Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§ 6. Эстетическое воспитание




Эстетическое воспитание трудно представить без непосред­ственного восприятия человеком явлений живой природы, про­изведений искусства. Как научиться понимать красоту, не имея представления о многообразной палитре красок, гармонии зву­ков?

У слепоглухонемого все восприятие мира переориентировано на осязание и отчасти обоняние. Достаточно ли этого для того, чтобы получить представление об искусстве, о прекрасном вооб­ще? Оказывается, да! «Прекрасное есть жизнь», —утверждал Н. Г. Чернышевский. Стало быть, речь идет прежде всего о восприятии слепоглухонемым жизни во всем многообразии ее проявлений. Может ли слепоглухонемой иметь идеал прекрас­ного? Способен ли он в своем воображении создать идеал та­рного существа, которое воплощало бы его представления о прекрасном? Если такой идеал у слепоглухонемого может быть сформирован, то не окажется ли он, подобно самому слепоглу­хонемому, существом, лишенным возможности воспринимать краски и звуки?

Слепоглухонемому доступен мир человеческих переживаний, их внешнее проявление во взаимоотношении с ним окружаю­щих людей. Доступна его осязанию человеческая фигура, ее гармония и все возможные «некрасивости» и уродливости. Мо­жет воспринимать он человеческую мимику, если специально этому обучен, судить по ней об эмоциональном состоянии че­ловека. Слепоглухонемой осязательно знакомится с животным миром: с подвижной ласковой собакой, вызывающей у него по­ложительные эмоции, и с лягушкой, которая, по выражению Н. Г. Чернышевского, покрыта «холодной слизью, какою бывает покрыт труп... ». Для слепоглухонемого лягушка столь же от­вратительна, как и для зрячеслышащего человека.

Слепоглухонемой может осязательно воспринимать свежую траву, листья деревьев и цветы. Обоняние помогает этому вос­приятию, его эмоциональной окраске. Запахи, сопутствующие различным природным явлениям, часто приходят на помощь слепоглухонемому. Пахнет свежий белый снег, сочная зеленая трава, пахнет серая пыль, пахнут каждый по-своему красный помидор, свежий зеленый огурец и спелая желтая дыня. Хоро­шо, что природа проявляет себя не только цветом, восприятие которого недоступно слепоглухонемому, но и пестрой палитрой запахов, форм, структур. Надо только изощрить сохранные ор­ганы чувств, и можно будет улавливать, распознавать множе­ство различных оттенков жизни природы. Ведь видеть — еще не значит знать. Известно, например, что муравей видит ультра­фиолетовые лучи, а человек — нет, однако человек знает о них значительно больше муравья. И это отражено в народной муд­рости: «Не видит не тот, у кого глаз нет, а тот, кто умом слеп».

«... Был такой чудный вечер. Мне кажется, что за все лето еще ни разу не было такого вечера. Неудержимо тянуло в сад, где благоухали белые табаки, петунии и настурции. Я сидела на скамье и думала... Едва улови­мый ветерок теплыми струйками скользил по моему лицу и рукам. Ко мне подошла Е. А. Я спросила ее: «Какой сегодня вечер, лунный или тем­ный? »—«Да, лунный. Небо чистое, синее, с крупными звездами». Я долго сидела в саду, а когда легла спать, не могла уснуть. Обаяние этого вечера далеко отогнало от меня сон... »— это запись из дневника О. И. Скороходовой.

Свежие цветы, их запах, пышная форма радуют слепоглухо­немого. Цветы, увядшие при первых заморозках, их прелый запах вызывают печаль, усиливающуюся от мысли, что и последние, еще сохранившиеся на клумбах растения ждет та же неминуемая гибель. Напоминание о гибели, о смерти слепоглухонемому столь же неприятно, как и обычному челове­ку. Активное проявление жизни в доступной для осязания и обоняния форме наполняет слепоглухонемого восхищением. Об­разец такого восприятия природы отражен в заметке Сергея С, предназначенной для стенгазеты. В ней он одухотворяет при­роду.

Весна и дружба

«Здравствуй, Весна!

Пожмем руку Весне. 1 Мая — это день Весны. Весна — очень красивая добрая девушка (люди часто называют Весну девушкой).

Почему Весна красивая? Весна красивая потому, что у нее есть моло­дая зеленая трава (в лесу, в парке, во дворе детского дома, на скверах города), молодые цветы (на газонах, в лесу, в парке, на клумбе, в саду), теплый свежий воздух и солнце. Она пригласила к себе в гости птиц из далеких теплых стран.

