Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программа коррекционно-развивающей работы 6 глава




Бедная маловариативная информационная модель ситуации,

доминирующая в сознании, отсутствие динамики порождают

сонливость. Для контроля бдительности машинистов и предуп-

реждения засыпания применяются все новые специальные тех-

нические устройства, и тем не менее случаются ошибки, иногда

трагические, обусловленные изменением сознания как результа-

том монотонии. Особенно труден быстрый переход от состоя-

ния монотонии к необходимости «молниеносных» реакций на

опасность (красный свет светофора, посторонний предмет на

путях и т. д.).

Аналогичные состояния монотонии могут развиваться у ра-

бочих на конвейере и во многих других ситуациях производствен-

ной деятельности. Собственно, первые предпосылки подавления

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

естественных ритмов организма начинаются с поступления ре-

бенка первый раз в первый класс и сохраняются в очень многих

профессиях. Даже передвигается гражданин современного горо-

да, сидя либо в личном, либо в общественном транспорте.

Проблема профилактики мышечной гипотонии и психоло-

гического состояния монотонии относится к числу наиболее ак-

туальных в психологии труда, инженерной психологии и эргоно-

мике. Состояние монотонии в известной мере напоминает

состояние транса. Общим для этих двух состояний является ис-

кусственное нарушение динамики протекания нервно-психиче-

ских процессов, т. е. второго принципа СГП — принципа актив-

ности и процессуальности психики в условиях ее нормального

функционирования. И транс, и монотония легко переходят в ес-

тественный сон.

Транс и монотония — это измененные (расщепленные) состоя-

ния сознания. В отличие от наведения транса в ситуации психоте-

рапии, когда отрыв от реальности уместен и полезен, развитие

монотонии в условиях трудовой или учебной деятельности, как

правило, дает только негативные результаты, прежде всего в фор-

ме расстройств внешне направленного внимания, столь необходи-

мого в труде и учебе.

9.2.1. Утомление

Противоположные нарушения оптимальной работо- и дее-

способности наступают при чрезмерной физической, интеллек-

туальной и сенсорной нагрузке. Психологическое состояние, возни-

кающее при этом, описывается как чувство усталости. Усталость,

в свою очередь, рассматривается как субъективный компонент бо-

лее широкого психофизиологического состояния утомления.

Утомление определяется в Большой медицинской энцикло-

педии как «временное уменьшение функциональных возможно-

стей организма (физиологической системы органов), вызванное

интенсивной или длительной работой и выражающееся в сни-

жении работоспособности», а усталость — как субъективная ха-

рактеристика — «ощущение утомления».

Глава IX. Сложные психические состояния

Усталость и утомление изучались главным образом физиоло-

гами. Психологических исследований меньше. Важным аспектом

диагностики утомления является учет иерархического строения

этого психофизиологического состояния. Соответственно, при

подборе методик диагностики следует понимать, на каком уров-

не они работают.

Не следует забывать, что утомление двойственно по своей при-

роде. С одной стороны, это нормальная физиологическая реак-

ция на физическую, эмоционально-волевую и интеллектуальную

нагрузку, совершенно необходимая для тренировки. Без утомле-

ния нельзя выработать выносливость, необходимую в любом деле.

С другой, это состояние пониженной работо- и дееспособно-

сти, опасное при многих видах особо ответственного труда, на-

пример у хирурга во время операции или у летчика в полете.

Следовательно, диагностика утомления должна быть диффе-

ренцированной. Практически важно установить, какие именно

психические и физиологические функции снижены, а какие пока

сохранены. При одной степени утомления данная конкретная

деятельность может быть еще разрешена, а при другой — нет.

Подобные исследования весьма зависят от эффективности

диагностики состояния мотивационной сферы. Никакие физи-

ческие и физиологические параметры, полученные без учета это-

го фактора, не дают оснований для обоснованных экспертных вы-

водов.

Таким образом, утомление должно быть признано типич-

ным психофизиологическим, а не только физиологическим со-

стоянием. Соответственно, рациональная диагностика, монито-

ринг и профилактика утомления возможны лишь при условии

гармоничного сочетания социологических, психологических

и физиологических методов.

