Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программа коррекционно-развивающей работы 2 глава




состояния» включена такая группа состояний из общего конти-

нуума, проявления которых в поведении и деятельности зависят

от уровня психической активности, а сами они актуализируются

вследствие личностной значимости ситуаций, определенного со-

держания последних и высокой информационной насыщен-

ности.

Проанализируем теоретически возможные и реально сущест-

вующие виды состояний. Оперативные характеризуются отно-

сительно простым составом и небольшим количеством актуа-

лизированных структур. Короткий временной интервал не

позволяет рассматривать в этой группе равновесные (устойчивые)

состояния. При этом сами они могут классифицироваться в коне-

тексте неравновесности. Как показывает теоретический анализ,

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

неравновесные состояния могут быть как высокого, так и низ-

кого энергетического уровня, однако, и это показывают эмпи-

рические исследования, кратковременные состояния низкого

энергетического уровня практически не встречаются. Вместе

с тем кратковременные состояния высокого энергетического ра-

дикала довольно часты. К ним относятся гнев, ярость, ужас, вос-

торг и т. п.

Длительные неравновесные состояния, в свою очередь, име-

ют сложный состав и структуру, при этом они не могут иметь

высокого энергетического радикала, поскольку психика не мо-

жет долго функционировать на высоком энергетическом уровне,

она быстро продвигается к истощению и в связи с этим стремит-

ся к минимизации энергетических затрат. Что касается текущих

состояний, то в структурном отношении они могут быть как

моно-, так и поли-, как равновесными, так и неравновесными,

как с высоким, так и с низким энергетическим уровнем.

Таким образом, мы можем выделить следующие группы пси-

хических состояний [5]:

1) оперативные моносостояния высокого энергетического

уровня;

2) текущие равновесные моносостояния и полисостояния;

3) текущие неравновесные моносостояния и полисостояния;

4) длительные неравновесные состояния низкого энергети-

ческого уровня.

Необходимо отметить, что третья и четвертая группы не име-

ют жестких границ, т. е. текущее неравновесное состояние мо-

жет стать длительным неравновесным состоянием с низким энер-

гетическим радикалом. На наш взгляд, любое психическое

состояние может быть рассмотрено с учетом предлагаемой нами

схемы. Однако это вовсе не означает, что схема является полной

и достаточной. Вместе с тем использование этой классификации

может помочь при определении различных функций психических

состояний.

Целесообразно разделить функции психических состояний на

общие, т. е. присущие всем состояниям независимо от их вида,

Глава VIII. Центрально-регуляторные психические процессы, проблема внимания

и преимущественные, т. е. специфичные, обусловленные качества-

ми конкретных состояний. К общим относят функции отражения,

интеграции, дифференциации, регуляции, формирования и разви-

тия [4]. Рассмотрим специфические функции психических состоя-

ний в зависимости от их принадлежности к той или иной группе

и от плоскости основной дихотомии — положительно и отрица-

тельно окрашенные.

Специфической функцией кратковременных неравновесных

состояний высокого энергетического уровня (группы) является

функция защиты, охраны психики от избыточного возбуждения

и перевод ее на оптимальный уровень реагирования или даже

низкий. Поэтому эта группа неравновесных состояний способ-

ствует быстрому разрешению ситуации (если это возможно)

иногда даже неадекватным способом. Кроме того, преиму-

щественной функцией отрицательных неравновесных состояний

этой группы является активизация рефлективных процессов, не-

обходимых для разрешения трудных ситуаций, а также появле-

ние нового знания, определяющего в дальнейшем избиратель-

ность по отношению к подобным ситуациям. Особенной

функцией положительных неравновесных состояний высокого

энергетического уровня является мотивационная; именно эти

состояния способствуют когнитивно-познавательной проработ-

ке проблем и их разрешению.

Текущие равновесные состояния (2 группа) являются тем фо-

ном, на котором разворачиваются и эффективно действуют пси-

хические процессы и свойства, включенные в ту или иную дея-

тельность, в тот или иной акт поведения. Положительные текущие

неравновесные состояния обеспечивают эффективность деятель-

ности и поведения до тех пор, пока не будет достигнут желаемый

или ожидаемый результат. Отрицательные текущие неравновес-

ные состояния могут выполнять функцию антиципации (напри-

мер, состояние тревожности) или функцию защиты (состояние

утомления).

