Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В этой роще березовой,. Вдалеке от страданий и бед,. Где колеблется розовый. Немигающий утренний свет,. Где прозрачной лавиною




В этой роще березовой,

Вдалеке от страданий и бед,

Где колеблется розовый

Немигающий утренний свет,

Где прозрачной лавиною

Льются листья с высоких ветвей, —

Спой мне, иволга, песню пустынную,

Песню жизни моей.


Думаю, многие помнят, как поёт  эти строки прошедший войну учитель истории Илья Семёнович в хорошо известном фильме «Доживём до понедельника». Прекрасная песня, только вряд ли кто-то внимательно вслушивался в слова – чтобы во что-то углубиться, надо, конечно, видеть текст самого произведения. Да и поётся, дай Бог, половина стихотворения. Вряд ли в 60-е годы, могли звучать слова                                  о «целомудренно бедной заутренней» и о «божественной капле» (см. далее)

Однако, хорошо запомнились всем образы убиенных солдат,                      о которых будет сказано далее. И образ иволги! Её песней,                       в «сердце разорванном» заканчивается и воспоминание участника войны.

А ещё не мог не запомниться и вечный для России образ берёзовой рощи!

В самом же стихотворении он предстаёт и в начале, и в конце.                      И все эти образы среди взрывов, смертей и руин!

Удивительно, а, может быть, именно в этом и заключается самое главное, что образ войны - разрушений, убиенных солдат - появляется в произведении не сразу.

 А до того перед читателем предстаёт один из главных, если                     не самый главный, - многогранный, неисчерпаемый                                       по глубине, образ маленькой птички и её песни.


Пролетев над поляноюИ людей увидав                                             с высоты, Избрала деревяннуюНеприметную дудочку ты, Чтобы в свежести                   утренней, Посетив человечье                      жилье, Целомудренно бедной заутренейВстретить утро моё.
Сколько символов всего лишь в нескольких строках!                      Прежде всего, сама иволга, но и о ней несколько позже.

А пока стоит подумать: что же символизирует «неприметная деревянная дудочка», избранная среди всего, увиденного                      в «человечьем жилье», в людях вообще, да ещё                                    и «с высоты»?! Возможно, это - и уходящий в глубину веков образ русского народа из былин и песен; но одновременно                     и образ скромного пастушка, победившего злобного                                    и возгордившегося великана и ставшего потом царём                                  и Святым Пророком. (Думаю, нет необходимости называть эти имена). И никакого противоречия быть в том не может, потому что всегда истинно русский человек всем своим верующим сердцем воспринимал Священное Писание и с благоговением относился к святым.

А потому совсем несложно понять, что созданный                                 в произведении образ неотделим от горячей молитвы                               о даровании победы и от столь важной для православного богослужения Псалтири.   И вот перед битвой «служится» « заутреня » - пусть                                          и не в храме - но в душе, среди Вечного Мироздания Божьего, которое в стихотворении символизирует берёзовая роща. Любимая каждым русским сердцем берёза - символ самой России, Света, Пресвятой Троицы! После обращения к Ней                                 с молитвой и в смертный бой идти не так страшно. Потому что всегда с молитвой на устах шли воины на смертный бой за Русь Святую! (См. также  предыдущий цикл статей) Говоря словами великого русского поэта-воина Б. Ш. Окуджавы:   « это всё у нас в крови, хоть этому                                  не обучали».   Даже тогда, когда о Боге вслух не говорили!   А какое прекрасное, глубокое по смыслу слово « заутреня »! Однокоренное ему слово «утро» всегда означало начало чего - то нового, светлого; символизировало нравственное, духовное обновление! Начало Жизни Будущего Века! В самом стихотворении Жизнь Будущего Века вплотную приблизится в финале, до которого ещё надо будет «добраться». Царствие Божие «нудится», завоёвывается трудами, страданиями, жертвенностью. В данном случае – на поле брани, в противостоянии злу. И вот теперь перед читателем возникают те самые военные реалии. И построено произведение на «вечной» антитезе жизни и смерти – вернее борьбе и победе.

Но ведь в жизни солдаты мы,

И уже на пределах ума

Содрогаются атомы,

Белым вихрем взметая дома.      

Как безумные                      мельницы,

Машут войны                        крылами вокруг...


Судя по всему, понятие «война» в произведении гораздо шире и глубже,  чем просто военные действия, как в «Войне                        и мире» Л. Н. Толстого.

Оттого - то и обращается лирический герой к иволге, как будто с просьбой о спасении «средь ужасающего ада».                                     (Слова из упоминаемого уже «Письма к Богу» ):

Где ж ты, иволга, леса отшельница? Что ты смолкла, мой друг? Обращается, потому что поёт она «песню жизни» - его жизни.
И именно к ней обращены следующие слова:

Окруженная взрывами,

Над рекой, где чернеет камыш,

Ты летишь                                    над  обрывами,

Над руинами смерти летишь.

Молчаливая                       странница,

Ты меня провожаешь на бой,

И смертельное облако тянется

Над твоей головой.


Думаю, вряд ли такую «картину» можно себе представить                   в реальности. Это – символ! Символ победы жизни над смертью!

 За великими реками

Встанет солнце,                         и в утренней мгле

С опаленными веками

Припаду я, убитый,                                                 к земле.

Крикнув бешеным                      вороном,

Весь дрожа, замолчит пулемет.

И тогда в моем сердце разорванном

Голос твой запоет.


«Запоёт» сама жизнь! Бессмертие! И не только лирического героя. Совершенно очевидно, что его неоднократно повторяемое «я» не проявление гордости, не обособление, а причастность всему происходящему – а через него – Бессмертию! Невольно вспоминаются стихи Героя Отечества Н. С. Гумилёва: «Я, носитель мысли великой, не могу,                                     не могу умереть». А также «Бессмертны все, бессмертно всё» А. А. Тарковского. (См. третью часть вышеуказанного цикла «Благословенное русское воинство» ).

 Вечное вне временных, вне исторических «рамок»!


И, вот финал стихотворения, смысл которого уже настолько очевиден, что никаких комментариев не требует!


И над рощей березовой, Над березовой рощей моей, Где лавиною розовойЛьются листья с высоких ветвей, Где под каплей божественнойХолодеет кусочек цветка, —Встанет утро победы торжественнойНа века.

 Остаётся только вспомнить очевидный факт, что Святой для всех День Великой Победы всегда приходится на Дни Пасхальные! Убиенные на поле брани воины воскресают в Жизнь Вечную.   

Думаю, что есть здесь много  общего с произведением русского поэта и офицера Н. С. Гумилёва «На далёкой звезде Венере », созданным в страшные двадцатые годы, незадолго                               до трагической гибели поэта.

Потому что там «у деревьев синие листья», «нету слов обидных иль властных», «говорят ангелы» и, наконец, - «нету смерти терпкой и душной».   И э то  - общее – Рай в противовес воцарившемуся на земле аду.

Сам же Н. А. Заболоцкий – поэт с трагической судьбой, которую разделяли многие в годы сталинских репрессий - только   не об этом сейчас речь. Репрессии, обесценивание человеческой жизни – боль, скорбь - трагедия всей России –                          и в данную тему просто вместиться не может.

  А теперь перед нами другое стихотворение Н. А. Заболоцкого. Не нужно быть слишком проницательным, чтобы увидеть, понять, что к войне, да и вообще ко всей трагической истории многострадального Отечества Нашего имеет оно самое непосредственное отношение. Называется же произведение «Противостояние Марса». Злобное языческое божество войны, требует жертв – и жертвы эти - жизни людей!
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...