История изучения утомления убедительно это подтвержда-

ет. Ни одна биохимическая теория утомления, даже мышечного,

не была принята научной общественностью. С годами все боль-

ший авторитет набирала центрально-нервная теория утомления,

предложенная И. М. Сеченовым. А это значит, что понимание

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

утомления и переутомления возможно только при учете всех уров-

ней регуляции функций — сознательной и неосознаваемой, пси-

хологической, физиологической и гуморальной (биохимической).

Психологическое изучение утомления имеет свои традиции.

Еще в 1902 г. Э. Крепелин на основании многочисленных экспе-

риментов с дозированной работой показал, что фактическая кри-

вая продуктивности есть равнодействующая влияния на организм

и личность работника многих и разных факторов.

В их числе: результаты упражнений, утомления, стимуляции

в начале и в конце рабочих циклов, привыкания («насыщения»)

и напряжения воли (произвольного внимания). Схематически эти

влияния могут быть представлены в форме классической кривой

работы Крепелина. Е. А. Деревянко и другие авторы предложили

свои модификации кривой работы в соответствии с новыми экс-

периментальными данными.

9.2.2. Переутомление как функциональное состояние

и как неврастенический синдром

Как все сложные психологические состояния, переутомление —

это состояние не «чисто» психологическое, а психофизиологиче-

ское в точном смысле этого слова, т. е. оно в равной мере и психо-

логическое, и телесное, и патофизиологическое.

Состояние переутомления может возникать как при физи-

ческой, так и при умственной перегрузке. Оно похоже и не по-

хоже на простое утомление. Главное отличие состоит в том, что

симптомы утомления проходят после ночного сна, а проявления

переутомления кумулируются и нарастают день ото дня.

В отличие от утомления, переутомление — это болезненное

состояние, по своей природе весьма близкое одному из видов нев-

роза, а именно — неврастении, т. е. раздражительной слабости.

Как все неврозы, выраженное переутомление возникает как

психогенное заболевание. Это значит, что перегрузки сами по себе,

как правило, не приводят к длительному переутомлению. Вовре-

мя принятые простые меры нормализации сна и отдыха быстро

его купируют.

Глава IX. Сложные психические состояния

Напротив, при неблагоприятных психологических условиях

патологический процесс углубляется, и разворачивается картина

невроза. Решающую роль в таком развитии событий, как при вся-

ком неврозе, играет психогения, связанная с неуспехом в деятель-

ности, приведшей к переутомлению.

Большая медицинская энциклопедия определяет переутом-

ление как «комплекс функциональных нарушений в организме,

обусловленных чрезмерным однократным утомлением или про-

грессирующим накоплением утомления, сохраняющимся на про-

тяжении длительного времени (недель, месяцев)... Переутомле-

ние может перейти в типичный неврастенический синдром».

Неврастания в этой же энциклопедии (синоним — нервное

переутомление, нервное истощение) — это «психогенное забо-

левание из группы неврозов, основным проявлением которого яв-

ляется состояние раздражительной слабости — повышение ис-

тощаемости и замедленность восстановления психических

процессов».

Связь неврастении с переутомлением была подмечена впер-

вые американскими врачами — Бирдом (G. M. Beard) и Ван-Дюсе-

ном (van Deusen). Неврастения — это болезнь трудоголиков. В Рос-

сии частота первичной заболеваемости неврастаниеи колеблется

и зависит от общей социальной обстановки в стране.

Росту заболеваемости способствует переутомление в соче-

тании с психогениями, нерешенностью жизненных задач, не-

уверенностью в завтрашнем дне и другими негативными пере-

живаниями.

При утомлении и переутомлении в числе первых расстройств

отмечается снижение качества внимания (концентрации, распре-

деления и переключения). Появляются ошибки, сначала мелкие,

а затем более серьезные. Нарушается сон, ухудшаются самочув-

ствие и настроение.

Пропадает интерес к работе и жизни, соответственно, сни-

жается профессиональная дееспособность в целом, а не только

работоспособность. Раздражительность со временем сменяется

апатией, расстраивается память.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Симптоматика переутомления и меры профилактики

(психологогигиенические мероприятия) сведены К. К. Платоно-

вым в таблицу 3.

