Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программа коррекционно-развивающей работы 8 глава




К первичным относятся сила, лабильность, динамичность и подвиж-

ность по возбркдению и торможению, ко вторичным — уравно-

вешенность по этим параметрам.

В рамках данной школы установлено, что лабильность нервной

системы — это свойство, определяющее скорость возникновения

возбудительного или тормозного процессов. Динамичность опре-

деляет скорость и легкость выработки положительных и отрица-

тельных условных рефлексов.

Продолжателем исследований структуры темперамента в связи

со свойствами нервной системы является В. М. Русалов. Он рассмат-

ривает структуру темперамента как сочетание подструктур эргич-

ности, пластичности, темпа, эмоциональной чувствительности, вы-

ступающих как отдельно, так и имеющих социальную окраску (6).

Под эргичностью Русалов понимает степень напряженности

взаимодействия человека с предметной средой. Социальная эр-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

точность отражает степень напряженности с социальной средой

(миром людей). Пластичность проявляется в степени легкости пе-

рехода с одних предметных программ поведения на другие. Соци-

альная пластичность отражает легкость перехода с одних социальных

программ поведения на другие. Индивидуальный темп характери-

зует скорость реализации поведенческих предметных программ Ви-

зуальный — скорость реализации социальных программ Эмоцио-

нальность понимается как чувствительность. Эмоциальность

социальная — чувствительность в социальных контактах.

Созданная В. М. Русаловым специальная теория индивидуаль-

ности направлена на объяснение закономерностей порождения,

становления и развития темперамента (7). Рассматривая темпе-

рамент как базовую характеристику индивидуальности, он раскры-

вает его связь с другими подструктурами — способностями и ха-

рактером. Он рассматривает темперамент как важное условие

формирования общих способностей. Экспериментально доказано,

что в процессе своего развития общие способности взаимодейству-

ют с темпераментом прежде всего через характеристики актив-

ности — эргичности, пластичности, темпа (8).

Темперамент не может напрямую определять содержатель-

ные стороны личности (стремления, интересы, идеалы), однако

и динамические, и эмоциональные стороны темперамента в зна-

чительной степени влияют на характер человека. Такие качества,

как энергичность, способность страстно увлекаться, уравновешен-

ность в поведении, гибкость, динамичность реакции, воздейству-

ют на систему социальных отношений личности, которые опре-

деляются свойствами характера (9).

Приведенные выше теории темперамента различаются коли-

чеством и значимостью его характеристик, однако большинство

ученых признают существование двух основных свойств темпера-

мента — это общая активность и эмоциональность. В настоящее

время для оценки свойств темперамента используются различные

опросники — опросник структуры темперамента В. М. Русалова,

измеряющие тревожность (Спилбергер, Тейлор), нейротизм (Ай-

зенк), активность (Я. Стреляу) и другие.

Глава X. Темперамент (психодинамика)

Отличительной чертой темперамента является его устойчи-

вость. Это значит, что темперамент мало подвержен изменени-

ям как в течение жизни, так и в кратких жизненных ситуациях.

Темперамент является результатом взаимодействия двух факто-

ров — наследственного и средового.

Влияние наследственного фактора хорошо изучено на живот-

ных. Так, в экспериментах по отбору и разделению наиболее ак-

тивных и пассивных крыс по двигательному поведению и после-

дующему скрещиванию внутри каждой группы удается вывести

«чистые» линии — активных и пассивных.

Для изучения роли наследственности в формировании инди-

видуальных различий важную роль играет метод близнецов. Близ-

нецовым методом доказано, что двигательная активность, слож-

ные движения, в особенности тонкие движения кистей рук,

наследственно обусловлены. Индивидуальный темп выполнения

самых разных действий также в значительной степени контро-

лируется генотипом (10).

Тот факт, что многие свойства человека определяются наслед-

ственностью, говорит об относительной устойчивости влияния

воспитания и среды. Утверждение, что в процессе воспитания

темперамент может быть изменен, является ошибочным. Благо-

даря воспитанию меняются навыки и привычки человека, но не

темперамент. В связи с этим в процессе воспитания следует фор-

мировать у ребенка такие навыки, привычки, способы поведе-

ния, которые помогали бы сглаживать природные недостатки

темперамента.

Однако не только воспитатели оказывают влияние на прояв-

ления темперамента ребенка, сам по себе он воздействует на про-

цесс воспитания.

