Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§ 4. Расширение профессиональной осведомленности




§ 4. РАСШИРЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ

УЧАЩИХСЯ

Предпрофессиональная подготовка играет большую роль в профессиональной ориентации слепоглухонемых. Без такой под­готовки учащиеся не в состоянии почерпнуть в практической жизни информацию о профессиях, а тем более — попробовать свои силы и возможности в той или иной практической деятель­ности. Часто слепоглухонемые имеют очень скудную, а порой искаженную информацию о профессиях. Это приводит к завы­шенной оценке своих возможностей, учащиеся не могут из-за неосведомленности критически относиться к своей профессио­нальной пригодности. Известно, что некоторые слепоглухоне­мые, несмотря на словесные разъяснения воспитателей, тешат себя иллюзорными надеждами стать пилотами, шоферами, во­енными. Для того чтобы не происходило такой завышенной са­мооценки, воспитанникам предоставляется возможность попро­бовать себя в различных профессиях, а затем выбрать наиболее подходящую с учетом комплексного сенсорного дефекта, темпе­рамента, интеллектуальных и физических возможностей.

В период предпрофессиональной подготовки большую роль играют экскурсии слепоглухонемых учащихся на различные производства. Прежде всего проводятся экскурсии па производ­ства, с которыми школа заключает договоры па изготовление в школьной мастерской различных деталей. На этих экскурсиях учащиеся прослеживают дальнейший путь изготовляемых ими деталей, знакомятся с их назначением, оборудованием, позво­ляющим завершить производственный цикл до выпуска готового изделия. Большое значение в этот период имеет знакомство вос­питанников с выполнением различного рода трудовых операций передовыми рабочими, с приемами их труда, производственным ритмом. Все это пополняет производственный опыт учащихся. Особенно большую пользу приносят экскурсии на местное УПП ВОС, где слепоглухонемым учащимся предстоит работать в будущем. На экскурсиях воспитанники знакомятся с условиями труда слепых и слабовидящих рабочих, с оборудованием и приспособлениями, позволяющими осуществлять операции без зрительного контроля, со специальными приемами, облегчаю щи ми труд слепых рабочих.

Поскольку старшие товарищи слепоглухонемых учащихся уже работают на УПП и живут в общежитии, воспитанников знако­мят с трудом слепоглухих на производстве и с условиями жиз­ни в общежитии.

Проведение экскурсий в другие УПП позволяет расширять представление учащихся о доступных им профессиях и видах труда. В этом плане очень полезно посещение музея при Цент­ральном Доме культуры ВОС.

Предпрофессиональная подготовка сопряжена с работой сле­поглухонемых учащихся па различном оборудовании. Поэтому изучению правил техники безопасности должно уделяться боль­шое внимание. Сюда входит изучение различной терминологии, названий инструментов и операций, а также теории некоторых процессов, поэтому такая работа проводится в содружестве ин­структоров по труду и педагогов, которые закрепляют теорети­ческие сведения из области правил по технике безопасности. Помимо проведения с учащимися регулярных инструктивных бесед, каждое рабочее место обеспечивается краткой памяткой в двух экземплярах (крупном плоскопечатном и брайлевском). Важность работы по изучению правил техники безопасности усугубляется необходимостью пополнять лексический запас-учащихся специальной терминологией, которая поможет им ов­ладеть производственными инструкциями. Поэтому уже в ма­стерских специального детского учреждения, работая па макси­мально безопасном оборудовании, учащиеся пополняют свой словарный запас, приближая его к лексике кадровых рабочих. В связи с переменой деятельности меняется и режим дня.

ЛИТЕРАТУРА

Ермаков В. П. Производственное обучение в школе слепых. М., 1970. Скороходова О. И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. М., 1972.

Ярмаченко Н. Д. Проблема компенсации глухоты. Киев, 1976.


Глава VIII ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТРУД

§ 1. ВКЛЮЧЕНИЕ СЛЕПОГЛУХИХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТРУД

Приобщение слепоглухонемых к профессиональному труду имеет свою историю. Оно осуществлялось за рубежом еще в прошлом веке. Правда, труд слепоглухонемых в то время применялся не в целях их гармонического развития, а лишь в каче­стве способа добывать средства для жизни. Это был примитив­ный механический труд, не способствующий развитию личности, а отупляющий, подавляющий ее.

