Программа коррекционно-развивающей работы 8 глава
К первичным относятся сила, лабильность, динамичность и подвиж- ность по возбркдению и торможению, ко вторичным — уравно- вешенность по этим параметрам. В рамках данной школы установлено, что лабильность нервной системы — это свойство, определяющее скорость возникновения возбудительного или тормозного процессов. Динамичность опре- деляет скорость и легкость выработки положительных и отрица- тельных условных рефлексов. Продолжателем исследований структуры темперамента в связи со свойствами нервной системы является В. М. Русалов. Он рассмат- ривает структуру темперамента как сочетание подструктур эргич- ности, пластичности, темпа, эмоциональной чувствительности, вы- ступающих как отдельно, так и имеющих социальную окраску (6). Под эргичностью Русалов понимает степень напряженности взаимодействия человека с предметной средой. Социальная эр- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ точность отражает степень напряженности с социальной средой (миром людей). Пластичность проявляется в степени легкости пе- рехода с одних предметных программ поведения на другие. Соци- альная пластичность отражает легкость перехода с одних социальных программ поведения на другие. Индивидуальный темп характери- зует скорость реализации поведенческих предметных программ Ви- зуальный — скорость реализации социальных программ Эмоцио- нальность понимается как чувствительность. Эмоциальность социальная — чувствительность в социальных контактах. Созданная В. М. Русаловым специальная теория индивидуаль- ности направлена на объяснение закономерностей порождения, становления и развития темперамента (7). Рассматривая темпе- рамент как базовую характеристику индивидуальности, он раскры-
вает его связь с другими подструктурами — способностями и ха- рактером. Он рассматривает темперамент как важное условие формирования общих способностей. Экспериментально доказано, что в процессе своего развития общие способности взаимодейству- ют с темпераментом прежде всего через характеристики актив- ности — эргичности, пластичности, темпа (8). Темперамент не может напрямую определять содержатель- ные стороны личности (стремления, интересы, идеалы), однако и динамические, и эмоциональные стороны темперамента в зна- чительной степени влияют на характер человека. Такие качества, как энергичность, способность страстно увлекаться, уравновешен- ность в поведении, гибкость, динамичность реакции, воздейству- ют на систему социальных отношений личности, которые опре- деляются свойствами характера (9). Приведенные выше теории темперамента различаются коли- чеством и значимостью его характеристик, однако большинство ученых признают существование двух основных свойств темпера- мента — это общая активность и эмоциональность. В настоящее время для оценки свойств темперамента используются различные опросники — опросник структуры темперамента В. М. Русалова, измеряющие тревожность (Спилбергер, Тейлор), нейротизм (Ай- зенк), активность (Я. Стреляу) и другие. Глава X. Темперамент (психодинамика) Отличительной чертой темперамента является его устойчи- вость. Это значит, что темперамент мало подвержен изменени- ям как в течение жизни, так и в кратких жизненных ситуациях. Темперамент является результатом взаимодействия двух факто- ров — наследственного и средового. Влияние наследственного фактора хорошо изучено на живот- ных. Так, в экспериментах по отбору и разделению наиболее ак- тивных и пассивных крыс по двигательному поведению и после- дующему скрещиванию внутри каждой группы удается вывести
«чистые» линии — активных и пассивных. Для изучения роли наследственности в формировании инди- видуальных различий важную роль играет метод близнецов. Близ- нецовым методом доказано, что двигательная активность, слож- ные движения, в особенности тонкие движения кистей рук, наследственно обусловлены. Индивидуальный темп выполнения самых разных действий также в значительной степени контро- лируется генотипом (10). Тот факт, что многие свойства человека определяются наслед- ственностью, говорит об относительной устойчивости влияния воспитания и среды. Утверждение, что в процессе воспитания темперамент может быть изменен, является ошибочным. Благо- даря воспитанию меняются навыки и привычки человека, но не темперамент. В связи с этим в процессе воспитания следует фор- мировать у ребенка такие навыки, привычки, способы поведе- ния, которые помогали бы сглаживать природные недостатки темперамента. Однако не только воспитатели оказывают влияние на прояв- ления темперамента ребенка, сам по себе он воздействует на про- цесс воспитания. Так, с момента рождения некоторые особенности темпе- рамента вызывают вполне определенное поведение взрослых (прежде всего родителей). Тем самым темперамент ребенка действует на воспитательные методы взрослых. Это говорит о том, что среда влияет на ребенка опосредованно, через свойства его темперамента. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Литература 1. Кант И. Антропология. М., 1948. 2. Крсчмер Э. Строение тела и характер: Психология индиви- дуальных различий: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 219—247. 3. Шелдон У. Анализ конституционных различий по биогра- фическим данным: Психология индивидуальных различий: Тек- сты. М.: Изд-во МГУ. 1982. С. 252-261. 4. Павлов И. П. Полное собр. соч.: В 6 т. М.-Л., 1951-1952. 5. Небылицын В. Д. Избранные психологические труды. М.: Пе- дагогика, 1990. С. 408. 6. Русалов В. М. Опросник структуры темперамента. Методи- ческое пособие. М., 1990. 7. Русалов В. М. Теоретические проблемы построения спе- циальной теории индивидуальности человека //Психологический журнал. 1986. Т. 7. № 4. С. 23-35. 8. Русалов В. М., Дудин С. И. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы развития // Психологический журнал.