Так, с момента рождения некоторые особенности темпе-

рамента вызывают вполне определенное поведение взрослых

(прежде всего родителей). Тем самым темперамент ребенка

действует на воспитательные методы взрослых. Это говорит о том,

что среда влияет на ребенка опосредованно, через свойства его

темперамента.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Литература

1. Кант И. Антропология. М., 1948.

2. Крсчмер Э. Строение тела и характер: Психология индиви-

дуальных различий: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 219—247.

3. Шелдон У. Анализ конституционных различий по биогра-

фическим данным: Психология индивидуальных различий: Тек-

сты. М.: Изд-во МГУ. 1982. С. 252-261.

4. Павлов И. П. Полное собр. соч.: В 6 т. М.-Л., 1951-1952.

5. Небылицын В. Д. Избранные психологические труды. М.: Пе-

дагогика, 1990. С. 408.

6. Русалов В. М. Опросник структуры темперамента. Методи-

ческое пособие. М., 1990.

7. Русалов В. М. Теоретические проблемы построения спе-

циальной теории индивидуальности человека //Психологический

журнал. 1986. Т. 7. № 4. С. 23-35.

8. Русалов В. М., Дудин С. И. Темперамент и интеллект: общие

и специальные факторы развития // Психологический журнал.

1995. Т. 16. №5. С. 12-23.

9. Ковалев А. Г., Мясищев В. И. Темперамент и характер: Пси-

хология индивидуальных различий: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1982.

С. 167-171.

10. Данилова И. И., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной

деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1989. С. 399.

ГЛАВА XI

ХАРАКТЕР И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

ОПЫТ ЛИЧНОСТИ

Ключевые слова

Неплодотворная и плодотворная

ориентация. Акцентуация.

К. Аеонгард. А. Е. Аичко.

А. ф. Аазурский

11.1. Проблема характера в психологии

Проблема характера — одна из традиционных и ведущих

проблем психологической науки. Постоянный интерес к ней не-

изменно поддерживается ее теоретической сложностью и колос-

сальной практической значимостью. Известно, что успешность

человека в семейной жизни, межличностных отношениях, про-

фессиональной деятельности прямо зависит не только от его спо-

собностей интеллекта, но и от характера. Он играет немаловаж-

ную роль в процессах гармонизации личности, ее духовного роста.

Он отражает уровень нравственно-этического саморазвития че-

ловека и его искусства жить. Характерология давно выделилась

как важная субдисциплина психологии. Ее проблематика расши-

рилась до характера возраста, пола, народа, социального характе-

ра. Несмотря на это, теоретическое осмысление данного фено-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

мена складывалось и складывается сложно, по-прежнему остают-

ся открытыми многие вопросы, существуют противоречия [1,20].

Первые попытки составить представление о характере были

сделаны еще Платоном. Введенный им термин «характер», в пере-

воде с греческого «черта», «примета», «чеканка», в ходу был для

обозначения своеобразных черт человека. Наряду с ним использо-

вался термин «этос» — нрав, обычай. Платон полагал, что характер

определяется врожденными добродетелями, и пытался составить

их классификацию, основанную на этических принципах.

Первый трактат о характерах составил Теофраст. Он дал описа-

ние 30 типов с точки зрения преобладания нравственных черт —

типы льстеца, болтуна, труса, лицемера и др. Многие столетия этот

трактат, написанный очень ярко и выразительно, считался образ-

цом типологии характеров. Лишь в XVII в. переводчик Теофраста

французский моралист и писатель Ж. де Лабрюиер составил но-

вый трактат «Характеры, или Нравы нынешнего века». К проб-

лемам характера обращались многие выдающиеся философы, на-

пример К. Гельвеции, Д. Дидро, Дж. С. Милль, в их работах

развивается этический подход к феномену характера, выдвига-

ются вопросы о его природе и месте в структуре личности.

К середине XIX в. возрастает количество научных работ по дан-

ной проблематике, углубляется собственно психологическое ос-

мысление феномена характера, утверждается сам термин харак-

терологии. В эти годы складываются школы характерологии:

французская (А. Бине, Ф. Полан, Ф. Галль, Т. Рибо), английская

(Дж. С. Милль, Ф. Гальтон), немецкая (В. Штерн, Э. Кречмер) и рус-

ская (А. Ф. Лазурский, П. Ф. Лесгафт, К. Д. Ушинский).

