Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§ 5. Физическое воспитание




Нет более жалкого человеческого существа, чем слепоглухо­немой, лишенный двигательной активности. Невольно поднима­ется возмущение против тех, кто его окружает, кто из чувства мнимой и чрезвычайно вредной жалости опережает все его же­лания и тем самым обрекает слепоглухонемого на полурасти­тельное существование. Привыкая к постоянному обслуживанию со стороны окружающих, к исполнению всех своих желаний и капризов, такой ребенок становится крайне эгоцентричным и нетерпимым в среде сверстников.

Физическое воспитание слепоглухонемых детей — непремен­ное условие их гармонического развития. Вместе с тем это од­на из сложнейших проблем тифлосурдопедагогики.

Известно, что двигательная активность тотально слепоглухо­немых учащихся в среднем в 4, 7 раза ниже, чем двигательная активность учащихся массовых школ. Двигательная инертность слепоглухонемых связана с боязнью самостоятельного пере­движения, невозможностью принимать участие в популярных среди обычных сверстников подвижных играх.

Слепоглухонемой ребенок, если не стимулировать его дви­гательную активность, может месяцами не покидать помеще­ния. В таких условиях трудно ожидать от него успехов в уче­бе. Он остается вялым, сонливым, безразличным. В. А. Сухомлинский сталкивался с подобными явлениями при обучении обычных детей: «Многолетние наблюдения показали, что так называемое замедленное мышление — это во многих случаях следствие общего недомогания, которого не чувствует и сам ре­бенок, а не каких-то физиологических изменений или наруше­ний функций клеток коры полушарий... В большинстве случаев оказывается, что мы имеем дело с тем нарушением обмена ве­ществ, которое возникает в результате длительного пребывания в комнате. При этом нарушении ребенок теряет способность к сосредоточенному умственному труду».

Стабильный режим, предусматривающий длительное пребы­вание на воздухе, сопровождаемое активным трудом и отды­хом, — вот средство, которое способно вывести ребенка из этого состояния.

Одновременное отсутствие зрения и слуха налагает серьез­ные ограничения и на участие слепоглухонемых школьников в спорте. Такие виды спорта, как футбол, волейбол, баскетбол, хоккей и многие другие, неприемлемы для слепоглухонемых. Между тем у подавляющего их большинства наблюдается ос­лабление мышечной системы, отставание в формировании мо­торных функций, нарушение координации движений и равнове­сия. Все это требует усиленных занятий физкультурой для общего укрепления мышечной системы учащихся и специальных занятий по преодолению вторичных физических дефектов.

Физическое воспитание слепоглухонемых начинается в до­школьный период с преодоления боязни передвижения, с раз­вития самостоятельной ориентировки и формирования двига­тельных навыков. Воспитатель ориентирует детей в комнате, где они живут, в классе, в котором учатся, в здании и во дворе школы; добивается, чтобы они самостоятельно находили до­рогу.

Уже в приготовительной группе слепоглухонемые воспитан­ники включ-аются в ежедневную коллективную утреннюю за­рядку, а в период занятий активно участвуют в физкультпаузах. В начальных классах проводятся регулярные уроки физкульту­ры, куда включаются элементы лечебной гимнастики. На заня­тиях инструктор по физкультуре добивается четкого, согласо­ванного выполнения движений всеми участниками. Для этого к каждому тотально слепоглухонемому учащемуся прикрепля­ется слабовидящий глухонемой, который посредством телесного контакта предоставляет тотально слепоглухонемому возмож­ность подражать своим движениям. Началом и концом каждого упражнения может служить команда инструктора, подаваемая с помощью удара палкой по вибрирующему полу.

Физическое воспитание слепоглухонемых детей — не только средство улучшения их соматического состояния, укрепления мышечной системы, но и средство компенсации и коррекции множественного дефекта. Например, развитие навыков ориен­тировки позволяет слепоглухонемому обходиться без зритель­ного контроля при самостоятельном передвижении.

Дополнительно ограничивают двигательную активность сле­поглухонемых детей медицинские рекомендации, которыми ус­танавливаются допустимые при различных заболеваниях глаз физические нагрузки. Так, противопоказаны резкие движения, прыжки, длительные наклоны корпуса с наклоном головы вниз после экстракции катаракты. Допустимые физические нагрузки для каждого слепоглухонемого воспитанника устанавливаются индивидуально и в связи с этим определяются подходящие ему гимнастические упражнения и виды спорта. Каждый воспита­тель, каждый учитель, работающий со слепоглухонемыми, обя­зан знать медицинские рекомендации для каждого из своих учеников и следить за изменением этих рекомендаций.

Для регулярных уроков физкультуры составляется специ­альная программа, учитывающая не только физические особен­ности слепоглухонемых, медицинские рекомендации, но и уро­вень языкового развития учащихся, с тем чтобы им можно было объяснить характер и назначение каждого упражнения, довести до сознания его пользу.

