Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Русь моя, Россия, дом, земля и матерь!




Русь моя, Россия, дом, земля и матерь!

Ты для новобрачного — свадебная скатерть,

Для младенца — колыбель, для юного — хмель,

Для скитальца — посох, пристань и постель,

Для пахаря — поле, для рыбаря — море,

Для друга — надежда, для недруга — горе,

Для кормщика — парус, для воина — меч,

Для книжника — книга, для пророка — речь,

Для молотобойца — молот и сила,

Для живых — отцовский кров, для мертвых — могила.

Для сердца сыновьего — негасимый свет.

Нет тебя прекрасней                         и желанней нет.

Разве даром уголь твоего глагола

Рдяным жаром вспыхнул под пятой монгола?

Разве горький Игорь, смертью смерть поправ,

Твой не красил кровью бебряный рукав?

Разве киноварный плащ с плеча Рублева

На ветру широком                                                 не полощет снова?

Как — душе дыханье, руке — рукоять.

Хоть бы в пропасть кинуться —                          тебя  отстоять.


Произведение начинается с эпиграфа из «Слова о полку Игореве…» - и вот проходит перед читателем вся наша славная и многострадальная история. Как будто появляются                   из глубины веков воины в латах, как будто проносится перед нами русская конница. Об образе всадника речь шла уже ранее – и в данном случае это - наш русский эпос, наша воинская повесть, наша боговдохновенная древнерусская литература, которой нет в мире равных. Как будто через века звучит возглас русских воинов:                                            

За Русскую землю,

За Игоревы раны -

                           Удалого сына Святославича!

Как будто воочию предстают перед нами Ослябя                                и Пересвет и Дмитрий Донской принимает благословение от Преподобного Сергия на битву с погаными за Русь,                          за Веру Православную!

 Неслучайно, когда враг стоял недалеко  от Москвы, вспомнили и о благоверных князьях-воинах, и о поруганных святынях,                    и о славной истории Отечества до 1917г. Собственно, о том уж говорилось в двух предыдущих частях статьи, прежде всего, на примере творчества Б. Л. Пастернака – и совершенно нет необходимости подробно исследовать каждое из произведений, созданных в годы Великой Отечественной войны и имеющих кровную, глубинную связь с воинской повестью. Важен сам подход воина и поэта А. А. Тарковского.


Вытрет губы, наденет шинель,

И, не глядя, жену                          поцелует.

А на улице ветер лютует,

Он из сердца повыдует хмель.

И потянется в город обоз,

Не добудешь ста грамм по дороге,

Только ветер бросается в ноги

И глаза обжигает до слез.

Был колхозником — станешь бойцом.

Пусть о родине, вольной и древней,

Мало песен сложили в деревне —

Выйдешь в поле, и дело               с концом.

А на выезде плачет жена,

Причитая и руки ломая,

Словно черные кони Мамая,

Где-то близко, как в                    те времена,

Мчатся, снежную пыль подымая,

Ветер вьет,                                и звенят стремена. -


Перед нами стихотворение «Проводы», в котором «колхоз»                          и армейские «сто грамм» органически сочетаются с «черными конями Мамая».   И« звенят стремена»  ратников Древней Руси, скачущих на борьбу с полчищами поганых. Эти ратники – предки тех, кто будет гнать с Земли Русской фашистскую нечисть. Предков и потомков отделяют века, но дух их един!

А ещё просто невозможно не услышать через века                            Плач Ярославны, когда « на выезде плачет жена, причитая                     и руки ломая». И «вдовий плач над деревней» во время Первой Мировой войны, изображённый А. А. Ахматовой

(См. первую и вторую части).


За то, что на свете я жил неумело,

За то, что не кривдой служил я тебе,

За то, что имел не бессмертное тело,

Я дивной твоей                          сопричастен судьбе.

К тебе, истомившись, потянутся руки

С такой наболевшей любовью обнять,

Я снова пойду за Великие Луки,

Чтоб снова мне крестные муки принять.

И грязь на дорогах твоих не сладима,

И тощая глина твоя солона.

Слезами солдатскими будешь xранима

И вдовьей смертельною скорбью сильна-


 «Земля» - неисчерпаемое по глубине название, каких немало                    в произведениях А. А. Тарковского. Земля, конечно же,                              в значении «Родина», «Отечество». Всё сказанное о двух предыдущих произведениях можно сказать и об этом. Только. наверное, кровная связь с Родиной здесь ещё глубже. Нет в произведении скачущих на битву всадников и развевающихся на ветру знамён, Здесь «явлены» и своего рода «вывод», причём глубоко осознанный, выстраданный; и воплощение жертвенной любви через « крестные муки».   И совершенно                                    не принципиально, где они приняты: в Великих Луках, на подступах к Москве или в окопах Сталинграда. Через них русский воин «сопричастен судьбе» Отечества.

И, думаю, можно сказать, что пасхальная тема победы жизни над смертью, отражённая в цикле «Жизнь. Жизнь…»,                             с которого начата статья,  предваряется именно в этом созданном в годы Великой Отечественной войны произведении, потому что надо «крестные муки принять», чтобы осознать, что «бессмертны все, бессмертно всё»!                                                    

А завершить размышление о творчестве Воина Арсения, думаю, следует этими, на первый – именно, на первый только взгляд, незатейливыми строками:  


Стояла батарея за этим вот холмом, Нам ничего не слышно, а здесь остался гром. Под этим снегом трупы еще лежат вокруг, И в воздухе морозном остались взмахи рук. Ни шагу знаки смерти ступить нам не дают. Сегодня снова, снова убитые встают. Сейчас они услышат, как снегири поют

Замечательный образ – снегири! Они, конечно, символизируют капельки крови, пролитой в боях. Потом уже, лет через сорок после Великой Победы, в знаменитой песне Юрия Михайловича  Антонова снегириная стая спустилась                          на «рваную» землю и накрыла «погибших солдат». А потом летят снегири «через память». Значит, символизируют они                   и Память - причём, в обоих, столь разных произведениях.                         И вот образ этих маленьких птичек, далеко не углублённо философский, «помогает» прийти к мысли о Бессмертии всех, отдавших жизни за Веру и отечество – от дружинников Князя Игоря до солдат и офицеров Великой Отечественной войны.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...