Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Слово только оболочка,. Пленка, звук пустой, но в нем. Бьется розовая точка,. Странным светится огнем,. Бьется жилка, вьется живчик,




Слово только оболочка,

Пленка, звук пустой, но в нем

Бьется розовая точка,

Странным светится огнем,

Бьется жилка, вьется живчик,

А тебе и дела нет,

Что в сорочке твой         счастливчик

Появляется на свет.

Власть от века есть у слова,

И уж если ты поэт

И когда пути другого

У тебя на свете нет,

Не описывай заране

Ни сражений, ни любви,

Опасайся предсказаний,

Смерти лучше не зови!

Слово только оболочка,

Пленка жребиев людских,

На тебя любая строчка

Точит нож в стихах                 твоих.


 При чтении стихотворения «Слово» А. А. Тарковского тоже невольно вспоминаются написанные ранее произведения.                 И о том, как « точно розовое пламя, Слово проплывало                    в вышине» в одноимённом произведении Н. С. Гумилёва и его же предупреждение, даже, пророчество о том,                                     что    «дурно пахнут мёртвые слова» - т. е. слова, утратившие Божественное Начало в «скудных пределах естества»,                           а потому потерявшие всякий смысл  и ответственность.     И клятва, данная перед лицом смерти от имени русского народа А. А. Ахматовой  в неимоверно тяжёлом 1942 в хорошо известно всем стихотворение «Мужество»: « И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово». Потому что если не сохраним – значит, перестанем существовать, «быть» как народ! И крик души О. Э. Мандельштама в страшные 30-е годы: Сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма,
За смолу кругового терпенья, за совестный деготь труда...
Такими словами можно обращаться только к Творцу, обещая перенести все посланные испытания и, если нужно, расстаться со своей земной жизнью. И поэт вместе со своим лирическим героем «обращается» в стихотворение «Сохрани мою речь». А восходит этот вечный образ Слова, конечно,                                       к пушкинскому «Пророку» - к мысли о том, что поэт должен исполниться Воли Божией и до конца выполнять своё предназначение. Не забывали об этом великие поэты                             и в страшную годину смерти и разрушений. А теперь после небольшого экскурса снова возвратимся                        к стихам А. А. Тарковского и вспомним ещё раз, что глубоко философские стихи его: и «Слово», и «Книга травы» созданы в годы кровопролитных сражений. А ещё о том, что во время великих сражений наиболее остро ощущается смысл земного бытия и Вечности.

И я ниоткуда

Пришел расколоть

Единое чудо

На душу и плоть,

Державу природы

Я должен рассечь

На песню и воды,

На сушу и речь

И, хлеба земного

Отведав, прийти

В свечении слова

К началу пути.

Я сын твой, отрада

Твоя, Авраам,

И жертвы не надо

Моим временам,

А сколько мне в чаше

Обид и труда...

И после сладчайшей

Из чаш - никуда?



Совершенно очевидно, что мысли этого очень непростого произведения во многом перекликаются и со «Словом»,                         и с «Книгой травы», и с «Близостью войны».                                      

И Словом, которое было, «светилось» в начале бытия,                        в «начале пути» любого человека и всего мироздания.                            И образом Вечности, которой мы причастны со времён Праотца Авраама и к которой мы возвращаемся, «хлеба земного отведав». И мыслью о причастности общему бытию                    и о предназначении каждого, выраженной через образ чаши. Многочисленные же контекстуальные антонимы и риторический вопрос в финале отражают, скорее всего, поиск смысла бытия, который в данном произведении гораздо мучительнее, чем в вышеуказанных. Но нельзя не увидеть во всех произведениях, как уже говорилось, общий смысл, общий глубоко философский «настрой».

Чувством причастности Вечному Мирозданию, «растворением» в нём проникнуто и это - одно из лучших, любимых произведений поэта:


И это снилось мне, и это снится мне,

И это мне еще                                когда-нибудь приснится,

И повторится все, и все довоплотится,

И вам приснится все,                   что видел я во сне.

Там, в стороне от нас, от мира в стороне

Волна идет вослед волне о берег биться,

А на волне звезда, и человек, и птица,

И явь, и сны,                         и смерть — волна вослед волне.

Не надо мне числа: я был, и есмь, и буду,

Жизнь — чудо из чудес,                              и на колени чуду

Один, как сирота, я сам себя кладу,

Один, среди зеркал —                                          в ограде отражений

Морей и городов,                       лучащихся в чаду.

И мать в слезах берет ребенка на колени.


Всё стихотворение проникнуто, «пронизано» мыслью                           о неразрывной связи всего и всех в нашем общем мироздании – и потому всё произведение воспринимается как некое единое целое - когда из личного ощущения причастности «вырастает» мысль о Всеобщем Бессмертии! И первое лицо отнюдь                          не обособление, а именно причастность миллионам таких же «песчинок» мироздания. Не нивелирование, а именно причастность – и временная и пространственная. Оттого, что всё «довоплотится» в другом и других - в грядущем. Оттого, что земное время и пространство вдруг, а может быть, и не вдруг, однажды утрачивают своё значение пред Вечным!                      И Вечность сначала «от мира в стороне», а потом лирический герой «кладёт ей себя на колени» - т. е. происходит соединение. Вопреки общепринятым традициям, главная мысль – главный вывод, судя по всему, не в начале, не в конце,                а в середине произведения: «Не надо мне числа: я был,                              и есмь, и буду... »! И такое мировоззрение, такое мироощущение глубоко выстрадано! Оно становится «результатом» упорного духовного труда. Возможно, даже, более сложного                   и мучительного, чем в «Книге травы» или «Близости войны» (Думаю, в общем контексте данной статьи нет необходимости более погружаться в это поистине неисчерпаемое по глубине произведение «И это снилось мне…» Задача всё-таки                            в несколько ином).

Итак, поиск смысла земного бытия, библейские образы,                       в разной степени завуалированные, но всё же достаточно хорошо различимые, победа над смертью - всё это столь присуще многим произведениям ветерана Великой Отечественной войны – А. А. Тарковского, несмотря на время официального атеизма. О том, что душа противится небытию, говорилось и в двух предыдущих статьях – и в комментариях             эта мысль не нуждается. Речь идёт немного о другом – и мы подходим к одному из главных выводов: именно в годы самых тяжёлых испытаний у человека, не раз смотревшего в глаза смерти, возникают столь глубокие философские мысли образы. И из произведений времён военных:                    «Книги травы», «Близости войны», «Слова» - «переходят»                  в написанное более, чем через 20 лет, «И я ниоткуда пришёл расколоть» и в созданное почти через 30 лет, после просмотра созданного его сыном фильма «Зеркало», « И это снилось мне... ». И становятся в чём-то сложнее.

А созданный в 1965г. цикл «Жизнь. Жизнь…», с которого начата статья, воспринимается во многом как некий вывод - вывод воина, защищавшего своё Отечество и в смертном бою осознавшим, что «есть только явь и свет, ни тьмы,               ни смерти нет на этом свете».

И, вот теперь, приближаясь к финалу, хочу обратиться                          к произведениям, в которых наиболее ярко отражена мысль                      о том, что причастность Вечности неотделима  от осознания себя в неразрывной связи  со Своим Отечеством, с его историей, и, конечно, с Бранной Славой. И примером того служат многие произведения А. А. Тарковского, тожесозданные в годы военного лихолетья.                                                              Кони ржут за Сулою...
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...