Таблица 3

Схема степеней переутомления

Симптомы

Снижение

дееспособ-

ности

Усталость

Волевая

компенсация

усталости

Эмоциональ-

ные сдвиги

Расстройство

сна

Снижение

умственной

работоспо-

собности

Лечебно-

профилакти-

ческие меро-

приятия

Степени переутомления

начинающееся

мало

при усиленной

нагрузке

не требуется

временами

снижение

интереса

к работе

трудно

засыпать или

просыпаться

нет

отдых, физ-

культура,

развлечения

легкое

заметно

при обычной

нагрузке

достаточна

периодиче-

ская неустой-

чивость

настроения

то же

трудно сосре-

доточиться

очередной

отпуск

выраженное

выражено

при облегчен-

ной нагрузке

недостаточно

раздражитель-

ность

сонливость

днем

забывчивость

внеочередной

отпуск

тяжелое

резко

без всякой

нагрузки

незначи-

тельная

резкая

раздражи-

тельность,

сменяющая-

ся угнетени-

ем

бессоница

ослабление

внимания

и памяти

лечение

у врача

При неуспехе профилактических мер и развитии неврасте-

нического синдрома необходимо лечение у врача, предпочтитель-

Глава IX. Сложные психические состояния

но психотерапевта. Лечение неврастении должно быть комплекс-

ным при ведущей роли психотерапии. В помощь психотерапии

применяются медикаментозные средства, нормализующие фи-

зиологические функции нервной системы, снижение нагрузки,

оптимизация сна и отдыха, лечебная физкультура.

9.3. Стрессовые состояния

Термин «стресс» введен в науку канадским ученым-физиоло-

гом Г. Селье в 1936 г. Он обнаружил «синдром ответа на раздра-

жение как таковое» [1]. Этот синдром получил название «триа-

ды», которая включала в себя: увеличение и повышение

активности коркового слоя надпочечников; уменьшение вилоч-

ковой железы и лимфатических желез; точечные кровоизлияния

в слизистой оболочке желудка и кишечника. Г. Селье сопоставил

эти реакции с симптомами, характерными для любого заболева-

ния, и объединил их в единую систему на основе идентичного ме-

ханизма управления этими реакциями и общего процесса раз-

вития.

Г. Селье определил стресс как совокупность стереотипных,

филогенетически запрограммированных неспецифических реак-

ций организма, первично подготавливающих к физической ак-

тивности, т. е. к сопротивлению, борьбе или бегству [2]. Он пред-

ложил различать «поверхностную» и «глубокую» адаптационную

энергию. Поверхностная энергия доступна «по первому требо-

ванию» и восполнима за счет глубокой. Глубокая адаптационная

энергия мобилизуется путем адаптационной перестройки гоме-

остатических механизмов организма. Как считал Г. Селье, ее ис-

тощение необратимо и ведет к гибели или старению.

Выделено три стадии развития стресса:

1. Стадия тревоги. Для нее характерны мобилизация адапта-

ционных возможностей организма и повышение его устойчиво-

сти по отношению к конкретному стрессогенному воздействию.

2. Стадия стабилизации, характеризующаяся сбалансирован-

ным расходованием адаптационных резервов. При этом все па-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

раметры, выведенные из строя на первой стадии, закрепляются

на новом уровне, тем самым поддерживается практически не-

отличимое от нормы существование организма в условиях повы-

шенного требования к его адаптивным системам.

3. Стадия истощения. На ней (как и на первой) в организме

возникают сигналы о рассогласовании стрессогенных требований

среды и ответов организма на эти требования. Но, в отличие от

первой стадии, когда эти сигналы ведут к раскрытию резервов

организма, здесь эти сигналы можно рассматривать как призы-

вы о помощи, которая может прийти только извне — либо в виде

поддержки, либо в форме устранения стрессора [1, 3].

Г. Селье выделял кратковременный и длительный стрессы. Для

кратковременного характерны бурное расходование поверхно-

стных адаптационных резервов и начало мобилизации глубоких.

Длительный характеризуется постепенной мобилизацией и рас-

ходованием «поверностных» и «глубоких» адаптационных резер-

вов. И хотя кратковременный и длительный стрессы отличаются

друг от друга, тем не менее в их основе лежат идентичные меха-

низмы, работающие с разной интенсивностью.

В настоящее время существование двух мобилизиционных

уровней адаптации поддерживается многими исследователями,

однако тезис об абсолютной необратимости затрат «адаптаци-

онной энергии» является скорее символическим, чем экспери-

ментально обоснованным [4].

