Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программа коррекционно-развивающей работы 9 глава




о структуре и типах характеров А. Ф. Лазурского. Он углубляет

личностный подход, намеченный К. Юнгом, но при этом воз-

вращает в характерологию нравственно-этическую ориентацию

и впервые разрабатывает параметры практической ориентации

характеров. Типы характеров, по А. Ф. Лазурскому, задаются

прежде всего уровнем личностного развития. Низший, средний

и высший уровни личностного развития определяются потенциа-

лом врожденных нравственно-духовных склонностей и природ-

ных предпосылок эмоциональных, волевых, интеллектуальных

свойств. На каждом уровне личностного развития формируются

специфические типы. Тип характера, таким образом, А. Ф. Ла-

зурский рассматривает как ведущий психологический инстру-

мент личностного и духовного саморазвития человека. Стержнем

характера являются ведущие нравственно-духовные побуждения

человека, именно они задают уровень личностного развития и диа-

пазон саморазвития приобретаемых (экзогенных) свойств.

Низший уровень. Типы характеров обусловлены преоблада-

нием природных психологических функций: рассудочные; аффек-

тивные (подвижные, чувственные, мечтательные); активные

(энергичные, покорно-деятельные, упрямые).

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Средний уровень, обусловленный соответствием природных

и приобретаемых (экзогенных) свойств. Здесь выделяются две

большие типологические группы: непрактичные теоретики-иде-

алисты — ученые среднего уровня, художники, созерцатели, меч-

татели; и практики-реалисты — альтррюты, предприниматели,

властные хозяйственники.

Высший уровень характеризуется осознанностью, богатством

и координированностью душевных побуждений и переживаний.

Приобретаемые свойства наиболее полно соответствуют перво-

основам характера и становятся ведущими. Структура обретает

цельность, устойчивость и четко координируется вокруг идеаль-

ных устремлений, ценностных ориентации человека. Эти типы ха-

рактеров вырастают на почве обычных, естественных отношений,

по своему содержанию соответствуют психосоциальным комплек-

сам среднего уровня. Важнейшие из них: альтруизм, знание, кра-

сота, религия, общество, государство, управленческая деятельность,

борьба, власть и др. Тип и структуру характера, по А. Ф. Лазурско-

му, следует рассматривать как многомерное образование. Он вы-

делил параметры как уровня личностного развития, так и развития

психических функций. Данные параметры объединены в диагно-

стической модели характера, которая получила название «звездоч-

ка» Лазурского. Интереснейший опыт разработки программ изу-

чения характеров школьников А. Ф. Лазурского представляет

особый интерес и для практической психодиагностики.

11.3. Чтение характера

Давно замечено, что характер — своего рода «скелет личности»,

интегральное выражение его индивидуальности проявляется не

только в поступках, устойчивых формах и линиях поведения. Он

зримо отражается и во внешнем облике человека, и в специфичес-

ких, чаще неосознанных поведенческих реакциях. Через всю исто-

рию характерологии прослеживается стремление наметить пути

дешифровки черт характера и по внешним признакам диагно-

стировать его носителя. В разное время приобретали большую

Глава XI. Характер и психологический опыт личности

известность физиогномика лица, френология, графология и другие

методы практического распознавания ведущих черт характера.

Однако каждый метод неизменно обнаруживал свою ограничен-

ность, недостаточную результативность, поэтому подвергался

жесткой критике. Но сам принцип дешифровки, чтения харак-

тера по его внешним проявлениям не подвергается сомнению.

Более того, в настоящее время он приобретает особую актуаль-

ность и новое содержание.

Переход к рыночным отношениям сопровождается резким

преобразованием психологических основ управленческой работы,

а также деловых и межличностных связей. Феномен психологи-

ческой проницательности привлекает внимание руководителей, ме-

неджеров разного уровня, государственных служащих, журнали-

стов, работников правоохранительных органов, учителей, которые

сталкиваются с проблемой незащищенности, утраты доверия и со-

циального отчуждения. Проницательность рассматривается как

ценнейшее личностно-деловое качество. Но процесс приобрете-

ния этого качества можно упростить и ускорить, если опираться

на накопленные в этом направлении специальные знания.

В последние годы предпринят опыт обобщения старых и но-

вых материалов по данной проблеме и выделения психологии про-

ницательности как отдельной области практической психологии.

