Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Имидж политического лидера (политическое портретирование)




Политическое портретирование – одна из наиболее древних практических сфер и в то же время одна из наиболее молодых областей научного осмысления этих практик. Люди, внесшие заметный вклад в историю, всегда вызывали интерес у своих современников и потомков.  

Факторы, определяющие феномен лидерства, можно разделить на следующие основные группы:

1) исторический контекст (или ситуация);

2) психологические характеристики лидера;

3) последователи или сторонники лидера;

4) отношения между лидером и его последователями;

5) поведение лидера.

Политические стили и образы лидера

Политический стиль отражает не только индивидуальность лидерам но и характер его взаимодействия с окружением, степень влияния на массы, способы реагирования на возникающие проблемы и потребности населения, методы поддержания и осуществления политического курса. Стили политики бывают эффективными и неэффективными, авторитарными и демократическими. Традиционно выделяются четыре стиля. Основанием их типологии служит качество выполнения президентами своих политических ролей.

Ожидаемое политическое поведение лидеров (президентов, руководителей конгресса и т. д. ) может быть ориентировано либо на субъективное понимание выполняемой роли, либо на ожидания конкретных групп общества. Так, стиль, ориентированный на эффективную, результативную и созидательную деятельность на общее благо, называют активно позитивным (в качестве примера такого стиля привел деятельность президентов США Ф. Рузвельта, Р. Рейгана). Преобладание личного самолюбия в осуществлении лидирующих функций формирует активно негативный стиль (Г. Трумэн). Зависимость от каких-либо групповых узко партийных предпочтений, привязанность к устойчивым стандартам и ценностям обусловливают пассивно-позитивный стиль (Дж. Картер). Минимальное выполнение своих политических функций порождает пассивно-негативный стиль (Дж. Буш).

Возрастание роли психологических факторов в процессе лидерства привело к переносу в политическую науку терминов психологии, с помощью которых описывается политический стиль.

Параноидальный политический стиль. Такой личности свойствен­ны подозрительность, недоверие к другим, сверхчувствительность к скрытым угрозам и мотивам, постоянная жажда власти, контроля над другими людьми. Его поведение и действия часто непредсказуемы. Политик пара­ноидального стиля обычно не приемлет другой точки зрения, кроме собственной, отвергает любую информацию, не подтверждающую его теории, установки и убеждения. Мышление подобного политика ин­версионное, разделяющее реальность на крайности по типу «белое» – «черное», «друзья» – «враги» и т. д. Стремление к безграничной власти обеспечивается постоянным манипулированием своими подчиненны­ми, интригами и столкновениями их друг с другом в собственных ин­тересах. Подобный политический стиль внешне не столь эффектен, но может обладать значительным ресурсом мобилизации населения, спо­собствует решению стратегически важных задач в исторически огра­ниченные сроки, последовательному осуществлению своего курса. Но­ситель этого стиля может эффективно лидировать, опираясь на развитую карательную систему, на политический террор.

Демонстративный политический стиль. Характерен для такого типа лидера, которого можно назвать «артист». Он всегда играет на публику. Его отличают любовь к внешним эффектам и демонстрациям, страстное желание нравиться, постоянно привлекать к себе внимание. Во многом его поведение, политические действия зависят от того, нравится ли он другим, любим ли он ими. Реализация продуманного политического курса лидером с таким политическим стилем оказывается невозможной в силу изменчивости мотивации его политического по­дведения. Представители демонстративного стиля менее всего предрасположены к упорной и созидательной работе, рассчитанной на длительное время. Они хороши в переломные моменты (в ситуациях «недовольства, разочарования), когда надо возбудить и повести за собой толпу.

Компулъсивный политический стиль характеризует лидера, собира­тельный образ которого можно обозначить как «отличник». Ему свойственно почти навязчивое желание все сделать наилучшим образом, независимо от возможностей. Стиль его поведения характеризует на­пряженность, отсутствие легкости, гибкости, маневра. Он постоянно озабочен, мелочен, слишком пунктуален, догматически подходит ко Всем инструкциям, правилам. Особенно дискомфортно «отличник» чувствует себя в экстремальных ситуациях, когда необходимо быстро  принимать решения, использовать нестандартные методы. Любые от­клонения от запланированного хода деятельности для него болезнен­ны, а опасность совершить ошибку способна ввергнуть его в панику.