1995. Т. 16. №5. С. 12-23. 9. Ковалев А. Г., Мясищев В. И. Темперамент и характер: Пси- хология индивидуальных различий: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 167-171. 10. Данилова И. И., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1989. С. 399. ГЛАВА XI ХАРАКТЕР И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ЛИЧНОСТИ Ключевые слова Неплодотворная и плодотворная ориентация. Акцентуация. К. Аеонгард. А. Е. Аичко. А. ф. Аазурский 11.1. Проблема характера в психологии Проблема характера — одна из традиционных и ведущих проблем психологической науки. Постоянный интерес к ней не- изменно поддерживается ее теоретической сложностью и колос- сальной практической значимостью. Известно, что успешность человека в семейной жизни, межличностных отношениях, про- фессиональной деятельности прямо зависит не только от его спо- собностей интеллекта, но и от характера. Он играет немаловаж- ную роль в процессах гармонизации личности, ее духовного роста. Он отражает уровень нравственно-этического саморазвития че- ловека и его искусства жить. Характерология давно выделилась как важная субдисциплина психологии. Ее проблематика расши- рилась до характера возраста, пола, народа, социального характе- ра. Несмотря на это, теоретическое осмысление данного фено- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ мена складывалось и складывается сложно, по-прежнему остают- ся открытыми многие вопросы, существуют противоречия [1,20]. Первые попытки составить представление о характере были сделаны еще Платоном. Введенный им термин «характер», в пере- воде с греческого «черта», «примета», «чеканка», в ходу был для обозначения своеобразных черт человека. Наряду с ним использо- вался термин «этос» — нрав, обычай. Платон полагал, что характер определяется врожденными добродетелями, и пытался составить их классификацию, основанную на этических принципах. Первый трактат о характерах составил Теофраст. Он дал описа- ние 30 типов с точки зрения преобладания нравственных черт — типы льстеца, болтуна, труса, лицемера и др. Многие столетия этот трактат, написанный очень ярко и выразительно, считался образ-
цом типологии характеров. Лишь в XVII в. переводчик Теофраста французский моралист и писатель Ж. де Лабрюиер составил но- вый трактат «Характеры, или Нравы нынешнего века». К проб- лемам характера обращались многие выдающиеся философы, на- пример К. Гельвеции, Д. Дидро, Дж. С. Милль, в их работах развивается этический подход к феномену характера, выдвига- ются вопросы о его природе и месте в структуре личности. К середине XIX в. возрастает количество научных работ по дан- ной проблематике, углубляется собственно психологическое ос- мысление феномена характера, утверждается сам термин харак- терологии. В эти годы складываются школы характерологии: французская (А. Бине, Ф. Полан, Ф. Галль, Т. Рибо), английская (Дж. С. Милль, Ф. Гальтон), немецкая (В. Штерн, Э. Кречмер) и рус- ская (А. Ф. Лазурский, П. Ф. Лесгафт, К. Д. Ушинский). Ф. Полан в книге «Психология характера» (1896) развивает представление о том, что природа характера коренится в изна- чальных душевных стремлениях. Эти стремления комбинируют- ся по законам ассоциаций и определяют строение характера. Другой французский психолог Альфред Бине (1857—1911) углуб- ляет собственно психологический подход к структуре характера, предлагает рассматривать его как взаимодействие эмоциональ- ных, волевых и интеллектуальных свойств. Такое представление Глава XI. Характер и психологический опыт личности о структуре характера получило подтверждение в других иссле- дованиях и прочно вошло в характерологию. Наиболее значительный вклад в учение о характерах связан с именем выдающегося русского психолога А. Ф. Лазурского (1847—1917). В его знаменитых работах «Очерк науки о харак- терах» и «Классификация личностей» на материале классической литературы, истории, жизненных наблюдений по-новому осмыс- лены ключевые вопросы характерологии — природа и структура характера, классификация [10,11]. А. Ф. Лазурский рассматрива- ет характер как один из аспектов личности, четко выделяя спе- цифику данного феномена. Характер, по А. Ф. Лазурскому, пред- ставляет собой устойчивые поведенческие формы, способы, которые выражают саму личность. Характерологические свойства проявляются как устойчивые способы поведения. Природа характерологических свойств исключительно слож- на. Первооснову характера, или его внутреннее ядро, представля- ют врожденные нравственно-духовные побуждения, склонности, составляющие его стержень. Вокруг этого стержня структуриру- ются волевые, эмоциональные и интеллектуальные свойства. Они образуют другое ядро — природные, генотипические свойства.
