Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§ 4. Нравственное воспитание




Тотальная слепоглухонемота, создавая особые условия фор­мирования личности ребенка, не препятствует направленному обогащению его морально-этическими ценностями, выработан­ными человечеством. Более того, здесь не встречается помех, известных нам при обучении и воспитании обычных детей, на которых воздействуют часто в противоположных направлениях школа, семья и улица. В случае тотальной слепоглухонемоты

морально-этическое воздействие на ребенка сводится на на­чальном этапе к одному педагогу, затем — к группе детей, с которыми живет и учится воспитанник. Других каналов для восприятия морально-этических норм у него нет.

Отсутствие помех, с одной стороны, упрощает дело воспита­ния, с другой — ограниченность чувственного опыта и скудость связей с внешним миром усложняют его. Поэтому слепоглухо­немые учащиеся особенно нуждаются в специальном, целена­правленном и всестороннем морально-этическом воспитании, в котором ничего не должно быть забыто и оставлено без вни­мания.

Необходимость специально организованного морально-эти­ческого воспитания слепоглухонемых связана с тем, что отсут­ствие каналов информации о поведении окружающих людей не позволяет детям усваивать самостоятельно по подражанию мо­рально-этические нормы. Известны многочисленные случаи, ког­да у выпавших из сферы педагогического воздействия слепоглу­хонемых наблюдались различные поведенческие аномалии. Это происходит потому, что слепоглухонемой человек не может са­мостоятельно повседневно сверять свое поведение с морально-этическими нормами, проявляющимися в поведении других людей. Поэтому уже в школьный период необходимо дать каж­дому слепоглухонемому ребенку устойчивую нравственную ос­нову.

Наиболее скрыта от слепоглухонемых мотивация поступков окружающих людей. Слепоглухонемые в состоянии восприни­мать лишь внешнюю сторону, а внутренний смысл поступков часто оказывается вне их самостоятельного восприятия, и они не могут осмыслить каждый конкретный поступок в цепи со­бытий, его предваряющих. Слепоглухонемые не в состоянии следить за развитием взаимоотношений людей, потому что ин­формация доходит до них отрывочно. Они не могут визуально наблюдать за человеческими отношениями, судить о них, сопо­ставляя свидетельства очевидцев, чему мешают языковые по­роги и имеющаяся у некоторых слепоглухонемых задержка сло­весного мышления.

Неудивительно, что умозаключения слепоглухонемых порой страдают излишней прямолинейностью, категоричностью, не­объективностью, что создает мнение о печально известной «пси­хологии слепоглухонемых». Специальная педагогическая рабо­та, направленная на привитие слепоглухонемым умения наблю­дать за отношениями людей, судить об их поступках, исходя из объективных причин и скрытых мотивов, умения сопостав­лять и анализировать известные факты, стремления получать разъяснения из первоисточников, позволяет избегать поспешно­сти и необъективности в суждениях.

Нравственность слепоглухонемого ребенка должна иметь прочную основу. Этой основой является коллективный труд, долг по отношению к коллективу и обществу в целом. Только тогда осуществляется эффективное нравственное воспитание слепоглухонемых, так как с позиций конкретного коллективного труда, его условий и требований возможно внедрять в сознание слепоглухонемого воспитанника морально-этические нормы и устранять вероятность нравственных аномалий. В условиях систематического коллективного труда можно выработать ре­альные морально-этические эталоны, сделать их критериями при оценке мотивов в поступках людей.

Трудовые отношения сотрудничества и взаимопомощи со­здают благоприятную почву для морально-этического воспита­ния. Они позволяют каждому из слепоглухонемых самоутвер­диться в труде, научиться уважать труд и людей труда, выра­ботать ответственность за свою деятельность. Повседневный труд исключает иждивенческие настроения, позволяет форми­ровать гармонически развитую личность, проникнутую комму­нистическими убеждениями и мотивированными с точки зрения коммунистической морали поступками.

