§ 3. Человеческая психика, ее природа
Основу психики животных составляют инстинкты, под которыми подразумевается готовность вступающего в жизнь животного к определенному типу жизнедеятельности. Какова же природа инстинктов? Известно, что индивидуального опыта у только что вылупившихся цыплят нет, тем не менее они ведут себя сообразно с жизненными нуждами. Эта сообразность поведения обусловлена опытом прошлых поколений вида, к которому относятся данные животные. Опыт фиксирован 'генетически в их биологических системах. Вспомним, как ведет себя кукушонок в чужом гнезде: он действует сообразно не только с текущими нуждами, но и с дальними «перспективами». Обеспечивая себе жизненное пространство и питание на будущее, он многократными и направленными усилиями еще не оперившихся крыльев и хвоста, пятясь задом к кромке гнезда, ловко выталкивает из него яйца и даже птенцов своих приемных родителей. Инстинкты испытывают влияние со стороны среды обитания данного вида животных. В соответствии с условиями среды поведение животных частично изменяется. Некоторые изменения составляют индивидуальный опыт животного, исчезающий при его гибели, другие закрепляются путем обучения индивидов и также могут передаваться по наследству. Каждое новое поколение животных, генетически вобравшее в себя опыт прошлых поколений, готово при появлении на свет к жизни и деятельности. Таким образом, всякое животное является носителем генетически закодированной истории развития своего вида как в строении организма, так и в поведении. Значит, каждое животное уже имеет от рождения запрограммированный стереотип поведения, и это обеспечивает ему выживание с первых шагов жизни.
Обратимся к человеческой психике. Еще Гегель считал, что человек не обладает инстинктивно тем, чем он должен быть, и ему приходится сначала приобрести эти свойства. Известна история двух девочек, Амалы и Камалы, которые, попав в волчью стаю, переняли у зверей их повадки и в поведении уподобились волкам1. Их обнаружил в Восточной Индии священник Сингх. Первой было около трех лет, второй — пять-шесть. Оказавшись среди людей, в сиротском приюте города Миндапура, где жил Сингх, они продолжали вести себя по-звериному. Одежду, которую пытались на них надеть, они моментально разрывали, передвигались на четвереньках, очень быстро. Поэтому на коленях и на ладонях у них были жесткие мозоли. Питались девочки только сырым мясом, молоком и водой. Вареную пищу есть отказывались. Однажды одна из девочек, оказавшись среди дворовых собак, бесстрашно включилась в их трапезу и даже отобрала у них кость. При этом проявились повадки, свойственные волкам. Днем девочки дремали, а ночью пребывали в непрерывном движении и иногда выли. Всякие попытки завязать с ними контакт встречали сопротивление. При возможности уклониться от контактов девочки забивались в угол. Усиленное их воспитание и обучение, порученное миссис Сингх, дало лишь незначительные результаты. Признаки интеллекта, появившиеся у девочек, Сингх связывает с удовлетворением их органических нужд: младшая из сестер, Амала, первой стала реагировать на названия различных продуктов. Однако она умерла в возрасте шести лет, так и не став человеком. Камала к семнадцати годам имела в пассивном запасе около шести десятков слов. Амале и Камале негде было приобрести человеческие свойства: обстановка звериной стаи обусловливала их психическое развитие. Складывался устойчивый стереотип целенаправленного звериного поведения. Ведь всякий неосторожный шаг в условиях джунглей грозил детям гибелью, малейшая нерасторопность — голодом. Этот стереотип, способствуя удовлетворению неотложных естественных нужд, позволял человеческим детенышам выживать в необычных для них условиях. На определенном отрезке их жизни он повседневно закреплялся, усложнялся и совершенствовался. Последующие попытки привить Амале и Камале человеческую психику не дали существенного результата именно потому, что стереотип звериного поведения был у них необычайно устойчив. А устойчивость его объясняется тем, что каждый элемент звериного поведения целенаправлен и подчинен суровой необходимости выжить. Сензитивнын возраст для человеческого развития был пропущен.
