Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§ 7. Ученический коллектив




Казалось бы, что отсутствие зрения и слуха фатально об­рекает слепоглухонемых на разобщенность. Между тем практи­ка показывает, что этот редкий комплексный дефект не препят­ствует объединению владеющих специальными средствами об­щения слепоглухонемых в коллектив. Общественная жизнь в их среде может быть достаточно активной, разнообразной и содер­жательной. Велика в этом роль воспитателя, особенно на на­чальном этапе организации общественной жизни слепоглухоне­мых. В основе работы педагога лежит стремление расширять связи слепоглухонемых воспитанников, не давать им замыкать­ся в узком кругу, делать общими интересы различных катего­рий детей, объединять их для выполнения совместных конкрет­ных задач.

Все слепоглухонемые воспитанники, за исключением до­школьников, объединяются в октябрятскую, пионерскую и ком­сомольскую организации. Работа по воспитанию ученического коллектива проводится в рамках этих организаций. Каждая из них по уставу, целям, задачам и содержанию работы не отли­чается от соответствующих организаций массовой школы. Од­нако некоторые разделы общественной работы имеют специфи­ческий характер. Большая по объему и значению работа, проводи­мая учащимися-общественниками, — организация и соблюдение речевого режима в школе, который предписывает всем ребятам, владеющим дактилологией, выражать словесно свои мысли, избегая в общении жестов. Другой важный специфиче­ский вопрос, относящийся к компетенции ученических общест­венных организаций, — регулирование отношений между раз­личными по множественному дефекту категориями детей.

В детских общественных организациях решаются сложные проблемы морально-этического воспитания. Слепоглухонемые воспитанники через свои общественные организации вовлека­ются в мероприятия по проведению досуга, спортивных меро­приятий и соревнований, викторин и читательских конференций, подготовку и устройство праздников. В общественной работе воспитанники учатся быть активными, проявлять личную ини­циативу и самостоятельность. Отчеты перед товарищами за по­рученное дело способствуют формированию у них чувства лич­ной ответственности.

Каждый из комсомольцев имеет персональное поручение с учетом сенсорных дефектов, уровня интеллектуального и язы­кового развития, интересов и склонностей. Крепнут взаимоот­ношения дружбы и товарищества, развиваются сотрудничество и взаимопомощь. Каждый учащийся может самоутвердиться в сфере общественной работы. Приведем для иллюстрации рабо­ты комсомольской организации Загорской школы решение од­ного из комсомольских собраний.

1.                 Подготовить комсомольское открытое собрание в честь дня рождения комсомола к 29 октября.

2.                  Поручить доклад по истории комсомола Васе У.

3.                 Халиде А. и Ольге Ш. написать рассказы для стенгазеты о трудовом героизме комсомольцев в наши дни.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          :

4.                  Подготовить рассказы о героях-комсомольцах гражданской и Вели­кой Отечественной войн Тамаре Б. и Фанилю С.

5.                  Поручить Вале Б. выпустить стенгазету ко дню рождения комсомола.

6.                 Заслушать отчеты комсомольцев Владимира Л. и Владимира П. за октябрь.

7.                 Владимиру Л. поручить систематически, один раз в неделю, выпу­скать заметки о спортивной жизни школы.

8.                  Владимиру П. провести спортивные соревнования в физкультурном зале в последнее воскресенье октября.

9.                  Комсомолкам Халиде А. и Ольге Ш. серьезнее относиться к своим комсомольским обязанностям по шефству над малышами.

10.                  Вынести строгое предупреждение комсомольцу Владимиру Л. за са­мовольный уход с территории школы.

11.                  Просить администрацию школы выделять транспорт для экскурсий воспитанников в выходные дни.

У слепоглухонемых пионеров и комсомольцев наблюдается повышенная принципиальность и ответственность за выполне­ние учебных и общественных обязанностей. Подростки и юно­ши, как правило, взыскательны и к себе, и к окружающим. Сама обстановка повседневной жизни школы приучает их к обя­зательности, активности, ответственности, рациональному ис­пользованию времени. В жизни школы ребята обычно не стал­киваются с проявлением человеческих слабостей, порочными склонностями людей. Это способствует развитию у школьников критического отношения к самым незначительным, казалось бы, отклонениям от установившихся правил. Такое отношение выра­жено в заметке Наташи К. Ребята, вы любите свою школу? Хотите, чтобы она была красивой? Я знаю, что старшим мальчикам не хватает дела, в котором они показали бы свою способность, силу, любовь к труду. Стыдно, но факт: Юра, Сережа и Саша — три комсомольца фактически ничего не приготовили на выставку детского творчества к 7 Ноября. Юра сделал никому не нужные вещи из папье-маше, несколько фигурок из пластилина. Сережа положил тетрадь по обучению системе Морзе.