На основе нравственно-духовных и природных свойств развер- тывается процесс усвоения социального опыта — поведенческих установок, стереотипов, реакций. В результате складываются ус- тойчивые привычные формы поведения, поведенческие паттер- ны и сложный ансамбль поведенческих форм. Таким образом, А. Ф. Лазурский подошел к пониманию характера как сложного этико-психологического образования из устойчивых поведенчес- ких форм, способов, реакции, причинно коренящихся и во врож- денных нравственно-духовных склонностях человека, и в природ- ных психических свойствах, и в приобретенных поведенческих установках, привычках. Новое толкование данного феномена основывается на дина- мической теории характера, основы которой разработаны 3. Фрей- дом. Он полагал, что в основе характера лежат глубинные источни- ки психической энергии. Характер, по 3. Фрейду, представляет ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ особую форму психической энергии. Он объяснил динамический потенциал характерологических черт сублимацией различных форм либидо. 3. Фрейд также показал, что фундаментальная сущ- ность характера строится не на единичных свойствах, а является целостной структурой. Черты характера следует понимать как синдром, являющийся специфическим выражением этой особой Структуры. Динамическая теория характера приобрела новую направлен- ность в работах выдающегося психолога XX в. Эриха Фромма (1900—1980). Главное отличие его теории состоит в том, что фун- даментальную основу характера он видит не в различного типа либидиозной организации человека, а в специфических типах его отношений с миром. Эти отношения, или ориентации, опреде- ляют суть характера, выражают форму, способ проведения пси- хической энергии [25, 26]. Э. Фромм обосновывает тезис о том, что по своей природе характер является прижизненным образованием личности, сви- детельствует об уровне, достигнутом индивидом в искусстве жить, и прежде всего об уровне его этического развития. Характер фор- мируется на основе природных, гевотипических свойств, под определяющим влиянием «личных переживаний», особенно пе- реживаний данного периода жизни. Он изменяется, в известной мере, посредством новых видов переживаний. Структура харак- тера одновременно является относительно устойчивым и дина- мичным образованием личности, выражает ее актуальные потреб- ности, доминирующие мотивы. В силу этого характер выполняет, реализует адаптивные и продуктивные функции личности, вы- ступает как мощный психологический инструмент ее самораз- вития и всей жизнедеятельности человека. Ученый расширяет традиционное представление о характе- ре как формах, способах поведения и показывает, что он выпол- няет также функции отбора ценностей и идей, проявляется в стра- тегиях мышления и направленности переживаний. Характер в значительной, часто определяющей мере влияет на то, как че- ловек чувствует, мыслит и действует. Опираясь на эти представ- Глава XI. Характер и психологический опыт личности ления, Э. Фромм развивает учение о социальных и национальных типах характеров, которое явилось крупнейшим вкладом в ха- рактерологию и принесло ему широчайшую известность [26]. В отечественной психологии советского периода интерес к проб- леме характера более четко выражен в 40—70-е гг. XX в. В это время защищаются докторские и кандидатские диссертации, выходят в свет многочисленные монографии, сборники статей, брошюры, определяются ведущие исследователи в этой облас- ти: Б. Г. Ананьев, А. Г. Ковалев, Н. Д. Левитов, И. В. Страхов, В. С. Фи- латов, Д. Н. Норакидзе и др. Понятие характера идеологизирует- ся, интерпретируется как жизненная направленность