Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§ 3. Воспитательное значение общественно полезного труда




В каждом конкретном случае привлечения воспитанников к общественно полезному труду им заведомо дают определенные задания, согласующиеся с индивидуальными медицинскими ре­комендациями (указывается количество носилок с перегноем, которые должен перенести воспитанник в паре с товарищем, отмеряется шагами совместно с воспитателем и обозначается ориентирами площадь двора для очистки от снега, вручается определенное количество луковиц или крупных семян воспи­таннику для посадки и т. д. ). Предварительное указание объ­ема работ позволяет слепоглухонемому воспитаннику само­стоятельно планировать предстоящую деятельность, равномерно распределять усилия на весь трудовой период.

При работе во дворе за каждой учебной группой закрепля­ют определенный участок, чтобы группа несла постоянную от­ветственность за его состояние. В зависимости от состояния своего участка в различные сезоны воспитанники сами решают вопрос об организации труда на нем, распределении обязанно­стей, выборе инвентаря. Важно добиться, чтобы ребята само­стоятельно замечали, когда необходимо приложить свой труд на отведенном участке. Скажем, выпал ночью снег — это долж­но послужить им сигналом к самостоятельным действиям. Без напоминания, уговоров и понуканий они должны взяться за ин­вентарь.

Коммунистическое отношение к труду воспитывается у сле­поглухонемых детей уже в сфере общественно полезного труда. «Коммунистический труд в более узком и строгом смысле слова есть бесплатный труд на пользу общества, труд, производимый не для отбытия определенной повинности, не для получения права на известные продукты, не по заранее установленным и узаконенным нормам, а труд добровольный, труд вне нормы, труд, даваемый без расчета на вознаграждение, без условия о вознаграждении, труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу, труд, как потребность здорового организма», — так считал В. И. Ленин.

Воспитание коммунистического отношения к труду осуществ­ляется путем развития соревнования и взаимопомощи. Скажем, при расчистке двора от снега группа, раньше других завершив­шая работу, получает приз, а вместе с ним — право помочь от­стающим или младшим воспитанникам. Группы или отдельные воспитанники, систематически занимающие призовые места, отмечаются в заметках-молниях, стенной печати, на линейках. Опыт показывает, что общественно полезный труд часто вызы­вает у ребят стихийный энтузиазм, который нуждается в свое­временной направленности.

Важный момент в приобщении воспитанников к общественно полезному труду — обучение рациональным приемам работы. Каждый слепоглухонемой ребенок с самого начала должен об­учаться квалифицированному труду. Совершенно недопустимо, когда орудия труда используются слепоглухонемыми детьми не по назначению или неправильно. Трудовая деятельность в этом слу­чае не дает желаемых результатов. Ребенок постепенно привы­кает к непродуктивному труду, а затем сопротивляется исправ­лению сложившихся и закрепившихся у него в течение длитель­ного времени неправильных трудовых навыков.

Именно на базе элементарного труда, когда есть возмож­ность без особых затрат времени тщательно отрабатывать не­многие простые движения, прививают слепоглухонемому ребен­ку трудовую эстетику, стремление результативно и в то же время ловко и красиво трудиться. Особенно большое внимание следует уделять тотально слепоглухонемым воспитанникам, об­учать их рациональным приемам в процессе совместной с педа­гогом разделенной дозированной деятельности. Так, работа то­тально слепоглухонемого ребенка с лопатой при отсутствии зрительного контроля связана с необходимостью формировать у него навыки инструментального осязания. Тотально слепоглу­хонемой ребенок длительное время пользуется телесным контролем при работе лопатой. Он ощупывает место, с которого берет на лопату груз, проверяет рукой нагруженность лопаты, степень ее освобождения от груза. Наиболее трудно работать слепоглухонемым совковой лопатой. Пользуясь ею, они делают бросок не в сторону, а перед собой, слишком высоко поднимая совок лопаты, поэтому сыпучие материалы ссыпаются назад, на место, откуда были взяты. Без вмешательства воспитателя и систематической коррекции движений необходимый трудовой навык у слепоглухонемого воспитанника, как правило, не вы­рабатывается.

