Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава I проблемы слепоглухонемоты




Глава I ПРОБЛЕМЫ СЛЕПОГЛУХОНЕМОТЫ

§ 1. ПРЕДМЕТ ТИФЛОСУРДОПЕДАГОГИКИ, ЕЕ СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Тифлосурдопедагогика (от греч. typhlos — слепой и лат. surdus — глухой) — наука о воспитании и обучении слепоглухо­немых детей, один из разделов дефектологии. Однако проблемы тифлосурдопедагогики выходят далеко за рамки не только са­мой науки, но и дефектологии вообще. Это происходит потому, что в основе учебно-воспитательной работы со слепоглухонемы­ми детьми лежит процесс искусственного формирования чело­веческой психики. В этом уникальном процессе много интерес­ного находят для себя представители различных областей знания: педагоги, психологи, философы, врачи и другие специали­сты, т. е. все те, кому по роду деятельности приходится стал­киваться с вопросами, касающимися становления человека, формирования его личности, его мировоззрения, функций его органов чувств. Тифлосурдопедагогика тесно связана с различ­ными науками, и прежде всего с марксистско-ленинской фило­софией, из которой черпает основополагающие представления о природе человеческого бытия и сознания, о взаимодействии и соотношении материального и идеального.

Отечественная тифлосурдопедагогика — это наука, выраста­ющая из недр марксистской психологии и теории личности, наука, имеющая непосредственную связь с детской психоло­гией.

Не нужно думать, что психика слепоглухонемого развивает­ся по каким-то своим законам на том основании, что у него нет зрения и слуха. Основные закономерности психического, развития слепоглухонемого ребенка, у которого нет органиче­ских нарушений мозга, те же, что и у ребенка в норме. Это не­однократно подчеркивал известный советский психолог Л. С. Вы­готский.

Точно так же как в норме, важна роль социального и био­логического факторов. Необходимы для его развития три ос­новные деятельности: предметная, игровая, учебная. Для раз­вития слепоглухонемого ребенка необычайно важна его сов­местная со взрослыми предметная деятельность и особенно важно подражание действиям взрослых. У слепоглухонемых детей наблюдаются те же возрастные этапы и этапы психиче­ского развития, которые свойственны нормальным детям. Дви­жущими силами психического развития слепоглухонемых, так же как и детей в норме, являются противоречия между потреб­ностями и способами их удовлетворения. Противоречия вызывают совершенствование способов удовлетворения потребностей и ведут к появлению у индивида более сложных потребностей.

Закономерности психического развития те же, но методы, сама техника педагогического воздействия другие. Они направ­лены прежде всего на устранение помех, вызванных комплекс­ным недугом и препятствующих нормальному темпу развития слепоглухонемого ребенка, на то, чтобы дать простор реализа­ции у него общечеловеческих закономерностей психического развития.

Помехи, вызванные слепоглухонемотой, устраняются и смяг­чаются путем компенсации и коррекции того или другого де­фекта. В этой области тифлосурдопедагогика тесно связана как с тифлопедагогикой, так и сурдопедагогикой. Некоторые же приемы компенсации и коррекции составляют специфический раздел тифлосурдопедагогики. Например, немыслимо первона­чальное воспитание и обучение слепоглухонемых без совмест­ной разделенной дозированной деятельности ребенка и его вос­питателя. Постановка звуков и их коррекция также требуют дополнительных приемов, отличных от тех, которые приняты в школах глухих.

Принимая общность основных закономерностей психического развития слепоглухонемого ребенка с обычным, необходимо указать на неточность термина «психология слепоглухонемого». Практически под этим термином понимается некая ущербная психика, изначально данная каждому слепоглухонемому. Меж­ду тем никакая особая психика не возникает автоматически со слепоглухонемотой. Эта ущербная психика - появляется лишь в неблагоприятной среде развития слепоглухонемого ребенка. Если же такой ребенок своевременно оказывается в условиях специального педагогического воздействия, в которых действу­ют механизмы компенсации и коррекции, то отклонений от нормального психического развития не происходит. В этих ус­ловиях своевременно формируются навыки осязательного вос­приятия ребенком окружающей жизни, навыки индивидуаль­ного самообслуживания, а вместе с ними элементы человече­ской психики, развиваются специальные средства общения, к которым относятся жесты и словесная речь в дактильной фор­ме, а затем искусственно формируется и звуковая речь. Все это позволяет компенсировать отсутствующие зрение и слух. Чем раньше начинается и эффективнее проходит специальное об­учение слепоглухонемого ребенка, тем меньше риска, что у него возникнет специфическая психика. Утверждения же о том, что такая психика изначально присуща всем слепоглухонемым и неизбежно сопутствует слепоглухонемоте, неверны и вредны, так как не оставляют места для борьбы за преодоление недуга.  К сожалению, тифлосурдопедагоги чаще всего имеют дело с детьми, не получившими своевременно специального обучения и, следовательно, имеющими различные отклонения от темпов нормального психического развития, вызванные его задержкой. Это дает право говорить о специфической психологии слепоглу­хонемого ребенка с задержкой психического развития. Именно в таком значении используется в настоящем пособии указанный термин. Вот эту-то задержку тифлосурдопедагоги призваны ликвидировать с помощью средств компенсации- и коррекции и подчинить дальнейшее развитие ребенка нормальному ритму. Специфика этой задержки есть специфика предмета тифлосур­допедагогики.

Тифлосурдопедагогика как наука содержит несколько раз­делов. В нее включается история тифлосурдопедагогики, тео­рия воспитания и обучения тотально слепоглухонемых, слабо­видящих глухонемых, слабослышащих слепых, специальная психология, многочисленные частные методики. Существует тес­ная связь тифлосурдопедагогики с такими науками, как общая и специальная педагогика, офтальмология, логопедия, патофи­зиология, школьная гигиена, оториноларингология. Из этих наук, имеющих давние традиции, молодая тифлосурдопедагоги­ка заимствует как теоретические установки, так и методики. Тифлосурдопедагогика связана и с техникой (создание спе­циальных технических средств).

Основная задача тифлосурдопедагогики — нахождение путей своевременного и эффективного обучения слепоглухонемых. Это немыслимо без всестороннего изучения детей с комплекс­ными нарушениями. В задачи тифлосурдопедагогики входит ин­формация населения о существовании специальной помощи сле­поглухонемым, выявление слепоглухонемых детей на местах, Организация консультативной помощи родителям, имеющим слепоглухонемых детей, диагностическая работа со слепоглухо­немыми, разработка методов и форм специального обучения; подготовка планов, программ, частных методик и учебников для всех этапов обучения от первоначального до профессионально­го; установление этапов обучения, определение научно обосно­ванных физических, сенсорных и психических нагрузок детей; изыскание путей трудовой реабилитации, социальной адапта­ции и интеграции слепоглухонемых, конструирование специ­альных технических средств общения, обучения и быта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...