Длительные неравновесные состояния (4 группа) активизи-

руют интеллектуальные функции субъекта и поисковую актив-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ность, необходимые для возникновения свойств и новообразова-

ний в структуре ментальности субъекта. В результате этого воз-

никают обобщения (мысли, решения, новые смыслы, новые зна-

чения), приводящие к разрешению субъективно трудной

проблемы.

С эволюционной точки зрения, психические состояния явля-

ются переходными формами между психическими процессами

и интегральными психологическими образованиями. Их целе-

сообразно назвать простыми психологическими состояниями.

В отличие от них, ряд таких состояний, как переутомление,

стрессовые состояния и др., являются сложными.

8.3. Эмоционально-вегетативные, психомоторные

и перцептивные состояния

Психические состояния чрезвычайно многообразны. Их мож-

но различать по разным основаниям. В рамках общей психоло-

гии наиболее существенно рассмотрение простых психологиче-

ских состояний, являющихся естественным продолжением девяти

исходных психических процессов, представленных на рис. 5,

стр. 99, и сложных психических состояний, таких как переутом-

ление, просоночные состояния, гипноз и другие изменения со-

знания, а также многочисленные стрессовые ситуации.

Девять уровней психики в первом приближении соответству-

ют трем уровням личности, обозначенным 3. Фрейдом как Оно

(1—3-й уровни), Я (4—6-й уровни) и сверх-Я (7—9-й уровни). Пол-

ного соответствия искать не надо — его нет, как нет окончатель-

ных формулировок границ этих уровней личности и у самого

Фрейда. Так, структуры сверх-я, детермированного социально как

совесть и нравственная цензура, все же могут, по Фрейду, вто-

рично локализоваться и в бессознательном.

Тем не менее иерархия трех уровней, по Фрейду, генетиче-

ски несомненна, и это их сопоставление с девятью уровнями кор-

ректно и полезно для более ясного понимания развития и строе-

ния психики человека.

Глава VIII. Центральнорегуляторные психические процессы, проблема внимания

Первую «тройку» состояний (10—12-й уровни-компоненты)

мы рассмотрим как порожденную первой тройкой процессов.

Их общая черта — большая зависимость от физико-химических

процессов организма и его физических взаимодействий со сре-

дой. Она максимально выражена на первом и постепенно слабе-

ет к третьему.

8.3.1. Эмоционально-вегетативные состояния

десятого уровня

Поскольку до родов внешняя среда обитания плода макси-

мально гладящая и константная, то и его психическое состояние

приближается к оптимально-устойчивому. Кислород и питатель-

ные вещества поступают бесперебойно, и все силы, вся направ-

ленность регуляторных процессов плода — гуморальных, нервных

и психических — в основном обеспечивают гармонизацию плас-

тики — рост и дифференцировку тканей и органов.

Существенные перемены несут роды, приводящие к резкому

«ужесточению» среды обитания по ряду параметров: механиче-

скому взаимодействию с родовыми путями, а затем свету, холод-

ному воздуху, грубому прикосновению чужих рук и, после пере-

вязки пуповины, к новому стрессу, связанному с прекращением

поступления в кровь кислорода.

Со стрессом рождения протопсихика плода трансформиру-

ется в эмоционально-вегетативную психику новорожденного.

По мнению многих ученых, Фрейда в том числе, стресс рожде-

ния может иметь весьма серьезные последствия как важный фак-

тор в этиологии неврозов и акцентуаций личности не только ре-

бенка, но и взрослого. Критика этих взглядов изложена в первом

разделе шестой главы. Сводится она к тому, что это лишь возмож-

ность, и переоценивать ее нет оснований.

Тем не менее исключить нацело неблагоприятные послед-

ствия стресса рождения тоже нельзя. Остается утешаться тем, что

стресс рождения — лишь первый из длинной череды нервно-

психических кризисов развития. К их числу относятся такие, как

кризис года, трех и шести лет, далее подростковые, юношеские,

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

40—45 лет, потом — кризисы инволюции и социальной дезадап-

тации (безработица, потери близких, распад семьи, войны, рево-

люции и другие).

При всех кризисах эмоционально-вегетативные состояния —

это важный базовый ресурс, обеспечивающий их преодоление.

Его роль в психике можно приравнять к той роли, которую игра-

ет уровень А в построении движений по Н. А. Бернштейну,

а именно — поддержание тонуса как обязательного условия лю-

бой активности, не только мышечной.