Ф. Полан в книге «Психология характера» (1896) развивает

представление о том, что природа характера коренится в изна-

чальных душевных стремлениях. Эти стремления комбинируют-

ся по законам ассоциаций и определяют строение характера.

Другой французский психолог Альфред Бине (1857—1911) углуб-

ляет собственно психологический подход к структуре характера,

предлагает рассматривать его как взаимодействие эмоциональ-

ных, волевых и интеллектуальных свойств. Такое представление

Глава XI. Характер и психологический опыт личности

о структуре характера получило подтверждение в других иссле-

дованиях и прочно вошло в характерологию.

Наиболее значительный вклад в учение о характерах связан

с именем выдающегося русского психолога А. Ф. Лазурского

(1847—1917). В его знаменитых работах «Очерк науки о харак-

терах» и «Классификация личностей» на материале классической

литературы, истории, жизненных наблюдений по-новому осмыс-

лены ключевые вопросы характерологии — природа и структура

характера, классификация [10,11]. А. Ф. Лазурский рассматрива-

ет характер как один из аспектов личности, четко выделяя спе-

цифику данного феномена. Характер, по А. Ф. Лазурскому, пред-

ставляет собой устойчивые поведенческие формы, способы,

которые выражают саму личность. Характерологические свойства

проявляются как устойчивые способы поведения.

Природа характерологических свойств исключительно слож-

на. Первооснову характера, или его внутреннее ядро, представля-

ют врожденные нравственно-духовные побуждения, склонности,

составляющие его стержень. Вокруг этого стержня структуриру-

ются волевые, эмоциональные и интеллектуальные свойства. Они

образуют другое ядро — природные, генотипические свойства.

На основе нравственно-духовных и природных свойств развер-

тывается процесс усвоения социального опыта — поведенческих

установок, стереотипов, реакций. В результате складываются ус-

тойчивые привычные формы поведения, поведенческие паттер-

ны и сложный ансамбль поведенческих форм. Таким образом,

А. Ф. Лазурский подошел к пониманию характера как сложного

этико-психологического образования из устойчивых поведенчес-

ких форм, способов, реакции, причинно коренящихся и во врож-

денных нравственно-духовных склонностях человека, и в природ-

ных психических свойствах, и в приобретенных поведенческих

установках, привычках.

Новое толкование данного феномена основывается на дина-

мической теории характера, основы которой разработаны 3. Фрей-

дом. Он полагал, что в основе характера лежат глубинные источни-

ки психической энергии. Характер, по 3. Фрейду, представляет

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

особую форму психической энергии. Он объяснил динамический

потенциал характерологических черт сублимацией различных

форм либидо. 3. Фрейд также показал, что фундаментальная сущ-

ность характера строится не на единичных свойствах, а является

целостной структурой. Черты характера следует понимать как

синдром, являющийся специфическим выражением этой особой

Структуры.

Динамическая теория характера приобрела новую направлен-

ность в работах выдающегося психолога XX в. Эриха Фромма

(1900—1980). Главное отличие его теории состоит в том, что фун-

даментальную основу характера он видит не в различного типа

либидиозной организации человека, а в специфических типах его

отношений с миром. Эти отношения, или ориентации, опреде-

ляют суть характера, выражают форму, способ проведения пси-

хической энергии [25, 26].

Э. Фромм обосновывает тезис о том, что по своей природе

характер является прижизненным образованием личности, сви-

детельствует об уровне, достигнутом индивидом в искусстве жить,

и прежде всего об уровне его этического развития. Характер фор-

мируется на основе природных, гевотипических свойств, под

определяющим влиянием «личных переживаний», особенно пе-

реживаний данного периода жизни. Он изменяется, в известной

мере, посредством новых видов переживаний. Структура харак-

тера одновременно является относительно устойчивым и дина-

мичным образованием личности, выражает ее актуальные потреб-

ности, доминирующие мотивы. В силу этого характер выполняет,

реализует адаптивные и продуктивные функции личности, вы-

ступает как мощный психологический инструмент ее самораз-

вития и всей жизнедеятельности человека.