Для тотально слепоглухонемого ребенка отсутствуют не толь­ко позитивные, но и негативные морально-этические эталоны. Их он тоже не в состоянии воспринимать по подражанию. По­этому отклонения от нормы, наблюдающиеся у слепоглухоне­мых, носят специфический характер. Так, они могут издавать громкие крики, пугающие окружающих, делать гримасы, не со­ответствующие ситуации и их собственному настроению, совер­шать действия, считающиеся в обществе неприличными. К со­жалению, несообразности в поведении слепоглухонемых часто становятся заметны лишь тогда, когда они попадают в общест­во обычных людей. В массе же подобных сверстников эти странности в поведении сглаживаются, и обслуживающий пер­сонал, включая и педагогический, привыкает к ним и не про­водит достаточной коррекционной работы.

Один из старших воспитанников был оформлен на работу в УПП ВОС, и ему пришлось ходить по городу. Обнаружилось, что он мог посередине улицы расстегнуть брюки и спокойно расправить скомкавшийся подол ру­бахи. Вспомнили, что то же самое он проделывал во дворе школы, но это казалось по-домашнему привычным, а потому считалось допустимым. Од­нако изменились условия жизни воспитанника — и отклонение от этических норм стало нетерпимым.

Многим слепоглухонемым учащимся свойственна бесцере­монность в установлении оперативных контактов со старшими, в том числе с собственными воспитателями и учителями. Ребя­та могут настойчиво требовать общения, бестактно прерывая разговор старших, дергая желаемого собеседника за рукав или хватая за плечо. Такое поведение имеет свои причины. Дело в том, что в период становления у учащихся жестовой, а затем словесной речи в дактильной форме педагог буквально ловит драгоценные проявления речевой активности слепоглухонемого ребенка. Обнаружив их, педагог бросает все дела: только бы не упустить, развить и закрепить появляющийся навык. Повы­шенное внимание к речевой активности ребенка в установлении контактов на раннем этапе необходимо, но имеет и нежелатель­ную для воспитания сторону, так как ребенок привыкает к чрез­мерному вниманию окружающих. Такое положение незаметно приучает ребенка к назойливости, бесцеремонности в общении. По-видимому, в какой-то период педагог должен это выправ­лять, не давая себе и окружающим свыкнуться с подобным явлением. Однако в большинстве случаев это не делается, и воспитанник с возрастом становится неприятным в общении.

По мимике тотально слепоглухонемого бывает трудно судить о его настроении, отношении к окружающим. На этой почве появляется масса предубеждений о том, что слепоглухонемые «злые, вредные». Такое мнение мешает организовать общение слепоглухонемых с окружающими людьми, социализацию и трудовую реабилитацию слепоглухонемых. И. А. Соколянский большое внимание уделял вопросу формирования у них соци­ально приемлемой манеры поведения. Чтобы приучить слепоглу­хонемого ребенка к адекватному выражению своего внутренне­го состояния, И. А. Соколянский советовал использовать маски с мимическим изображением различных человеческих эмоций. Такие маски были заказаны и изготовлены.

Слепоглухонемой должен крепко усвоить навыки опрятно­сти. Общение слепоглухонемого ребенка с окружающими людь­ми значительно выигрывает от его привлекательного внешнего вида. И наоборот, неопрятность' и неаккуратность сильно вредят социализации и адаптации слепоглухонемых в трудовых кол­лективах.

Этика человеческих отношений формируется у слепоглухо­немых прежде всего в зависимости от отношений, которые скла­дываются у них с людьми близкого окружения.

Огромная ответственность за нравственное воспитание ле­жит на тифлосурдопедагоге, так как в тот период, когда у сле­поглухонемого ребенка закладываются основы нравственности, его представления о человеческих отношениях ограничены теми, которые устанавливаются в системе «воспитатель — воспитан­ник». Со своего воспитателя «снимает» воспитанник эталоны поведения, и, как показывает практика, ребенок в поведении, манерах, психических реакциях часто уподобляется воспитате­лю. Нет необходимости подробно говорить о сдержанности и предусмотрительности, которые на каждом шагу должен про­являть педагог, об умении прогнозировать влияние каждого своего поступка на формирование у слепоглухонемого представ­лений о морали и нравственности.