Для психомоторики и перцепции эмоционально-вегетатив-

ные состояния выступают как источник энергии. Их основной

нейродинамический субстрат — ретикулярная формация, выс-

шие вегетативные центры гипоталамуса, ствола и коры больших

полушарий мозга.

Эмоционально-вегетативным состояниям, равно как и процес-

сам, изначально присуща амбивалентность. Они могут быть и сте-

ничными, и астетичными, положительными и отрицательными, вы-

ражающими и эрос, и танатос, по терминологии 3. Фрейда.

Как и процессы первого уровня, эмоционально-вегетативные

состояния суть явления не «чисто» психические, а психофизио-

логические в прямом и точном смыслах этого термина, т. е. они

управляются как психологическими, так и физиологическими за-

конами. Например, они сами себя ослабляют, функционируя по

законам физики, аналогично пожару, затухающему по мере ис-

черпания горючего материала.

С другой, психологической стороны, самые интимные веге-

тативные процессы, например реполяризация миокарда, как по-

казано в специальном исследовании, поддаются психокоррекции.

Это одни из наиболее ярких фактов, подтверждающих, что вся

психика суть единая, целостная система, а эмоциональность —

это эмоционально-вегетативные состояния, как единство психи-

ки и соматики.

Длительно текущие эмоционально-вегетативные состояния

лежат в основе синдромов депрессии и маниакальности при нев-

розах и психозах. В силу их двоякой, психологической и физиоло-

Глава VIII. Центрально-регуляторные психические процессы, проблема внимания

гической природы лечение должно быть комплексным — психо-

и фармакотерапевтическим. При лечении неврозов ведущим яв-

ляется первое, а психозов — второе.

В практике психокоррекции и психотерапии, например при

аутогенной тренировке, первостепенную роль играет нормали-

зация таких психических и физиологических функций, как пси-

хическая и физиологическая релаксация и управление сосудисты-

ми реакциями (потепления конечностей и др.).

Заметим также, что функции 10-го и 18-го уровней взаимо-

связаны и образуют своеобразное «кольцо саморегуляции». В этой

взаимосвязи соматическое состояние выступает коррелятом пси-

хического. Разорвав «кольцо», психотерапевт может воздейство-

вать на психику через соматику, и наоборот.

В рамках нормальных околосуточных ритмов здорового че-

ловека эмоционально-вегетативное состояние плавно меняется

в континууме сон-бодрствование и, соответственно, легко диаг-

ностируется с помощью электроэнцефалограммы.

Поведенческих реакций, регулируемых только 10-м уровнем,

немного. Это, в частности, отход ко сну, сон и пробуждение. Пси-

хомоторные состояния гораздо богаче, и они регулируются уже

совместным функционированием 10-го и 11-го уровней. Приме-

ры таких состояний — локомоция, спортивные упражнения и др.

Еще больше ситуаций нормального поведения здорового че-

ловека связано с гармоничным взаимодействием всех трех базо-

вых уровней состояний — 10-го, 11 -го и 12-го. В их число входит

все многообразие актов физического взаимодействия человека

с миром.

И все же будем придерживаться генетически детермирован-

ного порядка. Как мы уже знаем, на основе эмоционально-веге-

тативных формируются более высокие по уровню психомотор-

ные состояния.

8.3.2. Психомоторные состояния

Психомоторные состояния как генетически следующий уро-

вень в онтогенезе психики существенно более сложны. Прежде

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

всего они дифференцированы по уровню психомоторных про-

цессов, превалирующих в них. Эти уровни впервые открыл

Н. А. Бернштейн в качестве уровней построения движений. На

самом деле концепция Н. А. Берштейна раскрывает законы по-

строения не только движений, но и психомоторных действий

и социально значимых поступков.

Разница состоит в том, что под движением мы понимаем «чис-

то» физиологический процесс, не преследующий конкретной ос-

мысленной цели (например, двигательные операции как компо-

нент локомоции или других моторных навыков), действие же

имеет цель — сознательную, простую и неразложимую на эле-

менты, а поступок — это действие, имеющее не только конкрет-

ную цель, но и социальный смысл.