В перечне работ, выполнявшихся слепоглухонемыми, име­лись лишь работы, требующие однообразных мышечных усилий: вязание, плетение корзин, сеток, изготовление щеток, ершей, ткачество, работа на ручных станках. Каждый из перечислен­ных видов труда, несомненно, допускает элементы творчества. Но, к сожалению, и в этих работах слепоглухонемым доверя­лось выполнять лишь самые элементарные операции. Зачастую слепоглухонемые не знали, для каких целей используются изго­товляемые ими детали, какое место занимает их труд в цепи последовательных операций. Это препятствовало формированию сознательного отношения к труду, развитию мышления и ста­новлению личности слепоглухонемых. При трудовом приспособ­лении слепоглухонемых исходили из возможностей местного примитивного производства, специальных же условий для труда не создавалось.

В начале XX в. наблюдались случаи привлечения слепоглу­хонемых к выполнению простейшего ручного труда на произ­водстве. Такой труд слепоглухонемых применялся в Германии и Франции, а позднее в гитлеровской Германии примитивный труд слепоглухонемых в целях секретности использовался на военных заводах.

По сообщению американских исследователей Л. Бетика и Д. Ньютона, Нью-Йоркский индустриальный дом слепых рабо­тает с отдельными слепоглухонемыми в области приспособления их к труду с 1920 г. Подробности-реабилитационной работы этого периода исследователи не освещают. В 1962 г. это начи­нание было расширено, и к 1967 г. система реабилитации сле­поглухонемых охватывала 90 человек. 20 из них жили при специальном учреждении, остальные были приходящими. Тру­довое приспособление шло последующим направлениям: работа у верстака, на станках, сборка, упаковка и вязание. Для жен­щин были организованы, кроме того, специальные курсы но до­моводству, включающие шитье, приготовление пищи, уборку по­мещений.

У нас в стране, по данным А. В. Ярмоленко, после Октябрь­ской революции воспитанники ленинградской группы слепоглу­хонемых осваивали шитье, вязание, столярное дело. Однако включение их в профессиональный труд осуществить не удалось в связи с началом Великой Отечественной войны.

С 1932 по 1940 г. в ленинградской группе с 12-летнсго воз­раста обучался тотально слепоглухонемой Ардалион К., кото­рый потерял слух в возрасте полутора лет, а к пяти годам ут­ратил полностью и зрение. Обучение Ардика общеобразователь­ным дисциплинам было настолько успешным, что предполагалось его поступление в Ленинградскую академию художеств на факультет скульптуры. Война разрушила этот план. Оказав­шись во время войны у родителей в Туле, Ардалион К. в 1941 г. поступает слесарем на металлургический завод, и с этого пе­риода начинается его трудовая биография. За 35 лет произ­водственной деятельности Ардалион К. обучился столярному, трикотажному, щеточному, сеточному и картонажному делу, работал штамповщиком на ручном и моторном прессах. В па-стоящее время он работает на Тульском УПП ВОС сборщиком электрического шнура, освоил все осуществляемые в цехе опе­рации и является одним из лучших производственников.

В Харьковской школе-клинике для слепоглухонемых, руко­водимой И. А. Соколянским, уже с 12-летнего возраста дети участвовали в профессиональном труде на станках в обувном производстве. Однако подробного описания процесса включения слепоглухонемых подростков в профессиональный труд в усло­виях специального учреждения И. А. Соколянский не дает.

И. А. Соколянский практиковал обучение слепоглухонемых профессиональному труду путем надомной работы па штампо­вальных станках. Оборудование и материалы поставлялись в школу-клинику обувной фабрикой. И. А. Соколянский приводит также подробное описание процесса включения в надомный профессиональный труд слепоглухонемой Лиды X.

Уровень интеллектуального развития Лиды X. был крайне низок. Она не владела дактилологией и для общения с мате­рью использовала около 70 жестов, понятных только им двоим. Поэтому сфера общения Лиды была крайне ограниченной. В общение с окружающими она не вступала, чужих людей сто­ронилась. Социализация Лиды вне семьи не была организована. Несмотря на узость социальных связей, сферы общения и низ­кий интеллектуальный уровень, трудовая реабилитация слепо­глухонемой проходила успешно. Она овладела семью операция­ми по изготовлению гребенок из винипласта и органического стекла и, по утверждению И. А. Соколянского, уже па пятом месяце была переведена из учениц в работницы и самостоя­тельно выполняла норму. Ее заработок стал основой материаль­ного благосостояния семьи.