Кажется парадоксальным, что детей с нормальной сенсорикой, т. е. имеющих зрение и слух, но воспитанных в звериной стае, не удалось очеловечить, в то время как их сверстники, не имеющие одновременно зрения, слуха и речи, вполне обучаемы. Все дело в том, что даже в случае запущенной слепоглухонемоты, устойчивого стереотипа «нечеловеческого» целенаправленного поведения не формируется. Ведь в семье, где живет слепоглухонемой ребенок, ему не нужно добывать пищу, спасаться от холода, избегать врагов и обороняться от них. Кормят и одевают его родители, а врагов в собственной семье у ребенка обычно не бывает. В худшем случае воспитателю приходится преодолевать лишь маятникообразные навязчивые движения. У детей же, воспитанных в зверином логове, необходимо преодолеть сложившийся стереотип цельного поведения, оправданного с точки зрения поддержания существования животного. Поэтому в случае с Амалой и Камалой речь идет о перевоспитании, а в случаях со слепоглухонемыми — лишь о воспитании. У ребенка отсутствует передающийся из поколения в поколение генетически фиксированный опыт. Но зато ребенок обладает пластичным мозгом, тонко реагирующим на ситуации, т. е. окружающую обстановку, совпадающую по времени с неотложной необходимостью осуществлять те или иные биологические проявления его жизнедеятельности. Удовлетворяя свои органические неотложные нужды, ребенок вначале с помощью взрослого, а затем самостоятельно, по подражанию учится использовать ситуацию.
Удачные решения ситуационных задач в соответствии с жизненной потребностью ребенка запоминаются им и в своей совокупности составляют индивидуальный опыт. Рождение ребенка — это еще не рождение человека, а лишь рождение человеческого существа, потенциально готового стать человеком. Но для этого нужна соответствующая среда. «... Отдельный индивид, — пишет А. Н. Леонтьев, — в качестве человека не существует вне общества. Он становится человеком лишь в результате присвоения им человеческой действительности». Что же представляет собой действительность, которая позволяет формировать из человеческого детеныша человека? Прежде всего это очеловеченное пространство, т. е. пространство, заполненное предметами обихода, с которыми обычный ребенок сталкивается с первых дней жизни. Это и соска, и погремушка, и горшок, и детская кроватка. Затем по мере взросления ребенка — ложка, тарелка, стол, стул и другие соответствующие возрастной деятельности предметы. Далее — квартира, улица, город, книги. Это очеловеченное время, которому подчиняется режим ребенка. Ночью он спит, утром его умывают, одевают, кормят; и так на протяжении дня с ним проделывают в определенное время соответствующие манипуляции. В зависимости от сезона манипуляции меняются. Если зимой на ребенка надевают пальто и шапку, то летом он ходит в рубашке и без головного убора. Манипуляции меняются и по мере взросления ребенка. Наконец, это воспитатель ребенка, который действует вместе с ним в очеловеченном времени и очеловеченном пространстве. Почему же мы такое большое значение придаем очеловеченному пространству и времени? Дело в том, что в этих категориях зафиксирована вся история развития прошлых поколений людей, материализован их опыт. Если опыт данного вида животных фиксируется биологически в каждом его представителе, то общечеловеческий опыт находится вне индивида. Он овеществлен. Даже такие, казалось бы, простые предметы обихода, как ложка, тарелка, горшок, содержат громадный опыт прошлых поколений людей. В жизненном распорядке также скрыта мудрость многих поколений. Для того чтобы стать человеком, каждый индивид должен присвоить этот опыт и сообразно с общечеловеческим опытом строить свое поведение.
