§ 7. Ученический коллектив
Казалось бы, что отсутствие зрения и слуха фатально обрекает слепоглухонемых на разобщенность. Между тем практика показывает, что этот редкий комплексный дефект не препятствует объединению владеющих специальными средствами общения слепоглухонемых в коллектив. Общественная жизнь в их среде может быть достаточно активной, разнообразной и содержательной. Велика в этом роль воспитателя, особенно на начальном этапе организации общественной жизни слепоглухонемых. В основе работы педагога лежит стремление расширять связи слепоглухонемых воспитанников, не давать им замыкаться в узком кругу, делать общими интересы различных категорий детей, объединять их для выполнения совместных конкретных задач. Все слепоглухонемые воспитанники, за исключением дошкольников, объединяются в октябрятскую, пионерскую и комсомольскую организации. Работа по воспитанию ученического коллектива проводится в рамках этих организаций. Каждая из них по уставу, целям, задачам и содержанию работы не отличается от соответствующих организаций массовой школы. Однако некоторые разделы общественной работы имеют специфический характер. Большая по объему и значению работа, проводимая учащимися-общественниками, — организация и соблюдение речевого режима в школе, который предписывает всем ребятам, владеющим дактилологией, выражать словесно свои мысли, избегая в общении жестов. Другой важный специфический вопрос, относящийся к компетенции ученических общественных организаций, — регулирование отношений между различными по множественному дефекту категориями детей. В детских общественных организациях решаются сложные проблемы морально-этического воспитания. Слепоглухонемые воспитанники через свои общественные организации вовлекаются в мероприятия по проведению досуга, спортивных мероприятий и соревнований, викторин и читательских конференций, подготовку и устройство праздников. В общественной работе воспитанники учатся быть активными, проявлять личную инициативу и самостоятельность. Отчеты перед товарищами за порученное дело способствуют формированию у них чувства личной ответственности.
Каждый из комсомольцев имеет персональное поручение с учетом сенсорных дефектов, уровня интеллектуального и языкового развития, интересов и склонностей. Крепнут взаимоотношения дружбы и товарищества, развиваются сотрудничество и взаимопомощь. Каждый учащийся может самоутвердиться в сфере общественной работы. Приведем для иллюстрации работы комсомольской организации Загорской школы решение одного из комсомольских собраний. 1. Подготовить комсомольское открытое собрание в честь дня рождения комсомола к 29 октября. 2. Поручить доклад по истории комсомола Васе У. 3. Халиде А. и Ольге Ш. написать рассказы для стенгазеты о трудовом героизме комсомольцев в наши дни. : 4. Подготовить рассказы о героях-комсомольцах гражданской и Великой Отечественной войн Тамаре Б. и Фанилю С. 5. Поручить Вале Б. выпустить стенгазету ко дню рождения комсомола.
6. Заслушать отчеты комсомольцев Владимира Л. и Владимира П. за октябрь. 7. Владимиру Л. поручить систематически, один раз в неделю, выпускать заметки о спортивной жизни школы. 8. Владимиру П. провести спортивные соревнования в физкультурном зале в последнее воскресенье октября. 9. Комсомолкам Халиде А. и Ольге Ш. серьезнее относиться к своим комсомольским обязанностям по шефству над малышами. 10. Вынести строгое предупреждение комсомольцу Владимиру Л. за самовольный уход с территории школы. 11. Просить администрацию школы выделять транспорт для экскурсий воспитанников в выходные дни. У слепоглухонемых пионеров и комсомольцев наблюдается повышенная принципиальность и ответственность за выполнение учебных и общественных обязанностей. Подростки и юноши, как правило, взыскательны и к себе, и к окружающим. Сама обстановка повседневной жизни школы приучает их к обязательности, активности, ответственности, рациональному использованию времени. В жизни школы ребята обычно не сталкиваются с проявлением человеческих слабостей, порочными склонностями людей. Это способствует развитию у школьников критического отношения к самым незначительным, казалось бы, отклонениям от установившихся правил. Такое отношение выражено в заметке Наташи К. Ребята, вы любите свою школу? Хотите, чтобы она была красивой? Я знаю, что старшим мальчикам не хватает дела, в котором они показали бы свою способность, силу, любовь к труду. Стыдно, но факт: Юра, Сережа и Саша — три комсомольца фактически ничего не приготовили на выставку детского творчества к 7 Ноября. Юра сделал никому не нужные вещи из папье-маше, несколько фигурок из пластилина. Сережа положил тетрадь по обучению системе Морзе. А ведь вы, большие, умные, могли бы сделать что-нибудь полезное, существенное! Вот, например, цветы у нас имеют жалкий вид и никого не радуют. Пальмы в полуразвалившихся ящиках, вода из ящиков течет, портит паркет. В классе у нас много цветов, которые нужно повесить на стену или сделать для них специальные полочки, но никто из ребят не обращает на это внимания, не заботится о красоте школы. А ведь мы — хозяева, мы живем тут!
