Глава II из истории воспитания и обучения слепоглухонемых
Глава II ИЗ ИСТОРИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ СЛЕПОГЛУХОНЕМЫХ § 1. ПОМОЩЬ СЛЕПОГЛУХОНЕМЫМ ДЕТЯМ ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ ДО ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ Слепоглухонемота существует, очевидно, столько же, сколько существует человечество. Но сведения о внимании ученых к проблемам слепоглухонемоты доходят до нас только с XVIII в. До середины XIX в. большинство исследователей считали слепоглухонемых обузой общества и полностью исключали возможность их интеллектуального развития, ставили их на один уровень с идиотами. Такова, например, была судьба англичанина Джеймса Митчела, жившего в конце XVIII в. Консилиум ученых признал его идиотом и дал заключение, что обучение бесполезно. Печальной была и участь слепоглухонемых детей, содержавшихся при монастырях. Об этих детях, обученных лишь чтению механически вызубренных молитв (чтобы они могли снискать милость божью и обрести счастье в потустороннем мире), писали некоторые зарубежные исследователи. Успехи слепоглухонемых на религиозном поприще выдавались за чудо, обусловленное «волей божьей». Несколько слепоглухонемых не были, конечно, большой обузой для монастыря, так как, являясь предметом религиозной рекламы, оправдывали затраты на свое содержание. Их человеческое право быть полезными членами общества никого не интересовало. Поэтому развитие слепоглухонемых оставалось на крайне низком уровне. Первая известная нам слепоглухонемая, в обучении которой был достигнут необыкновенный по тому времени успех, — Лора Бриджмен. Ее талантливым учителем был директор училища для слепых в американском городе Бостоне Самуил Гридли Хоув, в прошлом участник движения Гарибальди. Он начал обучение восьмилетней Лоры в 1837 г. Очень живое, эмоциональное и подробное описание впечатлений от встречи с доктором Хоувом, Лорой Бриджмен и еще одним слепоглухонемым учеником Хоува Оливером Кэсуеллом оставил человечеству Ч. Диккенс в «Американских заметках».
До специального обучения у Хоува Лора Бриджмен, ослепшая и оглохшая в возрасте около двух лет, получила начальное психическое развитие в семье. Мать всячески поощряла ее стремление ощупывать, изучать окружающие предметы, следить за движениями рук, занятых хлопотами по хозяйству. Поэтому Хоув в обучении Лоры использовал ее знания об окружающих предметах и их функциональном назначении. Он начал не с нуля, а обозначал знакомые Лоре предметы повседневного обихода наклеенными на них этикетками. На этикетках выпуклыми буквами были написаны названия предметов. Хоув давал Лоре ощупывать их и соотносить написанное на этикетках с реальными предметами. Затем из разрезных букв Лора научилась сама составлять названия требующихся ей предметов, которые тотчас же ей подавали в качестве актуального подкрепления. Обучение на раннем этапе напоминало дрессировку. Сам Хоув писал об этом так: «До сих пор процесс был чисто механическим, так умную собаку обучают разным фокусам. Несчастная девочка, совершенно ошарашенная, терпеливо, вслед за педагогом, повторяла все, что тот делал. Но теперь она начала кое-что понимать: интеллект ее заработал. Она сообразила, что, следуя этим путем, она сможет выразить знаком то или иное представление, возникшее в ее мозгу, и сообщить это другому уму; и лицо ее сразу приобрело нормальное человеческое выражение. Это уже не была собачка или попугай — в ней пробудился бессмертный дух, жадно ухватившийся за новое звено, устанавливавшее связь между нею и другими носителями этого духа! Я почти точно могу сказать, когда девочку озарил свет истины. Я понял, что величайшее препятствие осталось позади, и теперь нужны лишь терпение и упорство — простые, обычные усилия». Наконец, Хоув стал обучать Лору дактильно-контактному общению, письму и чтению выпуклыми буквами. Однако высокой степени интеллектуального развития Лора не получила и всю жизнь прожила на положении приживалки. Правда, она научилась искусно шить и вязать.
