§ 6. Эстетическое воспитание
Эстетическое воспитание трудно представить без непосредственного восприятия человеком явлений живой природы, произведений искусства. Как научиться понимать красоту, не имея представления о многообразной палитре красок, гармонии звуков? У слепоглухонемого все восприятие мира переориентировано на осязание и отчасти обоняние. Достаточно ли этого для того, чтобы получить представление об искусстве, о прекрасном вообще? Оказывается, да! «Прекрасное есть жизнь», —утверждал Н. Г. Чернышевский. Стало быть, речь идет прежде всего о восприятии слепоглухонемым жизни во всем многообразии ее проявлений. Может ли слепоглухонемой иметь идеал прекрасного? Способен ли он в своем воображении создать идеал тарного существа, которое воплощало бы его представления о прекрасном? Если такой идеал у слепоглухонемого может быть сформирован, то не окажется ли он, подобно самому слепоглухонемому, существом, лишенным возможности воспринимать краски и звуки? Слепоглухонемому доступен мир человеческих переживаний, их внешнее проявление во взаимоотношении с ним окружающих людей. Доступна его осязанию человеческая фигура, ее гармония и все возможные «некрасивости» и уродливости. Может воспринимать он человеческую мимику, если специально этому обучен, судить по ней об эмоциональном состоянии человека. Слепоглухонемой осязательно знакомится с животным миром: с подвижной ласковой собакой, вызывающей у него положительные эмоции, и с лягушкой, которая, по выражению Н. Г. Чернышевского, покрыта «холодной слизью, какою бывает покрыт труп... ». Для слепоглухонемого лягушка столь же отвратительна, как и для зрячеслышащего человека.
Слепоглухонемой может осязательно воспринимать свежую траву, листья деревьев и цветы. Обоняние помогает этому восприятию, его эмоциональной окраске. Запахи, сопутствующие различным природным явлениям, часто приходят на помощь слепоглухонемому. Пахнет свежий белый снег, сочная зеленая трава, пахнет серая пыль, пахнут каждый по-своему красный помидор, свежий зеленый огурец и спелая желтая дыня. Хорошо, что природа проявляет себя не только цветом, восприятие которого недоступно слепоглухонемому, но и пестрой палитрой запахов, форм, структур. Надо только изощрить сохранные органы чувств, и можно будет улавливать, распознавать множество различных оттенков жизни природы. Ведь видеть — еще не значит знать. Известно, например, что муравей видит ультрафиолетовые лучи, а человек — нет, однако человек знает о них значительно больше муравья. И это отражено в народной мудрости: «Не видит не тот, у кого глаз нет, а тот, кто умом слеп». «... Был такой чудный вечер. Мне кажется, что за все лето еще ни разу не было такого вечера. Неудержимо тянуло в сад, где благоухали белые табаки, петунии и настурции. Я сидела на скамье и думала... Едва уловимый ветерок теплыми струйками скользил по моему лицу и рукам. Ко мне подошла Е. А. Я спросила ее: «Какой сегодня вечер, лунный или темный? »—«Да, лунный. Небо чистое, синее, с крупными звездами». Я долго сидела в саду, а когда легла спать, не могла уснуть. Обаяние этого вечера далеко отогнало от меня сон... »— это запись из дневника О. И. Скороходовой. Свежие цветы, их запах, пышная форма радуют слепоглухонемого. Цветы, увядшие при первых заморозках, их прелый запах вызывают печаль, усиливающуюся от мысли, что и последние, еще сохранившиеся на клумбах растения ждет та же неминуемая гибель. Напоминание о гибели, о смерти слепоглухонемому столь же неприятно, как и обычному человеку. Активное проявление жизни в доступной для осязания и обоняния форме наполняет слепоглухонемого восхищением. Образец такого восприятия природы отражен в заметке Сергея С, предназначенной для стенгазеты. В ней он одухотворяет природу.
