Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§ 2. Организация помощи слепоглухонемым в СССР




§ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОМОЩИ СЛЕПОГЛУХОНЕМЫМ В СССР

После Великой Октябрьской социалистической, революции петербургская группа влилась в состав Петроградского отофо-нетического института (позднее переименован в Институт слуха и речи). Педагоги М. А. Захарова, Ю. А. Якимова, О. А. Хейк-кинен по собственной инициативе начали систематическое об­учение слепоглухонемых. Воспитанников приобщали и к труду: шитью, вязанию, щеточному и столярному ремеслам. Работа, проводимая со слепоглухонемыми, была обобщена А. В. Ярмо­ленко в книге «Очерки психологии слепоглухонемых» (Л., 1961).

В 1923 г. при Харьковской школе слепых по инициативе И. А. Соколянского была открыта школа-клиника для индиви­дуального обучения слепоглухонемых. Здесь было восемь вос­питанников. С 1923 по 1938 г. в школе-клинике проводилась систематическая педагогическая и научно-исследовательская работа.

Деятельность И. А. Соколянского привлекла внимание мно­гих известных ученых. Его работой со слепоглухонемыми деть­ми заинтересовался А. М. Горький, который адресовал И. А. Со-колянскому и О. И. Скороходовой ряд писем. Большое внима­ние работе И. А. Соколянского со слепоглухонемыми детьми уделяли ученые Украинского института экспериментальной ме­дицины (УИЭМ).

Во время оккупации Харькова гитлеровцы устроили в шко­ле слепых штаб, а всех слепоглухонемых, за исключением О. И. Скороходовой и Маши Сокол, находившихся на канику­лах, вывезли в инвалидный дом под Харьковом. При пожаре инвалидный дом сгорел, а вместе с ним погибли слепоглухоне­мые. Лишь после войны в 1947 г. И. А. Соколянский возобно­вил в Москве работу со слепоглухонемыми в организованной им при Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР лаборатории слепоглухонемоты, которой он руководил до 1960 г. Здесь было продолжено обучение О. И. Скороходо­вой и начато обучение Юли Виноградовой.

К деятельности И. А. Соколянского в области слепоглухо­немоты относится и изготовление первых в мировой практике специальных технических средств. Им сконструирован телетак-тор прямой связи, брайлевский телефон, разработана конст­рукция читальной машины, сконструирован механический ком­муникатор и другие приборы.

С 1960 по 1974 г. лабораторией обучения, изучения и воспи­тания слепоглухонемых руководил ученик и последователь И. А. Соколянского — А. И. Мещеряков. В этот период группа слепоглухонемых при лаборатории пополнилась новыми детьми. Все они при открытии Загорского детского дома для слепоглу­хонемых детей продолжили в нем свое обучение.

§ 3. ЗАГОРСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ ДЛЯ СЛЕПОГЛУХОНЕМЫХ ДЕТЕЙ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Загорский детский дом для слепоглухонемых детей был от­крыт в 1963 г. Цели, поставленные перед детским домом, пред­определили создание на его базе школы для обучения слепо­глухонемых детей, объединенных в группы по характеру дефектов и уровню психического развития. Это единственное подобного типа учреждение в Советском Союзе и одно из не­многих в мире. Загорский детский дом находится в подчинении Министерства социального обеспечения РСФСР. Он рассчитан на одновременное обучение 50 детей.

Учебное заведение для группового обучения слепоглухоне­мых было задумано еще И. А. Соколянским. Эта мечта осу­ществилась уже после его смерти. Инициатива в открытии дет­ского дома принадлежит А. И. Мещерякову и О. И. Скороходовой.

А. И. Мещеряков был не только руководителем лаборатории обучения и изучения слепоглухонемых, но и руководителем на­учно-исследовательской работы, проводимой в детском доме. Его книга «Слепоглухонемые дети» написана в основном на ма­териале опыта работы Загорского детского дома слепоглухо­немых с момента открытия по 1973 г. Труды Мещерякова внесли ценный вклад в теорию обучения слепоглухонемых. Меще­ряков сформулировал основополагающий принцип первоначаль­ного обучения слепоглухонемых (совместная разделенная дози­рованная деятельность), провел эксперименты по сигнальности восприятия слепоглухонемыми дактиля и шрифта Брайля. Эти эксперименты легли в основу разработки одного из специаль­ных технических средств общения — комплекта брайлевских строк.

В Загорский детский дом принимаются слепоглухонемые де­ти с нормальным интеллектом. Термин «слепоглухонемые» объ­единяет четыре различные категории детей: тотально слепоглу­хонемых, практически слепоглухонемых, слабовидящих глухо­немых и слабослышащих слепых. Первые полностью лишены зрения и слуха. Вторые при полном отсутствии слуха имеют незначительные остатки зрения на уровне светоощущения, не позволяющие воспринимать плоские тексты и неконтактную дактильную речь. Остаточное зрение этой категории слепоглу­хонемых служит им для ориентировки при передвижении. К третьей категории относятся дети, острота зрения которых ниже 0, 04, при полной глухоте. Представители четвертой кате­гории при полном отсутствии зрения имеют потерю слуха свы­ше 75—80 дб. в речевом Диапазоне частот. Представители двух последних категорий не могут обучаться в школе глухих из-за плохого зрения и в школе слепых из-за плохого слуха. Эти дети пополняют основной контингент детского дома. Учитыва­ется также индивидуальное влияние дефектов на общее и язы­ковое развитие ребенка. Термин «слепоглухой» применяется в том случае, когда у воспитанника имеется активно используе­мая им сохранная или искусственная словесная речь в звуко­вой или дактильной форме. В каждом отдельном случае, когда в книге пойдет речь о конкретных воспитанниках, характери­стики им будут даваться с использованием указанных тер­минов.

Воспитанники детского дома находятся под постоянным на­блюдением обслуживающего персонала. Весь период бодрство­вания занят воспитанием и обучением детей, в остальное время за ними осуществляется надзор со стороны средних и младших медицинских работников.

По степени физического, умственного и языкового развития воспитанники распределяются по группам, состоящим из трех-четырех человек. Каждую группу обслуживают посменно три педагога. Таким образом, в среднем на одного обучаемого при­ходится один обучающий.

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ Диагностическая группа

В диагностическую группу помещаются все вновь поступаю­щие в детский дом воспитанники. Здесь они содержатся для выявления их физических и умственных возможностей и спо­собностей. В диагностической группе в результате пробного обучения прогнозируются программы последующего первона­чального обучения каждого воспитанника. Срок пребывания в диагностической группе индивидуален, но не более одного го­да. По мере необходимости количество диагностических групп может быть увеличено. Для правильной организации наблюде­ния за каждым ребенком и отбора диагностического материала в составе обслуживающего персонала диагностических групп имеется олигофренопедагог.

Обслуживающий диагностические группы педагогический персонал работает в тесном контакте с врачами различных специальностей: педиатром, офтальмологом, оториноларинголо­гом, невропатологом. При этом проводятся неоднократные кон­сультации детей у крупных специалистов в институтах Москвы. При выявлении грубой мозговой патологии ребенка переводят в Головеньковский дом-интернат умственно отсталых слепых детей (Тульская область), где созданы специальные группы для умственно отсталых слепоглухонемых. Детей, имеющих по­казания к обучению, переводят в дошкольные группы. Погра­ничные со сниженным интеллектом дети также переводятся в дошкольное отделение с испытательным сроком на год. Детям, имеющим остаточное зрение выше показаний для обучения в школе слепоглухонемых, рекомендуется обучение в спецклассе школы глухих.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...