Через 50 лет, в 1887 г., началось обучение другой американской слепоглухонемой Елены Келлер, ослепшей и оглохшей в возрасте около полутора лет. Ее учителем была Анна Сулли-ван, сама в прошлом слепая, но прозревшая после операции, воспитанница Перкинсовской школы для слепых. В пьесе Уильяма Гибсона «Сотворившая чудо» довольно подробно показан процесс воспитания Елены Келлер. Но еще до Анны Сулливан большую роль в первоначальном психическом развитии Елены сыграла маленькая негритянка Марта, дочь прислуги. Марте, которая была на три года старше Елены, приходилось помогать матери по хозяйству, а Елена всюду сопровождала Марту, подражая ее действиям, принимая участие в общих играх. Именно в общении с ней усвоила Елена элементарные поведенческие навыки, познала функциональное назначение предметов обихода. Это сотрудничество вызывало необходимость в средствах общения, и они возникли на базе совместной предметной деятельности детей. Так что к тому времени, когда Анна Сулливан принялась за обучение Елены, у ребенка почти полностью была сформирована человеческая психика, имелся запас естественных жестов, обеспечивающий элементарное общение. Следу- ет отметить, что попытки Анны Сулливан начать обучение Елены словесным методом вначале натолкнулись на яростное сопротивление девочки. Много времени пришлось потратить на нормализацию поведения, а затем уже продолжить начатое обучение. Елена была избалована вниманием окружающих, капризна и драчлива. Смысл пальцевых манипуляций учительницы не доходил до ее сознания, и девочка упорно отказывалась принимать новый способ общения. Это была острая повседневная борьба. Анна Сулливан преодолела сопротивление ребенка, добившись от родителей Елены согласия на изолированное поселение от семьи. Вот здесь-то, когда воспитательница и воспитанница оказались вдвоем, Анне Сулливан удалось подчинить Елену режиму и нормализовать ее поведение.
Важно отметить, что уроки, отведенные для усвоения Еленой словесной речи, занимали почти весь период бодрствования. Однако урочная система не приносила желаемого успеха. Лишь коренная перестройка обучения, включавшая живое словесное общение ребенка с родственниками в естественной предметной ситуации, позволила формировать речевое общение девочки. При этом была использована уже развитая у нее способность к подражанию действиям окружающих. Елена Келлер получила высшее образование, затем степень доктора философских наук, стала известной общественной деятельницей США. Ее книга «История моей жизни», посвященная анализу развития слепоглухонемого, издана почти на всех языках мира. Однако ее социальная среда была неблагоприятна: клерикально-буржуазное окружение ограничило ее деятельность религиозным поприщем. Впрочем, в биографии Елены Келлер были и иные моменты. Так, в 1919 г. была напечатана ее статья «Прекратить блокаду», направленная против блокады молодой Советской России. Анализируя истории воспитания и обучения Лоры Бридж-мен и Елены Келлер, отметим следующее. При их воспитании ни Самуил Гридли Хоув, ни Анна Сулливан не занимались первоначальным развитием слепоглухонемых — самым интересным, трудным и специфичным процессом, т. е. изначальным формированием человеческой психики. В обоих случаях это было сделано до них в результате благоприятного стечения обстоятельств. Несмотря на то что и Самуил Гридли Хоув, и Анна Сулливан обучали воспитанников словесной речи на базе конкретной практической деятельности, педагоги не желали этого замечать, а свои успехи связывали с внезапным озарением воспитанников по воле всевышнего. Анна Сулливан таким моментом считает эпизод с водой, когда, подставив руку под струю воды, Елена впервые употребила слово «вода». Оба воспитателя искрение полагали, что пробудили души своих воспитанников. Недаром доктор Анагнес в пьесе Гибсо-на, напутствуя Анну Сулливан перед отъездом в дом Келлеров, уподобляет ее будущую ученицу закрытому сейфу, наполненному сокровищами. Нужно лишь подобрать ключ к нему. И этим ключом в пьесе Гибсона стало слово «вода». И Самуил Гридли Хоув, и Айна Сулливан находились в плену идеалистических представлений о природе человеческой психики. Мы же понимаем, что никаких сокровищ человеческой психики в сейфе нет. И если его открывать, то только для того, чтобы наполнить социально выработанными духовными сокровищами, которые составляют основу психики каждого индивида после того, как он присвоит их.
В разные годы XIX в. в Европе при школах и монастырях создаются группы для воспитания и обучения слепоглухонемых. Такие группы возникли во Франции, Англии, Германии, Швейцарии, Швеции. В этот период исследованием слепоглухонемоты занимались В. Ерузалем, С. Холл, М. Ламсон, С. Г. Хоув, В. Штерн и другие ученые. В начале XX в. появились работы В. Вэйда, X. С. Ленде-ринка, Г. Римана и других авторов, в которых излагался опыт обучения отдельных слепоглухонемых, а также методы работы с группой слепоглухонемых. Многие группы оказались недолговечными, так как содержались на благотворительных началах усилиями энтузиастов. Государство в этих начинаниях участия, как правило, не принимало. Первая группа слепоглухонемых в России была организована в 1909 г. в Петербурге при благотворительном обществе 18 попечения слепоглухонемых «для призрения этих обездоленных детей и освобождения семей от обузы». Обучения слепоглухонемых там не проводилось.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|