Слепоглухонемых воспитанников обучают специальным при­емам ориентировки в процессе труда. Так, тотально слепоглу­хонемого можно обучить ровно подрезать декоративные кусты, если при подрезке кустарника постоянным ориентиром ему бу­дет служить пуговица на собственном пиджаке или пояс.

Труд сам по себе, как затрата мускульной силы, не воспи­тывает. В лучшем случае такой труд тренирует мышцы. Воспп- -тывает организация труда, его цели, отношения людей в про­цессе труда. Не секрет, что иногда труд может приносить вред воспитанию. Это труд бесцельный или сопровождающийся не­адекватным применением орудий. Нельзя, например, допускать, чтобы деревянной лопатой ребенок пытался скалывать лед или, вместо того чтобы кидать снег, бесцельно ковырял его лопатой.

Всякий труд должен иметь ближние и дальние цели. Основ­ной целью трудового воспитания слепоглухонемых является формирование у них коммунистического мировоззрения, ува­жения к труду. Однако каждое конкретное привлечение вос­питанников к труду имеет и ближние цели. Например, цель труда по расчистке территории двора от снега — возможность свободного проезда транспорта, передвижения пешеходов, за­бота о сохранении фундаментов зданий от проникновения в них талых вод, сохранение инвентаря и оборудования, находящих­ся в хозяйственных постройках. Каждому воспитаннику надо понимать цель своих трудовых усилий. Он не должен просто так, бездумно отбрасывать снег от цоколя здания или от сарая, а делать это с убеждением, что его труд обращен на пользу коллективу, от него зависит сохранность здания или инвентаря.

Ребенка приучают к рациональной последовательности дей­ствий. Даже такой, казалось бы, примитивный труд, как рас­чистка двора от снега, требует целесообразного распределения на этапы, очередность которых зависит от важности и степени срочности использования различных территориальных зон. Об этом воспитанники узнают из инструкций и разъяснений воспи­тателей и из заметок в стенгазету. Вот одна из них.

Как надо очищать двор

Ночью и утром выпало много снега. После уроков мы пойдем чистить от снега двор. Для чего надо чистить двор? Через двор детского дома люди приходят на работу, ходят в мастерские работать, в сарай кормить животных, в га­раж, в теплицу, кухню и другие помещения. Если мы не почистим двор от снега, люди будут вязнуть в снегу, а наши слепые товарищи собьются с дороги. Обувь людей намокнет от снега и будет быстро изнашиваться, а дети в мокрой обуви могут простудиться и серьезно заболеть. Поэтому мы пойдем с лопатами во двор и вначале расчистим узкие дорожки от здания школы к калитке, потом от подъезда к кухне, сараю, мастерским и гаражу. По этим узким дорожкам люди смогут пройти, не увязнув в снегу и не замочив обувь. Наши слепые ребята легко найдут дорогу в мастерские и сарай.

Потом мы будем чистить широкую дорогу от ворот к кухне. Машина, которая возит молоко, приезжает рано. Надо успеть к ее приезду расчи­стить дорогу, чтобы машина не завязла. Если она завязнет в снегу, дети не получат молока к обеду.

Затем мы расчистим широкую дорогу ко всем постройкам во дворе и сгребем снег в кучу в центре двора. После расчистки двора от снега люди и машина смогут свободно передвигаться по двору.

К этому времени во двор выйдут другие ребята. Они возьмут санки с ящиками и будут возить снег со двора в огород. В огороде снег нужен. Чем больше снега в огороде, тем больше влаги будет в почве. Во влажной земле семена прорастают лучше.

