Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§ 2. Содержание и принципы общественно полезного труда




Общественно полезный труд охватывает разные стороны жизни воспитанников и преследует цели обслуживания не толь­ко отдельных групп, но коллектива в целом. К общественно полезному труду слепоглухонемых детей начинают приучать после того, как они освоят лексику, необходимую для обыден­ного общения в рамках индивидуального и коллективного са­мообслуживания.

В основе общественно полезного труда слепоглухонемых ле­жат следующие принципы:

1)                            коллективизм, взаимопомощь и сотрудничество;

2)                            повседневность и систематичность;

3)                           развитие активности, инициативы и самостоятельности

в труде;

4)                            постепенность в приобщении к труду, развитие интересов и склонностей слепоглухонемых воспитанников в труде;

5)                           организация многопланового труда для слепоглухонемых;

6)                           индивидуальная медицински обоснованная дозировка заданий.

Тотально слепоглухонемому ребенку доступны многие операции по общественно полезному труду, но не всегда он мо­жет самостоятельно закончить ту или иную операцию. В таких случаях опираются на взаимопомощь детей, дифференцируя эту взаимопомощь по характеру и степени дефектов.

Основы развития у слепоглухонемого ребенка чувства со­трудничества закладываются с первых же дней его специаль­ного обучения. С первых дней слепоглухонемой ребенок при­выкает к постоянному сотрудничеству со взрослыми и в этом сотрудничестве знакомится с разделением усилий. Система «воспитатель — воспитанник» характерна для периода первона­чального обучения слепоглухонемого ребенка, когда заклады­ваются основы человеческой психики. Весь период становления ребенка, в том числе и тотально слепоглухонемого, немыслим без сотрудничества и разделения труда в рамках самообслу­живания. Переход от индивидуального самообслуживания к коллективному также происходит в сфере совместной разде­ленной деятельности, только более разносторонней и услож­ненной. Это все более укрепляет привычку к сотрудничеству, тягу к коллективу. В полную меру необходимость чувствовать рядом локоть товарища проявляется у слепоглухонемого в об­щественно полезном труде. Поэтому сфера общественно полез­ного труда особенно благоприятна для развития широкой кол­лективной деятельности, сопровождающейся сотрудничеством и взаимопомощью слепоглухонемых детей.

Практика показывает, что в среде слепоглухонемых воспи­танников еще в период коллективного самообслуживания сти­хийно формируются отношения бытовой взаимопомощи. Эти отношения с течением времени крепнут и обращаются в проч­ную дружбу, взаимопомощь и поддержку в различных жиз­ненных ситуациях. Такие отношения следует всячески поддер­живать, рассматривая их как зародыш будущих трудовых кол­лективов. Однако воспитатель должен постоянно держать в поле зрения жизнь этих объединений и устранять возможность возобладания в них негативных тенденций.

Некоторым приемам взаимопомощи и сотрудничества сле­поглухонемых детей обучают специально. При этом составляют пары или группы систематически сотрудничающих детей. Так, в области сельскохозяйственных работ разметку гряд или бо­розд лучше поручать слабовидящим глухонемым учащимся, а тотально слепоглухонемые могут успешно проводить борозды по заранее натянутому шнуру и выравнивать поверхности гря­ды после высева в борозды семян. Мелкие семена, сливающие­ся по цвету с почвой, воспитателю лучше высевать самому, а посадку крупных семян гороха, фасоли, подсолнуха, редиски поручать тотально слепоглухонемым и слабовидящим глухоне­мым учащимся.

Транспортировку и засыпку в парники перегноя также це­лесообразно проводить в сотрудничестве слабовидящих глухо­немых и тотально слепоглухонемых учащихся. При этом загру­жать носилки может тот и другой, а при передвижении иду­щий впереди слабовидящий глухонемой выбирает направление движения.

