Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программа коррекционно-развивающей работы 7 глава




ский стресс. Чтобы стрессовая ситуация стала травматической,

она должна, во-первых, осознаваться субъектом как таковая и,

во-вторых, нарушать, изменять, а иногда и разрушать привыч-

ный образ жизни и образ мира [5]. Психотравмирующими явля-

ются не любые сильные или потрясающие переживания, а лишь

такие, которые могут быть причиной определенной клинической

патологии [9].

В последнее время подход к оценке травматичности пере-

житой ситуации был несколько смягчен. В качестве травмати-

ческих теперь признаются любые ситуации (необязательно все-

гда «выходящие за рамки человеческого опыта»), в которых

человек участвовал непосредственно как свидетель, если они

были связаны с восприятием смерти или реальной ее угрозы,

тяжелых травм и страданий других людей (или своей собствен-

ной), испытывая при этом интенсивный страх, ужас или чув-

ство беспомощности [6, 8, 10].

Кроме того, поскольку детерминантами психического состо-

яния являются не только сами ситуации (события) и их личност-

ный смысл для субъекта, но и индивидуально-психологические,

характерологические особенности личности, то важно учитывать

и этот фактор. Ведь известно, что одна и та же стрессовая ситуа-

ция может почти не затронуть одного человека и вызвать травму

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

у другого. Следовательно, как мы уже указывали в теории пси-

хических состояний, значима не сама по себе ситуация (хотя в трав-

матическом стрессе она, безусловно, важна), а ее личностный конк-

ретный смысл для данного индивида.

Проанализировав особенности травматического стресса, опи-

санные в Международной классификации психических наруше-

ний [5], и используя теорию психических состояний А. О. Прохо-

рова [11], согласно которой любое психическое состояние может

описываться с точки зрения его влияния на психические процес-

сы, физиологические реакции, поведение и переживание, можно

выделить следующие симптомы травматического стресса:

1) связанные с особенностями протекания психических про-

цессов;

2) с особенностями протекания физиологических реакций;

3) поведенческие симптомы;

4) симптомы травматического стресса, вызванные пережи-

ваниями субъекта.

В травматическом стрессе отмечается регрессия, примитиви-

зация всех психических процессов и резкое снижение качества

их протекания. Особенно при этом страдает память (вплоть до

полной амнезии) и нарушается внимание, главным образом его

антипирующая функция и такое свойство, как концентрация.

Возрастают иллюзии и нарушается мышление, увеличивается

количество ошибок при решении когнитивных задач. Оценка

реальности становится менее эффективной, мощность объектив-

ного критического подхода ослабевает, мышление становится

спутанным и иррациональным [12].

Что касается физиологических изменений, то среди симпто-

мов этого блока можно указать возникновение реакций, напо-

минающих или символизирующих травматическое событие:

спазм в желудке, головных болей и т. п. [5].

Информативными и значимыми являются поведенческие

симптомы. В посттравматическом состоянии человек стремится

избежать всего того, что хоть как-то связано с пережитой трав-

мой (разговоров, места или людей, напоминающих о травме) [5].

Глава IX. Сложные психические состояния

Кроме того, у субъекта выражено снижение интереса к тому, что

раньше занимало, он становится равнодушным ко всему, его нич-

то не интересует. Появляется чувство отстраненности, отчужден-

ности от других, ощущение одиночества и трудность, даже невоз-

можность установления близких отношений с другими. Можно

указать две причины такого поведения. С одной стороны, это ощу-

щение собственного уникального опыта, и в связи с этим окружаю-

щие воспринимаются как скучные, ничего не понимающие в жиз-

ни. Именно поэтому жертвы так тянутся друг к другу (Союз

ветеранов афганской войны, чеченской войны и т. п.) [5, 7]. По их

мнению, только человек, испытавший подобное, может понять их

[5]. С другой стороны, психическая реальность может совпадать

и с социальной: жертва не всегда вызывает сочувствие окружаю-

щих, иногда, наоборот, она может вызвать и агрессивные реак-

ции [6, 8]). Кроме того, люди начинают сторониться пострадав-

шего, как бы боясь заразиться от него несчастьем (дети

Чернобыля, СПИД) [5]. Среди поведенческих эффектов выделя-

ются также речевые нарушения, злоупотребление лекарствами

и алкоголем, снижение уровня энергетического обеспечения по-

ведения, возникновение странных манер и нетипичных (нехарак-

терных) поведенческих черт [12].