А ведь вы, большие, умные, могли бы сделать что-нибудь полезное, существенное! Вот, например, цветы у нас имеют жалкий вид и никого не радуют. Пальмы в полуразвалившихся ящиках, вода из ящиков течет, пор­тит паркет. В классе у нас много цветов, которые нужно повесить на стену или сделать для них специальные полочки, но никто из ребят не обра­щает на это внимания, не заботится о красоте школы. А ведь мы — хозяе­ва, мы живем тут!

Предлагаю комсомольцам проявить инициативу и в кратчайший срок сделать все, что нужно. Надо вовлечь в работу и других мальчиков. Де­лать ящики, подставки, подвески гораздо проще и полезнее, чем никому не нужные деревянные игрушки и конструкторы.

Не менее развито у слепоглухонемых комсомольцев чувство самокритики. Вот как оно проявилось у секретаря комсомоль­ской организации Сергея С. в письме, направленном им дирек­тору Загорского детского дома: «После прошедшего комсомольского собрания мне стало неловко. Меня как секретаря осудили за то, что я мало работаю с комсомольцами. И я лично считаю, что мало работаю со своими подшефными, мало бываю среди ребят. Теперь мне хочется стать более строгим к своему времени. Очень хочется приносить школе больше пользы, больше работать с ребятами. Кро­ме того, необходимо заниматься изобретательской работой. У меня много замыслов. Но наряду с этим мне нужно быстрее продвигаться по учебе, больше пройти по литературе... я хочу обратиться к вам с большой прось­бой: добавить к трем свободным часам еще один (за счет сна). Я хочу разделить четыре часа на две части — первую часть до 21 часа посвятить общественной работе, одну четвертую, с 21 до 22 часов, — на доучивание уроков и оставшийся час —•на чтение литературы. Если вы поможете мне выделить добавочное время, я оправдаю доверие».

Сергей С. не подвел, он оправдал доверие. Несомненно, большую роль в коллективной жизни слепо­глухонемых учащихся играет стенная печать как средство их самовыражения и пропаганды морально-этических ценностей. И пионерская, и комсомольская организации имеют свой пе­чатный орган. Здесь находят отражение все события внутри-школьной жизни. Через стенную печать отмечаются успехи от­дельных воспитанников и коллектива в целом, критикуются отклонения от норм поведения, недочеты в учебе и работе, в особых случаях помещаются призывы и листки-молнии. Тема­тика стенной печати не ограничивается внутришкольной жиз­нью, но отражает события, происходящие в нашей стране и за рубежом. Все заметки вывешиваются в двух видах: в плоско­печатном (крупным шрифтом) — в расчете на восприятие слабо­видящими и брайлевском для тотально слепоглухонемых.

В шефской работе комсомольцев на первом месте стоит ор­ганизация общения с младшими, менее развитыми в языковом отношении воспитанниками. Поэтому живому общению с ними, беседам, коллективным читкам плоскопечатных материалов из журналов и газет, организации утренников и детских праздни­ков комсомольцы уделяют много внимания. Комсомольская ор­ганизация шефствует над пионерской стенгазетой, руководит деятельностью кружка лепки. Личным примером комсомольцы вовлекают пионеров в занятия спортом и общественно полезным трудом.

Общественная жизнь слепоглухонемых учащихся не замыка­ется рамками школы. Поощряются связи слепоглухонемых пио­неров и комсомольцев с организациями учащихся школ глухо­немых, слепых и массовых школ, с комсомольцами шефствую­щих предприятий и учреждений. Это вносит свежую струю в жизнь слепоглухонемых, позволяет заимствовать лучший опыт пионерской и комсомольской работы, разнообразить ее. При этом расширяется круг общения слепоглухонемых, обогащается их духовный мир. Однако необходимо соблюдать одно условие: связь с сотрудничающими детскими организациями должна быть систематической и постоянной, потому что появившиеся, а затем навечно исчезнувшие «друзья» травмируют психику сле­поглухонемых детей. Понятно, что представители сотрудничаю­щих и шефствующих организаций должны владеть словесным общением в дактильной форме, иначе их связи со слепоглухо­немыми будут вредить интересам обучения учащихся словесной речи. Не следует пугаться сложности в овладении дактилоло­гией. Грамотному человеку для этого достаточно недели.

Замечено, что сходство дефектов -воспитанников и специаль­ных средств их общения — дактилологии и особенно жестовой речи, которая не всегда понятна воспитателям, — способствует сплочению старших учащихся в неформальные группы. В этих неформальных группах, насчитывающих до десяти человек, устанавливается свой микроклимат, появляются свои установки, морально-этические нормы, выделяется признанный всеми чле­нами группы лидер. Воспитателю порой бывает трудно про­никнуть во внутреннюю жизнь таких групп. Между тем они в значительной мере влияют на жизнь всего школьного коллек­тива, на его морально-этические установки. И эти влияния нельзя сбрасывать со счетов, тем более что неформальные объединения слепоглухонемых очень устойчивы, надолго сохра­няются и после окончания ребятами школы.

