Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программа коррекционно-развивающей работы 3 глава




Как все психические процессы и состояния, созерцательность

сложна по своему составу. В ее «ткани» — и эмоции, и эхо психо-

моторики, и представления памяти и фантазии, а также более

или менее ясные мысли, рожденные ситуацией созерцания. По-

тому прекрасная картина, как и музыка, будит прекрасные мыс-

ли и намерения, облагораживая зрителя и слушателя.

8.4.2. Интеллектуальные состояния

Интеллектуальные состояния, сензитивный период развития

которых наступает вслед за созреванием механизмов созерцания,

отличаются тем, что они существенно более рациональны, упо-

рядочены и доказательны, менее произвольны.

Пятилетний ребенок прекрасно и быстро мыслит, сочиняет

стихи и неологизмы, фонтанирует выдумкой и интеллектуальной

активностью. Все это прекрасно известно и отмечено такими ува-

жаемыми авторами, как Л. Н. Толстой и К. И. Чуковский. И тем не

менее надо признать, что в пять лет еще не созрели анатомо-физи-

ологические и психические механизмы состояний ни 10—13-го,

ни тем более 14-го уровня, т. е. мыслительные.

Если И. П. Павлов двадцать лет обдумывал свою книгу о фи-

зиологии условных рефлексов, то никакому вундеркинду сколь-

ко-нибудь длительное, непрерывное думание не по силам. Воз-

можность долго и неотступно обдумывать что-либо приходит

к человеку (если вообще приходит) не сразу, не вдруг, но лишь

после того, как сформируются состояния нижележащих уровней.

Интеллектуальные состояния, как стало ясно после Фрейда,

отнюдь не являются монополией сознания. Бессознательному

присуща своя логика. Сколь длительны разовые неосознаваемые

интеллектуальные состояния, судить трудно. Но в целом обдумы-

вание жизненных ситуаций может идти очень долго — днями,

месяцами и годами, одновременно и попеременно на сознатель-

ном и неосознаваемом уровнях.

На глубину и длительность состояний, в том числе интеллек-

туальных, большое влияние оказывают свойства нервной систе-

мы, темперамент и характер.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Так, флегматик склонен думать долго, не утомляясь и не пре-

сыщаясь процессом думания. Меланхолик, напротив, быстро ис-

тощаем. Холерику трудно удерживать детали, а сангвиник скло-

нен сокращать длительность интеллектуальных состояний (при

легкости возврата к ним после перерыва).

При прочих равных условиях достижение функций 15-го уров-

ня (интеллектуальных состояний) — это важный показатель жиз-

ненной и профессиональной зрелости человека, одно из его про-

фессионально важных качеств (ПВК).

По сравнению с эмоциональными, интеллектуальные состоя-

ния менее энергоемки и скорее вызывают явления психологи-

ческого насыщения и физиологического утомления. Обусловле-

но это свойство более высоким нейродинамическим уровнем,

обеспечивающим их функционирование.

Главным носителем интеллектуальных функций являются клет-

ки коры больших полушарий мозга. А они, как писал И. П. Павлов,

суть весьма «бдительные сигнальщики» и потому не приспособле-

ны для длительного, непрерывного функционирования.

8.4.3. Мнемические состояния

Мнемические — это всеуровневые процессы и состояния.

Каждое психическое явление целостно, а важнейшим механиз-

мом целостности является фиксация элементов, т. е. память.

Однако УРОВЕНЬ мнемических процессов и состояний, ин-

тегральных образований существенно не одинаков. Процессы

памяти на первом уровне примитивны, по мере подъема по «лест-

нице» уровней они становятся все сложнее и достигают наиболь-

шей тонкости, дифференцированное™ и совершенства на выс-

шем, 27-м уровне, уровне нравственного чувства.

Мнемическое состояние как компонент входит в состояния

всех уровней, но лишь с 15-го уровня они становятся самоцен-

ными, а не только входящими в состав мыслительных процессов.

Приведем примеры. Первое сентября. Студент (студентка)

на лекции. После летнего перерыва очень трудно сосредоточить-

ся на учебном материале. На память приходят веселые летние

Глава VIII. Центрально-регуляторные психические процессы, проблема внимания

денечки, просторы Волги и песок пляжа, шутки, смех, розыгры-

ши друзей. Нужно усилие воли, чтобы переключить внутренне

направленное внимание на окружающую реальность — учебную

аудиторию, голос лектора, собственные записи.