Что касается симптомов, связанных с трансформациями эмо-

циональной сферы, особенностями переживаний, то можно отме-

тить следующее. Травматическое событие упорно переживается

вновь и вновь. Это проявляется в виде воспоминаний, кошмарных

снов, появления иллюзий и галлюцинаций [5]. Характерным симп-

томом является актуализация чувства вины, в итоге человек как бы

«застревает» в прошлом. У людей, переживших психическую трав-

му, чувство вины возникает в трех видах: как вина за воображае-

мые грехи; за то, что не сделал; как вина «выжившего» [5].

Кроме того, отмечается актуализация интенсивных негатив-

ных переживаний при столкновении с чем-то, напоминающим

травматическое событие, возрастает болезненная мнительность,

ослабевают моральные и эмоциональные ограничения, появля-

ются депрессия и беспомощность, самооценка резко падает.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Среди состояний, центральным звеном которых является психо-

травмирующее переживание, можно назвать следующие: состоя-

ние неудовлетворенности, тоски, подавленности (субдепрессив-

ные), тревоги, страха, беспокойства, неуверенности,

беспомощности (состояние фобического круга), эмоциональной

напряженности, а также иные сложные совокупности, возникаю-

щие при наличии внутреннего конфликта, столкновении инди-

вида с непомерными препятствиями и трудностями.

Вопросы для самопроверки по 9-й главе

1. Почему все сложные психические состояния правильно на-

зывать психофизиологическими?

2. Что такое быстрый и медленный сон?

3. Как связаны гипноз и внушение?

4. В чем различие понятий «монотония», «усталость», «утом-

ление», «переутомление»?

5. Что означают понятия «стресс», «стрессор»?

6. Как проявляется психологический стресс?

Список литературы к п. 9. 3

1. Селье Г. Стресс без дистресса. М, 1979.

2. Селье Г. Очерк об адаптационном синдроме. М, 1960.

3. Селье Г. На уровне целого организма. М, 1966.

4. Китаев-Смык А. А. Психология стресса. М, 1983.

5. Черепанова Е. И. Психологический стресс. М, 1997.

6. Зеленова М. £., Аазебная Е. О., Тарабрина Н. В. Психологи-

ческие особенности посттравматических стрессовых состояний

у участников войны в Афганистане // Психологический журнал.

Т. 18. №2.1997.

7. Маклаков А. Г. Проблемы прогнозирования психологиче-

ских последствий локальных военных конфликтов // Психоло-

гический журнал. Т. 19. № 2.1998.

8. Аазебная Е. О., Зеленова М. Е. Военно-травматический стресс:

особенности посттравматической адаптации участников боевых

действий // Психологический журнал. Т. 19. № 2.1999.

Глава IX. Сложные психические состояния

9. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотера-

пия семьи. СПб, 1999.

10. Тарабрина Н. В., Аазебная Е. О. Синдром посттравматиче-

ских стрессовых нарушений: современное состояние и пробле-

мы // Психологический журнал. Т. 13. № 2.1992.

11. Прохоров А. О. Психология неравновесных состояний.

М, 1998.

19. Фонтана А,. Как справиться со стрессом. М, 1995.

Литература к п. 9.1

1. Исторически в электроэнцефалографии сон без сновиде-

ния называется «медленноволновым сном», сон со сновидения-

ми — «парадоксальным сном», а гипнотическое состояние —

«гипнотическим сном».

