§ 5. Физическое воспитание
Нет более жалкого человеческого существа, чем слепоглухонемой, лишенный двигательной активности. Невольно поднимается возмущение против тех, кто его окружает, кто из чувства мнимой и чрезвычайно вредной жалости опережает все его желания и тем самым обрекает слепоглухонемого на полурастительное существование. Привыкая к постоянному обслуживанию со стороны окружающих, к исполнению всех своих желаний и капризов, такой ребенок становится крайне эгоцентричным и нетерпимым в среде сверстников. Физическое воспитание слепоглухонемых детей — непременное условие их гармонического развития. Вместе с тем это одна из сложнейших проблем тифлосурдопедагогики. Известно, что двигательная активность тотально слепоглухонемых учащихся в среднем в 4, 7 раза ниже, чем двигательная активность учащихся массовых школ. Двигательная инертность слепоглухонемых связана с боязнью самостоятельного передвижения, невозможностью принимать участие в популярных среди обычных сверстников подвижных играх. Слепоглухонемой ребенок, если не стимулировать его двигательную активность, может месяцами не покидать помещения. В таких условиях трудно ожидать от него успехов в учебе. Он остается вялым, сонливым, безразличным. В. А. Сухомлинский сталкивался с подобными явлениями при обучении обычных детей: «Многолетние наблюдения показали, что так называемое замедленное мышление — это во многих случаях следствие общего недомогания, которого не чувствует и сам ребенок, а не каких-то физиологических изменений или нарушений функций клеток коры полушарий... В большинстве случаев оказывается, что мы имеем дело с тем нарушением обмена веществ, которое возникает в результате длительного пребывания в комнате. При этом нарушении ребенок теряет способность к сосредоточенному умственному труду».
Стабильный режим, предусматривающий длительное пребывание на воздухе, сопровождаемое активным трудом и отдыхом, — вот средство, которое способно вывести ребенка из этого состояния. Одновременное отсутствие зрения и слуха налагает серьезные ограничения и на участие слепоглухонемых школьников в спорте. Такие виды спорта, как футбол, волейбол, баскетбол, хоккей и многие другие, неприемлемы для слепоглухонемых. Между тем у подавляющего их большинства наблюдается ослабление мышечной системы, отставание в формировании моторных функций, нарушение координации движений и равновесия. Все это требует усиленных занятий физкультурой для общего укрепления мышечной системы учащихся и специальных занятий по преодолению вторичных физических дефектов. Физическое воспитание слепоглухонемых начинается в дошкольный период с преодоления боязни передвижения, с развития самостоятельной ориентировки и формирования двигательных навыков. Воспитатель ориентирует детей в комнате, где они живут, в классе, в котором учатся, в здании и во дворе школы; добивается, чтобы они самостоятельно находили дорогу. Уже в приготовительной группе слепоглухонемые воспитанники включ-аются в ежедневную коллективную утреннюю зарядку, а в период занятий активно участвуют в физкультпаузах. В начальных классах проводятся регулярные уроки физкультуры, куда включаются элементы лечебной гимнастики. На занятиях инструктор по физкультуре добивается четкого, согласованного выполнения движений всеми участниками. Для этого к каждому тотально слепоглухонемому учащемуся прикрепляется слабовидящий глухонемой, который посредством телесного контакта предоставляет тотально слепоглухонемому возможность подражать своим движениям. Началом и концом каждого упражнения может служить команда инструктора, подаваемая с помощью удара палкой по вибрирующему полу.
Физическое воспитание слепоглухонемых детей — не только средство улучшения их соматического состояния, укрепления мышечной системы, но и средство компенсации и коррекции множественного дефекта. Например, развитие навыков ориентировки позволяет слепоглухонемому обходиться без зрительного контроля при самостоятельном передвижении. Дополнительно ограничивают двигательную активность слепоглухонемых детей медицинские рекомендации, которыми устанавливаются допустимые при различных заболеваниях глаз физические нагрузки. Так, противопоказаны резкие движения, прыжки, длительные наклоны корпуса с наклоном головы вниз после экстракции катаракты. Допустимые физические нагрузки для каждого слепоглухонемого воспитанника устанавливаются индивидуально и в связи с этим определяются подходящие ему гимнастические упражнения и виды спорта. Каждый воспитатель, каждый учитель, работающий со слепоглухонемыми, обязан знать медицинские рекомендации для каждого из своих учеников и следить за изменением этих рекомендаций. Для регулярных уроков физкультуры составляется специальная программа, учитывающая не только физические особенности слепоглухонемых, медицинские рекомендации, но и уровень языкового развития учащихся, с тем чтобы им можно было объяснить характер и назначение каждого упражнения, довести до сознания его пользу. В качестве наиболее приемлемых для слепоглухонемых видов спорта и спортивных упражнений можно назвать следующие: бег на короткие дистанции по натянутой вдоль дорожки веревке, плавание, катание на роликовых коньках, гребля, перетягивание каната, катание на спаренном велосипеде. Среди зимних видов спорта на первом месте стоят лыжи, затем — катание на санках. На лыжах слепоглухонемые ходят охотно и могут преодолевать расстояния до 10—15 километров. Единственное условие для занятий слепоглухонемыми лыжным спортом— глубокая четкая лыжня, которая служит им направляющей. Слепоглухонемые могут участвовать в соревнованиях по лыжному спорту. Так, в течение ряда лет команда Загорского УПП ВОС, состоящая на 50% из старших воспитанников школы, занимала на соревнованиях среди команд УПП Московской области призовые места. Ходьбе на лыжах, особенно искусству спускаться с горы, надо индивидуально обучать каждого слепоглухонемого. Существуют специальные приемы, с помощью которых у слепоглухонемых преодолевается боязнь перед спуском с гор. При обучении инструктор складывает горизонтально на уровне пояса лыжные палки и в паре со слепоглухонемым, который держится за эти же палки на уровне пояса с другого конца, съезжает с горы.