Заслуга эта принадлежит В. Г. Зазыкину. Его работа «Психология

проницательности» [2] является первой и пока уникальной в этом

направлении. В ней представлены методические разработки ав-

тора. Рассмотрим эти материалы.

Основу проницательности составляют наблюдательность

и умение анализировать внешние проявления с применением

конкретных методов, в частности, для распознавания ведущих

черт характера В. Г. Зазыкин привлекает в практическую психо-

логию наиболее информационные методы чтения характера.

Методы физиогномики широко использовались уже в Древ-

нем Китае и Японии для характеристики и предсказания жиз-

ненного пути. По выражению и цвету лица ставились также

и медицинские диагнозы. Платон и Аристотель предлагали во

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

внешнем облике человека находить сходство с каким-нибудь жи-

вотным и по аналогии толковать черты характера. В XVIII в. по-

лучила большую известность физиологическая система пастора

Иоганна Каспера Лафайера, который на основании точных, ос-

троумных наблюдений над лицами знаменитых людей составил

специальный трактат «Физиогномика*, оказавший существен-

ное влияние на последующие работы этого направления [6, 9,

21, 24]. В. Г. Зазыкин, обобщив классические и новейшие мате-

риалы по физиогномике, составил дайджест «Черты лица и ха-

рактер». [2].

11.3.1. Дайджест «Черты лица и характер»

Форма лица. Продолговатое лицо с очертаниями прямоуголь-

ника — способность управлять другими, организаторские качества,

стремление следовать выработанным нормам поведения. Треуголь-

ное лицо — высокий интеллект, стремление к самообновлению,

повышенная чувствительность. Круглое лицо — доброжелатель-

ность, приветливость, уступчивость. Квадратное лицо — решитель-

ность, доминированность, целеустремленность, упрямство, склон-

ность к силовым способам решения проблем.

Форма лба. Высокий и широкий лоб — свидетельство ума,

склонности к интеллектуальной деятельности. Низкий угловатый,

скошенный лоб говорит о низком интеллекте. Узкий лоб при

низкой линии волос — посредственность «натуры». Круглая ли-

ния волос при высоком лбе — независимость характера.

Форма подбородка. Широкий подбородок — выраженные во-

левые качества, склонность решать проблемы волевым путем. За-

кругленный подбородок — чувствительность, разумность. Острый

подбородок — хитрость, хороший потенциал предприниматель-

ских качеств. Выдающийся вперед подбородок — уверенность,

волевые качества, заносчивость. Скошенный вниз подбородок —

недостаток волевых качеств, иногда «трудный характер». Раздвоен-

ный подбородок у мужчин — индикатор страстной натуры.

Форма ушей. Большие и твердые уши •— долгая жизнь. Кра-

сивая форма ушей — хорошие душевные качества. Сильно раз-

Глава XI. Характер и психологический опыт личности

витая верхняя часть уха — незаурядный ум. Развитая средняя часть

уха — индикатор потенциала личностных качеств. Развитая ниж-

няя часть уха — здоровые и сексуальные потенции. Верхняя часть

уха заострена, «лисы ухо» — хитрость, изворотливость.

Форма носа. Длинный нос — выраженная неординарность,

индивидуальность. Короткий нос (слегка вздернутый) — опти-

мистичность, дружелюбие и сексуальность. Тонкий нос с горбин-

кой — гордость, упрямство. Кончик носа наподобие клюва —

мстительность.

Глаза. Блестящие глаза — высокая энергетика, высокий по-

тенциал нравственного саморазвития. Потухшие глаза — слабость,

угасание, печаль, нездоровье. Большие, «сияющие» глаза — креа-

тивность личности. Маленькие глаза — низкая восприимчивость.

Цвет глаз — индикатор целого ряда характерологических свойств,

но данные здесь противоречивы.

11.3.2. Дайджест «Невербальное поведение и характер»

Неуверенность, нервозность — покашливание, частая зево-

та, ерзанье на стуле, постукивание ногой о стол, отведение взгля-

да от собеседника.

Скрываемая психическая напряженность — крепко сжатые

руки, пальцы, потирание рук, манипулирование авторучкой, по-

глаживание шеи, расстегивание воротника, готовность встать

и пройти по комнате; у курильщиков — упорное желание часто

закуривать и гасить сигареты.

Агрессия — сжатые кулаки, швыряние предметами, «указую-

щий перст» на оппонента, хлопанье дверью и т. п.

