§ 2. Цели, задачи, содержание воспитания и обучения слепоглухонемых
Слепоглухонемые — равноправные граждане нашей страны. Советская Конституция предусматривает для них те же права и обязанности, что и для других членов общества. Цель коммунистического воспитания слепоглухонемых — воспитание из них гармонически развитых членов коммунистического общества. Слепоглухонемой ребенок в едином педагогическом процессе получает умственное, физическое, общественно-политическое, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Овладевая школьной программой, он знакомится с основами наук. Таким образом, в школе слепоглухонемых, как и в обычной школе, осуществляется политехнизация обучения. Поскольку цель воспитания и обучения — всестороннее развитие личности слепоглухонемого, то в задачи педагогического > процесса входит формирование у каждого из учащихся черт, свойственных гармонически развитому зрячеслышащему человеку. Поэтому содержание воспитания и обучения слепоглухонемых детей в основе не отличается от того, которое получают обычные учащиеся. В учебный план школы слепоглухонемых входят русский язык, литература, история, математика, география, биология, физика, химия, черчение, физкультура. В дополнение к сведениям, получаемым слепоглухонемыми учениками при изучении школьных дисциплин, они в специально организованном процессе приобретают и те знания, которые обычный ученик может усвоить сам, с помощью зрения и слуха. Главная задача школы для слепоглухонемых — подготовить их к самостоятельной практической жизни и труду на пользу обществу. Политехническое обучение вполне отвечает этой задаче. Воспитание и обучение тесно связано с различными видами трудовой подготовки, которые сложились в определенную систему, начинающуюся индивидуальным самообслуживанием и завершающуюся профессиональным трудом; эта система имеет следующие этапы обучения слепоглухонемых по дошкольным и школьным программам:
1) индивидуальное самообслуживание; 2) коллективное самообслуживание; 3) общественно полезный труд; 4) предпрофессиональная подготовка; 5) профессиональный труд. Отсутствие слуха, пути и принципы формирования словесной речи, на основе которой осуществляется обучение слепоглухонемых учебным дисциплинам, объединяют их с глухими. От степени речевого развития учащихся зависят темпы и последовательность изучения различных учебных тем. Поэтому школьное обучение слепоглухонемых осуществляется на основе творческого использования программ для школ глухих, в которых указаны учебные дисциплины, последовательность и сроки изучения различных разделов программы, время их изучения по годам. Вместе с тем имеются некоторые существенные дидактические особенности в обучении слепоглухонемых по программам школ глухих. Прежде всего эти особенности касаются формирования у слепоглухонемых учащихся трудовых навыков и принципов использования наглядности. Ведь в школах глухих при формировании трудовых навыков используется зрение, слепоглухонемых— осязание. При использовании наглядности на уроках тоже есть существенные отличия от школ для глухих, так как в обучении слепоглухонемых нельзя прибегать к живописи, телевидению, кино. Восприятию детей недоступны пейзажи, многие природные явления и объекты. Между тем слепоглухонемые должны обо всем знать. При работе с ними можно опираться только на осязание и частично на обоняние. В этих случаях обращаются к программам и методикам школ слепых.
В связи с ограниченностью форм чувственного познания у слепоглухонемых, необходимостью познавать окружающие объекты путем осязания прохождение некоторых тем программы, рассчитанной на глухих, затягивается. Однако это касается прежде всего обучения слепоглухонемых в начальных классах. Позже, в средних и старших классах, когда слепоглухонемые учащиеся в совершенстве овладевают чтением книжных текстов, темпы их обучения не только достигают темпов обучения глухих школьников, но частично и превосходят их. Имеются особенности и в логопедической работе. Если в постановке звуков, их коррекции у глухих можно опираться на зрительное восприятие артикуляции, то в работе со слепоглухонемыми детьми применимо лишь осязание. С учетом этого должны использоваться в логопедической работе наглядные пособия. При работе со слепоглухонемыми детьми отсутствует возможность формирования навыков считывания с губ, поэтому единственный способ передачи словесной информации — дак-тильная речь. Слепоглухонемота — это не механическое сочетание двух дефектов, глухоты и слепоты, а качественно особое состояние человеческого организма. При глухоте человеческая психика формируется у ребенка стихийно, так как он видит и усваивает поведенческие навыки через подражание. При слепоте человеческая психика также формируется естественным путем, потому что ребенок усваивает формы поведения через словесное общение с окружающими. Слепоглухонемота — это комбинированный сенсорный дефект, который катастрофически сужает связи организма с внешним миром, препятствуя естественному формированию у слепоглухонемого ребенка человеческой психики. Если не создать специальных условий, то человеческая психика у ребенка с нормальным мозгом может не развиваться. В этом трагизм положения слепоглухонемых детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|