Воспитательница группы слепоглухонемых при Научно-ис­следовательском институте дефектологии АПН СССР Н. В. Ива­нова излагает опыт формирования навыков профессионального труда у тотально слепоглухонемой с младенчества Юлии В., которая поступила на обучение в эту группу в 1955 г. в 14-лет­нем возрасте. До этого девочка воспитывалась и обучалась в семье в соответствии с методическими указаниями И. А. Соко­лянского. В семье Юлия освоила навыки самообслуживания и общественно полезного труда. К началу обучения профессио­нальному труду она полностью овладела языком и приступила к изучению школьного курса. Юлия успешно овладела всеми операциями по запрессовке шляпки мебельного гвоздя и сборке колец тугопровода (деталь сельскохозяйственной машины), Дальнейшее ее обучение, трудовая и социальная реабилитация осуществлялись в Загорском детском доме для слепоглухоне­мых детей.

Таким образом, до 1967 г. имелись лишь отдельные случаи приобщения к профессиональному труду, чаще в надомных ус­ловиях, слепоглухонемых одиночек. В 1967 г. впервые в истории отечественной тифлосурдопедагогики целая группа слепоглухо­немых была включена в профессиональный надомный труд в мастерских Загорской школы, а затем в 1973 г. группа слепо-глухих из 12 человек была переведена па самостоятельную работу в УПП ВОС.

Включение слепоглухпх в профессиональный труд на УПП ВОС оправдало себя.

Несмотря па то что особенности общения как будто роднят елепоглухпх с глухими, устройство слепоглухих па работу в УПП ВОГ нецелесообразно, так как все трудовые операции здесь производятся с опорой на зрение. Конечно, па этих пред­приятиях можно подобрать ряд операций для слепоглухих оди­ночек, однако работа там больших групп слепоглухих затруд­нена из-за отсутствия разнообразных видов приемлемого для них труда. Кроме того, слепоглухие, общаясь в своей среде, используют главным образом контактное дактилпрование, в то время как в трудовых коллективах глухих господствуют жесты, рассчитанные на визуальное восприятие. Так что родство об­щения не такое уж близкое, как кажется на первый взгляд.

На предприятиях ВОС трудовые, операции специально пре­дусмотрены для лиц с нарушениями зрения и отвечают меди­цинским рекомендациям ВТЭК. В этих условиях слепоглухим можно подобрать индивидуально виды труда, согласованные с медицинскими рекомендациями.

Однако при оформлении слепоглухих на предприятия ВОС сразу же остро встает вопрос организации их общения с обслу­живающим персоналом предприятия из числа зрячих сотрудни­ков и незрячими кадровыми работниками. Поэтому с каждой повой партией сленоглухих па производство желательно направ­лять воспитателя, который работал с данными учащимися ра­псе. Воспитатель знаком с психическими особенностями, физи­ческими возможностями и наклонностями воспитанников, и это позволяет подбирать каждому из них соответствующие опера­ции, содействовать их эффективной адаптации в трудовом кол­лективе. Вместе с тем это дает возможность воспитателю, наблюдая за внедрением воспитанников в производственный кол­лектив, учитывать недочеты и промахи, допущенные в воспита­нии, обучении и предпрофессиональной подготовке учащихся.

Внедрение слепоглухих в трудовой коллектив не всегда про­ходит успешно. Непривычная обстановка, отсутствие навыков установления контактов в производственном коллективе приво­дят к снижению коммуникативной активности слепоглухих ра­бочих. Вся их энергия при этом обращается на механическое выполнение трудовых операций. Даже при прекращении подачи сырья или поломке станка некоторые слепоглухие рабочие не пытаются самостоятельно выйти из создавшейся ситуации, а пассивно ждут, когда кто-нибудь из окружающих заметит их вынужденное безделье и придет на помощь.

Явление пассивного ожидания наблюдал еще И. А. Соколянский, исследуя вопрос включения слепоглухонемых в производи­тельный труд па дому. Он обращал внимание на возможность наступления такого момента в самостоятельной работе слепо­глухонемого, «когда ритм рабочих движений может перейти в шаблон, в простую цепь ассоциированных актов, следующих неизбежно один за другим и выполняемых учащимися механи­чески». Во избежание такого положения И. А. Соколяпский предлагал делать «неожиданные вставки»—искусственные сры­вы. Например, к рабочему месту слепоглухонемого несвоевре­менно поставляли сырье пли вызывали остановку станка, по­буждая слепоглухонемого предпринять какие-либо действия, чтобы выйти из создавшегося положения. Делать такие вставки И. А. Соколяпский предлагал до тех пор, «пока у учащегося не сформируется умение совершенно самостоятельно справляться с затруднительным положением, конечно, если это создавшееся положение не выходит за пределы возможности обучаемого».