Воспитатель должен чутко присматриваться к таким объ­единениям, следить за тем, чтобы их духовная жизнь не приня­ла сектантской обособленности, не ушла в сторону от целей коммунистического воспитания. Необходимость внимательного и осторожного отношения к неформальным объединениям сле­поглухонемых объясняется еще и тем, что, несмотря на сти

хийность таких организаций, в них соблюдается принцип взаи­мопомощи и сотрудничества по характеру и степени сенсорных дефектов. Потребность в сотрудничестве иногда является от­правным мотивом для объединения.

Если лидер неформального объединения играет позитивную роль и установки группы не идут вразрез с установками и тра­дициями всего коллектива, то деятельность такого лидера по­лезно поддерживать, его позиции в официальных детских орга­низациях укреплять. Лидеров, отрицательно влияющих на вос­питанников, следует осторожно, но настойчиво направлять. Если выправить положение не удается, то целесообразно развенчать лидера в глазах его ближайшего окружения. Однако делать это нужно очень тактично, не нарушая без надобности целостности и внутренней структуры объединения.

Взаимопомощь, являющаяся одной из главных цементиру­ющих связей сообществ, дух солидарности их членов, а также позитивные установки большинства групп благоприятно влияют на жизнь коллектива в целом. Поэтому полезно выявлять ли­деров социально благоприятных групп, а иногда и рекомендо­вать этих ребят на различные выборные должности комсомоль­ского самоуправления и других общественных организаций учащихся.

Процесс развития коллектива зависит от характера руковод­ства со стороны педагогов. В процессе развития коллектива ме­няется его структура и положение в нем отдельных воспитан­ников, а это изменяет воспитательные возможности коллектива и характер воздействия его на личность.

Формирование коллектива происходит через преодоление про­тиворечий и не характеризуется плавностью. В динамике спло­чения коллектива можно обнаружить три стадии.

/ стадия первоначального сплочения, характеризующегося приятельскими отношениями, возникновением чувства принад­лежности к коллективу.

// стадия — период укрепления приятельских отношений и переход их в дружеские. Система коллективных ценностей ох­ватывает не только сферу учения и труда, но и сферу досуга. На этой стадии коллектив превращается в инструмент целена­правленного воспитания всех своих членов.

/// стадия знаменуется тем, что входящие в коллектив вос­питанники занимают благоприятную для своего развития по­зицию. На этой стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого ребенка.

На I стадии особую роль играет умение педагога включать каждого воспитанника в многообразные виды деятельности, но так, чтобы дети могли наиболее полно раскрывать свои навыки и умения, выявлять свои лучшие стороны. Именно в этот период особое значение имеет бережное управление неформальным об­щением и работа с неформальными лидерами. Можно рекомендовать следующие способы педагогического воздействия на кол­лектив:

1)                           поручение разных видов деятельности небольшим груп­пам ребят данного коллектива;

2)                           использование новых ситуативных лидеров;

3)                             подключение в деятельность более далеких от этой груп­пы ребят.

II                             стадия, характеризующаяся переходом от приятельских отношений к дружеским, требует постоянного внимания со сто­роны педагогов, которым надо наблюдать за формированием устойчивых межличностных отношений в процессе делового об­щения. Особую роль здесь приобретает формирование коллек­тивной направленности у большинства членов коллектива, на­блюдение за стилем и тоном общения воспитанников, за нрав­ственной атмосферой и психологическим климатом коллектива, его эмоциональной и интеллектуальной насыщенностью.

III                         стадия отличается большой сплоченностью всех членов коллектива; теперь учащиеся могут быть хорошими помощника­ми в воспитании младших ребят.

Переход коллектива от одной стадии к другой осуществля­ется под непосредственным и опосредованным руководством педагогов в соответствии с конкретными целями воспитания в данном периоде, в постоянном единстве с воспитанием идейно-нравственной, интеллектуальной и эмоциональной активности учащихся.

Большое значение для воспитания детей имеют неформаль­ные личные контакты слепоглухонемых с сотрудниками детского дома. Сердечные, дружеские отношения сотрудников со слепо­глухонемыми, овладение сотрудниками дактилологией позволяет расширять сферу общения детей, пополнять их опыт социальной жизни. Приглашения воспитанников в гости, знакомство с семь­ей воспитателя или учителя, с обстановкой, в которой живет его семья, традициями семьи благоприятно влияют на развитие слепоглухонемого.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...