Например, тренировочные движения при овладении навыком

работы с неким рычагом могут сменяться упражнением на быст-

роту и точность действий этим же рычагом, а его практическое

использование (например, тормоза в условиях эксплуатации авто-

мобиля или поезда в экстремальной обстановке реального движе-

ния) становится уже социально значимым поступком.

Психомоторные состояния, как всякие иные, суть те же процес-

сы, но пролонгированные во времени. Они всегда сложны по соста-

ву, и их название соответствует лишь их основному компоненту. Кро-

ме того, они суть дальнейшее развитие состояний, генетически (значит,

и по уровню) им ггредшествующих. Так, психомоторные состояния

(как и процессы) вырастают из эмоционально-вегетативных.

Суть этого «вырастания» состоит в том, что меняется аффе-

рентация. Если первый и десятый уровни имеют целью регуля-

цию состояний тела, в основном их оптимизацию по законам го-

меостаза, то процессы и состояния второго и одиннадцатого

уровней имеют целью регуляцию моторных взаимодействий орга-

низма с миром.

Разнообразие и дифференцированность этих последних

и обусловливают большую развитость и сложность психомотор-

ных процессов и состояний, по сравнению с эмоционально-веге-

тативными процессами и состояниями.

Глава VIII. Центрально-регуляторные психические процессы, проблема внимания

Психомоторные состояния играют весьма большую роль в жиз-

ни высших животных и человека Общая двигательная заторможен-

ность, характерная для сна, более или менее быстрого, сменяется

нужным уровнем двигательной активности.

К сожалению, современный человек, в отличие от своих жи-

вотных предков, малоподвижен. Не только восемь часов сна, но

и весь день мы проводим в состоянии, близком к гиподинамии.

Конечно, это не космическая невесомость, но и не активное дви-

гательное поведение.

С первого класса школы до выпускных вузовских экзаменов

и далее на многих рабочих местах мы больше сидим, чем двигаем-

ся. Да и двигаемся, сидя в автомобиле, автобусе, поезде и самолете.

Малоподвижность (гиподинамия) как психомоторное состоя-

ние оказывает существенное отрицательное влияние на психичес-

кие и физиологические процессы цивилизованного человека. Тонус

мышц — это не изолированный феномен тела. Прямо или опосре-

дованно он оказывает влияние на психическое состояние в целом

С этим связана необходимость для сохранения должной рабо-

то- и дееспособности делать перерывы для активного отдыха типа

производственной гимнастики. При этом другие состояния — пер-

цептивные и интеллектуальные — сменяются психомоторными,

и это оказывает тонизирующее и оздоравливающее влияние на че-

ловека-оператора и любого другого специалиста, работа которого

связана с длительным поддержанием постоянной позы, чаще все-

го сидения за столом, пультом и т. д.

Как справедливо утверждает В. П. Зинченко, психомоторика

не однородна. Наряду с нейродинамическими механизмами дви-

жения, она содержит эмоциональные и интеллектуальные ком-

поненты и потому является исходной формой для развития пси-

хики в целом.

Первой ступенькой на этом пути является формирование пер-

цептивных процессов и состояний. Двухуровневая психика к кон-

цу третьего года жизни становится трехуровневой. Теперь уже

новый высший, перцептивный уровень репрезентативен для пси-

хики ребенка в ее целостности.

.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

У здорового младенца и маленького ребенка легко наблюдать

калейдоскоп сменяющихся процессов и кратковременных состоя-

ний. Вот он улыбается и блаженствует, а вот он уже плачет и него-

дует. С возрастом значительно чаще появляются все более длительно

сохраняющиеся состояния, сначала эмоционально-вегететивные,

потом психомоторные и, наконец, перцептивные.

По мере развития перцептивных процессов ребенок получа-

ет возможность длительнее рассматривать что-либо и прислуши-

ваться. Так создаются предпосылки для трансформации восприя-

тий в представления. Мимолетные восприятия оставляют следы

в мозгу и психике. Более основательные и длительные по време-

ни восприятия создают основу для более фундаментальных пред-

ставлений памяти, а на их основе далее появляются и представ-

ления фантазии.

Продуктом представлений и мышления является новое зна-

ние как результат творчества. Поэтому перцептивные состояния

перерастают в созерцательные, затем интеллектуальные, мнеми-

ческие, эмоциональные, волевые и нравственно-психологические.

Процесс творчества обращен не только «вперед», в форме анти-

ципации, но и «назад», поскольку он через апперцепцию обога-

щает и разовое восприятие, и более длительные перцептивные

состояния.