Депрессивный политический стиль олицетворяет «соратник». Ли­дер этого типа не способен играть ведущую роль и поэтому пытается объединиться с теми, кто реально может «делать политику». Он не имеет четкого политического курса, устойчивых подходов к решению возникающих проблем. Политическую реальность воспринимает на­стороженно и пессимистически, постоянно обнаруживая слабость и. политическое безволие.

Шизоидалъный политический стиль тесно связан с депрессивным; Его представляет лидер-«одиночка». Самоизоляция и самоустранение от участия в конкретных событиях у него имеют более отчетливый ха­рактер. «Одиночка» не желает присоединяться ни к какому конкрет­ному движению и предпочитает позицию стороннего наблюдателя, политическая ответственность в подобных случаях практически от­сутствует.

Необходимо заметить, что описанные выше идеальные (теоретически сконструированные) типы политических стилей в реальной политической практике выступают как тенденции, т. е. их сложно выявить в чистом виде.

В современной политологии нередко выделяют следующие образы лидера:

– лидера-«знаменосца» отличает собственное видение действительности, привлекательный образ, идеал, способный увлечь массы;

– лидер-«служитель» всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и избирателей, ориентируется на их мнение и действует от их имени;

– для лидера-«торговца» характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить «купить» эти идеи, привлечь мас­сы к их осуществлению;

– лидер-«марионетка» зависит от воли и интере­сов своего ближайшего окружения;

– лидер-«пожарный» ориентируемся на самые актуальные общественные проблемы, насущные требования момента. Его действия определяются конкретной ситуацией.

Американский ученый К. Ходжкинстон выделяет ряд типов политических лидеров:

 – лидеров-карьеристов, ориентирующихся на достижение личных эгоистических интересов во власти;

– лидеров-политиков, действующих в сфере вла­сти в интересах представляемых ими граждан;

– лидеров-техников, умело использующих аппаратные структуры и механизмы в процессе организации власти;

– лидеров-поэтов, действующих в политике во имя высоких целей, реализации идеологических ценностей.

При формировании имиджа на начальном этапе доказана ведущая роль визуальной информации. В первую очередь, внешний вид человека содержит индикаторы таких характеристик человека, как пол, возраст, национальная принадлежность, эмоциональные состояния и ряд индивидуально-психологических свойств: тревожность, уверенность, экстраверсия – интроверсия и др. (А. А. Бодалев, В. Н. Панферов, Е. А. Петрова, В. А. Лабунская).

На стадии первого впечатления создается обобщенный имидж политика, выражающийся в наиболее простых характеристиках: привлекательный – непривлекательный, добрый – злой и т. п. Происходит его отнесение к определенному типажу. Типаж — это своего рода одномерный имидж. По мнению А. А. Максимова, на политическом рынке России сегодня сформировались следующие основные типажи политиков:

1. Гуманитарий (ученый, преподаватель, врач, экономист, юрист) — Г. Явлинский, Р. Хазбулатов, Г. Селезнев, С. Федоров.

2. Хозяйственник — Ю. Лужков, Ю. Маслюков, В. Стародубцев, Ю. Скоков.

3. Борец — В. Анпилов, С. Ковалев, В. Новодворская, В. Жириновский, А. Макашов, Т. Гдлян.

4. Человек власти (вождь нации, государственный человек, крупный чиновник) Б. Ельцин, Е. Примаков, В. Черномырдин, М. Шаймиев, М. Николаев (Президент Якутии).

5. Силовик (генерал) А. Лебедь, А. Николаев, Р. Аушев, А. Руцкой, Я. Рохлин.

6. Технократ (менеджер западного типа) А. Чубайс, С. Кириенко.

7. Бизнесмен Б. Березовский, К. Илюмжинов, К. Боровой, А. Тарасов.

8. Экзотик (полярники, звезды эстрады, спорта и т. п. ) А. Чилингаров, И. Кобзон.

После избирательной кампании президента России  в 1996 г. И. Дзялошинский предложил следующие мифологические образы рос­сийских политиков (минусом этой классификации все же является очень сильная при­вязка к имеющемуся в России набору действующих лиц):

Покровитель. Это образ Б. Ельцина, который реализуется как добрый защитник нуждающихся, постоянно отдающий приказы о вы­плате всех задолженностей по зарплате и пенсиям;

Хозяин, или Господин. Это роль А. Лебедя, который обещает раз­делаться со всеми взяточниками и хапугами;

Виртуоз, или Ловкач. Жириновский В. (в качестве примера) пре­красно умеет завораживать публику;

Дьявол. Роль, являющаяся олицетворением зла и противопоставленная Покровителю. На эту роль в президентской кампании 1996 г. усиленно выводили Г. Зюганова.

