Программа коррекционно-развивающей работы 7 глава
ский стресс. Чтобы стрессовая ситуация стала травматической, она должна, во-первых, осознаваться субъектом как таковая и, во-вторых, нарушать, изменять, а иногда и разрушать привыч- ный образ жизни и образ мира [5]. Психотравмирующими явля- ются не любые сильные или потрясающие переживания, а лишь такие, которые могут быть причиной определенной клинической патологии [9]. В последнее время подход к оценке травматичности пере- житой ситуации был несколько смягчен. В качестве травмати- ческих теперь признаются любые ситуации (необязательно все- гда «выходящие за рамки человеческого опыта»), в которых человек участвовал непосредственно как свидетель, если они были связаны с восприятием смерти или реальной ее угрозы, тяжелых травм и страданий других людей (или своей собствен- ной), испытывая при этом интенсивный страх, ужас или чув- ство беспомощности [6, 8, 10]. Кроме того, поскольку детерминантами психического состо- яния являются не только сами ситуации (события) и их личност- ный смысл для субъекта, но и индивидуально-психологические, характерологические особенности личности, то важно учитывать и этот фактор. Ведь известно, что одна и та же стрессовая ситуа- ция может почти не затронуть одного человека и вызвать травму ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ у другого. Следовательно, как мы уже указывали в теории пси- хических состояний, значима не сама по себе ситуация (хотя в трав- матическом стрессе она, безусловно, важна), а ее личностный конк- ретный смысл для данного индивида. Проанализировав особенности травматического стресса, опи- санные в Международной классификации психических наруше- ний [5], и используя теорию психических состояний А. О. Прохо-
рова [11], согласно которой любое психическое состояние может описываться с точки зрения его влияния на психические процес- сы, физиологические реакции, поведение и переживание, можно выделить следующие симптомы травматического стресса: 1) связанные с особенностями протекания психических про- цессов; 2) с особенностями протекания физиологических реакций; 3) поведенческие симптомы; 4) симптомы травматического стресса, вызванные пережи- ваниями субъекта. В травматическом стрессе отмечается регрессия, примитиви- зация всех психических процессов и резкое снижение качества их протекания. Особенно при этом страдает память (вплоть до полной амнезии) и нарушается внимание, главным образом его антипирующая функция и такое свойство, как концентрация. Возрастают иллюзии и нарушается мышление, увеличивается количество ошибок при решении когнитивных задач. Оценка реальности становится менее эффективной, мощность объектив- ного критического подхода ослабевает, мышление становится спутанным и иррациональным [12]. Что касается физиологических изменений, то среди симпто- мов этого блока можно указать возникновение реакций, напо- минающих или символизирующих травматическое событие: спазм в желудке, головных болей и т. п. [5]. Информативными и значимыми являются поведенческие симптомы. В посттравматическом состоянии человек стремится избежать всего того, что хоть как-то связано с пережитой трав- мой (разговоров, места или людей, напоминающих о травме) [5]. Глава IX. Сложные психические состояния Кроме того, у субъекта выражено снижение интереса к тому, что раньше занимало, он становится равнодушным ко всему, его нич- то не интересует. Появляется чувство отстраненности, отчужден- ности от других, ощущение одиночества и трудность, даже невоз- можность установления близких отношений с другими. Можно
