§ 4. Расширение профессиональной осведомленности
§ 4. РАСШИРЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ Предпрофессиональная подготовка играет большую роль в профессиональной ориентации слепоглухонемых. Без такой подготовки учащиеся не в состоянии почерпнуть в практической жизни информацию о профессиях, а тем более — попробовать свои силы и возможности в той или иной практической деятельности. Часто слепоглухонемые имеют очень скудную, а порой искаженную информацию о профессиях. Это приводит к завышенной оценке своих возможностей, учащиеся не могут из-за неосведомленности критически относиться к своей профессиональной пригодности. Известно, что некоторые слепоглухонемые, несмотря на словесные разъяснения воспитателей, тешат себя иллюзорными надеждами стать пилотами, шоферами, военными. Для того чтобы не происходило такой завышенной самооценки, воспитанникам предоставляется возможность попробовать себя в различных профессиях, а затем выбрать наиболее подходящую с учетом комплексного сенсорного дефекта, темперамента, интеллектуальных и физических возможностей. В период предпрофессиональной подготовки большую роль играют экскурсии слепоглухонемых учащихся на различные производства. Прежде всего проводятся экскурсии па производства, с которыми школа заключает договоры па изготовление в школьной мастерской различных деталей. На этих экскурсиях учащиеся прослеживают дальнейший путь изготовляемых ими деталей, знакомятся с их назначением, оборудованием, позволяющим завершить производственный цикл до выпуска готового изделия. Большое значение в этот период имеет знакомство воспитанников с выполнением различного рода трудовых операций передовыми рабочими, с приемами их труда, производственным ритмом. Все это пополняет производственный опыт учащихся. Особенно большую пользу приносят экскурсии на местное УПП ВОС, где слепоглухонемым учащимся предстоит работать в будущем. На экскурсиях воспитанники знакомятся с условиями труда слепых и слабовидящих рабочих, с оборудованием и приспособлениями, позволяющими осуществлять операции без зрительного контроля, со специальными приемами, облегчаю щи ми труд слепых рабочих.
Поскольку старшие товарищи слепоглухонемых учащихся уже работают на УПП и живут в общежитии, воспитанников знакомят с трудом слепоглухих на производстве и с условиями жизни в общежитии. Проведение экскурсий в другие УПП позволяет расширять представление учащихся о доступных им профессиях и видах труда. В этом плане очень полезно посещение музея при Центральном Доме культуры ВОС. Предпрофессиональная подготовка сопряжена с работой слепоглухонемых учащихся па различном оборудовании. Поэтому изучению правил техники безопасности должно уделяться большое внимание. Сюда входит изучение различной терминологии, названий инструментов и операций, а также теории некоторых процессов, поэтому такая работа проводится в содружестве инструкторов по труду и педагогов, которые закрепляют теоретические сведения из области правил по технике безопасности. Помимо проведения с учащимися регулярных инструктивных бесед, каждое рабочее место обеспечивается краткой памяткой в двух экземплярах (крупном плоскопечатном и брайлевском). Важность работы по изучению правил техники безопасности усугубляется необходимостью пополнять лексический запас-учащихся специальной терминологией, которая поможет им овладеть производственными инструкциями. Поэтому уже в мастерских специального детского учреждения, работая па максимально безопасном оборудовании, учащиеся пополняют свой словарный запас, приближая его к лексике кадровых рабочих. В связи с переменой деятельности меняется и режим дня.
