Программа коррекционно-развивающей работы 6 глава
Бедная маловариативная информационная модель ситуации, доминирующая в сознании, отсутствие динамики порождают сонливость. Для контроля бдительности машинистов и предуп- реждения засыпания применяются все новые специальные тех- нические устройства, и тем не менее случаются ошибки, иногда трагические, обусловленные изменением сознания как результа- том монотонии. Особенно труден быстрый переход от состоя- ния монотонии к необходимости «молниеносных» реакций на опасность (красный свет светофора, посторонний предмет на путях и т. д.). Аналогичные состояния монотонии могут развиваться у ра- бочих на конвейере и во многих других ситуациях производствен- ной деятельности. Собственно, первые предпосылки подавления ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ естественных ритмов организма начинаются с поступления ре- бенка первый раз в первый класс и сохраняются в очень многих профессиях. Даже передвигается гражданин современного горо- да, сидя либо в личном, либо в общественном транспорте. Проблема профилактики мышечной гипотонии и психоло- гического состояния монотонии относится к числу наиболее ак- туальных в психологии труда, инженерной психологии и эргоно- мике. Состояние монотонии в известной мере напоминает состояние транса. Общим для этих двух состояний является ис- кусственное нарушение динамики протекания нервно-психиче- ских процессов, т. е. второго принципа СГП — принципа актив- ности и процессуальности психики в условиях ее нормального функционирования. И транс, и монотония легко переходят в ес- тественный сон. Транс и монотония — это измененные (расщепленные) состоя- ния сознания. В отличие от наведения транса в ситуации психоте-
рапии, когда отрыв от реальности уместен и полезен, развитие монотонии в условиях трудовой или учебной деятельности, как правило, дает только негативные результаты, прежде всего в фор- ме расстройств внешне направленного внимания, столь необходи- мого в труде и учебе. 9.2.1. Утомление Противоположные нарушения оптимальной работо- и дее- способности наступают при чрезмерной физической, интеллек- туальной и сенсорной нагрузке. Психологическое состояние, возни- кающее при этом, описывается как чувство усталости. Усталость, в свою очередь, рассматривается как субъективный компонент бо- лее широкого психофизиологического состояния утомления. Утомление определяется в Большой медицинской энцикло- педии как «временное уменьшение функциональных возможно- стей организма (физиологической системы органов), вызванное интенсивной или длительной работой и выражающееся в сни- жении работоспособности», а усталость — как субъективная ха- рактеристика — «ощущение утомления». Глава IX. Сложные психические состояния Усталость и утомление изучались главным образом физиоло- гами. Психологических исследований меньше. Важным аспектом диагностики утомления является учет иерархического строения этого психофизиологического состояния. Соответственно, при подборе методик диагностики следует понимать, на каком уров- не они работают. Не следует забывать, что утомление двойственно по своей при- роде. С одной стороны, это нормальная физиологическая реак- ция на физическую, эмоционально-волевую и интеллектуальную нагрузку, совершенно необходимая для тренировки. Без утомле- ния нельзя выработать выносливость, необходимую в любом деле. С другой, это состояние пониженной работо- и дееспособно- сти, опасное при многих видах особо ответственного труда, на- пример у хирурга во время операции или у летчика в полете.