Вполне доступны слепоглухонемому ребенку работы в теп­лице и оранжерее. Теплицу и оранжерею для общественно по­лезного труда необходимо иметь потому, что там можно прово­дить сельскохозяйственные работы и наблюдения в течение всего года и в любую погоду. Это особенно важно для тотально слепоглухонемых, у которых при низкой температуре притуп­ляется осязание и ухудшается возможность восприятия. При работе в теплице даже тотально слепоглухонемые учащиеся, ориентируясь по натянутому шнуру, могут правильно высажи­вать репчатый лук, корневища петрушки, рассаду огурцов и помидоров. Для выдерживания равного расстояния между рас­тениями можно пользоваться обыкновенной палочкой. Тоталь­но слепоглухонемые в состоянии успешно рассаживать и под­вязывать стебли помидоров и огурцов, собирать в теплице уро­жай.

Высадка цветочной рассады в оранжерее, уход за этой рас­садой под руководством воспитателя при условии сотрудни­чества и взаимопомощи между детьми также доступны слепо­глухонемым, если правильно спланировать коллективный труд. Тотально слепоглухонемые дети могут ухаживать за садом, со­бирать урожай. Надо сказать, что сад и ягодник больше всего привлекают дошкольников и младших школьников. Бывают случаи самовольного вторжения воспитанников в пределы сада и ягодника. Это следует использовать для воспитательной ра­боты с детьми, привития им чувства справедливости и уваже­ния к аналогичным желаниям своих товарищей. В таких слу­чаях детей не изгоняют. Разумнее организовать их для сбора фруктов или ягод в пользу коллектива.

Общественно полезный труд —это труд бескорыстный. Он не связан с выдачей денег на руки воспитанникам, не обращен на оперативное удовлетворение нужд отдельных воспитанников продуктами труда, а направлен на обеспечение потребностей всего коллектива. В сфере общественно полезного труда про­исходит разрыв между трудовыми усилиями и подкреплением: такого разрыва не было при индивидуальном и коллективном самообслуживании. Поэтому общественно полезный труд дол­жен быть систематическим. Иначе нельзя добиться успешного формирования трудовых навыков, а главное, инициативы и са­мостоятельности в труде. Ведь выполнение операций по обще­ственно полезному труду не приносит актуального подкрепле­ния в виде удовлетворения личной нужды ребенка. Только че­рез систематичность и повседневность общественно полезного труда в коллективе можно выработать у слепоглухонемого ре­бенка устойчивую привычку к труду и обратить ее в человече­скую потребность. Самой благодатной базой, предопределяю­щей повседневность и систематичность труда, является уход за животными.

Тотально слепоглухонемой ребенок не всегда может наблю­дать за проявлением активности окружающих, не знает о су­ществовании стимулов, побуждающих их к активности. Как уже говорилось, он может находиться в постоянном неведении относительно того, что день обычного человека состоит из по­стоянно чередующейся деятельности. Ведь слепоглухонемой в состоянии судить только о той деятельности, которая осуществ­ляется при непосредственном контакте. Как только контакт нарушается, взрослый или зрячеслышащий сверстник исчезает из поля зрения слепоглухонемого. Поэтому слепоглухонемого ребенка специально обучают активности в бытовом труде. Ре­бенок поел — его привлекают к уборке посуды со стола. Поль­зуясь одеждой, он всегда должен содержать ее в порядке, ве­шать или складывать в определенное место. С самого начала работы со слепоглухонемым ребенком у него воспитывают стойкую привычку к порядку, которая, сделавшись потребно­стью, стала бы внутренним стимулом, одной из сторон его по­вседневной деятельности. Слепоглухонемой ребенок постоянно находится в системе поручений, заполняющих весь его день.

Далее в очень тяжелых случаях воспитания педагогически запущенных слепоглухонемых подростков систематический по­вседневный труд позволяет выправить положение.

Первоначальное обучение тотально слепоглухонемого Вовы Т. прошло в отрыве от коллектива сверстников и вне сферы физического труда. В пер­вые месяцы его пребывания в школе, куда он попал в возрасте 14 лот, мож­но было наблюдать, как мальчик одиноко ходил вдоль забора, не желая заниматься физическим трудом, не отвечая на попытки других воспитанни­ков завязать с ним контакт, проявляя порой агрессивность. Для приобще­ния его к труду понадобилась настойчивая и длительная работа, включав­шая и элементы принуждения.