2. Труетт Аллисон и Доменик Сикчетн из Иельского универ-

ситета обнаружили, что в среднем хищники видят сны намного

чаще, чем их жертвы, которые, напротив, с большей вероятно-

стью спят без сновидений.

3. Sagan С. «The Dragons of Edem». Coronet books, H/S, 1977.

4. По имени ученого, впервые заявившего об этих состояниях

животных (Kircherie).

5. Аанилевский В. Я. Единство гипнотизма у человека и жи-

вотных. СПб, 1891.

* Оказывается, что во время «быстрого сна» определенный

участок варолиевого моста изменяет активность «центра локо-

моции», который простирается от варолиева моста дальше вниз

вдоль ствола мозга и не дает центру локомоции активировать не-

рвные структуры спинного мозга, ответственные за реципрок-

ное (т. е. попеременное) движение конечностей.

6. R. Drucker- Colin, Mario Shkurovich, M. H. Chase. «The Functions

of Sleep». Academic Press, Inc., 1979.

7. Гроф С. За пределами мозга. (Пер. State University of New-

York Press.) M., 1993.

8. См. выше.

9. Аюбуа П. О психотерапии. Вып. II. М.: Наука, 1911.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

10. Дюбуа П. Влияние духа на тело. СПб.: изд. «Литературно-

медицинского журнала», 1907.

11. Гримах. А. П. Моделирование состояний человека в гипно-

зе. М.: Наука, 1978.

12. Руководство по психотерапии. Ташкент: «Медицина», 1979.

13. Кипецкий М. А. Внушение и мы. М.: «Знание», 1983.

14. Rapport sekret... (deBALLY). In: BERTRAM.) A., 1826.

15. FariaJ. С De la cause du sommeil lucide, Reimpr. Avec pref.

et introd. parle Dr D. G. Delgado. Paris, 1906.

16. Bernheim I. Hypnotisme, suggestion, psychotherapie. Paris,

1891.

17. Шсрток А. Непознанное в психике человека. М.: «Про-

гресс», 1982.

Дополнительная литература к п. 9.1

1. Фрейд 3. Психология бессознательного // «О сновидении».

М.: «Просвещение», 1990.

2. Гримах А. П. Моделирование состояний человека в гипнозе.

М.: «Наука», 1978.

3. Бирман Б. Н. Экспериментальный сон. Материалы к вопросу

о нервном механизме сна нормального и гипнотического / под

ред. акад. И. П. Павлова. С, 1925.

4. Теппервайн К. Высшая школа гипноза. Гипноз — самогип-

ноз. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997.

5. Саган К. Драконы Эдема. М., «Знание», гл. VI, 1986.

6. Современная теория сновидений. Сборник по психологии. /

под ред. Фландерс С. М.: «Рефл-бук», 1999.

ЧАСТЬ III

Человек как индивид,

личность,

индивидуальность

и проблемы прикладной

психологии

 

ГЛАВА X

ТЕМПЕРАМЕНТ (ПСИХОДИНАМИКА)

Ключевые слова

Сангвиник, холерик, меланхолик,

флегматик. Эргичность, пластичность,

темп, эмоциональная чувствительность

Многообразию человеческого поведения в различных жизнен-

ных ситуациях мы обязаны своеобразному сочетанию различных

подструктур нашей личности: эмоциям, воле, характеру, интел-

лекту, отношениям, мотивам и т. п. Темперамент — одна из та-

ких подструктур. Понятием «темперамент» определяют совокуп-

ность динамических и эмоциональных характеристик личности.

В число динамических характеристик включают такие, как ско-

рость возникновения психических процессов и их устойчивость

(к примеру, скорость мышления, устойчивость внимания), пси-

хический темп и ритм, подвижность (скорость смены психиче-

ских реакций). Динамические характеристики определяют энер-

гетический уровень поведения: интенсивность, скорость, темп.