Овеществленный опыт мертв до тех пор, пока он не оживет в руках человека, знающего функциональное назначение предметов обихода и обладающего навыками их использования. Подражая действиям взрослых в самообслуживании, ребенок осваивает функциональное назначение предметов. Он начинает сам использовать эти предметы адекватно их функциональному назначению, удовлетворяя с помощью их свои естественные потребности. Подражая старшим, ребенок усваивает нормы поведения в человеческом обществе, социализирует внешнее проявление своих эмоций. Он видит улыбку матери — слышит ее ласковый голос. Мать хмурится — в голосе ее сердитые нотки. Собственное поведение ребенка, его мимика по подражанию становятся адекватными ситуации. Адекватность использования предметов обихода в соответствии с их назначением, адекватное проявление мимики — непременные условия сохранной человеческой психики. Мы знаем, что животные тоже могут использовать предметы человеческого обихода. Кошка, например, пьет молоко из блюдца, собака ест из миски, но это использование не носит осознанного характера, хотя и адекватно функциональному назначению предметов. Глубоко умственно отсталые люди, у которых есть органические мозговые нарушения, имеют обыкновение неадекватно использовать предметы обихода. Человеческая психика имеет социальную природу. Каждый человек — представитель своей эпохи, и в нем, в его психике отражена эта эпоха. Человек может усвоить только тот уровень знаний, который к его рождению и при его жизни достигнут человечеством. Человеческая психика не есть нечто раз и навсегда данное индивиду. Она может меняться: усложняться, совершенствоваться или, наоборот, упрощаться, а ее носитель — деградировать. В истории известны случаи, когда человек, оказавшись в изоляции, деградировал психически. Так, прототип героя романа Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» шотландский моряк Александр Селькирк после нескольких лет одинокого пребывания на острове деградировал психически. Когда он вернулся на родину, то оказалось, что он почти совсем забыл родной язык и, несмотря на радушный прием, оказанный ему родителями, избегал общения с людьми. В довершение всего он вырыл в глубине отцовского сада пещеру и жил там затворником. Таким образом, человеческая психика не только прижизненно формируется у человеческого существа, но может искажаться, частично утрачиваться им. Это еще раз доказывает ее социальную природу.
Теперь мы подошли к основному и самому специфическому вопросу, которым занимается тифлосурдопедагогика, — к вопросу изначального формирования человеческой психики. Но что же такое человеческая психика? Человеческая психика — это прижизненное психическое образование, основанное на способности индивида усваивать, присваивать и адекватно использовать социально обусловленный опыт. Такова материалистическая точка зрения на природу человеческой психики. Противоположное ей идеалистическое представление об истоках человеческой психики основывается на том, что человеческая психика якобы изначально заложена в человеческом детеныше, а социальное окружение лишь способствует ее пробуждению. Ключом к пробуждению человеческой психики, или души, является слово. Божественное слово пробуждает человеческую душу. Расхождение в теоретических концепциях на природу человеческой психики вызывает и различие методов в обучении слепоглухонемых. Если в нашей стране в основу методик первоначального развития слепоглухонемого ребенка сознательно положена конкретная практическая деятельность по самообслуживанию, то в основе зарубежных методик длительное время лежал, а в некоторых господствует и сейчас, словесный метод обучения, не опирающийся на предметно-практическую деятельность. Суть метода в том, что по предъявлению предмета или действия слепоглухонемой ребенок должен с помощью телесного контакта воспринять вибрацию голосовых связок педагога, называющего данный предмет или действие. Затем слепоглухонемой, контролируя другой рукой вибрацию своих голосовых связок, обучается по подражанию называть предметы и действия. Такое обучение напоминает дрессировку, ибо слепоглухонемому не раскрывается функциональное назначение предметов, смысл оречевляемых действий. Неудивительно, что языковое развитие, не' опирающееся на активную предметную деятельность, протекает утомительно долго, а речь воспитанников страдает вербализмом. ЛИТЕРАТУРА Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960. Выготский Л. С. Собр. соч. М., 1983, т. 5. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1976. Иванов В. В. Чет и нечет. Асимметрия мозга и знаковых систем. М., 1978. Кемеров В. Е. Проблемы личности: методология исследования и жизненный смысл. М., 1977. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М., 1977. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М., 1981. ' Мещеряков А. И. Слепоглухонемые дети. М., 1974. Михайлов Ф. Т. Загадка человеческого Я. 2-е изд. М., 1976.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|