Другой пример. Экзамен. Взят билет. Поначалу вопросы би-

лета пугающе трудны. Однако после некоторого раздумья вклю-

чается память. Некоторые студенты «видят» мысленным взором

нужные страницы учебника, «слышат» голос лектора. Состояние

припоминания углубляется, вопрос проясняется, наступает спо-

койная уверенность и как итог — пятерка в зачетке.

Разумеется, мнемические состояния, как и все иные, неодно-

родны по своему составу. Наряду с памятью, активизируются

мышление и эмоции, воля и даже психомоторика (морщится лоб,

напрягаются мышцы тела), чаще бьется сердце, поднимается дав-

ление крови.

Тем не менее по его главной функции — в данном случае при-

поминанию учебного материала — описанное состояние мы уве-

ренно назовем мнемическим. Высшие формы памяти интегри-

руют все познавательные процессы и состояния. Более того,

хорошая или плохая память выступает в роли интегрирующих

факторов личности в целом.

О человеке, лишившемся рассудка, говорят, что он «потерял

себя», «забыл», потерял свое прошлое. В определенном смысле

память — это и есть личность. А формирует личность череда мне-

мических состояний, от рождения и до зрелого возраста.

Состояния 10—15-го уровней функционируют как единое це-

лое, обеспечивая протекание самых сложных, длительных и от-

ветственных познавательных актов.

От уровня к уровню растут сложность и индивидуальное свое-

образие состояний. Каждое состояние (как и процесс) само себя

регулирует. Это возможно, поскольку изначально простейший

психический процесс трехкомпонентен. А именно: в основе лежит

эмоционально-вегетативный компонент, а в «ткани» любого пси-

хического процесса присутствуют элементы памяти и внимания

(как механизма избирательности). Межуровневое регулирование

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

также укладывается как бы само собой, за счет имеющихся верти-

кальных и горизонтальных связей всех 27-ми уровней-компонен-

тов друг с другом. Однако этих связей недостаточно, чтобы обеспе-

чить наиболее тонкие процессы регулирования.

Как и на уровне процессов, на уровне состояний форми-

руются специальные центрально-регуляторные состояния 16—

17-го уровней.

8.5. Эмоциональные, волевые

и нравственно-психологические состояния

как механизмы саморегуляции личности

8.5.1. Эмоциональные состояния

Эти состояния представлены на рис. 5, стр. 99 как 16-й уро-

вень-компонент второй подсистемы. В чем состоит основная функ-

ция состояний этого уровня? Они суть центрально-регуляторные

состояния, санкционирующие или запрещающие активность ни-

жележащих уровней. Интеллектуальный компонент эмоциональ-

ного состояния этого уровня делает переживание осмысленным

и определенным образом ориентированным. Как справедливо пи-

шет С. Л. Рубинштейн, «переживание отношения (выделено

намиЕ. Г.) человека к окружающему составляет богатую и яр-

кую сферу человеческих чувств».

Еще более, чем процессы, эмоциональные состояния сложны

и противоречивы, например «...в ревности страстная любовь ужи-

вается со жгучей ненавистью».

В. Вундт отметил характерную динамику эмоциональных со-

стояний — смену напряженности и разрядки, возбуждения и по-

давленности. Эмоциональные состояния, равно как и волевые, по-

рождаются потребностями тела и духа.

Как и регуляторные процессы 7—8-го уровней, регуляторные

состояния управляют телесными и психическими функциями не

непосредственно, а через механизмы внимания — непроизволь-

ного и произвольного. Например, депрессивное состояние через

механизмы внешне и внутренне направленного внимания гасит

Глава VIII. Центрально-регуляторные психические процессы, проблема внимания

всякую активность. Бодрое и тем более гипоманиакальное состо-

яние, напротив, лишает сна и усталости, активизируя сразу все не-

рвно-психические структуры и обмен веществ в организме. Боль-

ной не спит сутками.

В состоянии аффекта разрушаются многие барьеры, снижа-

ются критика и интеллектуальный контроль. Именно поэтому

так называемый физиологический аффект признается в суде об-

стоятельством, смягчающим вину подсудимого и дающим право

на снижение строгости наказания за содеянное.

В патологии (а «физиологический» аффект только называется

физиологическим, являясь на самом деле формой патологии) лишь

гротескно подчеркивается то обстоятельство, что эмоциональное

состояние управляет всеми формами активности и в норме. В ка-

честве примера укажем на безудержность холерика. Это свойство

темперамента обусловлено особенностями протекания эмоцио-

нальных состояний всех уровней (начиная с первого и до 16-го).