Почепцов Г. Г. предлагает следующий набор символичных образов:

Рыцарь. Это тот, кто сначала делает, а потом думает. Он очень хорошо смотрится во враждебной ситуации. А в мирной, спокойной ситуации «отлеживается в берлоге». Это Б. Ельцин, который лучше смотрится на танке, чем за письменным столом;

Хозяин. Хозяин не просто ведет будничную работу, но и совер­шает зрелищные действия, приводящие к гигантским результатам. Хозяину народное сознание готово простить те или иные грешки. Рыцарь в этом плане как бы барский образ, а Хозяин – вполне свойский. В качестве претендента на эту роль Г. Г. Почепцов называет Ю. Лужкова;

Аскет. Образ аскета всегда был привлекательным для нашей; ментальность, все советские лидеры шли по этому пути;

Мыслитель. Почепцов Г. Г. отмечает условность этого обозначения. В противоположность Рыцарю Мыслитель только думает и ничего не делает. Это – М. Горбачев;

Романтик. Он никогда не приживется в высших эшелонах власти, поскольку все хочет делать как бы от души. Романтик – пришлое существо, постоянно выпадает из коляски. Все хорошие качества романтика (вроде честности, интеллекта и т. д. ) не помогают, а меша ему. Это А. Сахаров;

Профи. Под ним Г. Г. Почепцов понимает равномерное сочетание «думания» и «делания». И в конце 1990-х годов таких людей в списке первых лиц России не видит.

 

В основе дальнейшего формирования имиджа лежат описанные в социально-психологической литературе механизмы (установки, стереотипизации, идентификации, физиогномической редукции и др. ) и эффекты («ореола», «первичности» и «новизны», «пигмалиона» и др. ).

Эффект первичности – мнение, сложившееся вначале очень часто надолго определяет отношение к человеку или событию. Первая информация сильнее последующей. Первое впечатление возникает в первые 15-20 секунд общения с человеком.

 Эффект новизны – о человеке хорошо знакомом нам важнее новая информация (вспомним фильм " Самая обаятельная и привлекательная" , когда главная героиня, которую все считали " синим чулком" вдруг пришла на работу совершенно преображенная, в новом наряде).

Эффект бумеранга – людям обычно подсознательно оказывают противодействие сильному давлению извне, в чем бы оно ни выражалось, поскольку любое давление со стороны другого человека воспринимается обычно как покушение на их право свободного выбора.

 Эффект ореола означает влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Если общее впечатление о человеке благоприятное, то его положительные качества переоцениваются, а отрицательные – либо затушевываются, либо так или иначе оправдываются. И наоборот, если общее впечатление отрицательное, то даже благородные поступки не замечаются или истолковываются как своекорыстные. В повседневной жизни это явление называют «приклеиванием ярлыков».

 Эффект последовательности состоит в том, что на суждение о человеке наибольшее влияние оказывают те сведения, которые предъявлены в первую очередь, а если дело касается знакомого человека, то самые последние сведения о нем.

Эффект проекции – неосознаваемая тенденция переносить (проецировать) нежелательные для себя качества и свойства на другого человека.

Эффект снисходительности – щедрая, излишняя благожелательность, то есть некритичность при оценке другого человека.

 

Гуцал А. Ф. и Недбаевский С. Л. [1999] разделяют «внешние» условия, которые воздействуют на формирование и деятельность лидера, от его собст­венных «внутренних» психологических характеристик и поведения. Таким образом, в описании феномена политического лидерства они выделяют макро- и микроуровни.

Макроуровень – ситуационные факторы, представленные процес­сами и явлениями, в которые политик оказывается вовлеченным (втянутым) «волею судьбы». Они развиваются как бы помимо самого «но сителя»: то выталкивая его на вершины власти, то низвергая в пучину исторического «небытия».

Микроуровень – это область исследования, связанная с личностью политика, спецификой его деятельности, а также оценкой его профессионального и статусно-ролевого потенциала.

Ситуационная компонента – социально-исторический и социально-политический контекст. К наиболее значимым факторам можно отнести следующие.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...