На первых порах целесообразно снабжать слепоглухонемых карточками с надписью: «У меня сломался станок», которые устанавливаются на рабочих местах в период простоя. Для уст­ранения сбоев в снабжении сырьем выделяется доступное для слепоглухого рабочее место, на котором складируется запас сырья и полуфабрикатов. С этого места слепоглухой в случае необходимости самостоятельно пополняет свои запасы.

Приходится сталкиваться и со скептическим отношением к трудоспособности слепоглухих со стороны администрации. Та­кое отношение связано с опасением, что слепоглухие не будут работать достаточно производительно и тем самым поставят под угрозу выполнение плана производством. Поэтому в ма­стерских школы следует заниматься не только предпрофессио-палыюй подготовкой как частью политехнического обучения, но проводить также профессиональное обучение слепоглухих. При этом полезно внедрять трудовые профили, тождественные тем, которые имеются в местном УПП.

Появление слепоглухпх на производстве вызывает обычно скептицизм и со стороны некоторой части обслуживающего пер­сонала, а также кадровых незрячих рабочих. В то же время многие из сотрудников УПП из сострадания к слепоглухим бе­рутся чрезмерно им помогать, нередко выполняя за них часть работы. Это вредно сказывается на трудовой реабилитации воспитанников. С персоналом следует проводить беседы о вреде неумеренной помощи слепоглухим. Содействие им со стороны кадровых рабочих УПП нужно направлять в русло оказания методической помощи, обмена опытом по выполнению различ­ных операций.

Бывает достаточно двух-трех месяцев предварительной прак­тики, для того чтобы слепоглухие не только догнали по произ­водительности своих слепых товарищей, но и опередили их. Высокая производительность труда слепоглухих —следствие их необыкновенного усердия, происходящего, во-первых, от воспи­танной у них привычки к систематическому упорному труду, во-вторых, от отсутствия отвлекающих факторов. Пи перекуров, ни бесед с соседом по рабочему месту у них нет. Дурные на­клонности им не привиты, а для бесед нужно высвобождать ру­ки, занятые трудом.

Слепоглухим необходимо предлагать дополнительные пере­рывы, помимо обеденного, для отдыха, короткой прогулки на воздухе, чтения художественной литературы. Обязательна и производственная гимнастика. Это полезно для здоровья и ум­ственного развития слепоглухих, поскольку высокая производительность труда требует большого физического напряжения и изматывает их, превращая в живых роботов, что, конечно, про­тиворечит задачам их гармонического развития. Не во всех случаях слепоглухие воспринимают введение дополнительного отдыха с энтузиазмом, поскольку это снижает заработную пла­ту. Однако воспитательные меры, беседы о необходимости со­хранять здоровье доходят до их сознания, и добровольные фи­зические перегрузки прекращаются.

Очень важно наладить самостоятельный учет слепоглухимн вырабатываемой ими продукции, подсчет зарплаты в зависимо­сти от выработки.

Например, в практике работы слепоглухих при Загорском УПП сложи­лась традиция, при которой слепоглухие рабочие перед зарплатой подают воспитателю записку с указанием количества сданной продукции и само­стоятельно сделанным расчетом зарплаты за месяц. Полученный расчет вос­питатель сверяет с данными бухгалтерии. В случае расхождения расчетов причина доводится до сведения слепоглухого. Эта традиция имеет позитив­ное значение, так как позволяет слепоглухому прогнозировать свой бюджет и предотвращать необоснованные недовольства, которые в первый период работы на УПП случаются довольно часто. Слепоглухой рабочий сам полу­чает в кассе зарплату и планирует свои расходы. Однако воспитатель на­правляет их в сторону целесообразных покупок.