Современными исследователями достаточно хорошо изуче-

на первая стадия стресса, в ней выделяют три периода адаптации

к устойчивым стрессогенным воздействиям.

В первых публикациях Г. Селье не рассматривал участия нерв-

ных регуляционных механизмов в формировании стресса. Сей-

час имеется достаточное количество экспериментальных данных,

позволяющих говорить о различных формах вовлечения кортико-

лимбико-гипоталамической системы при разных формах стрес-

совой нагрузки на организм [4].

В зависимости от сложности биологической системы и от уровня

ее эволюционного развития различают следующие формы стресса [4]:

Глава IX. Сложные психические состояния

— биологический — форма стресса, характерная для многих

беспозвоночных животных при воздействии разнообраз-

ных физических и физико-химических факторов;

— физиологический — форма стресса, проявляющаяся в на-

рушении тех или иных физиологических процессов;

— эмоциональный (психологический) — форма стресса, при

которой на первый план по значимости или заметности

для исследователя выступают психологические стресс-

реакции. Подобное рассмотрение разных форм стресса,

безусловно, правомерно, но при этом не стоит забывать, что

стресс все-таки является общим неспецифическим отве-

том организма, т. е. понятие «стресс» представляет собой

единый концепт.

Л. П. Китаев-Смык определяет стресс как общий адаптаци-

онный синдром организма [4]. Исследуя структуру стресса, он вы-

деляет следующие структурные блоки (субсиндромы):

1) эмоционально-поведенческий;

2) вегетативный;

3) когнитивный;

4) социально-психологический.

Коротко охарактеризуем каждый из перечисленных блоков.

9.3.1. Эмоционально-поведенческий блок

Различают две формы эмоционально-поведенческого реаги-

рования при стрессе: активное реагирование, характеризующее-

ся усилением эмоционально-двигательной, поведенческой актив-

ности, и пассивное, для которого характерно уменьшение

указанной активности при кратковременных, но достаточно ин-

тенсивных экстремальных воздействиях. Активное реагирование

направлено на удаление экстремального фактора и предотвраще-

ние развития стрессогенной ситуации. Пассивное направлено на

пережидание действия стрессора.

При этом важным является вопрос об адекватности реагиро-

вания на ту или иную ситуацию. Активное реагирование может

быть как адекватным, так и неадекватным решению выхода из

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

стрессовой ситуации, предотвращению неблагоприятного воздей-

ствия стрессора. При чрезмерной, нерациональной активизации

поведение может сопровождаться ошибочными действиями, воз-

никающими на основе неправильной оценки текущей ситуации,

иллюзорным представлением субъекта об опасности, неправиль-

ным прогнозом развития событий, снижением контроля за соб-

ственными действиями. Такое положение может возникнуть при

панике.

В свою очередь, пассивное реагирование также может быть

адекватным и неадекватным ситуации. В связи с этим различают

пассивное поведенческое реагирование, адекватное требовани-

ям снижения стрессового характера ситуации, и чрезмерное, или

неуместное уменьшение двигательной активности, снижающее

эффективность пассивно-защитного поведения. Принято разли-

чать первичное и вторичное пассивное реагирование. Первичное

возникает с самого начала экстремального воздействия, которое

субъективно оценивается как невозможное, непонятное, неверо-

ятное. Вторичное пассивное реагирование сменяет имеющуюся

стрессогенную активизацию поведения. Это происходит вслед-

ствие чрезмерной длительности стрессора или при его многократ-

ном повторении. Следовательно, пассивное вторичное реагиро-

вание при достаточной продолжительности и силе стрессора

возникает практически у всех людей, т. е. и у тех, кто пытался

активно устранить стрессор, и у тех, кто намеревался его пере-

ждать. Однако при этом пассивное реагирование не является уни-

версальным проявлением человека при длительном стрессе: оно

может охватить одни функции и не затронуть другие [4].

Активность и пассивность поведения при стрессе определя-

ются сочетанием внутренних и внешних факторов. К внутрен-

ним относятся врожденная предрасположенность человека к ак-

тивному или пассивному реагированию в критических ситуациях,

а также субъективный опыт столкновения с подобными пробле-

мами.