Четкая система последовательно чередующихся трудовых действий в течение дня позволила сформировать у Вовы привычку не только выполнять определенные трудовые операции, но и самостоятельно переходить от одной операции к другой. В эту систему постепенно вносились дополнительные трудовые операции. Деятельность воспитанника становилась все сложнее и

разнообразнее и, наконец, заполнила весь день, включая и досуг. У Вовы сложилась потребность в деятельности, труде, общении. Это позволило вклю­чить его в предпрофессиональную подготовку, а затем — в профессиональ­ный труд в УПП, развить речевые контакты.

Хорошо, когда старшие, более умелые и активные воспитан­ники увлекают своим примером и обучают младших различным навыкам хозяйственной деятельности, передают им свой опыт и предоставляют им разумную дозированную помощь. Такое отлаженное регулируемое сотрудничество полезно и старшим, и младшим. Однако, к сожалению, в отношениях сотрудниче­ства часто приходится наблюдать подавление активности и инициативы младших, менее опытных воспитанников старшими, уже имеющими житейский опыт и сноровку. В таких случаях для активизации практической деятельности малышей целесо­образно переключать старших воспитанников на другие рабо­ты. Вот один из примеров.

Поначалу в детском доме для различных хозяйственных работ, не уч­тенных графиками дежурств и планами воспитателей, использовали стар­ших воспитанников, которые лучше других справлялись с поручениями. В то же время некоторые воспитанники, признанные менее понятливыми - расто­ропными и квалифицированными в сфере общественно полезного труда, оставались в тени. Помимо запланированных регулярных дежурств, их мало привлекали к труду, а они себя ничем не проявляли. Между тем именно они нуждались в привлечении к разнообразному общественно полезному труду, в стимуляции их активности.

В этой ситуации, которая удачно совпала со временем оформления на работу в УПП ВОС группы старших воспитанников, решено было провести эксперимент. Он должен был ответить на два основных вопроса: 1) как повлияет на активизацию трудовой деятельности младших воспитанников, на развитие их личной инициативы удаление из детского коллектива воспитан­ников старших групп, доминирующих в области общественно полезного тру­да; 2) возможна ли саморегуляция распределения стихийных поручений между оставшимися воспитанниками. Для получения исходных данных под­считали количество поручений за неделю в сфере общественно полезного труда в двух группах воспитанников. Одну группу составили ребята, кото­рые подлежали оформлению в УПП ВОС, вторую равную по количеству группу— воспитанники, которым предстояло заменить в этой сфере старших товарищей.

В связи с переводом группы воспитанников на работу в УПП ВОС по­ложение в корне изменилось. Оставшихся воспитанников по необходимости стали привлекать к различным хозяйственным поручениям. Ребята оказались в выгодном положении в плане формирования у них трудовых навыков, сообразительности и активности. При подсчете оказалось, что количество поручений, приходящихся на представителей этой группы, возросло в среднем на 220%.

Из резкого перераспределения поручений можно сделать следующие выводы.

1.                 Наличие в школьном коллективе взрослых слепоглухонемых воспи­танников при стихийном распределении поручений создает неблагоприятную обстановку для включения в общественно полезный труд младших воспи­танников, что связано с подавлением активности и инициативы младших воспитанников со стороны старших.

2.                 Несмотря на разъяснительную работу со старшими слепоглухонемыми и техническим персоналом детского дома, не удается равномерно распре­делять неучтенные трудовые поручения.

3.                Для создания обстановки, благоприятствующей вовлечению в общест­венно полезный труд младших школьников, необходимо своевременно пере­ключать старших на предпрофессиональную подготовку и профессиональный труд, а от стихийного распределения поручений переходить к организо­ванному.

4.                 С переключением старших воспитанников на профессиональный труд произошло стихийное перераспределение поручений. При этом не только увеличилось количество поручений, ранее выполнявшихся воспитанниками младшей группы, но и изменилось содержание труда, так как новые поруче­ния требовали формирования у детей трудовых навыков в различных об­ластях общественно полезного труда.

5.                  В связи с возрастанием числа поручений, изменением их характера у представителей младшей экспериментальной группы увеличилось и число контактов с окружающими, а вместе с этим появилась возможность эффек­тивно формировать активное словесное общение на конкретной базе. Однако вскоре обнаружилось, что и в младшей группе выделился ряд более опыт­ных воспитанников, своей активностью подавлявших остальных.