К числу эмоциональных характеристик поведения относят такие

свойства, как импульсивность, эмоциональную возбудимость,

реактивность, силу эмоций, тревожность и др.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Темперамент — это одна из наиболее длительно изучаемых

психологических категорий. История исследования темперамента

насчитывает более 2,5 тыс. лет. Термин «темперамент» в научный

обиход ввел древнегреческий врач Гиппократ (460—377 гг. до н. а).

В переводе с латинского «темперамент» обозначает «надлежащее

соотношение частей». Гиппократ развивал учение о том, что тем-

перамент определяется соотношением, пропорцией четырех

жидкостей в организме: крови, слизи, желчи и черной желчи. Пре-

обладание крови соответствует сангвиническому темпераменту

(сангвис — кровь (лат.), слизи — флегматическому (флегма —

слизь (греч.), желчи — холерическому (холэ — желчь (греч.), чер-

ной желчи — меланхолическому (мелана холэ — черная желчь

(греч.). В темперамент Гиппократ включал как физиологические,

так и психологические черты. Типология Гиппократа — первая

в истории науки классификация темпераментов.

Согласно Гиппократу, сангвиник отличается высокой актив-

ностью, богатой жестикуляцией. Он подвижен, впечатлителен,

быстро отзывается на окружающие события, относительно лег-

ко переживает неприятности.

Холерик характеризуется высоким уровнем активности; он

энергичен, резок и стремителен в движениях, импульсивен. В эмо-

циональных ситуациях проявляет несдержанность, вспыльчи-

вость, гневливость.

Меланхолику присущи низкий уровень активности и повы-

шенная эмоциональная чувствительность. Эти черты во многом

обусловливают эмоциональную ранимость, сниженный уровень

двигательной и речевой активности. Меланхолик замкнут, скло-

нен к глубоким внутренним переживаниям.

Флегматика отличает низкий уровень поведенческой активно-

сти: он медлителен, невозмутим, ровен, спокоен. Он испытывает

внутренний дискомфорт при попытке переключиться с одной

деятельности на другую. Флегматик склонен к постоянству в сфе-

ре чувств и настроений.

Типология темпераментов Гиппократа относится к разряду

гуморальных теорий, связывающих темперамент со свойствами

тех или иных жидких сред организма.

Глава X. Темперамент (психодинамика)

В новое время психологическая характеристика этих типов

темперамента впервые обобщена и систематизирована немец-

ким философом И. Кантом.

Органической основой темперамента Кант считал качествен-

ные особенности крови. Однако в его классификации наблюда-

ется смешение черт темперамента и характера. К примеру, санг-

винический темперамент Кант характеризует следующим

образом: «Этот человек достаточно добродушен для того, чтобы

оказать помощь другому, но он плохой должник и всегда требует

отсрочки». Характеристика холерика: «Холерик любит быть рас-

порядителем, организатором дела, но сам вести его не хочет. Гос-

подствующая его страсть — честолюбие. Он охотно берется за

общественные дела и любит громкие похвалы, блеск и т. д.» (1).

Очевидно, что приведенные психологические описания отража-

ют преимущественно характеристические черты личности.

В отличие от гуморальных теорий, рассматривающих в ка-

честве материального субстрата темперамента жидкую среду

организма, морфологические (конституциональные) теории в ка-

честве такового определяют особенности телосложения.

Теория темперамента Э. Кречмера, получившая распростра-

нение в 30—40 гг. XX в., строилась на изучении связи психических

особенностей человека с его конституцией. Он определял темпе-

раменты на основе выделенных им конституционных типов сло-

жения. Кречмер отмечал, что у больных, страдающих маниакаль-

но-депрессивным психозом (циклотимией), чаще встречается

пикническое телосложение: широкая грудь, коренастая, широ-

кая фигура, крупная голова, выступающий живот. У больных

шизофренией преобладает астенический тип конституции: длин-

ная и узкая грудная клетка, длинные конечности, удлиненное

лицо, слабая мускулатура, тонкие кисти, тонкий, лишенный жира

живот, худощавость. Пикническому конституционному типу, по

Кречмеру, соответствует циклоидный (циклотомический) темпе-

рамент. Для него характерна адекватная реакция на внешние сти-

мулы, стремление к общению, легкая приспособляемость к ок-

ружению. Циклоиду не свойственно противопоставление себя

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

окружающему миру, он «требует жизни для себя и дает жить

другим» (2).