указать две причины такого поведения. С одной стороны, это ощу- щение собственного уникального опыта, и в связи с этим окружаю- щие воспринимаются как скучные, ничего не понимающие в жиз- ни. Именно поэтому жертвы так тянутся друг к другу (Союз ветеранов афганской войны, чеченской войны и т. п.) [5, 7]. По их мнению, только человек, испытавший подобное, может понять их [5]. С другой стороны, психическая реальность может совпадать и с социальной: жертва не всегда вызывает сочувствие окружаю- щих, иногда, наоборот, она может вызвать и агрессивные реак- ции [6, 8]). Кроме того, люди начинают сторониться пострадав- шего, как бы боясь заразиться от него несчастьем (дети Чернобыля, СПИД) [5]. Среди поведенческих эффектов выделя- ются также речевые нарушения, злоупотребление лекарствами и алкоголем, снижение уровня энергетического обеспечения по- ведения, возникновение странных манер и нетипичных (нехарак- терных) поведенческих черт [12]. Что касается симптомов, связанных с трансформациями эмо- циональной сферы, особенностями переживаний, то можно отме- тить следующее. Травматическое событие упорно переживается вновь и вновь. Это проявляется в виде воспоминаний, кошмарных снов, появления иллюзий и галлюцинаций [5]. Характерным симп- томом является актуализация чувства вины, в итоге человек как бы «застревает» в прошлом. У людей, переживших психическую трав- му, чувство вины возникает в трех видах: как вина за воображае- мые грехи; за то, что не сделал; как вина «выжившего» [5]. Кроме того, отмечается актуализация интенсивных негатив- ных переживаний при столкновении с чем-то, напоминающим травматическое событие, возрастает болезненная мнительность, ослабевают моральные и эмоциональные ограничения, появля- ются депрессия и беспомощность, самооценка резко падает. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Среди состояний, центральным звеном которых является психо- травмирующее переживание, можно назвать следующие: состоя- ние неудовлетворенности, тоски, подавленности (субдепрессив- ные), тревоги, страха, беспокойства, неуверенности, беспомощности (состояние фобического круга), эмоциональной напряженности, а также иные сложные совокупности, возникаю- щие при наличии внутреннего конфликта, столкновении инди-
вида с непомерными препятствиями и трудностями. Вопросы для самопроверки по 9-й главе 1. Почему все сложные психические состояния правильно на- зывать психофизиологическими? 2. Что такое быстрый и медленный сон? 3. Как связаны гипноз и внушение? 4. В чем различие понятий «монотония», «усталость», «утом- ление», «переутомление»? 5. Что означают понятия «стресс», «стрессор»? 6. Как проявляется психологический стресс? Список литературы к п. 9. 3 1. Селье Г. Стресс без дистресса. М, 1979. 2. Селье Г. Очерк об адаптационном синдроме. М, 1960. 3. Селье Г. На уровне целого организма. М, 1966. 4. Китаев-Смык А. А. Психология стресса. М, 1983. 5. Черепанова Е. И. Психологический стресс. М, 1997. 6. Зеленова М. £., Аазебная Е. О., Тарабрина Н. В. Психологи- ческие особенности посттравматических стрессовых состояний у участников войны в Афганистане // Психологический журнал. Т. 18. №2.1997. 7. Маклаков А. Г. Проблемы прогнозирования психологиче- ских последствий локальных военных конфликтов // Психоло- гический журнал. Т. 19. № 2.1998. 8. Аазебная Е. О., Зеленова М. Е. Военно-травматический стресс: особенности посттравматической адаптации участников боевых действий // Психологический журнал. Т. 19. № 2.1999. Глава IX. Сложные психические состояния 9. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотера- пия семьи. СПб, 1999. 10. Тарабрина Н. В., Аазебная Е. О. Синдром посттравматиче- ских стрессовых нарушений: современное состояние и пробле- мы // Психологический журнал. Т. 13. № 2.1992. 11. Прохоров А. О. Психология неравновесных состояний. М, 1998. 19. Фонтана А,. Как справиться со стрессом. М, 1995. Литература к п. 9.1 1. Исторически в электроэнцефалографии сон без сновиде- ния называется «медленноволновым сном», сон со сновидения- ми — «парадоксальным сном», а гипнотическое состояние — «гипнотическим сном». 2. Труетт Аллисон и Доменик Сикчетн из Иельского универ- ситета обнаружили, что в среднем хищники видят сны намного чаще, чем их жертвы, которые, напротив, с большей вероятно- стью спят без сновидений.