Из эксперимента не следует, что разновозрастный состав детского коллектива неизбежно препятствует деловой активно­сти и приобщению к труду младших воспитанников. Наоборот, эксперимент подчеркивает необходимость своевременного и хо­рошо продуманного учета и планового распределения поручений при разновозрастном контингенте, ибо стихия в этом деле на­рушает принцип дозированной помощи в среде воспитанников, подавляет активность и инициативу детей, менее подготовлен­ных к труду.

Привлекая слепоглухонемого ребенка к общественно полез­ному труду, формируя у него навыки этого труда, необходимо обеспечить такую его организацию, которая позволила бы про­являть воспитанникам самостоятельность во всякой трудовой деятельности. Здесь следует идти двумя путями: по пути орга­низации внешних условий деятельности и по линии внутренней регуляции труда (его мотивировка, направленность с помощью определения ближних и дальних целей, изменение смысла тру­да, организация сотрудничества и распределения функций).

Во-первых, необходим строгий постоянный порядок располо­жения всех объектов приложения труда, определенное местонахождение инструментов, инвентаря и материалов, участков для отходов и отбросов. Все эти места должны быть доступны слепоглухонемому ребенку в любое время. Во всем этом рас­положении ребенка ориентируют специально, чтобы при жела­нии он всегда мог самостоятельно приступить к труду. Слепо­глухонемому необходимо хорошо знать дорогу в огород, сад, теплицу, оранжерею, птичник, крольчатник и к другим местам работы. Он должен иметь четкое представление о том, где можно взять тот или иной хозяйственный инвентарь, инструмен­ты и материалы, куда можно отнести отходы и отбросы, чтобы не захламлять помещение и двор. Желательно укрепить везде таблички с надписями брайлевским и крупным плоскопечатным  шрифтами. Такие надписи делают на двери теплицы, оранжереи, птичника, крольчатника и т. д.

Во-вторых, слепоглухонемых обучают специальным приемам работы, которые не требуют зрительного контроля и таким об­разом позволяют избегать помощи окружающих в процессе труда. Эти приемы могут у воспитанников появиться стихийно. Надо их подмечать, развивать и знакомить с ними других де­тей. Полезно обучить воспитанников широко пользоваться инструментальным осязанием. Это особый вид осязания, кото­рый часто применяется в практической жизни слепыми и слепо­глухонемыми, когда они не входят в непосредственный телес­ный контакт с предметом, а осязают его с помощью другого предмета или инструмента. Характерный пример такого вида осязания — трость слепого, которой он ощупывает дорогу. Ин­струментальное осязание формируется у слепоглухонемого ребенка с первых шагов жизни. Умение находить ложкой в та­релке пищу — это инструментальное осязание; работа грифе­лем на приборе для письма по Брайлю и печатание на брайлевской машинке основаны на инструментальном осязании; работа лопатой, молотком также требует инструментального осязания.

Тотально слепоглухонемой Вова Т. использовал инструментальное ося­зание при кормлении кур. Он брал широкое металлическое блюдце, крошил в него хлеб, сыпал овес и ставил в клеть. Касаясь кромки блюдца рукой, он по вибрации мог судить о том, насколько интенсивно куры клюют корм. По мере насыщения кур вибрация утихала, и Вова убирал блюдце с кормом.

Интересно наблюдать, как тотально слепоглухонемой Фаниль С. соби­рает яблоки, используя инструментальное осязание. Он берет длинный шест и, стоя под яблоней, шарит им в ветках дерева. Нащупав шестом яблоко, мальчик осторожно сбивает его, а затем этим же шестом находит под яб­лоней.

Для успешного включения слепоглухонемых в общественно полезный труд применяют, наряду с обычным, специальный хозяйственный инвентарь. В большинстве случаев такой ин­вентарь приходится конструировать и изготавливать самим в пришкольных мастерских, привлекая к этому слепоглухонемых учащихся. Главная цель конструирования специального инвен­таря — расширение фронта посильных для слепоглухонемых детей работ. Учитывается и необходимость строить эту деятель-' ность слепоглухонемых в коллективе сверстников при тесном их сотрудничестве. В целях охраны остаточного зрения весь хо­зяйственный инвентарь должен быть сконструирован так, чтобы при работе с ним воспитанникам не требовалось длительное время пребывать в согнутом положении с наклоном головы вниз.