В развитии двигательной активности слепоглухонемых большую роль играют дни здоровья, которые проводятся не реже одного раза в месяц. В эти дни организуются туристские походы с ночлегами в палатках, готовится пища на костре. Школьники выезжают на автобусе к ближайшим водоемам, в лес. Зимой предпринимают лыжные походы на дальние дистанции, проводят соревнования. Использование спаренного велосипеда позволяет приобщать слепоглухонемых и к этому виду спорта. Спаренный велосипед представляет собой два велосипеда, рамы которых соединены накрепко тремя металлическими перемычками. Одновременно соединены тягами и рули. На одном из велосипедов едет слабовидящий глухонемой, на другом — тотально слепоглухонемой. Движением велосипеда управляет слабовидящий глухонемой, а тотально слепоглухонемой прилагает основную долю усилий для передвижения. При езде на спаренном велосипеде используется тот же принцип разделения обязанностей по характеру и степени сенсорных нарушений, который практикуется у слепоглухонемых в общественно полезном труде. Спаренный велосипед — не единственный пример такого разделения обязанностей в спорте. И катание на лодках требует такого разделения: слабовидящий глухонемой, сидя за рулем, управляет лодкой, тотально слепоглухонемой гребет. В туристских походах происходит многоплановое разделение обязанностей. Слабовидящие глухонемые заготавливают хворост, ходят за водой, варят пищу на костре, а тотально слепоглухонемые устанавливают палатки, чистят картошку, разжигают костер.
Необходимо подмечать стремление слепоглухонемых использовать обычное спортивное оборудование и инвентарь, приспосабливать их к своим возможностям и помогать воспитанникам в этом деле. Например, один тотально слепоглухонемой воспитанник научился кататься на двухколесном подростковом велосипеде по кругу, используя для опоры длинный шест, один из концов которого он втыкал в изъян асфальта, а другой держал в руке. Этот способ катания, изобретенный воспитанником, послужил основой разработки велокарусели для слепоглухонемых. Слепоглухонемые воспитанники привлекаются к ремонту спортивного инвентаря, подготовке его к эксплуатации и хранению по окончании сезона. Некоторые воспитанники Загорской школы прекрасно справляются с этой работой. Например, С. Фанилю особенно хорошо удавалась установка на лыжах креплений. Несмотря на стремление специалистов, работающих со слепоглухонемыми, разнообразить их досуг, вводить в него подвижные игры, развлечения, связанные с движением, последних явно не хватает. Особенно мало таких, в которых слепоглухонемой мог бы участвовать самостоятельно, не пользуясь посторонней помощью. Необходимо продолжать их разработку, так же как и разработку специальных технических средств спорта для слепоглухонемых. «Я с большим сожалением замечаю, что в школе-интернате слабовидя-щие глухонемые ребята отмежевываются от слепоглухонемых. Слабовидящие всегда находят себе занятия — играют в футбол, волейбол, биллиард и т. д. А незрячие скучают, у них нет подобных мероприятий. То же самое наблюдается в походах. Слепые ребята сидят в стороне, скучают или ходят за воспитателем. Разве нет никаких развлечений для незрячих? По-моему, и для таких ребят надо что-то придумать. Например, научить слепоглухонемых устанавливать палатки. Можно было бы проводить соревнования по скорости и аккуратности в установлении палаток». Так один из воспитанников в заметке для стенгазеты делился впечатлениями о турпоходе. И проблему сам поставил, и пути ее решения наметил. По его предложению слепоглухонемых, включая и тотально слепоглухонемых, обучили ставить палатки, и соревнования по установке палаток во время турпоходов вызывали у ребят огромный интерес. К этому добавились соревнования по ориентированию на местности с помощью солнца, мха на северной стороне деревьев, специального компаса. Устраивались соревнования и по перетягиванию каната, лазанию на шест, чистке картошки, надуванию резиновых матрасов.
В заметке воспитанника обращает на себя внимание мотив неразделимой связи физического и нравственного здоровья слепоглухонемых детей. Действительно, физическая активность детей, степень их участия в физической деятельности тесно связаны с самоуважением ребенка. Педагоги не должны выпускать из поля зрения отстраненных своими сверстниками от физических занятий детей, особенно тотально слепоглухонемых. Ибо такие дети замыкаются в себе, ищут другие, малоподвижные занятия, вступают в общение с такими же слабыми ребятами, что не способствует их физическому совершенствованию. Физическое воспитание в единстве с трудовым, нравственным, эстетическим — одна из важнейших задач воспитания детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|