Для того чтобы адаптация слепоглухих на УПП имела плав­ный, безболезненный характер, им прежде всего предлагают виды труда, знакомые по предпрофессионалыюй подготовке в школьных мастерских. Это позволяет молодому рабочему при­выкнуть к повой обстановке, занимаясь привычным, не требую­щим новых навыков делом. По прошествии периода адаптации слепоглухому предлагают осваивать другие, еще незнакомые ему профессии. Таким образом, и на предприятии продолжается профессиональное обучение слепоглухих, начатое в школьных мастерских. В числе новых профессий, например, работа мон­тажника на конвейере по изготовлению блоков к цветным те­левизорам. Эта работа требует особого внимания и растороп­ности. На монтаже телевизионных блоков используются следую­щие операции, выполняемые слепоглухими: крепление диодов, триодов, перемычек, вставка нескольких типов резисторов. В Загорском УПП ВОС на шести из восьми конвейерных зонах работают слепоглухие. Кроме того, слепоглухие выполняют операции по вязке электрического шнура, что также требует большого внимания и четкости в работе.

После приобретения трудовых навыков на отдельной опера­ции происходит обучение слепоглухого выполнению смежных операций в пределах полного изготовления узла. Это расширя­ет представления молодого рабочего о пути прохождения заго­товки, дает ему возможность приходить на помощь своим то­варищам, что особенно важно при работе на конвейере.

В некоторых зарубежных странах критерием подготовленно­сти слепоглухого к производительному труду считается его кон­курентоспособная производительность. В условиях нашего об­щества нет необходимости в таких критериях, однако в плане морального удовлетворения самого слепоглухого важно довести производительность его труда до выполнения общих со слепы­ми товарищами производственных норм. В этом деле необходи­мо идти по пути целесообразной. организации рабочего места слепоглухого, обучения его рациональным приемам труда, обес­печения специальными приспособлениями, компенсирующими отсутствие зрительного контроля, налаживания взаимопомощи.

Рабочее место новичка с первых дней организуется так, что­бы инструменты и детали не скатывались и не сползали со сто­ла, чтобы каждый инструмент находился со стороны исполь­зующей его руки. Полезно снабдить рабочее место слепоглухого ячеистыми наклонными ящиками: из них удобно брать инстру­менты и детали. Поощряется стремление слепоглухих к улучшению организации рабочего места, распространению интересных решений среди товарищей по труду.

Следует выявлять рациональные приемы труда, связанные со спецификой дефектов слепоглухих, с отсутствием возможно­сти зрительного контроля за собственными действиями, и про­пагандировать эти приемы среди слепоглухих. Так, трое слепо­глухих рабочих стали разбирать для последующего монтажа на электрическом шнуре не по одной колодке или вилке, как это делали остальные рабочие, а по целой партии. В дальнейшем им уже не нужно было переключаться на разборку колодок или вилок, менять инструмент, повторно отыскивать те или иные детали. Производительность их труда значительно повысилась.

К числу специфических приемов труда относятся прежде всего такие, при которых меньше требуется зрительного конт­роля, которые позволяют выполнять как можно больше опера­ций с деталью пли блоками, не выпуская их из рук. Например, нецелесообразно после каждой отдельной операции по монтажу вилки па электрошпуре возвращать шпур в связку, а затем с помощью осязания отыскивать новый п повторять на нем' ту же единственную операцию. Рациональнее сделать на одном шнуре ряд операций и только затем переходить к операциям на следующем шнуре. В противном случае много времени расхо­дуется па многократное отыскивание одного и того же шпура в связке.

В практике работы слепоглухпх па производстве использу­ются некоторые приспособления, облегчающие труд. Так, в связи с невозможностью зрительного контроля за монтажом деталей па платах применяется трафарет. Однако при хорошо раз­витых трудовых навыках необходимость использования слепоглухим этих приспособлений отпадает. Стереотип кинестетиче­ских ощущений, сложившийся в процессе повседневной практи­ки, вполне обеспечивает качественное выполнение операций. В этих случаях не следует настаивать на использовании при­способлений, которые становятся препятствием к росту произ­водительности труда. «Трафарет мне мешает в работе, — пишет тотально слепоглухой Фаниль С, — потому что я смотрю на платы пальцами. Я собираю плат не меньше, чем зрячие рабо­чие. Ведь я работаю уже давно и выучился хорошо видеть пальцами детали п их место в платах».

Производительность труда каждого рабочего па конвейере в значительной степени зависит от слаженности н четкости рабо­ты как отдельных звеньев, так и конвейера в целом. Каждый из слепоглухих, работающих па конвейере, должен хорошо осо­знать это обстоятельство и уметь оказывать товарищескую взаимопомощь.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...