личности и образ действия. В центр ставится вопрос о типичных чертах ха- рактера советского человека. Но исследователи стремятся пре- одолеть тенденцию жесткой идеологизации данного феномена. Н. Д. Левитов предлагает широкое и узкое понимание характера. В первом случае характер рассматривается как направленность и образ действия. В узком смысле он интерпретируется как пре- обладающие эмоциональные, волевые, интеллектуальные свой- ства, которые проявляются в привычных формах поведения. Это конкретно-психологическое понимание характера утверждает- ся в литературе и реализуется в циклах исследований по возраст- ной и, в дальнейшем, по управленческой психологии. Современные подходы к феномену характера представлены также в исследованиях В. С. Мерлина, Б. И. Додонова — в контек- сте гуманистических и духовно ориентированных теорий лично- сти. Отечественные авторы разделяют понятия направленности и характера. Первые — это инициативные образования лично- сти, выражающие отношение к проявлениям окрркающего мира. Свойства характера — реактивные образования, показывающие отношение к социально-типическим ситуациям. В. С. Мерлин определяет характер как устойчивые индиви- дуальные свойства, которые проявляются в способах поведения и выражают отношение к социально-типическим ситуациям. При этом он показывает, что характер складывается, формируется на почве глубинных автоматизмов и отношений личности. К авто- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ матизмам В. С. Мерлин относит генотипические характерологи- ческие предпосылки, их комплексы — как глубоко усвоенные поведенческие установки и привычки. Процесс развития, форми- рования характера направляется механизмами индивидуализации, или подчинения жизненных ситуаций природным личностным свойствам, и социализации, или «подтягивания» поведенческих установок и способов к наиболее активным, динамичным отно- шениям. Экскурс в историю характерологии свидетельствует о том, что несмотря на продвижение в представлениях о характере, актуальность исследований данного феномена сохраняется. В его толкованиях, которые разрабатывались выдающимися психо- логами прошлого и нашего времени, подчеркивается, что за по- веденческими характерологическими проявлениями лежат пла- сты глубинных индивидуальных свойств и побуждений человека. Очень четко это видение выражено в одном из наиболее емких определений характера, которое дано С. Л. Рубинштейном. Ха- рактер он рассматривал как закрепленную в индивиде систему генерализованных, обобщенных мотивов, побуждений, законо- мерно проявляющихся у данного человека в сходных условиях. Не случайно С. Л. Рубинштейн разделяет термины «мотивы» и «побуждения». Понятия «потребность», «мотив», «мотивация» являлись ключевыми в естественно-научной методологической ориентации. В духовно ориентированной психологии ключевы- ми остаются термины «побуждение», «нравственно-духовные склонности», «диспозиции». В толковании природы глубинных основ характера в истории характерологии прослеживались обе эти ориентации. Для современной гуманитарной психологии ос- новополагающ приоритет духовно ориентированного подхода. В учении о характерах явно представлены интерес и тенденция к возвращению к этико-психологической трактовке данного феномена. С этой точки зрения, стержень характера составля- ют нравственно-духовные свойства человека. На основе и вокруг него группируются наследственные, природные и приобретен- ные свойства. Глава XI. Характер и психологический опыт личности 11.2. Типология и структура характеров В самых первых работах, посвященных исследованиям харак- теров, проблема классификации выдвигалась на первый план. Как упорядочить представление о многообразии индивидуальных ха- рактеров? Было предложено много различных оснований их клас- сификации и типологий. Большую известность приобрели клас- сификации характеров Теофраста, Ж. де Лабрюйера, Ф. Галля, Ф. Джордано, Ф. Полана, Н. Лосского, К. Г. Юнге, А. Ф. Лазурского, Э. Фромма. Д. Я. Райгородский объединяет современные класси- фикации в две большие группы: типологические модели соци- альных характеров и индивидуальных характеров [20]. Понятие о социальном