Программа коррекционно-развивающей работы 5 глава
полагают, что именно такие сны могут вызвать расстройства пси- хики депрессивного характера, веру в неизбежность случая и фа- тальность судьбы. Часто во сне переживают полеты и падения, очень быстрые перемещения в пространстве, что в большинстве «бытовых» слу- чаев трактуется как рост организма. Но если такие сны начина- ют сниться в зрелом возрасте, люди легко переходят к другой трак- товке, связывая ее порой самым нелепым образом с событиями жизни. Нередко снятся переживания: радость, гнев, страсти, вос- торг, картины страха, ужаса и других сильных эмоциональных состояний. Во время таких снов человек часто пробуждается, ис- пытывая сопутствующие переживаниям физиологические изме- Глава IX. Сложные психические состояния нения. И, наконец, реже всего снятся мир раздумий и сомнений, мир развития отвлеченных идей и построения абстрактных уто- пий, картины когнитивного плана. Кроме того, не существует правил внутренней логики, которым должны бы следовать лю- бые сновидения. Эксперименты показывают также, что на всей протяженно- сти сна содержание изменяется в сторону «всплывания» все бо- лее раннего материала из прошедшей жизни, вплоть до детства и младенчества. Параллельно растет эмоциональная насыщен- ность сна, глубина его переживания. Чувства, испытанные в ран- нем возрасте, намного чаще снятся поутру, перед самым пробуж- дением, а не сразу после засыпания. Ретроспективный анализ содержания сновидений породил две оригинальные гипотезы, со- гласно которым, возможно, прояснится, зачем сновидения вооб- ще нужны человеку и животным. Некоторые авторы считают приемлемым объяснение «задачи сна», основанное на компьютерной аналогии. По их мнению, сно-
видения — это отходы от подсознательной обработки накоплен- ной за день информации. Во время сновидений мозг решает, ка- кую часть дневных впечатлений, хранящихся пока в т. н. «буфере обмена», переписать в долговременную память. Но модель мозго- вого «буфера обмена», выступающего в качестве «перевалочного пункта», т. е. накопления и перезаписи информации, тоже не объяс- няет большого пласта явлений, необходимость в которых далеко не очевидна. В частности, чем объяснить повторяющиеся сны или сны с содержанием давно забытого детского переживания, психо- логическое значение которого вызывает у взрослого только усмеш- ку, и т. п. Согласно второй модели, необходимость сна вызвана пере- живанием получаемого жизненного опыта. Переработка инфор- мации часто связана с дефицитом времени из-за сильной загру- женности во время бодрствования. Во сне мозг «устанавливает» адекватные связи между прошлым опытом и новым. Процесс этот затрагивает не только новые нейронные связи, но и уже устано- вившиеся, поэтому сны не всегда логичны и объяснимы, хотя ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ и меют первостепенное значение для восстановления нормаль- ной работы мозга за счет перераспределения нагрузки нейрон- ных цепей. По мере того как проходит ночь, эта функция сна ока- зывается выполненной, а в сновидения включаются все более причудливые и волнующие образы, сильные страхи, вожделения и т. п. Необходимо отметить, что исследования разных фаз сна ста- новятся все более актуальными в свете развития современных ин- формационных технологий и построения виртуальных моделей восприятия с помощью компьютеров. В настоящее время осу- ществляются попытки объединения в общую теорию «изменен- ных состояний» таких явлений, как сон, сноподобные состояния, гипноз. Это происходит не случайно, т. к. накопленного факти-
ческого материала стало достаточно, чтобы говорить о единой при- роде всего многообразия состояний человека, которые включа- ют в себя даже такие, казалось бы, отдаленные от сна явления, как медитация и гипноз. Но мы только наметим эту проблему, так как ее содержание слишком обширно. Так, например, хорошо известно состояние сознания, кото- рое получило название «сон наяву». Попробуйте наблюдать за зри- телями в кинотеатре во время сеанса. Все они прекрасно знают, что кроме белого полотна и цветных пятен, образующих часто меняющиеся картинки, которые создают иллюзию движения, перед ними ничего нет. Однако переживания зрителей настоль- ко достоверны, что нет сомнения в их искренности. При этом они прекрасно знают, что никто из героев художественного филь- ма не умирает, не любит по-настоящему, а все это игра актеров. Но все зрители эмоционально переживают воспринимаемое как реальность. Измененное состояние сознания налицо. Но как объяснить поведение некоторых зрителей после киносеанса, когда они продолжают эмоционально переживать только что увиден- ное. Встречные прохожие понимают, что человек остался «под впе- чатлением» только что увиденного. Состояние сознания осталось измененным, хотя и отличным от того, каким оно было в кино- зале. Индивид находится под внушением, отличающимся от гип- Глава IX. Сложные психические состояния нотического сна, поскольку оно произошло в бодрствующем со- стоянии. Такие виды внушений впервые описаны П. Дюбуа в на- чале XX в. Он писал, что «...