Апраушев А. В. Тифлосурдопедагогика: Воспитание, обучение, трудовая и социальная реабилитация слепоглухонемых. Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов.—М.: Просвещение, 1983.—208 с, ил.
Стр 1 из 41Следующая ⇒ Апраушев А. В. Тифлосурдопедагогика: Воспитание, обучение, трудовая и социальная реабилитация слепоглухонемых. Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. —М.: Просвещение, 1983. —208 с, ил. Содержание ПРЕДИСЛОВИЕ.. 4 Глава I ПРОБЛЕМЫ СЛЕПОГЛУХОНЕМОТЫ... 5 § 1. ПРЕДМЕТ ТИФЛОСУРДОПЕДАГОГИКИ, ЕЕ СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ.. 5 § 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ СЛЕПОГЛУХОНЕМЫХ 7 § 3. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПСИХИКА, ЕЕ ПРИРОДА.. 9 Глава II ИЗ ИСТОРИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ СЛЕПОГЛУХОНЕМЫХ.. 14 § 1. ПОМОЩЬ СЛЕПОГЛУХОНЕМЫМ ДЕТЯМ ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ ДО ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ.. 14 § 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОМОЩИ СЛЕПОГЛУХОНЕМЫМ В СССР. 17 § 3. ЗАГОРСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ ДЛЯ СЛЕПОГЛУХОНЕМЫХ ДЕТЕЙ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 18 Глава III СЛЕПОГЛУХОНЕМОЙ РЕБЕНОК ДО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.. 25 § 1. ДОКОНТАКТНЫЙ ПЕРИОД.. 25 § 2. ПЕРИОД ПРЕДМЕТНО-ДЕЙСТВЕННОГО ОБЩЕНИЯ.. 26 § 3. ПЕРИОД ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ ЖЕСТОВ.. 29 Глава IV ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ СЛЕПОГЛУХОНЕМОГО РЕБЕНКА В СПЕЦИАЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.. 31 § 1. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ САМООБСЛУЖИВАНИЕ — БАЗА ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ СЛЕПОГЛУХОНЕМЫХ ДЕТЕЙ. ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВ.. 31 § 2. УСТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕРВЫХ ДЕЛОВЫХ КОНТАКТОВ СО СЛЕПОГЛУХОНЕМЫМ РЕБЕНКОМ. ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ ЖЕСТОВ.. 33 § 3. РЕЖИМ ДНЯ. ПРИЕМ ПИЩИ.. 38 § 4. РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ОРИЕНТИРОВКИ.. 41 § 5. ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВЕСНОЙ РЕЧИ.. 45 § 7. ИГРЫ СЛЕПОГЛУХОНЕМЫХ ДЕТЕЙ.. 49 § 8. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СЛЕПОГЛУХОНЕМОГО ДОШКОЛЬНИКА.. 51 Глава V ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ СЛЕПОГЛУХОНЕМЫХ ШКОЛЬНИКОВ 54 § 1. ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД - БАЗА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ СЛЕПОГЛУХОНЕМЫХ В ШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД.. 55
§ 2. СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОГО ТРУДА.. 56 § 3. ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОГО ТРУДА.. 68 § 4. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ.. 72 § 5. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.. 80 § 6. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.. 83 § 7. УЧЕНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ.. 88 § 8. ШКОЛЬНЫЙ РАСПОРЯДОК.. 93 § 9. РОЛЬ ЛИЧНОГО ОПЫТА СЛЕПОГЛУХОНЕМОГО РЕБЕНКА В УСВОЕНИИ ЯЗЫКА И ОБУЧЕНИИ.. 94 § 10. ЗНАЧЕНИЕ ЧТЕНИЯ В ЖИЗНИ СЛЕПОГЛУХОНЕМОГО.. 104 ШКОЛЬНИКА. ЭТАПЫ ПРИОБЩЕНИЯ СЛЕПОГЛУХОНЕМОГО.. 104 ШКОЛЬНИКА К КНИГЕ.. 104 Глава VI СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА.. 110 § 1. ОБЩЕНИЕ.. 110 § 2. ФИКСАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ.. 114 § 3. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ - СИГНАЛИЗАЦИЯ 116 § 4. СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СВЯЗИ. ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ 118 § 5. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЛЯ СЛЕПОГЛУХОНЕМЫХ 120 Глава VII ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА.. 125 § 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ. 125 ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ СЛЕПОГЛУХОНЕМЫХ.. 125 § 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОИ ПОДГОТОВКИ. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА.. 127 § 3. ВЛИЯНИЕ ДЕНЕЖНОЙ ОПЛАТЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ 130 § 4. РАСШИРЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ.. 133 УЧАЩИХСЯ.. 133 Глава VIII ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТРУД.. 135 § 1. ВКЛЮЧЕНИЕ СЛЕПОГЛУХИХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТРУД.. 135 § 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВИЛ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ.. 141 § 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕНИЯ. РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ВЗАИМОПОМОЩИ В БЫТУ.. 143 § 4. ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ СЛЕПОГЛУХИХ ПРИ УПП.. 146 § 5. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ БЫТА СЛЕПОГЛУХИХ.. 147 Глава IX ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ.. 150 СЛЕПОГЛУХОНЕМЫМ И ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ СО СЛЕПОГЛУХОНЕМЫМИ.. 150 ПРЕДИСЛОВИЕ В постановлении Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (1977 г. ) особо отмечается важность подготовки учащихся к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. В не меньшей степени это относится к учащимся специальной школы.
Предлагаемое пособие представляет собой попытку изложить проблемы, методы и результаты современного воспитания и обучения слепоглухонемых детей на базе трудовой деятельности в специальном учебном заведении. В книге не рассматриваются вопросы обучения слепоглухонемых отдельным дисциплинам, так как программы по русскому языку, литературе, математике и другим предметам заимствуются из школ глухих и адаптируются применительно к особенностям чувственного восприятия слепоглухонемыми окружающего мира. В ряду этих дисциплин исключение составляют программы по труду и физкультуре, которые приближены к программам школ слепых и слабовидящих. Логопедическая работа в школе слепоглухонемых также осуществляется по методам, разработанным для школ глухих. Поэтому в книге раскрыты лишь особенности этой работы, связанные с отсутствием зрения при глухоте. Пособие написано па основе материалов о работе со слепоглухонемыми у нас в стране и за рубежом, материалов наблюдений педагогов Загорского детского дома для слепоглухонемых детей, а также личных наблюдений и исследований автора с привлечением анкет, журналов наблюдений, отчетов воспитателей и характеристик учащихся. Данная книга может служить пособием студентам сурдопедагогического отделения дефектологического факультета, прослушавшим курсы общей и специальной педагогики, а также общей и специальной психологии перед педагогической практикой. В тексте нет пояснений специальных терминов и понятий, которые знакомы студентам из указанных курсов. В случае необходимости можно обратиться к дефектологическому словарю. Пособие опробовано при чтении 56-часового спецкурса тифлосурдопедагогики студентам сурдопедагогического отделения дефектологического факультета Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина по программе, представленной в приложении. Кроме необходимых теоретических и фактических сведений, в пособии содержится материал для организации самостоятельной работы студентов (вопросы и задания, темы рефератов, per комендуемая литература по главам, приложение). Книга может быть также использована педагогами, воспитателями, родителями для руководства в практической работе со слепоглухонемыми детьми.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|