ЛИТЕРАТУРА Ермаков В. П. Производственное обучение в школе слепых. М., 1970. Скороходова О. И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. М., 1972. Ярмаченко Н. Д. Проблема компенсации глухоты. Киев, 1976. Глава VIII ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТРУД § 1. ВКЛЮЧЕНИЕ СЛЕПОГЛУХИХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТРУД Приобщение слепоглухонемых к профессиональному труду имеет свою историю. Оно осуществлялось за рубежом еще в прошлом веке. Правда, труд слепоглухонемых в то время применялся не в целях их гармонического развития, а лишь в качестве способа добывать средства для жизни. Это был примитивный механический труд, не способствующий развитию личности, а отупляющий, подавляющий ее. В перечне работ, выполнявшихся слепоглухонемыми, имелись лишь работы, требующие однообразных мышечных усилий: вязание, плетение корзин, сеток, изготовление щеток, ершей, ткачество, работа на ручных станках. Каждый из перечисленных видов труда, несомненно, допускает элементы творчества. Но, к сожалению, и в этих работах слепоглухонемым доверялось выполнять лишь самые элементарные операции. Зачастую слепоглухонемые не знали, для каких целей используются изготовляемые ими детали, какое место занимает их труд в цепи последовательных операций. Это препятствовало формированию сознательного отношения к труду, развитию мышления и становлению личности слепоглухонемых. При трудовом приспособлении слепоглухонемых исходили из возможностей местного примитивного производства, специальных же условий для труда не создавалось. В начале XX в. наблюдались случаи привлечения слепоглухонемых к выполнению простейшего ручного труда на производстве. Такой труд слепоглухонемых применялся в Германии и Франции, а позднее в гитлеровской Германии примитивный труд слепоглухонемых в целях секретности использовался на военных заводах. По сообщению американских исследователей Л. Бетика и Д. Ньютона, Нью-Йоркский индустриальный дом слепых работает с отдельными слепоглухонемыми в области приспособления их к труду с 1920 г. Подробности-реабилитационной работы этого периода исследователи не освещают. В 1962 г. это начинание было расширено, и к 1967 г. система реабилитации слепоглухонемых охватывала 90 человек. 20 из них жили при специальном учреждении, остальные были приходящими. Трудовое приспособление шло последующим направлениям: работа у верстака, на станках, сборка, упаковка и вязание. Для женщин были организованы, кроме того, специальные курсы но домоводству, включающие шитье, приготовление пищи, уборку помещений.
У нас в стране, по данным А. В. Ярмоленко, после Октябрьской революции воспитанники ленинградской группы слепоглухонемых осваивали шитье, вязание, столярное дело. Однако включение их в профессиональный труд осуществить не удалось в связи с началом Великой Отечественной войны. С 1932 по 1940 г. в ленинградской группе с 12-летнсго возраста обучался тотально слепоглухонемой Ардалион К., который потерял слух в возрасте полутора лет, а к пяти годам утратил полностью и зрение. Обучение Ардика общеобразовательным дисциплинам было настолько успешным, что предполагалось его поступление в Ленинградскую академию художеств на факультет скульптуры. Война разрушила этот план. Оказавшись во время войны у родителей в Туле, Ардалион К. в 1941 г. поступает слесарем на металлургический завод, и с этого периода начинается его трудовая биография. За 35 лет производственной деятельности Ардалион К. обучился столярному, трикотажному, щеточному, сеточному и картонажному делу, работал штамповщиком на ручном и моторном прессах. В па-стоящее время он работает на Тульском УПП ВОС сборщиком электрического шнура, освоил все осуществляемые в цехе операции и является одним из лучших производственников. В Харьковской школе-клинике для слепоглухонемых, руководимой И. А. Соколянским, уже с 12-летнего возраста дети участвовали в профессиональном труде на станках в обувном производстве. Однако подробного описания процесса включения слепоглухонемых подростков в профессиональный труд в условиях специального учреждения И. А. Соколянский не дает.