Внешним фактором, определяющим активность адаптивного

поведения, является экстремальность стрессора, которая зависит от:

Глава IX. Сложные психические состояния

1) субъективной оценки опасности стрессора для целостно-

сти субъекта;

2) степени субъективной значимости стрессора;

3) степени неожиданности стрессора;

4) близости действия стрессора к крайним точкам субъек-

тивной шкалы «приятно-неприятно»;

5) продолжительности действия стрессора при сохранении

его субъективной значимости [4].

Таким образом, проявление той или иной формы адаптив-

ной активности определяется «совокупным сочетанием индиви-

дуальной предрасположенности субъекта к активному либо пас-

сивному реагированию и реализующей эту предрасположенность

экстремальностью стрессора, которая также субъективно, осо-

знанно или бессознательно, оценивается реагирующим на нее

индивидом» [4].

Что касается целесообразности и предпочтительности той или

иной формы реагирования, то, несмотря на комплексное сочета-

ние внешних и внутренних, врожденных и приобретенных, осоз-

наваемых и неосознаваемых, индивидуальных и коллективных

компонентов, полезными для индивида в плане решения задачи

преодоления стрессовой ситуации являются оба защитных меха-

низма. Важным является избирательное использование той или

иной тактики: так, при сильных, но кратковременных стрессо-

рах более целесообразно активное защитное реагирование, тог-

да как пассивная тактика более эффективна в ситуациях, экстре-

мальность которых создается длительностью, а не силой

воздействия. Вместе с тем, с точки зрения эгоцентричности

субъекта (его самотождественности и целостности), предпочти-

тельным является активное реагирование, поскольку оно служит

для субъекта источником благоприятных сигналов о его потен-

циальной успешности в овладении стрессором.

9.3.2. Вегетативный блок

Выделяют «обслуживающую», регулирующую и превентивно-

защитную вегетативную активность.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Вегетатика обслуживает психическую сферу, все, что проис-

ходит в психике, базируется на физиологических механизмах. При

этом психика как бы управляет вегетатикой. Их взаимодействие

призвано обеспечить оптимальный режим психической деятель-

ности. В некоторых случаях вегетатика может принимать на себя

функции, которые условно рассмотрим как управляющие. Кро-

ме того, вегетатика и выполняет защитные функции. При стрес-

се, в ожидании опасности, т. е. превентивно, они могут резко уси-

ливаться, становиться весьма заметными как для самого субъекта,

так и для окружающих. В отличие от защитного поведения (аг-

рессии или бегства), которое у человека в той или иной мере конт-

ролируется сознанием и направлено на удаление опасного фак-

тора, вегетативная защита непосредственно не контролируется

сознанием и характеризуется широким набором защитных реак-

ций, таких как экскреторно-эвакуаторная активность (рвота,

потливость, слюноотделение, «медвежья болезнь»), сердечно-сосу-

дистая, регенераторная и т. п.

9.3.3. Когнитивный блок

Принято считать, что стресс негативно влияет на когнитивные

(познательные) процессы. Однако не следует забывать, что стресс

может и благоприятно изменять их течение, в частности, такого

процесса, как мышление. Можно считать целесообразным подраз-

деление изменений мышления при стрессе на три типа [4]:

1) активизация мышления субъекта с адекватным отраже-

нием действительности в сознании (активизация дискур-

сивно-логического мышления и возникновение инсайтных

форм мышления, т. е. мыслительного «озарения»);

2) гиперактивизация мышления (появление навязчивых

мыслей и образов; мнительность; бесплодное фантазиро-

вание и гипернастороженность, проявляющаяся в бес-

соннице и боязливости);

3) «уход» от решения стрессогенных проблем (решение побоч-

ных, «замещающих» проблем, не имеющих отношения к дан-

ной ситуации, или уменьшение активности мышления).

Глава IX. Сложные психические состояния

9.3.4. Социально-психологический блок

Любой человек, хочет он того или нет, испытывает на себе влия-

ние своего социального окружения и, шире, социальной и пред-

метной среды. При стрессе меняется отношение к окружающему

миру, в том числе к миру людей, особенно при действии физиче-

ских, физиологических стрессоров, так и в результате контактов

с людьми, характер общения которых изменен стрессом.