Весна и дружба «Здравствуй, Весна! Пожмем руку Весне. 1 Мая — это день Весны. Весна — очень красивая добрая девушка (люди часто называют Весну девушкой). Почему Весна красивая? Весна красивая потому, что у нее есть молодая зеленая трава (в лесу, в парке, во дворе детского дома, на скверах города), молодые цветы (на газонах, в лесу, в парке, на клумбе, в саду), теплый свежий воздух и солнце. Она пригласила к себе в гости птиц из далеких теплых стран. Весна велела деревьям и кустарникам надевать новые зеленые платья (молодые зеленые листья). Еще Весна попросила взрослых и нас, ребят, помогать ей наводить порядок и чистоту во дворе, на огороде, в саду, в парке и городе (вскапывать землю, убирать мусор, подстригать ветки, красить лавочки, заборы, вазы для цветов, деревья). Это Весна учит нас трудиться и помогать природе. 1 Мая Весна скажет нам всем спасибо за хорошую помощь. Кто хорошо работал, получит в подарок от Весны хорошее настроение. Им Весна разрешит хорошо отдохнуть в свой праздник. Почему Весна добрая? Потому что она хочет, чтобы все люди дружили и были добрыми, как она, Весна. Дружат хорошо только те люди, которые любят работать и помогать друг другу. Этих людей любит Весна. Она приглашает их на свой праздник 1 Мая. На этом празднике дружные люди будут веселыми, будут смеяться, петь веселые песни, будут шагать по городам и селам с цветами и флагами, с воздушными шарами. Ребята! Давайте и мы тоже будем дружными и добрыми, трудолюбивыми людьми! Тогда 1 Мая Весна улыбнется нам и подарит хороший веселый отдых! » С помощью осязания слепоглухонемые могут воспринимать скульптуру, тонко улавливать настроение, запечатленное автором в мимике, позах скульптурных произведений. Вот что говорит о своем восприятии этого вида искусства О. И. Скороходова: «Я люблю обеих Венер, но по-разному: Милосская, нежная, серьезная и скромная, как-то ближе и понятнее; осматривая ее, я невольно становлюсь и сама серьезнее. Венера Медицейская заставляла меня улыбаться... » Или: «С особенно теплым чувством осматриваю двух спящих младенцев в кресле. Это скульптура из лучшего, нежнейшего мрамора. Дети —ну, только что не дышат! Если бы их оживить, были бы дети чудесной красоты... ».
Слепоглухонемого ребенка обучают восприятию скульптуры, предварительно научив его осязать и воспринимать объекты живой природы. Обучение начинается с регулярных уроков лепки, на которых воспитанников учат воссоздавать образы предметов и объектов природы, животных, людей, воспринятых с натуры. Уроки лепки позволяют не только формировать у слепоглухонемых навыки работы с пластилином, знакомить с ваянием, но и проводить коррекционную работу по представлениям об окружающем мире, выявлять степень адекватности имеющихся у них понятий о реальной действительности. Известен эпизод, когда тотально слепоглухонемая воспитанница по заданию педагога вылепила из пластилина птичку, сидящую на ветке в позе, в которой человек сидит на стуле: птичка сидела на хвосте, свесив с ветки лапки. В области ваяния слепоглухонемые могут достигать больших успехов. Тотально слепоглухой Ардалион К. мечтал поступить в Ленинградскую академию художеств. Это была реальная мечта, так как в Академии были одобрены его скульптурные работы, и в 1941 г. юноша получил стипендию ЦК ВЛКСМ для обучения скульптуре. Этой мечте не суждено было осуществиться лишь в связи с началом Великой Отечественной войны. Слепоглухой выпускник Загорской школы Юрий Л. получил профессию скульптора. Произведения скульптуры должны быть повседневно доступны для слепоглухонемых учащихся. Поэтому в интерьере школы обязательно должна быть скульптура. Желательно, чтобы это были скульптурные группы, отражающие различную деятельность и взаимоотношения людей. Скульптуры животных, различные эпизоды из их жизни, знакомые слепоглухонемым по текстам учебников и художественных произведений, должны занять достойное место в оформлении школьного двора и игровых площадок. Огромное воспитательное значение имеют экскурсии в музеи, где представлена скульптура.