Закрытость — скрещенные на груди руки, «поза замка»,

скрещивание ног, откидывание к спинке стула или посадка «вер-

хом» со скрещенными руками, прикрывание рта руками, наклон

корпуса от собеседника, отведение глаз в сторону.

Уверенность —•- хорошая осанка, соединение рук за спиной,

неспешное расхаживание «взад и вперед», соединение пальцев

обеих рук «куполом» и поднимание их до уровня глаз, наклон

корпуса вперед.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Готовность к диалогу, взаимодействию — посадка на край

стула, наклон корпуса вперед к собеседнику, расстегнутый пид-

жак, жестикуляция у лица, внимательный взгляд, доброжелатель-

ная интонация, руки часто протягиваются вперед или немного

в сторону, ладони открыты, круговые движения рук.

Другие интереснейшие характеристики невербального пове-

дения изложены в работах очень популярных ныне Д. Нирен-

берга, Г. Камро [17] и других авторов. [3, 5, 6, 9,18,21, 22].

11.3.3. Дайджест «Почерк и характер»

Виды почерка:

Твердый почерк — энергия, независимость, самоуверенность.

Бледный почерк—слабая воля, бесхарактерность, неуверенность.

Легкий, бледный, сухой почерк — осторожность, подозритель-

ность, нервозность.

Быстрый и беглый почерк — деятельность, влюбчивость, эго-

центричность.

Медленный, как бы тянущийся — пассивность, леность.

Размашистый почерк — великодушие, расточительность.

Чересчур размашистый — беззаботное отношение к себе, сво-

им делам, обязанностям, другим людям.

Крупный почерк — открытость, эмоциональность, великоду-

шие, доброта.

Сжатый почерк — скупость, подозрительность, упрямство,

придирчивость.

Мелкий почерк — замкнутость, скрытость. Если строка под-

нимается — самолюбие, практичность. Если опускается — ску-

пость, привычка все экономить.

Неразборчивый, сбивчивый мелкий почерк, но строчка ров-

ная — дипломатичность, независимость.

Разорванный, дрожащий — болезненность, депрессивное со-

стояние, старость.

Простой без завитушек — скромность, простота.

Строгий правильный почерк — аккуратность, ясность, по-

следовательность, формализм.

Глава XI. Характер и психологический опыт личности

Наклон букв:

Наклон вправо — чувствительность, дисциплинированность,

склонность к откровенности.

Наклон влево — упрямство, недоверие.

Влево, сжатый или размашистый — непостоянство.

Вертикальный почерк — точность, выносливость, неприхот-

ливость, самообладание.

Виды букв:

Буквы в словах слиты — способность, мечтательность.

Раздельное написание букв — рассудительность, но беспо-

койство.

Отрывистые неровные буквы — сообразительность.

Причудливое написание букв — своеобразие характера, воз-

можно, кокетство.

Виды строк:

Строка летит вверх — оптимистичность, целеустремленность,

тщеславие.

Строка падает вниз — мечтательность, нерешительность, осто-

рожность.

Ровная строка — выдержанность, последовательность.

Строка параболой — поспешность, склонность к неожидан-

ным решениям.

Строка синусоидная — психические отклонения.

В заключение еще раз следует отметить, что характер — это

глубокое, емкое психологическое образование. Стержень его, со-

гласно и традиционным, и новейшим представлениям, составля-

ют врожденные нравственно-духовные побуждения человека.

Проявления характера многоплановы, но ведущими, определяю-

щими являются поступки, осознанные линии поведения.

Литература

1. Бороздина А. В. Психология характера: Исторический

очерк. М., 1997.4.1.

2. Зазыкин В. Г. Психология в рекламе. М., 1992.

3. Зазыкин В. Г. Психология проницательности. М., 1997.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

4. Зуев-Инсаров А- М. Почерк и личность. М., 1929.

5. Кукосян О. Г. Профессия и познание людей. Ростов-на-Дону;

М.,1981.

6. Кулькова И. В. Социально-психологический тренинг раз-

вития психологической наблюдательности кадров госслужбы: Сб.

работ аспирантов. М., 1997.

7. Аабунская В. А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону. 1986.

8. Леонгард К. Акцентуированные личности. М., 1989.

9. Аоуэн А. Физическая динамика структуры характера. М., 1996.

11. АазурскийА. Ф. Классификация личностей. СПб., 1924.