Целесообразно использовать три уровня анализа изменения

общения как субсиндрома стресса. Первый (мегауровень) дол-

жен охватывать анализ взаимодействия людей в их общении на

протяжении больших отрезков времени, сопоставимых с продол-

жительностью жизни поколений, с учетом так называемого

«стресса жизни», т. е. изменения особенностей личностных ха-

рактеристик и показателей здоровья, возникающих под влияни-

ем длительных социальных, биологических и физических стрес-

соров, действующих локально на группу людей или на широкие

слои населения [4]. Второй уровень анализа (метоуровень) отно-

сится к анализу отдельных актов общения людей при стрессе

с учетом индивидуально психологических, характерологических

особенностей каждого, а также с учетом специфики действую-

щего стресс-фактора. Микроуровень — третий уровень анализа

изменения общения при стрессе — касается изучения отдельных

сопряженных элементов общения.

Характер и динамика изменения общения при стрессе обус-

ловливаются спецификой стрессогенной ситуации, индивидуаль-

но-психологическими и личностными особенностями взаимодей-

ствующих людей, а также социокультурными, национальными,

этническими, религиозными нормами, принятыми в обществе,

к которому принадлежат участники взаимодействия. Вместе с тем

выявлены общие закономерности динамики общения при дли-

тельном стрессе, в частности, связанные с развитием межлично-

стных отношений [4].

Первой стадией является так называемое ориентировочное

«замирание», когда человек, попадающий в стрессовую ситуацию,

как бы замирает, затаивается, присматривается к окружающим,

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

чтобы оценить перспективу своих дальнейших контактов с ними.

Для этой стадии характерно снижение активности общения.

Вторая стадия характеризуется увеличением интенсивности

общения, даже у тех, кому не свойственны активные формы об-

щения вне стрессогенных условий. Целью интенсификации об-

щения является установление индивидуального ролевого статуса.

Третья стадия может быть связана с необходимой или вы-

нужденой помощью партнеру, при этом возникает, как правило,

более тесное общение. Вынужденная помощь активизирует адап-

тационные резервы как у того, кто помогает, так; и у того, кому

помогают, т. к. и тот, и другой ощущают собственную ценность.

Четвертая стадия связана со стабилизацией ролевого статуса,

которая может происходить как на фоне негативных, так и по-

зитивных эмоциональных проявлений.

Пятая стадия развития общения при стрессе может сопро-

вождаться как увеличением его активности, так и уменьшением.

В первом случае в разных условиях могут преобладать компонен-

ты межличностного взаимодействия либо консолидирующие

группу (принятие на себя роли лидера или поддержка лидера,

принятие ответственности на себя, дружелюбие), либо дезорга-

низующие ее (конфронтация с лидером, отчуждение от инте-

ресов группы, уклонение от ответственности). При уменьшении

активности общения (во втором случае) возможен, во-первых,

«уход» от общения, возникающий в результате снижения мо-

тивации и способности к нему, во-вторых, «когнитивное ниги-

лирование», при котором нарастает неприязнь к партнеру. При

этом дальнейшее развитие «нигилирования партнера» чрева-

то возникновением склонности к агрессии, направленной на

себя — аутоагрессия (суицид) — или на партнера. В-третьих,

при уменьшении активности общения возможно появление

самоотчужденности, характерным признаком которой явля-

ется снижение значимости собственной личности и мнения ок-

ружающих, и, в-четвертых, появление самоуглубленности, при

котором происходит усиление интериоризации мыслительной

активности.

Глава IX. Сложные психические состояния

9.3.5. Травматический стресс

Травматический стресс является особой формой общей стрес-

совой реакции, это переживание особого рода, результат особого

взаимодействия человека и окружающего мира [5, 6, 7, 8]. Трав-

матические события резко отличаются от всего того, что было

в прошлом опыте индивида, отличаются как необычностью, вне-

запностью, а иногда бессмысленностью и несправедливостью про-

исходящего, так и глубиной и силой переживаний. Травматиче-

ский стресс возникает тогда, когда ситуация (а точнее, личностная

значимость для субъекта) перегружает адаптационные, психоло-

гические и физиологические возможности, разрушая при этом

защиту личности и вызывая психическую травму. При этом дале-

ко не каждое стрессовое событие способно вызвать травматиче-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...