Предлагаю комсомольцам проявить инициативу и в кратчайший срок сделать все, что нужно. Надо вовлечь в работу и других мальчиков. Делать ящики, подставки, подвески гораздо проще и полезнее, чем никому не нужные деревянные игрушки и конструкторы. Не менее развито у слепоглухонемых комсомольцев чувство самокритики. Вот как оно проявилось у секретаря комсомольской организации Сергея С. в письме, направленном им директору Загорского детского дома: «После прошедшего комсомольского собрания мне стало неловко. Меня как секретаря осудили за то, что я мало работаю с комсомольцами. И я лично считаю, что мало работаю со своими подшефными, мало бываю среди ребят. Теперь мне хочется стать более строгим к своему времени. Очень хочется приносить школе больше пользы, больше работать с ребятами. Кроме того, необходимо заниматься изобретательской работой. У меня много замыслов. Но наряду с этим мне нужно быстрее продвигаться по учебе, больше пройти по литературе... я хочу обратиться к вам с большой просьбой: добавить к трем свободным часам еще один (за счет сна). Я хочу разделить четыре часа на две части — первую часть до 21 часа посвятить общественной работе, одну четвертую, с 21 до 22 часов, — на доучивание уроков и оставшийся час —•на чтение литературы. Если вы поможете мне выделить добавочное время, я оправдаю доверие». Сергей С. не подвел, он оправдал доверие. Несомненно, большую роль в коллективной жизни слепоглухонемых учащихся играет стенная печать как средство их самовыражения и пропаганды морально-этических ценностей. И пионерская, и комсомольская организации имеют свой печатный орган. Здесь находят отражение все события внутри-школьной жизни. Через стенную печать отмечаются успехи отдельных воспитанников и коллектива в целом, критикуются отклонения от норм поведения, недочеты в учебе и работе, в особых случаях помещаются призывы и листки-молнии. Тематика стенной печати не ограничивается внутришкольной жизнью, но отражает события, происходящие в нашей стране и за рубежом. Все заметки вывешиваются в двух видах: в плоскопечатном (крупным шрифтом) — в расчете на восприятие слабовидящими и брайлевском для тотально слепоглухонемых.
В шефской работе комсомольцев на первом месте стоит организация общения с младшими, менее развитыми в языковом отношении воспитанниками. Поэтому живому общению с ними, беседам, коллективным читкам плоскопечатных материалов из журналов и газет, организации утренников и детских праздников комсомольцы уделяют много внимания. Комсомольская организация шефствует над пионерской стенгазетой, руководит деятельностью кружка лепки. Личным примером комсомольцы вовлекают пионеров в занятия спортом и общественно полезным трудом. Общественная жизнь слепоглухонемых учащихся не замыкается рамками школы. Поощряются связи слепоглухонемых пионеров и комсомольцев с организациями учащихся школ глухонемых, слепых и массовых школ, с комсомольцами шефствующих предприятий и учреждений. Это вносит свежую струю в жизнь слепоглухонемых, позволяет заимствовать лучший опыт пионерской и комсомольской работы, разнообразить ее. При этом расширяется круг общения слепоглухонемых, обогащается их духовный мир. Однако необходимо соблюдать одно условие: связь с сотрудничающими детскими организациями должна быть систематической и постоянной, потому что появившиеся, а затем навечно исчезнувшие «друзья» травмируют психику слепоглухонемых детей. Понятно, что представители сотрудничающих и шефствующих организаций должны владеть словесным общением в дактильной форме, иначе их связи со слепоглухонемыми будут вредить интересам обучения учащихся словесной речи. Не следует пугаться сложности в овладении дактилологией. Грамотному человеку для этого достаточно недели. Замечено, что сходство дефектов -воспитанников и специальных средств их общения — дактилологии и особенно жестовой речи, которая не всегда понятна воспитателям, — способствует сплочению старших учащихся в неформальные группы. В этих неформальных группах, насчитывающих до десяти человек, устанавливается свой микроклимат, появляются свои установки, морально-этические нормы, выделяется признанный всеми членами группы лидер. Воспитателю порой бывает трудно проникнуть во внутреннюю жизнь таких групп. Между тем они в значительной мере влияют на жизнь всего школьного коллектива, на его морально-этические установки. И эти влияния нельзя сбрасывать со счетов, тем более что неформальные объединения слепоглухонемых очень устойчивы, надолго сохраняются и после окончания ребятами школы.