все люди, восприимчивые к гипнозу, легко поддаются внушению и в состоянии бодроствования, при- чем у них могут быть вызваны контрактуры, каталепсия, анесте- зия, галлюцинация и пр., которые наблюдались в гипнозе» [9]. Не случайно некоторые гипнологи считают его основоположником рациональной психотерапии. Конечно, современная рациональная терапия далека от того, что описывал П. Дюбуа. Но его слова о том, что «...между внуше- нием и убеждением такое же различие, как между апрельской шуткой и хорошим советом, оба приведут к желаемому поступ- ку, первая — через нападение на слабую и беззащитную душу, другой — через передачу разумных воззрений с помощью диа- лектики», можно с уверенностью считать фундаментальной ос-
новой рациональной терапии [10]. При внушении в бодрствующем состоянии потеря контроля над реальной ситуацией бывает настолько сильной, что поведе- ние человека может ничем не отличаться от поведения в гипно- тическом состоянии. Исследуя ЭЭГ человека в гипнотическом состоянии, Л. П. Гримак определил сходные со сном фазы гипно- за, при которых альфа- и тета-ритмы весьма сопоставимы с ана- логичными в галлюцинаторных состояниях [11]. Хотя на сегод- няшний день все еще нет окончательного ответа на вопрос об их исходном единстве, гипотеза о сходстве сновидений с галлюци- наторными состояниями остается наиболее вероятной. С помощью электрических измерений удалось отчетливо уста- новить, что неокортекс во время сновидений отнюдь не выклю- чается полностью, но и не функционирует как положено. Похо- жую картину можно наблюдать и в гипнотическом состоянии. По ходу рассуждений заметим, что развитие больших полушарий связано прежде всего с ростом новых областей коры, которые у низших млекопитающих едва намечены, а у человека состав- ляют основную часть (неокортекс, архикортекс, палеокортекс и т. д.), и еще — слепые от рождения видят звуковые, а не зри- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ тельные сны, В гипнозе можно продуцировать у слепых от рож- дения только слуховые галлюцинации. Насколько важны измененные состояния у человека? На этот вопрос пока лучше всего ответить словами основателя медицины Гиппократа: «Наука долгая, жизнь короткая, случай мимолетен, опыт обманчив, суждение затруднительно». Но интерес к ним не- измеримо высок. Что касается сновидений, то они приходят к каждому из нас раз за ночь. Это уставлено абсолютно точно. Как уже отмечалось, если каждый раз будить человека во время сновидения, он обычно вспо- минает, что ему снилось. Но ученые решили пойти дальше и стали будить испытуемых до того, как им начинали сниться сны, — это делали приборы, следящие за сном человека. В случаях искусствен- ного «исключения сновидения из сна» число попыток «увидеть сон»
резко возрастало. Самое главное — если человека лишали полностью этого удовольствия, то у него появлялись дневные галлюцинации, или, как их называют еще по-другому, «сны наяву». Интересен факт, что сон со сновидениями весьма характерен для младенцев в самые первые дни их жизни. Раньше думали, что младенцы никогда не видят снов. По крайней мере, это опреде- ленно утверждал Аристотель. В настоящее время установлено, что сновидения занимают большую часть их времени. Доношенные новорожденные находятся в состоянии сна (быстрого движения глаз) больше половины времени, когда они спят. У детей, родив- шихся на несколько недель раньше срока, сновидения занимают три четверти всего этого времени. А еще раньше, в утробе мате- ри, плод, по предположениям некоторых исследователей, видит сны непрерывно. Но более всего удивляет воображение исследователей факт, что столь «плодотворная работа» снов в младенчестве и их задача в зрелом возрасте совпадают по одному неизменному на протя- жении всей нашей жизни параметру — после них следует амне- зия, т. е. забывание. Действительно, когда