3. Sagan С. «The Dragons of Edem». Coronet books, H/S, 1977. 4. По имени ученого, впервые заявившего об этих состояниях животных (Kircherie). 5. Аанилевский В. Я. Единство гипнотизма у человека и жи- вотных. СПб, 1891. * Оказывается, что во время «быстрого сна» определенный участок варолиевого моста изменяет активность «центра локо- моции», который простирается от варолиева моста дальше вниз вдоль ствола мозга и не дает центру локомоции активировать не- рвные структуры спинного мозга, ответственные за реципрок- ное (т. е. попеременное) движение конечностей. 6. R. Drucker- Colin, Mario Shkurovich, M. H. Chase. «The Functions of Sleep». Academic Press, Inc., 1979. 7. Гроф С. За пределами мозга. (Пер. State University of New- York Press.) M., 1993. 8. См. выше. 9. Аюбуа П. О психотерапии. Вып. II. М.: Наука, 1911. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 10. Дюбуа П. Влияние духа на тело. СПб.: изд. «Литературно- медицинского журнала», 1907. 11. Гримах. А. П. Моделирование состояний человека в гипно- зе. М.: Наука, 1978. 12. Руководство по психотерапии. Ташкент: «Медицина», 1979. 13. Кипецкий М. А. Внушение и мы. М.: «Знание», 1983. 14. Rapport sekret... (deBALLY). In: BERTRAM.) A., 1826. 15. FariaJ. С De la cause du sommeil lucide, Reimpr. Avec pref. et introd. parle Dr D. G. Delgado. Paris, 1906. 16. Bernheim I. Hypnotisme, suggestion, psychotherapie. Paris, 1891. 17. Шсрток А. Непознанное в психике человека. М.: «Про- гресс», 1982. Дополнительная литература к п. 9.1 1. Фрейд 3. Психология бессознательного // «О сновидении». М.: «Просвещение», 1990. 2. Гримах А. П. Моделирование состояний человека в гипнозе. М.: «Наука», 1978. 3. Бирман Б. Н. Экспериментальный сон. Материалы к вопросу о нервном механизме сна нормального и гипнотического / под ред. акад. И. П. Павлова. С, 1925. 4. Теппервайн К. Высшая школа гипноза. Гипноз — самогип- ноз. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997. 5. Саган К. Драконы Эдема. М., «Знание», гл. VI, 1986. 6. Современная теория сновидений. Сборник по психологии. / под ред. Фландерс С. М.: «Рефл-бук», 1999. ЧАСТЬ III Человек как индивид, личность, индивидуальность и проблемы прикладной психологии
ГЛАВА X ТЕМПЕРАМЕНТ (ПСИХОДИНАМИКА) Ключевые слова Сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик. Эргичность, пластичность, темп, эмоциональная чувствительность Многообразию человеческого поведения в различных жизнен- ных ситуациях мы обязаны своеобразному сочетанию различных подструктур нашей личности: эмоциям, воле, характеру, интел- лекту, отношениям, мотивам и т. п. Темперамент — одна из та- ких подструктур. Понятием «темперамент» определяют совокуп- ность динамических и эмоциональных характеристик личности. В число динамических характеристик включают такие, как ско- рость возникновения психических процессов и их устойчивость (к примеру, скорость мышления, устойчивость внимания), пси-
хический темп и ритм, подвижность (скорость смены психиче- ских реакций). Динамические характеристики определяют энер- гетический уровень поведения: интенсивность, скорость, темп. К числу эмоциональных характеристик поведения относят такие свойства, как импульсивность, эмоциональную возбудимость, реактивность, силу эмоций, тревожность и др. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Темперамент — это одна из наиболее длительно изучаемых психологических категорий. История исследования темперамента насчитывает более 2,5 тыс. лет. Термин «темперамент» в научный обиход ввел древнегреческий врач Гиппократ (460—377 гг. до н. а). В переводе с латинского «темперамент» обозначает «надлежащее соотношение частей». Гиппократ развивал учение о том, что тем- перамент определяется соотношением, пропорцией четырех жидкостей в организме: крови, слизи, желчи и черной желчи. Пре- обладание крови соответствует сангвиническому темпераменту (сангвис — кровь (лат.), слизи — флегматическому (флегма — слизь (греч.), желчи — холерическому (холэ — желчь (греч.), чер- ной желчи — меланхолическому (мелана холэ — черная желчь (греч.). В темперамент Гиппократ включал как физиологические, так и психологические черты. Типология Гиппократа — первая в истории науки классификация темпераментов. Согласно Гиппократу, сангвиник отличается высокой актив- ностью, богатой жестикуляцией. Он подвижен, впечатлителен, быстро отзывается на окружающие события, относительно лег- ко переживает неприятности. Холерик характеризуется высоким уровнем активности; он энергичен, резок и стремителен в движениях, импульсивен. В эмо- циональных ситуациях проявляет несдержанность, вспыльчи- вость, гневливость. Меланхолику