Живите в доме - и не рухнет дом.
Живите в доме - и не рухнет дом. Я вызову любое из столетий, Войду в него и дом построю в нем. Вот почему со мною ваши дети И жены ваши за одним столом, - А стол один и прадеду, и внуку: Грядущее свершается сейчас, И если я приподымаю руку, Все пять лучей останутся у вас. Я каждый день минувшего, как крепью, Ключицами своими подпирал, Измерил время землемерной цепью И сквозь него прошел, как сквозь Урал. Эти строки, судя по всему, продолжая вековую традицию русской поэзии, отражают «Жизнь Будущего Века», - а ради неё что-то очень важное, судьбоносное, может быть, даже великое сражение «свершается сейчас». Этими словами выражена главная мысль, которая далеко выходит за рамки и второй части – и даже всего произведения. Она проникает в самую суть лирического героя и неразрывными узами связывается для него с образом необъятной Матушки - России. (Именно последние строки второй части стихотворения, можно сказать, исторически и пространственно «конкретизируют» Образ Вечности). А в завершающей части этот образ кажется ещё более конкретным и приближенным к жизни и самого поэта – русского воина, и к тысячам таких, как он. Я век себе по росту подбирал.
Мы шли на юг, держали пыль над степью; Бурьян чадил; кузнечик баловал, Подковы трогал усом, и пророчил, И гибелью грозил мне, как монах. Судьбу свою к седлу я приторочил; Я и сейчас в грядущих временах, Как мальчик, привстаю на стременах. Мне моего бессмертия довольно, Чтоб кровь моя из века в век текла. За верный угол ровного тепла Я жизнью заплатил бы своевольно, Когда б ее летучая иглаМеня, как нить, по свету не вела.Конечно, «времена не выбирают – в них живут и умирают». А потому, очевидно, поэт говорит о причастности всему происходящему, о готовности к жертвенному служению, как говорили до него и Н. С. Гумилёв, и А. А. Ахматова, и М. А. Волошин. Да и вообще, это - основа мышления истинно русского человека, даже можно сказать, воплощение «соборного» мышления, о чём писали наши великие религиозные мыслители. Я думаю, что образы стихотворения «Жизнь. Жизнь…» в чём-то сложнее, чем в произведениях вышеназванных поэтов, однако все великие поэты, да и простые люди, жертвенно служащие Отечеству и верующие в Жизнь Будущего Века, Причастны «свершающемуся» во имя «грядущего». И, наверное, это неисчерпаемое по глубине произведение А. А. Тарковского перекликается с размышлениями М. А. Волошина (о чём уже было сказано ранее) - прежде всего в цикле «Усобица» з книги «Неопалимая Купина», созданном за несколько десятилетий до написания приведённых строк А. А. Тарковского:
Я не сам ли выбрал час рожденья, Век и царство, область и народ, Чтоб пройти сквозь муки и крещенье Совести, огня и вод? (Стихотворение «Готовность») Лирический геройи М. А. Волошина, и А. А. Тарковского, а по сути сами поэты, говорят, что готовы вынести все посланные им испытания, принести в жертву свою земную жизнь во имя Грядущего - в изначальном, высшем смысле этого слова. (Именно Грядущего, а не абстрактных будущих поколений, как часто трактовало подобные мысли советское литературоведение, изъявшее свойственный русской литературе православный контекст). А об образе Жизни Будущего Века было уже немало сказано и в предыдущих частях. Если ж дров в плавильной печи мало: взывает к Творцу готовый на высокое самопожертвование лирический герой М. А. Волошина в страшную годину лихолетья 20-х годов. Похожие мысли и чувства пронизывают также пророческое стихотворение «Молитва» А. А. Ахматовой. (см. часть первую). Лирический же герой А. А. Тарковского, как уже говорилось, размышляет о бессмертии, очевидно, после пережитых сражений, после всех принесённых жертв. Оттого размышления эти не столь драматичны, но не менее ценны. А теперь от глубоких размышлений о вечности и философских выводов «перейдём» к довольно обыденной, на первый взгляд, ситуации – перед читателем обыкновенный военный госпиталь, которых во времена сражений всегда было великое множество: Все не спит палата госпитальная, Радио не выключай - и только. Тренькающая да беспечальная Раненым пришлась по вкусу полька. Наплевать, что ночь стоит за шторами, Что повязка на культе промокла, Дребезжащий репродуктор шпорами Бьет без удержу в дверные стекла. Наплевать на уговоры нянины, Только б свет оставила в палате. И ногой здоровой каждый раненый Барабанит польку на кровати
(Стихотворение «Полька») Совсем иной образ, иное настроение – и стихотворение создано в военном 1945году. Какую роль играет в изображении бранной славы Отечества этот незатейливый и популярный в народе чешский танец? Речь же идёт о раненых солдатах. А танец, как выясняется, очень ярко показывает силу духа русских воинов. Произведение построено на совершенно потрясающей антитезе: «повязка на культе промокла» от крови и всё же «ногой здоровой каждый раненый б арабанит польку на кровати». Думаю понятно, чтовсё изображённое, скорее, символично, чем реалистично. И полька - некое «средство», которое помогает понять, что не сломлен дух физически искалеченных солдат и офицеров - искалеченных в сражениях за освобождение Родной Земли и в боях за спасение братьев-славян от фашистского ига. Это – символ жизнеутверждающего начала. Такой народ победить нельзя! Он всё равно поднимется! (Невольно вспоминается созданная через много лет после Великой Победы песня, в которой «сказал солдат, что лежал без ног: «Мы с тобой, сестра, ещё станцуем» ). Но возвратимся к философским размышлениям русского воина Арсения Александровича Тарковского. Думаю, что апогеем размышлений об исторической и личной причастности Вечности в произведениях, созданных в годы великих сражений, вернее, в их завершении, можно назвать стихотворение «Книга травы»:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|