Весна велела деревьям и кустарникам надевать новые зеленые платья (молодые зеленые листья). Еще Весна попросила взрослых и нас, ребят, помогать ей наводить порядок и чистоту во дворе, на огороде, в саду, в парке и городе (вскапывать землю, убирать мусор, подстригать ветки, кра­сить лавочки, заборы, вазы для цветов, деревья). Это Весна учит нас тру­диться и помогать природе.

1 Мая Весна скажет нам всем спасибо за хорошую помощь. Кто хо­рошо работал, получит в подарок от Весны хорошее настроение. Им Весна разрешит хорошо отдохнуть в свой праздник.

Почему Весна добрая? Потому что она хочет, чтобы все люди дружили и были добрыми, как она, Весна. Дружат хорошо только те люди, которые любят работать и помогать друг другу. Этих людей любит Весна. Она при­глашает их на свой праздник 1 Мая. На этом празднике дружные люди будут веселыми, будут смеяться, петь веселые песни, будут шагать по городам и селам с цветами и флагами, с воздушными шарами.

Ребята! Давайте и мы тоже будем дружными и добрыми, трудолюби­выми людьми! Тогда 1 Мая Весна улыбнется нам и подарит хороший ве­селый отдых! »

С помощью осязания слепоглухонемые могут воспринимать скульптуру, тонко улавливать настроение, запечатленное авто­ром в мимике, позах скульптурных произведений. Вот что го­ворит о своем восприятии этого вида искусства О. И. Скороходова:

«Я люблю обеих Венер, но по-разному: Милосская, нежная, серьезная и скромная, как-то ближе и понятнее; осматривая ее, я невольно становлюсь и сама серьезнее. Венера Медицейская заставляла меня улыбаться... » Или: «С особенно теплым чувст­вом осматриваю двух спящих младенцев в кресле. Это скульп­тура из лучшего, нежнейшего мрамора. Дети —ну, только что не дышат! Если бы их оживить, были бы дети чудесной красо­ты... ».

Слепоглухонемого ребенка обучают восприятию скульптуры, предварительно научив его осязать и воспринимать объекты живой природы. Обучение начинается с регулярных уроков лепки, на которых воспитанников учат воссоздавать образы предметов и объектов природы, животных, людей, воспринятых с натуры. Уроки лепки позволяют не только формировать у сле­поглухонемых навыки работы с пластилином, знакомить с вая­нием, но и проводить коррекционную работу по представлениям об окружающем мире, выявлять степень адекватности имею­щихся у них понятий о реальной действительности. Известен эпизод, когда тотально слепоглухонемая воспитанница по за­данию педагога вылепила из пластилина птичку, сидящую на ветке в позе, в которой человек сидит на стуле: птичка сидела на хвосте, свесив с ветки лапки.

В области ваяния слепоглухонемые могут достигать боль­ших успехов. Тотально слепоглухой Ардалион К. мечтал посту­пить в Ленинградскую академию художеств. Это была реаль­ная мечта, так как в Академии были одобрены его скульптур­ные работы, и в 1941 г. юноша получил стипендию ЦК ВЛКСМ для обучения скульптуре. Этой мечте не суждено было осу­ществиться лишь в связи с началом Великой Отечественной войны. Слепоглухой выпускник Загорской школы Юрий Л. по­лучил профессию скульптора.

Произведения скульптуры должны быть повседневно доступ­ны для слепоглухонемых учащихся. Поэтому в интерьере шко­лы обязательно должна быть скульптура. Желательно, чтобы это были скульптурные группы, отражающие различную дея­тельность и взаимоотношения людей. Скульптуры животных, различные эпизоды из их жизни, знакомые слепоглухонемым по текстам учебников и художественных произведений, должны занять достойное место в оформлении школьного двора и игро­вых площадок.

Огромное воспитательное значение имеют экскурсии в му­зеи, где представлена скульптура.

Однажды в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пуш­кина одна из тотально слепоглухонемых девушек стала ис­следовать скульптуру О. Родена «Поцелуй». Но вдруг девушка внезапно прервала занятие, изобразила негодующие жесты «стыдно», «плохо» и отошла в сторону. Однако после некото­рого раздумья лицо ее просветлело, она вновь приблизилась к скульптуре и продолжила ее изучение. Противоречивое выра­жение эмоций не ч ускользнуло от глаз педагога и послужило поводом для обсуждения с девушками вопроса о правильном понимании интимных человеческих отношений, о красоте чело­веческого тела, о произведениях знакомых им скульпторов, вос­певших человеческую красоту.

