Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Апраушев А. В. Тифлосурдопедагогика: Воспитание, обучение, трудовая и социальная реабилитация слепоглухонемых. Учеб. посо­бие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов.—М.: Про­свещение, 1983.—208 с, ил.




Апраушев А. В. Тифлосурдопедагогика: Воспитание, обучение, трудовая и социальная реабилитация слепоглухонемых. Учеб. посо­бие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. —М.: Про­свещение, 1983. —208 с, ил.


Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 4

Глава I ПРОБЛЕМЫ СЛЕПОГЛУХОНЕМОТЫ... 5

§ 1. ПРЕДМЕТ ТИФЛОСУРДОПЕДАГОГИКИ, ЕЕ СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ.. 5

§ 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ СЛЕПОГЛУХОНЕМЫХ 7

§ 3. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПСИХИКА, ЕЕ ПРИРОДА.. 9

Глава II ИЗ ИСТОРИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ СЛЕПОГЛУХОНЕМЫХ.. 14

§ 1. ПОМОЩЬ СЛЕПОГЛУХОНЕМЫМ ДЕТЯМ ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ ДО ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ.. 14

§ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОМОЩИ СЛЕПОГЛУХОНЕМЫМ В СССР. 17

§ 3. ЗАГОРСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ ДЛЯ СЛЕПОГЛУХОНЕМЫХ ДЕТЕЙ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 18

Глава III СЛЕПОГЛУХОНЕМОЙ РЕБЕНОК ДО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.. 25

§ 1. ДОКОНТАКТНЫЙ ПЕРИОД.. 25

§ 2. ПЕРИОД ПРЕДМЕТНО-ДЕЙСТВЕННОГО ОБЩЕНИЯ.. 26

§ 3. ПЕРИОД ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ ЖЕСТОВ.. 29

Глава IV ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ СЛЕПОГЛУХОНЕМОГО РЕБЕНКА В СПЕЦИАЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.. 31

§ 1. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ САМООБСЛУЖИВАНИЕ — БАЗА ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ СЛЕПОГЛУХОНЕМЫХ ДЕТЕЙ. ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВ.. 31

§ 2. УСТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕРВЫХ ДЕЛОВЫХ КОНТАКТОВ СО СЛЕПОГЛУХОНЕМЫМ РЕБЕНКОМ. ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ ЖЕСТОВ.. 33

§ 3. РЕЖИМ ДНЯ. ПРИЕМ ПИЩИ.. 38

§ 4. РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ОРИЕНТИРОВКИ.. 41

§ 5. ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВЕСНОЙ РЕЧИ.. 45

§ 7. ИГРЫ СЛЕПОГЛУХОНЕМЫХ ДЕТЕЙ.. 49

§ 8. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СЛЕПОГЛУХОНЕМОГО ДОШКОЛЬНИКА.. 51

Глава V ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ СЛЕПОГЛУХОНЕМЫХ ШКОЛЬНИКОВ 54

§ 1. ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД - БАЗА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ СЛЕПОГЛУХОНЕМЫХ В ШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД.. 55

§ 2. СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОГО ТРУДА.. 56

§ 3. ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОГО ТРУДА.. 68

§ 4. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ.. 72

§ 5. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.. 80

§ 6. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.. 83

§ 7. УЧЕНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ.. 88

§ 8. ШКОЛЬНЫЙ РАСПОРЯДОК.. 93

§ 9. РОЛЬ ЛИЧНОГО ОПЫТА СЛЕПОГЛУХОНЕМОГО РЕБЕНКА В УСВОЕНИИ ЯЗЫКА И ОБУЧЕНИИ.. 94

§ 10. ЗНАЧЕНИЕ ЧТЕНИЯ В ЖИЗНИ СЛЕПОГЛУХОНЕМОГО.. 104

ШКОЛЬНИКА. ЭТАПЫ ПРИОБЩЕНИЯ СЛЕПОГЛУХОНЕМОГО.. 104

ШКОЛЬНИКА К КНИГЕ.. 104

Глава VI СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА.. 110

§ 1. ОБЩЕНИЕ.. 110

§ 2. ФИКСАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ.. 114

§ 3. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ - СИГНАЛИЗАЦИЯ 116

§ 4. СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СВЯЗИ. ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ 118

§ 5. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЛЯ СЛЕПОГЛУХОНЕМЫХ 120

Глава VII ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА.. 125

§ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ. 125

ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ СЛЕПОГЛУХОНЕМЫХ.. 125

§ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОИ ПОДГОТОВКИ. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА.. 127

§ 3. ВЛИЯНИЕ ДЕНЕЖНОЙ ОПЛАТЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ 130

§ 4. РАСШИРЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ.. 133

УЧАЩИХСЯ.. 133

Глава VIII ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТРУД.. 135

§ 1. ВКЛЮЧЕНИЕ СЛЕПОГЛУХИХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТРУД.. 135

§ 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВИЛ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ.. 141

§ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕНИЯ. РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ВЗАИМОПОМОЩИ В БЫТУ.. 143

§ 4. ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ СЛЕПОГЛУХИХ ПРИ УПП.. 146

§ 5. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ БЫТА СЛЕПОГЛУХИХ.. 147

Глава IX ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ.. 150

СЛЕПОГЛУХОНЕМЫМ И ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ СО СЛЕПОГЛУХОНЕМЫМИ.. 150

ПРЕДИСЛОВИЕ

В постановлении Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обуче­ния, воспитания учащихся общеобразовательных школ и под­готовки их к труду» (1977 г. ) особо отмечается важность под­готовки учащихся к самостоятельной жизни и трудовой дея­тельности. В не меньшей степени это относится к учащимся специальной школы.

Предлагаемое пособие представляет собой попытку изло­жить проблемы, методы и результаты современного воспитания и обучения слепоглухонемых детей на базе трудовой деятель­ности в специальном учебном заведении. В книге не рассмат­риваются вопросы обучения слепоглухонемых отдельным дис­циплинам, так как программы по русскому языку, литературе, математике и другим предметам заимствуются из школ глухих и адаптируются применительно к особенностям чувственного восприятия слепоглухонемыми окружающего мира. В ряду этих дисциплин исключение составляют программы по труду и физ­культуре, которые приближены к программам школ слепых и слабовидящих. Логопедическая работа в школе слепоглухоне­мых также осуществляется по методам, разработанным для школ глухих. Поэтому в книге раскрыты лишь особенности этой работы, связанные с отсутствием зрения при глухоте.

Пособие написано па основе материалов о работе со слепо­глухонемыми у нас в стране и за рубежом, материалов наблю­дений педагогов Загорского детского дома для слепоглухонемых детей, а также личных наблюдений и исследований автора с привлечением анкет, журналов наблюдений, отчетов воспита­телей и характеристик учащихся.

Данная книга может служить пособием студентам сурдо­педагогического отделения дефектологического факультета, про­слушавшим курсы общей и специальной педагогики, а также общей и специальной психологии перед педагогической прак­тикой. В тексте нет пояснений специальных терминов и поня­тий, которые знакомы студентам из указанных курсов. В случае необходимости можно обратиться к дефектологическому сло­варю.

Пособие опробовано при чтении 56-часового спецкурса тиф­лосурдопедагогики студентам сурдопедагогического отделения дефектологического факультета Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина по программе, представленной в приложении.

Кроме необходимых теоретических и фактических сведений, в пособии содержится материал для организации самостоятель­ной работы студентов (вопросы и задания, темы рефератов, per комендуемая литература по главам, приложение).

Книга может быть также использована педагогами, воспи­тателями, родителями для руководства в практической работе со слепоглухонемыми детьми.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...