10. Аазурский А. Ф. Очерк науки о характерах. М., 1995.

12. Маяцкий В. Графология. М., 1907.

13. Моргенштерн И. Психографология. СПб., 1994.

14. Мерлин В. С. Психология индивидуальности. Воронеж,

1991.

15. Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии.

Пермский пединститут, 1968. Т. 59.

16. Норакидзе Д. Н. Методы исследования характера и лич-

ности. М., 1970.

17. Ниренберг Д., Камро Г. Читать человека как книгу. М., 1990.

18. Овчинников Б. В., Павлов К. В., Владимиров И. М. Ваш пси-

хологический тип. СПб., 1994.

19. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. Сост.

Д. Я. Райгородский. М., 1997.

20. Полон Ф. Психология характера. СПб., 1896.

21. Седых Р. И. Информационный психоанализ. М., 1996.

22. Ситников А. П. Современные прикладные психотехно-

логии: процесс и язык коммуникаций. М., 1992.

23. Теофраст. Характеры. Л., 1974.

24. Физиогномика / под ред. А. В. Абраменко. Ессентуки, 1990.

25. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

26. Фромм Э. Человек для самого себя. Психология и этика.

М., 1993.

27. Юнг К. Психологическая типология. Проблемы души на-

шего времени. М., 1993.

ГЛАВА 12

СПОСОБНОСТИ

И ОПЕРАЦИОНАЛЬНО-ДЕЛОВЫЕ

СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

Ключевые слова

Задатки; общие, специальные,

групповые и профессиональные

способности. Талант.

Гиперспособности. Гениальность

12.1. Определение, классификация и теории способностей

Способности наряду с памятью и вниманием относятся к осо-

бо сложным и неоднозначно решаемым разными авторами проб-

лемам. Философские основы правильного понимания природы

способностей заложил еще Аристотель. В своем знаменитом трак-

тате «О душе» он писал о способностях как о потенциальных

возможностях психики.

12.1.1. Определение и классификация способностей

Конкретное психологическое содержание понятия «способ-

ности» до сих пор остается дискуссионным. Предельно широко

способности понимались в так называемой психологии способ-

ностей, разрабатывавшейся Христианом Вольфом. В русле его

концепции говорилось о способности мыслить, воспринимать

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

и т. д. В результате само понятие «способности» утратило конк-

ретный психологический смысл.

После попыток Декарта, Локка и других философов рас-

крыть природу мышления подобное употребление термина ста-

ло совершенно неприемлемым, а Локк даже создал концепцию

так называемой «чистой доски» (tabula rasa), по существу отри-

цавшей само понятие о потенциальных возможностях психи-

ки. Любые достижения были объявлены им исключительно ре-

зультатом научения, как тексты, написанные мелом на чистой

доске.

Новый, практически важный аспект проблемы способностей

открыл Ф. Гальтон, положивший начало измерениям психофи-

зиологических различий людей. Смело для своего времени, но на-

ивно с наших современных позиций он пытался оценить интел-

лект человека (т. е. умственные способности) путем измерения

простых сенсорных порогов.

Линия Ф. Гальтона и его ученика К. Пирсона была продолже-

на в конце XIX в. с помощью тестирования. Наибольший размах

оно получило в США в связи с необходимостью быстрого комп-

лектования воинских контингентов для вступления в Первую

мировую войну.

О масштабе этой работы говорят цифры. Только в 1917 г.

в США были обследованы психологическими тестами 40 000 во-

еннослужащих. В 1918 г. — все военнослужащие США. Обследо-

вано 1 700 000 человек, призванных в армию. По результатам все

обследованные разбиты на семь групп по способностям.

Определенные в группы А и Б командировались в офицер-

ские школы, три средние группы направлялись служить солдата-

ми, остальные увольнялись или использовались на нестроевой

службе. Особенно полезным тестирование оказалось для комп-

лектования летных училищ. Одновременно публиковались и кри-

тические замечания по методике психологического тестирования.

Слабо развивалась теория способностей. Так, рке в 1941—1945 гг.

американские авиационные психологи насчитывали 27 специаль-

ных способностей, необходимых для успеха в летном обучении.

Глава XII. Способности и операционально-деловые свойства личности

Построить на такой основе достаточно эффективную систему проф-

отбора не удалось.

Было предложено несколько обобщающих теорий (Спирме-

на, Терстона и др.), взаимно противоречащих друг другу.