характере введено К. Юнгом, раз- рабатывалось А. Ф. Лазурским, но заслуга создания основ со- временной типологии социальных характеров принадлежит Э. Фромму. Типологическая модель социальных характеров Э. Фромма. Э. Фромм развивает общее представление о социальном ха- рактере, который охватывает лишь ту совокупность его черт, ко- торая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникает в результате общих для них переживаний и об- щего образа жизни. Типология социальных характеров Э. Фром- ма, созданная в 1947 г. в США, давно стала широко принятой в западной психологии и обретает «второе дыхание» в настоящее время в России. Данная типология имеет выраженную мораль- но-этическую направленность. Э. Фромм дает два типа характе- ров, которые анализирует как неплодотворные и плодотворные ориентации социальных типов. Плодотворность — это фундамен- тальная поведенческая установка на использование, реализацию своих сил, творческих возможностей, которая предполагает внут- реннюю свободу, независимость, восприятие себя как творца сво- ей жизни и высокую ответственность за свои поступки, реше- ние, поведение. Неплодотворная ориентация базируется на зависимости от других людей и склонности получать блага от них или за счет их. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 11.2.1. Неплодотворные ориентации характеров Рецептивная, или берущая, ориентация предполагает, что «ис- точник всех благ» лежит вовне, и единственный способ обрести желаемое — получить его из этого источника. Такие люди стре- мятся «быть любимыми», а не любить. Такова же их склонность и в интеллектуальной деятельности: они ориентированы на вос- приятие идей, а не на их создание; настойчиво ищут поддержку, помощь, хорошие условия, возможность опереться на усилия окружающих. У них есть определенное доверие к жизни и ее да- рам, но они становятся тревожными и приходят в смятение, ког- да им грозит утрата «источника питания». При благоприятных условиях нравственного развития в характерах людей с рецеп- тивной ориентацией формируются такие положительные свой- ства, как скромность, обаятельность, почтительность, вежливость. Эксплуататорская, или овладевающая, ориентация отличает- ся тем, что люди, наделенные ею, не надеются получать жизнен- ные блага в дар от других и готовы отнимать их силой или хитро- стью. Такая поведенческая установка распространяется на все сферы жизни. Они используют и эксплуатируют все и всякого, из чего или из кого могут что-то выжать. Их установки окрашены смесью враждебности и манипуляции. Каждый человек рассмат- ривается как объект эксплуатации и оценивается по его полезно- сти. Их часто отличает подозрительность и цинизм, зависть и рев- ность. Но при благоприятном нравственном развитии личности в характерах этих людей можно обнаружить такие положитель- ные черты, как активность, инициативность, уверенность в себе, требовательность. Стяжательская, или сберегающая, ориентация характеров ба- зируется на установке бережливости, скупости. Главное стремле- ние таких людей — как можно больше приносить в свое укры- тие и как можно меньше отдавать. Их скупость распространяется не только на деньги и вещи, но и на чувства и мысли. Другой ха- рактерный момент их установки — педантичная аккуратность. При благоприятном нравственном развитии личности в этих ха- рактерах представлены такие положительные черты, как прак- Глава XI. Характер и психологический опыт личности точность, осторожность, терпеливость, стойкость, устойчивость к стрессу. Рыночнсяя, или обменивающая, ориентация характеров в ка- честве доминирующей развилась в условиях рыночной экономи- ки, задавшей подобную модель и служащей главным условием его развития. «Ориентацию характера, коренящуюся в восприя- тии себя как товара, а собственной ценности как меновой, я на- зываю рыночной ориентацией» [19, с. 60]. Она получила ускорен- ное развитие с формированием нового — «личностного рынка», своего рода феномена последних десятилетий. Успех в этой сфе- ре деятельности зависит в большей степени от того, насколько хорошо человек умеет подать, «продать» себя, какова его «упа- ковка», насколько он «энергичен», «надежен», «привлекателен», «респектабелен». В