При расчистке двора от снега на большой территории слепоглухонемой, работающий обыкновенной лопатой, часто те­ряет ориентировку и начинает бросать снег не в том направ­лении, в котором требуется. Его действия нуждаются в беспре­станной коррекции. Чтобы избежать этого, применяется широ­кая лопата с горизонтальной ручкой. Этой лопатой работают одновременно тотально слепоглухонемой и слабовидящий глу­хонемой. Совместный труд позволяет им рационально распре­делять обязанности и усилия по ориентировке и перемещению лопаты, сгребающей снег.

Носилки с дополнительно приделанными по бокам ручками позволяют участвовать в перенесении грузов не двум, а четы­рем слепоглухонемым, один из которых, слабовидящий глухо­немой, выбирает направление.

Транспортировка снега осуществляется на санках со специ­альными ящиками, задняя стенка которых сделана высокой, чтобы их можно было подталкивать сзади, не наклоняя туло­вища и головы. Различного рода грейдеры для очистки двора от снега также требуют приложения сил нескольких человек и имеют высокие ручки. Тележки для перевозки опавших листьев и других грузов делаются на высоких колесах и снабжаются ручками спереди и сзади, чтобы в их передвижении могли уча­ствовать два человека.

Слепоглухонемого ребенка учат проявлять инициативу в преодолении препятствия. Если в ранний период обучения та­ким препятствием может служить снежная горка, на которую нужно забраться с санками, чтобы съехать с нее, то в старшем возрасте преодоление препятствий связывают с общественно полезным трудом. Например, у группы слепоглухонемых по расписанию должна быть выполнена работа в теплице, но вы­павший ночью снег завалил вход в нее. Необходимо расчистил, дорожку. Не надо торопиться заставлять воспитанников это делать. Важно, чтобы слепоглухонемые подростки проявили инициативу и, взяв лопаты, сами прочистили дорожку, освобо­дили от снега дверь. Полезно пробудить мысль о необходимо­сти проявить сообразительность: применить личный труд для преодоления препятствия. Иногда достаточно намека, чтобы мысль детей заработала в нужном направлении. Можно пред­варительно воткнуть на пути к теплице лопату. Увязнув в снегу и одновременно натолкнувшись на лопату, слепоглухонемой сообразит и без воспитателя, что нужно сделать.

Надо развивать способность слепоглухонемых воспитанников самостоятельно планировать трудовую деятельность, приучать их к самодисциплине, самоуправлению. Поэтому график де­журства во всех подразделениях хозяйства должен составлять­ся самими воспитанниками. Свобода планирования собствен­ного труда в области хозяйственной деятельности повышает ответственность воспитанников за порученное дело. Без предо­ставления слепоглухонемым такой свободы нельзя сформиро­вать у них чувство ответственности.

В приобщении к общественно полезному труду соблюдается постепенность. Очень полезно воспитывать любовь к труду в повседневных доступных слепоглухонемым и осуществляемых в коллективе сверстников делах. В игры можно включать допол­нительные трудовые действия. Например, дети катаются с горки на санках. Ребята уже трудятся, поскольку, прежде чем съе­хать с горки, нужно забраться на нее с санками. Тесная связь труда и развлечения отражена в народной пословице: «Лю­бишь кататься — люби и саночки возить». Съезжая с горки,  каждый старается проехать дальше другого (дети соревнуются в игре). Это соревнование легко использовать для привлечения их к более сложному, но доступному их пониманию труду. Де­тям нетрудно объяснить: если горку сделать выше, то проехать, скатываясь с нее, можно дальше. У них появляется общая цель. Индивидуальные интересы сливаются в общие и реализуются в коллективном труде. «Работать коллективно — не значит про­сто работать вместе, в одном помещении, одну и ту же рабо­ту, — пишет Н. К. Крупская. — Это самая простая форма со­трудничества. Коллективной работой называется такая работа, которая имеет общую цель. Но достижение этой общей цели обычно допускает и даже требует определенного, обычно очень сложного разделения труда».