И. А. Соколянский практиковал обучение слепоглухонемых профессиональному труду путем надомной работы па штамповальных станках. Оборудование и материалы поставлялись в школу-клинику обувной фабрикой. И. А. Соколянский приводит также подробное описание процесса включения в надомный профессиональный труд слепоглухонемой Лиды X. Уровень интеллектуального развития Лиды X. был крайне низок. Она не владела дактилологией и для общения с матерью использовала около 70 жестов, понятных только им двоим. Поэтому сфера общения Лиды была крайне ограниченной. В общение с окружающими она не вступала, чужих людей сторонилась. Социализация Лиды вне семьи не была организована. Несмотря на узость социальных связей, сферы общения и низкий интеллектуальный уровень, трудовая реабилитация слепоглухонемой проходила успешно. Она овладела семью операциями по изготовлению гребенок из винипласта и органического стекла и, по утверждению И. А. Соколянского, уже па пятом месяце была переведена из учениц в работницы и самостоятельно выполняла норму. Ее заработок стал основой материального благосостояния семьи. Воспитательница группы слепоглухонемых при Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР Н. В. Иванова излагает опыт формирования навыков профессионального труда у тотально слепоглухонемой с младенчества Юлии В., которая поступила на обучение в эту группу в 1955 г. в 14-летнем возрасте. До этого девочка воспитывалась и обучалась в семье в соответствии с методическими указаниями И. А. Соколянского. В семье Юлия освоила навыки самообслуживания и общественно полезного труда. К началу обучения профессиональному труду она полностью овладела языком и приступила к изучению школьного курса. Юлия успешно овладела всеми операциями по запрессовке шляпки мебельного гвоздя и сборке колец тугопровода (деталь сельскохозяйственной машины), Дальнейшее ее обучение, трудовая и социальная реабилитация осуществлялись в Загорском детском доме для слепоглухонемых детей. Таким образом, до 1967 г. имелись лишь отдельные случаи приобщения к профессиональному труду, чаще в надомных условиях, слепоглухонемых одиночек. В 1967 г. впервые в истории отечественной тифлосурдопедагогики целая группа слепоглухонемых была включена в профессиональный надомный труд в мастерских Загорской школы, а затем в 1973 г. группа слепо-глухих из 12 человек была переведена па самостоятельную работу в УПП ВОС. Включение слепоглухпх в профессиональный труд на УПП ВОС оправдало себя.
Несмотря па то что особенности общения как будто роднят елепоглухпх с глухими, устройство слепоглухих па работу в УПП ВОГ нецелесообразно, так как все трудовые операции здесь производятся с опорой на зрение. Конечно, па этих предприятиях можно подобрать ряд операций для слепоглухих одиночек, однако работа там больших групп слепоглухих затруднена из-за отсутствия разнообразных видов приемлемого для них труда. Кроме того, слепоглухие, общаясь в своей среде, используют главным образом контактное дактилпрование, в то время как в трудовых коллективах глухих господствуют жесты, рассчитанные на визуальное восприятие. Так что родство общения не такое уж близкое, как кажется на первый взгляд. На предприятиях ВОС трудовые, операции специально предусмотрены для лиц с нарушениями зрения и отвечают медицинским рекомендациям ВТЭК. В этих условиях слепоглухим можно подобрать индивидуально виды труда, согласованные с медицинскими рекомендациями. Однако при оформлении слепоглухих на предприятия ВОС сразу же остро встает вопрос организации их общения с обслуживающим персоналом предприятия из числа зрячих сотрудников и незрячими кадровыми работниками. Поэтому с каждой повой партией сленоглухих па производство желательно направлять воспитателя, который работал с данными учащимися рапсе. Воспитатель знаком с психическими особенностями, физическими возможностями и наклонностями воспитанников, и это позволяет подбирать каждому из них соответствующие операции, содействовать их эффективной адаптации в трудовом коллективе. Вместе с тем это дает возможность воспитателю, наблюдая за внедрением воспитанников в производственный коллектив, учитывать недочеты и промахи, допущенные в воспитании, обучении и предпрофессиональной подготовке учащихся. Внедрение слепоглухих в трудовой коллектив не всегда проходит успешно. Непривычная обстановка, отсутствие навыков установления контактов в производственном коллективе приводят к снижению коммуникативной активности слепоглухих рабочих. Вся их энергия при этом обращается на механическое выполнение трудовых операций. Даже при прекращении подачи сырья или поломке станка некоторые слепоглухие рабочие не пытаются самостоятельно выйти из создавшейся ситуации, а пассивно ждут, когда кто-нибудь из окружающих заметит их вынужденное безделье и придет на помощь. Явление