Следовательно, диагностика утомления должна быть диффе- ренцированной. Практически важно установить, какие именно психические и физиологические функции снижены, а какие пока сохранены. При одной степени утомления данная конкретная деятельность может быть еще разрешена, а при другой — нет. Подобные исследования весьма зависят от эффективности диагностики состояния мотивационной сферы. Никакие физи- ческие и физиологические параметры, полученные без учета это- го фактора, не дают оснований для обоснованных экспертных вы- водов. Таким образом, утомление должно быть признано типич- ным психофизиологическим, а не только физиологическим со- стоянием. Соответственно, рациональная диагностика, монито- ринг и профилактика утомления возможны лишь при условии гармоничного сочетания социологических, психологических и физиологических методов. История изучения утомления убедительно это подтвержда- ет. Ни одна биохимическая теория утомления, даже мышечного, не была принята научной общественностью. С годами все боль- ший авторитет набирала центрально-нервная теория утомления, предложенная И. М. Сеченовым. А это значит, что понимание ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ утомления и переутомления возможно только при учете всех уров- ней регуляции функций — сознательной и неосознаваемой, пси- хологической, физиологической и гуморальной (биохимической). Психологическое изучение утомления имеет свои традиции. Еще в 1902 г. Э. Крепелин на основании многочисленных экспе- риментов с дозированной работой показал, что фактическая кри- вая продуктивности есть равнодействующая влияния на организм и личность работника многих и разных факторов. В их числе: результаты упражнений, утомления, стимуляции в начале и в конце рабочих циклов, привыкания («насыщения») и напряжения воли (произвольного внимания). Схематически эти влияния могут быть представлены в форме классической кривой работы Крепелина. Е. А. Деревянко и другие авторы предложили свои модификации кривой работы в соответствии с новыми экс- периментальными данными. 9.2.2. Переутомление как функциональное состояние и как неврастенический синдром Как все сложные психологические состояния, переутомление —
это состояние не «чисто» психологическое, а психофизиологиче- ское в точном смысле этого слова, т. е. оно в равной мере и психо- логическое, и телесное, и патофизиологическое. Состояние переутомления может возникать как при физи- ческой, так и при умственной перегрузке. Оно похоже и не по- хоже на простое утомление. Главное отличие состоит в том, что симптомы утомления проходят после ночного сна, а проявления переутомления кумулируются и нарастают день ото дня. В отличие от утомления, переутомление — это болезненное состояние, по своей природе весьма близкое одному из видов нев- роза, а именно — неврастении, т. е. раздражительной слабости. Как все неврозы, выраженное переутомление возникает как психогенное заболевание. Это значит, что перегрузки сами по себе, как правило, не приводят к длительному переутомлению. Вовре- мя принятые простые меры нормализации сна и отдыха быстро его купируют. Глава IX. Сложные психические состояния Напротив, при неблагоприятных психологических условиях патологический процесс углубляется, и разворачивается картина невроза. Решающую роль в таком развитии событий, как при вся- ком неврозе, играет психогения, связанная с неуспехом в деятель- ности, приведшей к переутомлению. Большая медицинская энциклопедия определяет переутом- ление как «комплекс функциональных нарушений в организме, обусловленных чрезмерным однократным утомлением или про- грессирующим накоплением утомления, сохраняющимся на про- тяжении длительного времени (недель, месяцев)... Переутомле- ние может перейти в типичный неврастенический синдром». Неврастания в этой же энциклопедии (синоним — нервное переутомление, нервное истощение) — это «психогенное забо- левание из группы неврозов, основным проявлением которого яв- ляется состояние раздражительной слабости — повышение ис- тощаемости и замедленность восстановления психических процессов». Связь неврастении с переутомлением была подмечена впер- вые американскими врачами — Бирдом (G. M. Beard) и Ван-Дюсе-
