§ 3. Воспитательное значение общественно полезного труда
В каждом конкретном случае привлечения воспитанников к общественно полезному труду им заведомо дают определенные задания, согласующиеся с индивидуальными медицинскими рекомендациями (указывается количество носилок с перегноем, которые должен перенести воспитанник в паре с товарищем, отмеряется шагами совместно с воспитателем и обозначается ориентирами площадь двора для очистки от снега, вручается определенное количество луковиц или крупных семян воспитаннику для посадки и т. д. ). Предварительное указание объема работ позволяет слепоглухонемому воспитаннику самостоятельно планировать предстоящую деятельность, равномерно распределять усилия на весь трудовой период. При работе во дворе за каждой учебной группой закрепляют определенный участок, чтобы группа несла постоянную ответственность за его состояние. В зависимости от состояния своего участка в различные сезоны воспитанники сами решают вопрос об организации труда на нем, распределении обязанностей, выборе инвентаря. Важно добиться, чтобы ребята самостоятельно замечали, когда необходимо приложить свой труд на отведенном участке. Скажем, выпал ночью снег — это должно послужить им сигналом к самостоятельным действиям. Без напоминания, уговоров и понуканий они должны взяться за инвентарь. Коммунистическое отношение к труду воспитывается у слепоглухонемых детей уже в сфере общественно полезного труда. «Коммунистический труд в более узком и строгом смысле слова есть бесплатный труд на пользу общества, труд, производимый не для отбытия определенной повинности, не для получения права на известные продукты, не по заранее установленным и узаконенным нормам, а труд добровольный, труд вне нормы, труд, даваемый без расчета на вознаграждение, без условия о вознаграждении, труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу, труд, как потребность здорового организма», — так считал В. И. Ленин.
Воспитание коммунистического отношения к труду осуществляется путем развития соревнования и взаимопомощи. Скажем, при расчистке двора от снега группа, раньше других завершившая работу, получает приз, а вместе с ним — право помочь отстающим или младшим воспитанникам. Группы или отдельные воспитанники, систематически занимающие призовые места, отмечаются в заметках-молниях, стенной печати, на линейках. Опыт показывает, что общественно полезный труд часто вызывает у ребят стихийный энтузиазм, который нуждается в своевременной направленности. Важный момент в приобщении воспитанников к общественно полезному труду — обучение рациональным приемам работы. Каждый слепоглухонемой ребенок с самого начала должен обучаться квалифицированному труду. Совершенно недопустимо, когда орудия труда используются слепоглухонемыми детьми не по назначению или неправильно. Трудовая деятельность в этом случае не дает желаемых результатов. Ребенок постепенно привыкает к непродуктивному труду, а затем сопротивляется исправлению сложившихся и закрепившихся у него в течение длительного времени неправильных трудовых навыков. Именно на базе элементарного труда, когда есть возможность без особых затрат времени тщательно отрабатывать немногие простые движения, прививают слепоглухонемому ребенку трудовую эстетику, стремление результативно и в то же время ловко и красиво трудиться. Особенно большое внимание следует уделять тотально слепоглухонемым воспитанникам, обучать их рациональным приемам в процессе совместной с педагогом разделенной дозированной деятельности. Так, работа тотально слепоглухонемого ребенка с лопатой при отсутствии зрительного контроля связана с необходимостью формировать у него навыки инструментального осязания. Тотально слепоглухонемой ребенок длительное время пользуется телесным контролем при работе лопатой. Он ощупывает место, с которого берет на лопату груз, проверяет рукой нагруженность лопаты, степень ее освобождения от груза. Наиболее трудно работать слепоглухонемым совковой лопатой. Пользуясь ею, они делают бросок не в сторону, а перед собой, слишком высоко поднимая совок лопаты, поэтому сыпучие материалы ссыпаются назад, на место, откуда были взяты. Без вмешательства воспитателя и систематической коррекции движений необходимый трудовой навык у слепоглухонемого воспитанника, как правило, не вырабатывается.
Слепоглухонемых воспитанников обучают специальным приемам ориентировки в процессе труда. Так, тотально слепоглухонемого можно обучить ровно подрезать декоративные кусты, если при подрезке кустарника постоянным ориентиром ему будет служить пуговица на собственном пиджаке или пояс. Труд сам по себе, как затрата мускульной силы, не воспитывает. В лучшем случае такой труд тренирует мышцы. Воспп- -тывает организация труда, его цели, отношения людей в процессе труда. Не секрет, что иногда труд может приносить вред воспитанию. Это труд бесцельный или сопровождающийся неадекватным применением орудий. Нельзя, например, допускать, чтобы деревянной лопатой ребенок пытался скалывать лед или, вместо того чтобы кидать снег, бесцельно ковырял его лопатой. Всякий труд должен иметь ближние и дальние цели. Основной целью трудового воспитания слепоглухонемых является формирование у них коммунистического мировоззрения, уважения к труду. Однако каждое конкретное привлечение воспитанников к труду имеет и ближние цели. Например, цель труда по расчистке территории двора от снега — возможность свободного проезда транспорта, передвижения пешеходов, забота о сохранении фундаментов зданий от проникновения в них талых вод, сохранение инвентаря и оборудования, находящихся в хозяйственных постройках. Каждому воспитаннику надо понимать цель своих трудовых усилий. Он не должен просто так, бездумно отбрасывать снег от цоколя здания или от сарая, а делать это с убеждением, что его труд обращен на пользу коллективу, от него зависит сохранность здания или инвентаря.