человека спрашивают поутру, сколько он видел снов, ему трудно бывает вспомнить, что с ним происхо- Глава IX. Сложные психические состояния дило. Некоторые исследователи полагают, что во время сна ска- зывается недостаточная деятельность левого полушария — нео- кортекса, которое ответственно за аналитическое припоминание (С. Sagan, 1977). По мнению другого исследователя, причина за- бывания снов заключается в естественном стремлении живого организма к травматической амнезии (забыванию). Болевой шок, испытанный нами во время родов, слишком болезнен, чтобы его помнить (С. Гроф, 1993). Но как в первом, так; и во втором случае многие из сновидений могут оказаться очень полезными. Кроме того, некоторые дети порой вспоминают чрезвычайно ранние впечатления. Память о событиях, происшедших к концу первого года жизни, не такая уж редкость. Теория «измененных состояний» строится из отдельных, часто весьма разобщенных данных. Потом выполняется эксперимент, результаты которого авторы теории не всегда знают. Если экспе- римент подтверждает идею, то он рассматривается как сильная поддержка теории. Так произошло при использовании метода «репродуктивных переживаний» во время гипноза. Всем известно, что гипнотизируемый не помнит происходя- щего во время гипноза, если только гипнолог не дает ему на это соответствующей инструкции: «Вспомнить все после пробужде- ния». Используя метод репродуктивных переживаний и возвра-
щая в гипнозе человека в его младенческие годы, гипнологи убе- дились в том, что человек способен вспомнить самые первые дни после рождения. Более того, инструкция «вспомнить все после гипноза» давала возможность реципиенту рассказать такие под- робности, о которых знали лишь свидетели, считавшие ранее, что этого в младенческом возрасте он запомнить не должен. Оказа- лось, что пока установить границ реминисценции, или степени осознания прошедшего (т. е. вспомнить то, что первоначально не предоставлялось возможным вспомнить или припомнить), нельзя. Фрейд утверждал, что большая часть, а может быть, и вся «пси- хическая энергия» эмоций и сновидений сексуальна по своему происхождению. Роль полового фактора в развитии и распрост- ранении вида делает эту идею не такой уж глупой, хотя, возмож- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ но, и не до конца правильной, как это казалось многим совре- менникам Фрейда. Карл Густав Юнг, например, считал, что Фрейд сильно переоценивал первичность полового фактора в проявле- ниях бессознательного и влиянии на сон. Возможно, что и есть общие корни, но сны, конечно, основаны не на одном лишь сек- се. Так, например, во сне «страх падения» совершенно очевидно относится к одному из ведущих страхов, приобретаемых от естест- венных опасений падения. Боязнь темноты во сне — неизбеж- ный страх, возникающий при дефиците информации. Боязнь пау- ков, змей и прочих тварей — классический страх, развившийся в ходе нашего эволюционного развития (К. Саган). И многие дру- гие категории снов тоже не всегда связаны с ритуальными, иерар- хическими и сексуальными функциями. Среди всех образов, наиболее распространенных в снах, су- ществуют как реальные, так и фантастические, но необязательно связанные с сексом, хотя, по свидетельству ученых, почти две трети из опрошенных (18—25 лет) видели простые, ничем не завуали- рованные сексуальные сны. Вне всякого сомнения, язык снов намного символичнее раз- говорного. ЭЭГ свидетельствует о преимущественной работе пра- вого полушария во время сновидения (частично в этом участвует и левое полушарие, но его функции сильно изменены). Симво- личный язык — образный, эмоциональный, выразительный, за- гадочный, чем и отличается от разговорного, но это, в конце кон- цов, тоже наш язык. Различные функции двух полушарий новой коры в последнее время вызывают повышенный интерес у ис- следователей. По крайней мере, фантастика мира снов может быть напрямую связана с полным отсутствием реально контро- лируемых сознанием впечатлений во время сна и особой рабо- той правого и левого полушарий. Во время сна мы очень мало связаны с реальностью. С этой точки зрения, продолжительный сон детей, возможно, объясня- ется тем, что у младенцев анализирующая часть их неокортекса почти не работает. У взрослых, напротив, такое происходит лишь при глубоком уходе в мир фантазирования и в определенных слу- Глава IX. Сложные психические состояния чаях измененных состояний сознания. Если это так, то вслед за