Широкие возможности для проникновения в мир прекрасно­го предоставляет слепоглухонемому художественная литерату­ра. Она наравне со скульптурой является самым доступным для слепоглухонемых видом искусства, произведения которого они могут не только воспринимать, но и творить сами. Свиде­тельством тому — литературное творчество О. И. Скороходовой и выпускника Загорской школы Александра С.

Когда мы говорим о музыке, то предполагаем царство зву­ков, их гармонию и совсем забываем, что музыка — это и виб­рация воздуха, возникающая при звучании инструмента, виб­рация самого инструмента, пола, на котором он стоит. Для обычных людей ощущение вибрации не играет роли при вос­приятии музыки, между тем вибрация передает ритм, темп, си­лу и высоту звучания. По-видимому, можно говорить о гармо­нии не только музыки, но и вибрационных ощущений. Вот эта-то гармония и доступна слепоглухонемым. Специалисты уже привыкли к тому, что слепоглухонемые приобретают тран­зисторные приемники на первые полученные за работу в ма­стерской деньги. Положив на транзистор пальцы, воспитанники с увлечением слушают музыку. Тотально слепоглухонемой Вик­тор К. всегда мог безошибочно ответить на вопрос, какую му­зыку передают по радио и кто поет, мужчина или женщина. Правильно поступают родители, которые дарят своим слепоглухонемым детям транзисторы. Это с детства приучает их к виб­рационному восприятию музыки.

Не только восприятие музыкальной вибрации доступно сле­поглухонемым, обладают они и музыкальной памятью. Вот как пишет об этом О. И. Скороходова: «... мне показали бюст Бет­ховена... Глухой, одинокий, Бетховен пишет свои лучшие сим­фонии... С трудом отрываюсь я от этих воспоминаний и заме­чаю, что руки мои все время лежали на голове Бетховена. Вдруг в руках появляется странное ощущение, словно ток про­ходит в пальцах. Сначала я удивляюсь, но скоро понимаю это состояние: несколько раз я слышала, держа руки на пианино, «Лунную сонату» Бетховена».

Эстетика человеческих телодвижений также доступна сле­поглухонемым. Под музыку слепоглухонемой может танцевать: вибрация пола от игры на фортепиано или рояле хорошо вос­принимается подошвами ног, а вместе с вибрацией передается ритм и темп музыки. Еще легче воспринимать ритмичную музы­ку эстрадного оркестра с его ударными и щипковыми инст­рументами: она воспринимается всей поверхностью тела.

«Я думаю, что среди зрячих немного найдется таких, кото­рые поверят, что слепоглухой может «слушать» пение и музы­ку. А между тем слепоглухой очень хорошо ощущает звук го­лоса и игру на музыкальном инструменте и может получить большое удовольствие. Конечно, «слушает» слепоглухой не ушами, а руками. Мне очень нравится класть руки на рояль или какой-нибудь инструмент в то время, когда на нем игра­ют», — пишет О. И. Скороходова.

Ходят слепоглухонемые и в театр. Правда, прежде они зна­комятся с содержанием постановки по книге. В театр их со­провождает переводчик, из пересказа и импровизации которого они узнают о содержании отдельных действий и актов. Вибра­ция помогает воспринимать им музыкальное сопровождение спектакля. Затем в самодеятельном коллективе под руководст­вом воспитателя можно подготовить пьесу к постановке. В те­атре не полезешь на сцену ощупывать артистов, а у себя в шко­ле всегда можно осязательно воспринимать и позы, и движе­ния самодеятельных артистов, особенно если сам участвуешь в постановке.

Одним из средств эстетического воспитания могут быть те­атрализованные игры-импровизации с малой группой воспитан­ников. Здесь проигрываются эстетически оформленные актуаль­ные моменты их коллективной жизни. Особенно важно, что та­кие игры-импровизации включают в себя пантомимические средства, воспринимающиеся детьми как выражение чувств, мыслей, утверждение коллективных ценностей и актуальных

проблем.

Из сказанного ясно, что область прекрасного многоаспектна для слепоглухонемых детей. Искусство формирует эмоциональ­ный строй души, придает трудовому воспитанию творческую одухотворенность. Начала эстетического воспитания коренятся в общении слепоглухонемого ребенка с природой благодаря це­лостной, гармоничной связи ребенка со всем окружающим его в природе, в сопереживании всему растущему и живущему, без чего не могут формироваться чувства бескорыстия, доверчиво­сти в общении с окружающими людьми.

Огромную роль играет связь эстетической культуры с ре­зультатами труда воспитанников. Это важнейший фактор со­циализации личности.

Отсутствие эстетических переживаний — причина душевной черствости, лени, общей апатии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...