В российской психологии установилось наиболее приемле-

мое понимание природы способностей, разработанное главным

образом Б. М. Тепловым. Оно сводится к тому, что способности

человека — это его индивидуально-психологические особенно-

сти, являющиеся условием успешности деятельности, общения

или рефлексии, т. е. всех основных форм психической активно-

сти, но не являющиеся при этом ни знаниями, ни умениями,

ни навыками.

Так понимаемые способности — это умения второго поряд-

ка, умения приобретать умения. Как в механике, где ускорение

определяет не темп продвижения (он задан скоростью), а его из-

менение, т. е. вторую производную пути по времени. Способно-

сти в процессе учения и научения формируются стихийно, па-

раллельно с прочими умениями и навыками.

Способности складываются в некую форму активности и опре-

деляют ее успешность. Один вид деятельности человек выполняет

хорошо, демонстрируя соответствующие качества, а к другому у не-

го может не быть способностей.

Принято различать общие и специальные способности, к раз-

ным видам деятельности (музыкальные, технические и т. д.),

а также простые и сложные. От таких классификаций трудно пе-

рейти к теории. Поэтому мы более подробно остановимся на дру-

гой, генетической классификации, описывающей реальное раз-

витие способностей в онтогенезе.

Первые различия, которые при этом мы зафиксируем, явля-

ются не психологическими, а физиологическими. Уже на стадии

плода люди разнятся по многим анатомо-физиологическим па-

раметрам. Эти различия в отечественной традиции принято на-

зывать задатками. Хотя это еще не способности, но они орга-

нично входят в структуру развивающихся способностей и потому

составляют первый уровень в «конусе способностей» (рис. 29).

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Задатки людей существенно отличают-

ся от задатков, с которыми появляются на

свет детеныши высших млекопитающих

животных. Еще более это справедливо по

отношению к генетически следующему

уровню — общим способностям, развиваю-

щимся в первые месяцы и годы после рож-

дения.

Рис. 29. Конус Рано или поздно все нормальные дети

способностей проявляют одни и те же способности, поз-

воляющие им научиться ходить, видеть,

слышать, говорить и мыслить по-человечески. Животные этих воз-

можностей лишены как на уровне задатков, так и развивающих-

ся способностей.

Нетрудно догадаться, как второй уровень порождает третий —

специальные способности. Да, все здоровые дети рано или поздно

заговорят, но и сроки, и качество речи у них будут существенно не

одинаковы. Один ребенок говорит бегло, разборчиво и грамотно,

а другой — намного хуже. Аналогично возникают различия в лов-

кости, мышечной силе, по звуковысотному слуху и чувству ритма

и т. д. и т. п. Таких элементарных специальных способностей очень

много — многие десятки.

Понятно происхождение и следующего уровня — групповых

способностей. А именно: лингвистических, музыкальных, техни-

ческих, хореографических и др. Они складываются естественно,

путем слияния воедино нескольких близких специальных способ-

ностей. Формирование музыкальных способностей из многих спе-

циальных (звуковысотного слуха, чувства ритма и др.) подробно

изучил Б. М. Теплов и на этом материале построил свою ориги-

нальную теорию.

Все перечисленные виды способностей формируются в до-

школьном и раннем школьном детстве. Далее они продолжают

совершенствоваться, особенно успешно у тех детей, кто учится

в музыкальных школах, спортивных секциях, кружках по инте-

ресам и т. д.

Глава XII. Способности и операционально-деловые свойства личности

И все же имеет место некоторый перерыв. Новый этап быст-

рого формирования способностей начинается тогда, когда при-

ходит время профессионального обучения, т. е. в 16—18 лет и позд-

нее. В это время личность молодого человека уже сложилась,

и потому процесс формирования этих новых, профессиональных

способностей существенно отличается от тех, которые имели

место ранее, когда структуры личности еще не сложились.

Кроме возраста, на формирование профессиональных способ-

ностей (т. е. способностей, приобретенных в ходе профобучения)

определяющее влияние оказывает приобретение вместе с про-

фессией нового социального статуса, формирование профессио-

нальной этики, корпоративных обязанностей и другие факторы,

связанные с профобучением и деятельностью.

Как видим, называть профессиональные способности просто

специальными, как это часто делается, некорректно, хотя бы по-

тому, что это хронологически невозможно. Профессиональные

способности формируются не из специальных, а из групповых,

которые уже давно и полностью созрели.