Люди, принадлежащие к данному типу, принимают жизнь

такой, какая она есть. Они не являются людьми строгой последо-

вательности и продуманной схемы, «это практики, которые рань-

ше знакомятся с человеком и реальными возможностями, а за-

тем уже считаются с принципом» (2).

Среди личностей, принадлежащих к циклоидному типу, дос-

таточно редко, как полагал Кречмер, встречаются асоциальные ка-

чества. Такие определения, как «деятельный, экономный, предпри-

имчивый, солидный», наиболее типичны для описания сферы

деятельности циклоидов. Их дополняют также возможная бестакт-

ность, суетливость, склонность к смелым, но необдуманным пред-

приятиям и поступкам. Эмоции циклоида колеблются в диапазо-

не от веселого до грустного настроения. При этом каждый из

принадлежащих к данному типу имеет тяготение к одному из двух

полюсов эмоций — веселья либо грусти. Чувства циклоидов естест-

венны, непритворны и очевидны для внешнего наблюдения.

В группе циклоидных темпераментов Кречмер выделил не-

сколько подгрупп, связанных между собой широкими перехода-

ми и вместе с тем наблюдающимися иногда одновременно у од-

ного и того же лица:

1) болтливо-веселые;

2) спокойные юмористы;

3) тихие, душевные люди;

4) беспечные любители жизни;

5) энергичные практики.

Шизоидный (шизотоимический) темперамент, соответствую-

щий астенической конституции, характеризуется такими черта-

ми, как замкнутость, необщительность, склонность к уходу в себя,

неадекватность реакций внешним воздействиям. Кречмер указы-

вал, что шизоиды имеют поверхность и глубину. За внешними про-

явлениями сложно бывает понять психологию этих людей. Креч-

мер так писал об этом: «Многие шизоидные люди подобны

римским домам и виллам с их простыми и гладкими фасадами,

Глава X. Темперамент (психодинамика)

с окнами, закрытыми от яркого солнца ставнями, но где в полу-

сумраке внутренних помещений идут празднества» (2).

Шизоиды живут событиями преимущественно внутренней,

а не внешней жизни. В группе шизоидного темперамента Креч-

мер также выделил три подгруппы:

1) необщительный, тихий, сдержанный, серьезный (лишен-

ный юмора), чудаковатый;

2) застенчивый, боязливый, тонко чувствующий, нервный,

сентиментальный, друг книг и природы;

3) послушный, добродушный, равнодушный, глупый.

Черты первой группы, считал Кречмер, красной нитью про-

ходят через вторую и третью группы как наиболее общие.

Эмоции шизоидов находятся между полюсами эмоциональ-

ной сензитивности и нечувствительности (тупости). Каждый, кто

принадлежит к данному типу темперамента, тяготеет к одному

из этих полюсов. Тяготеющие к полюсу эмоциональной интен-

сивности отличаются уязвимостью, сентиментальностью, обид-

чивостью, тонкостью чувств, мимозоподобностью натуры. Проза

реальной жизни отталкивает их, воспринимается как резкая, гру-

бая, некрасивая. Это обстоятельство побуждает их к уходу в себя,

в мир внутреннего «Я», где они могут «вести фантастическую,

бездеятельную, но полную мыслей жизнь в грезах... Они ищут

одиночества, чтобы закутаться в шелк собственной души...» (2).

