Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Живите в доме -  и не рухнет дом.




Живите в доме -                             и не рухнет дом.

Я вызову любое                                    из  столетий,

Войду в него                                    и дом построю                        в нем.

Вот почему со мною ваши дети

И жены ваши за одним                    столом, -

А стол один и прадеду,                                       и внуку:

Грядущее свершается сейчас,

И если я приподымаю руку,

Все пять лучей останутся у вас.

Я каждый день минувшего, как крепью,

Ключицами своими                                       подпирал,

Измерил время землемерной цепью

И сквозь него прошел, как сквозь Урал.


Эти строки, судя по всему, продолжая вековую традицию русской поэзии, отражают «Жизнь Будущего Века», - а ради неё что-то очень важное, судьбоносное, может быть, даже великое сражение «свершается сейчас». Этими словами выражена главная мысль, которая далеко выходит                        за рамки и второй части – и даже всего произведения.                           Она проникает в самую суть лирического героя                                            и неразрывными узами связывается для него с образом необъятной Матушки - России. (Именно последние строки второй части стихотворения, можно сказать, исторически                        и пространственно «конкретизируют» Образ Вечности).

 А в завершающей части этот образ кажется ещё более конкретным и приближенным к жизни и самого поэта – русского воина, и к тысячам таких, как он.  


Я век себе по росту                                            подбирал.

Мы шли на юг, держали пыль над степью;

Бурьян чадил; кузнечик баловал,

Подковы трогал усом,                      и пророчил,

И гибелью грозил мне,                              как монах.

Судьбу свою                         к седлу я  приторочил;

Я и сейчас                              в грядущих временах,

Как мальчик, привстаю на стременах.

Мне моего бессмертия довольно,

Чтоб кровь моя из века              в век текла.

За верный угол ровного тепла

Я жизнью заплатил бы своевольно, Когда б ее летучая иглаМеня, как нить, по свету                        не вела.

Конечно, «времена не выбирают – в них живут                                    и умирают». А потому, очевидно, поэт говорит                                         о причастности всему происходящему, о готовности                                      к жертвенному служению, как говорили до него                                        и Н. С. Гумилёв, и А. А. Ахматова, и М. А. Волошин.                           Да и вообще, это - основа мышления истинно русского человека, даже можно сказать, воплощение «соборного» мышления, о чём писали наши великие религиозные мыслители. Я думаю, что образы стихотворения «Жизнь. Жизнь…»                    в чём-то сложнее, чем в произведениях вышеназванных поэтов, однако все великие поэты,  да и простые люди, жертвенно служащие Отечеству и верующие в Жизнь Будущего Века, Причастны «свершающемуся» во имя «грядущего».   И, наверное,  это неисчерпаемое по глубине произведение А. А. Тарковского перекликается с размышлениями М. А. Волошина (о чём уже было сказано ранее) - прежде всего в цикле «Усобица» з книги «Неопалимая Купина», созданном за несколько десятилетий до написания приведённых строк А. А. Тарковского:


Я не сам ли выбрал час рожденья,

Век и царство, область и народ,

Чтоб пройти сквозь муки и крещенье

Совести, огня и вод?


(Стихотворение «Готовность»)


Лирический геройи М. А. Волошина, и А. А. Тарковского,                 а по сути сами поэты, говорят, что готовы вынести все посланные им испытания, принести в жертву свою земную жизнь во имя Грядущего - в изначальном, высшем смысле этого слова.

(Именно Грядущего, а не абстрактных будущих поколений, как часто трактовало подобные мысли советское литературоведение, изъявшее свойственный русской литературе православный контекст). А об образе Жизни Будущего Века было уже немало сказано и в предыдущих частях.

  Если ж дров в плавильной печи мало:
 Господи! Вот плоть моя» -

взывает к Творцу готовый на высокое самопожертвование лирический герой М. А. Волошина в страшную годину лихолетья 20-х годов. Похожие мысли и чувства пронизывают также пророческое стихотворение «Молитва»   А. А. Ахматовой.  (см. часть первую). Лирический же герой А. А. Тарковского, как уже говорилось, размышляет                                   о бессмертии, очевидно, после пережитых сражений, после всех принесённых жертв. Оттого размышления эти не столь драматичны, но не менее ценны.

  А теперь от глубоких размышлений о вечности                                    и философских выводов «перейдём» к довольно обыденной, на первый взгляд, ситуации – перед читателем обыкновенный военный госпиталь, которых во времена сражений всегда было великое множество:    


Все не спит палата                      госпитальная,

Радио не выключай -                                 и только.

Тренькающая да беспечальная

Раненым пришлась по вкусу полька.

Наплевать, что ночь стоит за шторами,

Что повязка на культе промокла,

Дребезжащий                                    репродуктор шпорами

Бьет без удержу в дверные стекла.

Наплевать на уговоры нянины,

Только б свет оставила в палате.

И ногой здоровой каждый раненый

Барабанит польку                                      на кровати


                                              (Стихотворение «Полька»)  

 Совсем иной образ, иное настроение – и стихотворение создано в военном 1945году.

Какую роль играет в изображении бранной славы Отечества этот незатейливый и популярный в народе чешский танец? Речь же идёт о раненых солдатах. А танец, как выясняется, очень ярко показывает силу духа русских воинов. Произведение построено на совершенно потрясающей антитезе: «повязка на культе промокла» от крови и всё же «ногой здоровой каждый раненый б арабанит польку на кровати». Думаю понятно, чтовсё изображённое, скорее, символично, чем реалистично. И полька - некое «средство», которое помогает понять, что не сломлен дух физически искалеченных солдат и офицеров - искалеченных в сражениях за освобождение Родной Земли и в боях за спасение братьев-славян                                                 от фашистского ига. Это – символ жизнеутверждающего начала. Такой народ победить нельзя! Он всё равно поднимется! (Невольно вспоминается созданная через много лет после Великой Победы песня, в которой «сказал солдат, что лежал без ног: «Мы с тобой, сестра, ещё станцуем» ).  

Но возвратимся к философским размышлениям русского воина Арсения Александровича Тарковского. Думаю, что апогеем размышлений об исторической и личной причастности Вечности в произведениях, созданных в годы великих сражений, вернее, в их завершении, можно назвать стихотворение «Книга травы»:


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...