Макроуровень
1. Политический строй. В условиях авторитарного режима действуют совершенно иные принципы и механизмы формирования политической элиты, чем в странах с развитой представительной демократией. Политическая культура и политическая система задают, в свою очередь, тот минимальный набор психологических характеристик, которые обеспечивают восхождение человека на вершину власти. Потенциальный национальный лидер в демократической стране должен уметь завоевывать популярность и доверие в широких массах населения, особенно среди членов и сторонников той партии, которую, он возглавляет. В большинстве экономически и политически отсталых стран, где формальный политический плюрализм и соперничество на, выборах сочетаются с силовой борьбой политических группировок для претендента на власть важны качества, обеспечивающие лидерство в «своей» группе и ее победу в такой борьбе, в частности способность не стесняться в выборе средств и свободу от моральных ограничений 2. Национально-историческая ситуация – состояние политической системы, конкретная фаза ее исторического бытия. Ситуационные состояния общественно-политической системы можно подразделить на следующие фазы: 1) становление системы; 2) ее устойчивая, поступательная эволюция; 3) стагнация, которая сопровождается дисфункциональными, кризисными явлениями; 4) состояние ситуационного кризиса, вызванное усложнением конкретных проблем внутренней или внешней политики, угрожающим стабильности системы; 5) общий кризис системы, выражающийся в ее необратимой дестабилизации. Каждая из этих фаз предъявляет специфический «социальный заказ», на определенные качества лидеров и на лидеров с этими качествами
3. Культурно-национальный аспект. Соответствие взглядов по литика национальному менталитету и культурным традициям народ является важным условием восприятия людьми его социально-политических и экономических проектов. Дифференциация политикой по социокультурным или этнонациональным признакам; встроенности политика в национально-культурный контекст определяется соответствием его идеологической программы (провозглашаемых в ней политических целей и ценностей) и его имиджа (всей совокупности вербальных и невербальных посланий) особенностям национального характера и национальной идеи. 4. Социальный аспект – количество и качественный состав сочувствующего электората. 5. Политико-практический аспект. По существу именно политическая практика лидера (поведение, решения и действия политика в конкретных политических и жизненных ситуациях, а также многообразие и характер его политических связей) является самой надежной основой для исследований феномена политического лидерства. По делам политика реально выносится вердикт о его политическом масштабе. Политологический анализ с целью уточнения масштаба фигуры политика включает в себя определение: – политического и социального статуса лидера; – границ доминирования его политической властной воли; – положения в партии, движении, общественной организации и их влиятельности на внутриполитической сцене; – политических покровителей, сторонников и ставленников (в законодательной, исполнительной и судебной властях, силовых структурах); – покровителей за рубежом; – финансовых возможностей; – величины и эффективности подконтрольного аппарата управления; – наличия подконтрольных силовых структур и СМИ; – масштабов участия в выработке стратегии управления обществом, а также разработке и принятии конкретных государственных решений;
– степени участия в оперативном управлении социальными процессами, возможности влиять на регламентацию жизни общества; – полноты владения информацией и допущенности к контролю за важнейшими параметрами стабильности общества; – характера взаимоотношений с криминальным миром. В подобном анализе целесообразно выделить отдельной строкой – экономический блок: – прямое или косвенное владение экономическими ресурсами; – право распоряжаться материальными ресурсами, необходимыми для общественного производства и потребления: финансами, природными ресурсами, людскими ресурсами и т. д.; – границы осуществления собственной экономической политики, возможности мобилизации финансовых средств; – право разрешать или содействовать экономической деятельности; – доступ к экономической информации стратегического уровня; – способность влиять на принятие важных экономических решений. Анализ лидера немыслим без прояснения его идеологической платформы, включающей: идеологическую концепцию; политические идеи; социально-политические идеалы; идейно-политические принципы и политические взгляды; политические лозунги. 6. Политический путь лидера обозначен непрерывной чередой политических акций и поступков – битв, маневров, вызовов, угроз и демонстраций силы. Существенными являются следующие этапы политической жизни: – предполитическая деятельность; – рекрутирование или самовыдвижение в политику; – собственно процесс вхождения во власть; – непосредственно политическая деятельность; – выход в политический «запас» (клуб политиков, временно отстраненных от принятия важных решений, но сохраняющих потенциальную возможность возвращения в большую политику). Процесс вхождения человека во власть и последующие его перемещения рассматриваются с точки зрения выявления политических и социальных сил, направляющих его политический рост. Целесообразно также отслеживать динамику политического развития лидера, выявлять в ней элементы цикличности и периодичности, особенности превращений и трансформаций в рамках отдельных циклов. 1. Медиапотенциал лидера: способность влиять на политику конкретных СМИ, масштаба влияния, виды СМИ, находящиеся в сфере влияния (особое внимания по степени влияния на социум уделяется электронным СМИ); способность влиять на социально-политическую ситуацию в стране с помощью использования современных медиатехнологий.