ном (van Deusen). Неврастения — это болезнь трудоголиков. В Рос- сии частота первичной заболеваемости неврастаниеи колеблется и зависит от общей социальной обстановки в стране. Росту заболеваемости способствует переутомление в соче- тании с психогениями, нерешенностью жизненных задач, не- уверенностью в завтрашнем дне и другими негативными пере- живаниями. При утомлении и переутомлении в числе первых расстройств отмечается снижение качества внимания (концентрации, распре- деления и переключения). Появляются ошибки, сначала мелкие, а затем более серьезные. Нарушается сон, ухудшаются самочув- ствие и настроение. Пропадает интерес к работе и жизни, соответственно, сни- жается профессиональная дееспособность в целом, а не только работоспособность. Раздражительность со временем сменяется апатией, расстраивается память. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Симптоматика переутомления и меры профилактики (психологогигиенические мероприятия) сведены К. К. Платоно- вым в таблицу 3. Таблица 3 Схема степеней переутомления Симптомы Снижение дееспособ- ности Усталость Волевая компенсация усталости Эмоциональ- ные сдвиги Расстройство сна Снижение умственной работоспо- собности Лечебно- профилакти- ческие меро- приятия Степени переутомления начинающееся мало при усиленной нагрузке не требуется временами снижение интереса к работе трудно засыпать или просыпаться нет отдых, физ- культура, развлечения легкое заметно при обычной нагрузке достаточна периодиче- ская неустой- чивость настроения то же трудно сосре- доточиться очередной отпуск выраженное выражено при облегчен- ной нагрузке недостаточно раздражитель- ность сонливость днем забывчивость внеочередной отпуск тяжелое резко без всякой нагрузки незначи- тельная резкая раздражи- тельность, сменяющая- ся угнетени- ем бессоница ослабление внимания и памяти лечение у врача При неуспехе профилактических мер и развитии неврасте- нического синдрома необходимо лечение у врача, предпочтитель- Глава IX. Сложные психические состояния но психотерапевта. Лечение неврастении должно быть комплекс- ным при ведущей роли психотерапии. В помощь психотерапии применяются медикаментозные средства, нормализующие фи- зиологические функции нервной системы, снижение нагрузки, оптимизация сна и отдыха, лечебная физкультура. 9.3. Стрессовые состояния Термин «стресс» введен в науку канадским ученым-физиоло- гом Г. Селье в 1936 г. Он обнаружил «синдром ответа на раздра- жение как таковое» [1]. Этот синдром получил название «триа- ды», которая включала в себя: увеличение и повышение
активности коркового слоя надпочечников; уменьшение вилоч- ковой железы и лимфатических желез; точечные кровоизлияния в слизистой оболочке желудка и кишечника. Г. Селье сопоставил эти реакции с симптомами, характерными для любого заболева- ния, и объединил их в единую систему на основе идентичного ме- ханизма управления этими реакциями и общего процесса раз- вития. Г. Селье определил стресс как совокупность стереотипных, филогенетически запрограммированных неспецифических реак- ций организма, первично подготавливающих к физической ак- тивности, т. е. к сопротивлению, борьбе или бегству [2]. Он пред- ложил различать «поверхностную» и «глубокую» адаптационную энергию. Поверхностная энергия доступна «по первому требо- ванию» и восполнима за счет глубокой. Глубокая адаптационная энергия мобилизуется путем адаптационной перестройки гоме- остатических механизмов организма. Как считал Г. Селье, ее ис- тощение необратимо и ведет к гибели или старению. Выделено три стадии развития стресса: 1. Стадия тревоги. Для нее характерны мобилизация адапта- ционных возможностей организма и повышение его устойчиво- сти по отношению к конкретному стрессогенному воздействию. 2. Стадия стабилизации, характеризующаяся сбалансирован- ным расходованием адаптационных резервов. При этом все па- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ раметры, выведенные из строя на первой стадии, закрепляются на новом уровне, тем самым поддерживается практически не- отличимое от нормы существование организма в условиях повы- шенного требования к его адаптивным системам. 3. Стадия истощения. На ней (как и на первой) в организме возникают сигналы о рассогласовании стрессогенных требований среды и ответов организма на эти требования. Но, в отличие от первой стадии, когда эти сигналы ведут к раскрытию резервов организма, здесь эти сигналы можно рассматривать как призы- вы о помощи, которая может прийти только извне — либо в виде поддержки, либо в форме устранения стрессора [1, 3]. Г. Селье выделял кратковременный и длительный стрессы. Для кратковременного характерны бурное расходование поверхно- стных адаптационных резервов и начало мобилизации глубоких. Длительный характеризуется постепенной мобилизацией и рас- ходованием «поверностных» и «глубоких» адаптационных