Мощным стимулом формирования эмоциональных состояний

является музыка. Ни веселье, ни раздумья, ни боевое возбуждение

в человеческой практике не обходятся без песни и танца, без адек-

ватного данной задаче музыкального сопровождения. Это давно

понято и использовано шаманами и колдунами. Эта же законо-

мерность «взята на вооружение» и в цивилизованном обществе.

Как и эмоциональный процесс (и в еще большей мере), эмо-

циональное состояние несет совершенно определенное интеллек-

туальное содержание. Яркий пример последнего времени — ост-

рые политические дебаты по поводу старого-нового гимна

СССР-России, музыка которого накрепко срослась со старым со-

ветским текстом. Может быть, со временем новые слова столь

же органично сольются с музыкой в новое эмоционально-интел-

лектуальное целое, но суть дела от этого не меняется: музыка гимна

не может быть нравственно и интеллектуально нейтральной.

Все психические состояния всех уровней представляют осо-

бый интерес для психологии, поскольку именно они, а не про-

цессы и свойства личности являются непосредственным объек-

том экспериментально-психологического исследования. Выводы

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

психолога-диагноста, касающиеся как процессов, так и интеграль-

ных образований, также базируются на оценке, ибо только со-

стояния можно исследовать сиюминутно и непосредственно. Та-

ким образом, с точки зрения психодинамики, первичны не

процессы, а состояния. Многократно и устойчиво фиксируя одни

и те же параметры эмоциональных, психомоторных и мнеми-

ческих состояний, можно уже логически судить о свойствах про-

цессов, темпераменте, характере и других индивидуально-психо-

логических качествах исследуемого.

Что касается теории эмоции, то она пока не создана. Класси-

ческая гипотеза Джемса-Ланге, пытающаяся объяснить природу

эмоции как следствие физиологических процессов, в частности,

вегетативных, давно и убедительно дискредитирована Кенноном

и другими авторами.

Альтернативная точка зрения советских психологов, декла-

рированная С. Л. Рубинштейном, звучит так: «Теория и класси-

фикация эмоций должна... исходить... не из...анализа эмоциональ-

ного переживания или физиологического изучения механизмов

эмоционального процесса, а из тех реальных взаимоотношений,

которые лежат в основе эмоций».

Вряд ли такая альтернативная постановка вопроса уместна.

«Ткань» эмоционального состояния все же психофизиологической,

а не социальной природы. Скачок от физиологии к социальным

отношениям и игнорирование эмоций психофизиологической ре-

альности, не сводимой ни к тонусу сосудов, ни к социальным от-

ношениям, нельзя признать обоснованными.

Непонятно, почему теория эмоций не должна исходить из ана-

лиза переживания как феномена одновременно физиологическо-

го, телесного, так и душевного и духовного. Откуда такой запрет?

Приемлемый вариант теории эмоций, на наш взгляд, дает кон-

цепция СГП. В ее рамках эмоция — это первичный психический

процесс, как бы «камбий», из которого в онтогенезе вырастает

все многоэтажное здание психики, являющейся не чем иным, как

значимыми переживаниями.

Это не физиологическое и не социологическое, а самостоя-

тельное психологическое понимание природы психики вообще

Глава VIII. Центрально-регуляторные психические процессы, проблема внимания

и эмоций в частности. Эмоция как психическое явление много-

слойна и многоуровнева. Чем проще эмоция, тем больше в ней

удельный вес биологии и физиологии. Чем выше, сложнее, душев-

нее и духовнее эмоция, тем больше в ней социального бытия че-

ловека, а не его физиологии. Став социальным, человек не пере-

стал быть существом также и биологическим. Эмоция — не

отношение, как часто пишут в учебниках, а переживание отно-

шения, в том числе и телесного, и душевного, и духовного.

В этой связи возникает вопрос — а можно ли духовность ис-

следовать средствами психологии? Ответы даются разные. Г. Эб-

бингауз считает, что можно и нужно. Другие психологи и осо-

бенно теологи склонны вывести проблему духовности из сферы

научного психологического рассмотрения.

Принимая позицию СГП, скажем: физиологию эмоций мож-

но и нужно изучать физиологическими методами, социологию —

социологическими. Психологическое изучение эмоций не сводит-

ся ни к одному из перечисленных, а имеет свои методы и свою,

психологическую (а не поведенческую) теорию эмоций как базо-

вого, фундаментального психического процесса sui generis. Пере-

живания бывают разного уровня — от эмоционально-вегетатив-

ного до нравственно-психологического, т. е. душевного и духовного.