Несмотря на примитивность работы по расчистке двора от снега, осуществляется разделение труда по характеру и степени сенсорных дефектов, физическим способностям учащихся и с учетом медицинских рекомендаций. Наиболее сильные слабо­видящие глухонемые воспитанники, каждый в паре с тотально слепоглухонемым, работают грейдерной лопатой, сдвигая снег к бордюру. Менее сильные тотально слепоглухонемые воспи­танники, которым трудно ориентироваться при расчистке тер­ритории в центральной части двора, ориентируясь по бордюру, забрасывают снег за бордюр. Дошкольники и слабовидящие школьники, которым противопоказаны наклоны и резкие дви­жения, возят снег на саночках за веревку в огород.

Труд как средство воспитания осуществляется в рационально организованной системе общественных отношений участвующих в нем детей и педагогов. Привлекая воспитанников к общест­венно полезному труду, воспитатель также участвует в общем труде с ребятами, подавая им пример, демонстрируя рацио­нальные приемы труда, организуя взаимопомощь.

Слепоглухонемые дети обычно чутко следят за участием то­варищей в коллективном совместном труде и моментально реа­гируют на изменение интенсивности их труда. Часто это обстоя­тельство ускользает от внимания воспитателей, ошибочно счи­тающих, что раз ребенок не видит и не слышит, то судить о труде сотрудничающих с ним людей он не может.

Тотально слепоглухонемые Витя К. и Толя Ч. вдвоем возили на дет­скую площадку песок. Там они, одновременно орудуя лопатами, выгружали песок из большого ящика в песочницу. Стоило прекратить работу Толе, как тотчас же настораживался и прекращал работу Витя. Затем он шел выяс­нять причину Толиного бездействия. Каким образом Витя узнавал о том, что Толя прекратил работу? Оказалось, что Витя весь период выгрузки песка из ящика держал свою ногу прижатой к его стенке и, улавливая виб­рацию от толчков Толиной лопаты, следил за активностью напарника. Кро­ме того, прижатая к ящику нога помогала ему ориентироваться в направ­лении.

Часто можно наблюдать, как в процессе коллективного тру­да тот или другой тотально слепоглухонемой воспитанник' под­ходит к предполагаемому местонахождению товарища и прове­ряет его действия. В этом нет ничего плохого, и препятствовать таким проверкам не следует. Просто слепоглухонемой ребенок не хочет быть «козлом отпущения», и проверки позволяют ему лишний раз убедиться в незыблемости традиций коллективно­го труда.

Активное проведение свободного времени— непреложное требование, которое обеспечивает умственное развитие слепо­глухонемого в период досуга. Ребенок не должен быть празд­ным, вести пустые разговоры или сидеть в кресле сложа руки. Всякое действие должно быть целесообразным, и как можно раньше надо прививать слепоглухонемому привычку именно к таким действиям и движениям. Здесь очень важен личный при­мер воспитателя. Слепоглухонемые подростки не должны обна­руживать праздно беседующих воспитателей, их нецелесообраз­ного, не отвечающего интересам работы поведения. К сожале­нию, такие явления имеют место, и вызваны они неправильным представлением некоторых учителей и воспитателей о том, что слепоглухонемые ничего не увидят и не узнают, никому не рас­скажут. Это ошибочно. Высказывание А. С. Макаренко, что воспитатель должен избегать только одной формы: простого пребывания на глазах у ребят без всякого дела и без интереса к ним, применимо и к условиям воспитания слепоглухонемых.

Коммунистическое воспитание не может, конечно, ограничи­ваться сферой общественно полезного труда, результаты кото­рого реализуются внутри небольшого коллектива. Слепоглухо­немые воспитанники включаются в бескорыстный труд на поль­зу всего общества, организованно участвуют в общественных мероприятиях по сбору макулатуры, металлолома, в коммуни­стических субботниках, выращивают кроликов для сдачи госу­дарству. Труд ребят на пользу всего общества насыщен высо­кими мотивами, исполнен чувства долга перед Отечеством.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...