Те из шизоидов, кто находится ближе к полюсу эмоциональ-

ной нечувствительности, отличаются эмоциональной холодно-

стью, неприступностью, сдержанностью, равнодушием.

Характерная черта любого шизоида — аутизм (погруженность

в себя). Они стремятся избегать внешних раздражителей, пред-

почитая быть наедине с собой, своими мыслями и чувствами. При-

чины необщительности различны — от робости и тревоги до хо-

лодности и активного неприятия других. Отдельные шизоиды

предпочитают избирательную общительность — в определенной

социальной среде, с людьми, выбранными по определенному при-

знаку. Отличительная черта их общения — поверхностный ха-

рактер, отсутствие глубоких эмоций.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

У. Шелдон, американский врач и психолог, продолжил науч-

ное изучение связи основных типов темперамента с типом сома-

тического строения.

Исходным для Шелдона являлось не понятие «тип», а компо-

нента телосложения. Всего им выделено три варианта телосло-

жения — эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный (3).

Первый тип телосложения — эндоморфный, характеризовал-

ся общей сферической формой, мягкостью, наличием большого

живота, большого количества жира на плечах и бедрах, крупной

головой, крупными внутренними органами, вялыми руками и но-

гами, слаборазвитыми костями и мышцами. Мезоморфный тип

с широкими плечами и грудной клеткой, массивной головой, мус-

кулистыми руками и ногами, слабо развитой жировой прослой-

кой. Эктоморфный — с длинными и тонкими руками и ногами,

узкой грудной клеткой и плечами, неразвитой мускулатурой, от-

сутствием подкожного жирового слоя, хорошо развитой нервной

системой. У них вытянутое лицо, высокий лоб, тихий голос.

Телосложение каждого человека Шелдон рассматривал с точ-

ки зрения количественной представленности типов. Числовые зна-

чения могли располагаться в диапозоне от 1 до 7. Таким образом,

телосложение каждого человека оказалось представленным оцен-

кой, состоящей из трех цифр. Они отражали степень выражен-

ности компонентов телосложения — соматотип. Далее Шелдон

обнаружил, что компонентам телосложения соответствуют опре-

деленные компоненты темперамента, выделенные им как пер-

вичные. Они получили названия «виснеротония», «соматотония»,

«церебротония». Висцеротоническому типу темперамента соот-

ветствует эндоморфное телосложение, соматическому — мезо-

морфное, церебротоническому — эктоморфное.

Висцеротоники общительны, приветливы, ориентируются на

других людей, терпимы, нуждаются в общении в тяжелую мину-

ту. Они отличаются глубоким сном, любовью к пище и комфор-

ту, расслабленностью осанки и движений.

Соматотоники любят приключения, риск и физические на-

грузки. Они энергичны, агрессивны, храбры, малочувствительны

Глава X. Темперамент (психодинамика)

к боли, имеют громкий голос. В общении стараются занимать до-

минирующие позиции, стремятся к власти, психологически ма-

лочувствительны, недостаточно тактичны.

Церебротоники отличаются скрытностью чувств, сдержанно-

стью манер, тихим голосом. Они тревожны, испытывают труд-

ности в общении, предпочитают умственную деятельность, склон-

ны к одиночеству.

Выводы Э. Кречмера и у. Шелдона неоднократно подверга-

лись экспериментальным проверкам. Многие из полученных ре-

зультатов были противоречивыми. Однако в целом исследовате-

ли пришли к заключению, что между телосложением человека

и его темпераментными качествами существует хотя и слабая, но

статистически достоверная связь.

Описанные выше гуморальная и морфологическая теории иг-

норировали роль нервной системы в структуре психологических

индивидуальных различий. Русский физиолог И. П. Павлов впер-

вые показал связь четырех типов темперамента, выделенных ан-

тичными исследователями, со свойствами нервной системы (4).

Существующие на настоящий момент морфологические данные

подтверждают большую вариативность индивидуальных разли-

чий питоархитектоники коры головного мозга.