резер- вов. И хотя кратковременный и длительный стрессы отличаются друг от друга, тем не менее в их основе лежат идентичные меха- низмы, работающие с разной интенсивностью. В настоящее время существование двух мобилизиционных уровней адаптации поддерживается многими исследователями, однако тезис об абсолютной необратимости затрат «адаптаци- онной энергии» является скорее символическим, чем экспери- ментально обоснованным [4]. Современными исследователями достаточно хорошо изуче- на первая стадия стресса, в ней выделяют три периода адаптации к устойчивым стрессогенным воздействиям. В первых публикациях Г. Селье не рассматривал участия нерв- ных регуляционных механизмов в формировании стресса. Сей- час имеется достаточное количество экспериментальных данных, позволяющих говорить о различных формах вовлечения кортико- лимбико-гипоталамической системы при разных формах стрес- совой нагрузки на организм [4]. В зависимости от сложности биологической системы и от уровня ее эволюционного развития различают следующие формы стресса [4]: Глава IX. Сложные психические состояния — биологический — форма стресса, характерная для многих беспозвоночных животных при воздействии разнообраз- ных физических и физико-химических факторов; — физиологический — форма стресса, проявляющаяся в на- рушении тех или иных физиологических процессов; — эмоциональный (психологический) — форма стресса, при которой на первый план по значимости или заметности для исследователя выступают психологические стресс- реакции. Подобное рассмотрение разных форм стресса, безусловно, правомерно, но при этом не стоит забывать, что стресс все-таки является общим неспецифическим отве- том организма, т. е. понятие «стресс» представляет собой единый концепт. Л. П. Китаев-Смык определяет стресс как общий адаптаци- онный синдром организма [4]. Исследуя структуру стресса, он вы- деляет следующие структурные блоки (субсиндромы): 1) эмоционально-поведенческий; 2) вегетативный; 3) когнитивный; 4) социально-психологический. Коротко охарактеризуем каждый из перечисленных блоков. 9.3.1. Эмоционально-поведенческий блок Различают две формы эмоционально-поведенческого реаги- рования при стрессе: активное реагирование, характеризующее- ся усилением эмоционально-двигательной, поведенческой актив- ности, и пассивное, для которого характерно уменьшение указанной активности при кратковременных, но достаточно ин- тенсивных экстремальных воздействиях. Активное реагирование направлено на удаление экстремального фактора и предотвраще- ние развития стрессогенной ситуации. Пассивное направлено на пережидание действия стрессора. При этом важным является вопрос об адекватности реагиро- вания на ту или иную ситуацию. Активное реагирование может быть как адекватным, так и неадекватным решению выхода из ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ стрессовой ситуации, предотвращению неблагоприятного воздей- ствия стрессора. При чрезмерной, нерациональной активизации поведение может сопровождаться ошибочными действиями, воз- никающими на основе неправильной оценки текущей ситуации, иллюзорным представлением субъекта об опасности, неправиль- ным прогнозом развития событий, снижением контроля за соб- ственными действиями. Такое положение может возникнуть при панике. В свою очередь, пассивное реагирование также может быть адекватным и неадекватным ситуации. В связи с этим различают пассивное поведенческое реагирование, адекватное требовани- ям снижения стрессового характера ситуации, и чрезмерное, или неуместное уменьшение двигательной активности, снижающее эффективность пассивно-защитного поведения. Принято разли- чать первичное и вторичное пассивное реагирование. Первичное возникает с самого начала экстремального воздействия, которое субъективно оценивается как невозможное, непонятное, неверо- ятное. Вторичное пассивное реагирование сменяет имеющуюся стрессогенную активизацию поведения. Это происходит вслед- ствие чрезмерной длительности стрессора или при его многократ- ном повторении. Следовательно, пассивное вторичное реагиро- вание при достаточной продолжительности и силе стрессора возникает практически у всех людей, т. е. и у тех, кто пытался активно устранить стрессор, и у тех, кто намеревался его пере- ждать. Однако при этом пассивное реагирование не является уни- версальным проявлением человека при длительном стрессе: оно может охватить одни функции и не затронуть другие [4]. Активность и пассивность поведения при стрессе определя- ются сочетанием внутренних и внешних