Ребенка приучают к рациональной последовательности действий. Даже такой, казалось бы, примитивный труд, как расчистка двора от снега, требует целесообразного распределения на этапы, очередность которых зависит от важности и степени срочности использования различных территориальных зон. Об этом воспитанники узнают из инструкций и разъяснений воспитателей и из заметок в стенгазету. Вот одна из них. Как надо очищать двор Ночью и утром выпало много снега. После уроков мы пойдем чистить от снега двор. Для чего надо чистить двор? Через двор детского дома люди приходят на работу, ходят в мастерские работать, в сарай кормить животных, в гараж, в теплицу, кухню и другие помещения. Если мы не почистим двор от снега, люди будут вязнуть в снегу, а наши слепые товарищи собьются с дороги. Обувь людей намокнет от снега и будет быстро изнашиваться, а дети в мокрой обуви могут простудиться и серьезно заболеть. Поэтому мы пойдем с лопатами во двор и вначале расчистим узкие дорожки от здания школы к калитке, потом от подъезда к кухне, сараю, мастерским и гаражу. По этим узким дорожкам люди смогут пройти, не увязнув в снегу и не замочив обувь. Наши слепые ребята легко найдут дорогу в мастерские и сарай. Потом мы будем чистить широкую дорогу от ворот к кухне. Машина, которая возит молоко, приезжает рано. Надо успеть к ее приезду расчистить дорогу, чтобы машина не завязла. Если она завязнет в снегу, дети не получат молока к обеду. Затем мы расчистим широкую дорогу ко всем постройкам во дворе и сгребем снег в кучу в центре двора. После расчистки двора от снега люди и машина смогут свободно передвигаться по двору. К этому времени во двор выйдут другие ребята. Они возьмут санки с ящиками и будут возить снег со двора в огород. В огороде снег нужен. Чем больше снега в огороде, тем больше влаги будет в почве. Во влажной земле семена прорастают лучше.
Несмотря на примитивность работы по расчистке двора от снега, осуществляется разделение труда по характеру и степени сенсорных дефектов, физическим способностям учащихся и с учетом медицинских рекомендаций. Наиболее сильные слабовидящие глухонемые воспитанники, каждый в паре с тотально слепоглухонемым, работают грейдерной лопатой, сдвигая снег к бордюру. Менее сильные тотально слепоглухонемые воспитанники, которым трудно ориентироваться при расчистке территории в центральной части двора, ориентируясь по бордюру, забрасывают снег за бордюр. Дошкольники и слабовидящие школьники, которым противопоказаны наклоны и резкие движения, возят снег на саночках за веревку в огород. Труд как средство воспитания осуществляется в рационально организованной системе общественных отношений участвующих в нем детей и педагогов. Привлекая воспитанников к общественно полезному труду, воспитатель также участвует в общем труде с ребятами, подавая им пример, демонстрируя рациональные приемы труда, организуя взаимопомощь. Слепоглухонемые дети обычно чутко следят за участием товарищей в коллективном совместном труде и моментально реагируют на изменение интенсивности их труда. Часто это обстоятельство ускользает от внимания воспитателей, ошибочно считающих, что раз ребенок не видит и не слышит, то судить о труде сотрудничающих с ним людей он не может. Тотально слепоглухонемые Витя К. и Толя Ч. вдвоем возили на детскую площадку песок. Там они, одновременно орудуя лопатами, выгружали песок из большого ящика в песочницу. Стоило прекратить работу Толе, как тотчас же настораживался и прекращал работу Витя. Затем он шел выяснять причину Толиного бездействия. Каким образом Витя узнавал о том, что Толя прекратил работу? Оказалось, что Витя весь период выгрузки песка из ящика держал свою ногу прижатой к его стенке и, улавливая вибрацию от толчков Толиной лопаты, следил за активностью напарника. Кроме того, прижатая к ящику нога помогала ему ориентироваться в направлении. Часто можно наблюдать, как в процессе коллективного труда тот или другой тотально слепоглухонемой воспитанник' подходит к предполагаемому местонахождению товарища и проверяет его действия. В этом нет ничего плохого, и препятствовать таким проверкам не следует. Просто слепоглухонемой ребенок не хочет быть «козлом отпущения», и проверки позволяют ему лишний раз убедиться в незыблемости традиций коллективного труда.
Активное проведение свободного времени— непреложное требование, которое обеспечивает умственное развитие слепоглухонемого в период досуга. Ребенок не должен быть праздным, вести пустые разговоры или сидеть в кресле сложа руки. Всякое действие должно быть целесообразным, и как можно раньше надо прививать слепоглухонемому привычку именно к таким действиям и движениям. Здесь очень важен личный пример воспитателя. Слепоглухонемые подростки не должны обнаруживать праздно беседующих воспитателей, их нецелесообразного, не отвечающего интересам работы поведения. К сожалению, такие явления имеют место, и вызваны они неправильным представлением некоторых учителей и воспитателей о том, что слепоглухонемые ничего не увидят и не узнают, никому не расскажут. Это ошибочно. Высказывание А. С. Макаренко, что воспитатель должен избегать только одной формы: простого пребывания на глазах у ребят без всякого дела и без интереса к ним, применимо и к условиям воспитания слепоглухонемых. Коммунистическое воспитание не может, конечно, ограничиваться сферой общественно полезного труда, результаты которого реализуются внутри небольшого коллектива. Слепоглухонемые воспитанники включаются в бескорыстный труд на пользу всего общества, организованно участвуют в общественных мероприятиях по сбору макулатуры, металлолома, в коммунистических субботниках, выращивают кроликов для сдачи государству. Труд ребят на пользу всего общества насыщен высокими мотивами, исполнен чувства долга перед Отечеством.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|