Трехуровневый подход, включающий физиологический, соб-

ственно психологический и социальный аспекты исследования

природы эмоции, органично раскрывает все многообразие эмо-

циональной жизни человека. В рамках этого многообразия нахо-

дят свое место такие разные свойства эмоций, как их изначаль-

ная амбивалентность, энергетическая и регуляторная функции,

опять-таки разного уровня.

Что такое нравственно-психологические свойства личности? Это

ее нравственное чувство. Как видим, с простейшего эмоционально-

го состояния плода и младенца психика начинается, а заканчивается

высшими чувствами, глубоко человечными переживаниями.

Как конкретно реализуются регуляторные функции эмоцио-

нальных состояний? Через механизмы непроизвольного внимания.

Более подробно проблему внимания мы обсудим ниже, в п. 8.6.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Истоки эмоций лежат в телесных, а затем душевных и духовных

потребностях организма и личности. Те же потребности порожда-

ют и волю как центрально-регуляторный процесс и состояние. Эту

мысль С. Л. Рубинштейна позволительно уточнить. Потребность не-

посредственно волю (в отличие от эмоций) все же не порождает. Но

эмоция по мере ее насыщения все новым интеллектуальным содер-

жанием трансформируется в волю. Пролонгированное во времени

волевое усилие становится волевым состоянием.

8.5.2. Волевые и нравственно-психологические состояния

Как справедливо писал С. Л. Рубинштейн, «...вопрос о регули-

ровании человеческой деятельности в целом не решается одними

эмоциями; он ставит перед психологией проблему воли». И нрав-

ственности, добавим мы.

Решается она по-разному. С. Л. Рубинштейн, справедливо под-

черкивая связи воли с потребностями, эмоциями, психомотори-

кой и интеллектом, склонен, как и внимание, признать волю не-

коей стороной психики, а не самостоятельным и полноценным

психическим процессом. Наша позиция иная. Воля — это цент-

рально-регуляторный процесс 8-го уровня, а волевые состояния суть

17-й уровень-компонент (т. е. тот же 8-й уровень, но в подсистеме

состояний). Нравственно-ориентированное внимание как процесс

отнесено на рис, 5, стр. 120 к 9-му уровню, а состояние — к 18-му.

Соответственно, и внимание — это не только сторона психи-

ки, но и самостоятельный психический процесс. Непроизволь-

ное внимание — это процесс 7-го уровня, произвольное — 8-го,

а нравственно-психологическое внимание — 9-го. Состояния вни-

мательности и невнимательности отдельно на рис. 5 не показа-

ны, поскольку они как обязательный компонент входят в состоя-

ния всех трех высших уровней в качестве неизменного

исполнительного механизма.

Роль инструмента непосредственного регулирования «в руках»

эмоций играет непроизвольное внимание, а воли — произвольное.

Именно через внимание эмоциональные и волевые состояния ре-

гулируют все другие психические проявления на прочих уровнях.

Глава VIII. Центрально-регуляторные психические процессы, проблема внимания

Заметим, что позиция С. Л. Рубинштейна не до конца последо-

вательна. Это видно из того, что глава о воле названа им «Волевые

процессы», а не «Волевая сторона психики». Тем самым объектив-

но сделан шаг к признанию динамического развития и дифферен-

цировки психики, в ходе которого та или иная сторона психики

закономерно вырастает в новый, самостоятельный процесс. Этот

принцип четко реализован на рис. 5.

Он же представлен в динамике таких явлений, как потреб-

ностьвлечениежеланиеволевое усилие. Такова реаль-

ная процессуальность психики.

Сформировавшееся волевое усилие в некоторых временных рам-

ках мы трактуем как процесс, а за их пределами — как состояние.

Каковы эти пределы в общей форме, трудно сформулировать. В кон-

кретных ситуациях это сделать гораздо легче. Например, чтобы дать

согласие на участие в рискованном мероприятии, достаточно разо-

вого кратковременного усилия воли, а чтобы реально в нем участво-

вать, понадобятся повторные волевые усилия, перерастающие в еди-

ное волевое состояние, продолжающееся часами, сутками, может

быть, месяцами, как участие в трудном походе.

Все же, в отличие от эмоциональных, волевые состояния бо-

лее дискретны. Связано это с тем, что нейродинамическое пред-

ставительство воли и произвольного внимания в мозгу существен-

но выше, чем эмоций и непроизвольного внимания.