Дети по очереди возят друг друга на санках. Это сложное занятие, сочетающее в себе труд, развлечение и определенные правила— договор между сотрудничающими детьми об очеред­ности. Стремление к сотрудничеству в игре всячески поддер­живается и развивается, потому что оно является также про­образом сотрудничества детей в общественно полезных делах. Сегодня дети катали друг друга на санках, завтра им предла­гают сотрудничество в более творческой сфере, способствую­щей эстетическому развитию, умению рационально распределять между собой обязанности по способностям и возможностям. Их увлекают, например, коллективным ваянием снежных баб, де­да-мороза, зверей. Умение оценивать реальные возможности и способности каждого члена своего коллектива развивается у воспитанников еще в игровой сфере. Принцип сотрудничества и взаимопомощи, предусматривающий распределение обязанностей по характеру и степени сенсорных недостатков, усваивается ими на всю жизнь.

Постепенному переходу от игровой деятельности к трудовой способствует универсальность некоторых детских игрушек, и в особенности детского транспорта, их пригодность и для игры, и для труда. Санки — средство развлечения, но они могут быть использованы и для привлечения ребенка к труду. Трехколес­ный велосипед или детская педальная машина, если прицепить к ним маленькую тележку, также могут служить для перевозки грузов. Но главное здесь состоит в том, что эти формы трудо­вой деятельности, близкие игре, быстрее будут приняты деть­ми, чем, скажем, перенесение тех же грузов на детских носил­ках. В этих формах трудовой деятельности, связанных с ис­пользованием детского транспорта, больше простора для детского воображения, для фантазии. Труд органически будет вплетаться в игру.

В приобщении слепоглухонемого ребенка к общественно по­лезному труду необходимо учитывать индивидуальные интересы воспитанников, так как это помогает обходиться без принуж­дения. Для выявления интересов к тому или иному труду детей постепенно включают в повседневное дежурство на разных участках подсобного хозяйства, где им прививаются различные трудовые навыки. Воспитатель внимательно наблюдает за тем, какие операции легче даются ребенку, к каким видам труда он больше тяготеет.

Избранный ребенком и полюбившийся ему труд становится для него основным. По мере умножения и совершенствования навыков труда воспитанник включается в дежурство на данном участке подсобного хозяйства, а затем становится ответствен­ным за выполнение определенных- работ на этом участке. Од­нако не следует допускать, чтобы воспитанник все время делал только то, что ему интересно. В этом вопросе следует соблю­дать меру. Каждому в жизни приходится выполнять массу неинтересных дел. К необходимости их выполнения должен быть приучен и слепоглухонемой ребенок. Поэтому ответствен­ность за избранный труд не освобождает ребенка от обязанно­сти помогать товарищам, занятым работой в других подразде­лениях хозяйства.

Труд организуется по месту жительства и учебы детей, что­бы общественно полезная деятельность была доступна им в любое время. Труд не должен быть связан с систематическими выездами за пределы интерната. Поэтому в школе предусмат­ривается многоотраслевое подсобное хозяйство, в котором дол­жны быть представлены различные виды хозяйственной дея­тельности человека. Общественно полезный труд можно осуществлять и при сельскохозяйственных работах в подсобном хозяйстве, и в школьных мастерских.

Каждое отделение при подсобном хозяйстве обеспечивает фронт труда лишь для той части воспитанников, которые при­креплены к данному отделению или дежурят при нем. Отделе­ния не делают большими, так как важно", чтобы все работы там, вплоть до выхода готовой продукции, могли быть обеспе­чены трудом воспитанников.

Подсобному хозяйству при школе для слепоглухонемых по­лезно иметь следующие подразделения: огород с парниками теплицу, оранжерею, сад, ягодник, цветник, кроликоферму ов­чарню, птичник. В огороде строго разграничивают зоны по­садки различных овощей. В начале каждой гряды укрепляют выполненные брайлевским и крупным плоскопечатным шриф­тами таблички с наименованием растения, высаженного в гря­ду. Желательно иметь некоторые виды мелкого рогатого скота (коз, овец). Собака и кошка также должны быть не­пременными обитателями подсобного хозяйства.

