Глава I проблемы слепоглухонемоты
Глава I ПРОБЛЕМЫ СЛЕПОГЛУХОНЕМОТЫ § 1. ПРЕДМЕТ ТИФЛОСУРДОПЕДАГОГИКИ, ЕЕ СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ Тифлосурдопедагогика (от греч. typhlos — слепой и лат. surdus — глухой) — наука о воспитании и обучении слепоглухонемых детей, один из разделов дефектологии. Однако проблемы тифлосурдопедагогики выходят далеко за рамки не только самой науки, но и дефектологии вообще. Это происходит потому, что в основе учебно-воспитательной работы со слепоглухонемыми детьми лежит процесс искусственного формирования человеческой психики. В этом уникальном процессе много интересного находят для себя представители различных областей знания: педагоги, психологи, философы, врачи и другие специалисты, т. е. все те, кому по роду деятельности приходится сталкиваться с вопросами, касающимися становления человека, формирования его личности, его мировоззрения, функций его органов чувств. Тифлосурдопедагогика тесно связана с различными науками, и прежде всего с марксистско-ленинской философией, из которой черпает основополагающие представления о природе человеческого бытия и сознания, о взаимодействии и соотношении материального и идеального. Отечественная тифлосурдопедагогика — это наука, вырастающая из недр марксистской психологии и теории личности, наука, имеющая непосредственную связь с детской психологией. Не нужно думать, что психика слепоглухонемого развивается по каким-то своим законам на том основании, что у него нет зрения и слуха. Основные закономерности психического, развития слепоглухонемого ребенка, у которого нет органических нарушений мозга, те же, что и у ребенка в норме. Это неоднократно подчеркивал известный советский психолог Л. С. Выготский.
Точно так же как в норме, важна роль социального и биологического факторов. Необходимы для его развития три основные деятельности: предметная, игровая, учебная. Для развития слепоглухонемого ребенка необычайно важна его совместная со взрослыми предметная деятельность и особенно важно подражание действиям взрослых. У слепоглухонемых детей наблюдаются те же возрастные этапы и этапы психического развития, которые свойственны нормальным детям. Движущими силами психического развития слепоглухонемых, так же как и детей в норме, являются противоречия между потребностями и способами их удовлетворения. Противоречия вызывают совершенствование способов удовлетворения потребностей и ведут к появлению у индивида более сложных потребностей. Закономерности психического развития те же, но методы, сама техника педагогического воздействия другие. Они направлены прежде всего на устранение помех, вызванных комплексным недугом и препятствующих нормальному темпу развития слепоглухонемого ребенка, на то, чтобы дать простор реализации у него общечеловеческих закономерностей психического развития. Помехи, вызванные слепоглухонемотой, устраняются и смягчаются путем компенсации и коррекции того или другого дефекта. В этой области тифлосурдопедагогика тесно связана как с тифлопедагогикой, так и сурдопедагогикой. Некоторые же приемы компенсации и коррекции составляют специфический раздел тифлосурдопедагогики. Например, немыслимо первоначальное воспитание и обучение слепоглухонемых без совместной разделенной дозированной деятельности ребенка и его воспитателя. Постановка звуков и их коррекция также требуют дополнительных приемов, отличных от тех, которые приняты в школах глухих. Принимая общность основных закономерностей психического развития слепоглухонемого ребенка с обычным, необходимо указать на неточность термина «психология слепоглухонемого». Практически под этим термином понимается некая ущербная психика, изначально данная каждому слепоглухонемому. Между тем никакая особая психика не возникает автоматически со слепоглухонемотой. Эта ущербная психика - появляется лишь в неблагоприятной среде развития слепоглухонемого ребенка. Если же такой ребенок своевременно оказывается в условиях специального педагогического воздействия, в которых действуют механизмы компенсации и коррекции, то отклонений от нормального психического развития не происходит. В этих условиях своевременно формируются навыки осязательного восприятия ребенком окружающей жизни, навыки индивидуального самообслуживания, а вместе с ними элементы человеческой психики, развиваются специальные средства общения, к которым относятся жесты и словесная речь в дактильной форме, а затем искусственно формируется и звуковая речь. Все это позволяет компенсировать отсутствующие зрение и слух. Чем раньше начинается и эффективнее проходит специальное обучение слепоглухонемого ребенка, тем меньше риска, что у него возникнет специфическая психика. Утверждения же о том, что такая психика изначально присуща всем слепоглухонемым и неизбежно сопутствует слепоглухонемоте, неверны и вредны, так как не оставляют места для борьбы за преодоление недуга. К сожалению, тифлосурдопедагоги чаще всего имеют дело с детьми, не получившими своевременно специального обучения и, следовательно, имеющими различные отклонения от темпов нормального психического развития, вызванные его задержкой. Это дает право говорить о специфической психологии слепоглухонемого ребенка с задержкой психического развития. Именно в таком значении используется в настоящем пособии указанный термин. Вот эту-то задержку тифлосурдопедагоги призваны ликвидировать с помощью средств компенсации- и коррекции и подчинить дальнейшее развитие ребенка нормальному ритму. Специфика этой задержки есть специфика предмета тифлосурдопедагогики.
Тифлосурдопедагогика как наука содержит несколько разделов. В нее включается история тифлосурдопедагогики, теория воспитания и обучения тотально слепоглухонемых, слабовидящих глухонемых, слабослышащих слепых, специальная психология, многочисленные частные методики. Существует тесная связь тифлосурдопедагогики с такими науками, как общая и специальная педагогика, офтальмология, логопедия, патофизиология, школьная гигиена, оториноларингология. Из этих наук, имеющих давние традиции, молодая тифлосурдопедагогика заимствует как теоретические установки, так и методики. Тифлосурдопедагогика связана и с техникой (создание специальных технических средств).
Основная задача тифлосурдопедагогики — нахождение путей своевременного и эффективного обучения слепоглухонемых. Это немыслимо без всестороннего изучения детей с комплексными нарушениями. В задачи тифлосурдопедагогики входит информация населения о существовании специальной помощи слепоглухонемым, выявление слепоглухонемых детей на местах, Организация консультативной помощи родителям, имеющим слепоглухонемых детей, диагностическая работа со слепоглухонемыми, разработка методов и форм специального обучения; подготовка планов, программ, частных методик и учебников для всех этапов обучения от первоначального до профессионального; установление этапов обучения, определение научно обоснованных физических, сенсорных и психических нагрузок детей; изыскание путей трудовой реабилитации, социальной адаптации и интеграции слепоглухонемых, конструирование специальных технических средств общения, обучения и быта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|