каждой области деятельности формируются социально-пси- хологические модели успешной личности. Средства массовой ин- формации на разный лад демонстрируют психологические порт- реты и жизненные истории преуспевающих людей, показывают образцы того, каким быть и как выглядеть, если ты хочешь зара- батывать «большие деньги» на современном личностном рынке [21, с. 62]. Такая ситуация существенно влияет на самосознание человека и окрашивает все человеческие отношения. У сильных личностей с высоким нравственно-духовным потенциалом при благоприятных условиях формируются положительные черты рыночной ориентации характера: целеустремленность, энергич- ность, динамичность, контактность, раскованность, остроумие. 11.2.2. Плодотворные ориентации характеров Они базируются на фундаментальной установке — опирать- ся, создавать, творить, заботиться, брать на себя ответственность. Плодотворные отношения с миром могут осуществляться посред- ством деятельности и посредством постижения. Человек пости- гает мир ментально и эмоционально, при помощи любви и мыш- ления. Плодотворное начало составляет основу подлинной любви, оно представлено во всех формах и проявляется в таких сущно- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ стных характеристиках, как забота, уважение, понимание, ответ- ственность. Устойчивая склонность к заботе, участию, уважению, пониманию, ответственности и подобные черты выражают пло- дотворную ориентацию характера. Данная ориентация проявляется также в плодотворном мыш- лении. Э. Фромм подчеркивает ее ведущие характеристики: стрем- ление проникать в суть вещей; раскрывать их сущность; актив- ный интерес к объекту мышления; его целостное, масштабное, объективное видение. Если эти склонности развиваются и за- крепляются, то формируются такие когнитивные черты плодо- творных характеров, как сущностное, заинтересованное, целост- ное постижение объекта. Э. Фромм рассматривает вопрос о сочетании плодотворной и неплодотворной ориентации, про- слеживает наиболее типические их соотношения. 11.2.3. Типологические модели индивидуальных характеров В характерологии XX в. сложилось несколько подходов к клас- сификации индивидуальных. Психоаналитическая типология ха- рактеров объясняет характер со стадиями психосексуального раз- вития. Типологическая модель А. Лоуэна включает оральный, мазохистский, истерический, нарциссический, шизоидный харак- теры [20]. Психиатрический подход объединяет характер с доминирую- щими природными и часто темпераментальными свойствами. Большую известность и широкое практическое применение име- ют типологические модели акцентуированных характеров 1С Леон- гарда [8], Е. Личко [20]. Например, А. Е. Личко описывает такие типы акцентуаций характеров в подростковом возрасте, как ги- пертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сен- зитивный, психоастенический, шизоидный, эпилептоидный, ис- тероидный, неустойчивый, конформный [20]. Личностный подход к типологии характеров разработан К. Юн- гом [27]. Он развивал традиционное представление о структуре характера как о преобладании эмоциональных, интеллектуаль- ных и волевых функций и создал учение о типах направленности Глава XI. Характер и психологический опыт личности личности. Структура характера, по К. Юнгу, интегрирует два энер- гетических источника: экстравертированную или интравертиро- ванную установки и преобладающие психические функции. В со- ответствии с этим К. Юнг выделяет и описывает восемь типов характеров: экстравертированные (мыслительный, чувствующий, ощущающий, интуитивный) и интравертированные (мыслитель- ный, чувствующий, ощущающий, интуитивный). Типологии ха- рактеров К. Юнга уделяется большое внимание в современной психологии. Новейшие разработки идут в этом направлении. Для практических психологов представляют интерес типология Май- ер-Бригс, переведенная на 26 языков мира, и построенная на ее основе типология Д. Кейрси, адаптированная к современным ус- ловиям России [18, 20]. И, наконец, еще одно достижение в современной характе- рологии — наиболее глубокое, тщательно разработанное учение
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|