Эсхилом хотелось бы знать: не похоже ли состояние бодроство- вания других млекопитающих на то состояние, которое люди ис- пытывают во сне? Сновидение — это состояние, в котором люди способны улав- ливать символичное значение различных воздействий, вроде ося- зания давления очень мягкого предмета, в то время как реальное воздействие связано с давлением струи теплого воздуха, но мы имеем чрезвычайно ограниченный набор характеристик для обо- значения испытываемого ощущения словами. В конечном итоге мы сталкиваемся при сновидении с образами, строительным ма- териалом для которых служит интуитивное понимание, а не ра- циональный анализ. Такие образы ярче и эмоциональнее, так как преимущественно связаны с работой правого полушария; актив- нее и свободнее, так как не требуют концентрации мысли; они более неожиданны, так как отсутствует особое сосредоточение внимания. Во время сна мы значительно слабее чувствуем свою индивидуальность, но прекрасно понимаем причастность ко всему происходящему. Мы вынуждены слршаться с ним из-за отсутствия возможности активного проявления инициативы. Последнее вы- зывает некоторое чувство обреченности, боязнь непредсказуемых утрат, которые обычно приносят неконтролируемые нами собы- тия, фатальности картины происходящего во сне. Очень хочется надеяться, что если нам действительно удалось уйти от сноподоб- ного состояния чувственного познания мира, то мы уже ушли до- статочно далеко в развитии осознанного восприятия окружаю- щей действительности. 9.1.1. Гипноз Мощное психическое воздействие, осуществляющееся посред- ством суггестии, появилось с зарождением человечества. Понятие «суггестивные явления», которым обычно обобщенно обозначают как эффект внушения, так и проявление внушаемости людей, из- вестно сравнительно недавно, а в середине прошлого века англий- ский хирург Braid ввел медицинский термин «гипноз». ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ История свидетельствует, что явления гипнотизации знако- мы человечеству раньше любого, логически предполагаемого на сегодняшний день прогноза. Интересны суггестивные явления в первую очередь в личных и кастовых целях служителям рели- гии и разного рода мистикам, использовавшим внушение в ка- честве непостижимого для обычных людей воздействия «сверхъ- естественных сил» и как возможность установления связи с «потусторонним миром». Такое было доступно лишь особо из- бранным людям, якобы получившим божественный дар для укрепления власти, религии и веры в чудеса. Но мощь государ- ственной власти и силу правителя утверждали не только люди, внушавшие веру в чудесные божественные силы и осознанно или неосознанно суггестивно воздействовавшие на остальных. Как известно, многие атрибуты власти были исполнены и представ- лены в специальных предметах, символах власти, внушающих другим покорность и преклонение. Великолепие убранств, гигант- ские памятки и сооружения, способные поразить воображение не только малограмотных людей, но и современное общество, также потенциально закрадывалась идея о преклонении перед могуществом повелевающего человека. А если и этого было мало, то предметы власти и строения освящались священнослужите- лями, осуществлялись впечатляющие ритуалы жертвоприноше- ний, посвященные божествам и вере. В древнейшем папирусе, который египтологи рассматривают как копию еще более раннего и утерянною текста, существует сле- дующая запись: «Принеси опрятную и начищенную лампу, напол- ни ее лучшим ароматным маслом и повесь на клин из куска лавро- вого дерева на стене, расположенной с утренней стороны. Затем поставь перед ней мальчика Погрузи его в сон твоей рукой и заж- ги лампу. Произнеси над ним слова заклинаний до семи раз. Снова разбуди его и спроси так: «Что видел ты?» Ответил он: «Да! Я видел богов вокруг лампы». Тогда будут говорить ему боги все, о чем их будут спрашивать...». По этому поводу В. Е. Рожнов дает очень пра- вильное и вполне однозначное заключение. «Полагаем, — пишет он, — что слова «погрузи его в сон твоей рукой» и то, что в этом Глава IX. Сложные психические состояния искусственно вызванном сне мальчик обретал возможность «ви- деть богов» и «разговаривать» с ними, не оставляет никакого со- мнения о характере описываемого в папирусе состояния, в кото- ром находился мальчик, — он был в гипнозе». (По В. Е. Рожнову, с. 144) [12]. Геродот (V в. до н. э.) был знаком с подобными явлениями через наиболее развитую ассиро-вавилонскую медицину, где