Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Мотивы выбора профессии как индикаторы имиджа профессии




Мотивы профессионального выбора уже давно привлекают внимание социологов и психологов. Имеются достаточно результативные исследования по мотивам профессионального студентов вузов и техникумов, учащихся профессионально-технических лицеев и училищ, а также обучающихся в учебных центрах службы занятости.

Выбор профессии в современном российском обществе обусловлен множеством факторов, которые следует учитывать при формировании контингента студентов и учащихся, открытии новых направлений профессиональной подготовки и при прогнозах потребностей в кадрах. Так, анализ результатов опроса московских студентов показал, что выбор того или иного учебного заведения в большинстве случаев был обусловлен уверенностью респондентов в том, что в данном вузе дают хорошее образование. На втором месте среди факторов выбора того или иного вуза оказалось то, что его посоветовали знакомые. На третьем месте причин выбора вуза для студентов является близость его расположения к дому. Заметно усиливается роль таких факторов, как довузовское обучение в данном вузе, сотрудничество вуза со школой.

В целом только 68, 75% студентов ответили, что выбрали профессию по призванию. Среди учащихся, выбравших профессию не по призванию (таких было 22, 7%), большая часть – девушки.

По данным социологических исследований, проведенных Н. Солнцевой, почти для половины опрошенных абитуриентов просто важно получить диплом – маркер статусной позиции, социальных возможностей. Социально-статусная мотивация, возможно, здесь превалирует. Но не исключено, что присутствуют социальные мотивы – пример родителей, советы друзей, стремление «откосить от армии», остаться в роли учащегося и весело пожить. Мода на престижные профессии (юрист, экономист, финансист, менеджер) отнюдь не связана с ценностью знания, которая вытеснена из социальной жизни образцами сказочного карьерного взлета или обретения капитала.

Как показывают также данные многих других исследований, в российском обществе продолжается процесс пересмотра приоритетов в иерархии профессий. Анализ притязаний людей свидетельствует о прагматическом характере молодежного сознания: в большинстве своем молодые люди ориентируются нате знания, которые пользуются повышенным спросом на рынке труда. Это профессии юриста, финансиста, экономиста, менеджера.

Проведенное нами исследование мотивов профессионального выбора белгородских студентов показывает следующее. Почти половину опрошенных (от 43, 8 % до 46, 4 %) привлекли в избранной специальности «возможность реализации собственных способностей», «возможность интересной работы», «возможность роста, перспективность». На второй позиции по значимости оказалась «высокая зарплата». На нее указали каждый пятый из опрошенных студентов по всему массиву и каждый второй студент университета потребительской кооперации и МУБИИТ. «Высокий престиж» специальности и ее «важность для общества» определили выбор каждого восьмого студента, 8, 8 % ориентировались на «доступность» специальности. Некоторая часть студентов (5, 8 %) оказалась в затруднении с формулированием мотива выбора специальности.

Эти данные позволяют, во-первых, предположить, что ведущими мотивами выбора специальности остаются мотивы, имеющие одновременно высокую общественную и личностную значимость (возможность интересной работы, возможность роста и т. д. ). На высокую зарплату ориентируются прежде всего студенты негосударственных вузов, на высокий престиж – студенты экономических факультетов, на доступность – студенты «традиционных» педагогических и строительных специальностей. Обращает на себя внимание невысокая мотивационная значимость фактора «важность для общества».

Во-вторых, мы имеем дело в данном случае с так называемым «ретроспективным» выбором профессии, когда сам мотив выступает не только фактором, побудившим к выбору, но и его внутренним обоснованием и оправданием, своего рода психологическим компромиссом между тем, что хотелось бы иметь, и тем, что получилось в действительности. Мотив выполняет здесь не только побудительную, но и смыслообразующую функцию.

В-третьих, затруднения с формулированием мотива профессионального выбора свидетельствует об «инерционном» характере профессионального выбора, его невысокой личностной, «событийной» значимости.

Нами исследовались также мотивы профессионального выбора у студентов техникумов, учащихся профессионально-технических лицеев и слушателей учебных центров службы занятости.

Выбор профессии студентами техникумов детерминирован прежде всего престижностью профессии, высокой заработной платой, стабильностью спроса на профессию. Почти каждого пятого респондента привлекает возможное общение с людьми в процессе труда. Каждый девятый из опрошенных ориентируется на сравнительную легкость поступления в техникум по избирательной специальности. Заметно меньшую роль играют мотивы «это – мое призвание», «возможность самоутверждения» и «возможность творческого труда».

Несколько иной расклад мотивов профессионального выбора у учащихся профессионально-технических лицеев. Они ориентируются прежде всего на стабильность рыночного спроса и его повышение, а также на доступность профессии. Нельзя игнорировать также коммуникативную «составляющую» профессии, т. е. общение с людьми в процессе труда.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...