В этом прозвище, данном в школе,
В этом прозвище, данном в школе, Вдруг воскресла святая Русь, Посвист молодца в чистом поле, Хмурь лесов, деревенек грусть. В этом имени - звон кольчуги, В этом имени - храп коня, В этом имени слышно: - Други! Я вас вынесу из огня! Мысль о преемственности поколений, с которой начато произведение, особенно ярко отразилась в финале, где автор говорит о сражениях времён Великой Отечественной войны – не конкретно, а в целом. Это не просто мысль, это - мироощущение, судьба Ю. В. Друниной, кровно связанная, переплетённая с тысячами, миллионами судеб таких же русских людей, сражающихся за свою любимую Россию. Как наши далёкие предки, как «светло - русый и светлоглазый Друня», солдаты, рождённые в двадцатом веке, готовы отдать жизнь за Родину и «вынести из огня» тех, с кем сражаются в одном строю на Волге и на Курской Дуге, под Москвой и Ленинградом. Так же, как ратники предводительством Александра Невского и Дмитрия Донского. Пахло гарью в ночах июня, Кровь и слезы несла река, И смешливо и нежно " Друня" Звали парни сестру полка. Точно эхо далекой песни, Как видения, словно сны, В этом прозвище вновь воскресли Вдруг предания старины. В этом имени - звон кольчуги, В этом имени - храп коня, В этом имени слышно: - Други! Я вас вынесу из огня!.. Такой народ сломлен не будет никогда! Ему поможет память о славных деяниях предков! А теперь, очевидно, следует сделать небольшое отступление именно потому, что автор столь прекрасных стихов о бранной славе России – хрупкая женщина. Женщина, через которую даётся жизнь, и война - понятия несовместимые! Однако, таких, как Ю. В. Друнина - школьниц, добровольно ушедших на фронт, было великое множество! И мало кто мог без слёз смотреть фильм «А зори здесь тихие» по повести Б. Л. Васильева. Русский – не китайский, конечно. Однако, сам факт экранизации повести о подвиге русских зенитчиц в далёкой стране с совсем иными духовными и культурными корнями говорит об очень многом.
И образ женщины, поднявшейся вместе с мужчинами на защиту Отечества, не менее яркий, с неменьшей любовью навеки запечалился и в произведениях Ю. В. Друниной. Конечно, всем хорошо известно о подвиге девицы – кавалериста Надежды Андреевны Дуровой во время Отечественной войны 1812года. Были подобные примеры и ранее, но во времена Великой Отечественной войны их было многократно больше. Думаю, многим известны и эти строки: Нет, это не заслуга, а удача Стать девушке солдатом на войне. Когда б сложилась жизнь моя иначе, Как в День Победы стыдно было б мне! С восторгом нас, девчонок, не встречали: Нас гнал домой охрипший военком. Так было в сорок первом. А медали И прочие регалии потом... Смотрю назад, в продымленные дали: Нет, не заслугой в тот зловещий год, А высшей честью школьницы считали Возможность умереть за свой народ. Наверное, также с детства все помнят «Принцессу», из одноимённого стихотворения, у которой «в косички не банты - бинты вплетены и ножки похожи на спички, и полы шинельки длинны». Действительно, эти женщины прекрасны! И как гадки, пошлы, отвратительны те, кто пытался опорочить защитниц Отечества, как некоторые, взятые из реальной жизни персонажи книги С. А. Алексиевич «У войны не женское лицо» или «сплетники» из стихотворения Б. Ш. Окуджавы «Ах война…»! Удивительно прекрасна и эта безымянная «Принцесса», и сама Ю. В. Друнина, и Зинаида Александровна Самсонова – горой Советского Союза, погибшая в 1944г - «светлокосый солдат», чей образ навеки запечатлён в одном из самых известных произведений – «Зинка».
Знаешь, Зинка, я против грусти, Но сегодня она не в счет. Где-то в яблочном захолустье Мама, мамка твоя живет. У меня есть друзья, любимый, У нее ты была одна. Пахнет в хате квашней и дымом, За порогом бурлит весна. И старушка в цветастом платье У иконы свечу зажгла. Я не знаю, как написать ей, Чтоб тебя она не ждала... Читать последние строки, особенно вслух, очень трудно – думаю, и объяснения здесь ни к чему. Но внимание обратить хотелось бы именно на эти две строки: И старушка в цветастом платьеУ иконы свечу зажгла. Что в них особенного?! Именно то, что происходящее столь естественно для матери Зинки и сотен тысяч, миллионов русских женщин, матерей. Молитва! Молитва и о спасении воинов - их детей от гибели, и об упокоении душ на поле брани убиенных. Так было всегда - и этого, как оказывается, никому не отнять! Наверное, нет ничего страшнее, чем пережить своих детей. Но молитва за убиенных соединяет молящегося с теми, кто остался на земле. (О Литургии и Литие говорилось уже в предшествующих статьях). Молитва эта не прерывалась на протяжении многих веков – потому что только мысль о том, что Господь призвал к себе самых близких, родных людей, что пребывают они в Райской Обители, (как души убиенных на полях Первой Мировой войны в произведениях Н. С. Гумилёва ); что ожидает нас встреча с ними, даёт возможность перенести горечь потери их на земле. Оказывается, и для этой « старушки в цветастом платье», и для сотен других русских людей совершенно неважно то, что страна «исповедует» официальный атеизм! И для читателя тоже, наверное, не самое главное духовное состояние создававшего стихотворение автора, о чём было сказано выше. Ю. В. Друнина, бесспорно достойная преклонения, как все защитники Отечества, хоть и сказала о себе в конце жизненного пути: «всё ж крещёная - помолюсь», вряд ли могла иметь веру Н. С. Гумилёва или даже А. А. Тарковского.
(Думаю, многим известно, как трагически оборвался её жизненный путь. Называть это своим словом в контексте статьи и всего цикла мы не можем. Да и не нам судить, а Тому Судие, Который «милосерднее нас», как говорили герои классической русской литературы. И повинны в этой трагедии, наверное, прежде всего, те, кто в страшные 90-е годы разваливал Россию и развращал народ. Кто уничтожал Великую Россию, ради которой шли в 1941году на смерть чистые сердцем семнадцатилетние школьницы).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|