Другое отличие волевых состояний от эмоциональных состо-

ит в том, что они меньше зависят от внешних факторов (ситуа-

ции), а больше — от внутренних (направленности как структуры

мотивов, самооценки и т. д.). Они, т. о., более свободны.

Свобода воли—традиционная тема философии, религии и пси-

хологии. Во всем объеме мы ее обсуждать не будем. Заметим толь-

ко, что естественно-научной основой свободы воли (как эмпири-

ческое явление ее никто не отрицает) не может быть рефлекторная

теория Декарта-Сеченова-Павлова, но с успехом — физиология ак-

тивности Н. А. Бернштейна и его единомышленников.

В рамках психологии воля должна быть признана свободной

от внешних принуждений, но несвободной от структуры соб-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ственнои личности, от ее нравственно-психологических качеств.

Человек может освободиться от внешних помех и принужде-

ний, но он не может стать свободным от самого себя. То есть

может, конечно, но ценой нравственного перерождения в дру-

гого человека.

Большой интерес представляет еще одна общечеловеческая

проблема — доброй и злой воли. Многие мыслители, например

Б. Спиноза, обсуждая проблемы воли, злую вообще не рассмат-

ривают. Подразумевается, что воля может быть только доброй.

Однако это противоречит жизненной практике. Наивно считать

Гитлера, Сталина и других серийных убийц людьми безвольны-

ми или лишенными воли.

Напротив, логично видеть в них людей волевых, и тогда их

воля — злая, а не добрая. С позиций СГП, есть принципиально

иное решение этой проблемы. А именно: воля, как и внимание, —

это внутренние средства регуляции психических и соматических

процессов. В этом своем качестве они не могут быть ни добрыми,

ни злыми. Как и кухонный нож, который может стать орудием

преступления, но в руках преступника. Добрыми или злыми бу-

дут намерения личности, а не воля, поскольку воля (8-й уровень)

не бывает независимой от высшего, 9-го уровня.

8.6. Проблема внимания. Внимание как сторона психики,

как психический процесс, состояние и свойство личности

Понятие внимания наряду с понятиями памяти и способ-

ности относится к числу наиболее сложных и не имеющих в со-

временной психологии однозначной трактовки. Так, в понятие

«память» входят не только процессы запоминания, сохранения

и воспроизведения, но и мнемические состояния и такие свой-

ства личности, как памятливость или забывчивость.

Надо учитывать и то, что память существует и как сторона

или свойство любого психического явления. Ни простейшая эмо-

ция, ни движение или действие невозможны без такой их сторо-

ны, как слитность и целостность, что и есть проявление памяти.

Глава VIII. Центрально-регуляторные психические процессы, проблема внимания

Известно, что память есть и у некоторых металлических сплавов:

с изменением температуры они принимают ту или иную «задан-

ную» форму.

Столь же сложна природа внимания. Ею занимались и зани-

маются многие авторы. Еще в XIX в. Н. Н. Ланге описал десятки

теорий внимания и не поддержал ни одну из них. Известный геш-

тальтпсихолог Рубин выступил на международном конгрессе с док-

ладом «О несуществовании внимания».

Он доказывал, что внимание — это житейское, а не научное

понятие. В рамках гешталытеории восприятия он был по-свое-

му прав, трактуя феномен объекта и фона не как проявление фун-

даментального свойства психики — ее избирательности, обеспе-

чиваемой процессами внимания, а как одно из свойств

восприятия в ряду других.

Беда только в том, что гешальттеория при всей ее значимости

существенно не полна, и потому на ее основе не удается ни рас-

крыть природу психики в целом, ни сформулировать предмет

психологии. Именно поэтому в гештальтпсихологии не нашлось

места вниманию.

Г. Эббингауз, напротив, задолго до Рубина признал внимание

и память древнейшими и важнейшими процессами. Память, по

Эббингаузу, фиксирует не все, что несут органы чувств, но лишь то,

что отобрано вниманием Считают внимание процессом П. Я. Галь-

перин и многие другие психологи.

Как справедливо пишет П. Я. Гальперин, внимание, как лю-

бой другой психический процесс, имеет свой продукт. Им явля-

ется улучшение протекания того процесса, который идет с вни-

манием. Сращивание внимания с другими процессами также не

является чем-то необычным. Напротив, ни один процесс реаль-

но не является «чистым». Любая мысль здорового человека эмо-

циональна, и любая эмоция интеллектуальна. Эмоциональная

тупость и голое резонерство — классические симптомы разру-

шения психики при шизофрении.

