Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ошибка прочтения реди-мейда




Марсель Дюшан не позиционировал писсуар и сушилку для бутылок как произведение искусства в том смысле, который мы обыкновенно ему придаем. Своей демонстрацией он раскрыл тот мираж, который скрывает под собой эстетика восприятия: если доверить суждение посетителям музеев и художественных салонов, произведение искусства будет утверждаться безликим институционным полем. Но и по этим критериям фонтан, подписанный именем «Мутт» (слегка искаженное название компании-производителя сантехники), — не произведение искусства. Он стал бы им, если бы его подписал Дюшан, обладавший как учредитель Салона институционной властью.

В этом смысле демонстрация Дюшана бесспорна. Писсуар не станет произведением искусства, даже если его поставить в то положение, которое задает размещенная на цоколе подпись (тогда он перевернут почти вверх ногами, что тем самым делает невозможным его использование по прямому назначению, так как те жидкости, которые он призван принимать в себя, посредством отражения попадут на пользователя).

Узнав об отказе жюри, Дюшан объявил себя отправителем посылки (и, соответственно, автором подписи-маски) — тогда-то демонстрация и пришла в действие. Как только стало известно, что у истоков этой комичной заявки стоял знаменитый художник — а Дюшан уже мог быть сочтен таковым, — общественное установление немедленно забыло о шокирующем характере объекта, и он тотчас был признан произведением искусства. Более того, «Фонтан» до сих пор считается настоящей парадигмой авангарда.

Речь, как мы можем убедиться, идет именно о доказательстве от противного. История с «Обнаженной, спускающейся по лестнице», сначала отвергнутой, а затем превознесенной до небес, глубоко ранила Марселя Дюшана, а главное — серьезно поколебала его уважение к миру искусства, воплощением которого до сих пор были для него талантливые старшие братья, Жак Вийон и Реймон Дюшан-Вийон. Картина была с легкостью отклонена, потом столь же беззаботно принята: отвергнута в Париже по сомнительным причинам и принята в Нью-Йорке на основаниях,

СОСТОЯНИЕ ТВОРЧЕСТВА

возможно, еще более шатких. Необходимо было нанести удар в самое сердце этой проблемы, демистифицировав восприятие произведения искусства публикой-институцией. Нелепость парижского отвержения «Обнаженной» не была доказана de facto последующим откровенно подозрительным превознесением ее в Нью-Йорке. Бессмыслицу институционной оценки необходимо было выследить до самых ее истоков. Статус произведения искусства не может зависеть от шаблонного суждения.

Дюшан превращает снабженный подписью писсуар в своего рода таран, нацеленный против философии искусства и призванный разоблачить ее посредством абсурда. Эта демонстрация должна показать, что принятие не уничтожает предшествовавший отказ, поскольку идентично ему по своей природе. Ни один из членов этой пропорции не основывается на приемлемых критериях оценки: оба они упираются в процесс социального давления и покрывают реальное присутствие власти.

Доказательством этого публичного давления может служить повторение пары «отказ/соглашение», причем во второй раз применительно не к произведению определенного качественного уровня, а к объекту, чуждому красоте, лишенному смысла, само присутствие которого на выставке является провокацией.

Можно представить себе, каково же было ликование Дюшана, когда обман раскрылся. Но демонстрация сработала даже чересчур действенно: писсуар в итоге стал «официальным» произведением искусства — к немалой досаде Дада и в первую очередь самого Дюшана (даже если позднее он в высшем проявлении беззастенчивой насмешки и создал чуть пренебрежительную реплику своего объекта).

Смыслом существования этого «крапленого» пластического высказывания становится демистификация, которую оно ставит себе целью. Мы сталкиваемся с актом подготовительным, экспериментальным, призванным доказать, что коллективная оценка в искусстве является следствием социальных условностей, которые, в свою очередь, обусловливаются преходящими стандартами, установленными отправлением власти. Будучи связанной с властью, оценка, таким образом, утверждается в процессе уст-

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...