присущи низкий уровень активности и повы- шенная эмоциональная чувствительность. Эти черты во многом обусловливают эмоциональную ранимость, сниженный уровень двигательной и речевой активности. Меланхолик замкнут, скло- нен к глубоким внутренним переживаниям. Флегматика отличает низкий уровень поведенческой активно- сти: он медлителен, невозмутим, ровен, спокоен. Он испытывает внутренний дискомфорт при попытке переключиться с одной деятельности на другую. Флегматик склонен к постоянству в сфе- ре чувств и настроений. Типология темпераментов Гиппократа относится к разряду гуморальных теорий, связывающих темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма. Глава X. Темперамент (психодинамика) В новое время психологическая характеристика этих типов темперамента впервые обобщена и систематизирована немец- ким философом И. Кантом. Органической основой темперамента Кант считал качествен- ные особенности крови. Однако в его классификации наблюда- ется смешение черт темперамента и характера. К примеру, санг- винический темперамент Кант характеризует следующим образом: «Этот человек достаточно добродушен для того, чтобы оказать помощь другому, но он плохой должник и всегда требует отсрочки». Характеристика холерика: «Холерик любит быть рас- порядителем, организатором дела, но сам вести его не хочет. Гос- подствующая его страсть — честолюбие. Он охотно берется за общественные дела и любит громкие похвалы, блеск и т. д.» (1). Очевидно, что приведенные психологические описания отража- ют преимущественно характеристические черты личности. В отличие от гуморальных теорий, рассматривающих в ка- честве материального субстрата темперамента жидкую среду организма, морфологические (конституциональные) теории в ка- честве такового определяют особенности телосложения. Теория темперамента Э. Кречмера, получившая распростра- нение в 30—40 гг. XX в., строилась на изучении связи психических особенностей человека с его конституцией. Он определял темпе- раменты на основе выделенных им конституционных типов сло- жения. Кречмер отмечал, что у больных, страдающих маниакаль- но-депрессивным психозом (циклотимией), чаще встречается пикническое телосложение: широкая грудь, коренастая, широ- кая фигура, крупная голова, выступающий живот. У больных шизофренией преобладает астенический тип конституции: длин- ная и узкая грудная клетка, длинные конечности, удлиненное лицо, слабая мускулатура, тонкие кисти, тонкий, лишенный жира живот, худощавость. Пикническому конституционному типу, по Кречмеру, соответствует циклоидный (циклотомический) темпе- рамент. Для него характерна адекватная реакция на внешние сти- мулы, стремление к общению, легкая приспособляемость к ок- ружению. Циклоиду не свойственно противопоставление себя ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ окружающему миру, он «требует жизни для себя и дает жить другим» (2). Люди, принадлежащие к данному типу, принимают жизнь такой, какая она есть. Они не являются людьми строгой последо- вательности и продуманной схемы, «это практики, которые рань- ше знакомятся с человеком и реальными возможностями, а за- тем уже считаются с принципом» (2). Среди личностей, принадлежащих к циклоидному типу, дос- таточно редко, как полагал Кречмер, встречаются асоциальные ка- чества. Такие определения, как «деятельный, экономный, предпри- имчивый, солидный», наиболее типичны для описания сферы деятельности циклоидов. Их дополняют также возможная бестакт- ность, суетливость, склонность к смелым, но необдуманным пред- приятиям и поступкам. Эмоции циклоида колеблются в диапазо- не от веселого до грустного настроения. При этом каждый из принадлежащих к данному типу имеет тяготение к одному из двух полюсов эмоций — веселья либо грусти. Чувства циклоидов естест- венны, непритворны и очевидны для внешнего наблюдения. В группе циклоидных темпераментов Кречмер выделил не- сколько подгрупп, связанных между собой широкими перехода- ми и вместе с тем наблюдающимися иногда одновременно у од- ного и того же лица: 1) болтливо-веселые; 2) спокойные юмористы; 3) тихие, душевные люди; 4) беспечные любители жизни; 5) энергичные практики. Шизоидный (шизотоимический) темперамент, соответствую- щий астенической конституции, характеризуется такими черта- ми, как замкнутость, необщительность, склонность к уходу в себя, неадекватность реакций внешним воздействиям. Кречмер указы- вал, что шизоиды имеют поверхность и глубину. За внешними про- явлениями сложно бывает понять психологию этих людей. Креч- мер так писал об этом: «Многие шизоидные люди подобны римским домам