Павлов установил, что темперамент представляется соотно-

шением возбуждения и торможения в нервной системе. Он вы-

делил три основных свойства нервной системы:

1) сила процессов возбуждения и торможения, которая за-

висит от работоспособности нервных клеток;

2) уравновешенность нервной системы (степень соответ-

ствия силы возбуждения силе торможения);

3) подвижность нервных процессов (скорость смены возбуж-

дения торможением и наоборот).

Четыре основных типа комбинаций этих свойств И. П. Пав-

лов описал как четыре типа высшей нервной деятельности. Им

соответствуют четыре типа темперамента.

Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной систе-

мы соответствует темпераменту сангвиника. Сильный, уравнове-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

шенный, инертный тип характеризует темперамент флегмати-

ка. Сильный, неуравновешенный, с преобладанием процесса воз-

буждения тип определяет темперамент холерика. Слабые нерв-

ные процессы — отличительная черта меланхолика.

И. П. Павлов разработал обширный комплекс методик для

измерения свойств нервных процессов. Вот описание некоторых

из них. Для оценки силы возбуждения определяли скорость об-

разования и упрочения условного рефлекса. Чем быстрее шел этот

процесс, тем, соответственно, более сильным был процесс воз-

буждения. В соответствии с методикой «кофеиновая проба» уста-

навливали дозу кофеина, при которой наблюдалось ослабление

условного рефлекса. Чем больше была доза, при которой возни-

кало ухудшение условно-рефлекторной деятельности, тем силь-

нее оказывался процесс возбуждения.

Согласно И. П. Павлову, жизненное значение свойств нервной

системы связано с необходимостью адаптации человека к воздей-

ствиям окружающей среды. Действующие из нее раздражители

нередко отличаются большой силой, интенсивностью. Нервные

клетки при этом должны выносить эти чрезвычайные напряже-

ния. Если этого не происходит, возможны срывы нервной систе-

мы. В этом заключается жизненное значение силы нервных про-

цессов.

Кроме того, организму приходится подавлять, задерживать

действие одних раздражителей под влиянием других, более су-

щественных. Для этого необходима сила уже не возбудительно-

го, а тормозного процесса. Свойство уравновешенности нервной

системы отражает степень равновесия процессов возбуждения

и торможения.

Значение свойства подвижности связано с тем, что стимулы

в окружающей среде могут часто и неожиданно колебаться. Ор-

ганизм должен адекватно реагировать на эти изменения, успе-

вать за ними.

Выделение основных свойств нервной системы являлось ве-

личайшим достижением научной мысли XX в. Учение И. П. Пав-

лова о типах имеет долголетнюю и сложную историю. Он начал

Глава X. Темперамент (психодинамика)

заниматься экспериментальными исследованиями этого вопро-

са в 1 909 г. и только в 1935 г. пришел к общей теории типов выс-

шей нервной деятельности.

Выделяя общие типы нервной системы в качестве базовых де-

терминант темперамента, Павлов, тем не менее, допускал сущест-

вование и других свойств нервной системы, а также другую их

комбинацию. Ученики Павлова Б. М. Теплов и В. Д. Небылицын

продолжили линию исследований, начатую им. Они показали, что

существуют такие свойства нервной системы, как лабильность

и динамичность, связанные с темпераментом (5). Кроме того, они

выявили, что такое свойство нервной системы, как сила, само по

себе не определяет продуктивности человека. В зависимости от

отношения к труду, от широты и направленности интересов, зна-

ний, навыков, способности организовать свою деятельность труд

людей со сходной нервной системой будет отличаться конечны-

ми результатами.

Работы школы Теплова-Небылицына показали, что свойства нерв-

ной системы должны рассматриваться не абстрактно, а относи-

тельно процессов возбуждения и торможения. В этой связи сфор-

мулировано представление о первичных и вторичных свойствах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...