В качестве наиболее приемлемых для слепоглухонемых ви­дов спорта и спортивных упражнений можно назвать следую­щие: бег на короткие дистанции по натянутой вдоль дорожки веревке, плавание, катание на роликовых коньках, гребля, пе­ретягивание каната, катание на спаренном велосипеде. Среди зимних видов спорта на первом месте стоят лыжи, затем — катание на санках. На лыжах слепоглухонемые ходят охотно и могут преодолевать расстояния до 10—15 километров. Един­ственное условие для занятий слепоглухонемыми лыжным спор­том— глубокая четкая лыжня, которая служит им направляю­щей. Слепоглухонемые могут участвовать в соревнованиях по лыжному спорту. Так, в течение ряда лет команда Загорского УПП ВОС, состоящая на 50% из старших воспитанников шко­лы, занимала на соревнованиях среди команд УПП Москов­ской области призовые места. Ходьбе на лыжах, осо­бенно искусству спускаться с горы, надо индивидуально об­учать каждого слепоглухонемого. Существуют специальные приемы, с помощью которых у слепоглухонемых преодолева­ется боязнь перед спуском с гор. При обучении инструктор складывает горизонтально на уровне пояса лыжные палки и в паре со слепоглухонемым, который держится за эти же палки на уровне пояса с другого конца, съезжает с горы.

В развитии двигательной активности слепоглухонемых боль­шую роль играют дни здоровья, которые проводятся не реже одного раза в месяц. В эти дни организуются туристские похо­ды с ночлегами в палатках, готовится пища на костре. Школь­ники выезжают на автобусе к ближайшим водоемам, в лес. Зимой предпринимают лыжные походы на дальние дистанции, проводят соревнования.

Использование спаренного велосипеда позволяет приобщать слепоглухонемых и к этому виду спорта. Спаренный велосипед представляет собой два велосипеда, рамы которых соединены накрепко тремя металлическими перемычками. Одновременно соединены тягами и рули. На одном из велосипедов едет сла­бовидящий глухонемой, на другом — тотально слепоглухонемой. Движением велосипеда управляет слабовидящий глухонемой, а тотально слепоглухонемой прилагает основную долю усилий для передвижения.

При езде на спаренном велосипеде используется тот же принцип разделения обязанностей по характеру и степени сен­сорных нарушений, который практикуется у слепоглухонемых в общественно полезном труде. Спаренный велосипед — не един­ственный пример такого разделения обязанностей в спорте. И катание на лодках требует такого разделения: слабовидящий глухонемой, сидя за рулем, управляет лодкой, тотально слепо­глухонемой гребет. В туристских походах происходит много­плановое разделение обязанностей. Слабовидящие глухонемые заготавливают хворост, ходят за водой, варят пищу на костре, а тотально слепоглухонемые устанавливают палатки, чистят картошку, разжигают костер.

Необходимо подмечать стремление слепоглухонемых исполь­зовать обычное спортивное оборудование и инвентарь, приспо­сабливать их к своим возможностям и помогать воспитанникам в этом деле. Например, один тотально слепоглухонемой воспи­танник научился кататься на двухколесном подростковом вело­сипеде по кругу, используя для опоры длинный шест, один из концов которого он втыкал в изъян асфальта, а другой держал в руке. Этот способ катания, изобретенный воспитанником, по­служил основой разработки велокарусели для слепоглухонемых.

Слепоглухонемые воспитанники привлекаются к ремонту спортивного инвентаря, подготовке его к эксплуатации и хра­нению по окончании сезона. Некоторые воспитанники Загорской школы прекрасно справляются с этой работой. Например, С. Фанилю особенно хорошо удавалась установка на лыжах креплений.

Несмотря на стремление специалистов, работающих со сле­поглухонемыми, разнообразить их досуг, вводить в него под­вижные игры, развлечения, связанные с движением, последних явно не хватает. Особенно мало таких, в которых слепоглухоне­мой мог бы участвовать самостоятельно, не пользуясь посторонней помощью. Необходимо продолжать их разработку, так же как и разработку специальных технических средств спорта для слепоглухонемых.

«Я с большим сожалением замечаю, что в школе-интернате слабовидя-щие глухонемые ребята отмежевываются от слепоглухонемых. Слабовидя­щие всегда находят себе занятия — играют в футбол, волейбол, биллиард и т. д. А незрячие скучают, у них нет подобных мероприятий. То же самое наблюдается в походах. Слепые ребята сидят в стороне, скучают или ходят за воспитателем. Разве нет никаких развлечений для незрячих? По-моему, и для таких ребят надо что-то придумать. Например, научить слепоглухоне­мых устанавливать палатки. Можно было бы проводить соревнования по скорости и аккуратности в установлении палаток».

Так один из воспитанников в заметке для стенгазеты делил­ся впечатлениями о турпоходе. И проблему сам поставил, и пу­ти ее решения наметил. По его предложению слепоглухонемых, включая и тотально слепоглухонемых, обучили ставить палат­ки, и соревнования по установке палаток во время турпоходов вызывали у ребят огромный интерес. К этому добавились со­ревнования по ориентированию на местности с помощью солн­ца, мха на северной стороне деревьев, специального компаса. Устраивались соревнования и по перетягиванию каната, лаза­нию на шест, чистке картошки, надуванию резиновых матрасов.

В заметке воспитанника обращает на себя внимание мотив неразделимой связи физического и нравственного здоровья сле­поглухонемых детей. Действительно, физическая активность де­тей, степень их участия в физической деятельности тесно связаны с самоуважением ребенка. Педагоги не должны выпу­скать из поля зрения отстраненных своими сверстниками от физических занятий детей, особенно тотально слепоглухонемых. Ибо такие дети замыкаются в себе, ищут другие, малоподвиж­ные занятия, вступают в общение с такими же слабыми ребя­тами, что не способствует их физическому совершенствованию. Физическое воспитание в единстве с трудовым, нравственным, эстетическим — одна из важнейших задач воспитания детей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...