Но если слепоглухонемой ребенок будет постоянно иметь лишь ограниченный кругом обучающих его специалистов пози­тивный опыт отношений между людьми, он окажется беззащитным в реальной жизни. Рафинированное, лишенное житей­ской мудрости, сложности и противоречивости тепличное вос­питание может нанести ему непоправимый вред. Такой слепо­глухонемой надолго сохранит детские представления о жизни, его поступки будут обнаруживать неосведомленность в практи­ческих вопросах и инфантильность. Поэтому необходимо зна­комить слепоглухонемого с противоречиями реальной жизни, с ее теневыми сторонами, чтобы он имел о них представление и выработал стойкий иммунитет.

Эффективное воздействие на нравственное воспитание сле­поглухонемых юношей и девушек оказывает положительный пример окружающих людей. Такими примерами могут служить лучшие воспитанники школы, сотрудники детского дома, пред­ставители шефствующих организаций. Вот выдержка из замет­ки в стенгазету слепоглухонемого воспитанника, утверждающая один из нравственных эталонов — бескорыстие.

Наши шефы

Сегодня (13 апреля) на наш воскресник приезжали студенты из Москвы. Они учатся в медицинском институте.

Четверо юношей и пять девушек приехали, чтобы помочь нам привести в порядок нашу школу после зимы. Все они хорошо работали: девушки вымыли пол в столярной мастерской, выкопали фундамент сломанной ка­русели на детской площадке, юноши откидывали уголь от забора и штука­турили кирпичные столбы.

Студенты приезжали к нам и в прошлом году, помогали в уборке тер­ритории и в ремонте школы. Они наши шефы.

Студенты работают в школе бесплатно, потому что они хорошие ком­сомольцы. Их отношение к труду — коммунистическое, бескорыстное. Сту­денты обещали приехать к нам и в следующее воскресенье. Они будут ре­монтировать наш забор.

Мы должны ценить заботу студентов о нашей школе и брать с них при­мер. Наши воспитанники должны быть такими же трудолюбивыми, как студенты. Наши воспитанники, и особенно наши комсомольцы, должны учиться у них бескорыстному труду на пользу общества.

Как и обычные дети, слепоглухонемые способны на без­нравственные, неэтичные поступки. Слепоглухонемой ребенок может обидеть товарища, позаимствовать без разрешения по­нравившуюся ему вещь или лакомство, обмануть или не под­чиниться требованию воспитателя.

Первым средством исправления поведения является убежде­ние, адаптированное в соответствии с языковым и умственным развитием ребенка, разъяснение антиобщественного смысла его поступка, сопоставление поведения провинившегося с образцо­вым поведением его товарищей. Для большего эффекта к бесе­дам привлекаются наиболее авторитетные товарищи провинив­шегося. Если таким путем не удается добиться результатов, то проступок становится предметом обсуждения и осуждения на октябрятском, пионерском или комсомольском активах. Раская­ние воспитанника, впервые совершившего проступок, — вполне достаточное основание для прекращения дальнейшего разбирательства и обсуждения. Зачастую этим дело и ограничивается, так как осуждение товарищей впечатляет слепоглухонемого больше, чем замечания воспитателя, к которым он привыкает. Если же нарушитель дисциплины упорствует или совершает проступок повторно, актив выносит решение о наказании. На­казанием может быть обсуждение проступка и осуждение про­винившегося на общешкольной линейке перед строем, сатири­ческая заметка о совершившем проступок в общешкольной стенгазете, отстранение от дежурства в сфере общественно по­лезного труда или труда в мастерских, если воспитанник вклю­чен в предпрофессиональную подготовку.