факторов. К внутрен- ним относятся врожденная предрасположенность человека к ак- тивному или пассивному реагированию в критических ситуациях, а также субъективный опыт столкновения с подобными пробле- мами. Внешним фактором, определяющим активность адаптивного поведения, является экстремальность стрессора, которая зависит от: Глава IX. Сложные психические состояния 1) субъективной оценки опасности стрессора для целостно- сти субъекта; 2) степени субъективной значимости стрессора; 3) степени неожиданности стрессора; 4) близости действия стрессора к крайним точкам субъек- тивной шкалы «приятно-неприятно»; 5) продолжительности действия стрессора при сохранении его субъективной значимости [4]. Таким образом, проявление той или иной формы адаптив- ной активности определяется «совокупным сочетанием индиви- дуальной предрасположенности субъекта к активному либо пас- сивному реагированию и реализующей эту предрасположенность экстремальностью стрессора, которая также субъективно, осо- знанно или бессознательно, оценивается реагирующим на нее индивидом» [4]. Что касается целесообразности и предпочтительности той или иной формы реагирования, то, несмотря на комплексное сочета- ние внешних и внутренних, врожденных и приобретенных, осоз- наваемых и неосознаваемых, индивидуальных и коллективных компонентов, полезными для индивида в плане решения задачи преодоления стрессовой ситуации являются оба защитных меха- низма. Важным является избирательное использование той или иной тактики: так, при сильных, но кратковременных стрессо- рах более целесообразно активное защитное реагирование, тог- да как пассивная тактика более эффективна в ситуациях, экстре- мальность которых создается длительностью, а не силой воздействия. Вместе с тем, с точки зрения эгоцентричности субъекта (его самотождественности и целостности), предпочти- тельным является активное реагирование, поскольку оно служит для субъекта источником благоприятных сигналов о его потен- циальной успешности в овладении стрессором. 9.3.2. Вегетативный блок Выделяют «обслуживающую», регулирующую и превентивно- защитную вегетативную активность. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Вегетатика обслуживает психическую сферу, все, что проис- ходит в психике, базируется на физиологических механизмах. При этом психика как бы управляет вегетатикой. Их взаимодействие призвано обеспечить оптимальный режим психической деятель- ности. В некоторых случаях вегетатика может принимать на себя функции, которые условно рассмотрим как управляющие. Кро- ме того, вегетатика и выполняет защитные функции. При стрес- се, в ожидании опасности, т. е. превентивно, они могут резко уси- ливаться, становиться весьма заметными как для самого субъекта, так и для окружающих. В отличие от защитного поведения (аг- рессии или бегства), которое у человека в той или иной мере конт- ролируется сознанием и направлено на удаление опасного фак- тора, вегетативная защита непосредственно не контролируется сознанием и характеризуется широким набором защитных реак- ций, таких как экскреторно-эвакуаторная активность (рвота, потливость, слюноотделение, «медвежья болезнь»), сердечно-сосу- дистая, регенераторная и т. п. 9.3.3. Когнитивный блок Принято считать, что стресс негативно влияет на когнитивные (познательные) процессы. Однако не следует забывать, что стресс может и благоприятно изменять их течение, в частности, такого процесса, как мышление. Можно считать целесообразным подраз- деление изменений мышления при стрессе на три типа [4]: 1) активизация мышления субъекта с адекватным отраже- нием действительности в сознании (активизация дискур- сивно-логического мышления и возникновение инсайтных форм мышления, т. е. мыслительного «озарения»); 2) гиперактивизация мышления (появление навязчивых мыслей и образов; мнительность; бесплодное фантазиро- вание и гипернастороженность, проявляющаяся в бес- соннице и боязливости); 3) «уход» от решения стрессогенных проблем (решение побоч- ных, «замещающих» проблем, не имеющих отношения к дан- ной ситуации, или уменьшение активности мышления). Глава IX. Сложные психические состояния 9.3.4. Социально-психологический блок Любой человек, хочет он того или нет, испытывает на себе влия- ние своего социального окружения и, шире, социальной и пред- метной среды. При стрессе меняется отношение к окружающему миру, в том числе к миру людей, особенно при действии физиче- ских, физиологических стрессоров, так и в результате контактов с людьми, характер общения которых изменен