и виллам с их простыми и гладкими фасадами, Глава X. Темперамент (психодинамика) с окнами, закрытыми от яркого солнца ставнями, но где в полу- сумраке внутренних помещений идут празднества» (2). Шизоиды живут событиями преимущественно внутренней, а не внешней жизни. В группе шизоидного темперамента Креч- мер также выделил три подгруппы: 1) необщительный, тихий, сдержанный, серьезный (лишен- ный юмора), чудаковатый; 2) застенчивый, боязливый, тонко чувствующий, нервный, сентиментальный, друг книг и природы; 3) послушный, добродушный, равнодушный, глупый. Черты первой группы, считал Кречмер, красной нитью про- ходят через вторую и третью группы как наиболее общие. Эмоции шизоидов находятся между полюсами эмоциональ- ной сензитивности и нечувствительности (тупости). Каждый, кто принадлежит к данному типу темперамента, тяготеет к одному из этих полюсов. Тяготеющие к полюсу эмоциональной интен- сивности отличаются уязвимостью, сентиментальностью, обид- чивостью, тонкостью чувств, мимозоподобностью натуры. Проза реальной жизни отталкивает их, воспринимается как резкая, гру- бая, некрасивая. Это обстоятельство побуждает их к уходу в себя, в мир внутреннего «Я», где они могут «вести фантастическую, бездеятельную, но полную мыслей жизнь в грезах... Они ищут одиночества, чтобы закутаться в шелк собственной души...» (2). Те из шизоидов, кто находится ближе к полюсу эмоциональ- ной нечувствительности, отличаются эмоциональной холодно- стью, неприступностью, сдержанностью, равнодушием. Характерная черта любого шизоида — аутизм (погруженность в себя). Они стремятся избегать внешних раздражителей, пред- почитая быть наедине с собой, своими мыслями и чувствами. При- чины необщительности различны — от робости и тревоги до хо- лодности и активного неприятия других. Отдельные шизоиды предпочитают избирательную общительность — в определенной социальной среде, с людьми, выбранными по определенному при- знаку. Отличительная черта их общения — поверхностный ха- рактер, отсутствие глубоких эмоций. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ У. Шелдон, американский врач и психолог, продолжил науч- ное изучение связи основных типов темперамента с типом сома- тического строения. Исходным для Шелдона являлось не понятие «тип», а компо- нента телосложения. Всего им выделено три варианта телосло- жения — эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный (3). Первый тип телосложения — эндоморфный, характеризовал- ся общей сферической формой, мягкостью, наличием большого живота, большого количества жира на плечах и бедрах, крупной головой, крупными внутренними органами, вялыми руками и но- гами, слаборазвитыми костями и мышцами. Мезоморфный тип с широкими плечами и грудной клеткой, массивной головой, мус- кулистыми руками и ногами, слабо развитой жировой прослой- кой. Эктоморфный — с длинными и тонкими руками и ногами, узкой грудной клеткой и плечами, неразвитой мускулатурой, от- сутствием подкожного жирового слоя, хорошо развитой нервной системой. У них вытянутое лицо, высокий лоб, тихий голос. Телосложение каждого человека Шелдон рассматривал с точ- ки зрения количественной представленности типов. Числовые зна- чения могли располагаться в диапозоне от 1 до 7. Таким образом, телосложение каждого человека оказалось представленным оцен- кой, состоящей из трех цифр. Они отражали степень выражен- ности компонентов телосложения — соматотип. Далее Шелдон обнаружил, что компонентам телосложения соответствуют опре- деленные компоненты темперамента, выделенные им как пер- вичные. Они получили названия «виснеротония», «соматотония», «церебротония». Висцеротоническому типу темперамента соот- ветствует эндоморфное телосложение, соматическому — мезо- морфное, церебротоническому — эктоморфное. Висцеротоники общительны, приветливы, ориентируются на других людей, терпимы, нуждаются в общении в тяжелую мину- ту. Они отличаются глубоким сном, любовью к пище и комфор- ту, расслабленностью осанки и движений. Соматотоники любят приключения, риск и физические на- грузки. Они энергичны, агрессивны, храбры, малочувствительны Глава X. Темперамент (психодинамика) к боли, имеют громкий голос. В общении стараются занимать до- минирующие позиции, стремятся к власти, психологически ма- лочувствительны, недостаточно тактичны. Церебротоники отличаются скрытностью чувств, сдержанно- стью манер, тихим голосом. Они тревожны, испытывают труд- ности в общении, предпочитают умственную деятельность, склон- ны к одиночеству. Выводы Э. Кречмера и у. Шелдона неоднократно подверга- лись экспериментальным проверкам. Многие из полученных