ис- пользовались заклинания, магические формулы, сожжения фи- гурок демонов, сопутствующие приему снадобий. Известно, что в Эпидавре, древнегреческом городе в Пелопоннесе, существова- ли культовые центры бога врачевания Асклепия, где в круглых помещениях служители культа погружали одновременно боль- шое число людей в сон и внушали приход Асклепия, который обращался к больным, расспрашивал об их страданиях и осво- бождал от них. Практика т. н. «чудесных исцелений», нашедшая свое отра- жение особенно в религиозной литературе всех времен и наро- дов, сводилась к тому, что в обстановке религиозного экстаза пу- тем внушения и самовнушения у субъектов устранялись функциональные нарушения глухоты, слепоты, потери речи, раз- личного рода параличи и другие психогенные болезни [13]. Под крышей «запредельного знания» часто скрывались от- кровенное невежество и стремление любым путем наживаться на легковерных людях. Целительство и используемые методы чаще всего не имели и не имеют в настоящее время никакого отношения к проповедуемым целителями способам излечения. Первые научные представления о суггестивных явлениях при- нято связывать с именем венского врача Франса Антона Месмера (1734—1815). Основное содержание его теории посвящалось за- висимости психического от энергии космического эфира (флюи- да), пронизывающего всю Вселенную. Его искренняя вера в су- ществование «животного магнетизма», который играл роль посредника в излечении, воспринимается современными специа- листами исключительно как заблуждение ученого, уверовавшего в «чудесное» излечение на сеансах «флюидотерапии». Теория Мес- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ мера натолкнулась на сильную оппозицию научных кругов, в част- ности, врачей, которые единогласно пришли к заключению, что магнетических флюидов просто не существует [14]. Изучая механизм гипнотических явлений, португальский аб- бат Фариа еще в 1814 г. писал, что причина магнетизма (гипноз) не в магнетизере, а в магнетизируемом (во внушаемом). Но эти взгляды слишком опередили свое время и не были поняты ни его современниками, ни многими их последователями [15]. Так что же такое гипноз? Следует признать, что точного определения все еще не существует, хотя гипнотические явле- ния достаточно хорошо изучены, и существовало много попы- ток создать общую теорию, объясняющую истинную природу этого явления. Известно, что не только люди, но и животные впадают в со- стояние оцепенения, похожее на сноподобное, которому и при- своено за это наименование «гипноз» (от гр. hypnos — сон). После публикации работы Брэда «Нейрогипнология, или Тракт о нервном сне, рассматриваемом в его отношении к животному магнетизму и сопровождаемом многочисленными случаями его приложения для целей облегчения и исцепления болезней» термину «гипноз» суждено навсегда утвердиться в науке и жизни и вытеснить мес- меровское выражение «магнетизм». Однако непросвещенность людей в вопросах суггестии созна- тельно поддерживалась долгое время правительствами многих стран. Это позволяло, с одной стороны, сохранять высокую управ- ляемость людей и кондиционируемость умов, а с другой — про- возгласить гипнотизацию исключительной привилегией меди- цины. В настоящее время большинство цивилизованных стран проводят открытую политику в отношении суггестивных явле- ний и гипноза. Тем не менее искусство гипнотизации специаль- но не афишируется из-за возможности некорректного его исполь- зования и нанесения вреда человеку. Первая идейная основа проявления внушаемости в социуме заложена в 1866 г. доктором из Нанси А. Льебо (1823—1904). Он издал книгу «Сон и подобные ему состояния, рассматриваемые, Глава IX. Сложные психические состояния прежде всего, с точки зрения влияния разума на тело». Льебо счи- тал гипноз разновидностью сна. Чуть позже в Нанси профессор университета И. Бернгейм (1840—1919) возглавил нансийскую школу. Проводя многочисленные исследования, он доказал, что «гипнотическое состояние не есть патологическое; большинство людей внушаемы, и не гипноз делает человека способным к вну- шаемости, а наоборот, внушаемость есть причина гипнотических состояний». Все проявления гипноза сводятся, в сущности, к вну- шению, откуда и берет свое начало знаменитая фраза нансийцев «Гипноза нет, есть внушение» [16]. Практически одновременно с Бернгеймом член Французской академии наук, невролог Жан Мартен Шарко формирует дру- гую школу, получившую название сальпетриерской. Взгляды