Воспитатель должен чутко присматриваться к таким объединениям, следить за тем, чтобы их духовная жизнь не приняла сектантской обособленности, не ушла в сторону от целей коммунистического воспитания. Необходимость внимательного и осторожного отношения к неформальным объединениям слепоглухонемых объясняется еще и тем, что, несмотря на сти хийность таких организаций, в них соблюдается принцип взаимопомощи и сотрудничества по характеру и степени сенсорных дефектов. Потребность в сотрудничестве иногда является отправным мотивом для объединения. Если лидер неформального объединения играет позитивную роль и установки группы не идут вразрез с установками и традициями всего коллектива, то деятельность такого лидера полезно поддерживать, его позиции в официальных детских организациях укреплять. Лидеров, отрицательно влияющих на воспитанников, следует осторожно, но настойчиво направлять. Если выправить положение не удается, то целесообразно развенчать лидера в глазах его ближайшего окружения. Однако делать это нужно очень тактично, не нарушая без надобности целостности и внутренней структуры объединения. Взаимопомощь, являющаяся одной из главных цементирующих связей сообществ, дух солидарности их членов, а также позитивные установки большинства групп благоприятно влияют на жизнь коллектива в целом. Поэтому полезно выявлять лидеров социально благоприятных групп, а иногда и рекомендовать этих ребят на различные выборные должности комсомольского самоуправления и других общественных организаций учащихся. Процесс развития коллектива зависит от характера руководства со стороны педагогов. В процессе развития коллектива меняется его структура и положение в нем отдельных воспитанников, а это изменяет воспитательные возможности коллектива и характер воздействия его на личность. Формирование коллектива происходит через преодоление противоречий и не характеризуется плавностью. В динамике сплочения коллектива можно обнаружить три стадии. / стадия первоначального сплочения, характеризующегося приятельскими отношениями, возникновением чувства принадлежности к коллективу. // стадия — период укрепления приятельских отношений и переход их в дружеские. Система коллективных ценностей охватывает не только сферу учения и труда, но и сферу досуга. На этой стадии коллектив превращается в инструмент целенаправленного воспитания всех своих членов. /// стадия знаменуется тем, что входящие в коллектив воспитанники занимают благоприятную для своего развития позицию. На этой стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого ребенка. На I стадии особую роль играет умение педагога включать каждого воспитанника в многообразные виды деятельности, но так, чтобы дети могли наиболее полно раскрывать свои навыки и умения, выявлять свои лучшие стороны. Именно в этот период особое значение имеет бережное управление неформальным общением и работа с неформальными лидерами. Можно рекомендовать следующие способы педагогического воздействия на коллектив: 1) поручение разных видов деятельности небольшим группам ребят данного коллектива; 2) использование новых ситуативных лидеров; 3) подключение в деятельность более далеких от этой группы ребят. II стадия, характеризующаяся переходом от приятельских отношений к дружеским, требует постоянного внимания со стороны педагогов, которым надо наблюдать за формированием устойчивых межличностных отношений в процессе делового общения. Особую роль здесь приобретает формирование коллективной направленности у большинства членов коллектива, наблюдение за стилем и тоном общения воспитанников, за нравственной атмосферой и психологическим климатом коллектива, его эмоциональной и интеллектуальной насыщенностью. III стадия отличается большой сплоченностью всех членов коллектива; теперь учащиеся могут быть хорошими помощниками в воспитании младших ребят. Переход коллектива от одной стадии к другой осуществляется под непосредственным и опосредованным руководством педагогов в соответствии с конкретными целями воспитания в данном периоде, в постоянном единстве с воспитанием идейно-нравственной, интеллектуальной и эмоциональной активности учащихся. Большое значение для воспитания детей имеют неформальные личные контакты слепоглухонемых с сотрудниками детского дома. Сердечные, дружеские отношения сотрудников со слепоглухонемыми, овладение сотрудниками дактилологией позволяет расширять сферу общения детей, пополнять их опыт социальной жизни. Приглашения воспитанников в гости, знакомство с семьей воспитателя или учителя, с обстановкой, в которой живет его семья, традициями семьи благоприятно влияют на развитие слепоглухонемого.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|