§ 2. Организация помощи слепоглухонемым в СССР
§ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОМОЩИ СЛЕПОГЛУХОНЕМЫМ В СССР После Великой Октябрьской социалистической, революции петербургская группа влилась в состав Петроградского отофо-нетического института (позднее переименован в Институт слуха и речи). Педагоги М. А. Захарова, Ю. А. Якимова, О. А. Хейк-кинен по собственной инициативе начали систематическое обучение слепоглухонемых. Воспитанников приобщали и к труду: шитью, вязанию, щеточному и столярному ремеслам. Работа, проводимая со слепоглухонемыми, была обобщена А. В. Ярмоленко в книге «Очерки психологии слепоглухонемых» (Л., 1961). В 1923 г. при Харьковской школе слепых по инициативе И. А. Соколянского была открыта школа-клиника для индивидуального обучения слепоглухонемых. Здесь было восемь воспитанников. С 1923 по 1938 г. в школе-клинике проводилась систематическая педагогическая и научно-исследовательская работа. Деятельность И. А. Соколянского привлекла внимание многих известных ученых. Его работой со слепоглухонемыми детьми заинтересовался А. М. Горький, который адресовал И. А. Со-колянскому и О. И. Скороходовой ряд писем. Большое внимание работе И. А. Соколянского со слепоглухонемыми детьми уделяли ученые Украинского института экспериментальной медицины (УИЭМ). Во время оккупации Харькова гитлеровцы устроили в школе слепых штаб, а всех слепоглухонемых, за исключением О. И. Скороходовой и Маши Сокол, находившихся на каникулах, вывезли в инвалидный дом под Харьковом. При пожаре инвалидный дом сгорел, а вместе с ним погибли слепоглухонемые. Лишь после войны в 1947 г. И. А. Соколянский возобновил в Москве работу со слепоглухонемыми в организованной им при Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР лаборатории слепоглухонемоты, которой он руководил до 1960 г. Здесь было продолжено обучение О. И. Скороходовой и начато обучение Юли Виноградовой.
К деятельности И. А. Соколянского в области слепоглухонемоты относится и изготовление первых в мировой практике специальных технических средств. Им сконструирован телетак-тор прямой связи, брайлевский телефон, разработана конструкция читальной машины, сконструирован механический коммуникатор и другие приборы. С 1960 по 1974 г. лабораторией обучения, изучения и воспитания слепоглухонемых руководил ученик и последователь И. А. Соколянского — А. И. Мещеряков. В этот период группа слепоглухонемых при лаборатории пополнилась новыми детьми. Все они при открытии Загорского детского дома для слепоглухонемых детей продолжили в нем свое обучение. § 3. ЗАГОРСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ ДЛЯ СЛЕПОГЛУХОНЕМЫХ ДЕТЕЙ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Загорский детский дом для слепоглухонемых детей был открыт в 1963 г. Цели, поставленные перед детским домом, предопределили создание на его базе школы для обучения слепоглухонемых детей, объединенных в группы по характеру дефектов и уровню психического развития. Это единственное подобного типа учреждение в Советском Союзе и одно из немногих в мире. Загорский детский дом находится в подчинении Министерства социального обеспечения РСФСР. Он рассчитан на одновременное обучение 50 детей. Учебное заведение для группового обучения слепоглухонемых было задумано еще И. А. Соколянским. Эта мечта осуществилась уже после его смерти. Инициатива в открытии детского дома принадлежит А. И. Мещерякову и О. И. Скороходовой. А. И. Мещеряков был не только руководителем лаборатории обучения и изучения слепоглухонемых, но и руководителем научно-исследовательской работы, проводимой в детском доме. Его книга «Слепоглухонемые дети» написана в основном на материале опыта работы Загорского детского дома слепоглухонемых с момента открытия по 1973 г. Труды Мещерякова внесли ценный вклад в теорию обучения слепоглухонемых. Мещеряков сформулировал основополагающий принцип первоначального обучения слепоглухонемых (совместная разделенная дозированная деятельность), провел эксперименты по сигнальности восприятия слепоглухонемыми дактиля и шрифта Брайля. Эти эксперименты легли в основу разработки одного из специальных технических средств общения — комплекта брайлевских строк.
В Загорский детский дом принимаются слепоглухонемые дети с нормальным интеллектом. Термин «слепоглухонемые» объединяет четыре различные категории детей: тотально слепоглухонемых, практически слепоглухонемых, слабовидящих глухонемых и слабослышащих слепых. Первые полностью лишены зрения и слуха. Вторые при полном отсутствии слуха имеют незначительные остатки зрения на уровне светоощущения, не позволяющие воспринимать плоские тексты и неконтактную дактильную речь. Остаточное зрение этой категории слепоглухонемых служит им для ориентировки при передвижении. К третьей категории относятся дети, острота зрения которых ниже 0, 04, при полной глухоте. Представители четвертой категории при полном отсутствии зрения имеют потерю слуха свыше 75—80 дб. в речевом Диапазоне частот. Представители двух последних категорий не могут обучаться в школе глухих из-за плохого зрения и в школе слепых из-за плохого слуха. Эти дети пополняют основной контингент детского дома. Учитывается также индивидуальное влияние дефектов на общее и языковое развитие ребенка. Термин «слепоглухой» применяется в том случае, когда у воспитанника имеется активно используемая им сохранная или искусственная словесная речь в звуковой или дактильной форме. В каждом отдельном случае, когда в книге пойдет речь о конкретных воспитанниках, характеристики им будут даваться с использованием указанных терминов. Воспитанники детского дома находятся под постоянным наблюдением обслуживающего персонала. Весь период бодрствования занят воспитанием и обучением детей, в остальное время за ними осуществляется надзор со стороны средних и младших медицинских работников.
По степени физического, умственного и языкового развития воспитанники распределяются по группам, состоящим из трех-четырех человек. Каждую группу обслуживают посменно три педагога. Таким образом, в среднем на одного обучаемого приходится один обучающий. ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ Диагностическая группа В диагностическую группу помещаются все вновь поступающие в детский дом воспитанники. Здесь они содержатся для выявления их физических и умственных возможностей и способностей. В диагностической группе в результате пробного обучения прогнозируются программы последующего первоначального обучения каждого воспитанника. Срок пребывания в диагностической группе индивидуален, но не более одного года. По мере необходимости количество диагностических групп может быть увеличено. Для правильной организации наблюдения за каждым ребенком и отбора диагностического материала в составе обслуживающего персонала диагностических групп имеется олигофренопедагог. Обслуживающий диагностические группы педагогический персонал работает в тесном контакте с врачами различных специальностей: педиатром, офтальмологом, оториноларингологом, невропатологом. При этом проводятся неоднократные консультации детей у крупных специалистов в институтах Москвы. При выявлении грубой мозговой патологии ребенка переводят в Головеньковский дом-интернат умственно отсталых слепых детей (Тульская область), где созданы специальные группы для умственно отсталых слепоглухонемых. Детей, имеющих показания к обучению, переводят в дошкольные группы. Пограничные со сниженным интеллектом дети также переводятся в дошкольное отделение с испытательным сроком на год. Детям, имеющим остаточное зрение выше показаний для обучения в школе слепоглухонемых, рекомендуется обучение в спецклассе школы глухих.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|