Однажды в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина одна из тотально слепоглухонемых девушек стала исследовать скульптуру О. Родена «Поцелуй». Но вдруг девушка внезапно прервала занятие, изобразила негодующие жесты «стыдно», «плохо» и отошла в сторону. Однако после некоторого раздумья лицо ее просветлело, она вновь приблизилась к скульптуре и продолжила ее изучение. Противоречивое выражение эмоций не ч ускользнуло от глаз педагога и послужило поводом для обсуждения с девушками вопроса о правильном понимании интимных человеческих отношений, о красоте человеческого тела, о произведениях знакомых им скульпторов, воспевших человеческую красоту. Широкие возможности для проникновения в мир прекрасного предоставляет слепоглухонемому художественная литература. Она наравне со скульптурой является самым доступным для слепоглухонемых видом искусства, произведения которого они могут не только воспринимать, но и творить сами. Свидетельством тому — литературное творчество О. И. Скороходовой и выпускника Загорской школы Александра С. Когда мы говорим о музыке, то предполагаем царство звуков, их гармонию и совсем забываем, что музыка — это и вибрация воздуха, возникающая при звучании инструмента, вибрация самого инструмента, пола, на котором он стоит. Для обычных людей ощущение вибрации не играет роли при восприятии музыки, между тем вибрация передает ритм, темп, силу и высоту звучания. По-видимому, можно говорить о гармонии не только музыки, но и вибрационных ощущений. Вот эта-то гармония и доступна слепоглухонемым. Специалисты уже привыкли к тому, что слепоглухонемые приобретают транзисторные приемники на первые полученные за работу в мастерской деньги. Положив на транзистор пальцы, воспитанники с увлечением слушают музыку. Тотально слепоглухонемой Виктор К. всегда мог безошибочно ответить на вопрос, какую музыку передают по радио и кто поет, мужчина или женщина. Правильно поступают родители, которые дарят своим слепоглухонемым детям транзисторы. Это с детства приучает их к вибрационному восприятию музыки. Не только восприятие музыкальной вибрации доступно слепоглухонемым, обладают они и музыкальной памятью. Вот как пишет об этом О. И. Скороходова: «... мне показали бюст Бетховена... Глухой, одинокий, Бетховен пишет свои лучшие симфонии... С трудом отрываюсь я от этих воспоминаний и замечаю, что руки мои все время лежали на голове Бетховена. Вдруг в руках появляется странное ощущение, словно ток проходит в пальцах. Сначала я удивляюсь, но скоро понимаю это состояние: несколько раз я слышала, держа руки на пианино, «Лунную сонату» Бетховена».
Эстетика человеческих телодвижений также доступна слепоглухонемым. Под музыку слепоглухонемой может танцевать: вибрация пола от игры на фортепиано или рояле хорошо воспринимается подошвами ног, а вместе с вибрацией передается ритм и темп музыки. Еще легче воспринимать ритмичную музыку эстрадного оркестра с его ударными и щипковыми инструментами: она воспринимается всей поверхностью тела. «Я думаю, что среди зрячих немного найдется таких, которые поверят, что слепоглухой может «слушать» пение и музыку. А между тем слепоглухой очень хорошо ощущает звук голоса и игру на музыкальном инструменте и может получить большое удовольствие. Конечно, «слушает» слепоглухой не ушами, а руками. Мне очень нравится класть руки на рояль или какой-нибудь инструмент в то время, когда на нем играют», — пишет О. И. Скороходова. Ходят слепоглухонемые и в театр. Правда, прежде они знакомятся с содержанием постановки по книге. В театр их сопровождает переводчик, из пересказа и импровизации которого они узнают о содержании отдельных действий и актов. Вибрация помогает воспринимать им музыкальное сопровождение спектакля. Затем в самодеятельном коллективе под руководством воспитателя можно подготовить пьесу к постановке. В театре не полезешь на сцену ощупывать артистов, а у себя в школе всегда можно осязательно воспринимать и позы, и движения самодеятельных артистов, особенно если сам участвуешь в постановке. Одним из средств эстетического воспитания могут быть театрализованные игры-импровизации с малой группой воспитанников. Здесь проигрываются эстетически оформленные актуальные моменты их коллективной жизни. Особенно важно, что такие игры-импровизации включают в себя пантомимические средства, воспринимающиеся детьми как выражение чувств, мыслей, утверждение коллективных ценностей и актуальных проблем. Из сказанного ясно, что область прекрасного многоаспектна для слепоглухонемых детей. Искусство формирует эмоциональный строй души, придает трудовому воспитанию творческую одухотворенность. Начала эстетического воспитания коренятся в общении слепоглухонемого ребенка с природой благодаря целостной, гармоничной связи ребенка со всем окружающим его в природе, в сопереживании всему растущему и живущему, без чего не могут формироваться чувства бескорыстия, доверчивости в общении с окружающими людьми. Огромную роль играет связь эстетической культуры с результатами труда воспитанников. Это важнейший фактор социализации личности. Отсутствие эстетических переживаний — причина душевной черствости, лени, общей апатии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|