Данная количественная сравнительная оценка информационных потоков включает активную позитивную составляющую, генерируемую по инициативе самого политика; активную негативную составляющую, порождаемую конкурентами и противниками; пассивную составляющую (как позитивную, так и негативную) как отклик «нейтральных» к политику сил. 2. Целевая устремленность и ориентация информационной политики: направленность информационной политики как проявление политической ориентации; общая тональность информационного потока; образ лидера (медиаимидж), формируемый подконтрольными СМИ. 3. Информационно-аналитический потенциал: динамика информационного воздействия, интенсивность, степень его связи с процессами в обществе; качество информационных материалов: аналитичность, использование специальных приемов психологического воздействия на аудиторию, РК-приемов, наличие тонкой смысловой структуры в информационных посылках политика; использование лидером новых информационных технологий, представленность в Интернете. 4. Информационно-коммуникативные характеристики личности: визуальный ряд (электронные СМИ): вербальные проявления (ораторские, интеллектуальные способности и т. п. ); невербальные проявления (мимика, жесты и т. п. ); реакция на информационное воздействие; форма участия в коммуникационных процессах: прямое (участие политика в прямом эфире в публичных дискуссиях, круглых столах и т. п. ); опосредованное (публикации в прессе); соблюдение норм коммуникативной этики. Таким образом, макроуровень политического лидерства определяется системными свойствами жизнедеятельности политика в социуме, его вписанностью в сферу культуро-гео-хроно-социополитики.
МИКРОУРОВЕНЬ
Исходные характеристики для оценки личности политика (по А. Ф. Гуцал и С. Л. Недбаевскому): 1. Направленность. Это понятие объединяет ценности, идеалы, убеждения, склонности, интересы, желания, влечения и потребности: Сущность направленности связана не столько с тем, чего хочет человек, сколько с тем, почему он этого хочет, т. е. с мотивами его поведения. Смысл, который политик вкладывает в свою деятельность, также; определяется его внутренними ценностями – осознанными и неосознанными мотивами. 2. Мотивация. 3. Характер (морально-волевые качества). 4. Интеллектуально-познавательные характеристики. 5. Эмоции. В исследовании эмоциональной зрелости политика необходимо.: выявлять и анализировать его повторяющиеся несоразмерные реакции: на те или иные события или людей. Диспропорциональные реакции определенно и точно указывают на болезненные, уязвимые места в личности политического лидера, зоны эмоциональной недостаточности. К числу постоянных несоразмерных реакций политика относятся неутоленные в прошлом потребности, такие как: – потребность в многочисленных советчиках и их научении (потребность во «взрослом человеке рядом»); – потребность в одобрении своих поступков со стороны определенного круга людей («родительском одобрении»); – потребность быть всеми любимым и принимаемым (потребности в эмоциональной поддержке и принятии); – потребность в повышенном внимании к своей персоне и другие детские потребности, оживающие у некоторых политиков в определенных условиях (как правило, при встрече с опекой и лестью заинтересованного окружения) и способные стать объектом психологической манипуляции со стороны искушенных политических противников. 6. Самооценка как устойчивое эмоционально-ценностное отношение человека к самому себе, включающее оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди окружающих людей, может быть заниженной, завышенной и адекватной. 7. Призвание к политической деятельности во многом определяется тем, в какой степени ценностная ориентация и другие определяющие характеристики личности политика совпадают с содержанием его политической деятельности. Иными словами – на своем ли он месте. 8. Стиль руководства является одной из важнейших институциональных категорий, используемых при составлении политического портрета. Стиль руководства – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным ему или зависимым от него лицам с целью оказания на них влияния и побуждения к достижению значимых целей.
Выделяют следующие типы власти, использующиеся в той или иной степени всеми руководителями: – власть, основанная на принуждении (влияние через страх наказания); – власть, основанная на поощрении (материальное и моральное стимулирование); – экспертная власть (высоко оценивается профессиональная компетентность руководителя); – власть примера (уважение к руководителю как к личности, стремление походить на него); – законная или традиционная власть (высокий официальный статус, дающий право отдавать распоряжения). 9. Профессиональные навыки, приемы и качества лидера, характеризующие его как политического менеджера, в большей степени, нежели другие характеристики, значимы для оценки наших политиков специалистами на Западе. К ним относятся: – административные навыки (навыки планирования; знания в области организации управления и опыт организационной работы; личная организованность и умение распоряжаться своим временем); – познавательный потенциал (образование, специальная подготовка; умение вникать в детали и кропотливо решать мелкие вопросы; изобретательность и стремление внедрять новое; опыт работы в финансово ответственных сферах, навыки оперирования количественными показателями; навыки анализа проблем (задач) и принятия самостоятельных решений); – лидерские качества (стиль лидера, приемы и методы влияния на других людей; умение мотивировать других; навыки работы в команде; навык делегирования полномочий и контроля за исполнением; умение подобрать людей, создавать команду и развивать других); – навыки межличностного общения (способность устанавливать желаемые отношения с людьми; умение улаживать конфликты и вести переговоры); – навыки устного и письменного общения (способность доносит информацию до других людей; умение слушать; навыки речевого общения; навыки составления текстов); – приспособляемость личности (гибкость; независимость; уверенность в себе и принятие самого себя; способность управляться со стрессом); – внутренняя мотивированность к управлению (умение ставить перед собой цель; способность соизмерять свой успех; заинтересованность в личностном и профессиональном росте; стремление к реализации собственных управленческих талантов, заинтересованность в осуществлении себя в качестве руководителя); – профессиональная компетентность (знание организационной работы в своей сфере деятельности; знание сути дела – своей специальности и своих функциональных обязанностей); – исполнительская дисциплина; – общая работоспособность. 10. Свобода и ответственность политика. Будучи способным влиять на других, политик одновременно может стать «разменной картой», объектом управления или манипулирования со стороны «третьей силы». Особый интерес в этой связи представляют так называемые группы поддержки и группы давления (результирующая их влияния ивзаимопроникновения).
4. Имидж лидера государства (по Е. Н. Давыборец)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|