Коллективное обсуждение и осуждение — эффективное сред­ство воздействия не только на отдельного слепоглухонемого, но и на весь коллектив. Провинившийся убеждается, что осуж­дение его проступка — не чья-то прихоть или чье-то ошибочное личное мнение, а разум и воля всего коллектива, отстаиваю­щего общие интересы. Слепоглухонемой в такой ситуации очень остро чувствует свою принадлежность к коллективу и свою за­висимость от него. Коллектив же воспитанников в этом случае обретает в себе силу и уверенность, становится сплоченным. В то же время коллективное обсуждение отдельных товарищей учит их быть гуманными по отношению друг к другу, способ­ными сочувствовать ближнему и помогать ему при необходимо­сти. Коллективные обсуждения развивают у слепоглухонемых принципиальность в оценке как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, способствуют развитию терпи­мости к критике, развивают самокритику. Это особенно важно в нравственном воспитании данной категории детей, так как без достаточного воспитания самокритичности такие дети склон­ны винить во всех своих недостатках, неудачах и бедах окру­жающих, проявлять необоснованное недовольство, жалобы, се­товать на судьбу. Вера воспитанников в справедливость своего коллектива, в способность его к принципиальной оценке явле­ний гарантирует каждого слепоглухонемого от неблагоприят­ных посторонних воздействий, повышает его сопротивляемость отрицательным внешним влияниям. Становление детского кол­лектива слепоглухонемых, вынесение им правильных решений немыслимо без систематической направляющей помощи педаго­гического персонала.

Не следует думать, что всякая шалость, проявление упрям­ства и непослушания должны стать предметом коллективных обсуждений. В жизни детского коллектива бывают случаи, ког­да необходимы оперативные решения и пресечения. Если, на­пример, расшалился слепоглухонемой ребенок и никакие резоны на него не действуют, то самым лучшим средством в этом слу­чае будет постель, в которую его укладывают не столько в на­казание, сколько для успокоения, хотя провинившемуся это представляется наказанием.

Наказания, так же как и всякие нагрузки физического и психического плана, должны строго учитывать индивидуальные особенности учащихся. Учитывается и темперамент воспитан­ника. Если подвижного, расторможенного ребенка не вредно уложить в постель для успокоения, то таким же способом не­целесообразно наказывать воспитанника, приверженного к ма­лоподвижному образу жизни.

Слепоглухонемых детей никогда не надо наказывать тру­дом. Наказание трудом — самый лучший способ привить к нему отвращение. Гораздо полезнее наказать отлучением от труда на короткий период.

Для поддержания в детском коллективе слепоглухонемых высоконравственного климата необходимы поощрения. Поощре­нием может быть устная похвала воспитателя, учителя или представителя администрации. Поощрения выносят также пио­нерская и комсомольская организации.

За выдающиеся успехи в учебе и труде воспитаннику можно вручить похвальную грамоту с надписями в брайлевском и плоскопечатном вариантах. О примерном воспитаннике может быть помещена заметка в стенгазету или выпущен листок-мол­ния. Эффективным средством поощрения является стенд с вы­резанными в профиль фотографиями лучших воспитанников. Даже тотально слепоглухонемые, ощупывая фотографии, узна­ют по профилю себя и изображенных товарищей. Они бывают чрезвычайно рады и горды таким поощрением.

Необходимо вырабатывать у слепоглухонемых принятую в обществе манеру отношений между людьми, развивать в детях общительность, приветливость и дружелюбие к окружающим. Каждому слепоглухонемому должно быть присуще чувство че­ловеческого достоинства.

Один из важнейших факторов нравственного воспитания сле­поглухонемых — ознакомление их с жизнью и деятельностью замечательных людей, имеющих различные дефекты и стойко их преодолевающих. Литература дает яркие образы таких людей. Слепоглухонемых надо познакомить с биографиями Е. Келлер, О. И. Скороходовой, Лины По, Н. Островского, А. Мересьева и других выдающихся людей. Воспитанники должны знать о жизни и труде старших товарищей, тех, которые успешно тру­дятся на производстве и в научно-исследовательских учреж­дениях.