пассивного ожидания наблюдал еще И. А. Соколянский, исследуя вопрос включения слепоглухонемых в производительный труд па дому. Он обращал внимание на возможность наступления такого момента в самостоятельной работе слепоглухонемого, «когда ритм рабочих движений может перейти в шаблон, в простую цепь ассоциированных актов, следующих неизбежно один за другим и выполняемых учащимися механически». Во избежание такого положения И. А. Соколяпский предлагал делать «неожиданные вставки»—искусственные срывы. Например, к рабочему месту слепоглухонемого несвоевременно поставляли сырье пли вызывали остановку станка, побуждая слепоглухонемого предпринять какие-либо действия, чтобы выйти из создавшегося положения. Делать такие вставки И. А. Соколяпский предлагал до тех пор, «пока у учащегося не сформируется умение совершенно самостоятельно справляться с затруднительным положением, конечно, если это создавшееся положение не выходит за пределы возможности обучаемого». На первых порах целесообразно снабжать слепоглухонемых карточками с надписью: «У меня сломался станок», которые устанавливаются на рабочих местах в период простоя. Для устранения сбоев в снабжении сырьем выделяется доступное для слепоглухого рабочее место, на котором складируется запас сырья и полуфабрикатов. С этого места слепоглухой в случае необходимости самостоятельно пополняет свои запасы. Приходится сталкиваться и со скептическим отношением к трудоспособности слепоглухих со стороны администрации. Такое отношение связано с опасением, что слепоглухие не будут работать достаточно производительно и тем самым поставят под угрозу выполнение плана производством. Поэтому в мастерских школы следует заниматься не только предпрофессио-палыюй подготовкой как частью политехнического обучения, но проводить также профессиональное обучение слепоглухих. При этом полезно внедрять трудовые профили, тождественные тем, которые имеются в местном УПП. Появление слепоглухпх на производстве вызывает обычно скептицизм и со стороны некоторой части обслуживающего персонала, а также кадровых незрячих рабочих. В то же время многие из сотрудников УПП из сострадания к слепоглухим берутся чрезмерно им помогать, нередко выполняя за них часть работы. Это вредно сказывается на трудовой реабилитации воспитанников. С персоналом следует проводить беседы о вреде неумеренной помощи слепоглухим. Содействие им со стороны кадровых рабочих УПП нужно направлять в русло оказания методической помощи, обмена опытом по выполнению различных операций. Бывает достаточно двух-трех месяцев предварительной практики, для того чтобы слепоглухие не только догнали по производительности своих слепых товарищей, но и опередили их. Высокая производительность труда слепоглухих —следствие их необыкновенного усердия, происходящего, во-первых, от воспитанной у них привычки к систематическому упорному труду, во-вторых, от отсутствия отвлекающих факторов. Пи перекуров, ни бесед с соседом по рабочему месту у них нет. Дурные наклонности им не привиты, а для бесед нужно высвобождать руки, занятые трудом. Слепоглухим необходимо предлагать дополнительные перерывы, помимо обеденного, для отдыха, короткой прогулки на воздухе, чтения художественной литературы. Обязательна и производственная гимнастика. Это полезно для здоровья и умственного развития слепоглухих, поскольку высокая производительность труда требует большого физического напряжения и изматывает их, превращая в живых роботов, что, конечно, противоречит задачам их гармонического развития. Не во всех случаях слепоглухие воспринимают введение дополнительного отдыха с энтузиазмом, поскольку это снижает заработную плату. Однако воспитательные меры, беседы о необходимости сохранять здоровье доходят до их сознания, и добровольные физические перегрузки прекращаются. Очень важно наладить самостоятельный учет слепоглухимн вырабатываемой ими продукции, подсчет зарплаты в зависимости от выработки. Например, в практике работы слепоглухих при Загорском УПП сложилась традиция, при которой слепоглухие рабочие перед зарплатой подают воспитателю записку с указанием количества сданной продукции и самостоятельно сделанным расчетом зарплаты за месяц. Полученный расчет воспитатель сверяет с данными бухгалтерии. В случае расхождения расчетов причина доводится до сведения слепоглухого. Эта традиция имеет позитивное значение, так как позволяет слепоглухому прогнозировать свой бюджет и предотвращать необоснованные недовольства, которые в первый период работы на УПП случаются довольно часто. Слепоглухой рабочий сам получает в кассе зарплату и планирует свои расходы. Однако воспитатель направляет их в сторону целесообразных покупок. Для того чтобы адаптация слепоглухих на УПП имела плавный, безболезненный характер, им прежде всего предлагают виды труда, знакомые