Ученый расширяет традиционное представление о характе-

ре как формах, способах поведения и показывает, что он выпол-

няет также функции отбора ценностей и идей, проявляется в стра-

тегиях мышления и направленности переживаний. Характер

в значительной, часто определяющей мере влияет на то, как че-

ловек чувствует, мыслит и действует. Опираясь на эти представ-

Глава XI. Характер и психологический опыт личности

ления, Э. Фромм развивает учение о социальных и национальных

типах характеров, которое явилось крупнейшим вкладом в ха-

рактерологию и принесло ему широчайшую известность [26].

В отечественной психологии советского периода интерес к проб-

леме характера более четко выражен в 40—70-е гг. XX в. В это

время защищаются докторские и кандидатские диссертации,

выходят в свет многочисленные монографии, сборники статей,

брошюры, определяются ведущие исследователи в этой облас-

ти: Б. Г. Ананьев, А. Г. Ковалев, Н. Д. Левитов, И. В. Страхов, В. С. Фи-

латов, Д. Н. Норакидзе и др. Понятие характера идеологизирует-

ся, интерпретируется как жизненная направленность личности

и образ действия. В центр ставится вопрос о типичных чертах ха-

рактера советского человека. Но исследователи стремятся пре-

одолеть тенденцию жесткой идеологизации данного феномена.

Н. Д. Левитов предлагает широкое и узкое понимание характера.

В первом случае характер рассматривается как направленность

и образ действия. В узком смысле он интерпретируется как пре-

обладающие эмоциональные, волевые, интеллектуальные свой-

ства, которые проявляются в привычных формах поведения. Это

конкретно-психологическое понимание характера утверждает-

ся в литературе и реализуется в циклах исследований по возраст-

ной и, в дальнейшем, по управленческой психологии.

Современные подходы к феномену характера представлены

также в исследованиях В. С. Мерлина, Б. И. Додонова — в контек-

сте гуманистических и духовно ориентированных теорий лично-

сти. Отечественные авторы разделяют понятия направленности

и характера. Первые — это инициативные образования лично-

сти, выражающие отношение к проявлениям окрркающего мира.

Свойства характера — реактивные образования, показывающие

отношение к социально-типическим ситуациям.

В. С. Мерлин определяет характер как устойчивые индиви-

дуальные свойства, которые проявляются в способах поведения

и выражают отношение к социально-типическим ситуациям. При

этом он показывает, что характер складывается, формируется на

почве глубинных автоматизмов и отношений личности. К авто-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

матизмам В. С. Мерлин относит генотипические характерологи-

ческие предпосылки, их комплексы — как глубоко усвоенные

поведенческие установки и привычки. Процесс развития, форми-

рования характера направляется механизмами индивидуализации,

или подчинения жизненных ситуаций природным личностным

свойствам, и социализации, или «подтягивания» поведенческих

установок и способов к наиболее активным, динамичным отно-

шениям.

Экскурс в историю характерологии свидетельствует о том,

что несмотря на продвижение в представлениях о характере,

актуальность исследований данного феномена сохраняется. В его

толкованиях, которые разрабатывались выдающимися психо-

логами прошлого и нашего времени, подчеркивается, что за по-

веденческими характерологическими проявлениями лежат пла-

сты глубинных индивидуальных свойств и побуждений человека.

Очень четко это видение выражено в одном из наиболее емких

определений характера, которое дано С. Л. Рубинштейном. Ха-

рактер он рассматривал как закрепленную в индивиде систему

генерализованных, обобщенных мотивов, побуждений, законо-

мерно проявляющихся у данного человека в сходных условиях.

Не случайно С. Л. Рубинштейн разделяет термины «мотивы»

и «побуждения». Понятия «потребность», «мотив», «мотивация»

являлись ключевыми в естественно-научной методологической

ориентации. В духовно ориентированной психологии ключевы-

ми остаются термины «побуждение», «нравственно-духовные

склонности», «диспозиции». В толковании природы глубинных

основ характера в истории характерологии прослеживались обе

эти ориентации. Для современной гуманитарной психологии ос-

новополагающ приоритет духовно ориентированного подхода.

В учении о характерах явно представлены интерес и тенденция

к возвращению к этико-психологической трактовке данного

феномена. С этой точки зрения, стержень характера составля-

ют нравственно-духовные свойства человека. На основе и вокруг

него группируются наследственные, природные и приобретен-

ные свойства.

