Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§ 2. Цели, задачи, содержание воспитания и обучения слепоглухонемых




Слепоглухонемые — равноправные граждане нашей страны. Советская Конституция предусматривает для них те же права и обязанности, что и для других членов общества. Цель ком­мунистического воспитания слепоглухонемых — воспитание из них гармонически развитых членов коммунистического общест­ва. Слепоглухонемой ребенок в едином педагогическом процес­се получает умственное, физическое, общественно-политическое, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Овла­девая школьной программой, он знакомится с основами наук. Таким образом, в школе слепоглухонемых, как и в обычной школе, осуществляется политехнизация обучения.

Поскольку цель воспитания и обучения — всестороннее раз­витие личности слепоглухонемого, то в задачи педагогического > процесса входит формирование у каждого из учащихся черт, свойственных гармонически развитому зрячеслышащему чело­веку. Поэтому содержание воспитания и обучения слепоглухо­немых детей в основе не отличается от того, которое получают обычные учащиеся. В учебный план школы слепоглухонемых входят русский язык, литература, история, математика, геогра­фия, биология, физика, химия, черчение, физкультура. В до­полнение к сведениям, получаемым слепоглухонемыми учениками при изучении школьных дисциплин, они в специально орга­низованном процессе приобретают и те знания, которые обыч­ный ученик может усвоить сам, с помощью зрения и слуха.

Главная задача школы для слепоглухонемых — подготовить их к самостоятельной практической жизни и труду на пользу обществу. Политехническое обучение вполне отвечает этой за­даче. Воспитание и обучение тесно связано с различными ви­дами трудовой подготовки, которые сложились в определенную систему, начинающуюся индивидуальным самообслуживанием и завершающуюся профессиональным трудом; эта система имеет следующие этапы обучения слепоглухонемых по дошкольным и школьным программам:

1)                           индивидуальное самообслуживание;

2)                           коллективное самообслуживание;

3)                          общественно полезный труд;

4)                           предпрофессиональная подготовка;

5)                            профессиональный труд.

Отсутствие слуха, пути и принципы формирования словесной речи, на основе которой осуществляется обучение слепоглухоне­мых учебным дисциплинам, объединяют их с глухими. От сте­пени речевого развития учащихся зависят темпы и последова­тельность изучения различных учебных тем. Поэтому школьное обучение слепоглухонемых осуществляется на основе творче­ского использования программ для школ глухих, в которых ука­заны учебные дисциплины, последовательность и сроки изуче­ния различных разделов программы, время их изучения по годам. Вместе с тем имеются некоторые существенные дидак­тические особенности в обучении слепоглухонемых по програм­мам школ глухих. Прежде всего эти особенности касаются фор­мирования у слепоглухонемых учащихся трудовых навыков и принципов использования наглядности. Ведь в школах глухих при формировании трудовых навыков используется зрение, сле­поглухонемых— осязание. При использовании наглядности на уроках тоже есть существенные отличия от школ для глухих, так как в обучении слепоглухонемых нельзя прибегать к жи­вописи, телевидению, кино. Восприятию детей недоступны пей­зажи, многие природные явления и объекты. Между тем сле­поглухонемые должны обо всем знать. При работе с ними мож­но опираться только на осязание и частично на обоняние. В этих случаях обращаются к программам и методикам школ слепых.

В связи с ограниченностью форм чувственного познания у слепоглухонемых, необходимостью познавать окружающие объ­екты путем осязания прохождение некоторых тем программы, рассчитанной на глухих, затягивается. Однако это касается прежде всего обучения слепоглухонемых в начальных классах. Позже, в средних и старших классах, когда слепоглухонемые учащиеся в совершенстве овладевают чтением книжных тек­стов, темпы их обучения не только достигают темпов обучения глухих школьников, но частично и превосходят их.

Имеются особенности и в логопедической работе. Если в постановке звуков, их коррекции у глухих можно опираться на зрительное восприятие артикуляции, то в работе со слепоглу­хонемыми детьми применимо лишь осязание. С учетом этого должны использоваться в логопедической работе наглядные по­собия. При работе со слепоглухонемыми детьми отсутствует возможность формирования навыков считывания с губ, поэтому единственный способ передачи словесной информации — дак-тильная речь.

Слепоглухонемота — это не механическое сочетание двух дефектов, глухоты и слепоты, а качественно особое состояние человеческого организма.

При глухоте человеческая психика формируется у ребенка стихийно, так как он видит и усваивает поведенческие навыки через подражание. При слепоте человеческая психика также формируется естественным путем, потому что ребенок усваи­вает формы поведения через словесное общение с окружаю­щими.

Слепоглухонемота — это комбинированный сенсорный де­фект, который катастрофически сужает связи организма с внешним миром, препятствуя естественному формированию у слепоглухонемого ребенка человеческой психики. Если не со­здать специальных условий, то человеческая психика у ребенка с нормальным мозгом может не развиваться. В этом трагизм положения слепоглухонемых детей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...