Однако есть немало сторонников иного взгляда на внимание,

а именно — как на сторону психики, а не как на самостоятель-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ный процесс. При всех различиях большинство психологов соглас-

ны, что основными функциями внимания, как ни понимать его

природу, является обеспечение избирательности и сосредоточен-

ности психики на некотором внешнем или внутреннем объекте.

Избирательность проявляется в феномене объекта и фона,

а сосредоточенность — в факте улучшения протекания основно-

го процесса (восприятия, мышления, припоминания и т. д.). Что-

бы это понять, достаточно вдуматься в смысл таких слов, как

«смотреть», «видеть», «всматриваться». Или: «слушать», «слы-

шать», «вслушиваться».

Нетрудно понять в этой связи, что функция внимания не сво-

дится к контролю (избирательности), но включает коррекции на

основе контроля и с помощью контроля как обратной связи. Пол-

ная функция внимания — это и контроль, и коррекция, т. е. регу-

лирование в целом, с помощью которого и достигается главный

результат — повышение эффективности основного процесса, где

внимание соединено в одно функционально-структурное целое.

Внимание, т. о., надо признать одним из центрально-регуля-

торных, а не познавательных процессов. Другими такими же про-

цессами являются эмоции и воля. При этом внимание выполня-

ет роль исполнительного механизма «в руках» эмоций и воли.

Такая кажущаяся избыточность и излишняя многослойность

процессов регуляции не случайна. Она обеспечивает надежность

нервно-психических функций в стрессовых ситуациях.

С позиций СГП представляется возможным примирить поляр-

ные точки зрения на внимание как на сторону психики и как на

самостоятельный процесс. А именно: опираясь на принципы про-

цессуальности психики и функционально-генетической иерархии

ее структур, следует признать, что в период внутриутробного раз-

вития плода, располагающего лишь простейшей одноуровневой

протопсихикой (такова же и эмоционально-вегетативная психи-

ка новорожденного и младенца), не только внимание, но и память

имеют форму сторон, свойств единой психики.

По мере развития психика ребенка дифференцируется. Па-

мять из стороны трансформируется в форму простейшего мне-

Глава VIII. Центрально-регуляторные психические процессы, проблема внимания

мического процесса. Лишь на 6-ом, уровне (и шестом году жизни

ребенка) созревают вполне самостоятельные, высшие формы

памяти — ассоциативная, память-рассказ и другие.

В принципе, аналогично идет формирование внимания как сто-

роны, затем процесса, а далее — состояния и свойства индивида

и личности. Если высшие формы памяти созревают на 6-ом уров-

не, то первая самостоятельная форма внимания созревает рань-

ше, уже к двум годам, в форме рефлекторного внимания. Эта

форма одним из первых была описана Н. Н. Ланге. Ему же при-

надлежит и ее название. Данная форма внимания существует как

психофизиологический процесс с высоким «удельным весом» фи-

зиологии, поскольку в основном сводится к сенсомоторному по-

вороту головы и рецепторов (глаз, ушей) к объекту внимания.

Первая их вполне психологическая форма внимания созре-

вает позднее высших форм памяти, а именно — на 7-ом уровне

вместе с высшими эмоциями (чувствами). Она описывается в пси-

хологии как непроизвольное внимание.

Соответственно, по мере трансформации чувств в волю (как

бы интеллектуализации чувств) непроизвольное трансформиру-

ется в новую, более высокую форму произвольного внимания,

выполняющего функцию необходимого передаточного звена от

воли к тем психофизиологическим процессам, которые ею ре-

гулируются.

Особой, весьма интересной формой является послепроизволь-

ное внимание. Оно приходит на смену произвольному тогда, ког-

да оно, как мавр, сделало свое дело и может уйти. Например, уче-

ник заставил себя волевым усилием сесть за уроки. Так он решил

два-три заданных примера Затем, в силу врабатываемости, увле-

ченный логикой деятельности, он сам, по своей инициативе про-

должил решение новых примеров.

Понадобились ли для этого новые усилия воли? Нет, они стали

лишними, поскольку включилось послепроизвольное внимание, ко-

торое еще называют вторичнонепроизвольным, т. е. как бы спон-

танным, побркдаемым не волевым усилием «изнутри», а внешним

фактором — свойствами раздражителя и всей ситуации в целом

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Есть еще одна, высшая форма внимания как психического

процесса. Это внимание, формирующееся в общении и обслужи-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...