Глава XI. Характер и психологический опыт личности

11.2. Типология и структура характеров

В самых первых работах, посвященных исследованиям харак-

теров, проблема классификации выдвигалась на первый план. Как

упорядочить представление о многообразии индивидуальных ха-

рактеров? Было предложено много различных оснований их клас-

сификации и типологий. Большую известность приобрели клас-

сификации характеров Теофраста, Ж. де Лабрюйера, Ф. Галля,

Ф. Джордано, Ф. Полана, Н. Лосского, К. Г. Юнге, А. Ф. Лазурского,

Э. Фромма. Д. Я. Райгородский объединяет современные класси-

фикации в две большие группы: типологические модели соци-

альных характеров и индивидуальных характеров [20].

Понятие о социальном характере введено К. Юнгом, раз-

рабатывалось А. Ф. Лазурским, но заслуга создания основ со-

временной типологии социальных характеров принадлежит

Э. Фромму.

Типологическая модель социальных характеров Э. Фромма.

Э. Фромм развивает общее представление о социальном ха-

рактере, который охватывает лишь ту совокупность его черт, ко-

торая присутствует у большинства членов данной социальной

группы и возникает в результате общих для них переживаний и об-

щего образа жизни. Типология социальных характеров Э. Фром-

ма, созданная в 1947 г. в США, давно стала широко принятой

в западной психологии и обретает «второе дыхание» в настоящее

время в России. Данная типология имеет выраженную мораль-

но-этическую направленность. Э. Фромм дает два типа характе-

ров, которые анализирует как неплодотворные и плодотворные

ориентации социальных типов. Плодотворность — это фундамен-

тальная поведенческая установка на использование, реализацию

своих сил, творческих возможностей, которая предполагает внут-

реннюю свободу, независимость, восприятие себя как творца сво-

ей жизни и высокую ответственность за свои поступки, реше-

ние, поведение. Неплодотворная ориентация базируется на

зависимости от других людей и склонности получать блага от них

или за счет их.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

11.2.1. Неплодотворные ориентации характеров

Рецептивная, или берущая, ориентация предполагает, что «ис-

точник всех благ» лежит вовне, и единственный способ обрести

желаемое — получить его из этого источника. Такие люди стре-

мятся «быть любимыми», а не любить. Такова же их склонность

и в интеллектуальной деятельности: они ориентированы на вос-

приятие идей, а не на их создание; настойчиво ищут поддержку,

помощь, хорошие условия, возможность опереться на усилия

окружающих. У них есть определенное доверие к жизни и ее да-

рам, но они становятся тревожными и приходят в смятение, ког-

да им грозит утрата «источника питания». При благоприятных

условиях нравственного развития в характерах людей с рецеп-

тивной ориентацией формируются такие положительные свой-

ства, как скромность, обаятельность, почтительность, вежливость.

Эксплуататорская, или овладевающая, ориентация отличает-

ся тем, что люди, наделенные ею, не надеются получать жизнен-

ные блага в дар от других и готовы отнимать их силой или хитро-

стью. Такая поведенческая установка распространяется на все

сферы жизни. Они используют и эксплуатируют все и всякого, из

чего или из кого могут что-то выжать. Их установки окрашены

смесью враждебности и манипуляции. Каждый человек рассмат-

ривается как объект эксплуатации и оценивается по его полезно-

сти. Их часто отличает подозрительность и цинизм, зависть и рев-

ность. Но при благоприятном нравственном развитии личности

в характерах этих людей можно обнаружить такие положитель-

ные черты, как активность, инициативность, уверенность в себе,

требовательность.

Стяжательская, или сберегающая, ориентация характеров ба-

зируется на установке бережливости, скупости. Главное стремле-

ние таких людей — как можно больше приносить в свое укры-

тие и как можно меньше отдавать. Их скупость распространяется

не только на деньги и вещи, но и на чувства и мысли. Другой ха-

рактерный момент их установки — педантичная аккуратность.

При благоприятном нравственном развитии личности в этих ха-

рактерах представлены такие положительные черты, как прак-

Глава XI. Характер и психологический опыт личности

точность, осторожность, терпеливость, стойкость, устойчивость

к стрессу.