8.3.3. Перцептивные состояния

Перцептивные состояния играют большую роль во многих ви-

дах профессиональной деятельности. В качестве примера укажем

на такие специализации, как «впередсмотрящие», или «слухачи» на

флоте, наблюдатели постов ВНОС (воздушного наблюдения, опове-

щения и связи), операторы РЛС, диспетчеры электростанций и др.

Состояния перцептивной и интеллектуальной внимательно-

сти органичны и совершенно необходимы для педагогического

процесса. При этом немалую роль играет их устойчивость и уп-

равляемость как со стороны учащихся, так и учащих.

На качество перцептивных состояний решающее влияние

оказывает апперцепция. Впервые она изучена В. Вундтом. Даже

Глава VIII. Центрально-регуляторные психические процессы, проблема внимания

сам фактор длительности, обусловливающий переход единично-

го восприятия в перцептивное состояние, в решающей мере за-

висит от апперцепции, т. е. опыта личности и ее состояния.

Конкурировать с апперцепцией в обсркдаемом вопросе может

только направленность личности, в частности профессиональная. Тем

не менее одна направленность, не подкрепленная психологическим

опытом личности, не может обеспечить нужной длительности, ин-

тенсивности и результативности перцептивных состояний.

Особой формой перцептивно-созерцательных состояний яв-

ляются медитация и другие специальные состояния, практикуе-

мые в мистических и религиозных системах. Искусственно огра-

ничивая сознательный контроль и вызывая фазовые состояния

коры больших полушарий мозга, можно на уровне между вос-

приятием и представлением заставить адепта (скажем, дона Хуа-

на) «видеть» смерть как нечто предметно-реальное, расположен-

ное слева от наблюдателя.

Таков же механизм многих других перцептивных состояний,

наивно подаваемых как якобы новый шаг в научном познании

природы нормального человеческого восприятия.

Перцептивные состояния еще в большей мере, чем процес-

сы, не являются просто отражением свойств мира, пусть даже

сколь угодно «активным», как написано во многих учебниках.

Отражение как цель восприятия присутствует лишь в частном

случае познания ради познания, свойственного, например, науке.

В абсолютном большинстве других случаев жизни целью вос-

приятия является не отражение и даже не познание как таковое,

а ориентировка в мире с целью более успешных действий в нем.

Это существенно иная цель.

Если бы белый медведь, действия которого описал полярный

радист Э. Кренкель и проанализировал психолог П. Гальперин, не

боялся себя демаскировать, то он не только не прикрывал бы ла-

пой свой черный нос, но просто не увидел бы, что его нос черный,

а фон вокруг — белый. Эту картину он целенаправленно увидел

и целенаправленно использовал, чтобы не остаться голодным из-

за неудачной охоты. Точно так же профессор психологии А. Р. Лу-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

рия увидел вывеску «Обеды», хотя на ней было написано «Обувь».

Мы видим не то, что видит наш глаз, а то, что надо увидеть,

чтобы иметь возможность удовлетворить свои потребности. Наше

восприятие, как и вся психика, изначально субъективно. Оно слу-

жит не отражению чего-либо как самоцели, а ориентировке в це-

лях субъективно значимой оценки ситуации, принятия решения

и управления процессами его реализации в целях удовлетворе-

ния сиюминутной или отдаленных потребностей.

Все это полностью относится к перцептивным состояниям,

переживаемым субъектом в данный момент. Тем более неумес-

тен термин «отражение», когда речь идет о состояниях более

высоких уровней — с 13-й по 18-й.

8.4. Созерцательные, интеллектуальные

и мнемические состояния

Процессы и состояния первых трех уровней порождены непо-

средственным взаимодействием субъекта с физическим миром Это

небольшая часть от числа всех взаимодействий человека с миром.

Их львиная доля является не непосредственно физическими, а мыс-

ленными, психологически опосредованными взаимодействиями.

Примитивные непосредственные «восприятия» есть и у насе-

комых, но у них нет внутренней картины (модели) мира, которая

есть у высших животных и у человека. В ее основе лежат не только

восприятия, но и представления Это понимал уже Аристотель.