нан- сийцев и сальпетриерцев разошлись вначале методически, а за- тем концептуально. Но огромная заслуга Шарко состоит в том, что он привлек внимание широких кругов ученых к проблеме суггестивных явлений. Как пишет аналитик истории этого вопроса Л. Шерток: «Более ста лет велись ожесточенные споры, различ- ные комиссии составляли доклады и проверяли друг друга, мно- гие ученые — Пюисегюр (1785), Брэд (1843), Льебо (1866), Рише (1875), Бернгейм (1884) и др. — изучали эти проблемы, и лишь после работ Шарко (1882) суггестивные явления были признаны предметом научного исследования» [17]. Шарко лишь с конца 70-х гг. XIX в. стал изучать гипноз на больных, страдающих истерией, и неверно полагал, что проявле- ние внушаемости — патологическое состояние. Парижская школа Ж. М. Шарко сделала много для клинического знакомства с гип- нозом, с его стадиями. Она впервые привлекла феномены гипно- за для объяснения так называемых «чудесных исцелений», миф о которых веками служил для укрепления религии. Это подняло гипнологию на новую ступень, и поэтому не без основания 70-е и 80-е гг. XIX в. вошли в историю психотерапии как «золотой век гипноза». Тем не менее, идентифицируя его с истерией, Ж. М. Шар- ко выдвинул положение о болезненной природе гипноза. Про- тивостояние парижской (сальпетриерской) и нансиискои школ завершилось победой исследователей из Нанси. К тому времени Бернгейм высказал мысль о том, что происхождение болезнен- ных гипнотических стадий, наблюдаемых Ж. М. Шарко, связано исключительно с внушением, исходящим от гипнотизирующего, а не с патологической природой самого гипноза Огромное значение в раскрытии механизмов гипноза и массо- вых явлений суггестии сыграли работы отечественных исследовате- лей: В. Я. Данилевского, А. А. Токарского, И. П. Павлова, К. И. Плато- нова и многих др. В настоящее время научный интерес представляют работы В. Е. Рожнова, А. М. Свядоща, Л. П. Гримака. Итак, если обобщенно подойти к различным наблюдениям исследователей природы гипноза и суггестивных явлений, то мож- но заключить следующее: 1. Гипнотическое состояние наблюдается при определенных целенаправленных воздействиях, которых человек не осознает и принимает за исходящие «от себя». В силу этого они имеют абсолютизируемое им и неотвратимое на психофизиологическом уровне регуляции значение, благодаря чему становится возмож- ным излечение. 2. Гипнотическое состояние можно получить искусственным путем не только иод воздействием гипнолога, но и самостоятель- но (в виде сомнамбулического сна). 3. Гипноз — не патология, а измененное состояние сознания нормальных людей и частный случай проявления внушаемости. 4. Исследование суггестивных явлений не может быть огра- ничено только медицинским аспектом гипнотизации, они при- сутствуют и в массовом поведении людей. 5. Реальные причины веры людей в защитную силу амулетов, целебное свойство предметов культа и т. п. (что было характерно для ранних, примитивных уровней развития человечества и эпо- хи тотемизма) кроются в суггестивном проявлении нашей пси- хики и в реальных физиологических реакциях организма на это воздействие. 6. Механизмы суггестивного воздействия стали более понят- ными не так давно, и сейчас происходит массовое осознание еще Глава IX. Сложные психические состояния одного из величайших открытий прошлого века, а именно — со- циального направления исследования суггестивных явлений. 7. Культура человечества в настоящем и будущем во многом определяется и будет определяться знанием работы суггестивных механизмов восприятия информации, знанием той роли, кото- рую играют самые различные суггестии в регуляции поведения. 9.2. Монотония, усталость, утомление и переутомление Жизнь человека от рождения до смерти — не что иное, как череда кризисов и следующих за ними подъемов жизненной ак- тивности. Новые исследования на основе теории нелинейных про- цессов показали, что вариативность реакций организма — это вер- ный признак здоровья. Наоборот, монотонное протекание жизненных процессов — это предвестник нарушения жизненно важных функций. Не случайно человек с трудом переносит длительное отсут- ствие перемен в окружающей его обстановке. Молодому здоро- вому машинисту магистрального локомотива в комфортабельной кабине очень трудно дается физическое бездействие (гиподина- мия) на фоне однообразия сенсорного поля, прерываемого ред- кими сигналами светофоров и показаниями приборов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|