Рыночнсяя, или обменивающая, ориентация характеров в ка-

честве доминирующей развилась в условиях рыночной экономи-

ки, задавшей подобную модель и служащей главным условием

его развития. «Ориентацию характера, коренящуюся в восприя-

тии себя как товара, а собственной ценности как меновой, я на-

зываю рыночной ориентацией» [19, с. 60]. Она получила ускорен-

ное развитие с формированием нового — «личностного рынка»,

своего рода феномена последних десятилетий. Успех в этой сфе-

ре деятельности зависит в большей степени от того, насколько

хорошо человек умеет подать, «продать» себя, какова его «упа-

ковка», насколько он «энергичен», «надежен», «привлекателен»,

«респектабелен».

В каждой области деятельности формируются социально-пси-

хологические модели успешной личности. Средства массовой ин-

формации на разный лад демонстрируют психологические порт-

реты и жизненные истории преуспевающих людей, показывают

образцы того, каким быть и как выглядеть, если ты хочешь зара-

батывать «большие деньги» на современном личностном рынке

[21, с. 62]. Такая ситуация существенно влияет на самосознание

человека и окрашивает все человеческие отношения. У сильных

личностей с высоким нравственно-духовным потенциалом при

благоприятных условиях формируются положительные черты

рыночной ориентации характера: целеустремленность, энергич-

ность, динамичность, контактность, раскованность, остроумие.

11.2.2. Плодотворные ориентации характеров

Они базируются на фундаментальной установке — опирать-

ся, создавать, творить, заботиться, брать на себя ответственность.

Плодотворные отношения с миром могут осуществляться посред-

ством деятельности и посредством постижения. Человек пости-

гает мир ментально и эмоционально, при помощи любви и мыш-

ления. Плодотворное начало составляет основу подлинной любви,

оно представлено во всех формах и проявляется в таких сущно-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

стных характеристиках, как забота, уважение, понимание, ответ-

ственность. Устойчивая склонность к заботе, участию, уважению,

пониманию, ответственности и подобные черты выражают пло-

дотворную ориентацию характера.

Данная ориентация проявляется также в плодотворном мыш-

лении. Э. Фромм подчеркивает ее ведущие характеристики: стрем-

ление проникать в суть вещей; раскрывать их сущность; актив-

ный интерес к объекту мышления; его целостное, масштабное,

объективное видение. Если эти склонности развиваются и за-

крепляются, то формируются такие когнитивные черты плодо-

творных характеров, как сущностное, заинтересованное, целост-

ное постижение объекта. Э. Фромм рассматривает вопрос

о сочетании плодотворной и неплодотворной ориентации, про-

слеживает наиболее типические их соотношения.

11.2.3. Типологические модели индивидуальных характеров

В характерологии XX в. сложилось несколько подходов к клас-

сификации индивидуальных. Психоаналитическая типология ха-

рактеров объясняет характер со стадиями психосексуального раз-

вития. Типологическая модель А. Лоуэна включает оральный,

мазохистский, истерический, нарциссический, шизоидный харак-

теры [20].

Психиатрический подход объединяет характер с доминирую-

щими природными и часто темпераментальными свойствами.

Большую известность и широкое практическое применение име-

ют типологические модели акцентуированных характеров 1С Леон-

гарда [8], Е. Личко [20]. Например, А. Е. Личко описывает такие

типы акцентуаций характеров в подростковом возрасте, как ги-

пертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сен-

зитивный, психоастенический, шизоидный, эпилептоидный, ис-

тероидный, неустойчивый, конформный [20].

Личностный подход к типологии характеров разработан К. Юн-

гом [27]. Он развивал традиционное представление о структуре

характера как о преобладании эмоциональных, интеллектуаль-

ных и волевых функций и создал учение о типах направленности

Глава XI. Характер и психологический опыт личности

личности. Структура характера, по К. Юнгу, интегрирует два энер-

гетических источника: экстравертированную или интравертиро-

ванную установки и преобладающие психические функции. В со-

ответствии с этим К. Юнг выделяет и описывает восемь типов

характеров: экстравертированные (мыслительный, чувствующий,

ощущающий, интуитивный) и интравертированные (мыслитель-

ный, чувствующий, ощущающий, интуитивный). Типологии ха-

рактеров К. Юнга уделяется большое внимание в современной

психологии. Новейшие разработки идут в этом направлении. Для

практических психологов представляют интерес типология Май-

ер-Бригс, переведенная на 26 языков мира, и построенная на ее

основе типология Д. Кейрси, адаптированная к современным ус-

ловиям России [18, 20].

И, наконец, еще одно достижение в современной характе-

рологии — наиболее глубокое, тщательно разработанное учение

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...