять ему. Цели и функции медицинской эстетики предполагают прежде всего овладение меди­ками профессиональным искусством, методами искусствотерапии, самовоспитания.

Эти задачи вполне достижимы, ибо в общественной жизни они ес­тественны. Общеизвестно стремление человека к красоте, вдохнове­нию, к эстетической «подаче» своей личности, особенно в молодые годы. Желание поступать красиво означает и желание красиво рабо­тать, красиво общаться с другими, красиво жить. Один выпускник школы спросил замечательного педагога В. А. Сухомлинского (1918— 1970), как велика сила воспитания. Учитель ответил ему, что счастье и наслаждение для человека в полной мере откроются в духовной пол­ноте и насыщенности жизни, в идейном богатстве мыслей, стремле­ний, порывов, в познании красоты и величия бытия, в желании завтра стать лучше, чем сегодня, в повторении собственной красоты в детях, в нетленном и вечном труде на благо людей и Отечества.

Красота утверждается через людей, способных не только понимать, созидать красоту, но и защищать ее от безобразных сторон жизни, со­хранять ее нравственно-эстетические начала: Веру, Надежду, Любовь.


Эстетика и медицина ♦ 477

Противостоять низменным примитивным потребностям не просто, особенно в молодые годы. Однажды, писал Ксенофонт Афинский (450—354 гг. до н. э. ), древнегреческий философ-моралист Сократ как всегда беседовал на городской площади Афин с молодыми людьми о справедливости, чести и красоте. К ним подошли гетеры и заявили: «Давайте поспорим, учитель, что через десять минут мы уведем ваших слушателей». Сократ не стал спорить и ответил: «Конечно, ведь доро­га вниз легче дороги вверх».

Одним из действенных средств эстетического воспитания медиков, как и других молодых людей, является жизнь и деятельность достой­ных уважения и подражания представителей своей профессии (идеа­лов-образцов), обладающих высокими эстетическими качествами, ху­дожественным талантом. Среди известных русских писателей, поэтов, музыкантов были врачами: А. П. Чехов, В. В. Вересаев, М. А. Булгаков и другие. При этом следует учитывать замечание Г. Селье о том, что «идеалы создаются не для их достижения, а для указания пути».

Можно сказать, что становление духовных, нравственно-эстетичес­ких качеств у медиков начинается с чтения художественной литерату­ры, книг, в которых любимыми героями становятся люди-альтруисты, с их обостренными чувствами ответственности, долга, чести, опреде­ленными философскими взглядами, эстетическими пристрастиями. Когда один молодой медик спросил известного врача XVII столетия Т. Сиденхема, признанного Гиппократом своего времени, что следует читать, чтобы сделаться искусным врачом, он ответил: «Читайте, мой друг, «Дон Кихота»». В то время медицина, подобно рыцарю печаль­ного образа, пыталась бороться с болезнями, сущность которых (их природа, причины) была неясна. Трудно приуменьшить то впечатле­ние, которое получает человек, решивший стать медиком, от прочте­ния книги М. А. Булгакова «Записки юного врача», опубликованной в 1926 г. и посвященной задаче культурного возрождения русской на­ции, ее интеллигенции.

Эстетическое воспитание молодых медиков осуществляется в со­вместной с преподавателями работе в клиниках, на кафедрах и в лабо­раториях, где и приходит искусство врачевания: мастерство, одухот­воренное прекрасными возвышенными идеалами, стремлением к совершенству в познании и практической деятельности. Студенты с большим уважением относятся к тем преподавателям, врачам, кото­рые преподают свой предмет не как ремесло, а как искусство. В ходе занятий, общения у них вырабатывается эстетическое отношение к конкретным знаниям и делам, к окружающим людям, предметам и в целом к жизни. Обучающиеся медицине получают необходимый опыт


478 ♦ Философия медицины -О  Раздел IV О Глава 22

использования искусства в своей будущей работе врача. Наконец, ре­зультаты эстетического образования и воспитания реализуются на практике - в лечебном учреждении, общении с людьми, в художествен­ном творчестве, научной деятельности.

Как видно, эстетическое воспитание — это целый комплекс объ­ективных и субъективных воздействий на молодого человека, кото­рые силой разума и чувств, волей переплавляются у него в привычки и необходимые для врача навыки. Как пишут Ю. М. Губачев, В. М. Дор-ничев и О. А. Ковалев в своей книге о психогенных расстройствах кровообращения (СПб., 1993), определение синдрома эмоциональных нарушений (личностной дезадаптации) требует от врача способности к эмпатии (сопереживанию), умения определять оттенки чувств в позе больного, выражении его глаз, интонации речи. Такая способность приобретается опытом работы в клинике, а также воспитывается ли­тературой, театром, живописью, музыкой. Все это и многое другое обеспечивает успех в диагностике и лечении таких состояний.

Следует определить систему факторов эстетического воспитания, воздействия на сознание и поведение обучающихся, как объективных, так и субъективных. К первым относятся наследственность в виде за­датков от природы, т. е. способности, среда (общество и общности — семья, коллектив), искусство, его виды и жанры, средства массовой информации. Ко вторым, т. е. к субъективным факторам, относятся индивидуальные потребности и интересы личности, система образо­вания и воспитания, особенно самовоспитание, саморазвитие, образ, качество и стиль жизни человека.

Но решающее место в формировании эстетической культуры вра­ча, как и его мировоззренческо-нравственных позиций, занимает про­фессиональная деятельность, т. е. медицинская практика, опыт жизни и работы. Без этого определяющего и закрепляющего фактора просто знание эстетики, искусства и желание быть хорошим специалистом не может реализовываться.

В системе эстетического воспитания наиболее эффективен метод самовоспитания, саморазвития, требующий значительных усилий и времени: начиная с самоорганизации и воли и кончая формировани­ем эстетических убеждений и идеалов, т. е. стойкой жизненной пози­ции, сильной воли, устремленности в творческом процессе своего со­вершенствования. Девизом самовоспитания врача является афоризм: «лекарю — исцелися сам».

Врач выступает во многих ролях: он и лекарь, и воспитатель, и за­щитник. Он призван защищать самое прекрасное - жизнь, возвышен­ное и героическое, бороться с безобразным, преодолевать трагичес-


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...