по предпрофессионалыюй подготовке в школьных мастерских. Это позволяет молодому рабочему привыкнуть к повой обстановке, занимаясь привычным, не требующим новых навыков делом. По прошествии периода адаптации слепоглухому предлагают осваивать другие, еще незнакомые ему профессии. Таким образом, и на предприятии продолжается профессиональное обучение слепоглухих, начатое в школьных мастерских. В числе новых профессий, например, работа монтажника на конвейере по изготовлению блоков к цветным телевизорам. Эта работа требует особого внимания и расторопности. На монтаже телевизионных блоков используются следующие операции, выполняемые слепоглухими: крепление диодов, триодов, перемычек, вставка нескольких типов резисторов. В Загорском УПП ВОС на шести из восьми конвейерных зонах работают слепоглухие. Кроме того, слепоглухие выполняют операции по вязке электрического шнура, что также требует большого внимания и четкости в работе. После приобретения трудовых навыков на отдельной операции происходит обучение слепоглухого выполнению смежных операций в пределах полного изготовления узла. Это расширяет представления молодого рабочего о пути прохождения заготовки, дает ему возможность приходить на помощь своим товарищам, что особенно важно при работе на конвейере. В некоторых зарубежных странах критерием подготовленности слепоглухого к производительному труду считается его конкурентоспособная производительность. В условиях нашего общества нет необходимости в таких критериях, однако в плане морального удовлетворения самого слепоглухого важно довести производительность его труда до выполнения общих со слепыми товарищами производственных норм. В этом деле необходимо идти по пути целесообразной. организации рабочего места слепоглухого, обучения его рациональным приемам труда, обеспечения специальными приспособлениями, компенсирующими отсутствие зрительного контроля, налаживания взаимопомощи. Рабочее место новичка с первых дней организуется так, чтобы инструменты и детали не скатывались и не сползали со стола, чтобы каждый инструмент находился со стороны использующей его руки. Полезно снабдить рабочее место слепоглухого ячеистыми наклонными ящиками: из них удобно брать инструменты и детали. Поощряется стремление слепоглухих к улучшению организации рабочего места, распространению интересных решений среди товарищей по труду. Следует выявлять рациональные приемы труда, связанные со спецификой дефектов слепоглухих, с отсутствием возможности зрительного контроля за собственными действиями, и пропагандировать эти приемы среди слепоглухих. Так, трое слепоглухих рабочих стали разбирать для последующего монтажа на электрическом шнуре не по одной колодке или вилке, как это делали остальные рабочие, а по целой партии. В дальнейшем им уже не нужно было переключаться на разборку колодок или вилок, менять инструмент, повторно отыскивать те или иные детали. Производительность их труда значительно повысилась. К числу специфических приемов труда относятся прежде всего такие, при которых меньше требуется зрительного контроля, которые позволяют выполнять как можно больше операций с деталью пли блоками, не выпуская их из рук. Например, нецелесообразно после каждой отдельной операции по монтажу вилки па электрошпуре возвращать шпур в связку, а затем с помощью осязания отыскивать новый п повторять на нем' ту же единственную операцию. Рациональнее сделать на одном шнуре ряд операций и только затем переходить к операциям на следующем шнуре. В противном случае много времени расходуется па многократное отыскивание одного и того же шпура в связке. В практике работы слепоглухпх па производстве используются некоторые приспособления, облегчающие труд. Так, в связи с невозможностью зрительного контроля за монтажом деталей па платах применяется трафарет. Однако при хорошо развитых трудовых навыках необходимость использования слепоглухим этих приспособлений отпадает. Стереотип кинестетических ощущений, сложившийся в процессе повседневной практики, вполне обеспечивает качественное выполнение операций. В этих случаях не следует настаивать на использовании приспособлений, которые становятся препятствием к росту производительности труда. «Трафарет мне мешает в работе, — пишет тотально слепоглухой Фаниль С, — потому что я смотрю на платы пальцами. Я собираю плат не меньше, чем зрячие рабочие. Ведь я работаю уже давно и выучился хорошо видеть пальцами детали п их место в платах». Производительность труда каждого рабочего па конвейере в значительной степени зависит от слаженности н четкости работы как отдельных звеньев, так и конвейера в целом. Каждый из слепоглухих, работающих па конвейере, должен хорошо осознать это обстоятельство и уметь оказывать товарищескую взаимопомощь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|