Огромную радость получают слепоглухонемые дети ухажи­вая за животными. Особенно удобно ухаживать за кроликами Они занимают ограниченное стенами клетки и осязаемое рукой слепоглухонемого ребенка пространство. Ребенок может рукой «осмотреть» кролика в клетке, проверить, есть ли у него вода и корм, насколько свежа подстилка. Клетки на ферме можно расположить компактно, что также создаст удобства для об­служивания животных слепоглухонемыми детьми. Кроликов подбирают белого цвета породы «белый великан»—это помо­гает слабовидящим глухонемым различать их в глубине клетки.

Не только обслуживание кроликов на ферме, но и заготовка кормов полезна для учебно-познавательной деятельности сле­поглухонемых учащихся. Выезды в лес, на луг для заготовки веников, свежей травы или запасов сена на зиму доставляют детям много радости. Здесь они одновременно трудятся и учат­ся отличать растения, наиболее любимые животными, от тех, которые могут нанести им вред. Знакомятся с названиями этих растений. Такие поездки совмещаются с изучением природного материала, предусмотренного учебными программами. Работы по обеспечению животных свежим кормом и заготовка корма на зиму проводятся в весенний, летний и осенний сезоны; поэтому у слепоглухонемых детей есть возможность широко наблюдать и изучать, активно воздействуя на них, природные объекты в эти времена года. Во всех случаях появляется необходимость в сотрудничестве и взаимопомощи детей.

Выращивание кроликов может приносить значительный до­ход. Деньги за сдачу кроликов живым весом государственным закупочным организациям следует использовать для стимули­рования общественно полезного труда воспитанников. Для этого открывается специальный счет в местном отделении Государст­венного банка, на который поступают вырученные деньги. В практике Загорской школы вопросы расходования денег об­суждаются на комсомольских собраниях и пионерских сборах. На деньги со спецсчета могут быть куплены пионерская атри­бутика, биллиард, цветной телевизор и многое другое.

Птичник комплектуется различными видами птиц. Практика содержания птиц в птичнике показала, что хорошо уживаются между собой индюшки, куры, японские курочки, цесарки, утки, гуси. Всех этих птиц нетрудно приучить к кормлению из рук, чтобы слепоглухонемой ребенок мог осмотреть животных с помощью осязания. При кормлении птиц дети могут подзывать их обычным свистком, находить место их пребывания при по­мощи слабовидящего глухонемого товарища. Целесообразно подбирать птиц яркой, лучше белой, окраски: летом слабовидя­щие воспитанники различают их на фоне зеленой травы, а зи­мой— в помещении птичника.

Не рекомендуется стремиться к извлечению доходов из птич­ника и увеличивать для этого численность птиц. Для пополне­ния специального счета служит крольчатник. Птицы же нужны для того, чтобы слепоглухонемые дети могли изучать их жизнь и повадки. Поэтому достаточно иметь по паре птиц различных видов.

Помимо привлечения к работам в подсобном хозяйстве, не­обходимо приобщать воспитанников к поддержанию чистоты во дворе интерната, к труду по очистке территории от снега и от опавших листьев.

В зимний период, когда работы в подсобном хозяйстве со­кращаются, воспитанников переключают на труд в мастерских. В швейной мастерской можно ремонтировать одежду, шить фар­туки, халаты, чепчики, наряды для кукол, полезно учить ре­бят вязанию. В столярной мастерской производят ремонт ме­бели, санок, клеток для кроликов, деревянных ящиков для пе­ревозки снега, а также изготавливают и другие поделки.

Замечено, что детей привлекает изготовление мягких игру­шек, кукол для кукольного театра и их нарядов. В этом труде проявляется детское творчество, а перед педагогами открывает­ся возможность эстетического воспитания учащихся.

Общественно полезный труд слепоглухонемых организуют по индивидуальным физическим нагрузкам с учетом медицин­ских рекомендаций, выдаваемых офтальмологом в письменном виде воспитателям на каждого слепоглухонемого воспитанника.