стрессом. Целесообразно использовать три уровня анализа изменения общения как субсиндрома стресса. Первый (мегауровень) дол- жен охватывать анализ взаимодействия людей в их общении на протяжении больших отрезков времени, сопоставимых с продол- жительностью жизни поколений, с учетом так называемого «стресса жизни», т. е. изменения особенностей личностных ха- рактеристик и показателей здоровья, возникающих под влияни- ем длительных социальных, биологических и физических стрес- соров, действующих локально на группу людей или на широкие слои населения [4]. Второй уровень анализа (метоуровень) отно- сится к анализу отдельных актов общения людей при стрессе с учетом индивидуально психологических, характерологических особенностей каждого, а также с учетом специфики действую- щего стресс-фактора. Микроуровень — третий уровень анализа изменения общения при стрессе — касается изучения отдельных сопряженных элементов общения. Характер и динамика изменения общения при стрессе обус- ловливаются спецификой стрессогенной ситуации, индивидуаль- но-психологическими и личностными особенностями взаимодей- ствующих людей, а также социокультурными, национальными, этническими, религиозными нормами, принятыми в обществе, к которому принадлежат участники взаимодействия. Вместе с тем выявлены общие закономерности динамики общения при дли- тельном стрессе, в частности, связанные с развитием межлично- стных отношений [4]. Первой стадией является так называемое ориентировочное «замирание», когда человек, попадающий в стрессовую ситуацию, как бы замирает, затаивается, присматривается к окружающим, ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ чтобы оценить перспективу своих дальнейших контактов с ними. Для этой стадии характерно снижение активности общения. Вторая стадия характеризуется увеличением интенсивности общения, даже у тех, кому не свойственны активные формы об- щения вне стрессогенных условий. Целью интенсификации об- щения является установление индивидуального ролевого статуса. Третья стадия может быть связана с необходимой или вы- нужденой помощью партнеру, при этом возникает, как правило, более тесное общение. Вынужденная помощь активизирует адап- тационные резервы как у того, кто помогает, так; и у того, кому помогают, т. к. и тот, и другой ощущают собственную ценность. Четвертая стадия связана со стабилизацией ролевого статуса, которая может происходить как на фоне негативных, так и по- зитивных эмоциональных проявлений. Пятая стадия развития общения при стрессе может сопро- вождаться как увеличением его активности, так и уменьшением. В первом случае в разных условиях могут преобладать компонен- ты межличностного взаимодействия либо консолидирующие группу (принятие на себя роли лидера или поддержка лидера, принятие ответственности на себя, дружелюбие), либо дезорга- низующие ее (конфронтация с лидером, отчуждение от инте- ресов группы, уклонение от ответственности). При уменьшении активности общения (во втором случае) возможен, во-первых, «уход» от общения, возникающий в результате снижения мо- тивации и способности к нему, во-вторых, «когнитивное ниги- лирование», при котором нарастает неприязнь к партнеру. При этом дальнейшее развитие «нигилирования партнера» чрева- то возникновением склонности к агрессии, направленной на себя — аутоагрессия (суицид) — или на партнера. В-третьих, при уменьшении активности общения возможно появление самоотчужденности, характерным признаком которой явля- ется снижение значимости собственной личности и мнения ок- ружающих, и, в-четвертых, появление самоуглубленности, при котором происходит усиление интериоризации мыслительной активности. Глава IX. Сложные психические состояния 9.3.5. Травматический стресс Травматический стресс является особой формой общей стрес- совой реакции, это переживание особого рода, результат особого взаимодействия человека и окружающего мира [5, 6, 7, 8]. Трав- матические события резко отличаются от всего того, что было в прошлом опыте индивида, отличаются как необычностью, вне- запностью, а иногда бессмысленностью и несправедливостью про- исходящего, так и глубиной и силой переживаний. Травматиче- ский стресс возникает тогда, когда ситуация (а точнее, личностная значимость для субъекта) перегружает адаптационные, психоло- гические и физиологические возможности, разрушая при этом защиту личности и вызывая психическую травму. При этом дале- ко не каждое стрессовое событие способно вызвать травматиче-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|