Разобравшись в онтогенезе способностей и их классифика-

ции, легче перейти к рассмотрению существующих теорий спо-

собностей.

В связи с задачами массового тестирования в целях профот-

бора в США были созданы первые факторные теории способно-

стей. Спирмен считал, что реально существует один — генераль-

ный фактор способностей. По своей природе он скорее

биологический, чем социальный. Его социальным следствием яв-

ляются яркая направленность, сильная воля, настойчивость, целе-

устремленность, энергия и предприимчивость.

Другая группа ученых иначе интерпретировала результаты

факторного анализа итогов тестирования. Они считали, что гене-

ральный фактор есть не что иное, как интеграция множества спе-

циальных. Третья позиция характерна для психологов, призна-

вавших только групповые способности.

В докторской диссертации Б. М. Теплова «Психология музы-

кальных способностей» они были определены как индивидуаль-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

но-психологические особенности, являющиеся условием успеш-

ности музыкального обучения и дальнейшего совершенствования.

Было изучено их формирование и их структура.

Музыкальные способности, по Б. М. Теплову, являются груп-

повыми (по вышеприведенной классификации). Они формиру-

ются стихийно в раннем детстве на основе задатков и при нали-

чии определенных возможностей в условиях жизни и воспитания.

В структуру музыкальных способностей как групповых вхо-

дят несколько специальных, таких как музыкальный слух и чув-

ство ритма. Определенную роль играют свойства личности и не-

которых процессов (перцептивных, интеллектуальных и др.), но

к ним структура способностей не сводится, она относительно са-

мостоятельна и самодостаточна.

Позднее появились исследования К. К. Платонова. Этот автор

более тесно, чем Б. М. Теплов, связал понятие способностей

с понятием личности. Он определил способности как «личность

в ее продуктивности». В это же время было предложено В. Н. Мя-

сищевым понимать характер как «личность в ее своеобразии».

Оба эти определения (и лежащие в их основе концепции) по-

явились в то время, когда советские психологи отошли от рас-

смотрения психики как совокупности процессов и начали повы-

шенное внимание уделять структурам личности. При этом

выявился явный недостаток обоих вышеприведенных определе-

ний, а именно — неприемлемое отождествление понятий «лич-

ность» и «способности», «личность» и «характер». Наука не может

развиваться без четкого разграничения понятий, обозначенных

теми или иными терминами.

Особую позицию заняли В. Д. Шадриков и его ученики. Они

изучали способности как характеристики процессов. Традиция

такая существовала давно, со времен X. Вольфа и эпохи тестиро-

вания интеллекта по Ф. Гальтону. Рациональное зерно в ней есть,

однако свести способности к простой сумме свойств нескольких

(или даже всех) психических процессов невозможно.

Жизненная практика, интуиция и научный, системный под-

ход к этой проблеме диктуют понимание способностей как от-

Глава XII. Способности и операционально-деловые свойства личности

носмтельно самостоятельной структуры, не сводимой ни к сум-

ме процессов, ни к личности в целом. В нашей схеме способности —

это 23-й уровень-компонент в структуре психики данного конк-

ретного человека (см. рис. 5, стр. 120).

Таким образом, из упомянутых трех вариантов теории спо-

собностей, на наш взгляд, предпочтительной представляется тео-

рия Б. М. Теплова. Тем не менее исследования К. К. Платонова,

В. Д. Шадрикова и их учеников остаются интересными и полез-

ными, поскольку вносят дополнительные штрихи в общую кар-

тину формирования способностей.

Они особенно важны для понимания природы профессио-

нальных способностей, ведь эти способности, в отличие от общих

специальных и групповых, изначально органично связаны со свой-

ствами сложившейся личности молодого человека, приступаю-

щего к профессиональному обучению.

12.1.2. Диагноз и прогноз способностей.

Количественный диагноз профессиональных

способностей как внешний критерий в профотборе

Как всякое психическое явление, способности — это некото-

рая качественно-количественная определенность. Справедливо

пишет С. Л. Рубинштейн, что «проблема одаренности — это преж-

де всего качественная проблема. Первый, основной вопрос — во-

прос о том, каковы, способности человека, к чему у него способ-

ности и в чем их качественное своеобразие. Но эта качественная

проблема имеет и свой количественный аспект. Способности

могут различаться не только по своему качеству или направлен-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...