Строгие меры по охране остаточного зрения слепоглухоне­мых детей вовсе не означают, что ребят следует полностью ос­вободить от физических нагрузок, общественно полезного труда. Такие представления вредят работе с детьми. Слепоглухонемо­го нужно привлекать к посильному труду. Например, его мож­но привлекать к стирке мелких личных вещей, если предусмотреть высокую подставку для тазика, исключающую необходи­мость длительного наклона. Ребенку можно предложить высажи­вать луковицы в грядку при условии, что эти действия будут про­изводиться в течение короткого времени и на корточках. Сле­поглухонемой ребенок может возить за веревку санки, на кото­рых стоит ящик со снегом, или толкать их сзади, если у ящика высокая задняя стенка и ребенку не надо нагибаться. Для ра­боты слепоглухонемых детей с лопатами делают удлиненные черенки. Однако нельзя допускать скопления работающих с лопатами детей во избежание травм от случайных ударов че­ренка в лицо.

Физический труд благоприятно влияет на психофизические функции организма слепоглухонемого ребенка. Вот что пишут по этому поводу А. И. Каплан и Н. Г. Морозова: «... охрана зре­ния ребенка имеет первостепенное значение. Однако она долж­на быть разумной и не превращаться в такую опеку, которая приносит детям с глубокими нарушениями зрения только вред. Нельзя оберегать ребенка от всяких усилий, от движений, от труда. Без движения ребенок слабеет, хиреет, его организм ста­новится болезненным, легко поддающимся любому заболева­нию. Его умственное развитие без усилий, без движения, без труда идет очень медленно, и ребенок отстает от своих сверст­ников и в физическом, и в умственном отношении. Без труда терпит большой ущерб его нравственное развитие».

Правильно организованный, с учетом допустимых индивиду­альных физических нагрузок труд не только не вредит общему здоровью и остаточному зрению, а, наоборот, предохраняет слепоглухонемых воспитанников от детского травматизма. Прак­тика показывает, что наибольшее число травм приходится на период стихийных подвижных игр детей, когда они в азарте игры начинают бегать, возиться и толкаться в непредназначен­ном для игр помещении. Ребенок есть ребенок. Энергии у него избыток, и он должен двигаться. Нужно только умело высво­бодить эту энергию в процессе специально организованного до­суга и общественно полезного труда, осуществляемых в усло­виях, исключающих травматизм.

В спортивном зале, во дворе школы, на детской и спортив­ной площадках, в саду, огороде, мастерских должна максималь­но реализовываться детская энергия. Тогда двигательная ак­тивность будет отвечать интересам психофизического развития ребенка. В противном случае возникает беспорядочная возня в классах, коридорах, спальнях, в раздевалке и на лестницах со всеми вытекающими отсюда неприятными последствиями.

Нужно не освобождать слепоглухонемых детей от физиче­ских нагрузок, а, наоборот, обучать их самостоятельно соразмерять физические нагрузки в повседневном труде с медицин­скими рекомендациями. Это поможет в дальнейшем избегать нарушений здоровья в условиях самостоятельной жизни. Такое обучение невозможно без участия ребенка в общественно по­лезном труде под руководством педагога. В привлечении к об­щественно полезному труду, соизмеримому с допустимыми фи­зическими нагрузками, от педагога требуется изобретательность и предусмотрительность. Это труднее, чем освободить ребенка от нагрузок, но это крайне необходимо для его правильного воспитания.

Большое значение в общем укреплении здоровья детей и их трудоспособности имеет строгое соблюдение режима дня и ре­гулярное проведение дней здоровья.

Вот как изложил свои впечатления от дня здоровья слепоглухонемой старшеклассник Юра Л.: «Кто говорит, что походы по лесу очень утоми­тельны, тот или совсем никогда не бывал в походах, или знает о них по­наслышке и составил себе очень неверное представление. Это нисколько не утомляет, а, скорее, наоборот, придает силы и бодрость. Ну, а лесные при­валы! Это же дивный отдых! Придешь на полянку, скинешь рюкзак, распра­вишь затекшие плечи, и совсем станет хорошо. А тут новая интересная работа — собирать и рубить ветки для костра. На свежем воздухе это уже не труд, а отдых, зарядка бодрости и сил.

Окончательный мой вывод таков, что туристские походы — это, пожа­луй, самый полезный летний отдых. И особенно он хорош после года на­пряженной учебы».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...