ре- зультатов были противоречивыми. Однако в целом исследовате- ли пришли к заключению, что между телосложением человека и его темпераментными качествами существует хотя и слабая, но статистически достоверная связь. Описанные выше гуморальная и морфологическая теории иг- норировали роль нервной системы в структуре психологических индивидуальных различий. Русский физиолог И. П. Павлов впер- вые показал связь четырех типов темперамента, выделенных ан- тичными исследователями, со свойствами нервной системы (4). Существующие на настоящий момент морфологические данные подтверждают большую вариативность индивидуальных разли- чий питоархитектоники коры головного мозга. Павлов установил, что темперамент представляется соотно- шением возбуждения и торможения в нервной системе. Он вы- делил три основных свойства нервной системы: 1) сила процессов возбуждения и торможения, которая за- висит от работоспособности нервных клеток; 2) уравновешенность нервной системы (степень соответ- ствия силы возбуждения силе торможения); 3) подвижность нервных процессов (скорость смены возбуж- дения торможением и наоборот). Четыре основных типа комбинаций этих свойств И. П. Пав- лов описал как четыре типа высшей нервной деятельности. Им соответствуют четыре типа темперамента. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной систе- мы соответствует темпераменту сангвиника. Сильный, уравнове- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ шенный, инертный тип характеризует темперамент флегмати- ка. Сильный, неуравновешенный, с преобладанием процесса воз- буждения тип определяет темперамент холерика. Слабые нерв- ные процессы — отличительная черта меланхолика. И. П. Павлов разработал обширный комплекс методик для измерения свойств нервных процессов. Вот описание некоторых из них. Для оценки силы возбуждения определяли скорость об- разования и упрочения условного рефлекса. Чем быстрее шел этот процесс, тем, соответственно, более сильным был процесс воз- буждения. В соответствии с методикой «кофеиновая проба» уста- навливали дозу кофеина, при которой наблюдалось ослабление условного рефлекса. Чем больше была доза, при которой возни- кало ухудшение условно-рефлекторной деятельности, тем силь- нее оказывался процесс возбуждения. Согласно И. П. Павлову, жизненное значение свойств нервной системы связано с необходимостью адаптации человека к воздей- ствиям окружающей среды. Действующие из нее раздражители нередко отличаются большой силой, интенсивностью. Нервные клетки при этом должны выносить эти чрезвычайные напряже- ния. Если этого не происходит, возможны срывы нервной систе- мы. В этом заключается жизненное значение силы нервных про- цессов. Кроме того, организму приходится подавлять, задерживать действие одних раздражителей под влиянием других, более су- щественных. Для этого необходима сила уже не возбудительно- го, а тормозного процесса. Свойство уравновешенности нервной системы отражает степень равновесия процессов возбуждения и торможения. Значение свойства подвижности связано с тем, что стимулы в окружающей среде могут часто и неожиданно колебаться. Ор- ганизм должен адекватно реагировать на эти изменения, успе- вать за ними. Выделение основных свойств нервной системы являлось ве- личайшим достижением научной мысли XX в. Учение И. П. Пав- лова о типах имеет долголетнюю и сложную историю. Он начал Глава X. Темперамент (психодинамика) заниматься экспериментальными исследованиями этого вопро- са в 1 909 г. и только в 1935 г. пришел к общей теории типов выс- шей нервной деятельности. Выделяя общие типы нервной системы в качестве базовых де- терминант темперамента, Павлов, тем не менее, допускал сущест- вование и других свойств нервной системы, а также другую их комбинацию. Ученики Павлова Б. М. Теплов и В. Д. Небылицын продолжили линию исследований, начатую им. Они показали, что существуют такие свойства нервной системы, как лабильность и динамичность, связанные с темпераментом (5). Кроме того, они выявили, что такое свойство нервной системы, как сила, само по себе не определяет продуктивности человека. В зависимости от отношения к труду, от широты и направленности интересов, зна- ний, навыков, способности организовать свою деятельность труд людей со сходной нервной системой будет отличаться конечны- ми результатами. Работы школы Теплова-Небылицына показали, что свойства нерв- ной системы должны рассматриваться не абстрактно, а относи- тельно процессов возбуждения и торможения. В этой связи сфор- мулировано представление о первичных и вторичных свойствах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|