Понимали это и другие, более близкие нам по времени мыс-

лители, например Б. Спиноза. Вот как он описывает процесс по-

знания. «Некоторые вещи находятся в нашем уме, а не в приро-

де, и, таким образом, они являются нашим собственным

созданием (выделено намиЕ. Г.) и служат для отчетливого по-

нимания вещей. Под ними мы разумеем все отношения (отнюдь

не отражения), касающиеся различных вещей, и мы называем

их мысленными сущностями».

Таким образом, мысленные сущности, т. е. образы и мысли,

считает Спиноза, создаются, строятся психикой человека, а не

Глава VIII. Центрально-регуляторные психические процессы, проблема внимания

возникают, как какие-то копии или отражения. Нет никаких осно-

ваний пытаться строить всю психологию как функцию отражения.

8.4.1. Созерцательные состояния

На основе представлений как процесса формируются соот-

ветствующие состояния, которые логично назвать созерцатель-

ными, поскольку активность субъекта при этом направлена не во-

вне, а как бы в глубину собственной психики, прежде всего в виде

следовых процессов, связывающих восприятия с представле-

ниями.

Таких процессов несколько. Этапными можно считать по-

следовательные и эйдетические образы. Последовательные обра-

зы, как явления по преимуществу физиологические, подчиняют-

ся простейшим законам индукции, перспективы и контраста.

Длительное восприятие черного квадрата порождает последова-

тельный образ в виде белого квадрата, красная фигура порожда-

ет последовательный образ зеленого цвета и т. д.

Возникая на короткое время, последовательный образ исче-

зает и появляется вновь, уже на меньшее время, и так продолжа-

ется до полного затухания. Все эти явления хорошо объясняются

свойствами нервных клеток и протекающими в них физико-

химическими процессами.

Иное дело — эйдетические образы. Они также зависят от

нейродинамики, но не только. Прежде всего они много сложнее

и содержательнее, чем последовательные образы. Эйдетик (чело-

век, которому свойственно наличие эйдетических образов) долго

видит воспринятую картинку. Если ее убрать и спросить, что на

ней было изображено, то, в отличие от человека с обычным вос-

приятием, он не будет ничего вспоминать. Он просто посчитает,

например, число окон, если они были изображены. Для него это

естественно, поскольку он продолжает их видеть мысленным

взором.

Когда эта картинка начнет оживать и преобразовываться, то

это будет уже не эйдетический образ, а настоящее представле-

ние памяти. Что касается созерцания, то это следующая ступень-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ка онтогенеза психики, по сравнению с простым представлени-

ем. Созерцание — это процесс активного преобразования через

представления, за которыми стоит личность созерцателя.

Состояние созерцания — проективное. Два эйдетика совер-

шенно одинаково запомнят одну и ту же картинку. Но перейдя

на следующую ступеньку, в состояние созерцания, они увидят

череду существенно разных картин, вызывающих разные мысли

и переживания.

Созерцательные состояния охватывают людей на вернисаже,

при долгом рассматривании открытого пламени или водной по-

верхности. Это не познавательный процесс как таковой. Это свое-

образная внутренняя активность развитой личности. Человек с бед-

ной фантазией и инертной психикой не склонен К созерцанию.

На вернисаже ему скучно. Напротив, человек душевно богатый

получает наслаждение даже от, казалось бы, бедных деталями по-

лотен.

Классический пример — квадрат Малевича и вообще абст-

рактная живопись. Доказано, что простые геометрические фигу-

ры будят разные ассоциации и проекции. Другой пример —

классическая музыка. Если это цикл «Времена года», все просто,

но если это симфония, то она будит многие, сильные и разные

чувства и мысли — достаточно названия и небольшого намека,

чтобы у подготовленного слушателя разыгралась фантазия.

В частности, поэтому восприятию произведений искусства

надо учить. А эффект обучения неоднороден, индивидуально свое-

образен. Созерцательные состояния духовно обогащают людей.

В этом одно из их предназначений. Другое немаловажное след-

ствие погружения в созерцательное состояние — это избавление

от суетности бытия.

Если физические упражнения нужны для борьбы с моното-

нней и гиподинамией, то созерцательность необходима для борь-

бы с бессмысленной суетой будней, погоней за сиюминутной вы-

годой. Обращение к Богу для верующего также есть погружение

в созерцание высшей справедливости, высшей духовности с це-

лью приобщения к ней и духовного самосовершествования.

Глава VIII. Центрально-регуляторные психические процессы, проблема внимания

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...