Нравственное воспитание слепоглухонемых предполагает и их идейно-политическую подготовку. Воспитанники на собствен­ном опыте узнают, что только в нашем обществе возможны широкие социальные мероприятия, к числу которых относится и социальное обеспечение. Сопоставление собственного положе­ния с положением инвалидов и престарелых в капиталистиче­ских странах достаточно наглядно свидетельствует в пользу нашего общественного строя. Преимущества зрелого социализма усваиваются слепоглухонемыми не только из учебных про­грамм, но и путем участия в регулярно проводимых политин­формациях. События за рубежом, характеризующие экономи­ческий уклад, нравственный облик капиталистического общества, его тенденцию к разложению и упадку, жизнь развиваю­щихся стран социалистической ориентации, успехи стран со­циализма, различные конфликтные ситуации противоборства старого-, отживающего и нового, прогрессивного — все становит­ся предметом обсуждения на политинформациях. Одним из раз­делов идейно-политического воспитания является развитие у слепоглухонемых учащихся чувства советского патриотизма.

Необычайно важно воспитывать у слепоглухонемого учаще­гося правильное диалектико-материалистическое мировоззрение, коммунистическую убежденность, умение отстаивать собствен­ную точку зрения и активно претворять ее в жизнь еще в школьный период, когда ребенка, подростка окружают автори­тетные для него воспитатели, способные правильно интерпре­тировать явления общественной жизни, формировать у школь­ника коммунистическое мировоззрение.

Практика показывает, что духовная неустойчивость некото­рых слепоглухонемых может сделать их орудием в руках лю­дей недобросовестных и нечестных. Дело в том, что во все периоды жизни актуальную информацию слепоглухонемые полу­чают от узкого круга лиц, владеющих специальными средства­ми общения. Поэтому очень важно заранее предусмотреть, ка­кие люди войдут в наиболее близкое окружение молодых сле­поглухонемых, иначе события общественной жизни могут полу­чить искаженное толкование, слепоглухонемым может быть дано неправильное о ней представление. История жизни Елены Келлер — яркое тому свидетельство. Достаточно сопоставить ранние стихийно сформированные материалистические пред­ставления юной Елены с мировоззрением позднего периода ее жизни.

Приведем выдержку из ее беседы со своей учительницей Анной Сулли-ван: «Я имею сказать вам нечто очень смешное. А. говорит, будто Бог сделал меня и всех людей из земли: должно быть, шутит. Ведь я сделана из мяса, кости и крови, не так ли? » И далее: «Потом А. сказала еще одну очень смешную вещь: будто Бог—мой дорогой отец. Это уже совсем рас­смешило меня, потому что я ведь знаю, что мой отец — Артур Келлер».

Хрупкие материалистические представления девочки, по­черпнутые ею из личного опыта, в дальнейшем были вытесне­ны идеалистическими реакционными убеждениями, сложивши­мися под отрицательным влиянием близкого Е. Келлер клери­кально-буржуазного окружения.

Неблагоприятное воздействие на морально-этические пред­ставления нравственно неустойчивых слепоглухонемых можно наблюдать всякий раз, когда они попадают под случайное вли­яние, оказываются в отрыве от людей, близких им по дефектам, вне широкой сферы специального общения.

В формировании коммунистического мировоззрения слепо­глухонемых учащихся следует исходить из их личного опыта, включающего эмоциональные, познавательные и волевые про­цессы. На практической основе эффективнее формируется у них духовная устойчивость к чужеродным влияниям. Для этого не­обходимо неослабное внимание к развитию у слепоглухонемых мировоззренческих понятий. Если в начальных классах школы в адаптированной форме им даются представления о взаимо­связях явлений, природы, материальности среды обитания че­ловека, природе социальных противоречий, то в старших клас­сах учащиеся получают представление о переустройстве обще­ства и роли коммунистической партии в этом деле.

Процесс формирования мировоззрения слепоглухонемых, его совершенствования не имеет конца, ибо изменчивы условия их жизни. Это и школа, и семья, и отношения с товарищами по общежитию, и производственные отношения. В орбиту интере­сов включаются различные события, новые люди и взаимоотно­шения. И во многих случаях обстоятельства требуют самостоя­тельной оценки ситуации, мировоззренческих выводов. Поэтому все многообразие отношений, в которые вступают слепоглухо­немые учащиеся или свидетелями которых они являются, долж­но получать правильную мировоззренческую оценку и быть подчинено задачам формирования у них взглядов и убеждений, согласующихся с коммунистическим мировоззрением.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...