§ 3. Организация общения. Развитие самостоятельности и взаимопомощи в быту
В обязанности воспитателя, работающего со слепоглухими при УПП, входит организация сферы общения молодых рабочих с окружающими. Для этой цели сотрудникам УПП разъясняют важность общения со слепоглухими, сотрудники обеспечиваются рисунками, фотографиями с изображением дактилыюй азбуки. Осознавая значение организации общения на производстве, сами слепоглухие помогают обучать окружающих специальным средствам общения. Каждый слепоглухой пунктом социалистических обязательств берется обучить соседа по рабочему месту дактильному общению. Опыт работы слепоглухих в Загорском УПП показывает, что около 30% персонала УПП овладевает специальными средствами общения со слепоглухими в первый год совместной работы с ними. На усвоение дактилыюй азбуки требуется не более недели. Навыки же общения совершенствуются в повседневной практике. Это расширяет сферу общения слепоглухих и упрощает их социализацию. Для организации самостоятельного общения слепоглухих с окружающими воспитатель всячески стимулирует их к установлению социальных связей. Приносят пользу заранее составленные слепоглухими вопросники к товарищам по работе. Воспитатель принимает участие в составлении этих вопросников, подсказывает слепоглухому рабочему их тематику. Практически это происходит так. Вечером в общежитии слепоглухие обсуждают с воспитателем интересующие их темы из трудовой, общественной сферы и личной жизни рабочих УПП. Затем в зависимости от состояния зрения адресата составляется в плоскопечатном или брайлевском варианте вопросник, который вручается ему утром, в начале рабочего дня. На следующий день вопросник возвращается слепоглухому с ответами. При организации общения слспоглухих рабочих ни в коем случае нельзя, низводить роль педагога до выполнения функций переводчика. Это наносит вред адаптации и социализации слепоглухих па производстве, так как не развивает у них навыков самостоятельного установления социальных связей.
Для активизации общения слепоглухих огромное значение имеет совместное со слепыми рабочими УПП проведение досуга. При выездах на природу, в музеи слепоглухим предлагается приглашать своих друзей. Такие поездки сближают слепоглухих с сотрудниками УПП, приносят свежий материал для обмена впечатлениями. Совместное участие в спортивных мероприятиях и соревнованиях объединяет их общими переживаниями успехов и неудач. Немаловажное значение в социальной адаптации слепоглухих в трудовых коллективах имеет их представительство в общественных организациях УПП. Перевод слепоглухих па работу в УПП ВОС связан с пере-• меной места жительства. Они переходят жить в общежитие при УПП. Жизнь в общежитии предполагает значительную самостоятельность слепоглухого в самообслуживании, соблюдении режима дня п правил общежития, частичное самообеспечение одеждой, пищей, предметами гигиены. Переход слепоглухих из спецучреждения в общежитие при УПП вызывает у них энтузиазм. С этим событием они связывают свою эмансипацию, освобождение от постоянного, надоевшего им присутствия воспитателя, получение-свободы передвижения. С большим воодушевлением берутся они за переезд. Погрузку и разгрузку мебели, ее расстановку и подгонку к месту они осуществляют сами, проявляя при этом достаточную сообразительность и сноровку. Уборка строительного мусора, мытье стекол и полов — все с великим удовольствием выполняется слепоглухими новоселами. К ним на помощь обычно приходят их младшие товарищи, остающиеся в школе.
Переезд в общежитие вызывает массу различных вопросов, касающихся будущей жизни: как питаться? Можно ли будет покупать свои продукты? Кто будет стирать белье? Что такое ордера? Если при воспитании и обучении слепоглухонемых в школе па каждого воспитателя одновременно приходится три воспитанника, то с устройством их на производство и переводом в общежитие соотношение значительно меняется. Теперь па каждого воспитателя одновременно приходится десять слепоглухих, в связи с чем возрастает доля их самостоятельности в вопросах быта. По согласованию с родителями большинство из них получают свободу самостоятельного передвижения в пределах города. Тотально слепоглухие при этом пользуются помощью своих слабовидящих друзей или сотрудников УПП. Помимо обязанностей по налаживанию труда и общения слепоглухих на производстве, их сопровождения и помощи в быту., воспитатель содействует им также в организации досуга и спортивных мероприятий. В связи с наличием при общежитии филиала вечерней школы для глухих в обязанности воспитателя входит помощь при подготовке слепоглухих к общеобразовательным занятиям. Большое внимание уделяется стимулированию у слепоглухпх самостоятельности в организации быта. С первых же дней в общежитии воспитанники обставляют свой быт. Сразу же возникает необходимость в дополнительных кладовых и антресолях, различного рода шкафчиках и полочках. Эту заботу могут взять па себя юноши, хорошо владеющие столярным ремеслом. Девушки также проявляют инициативу: они закупают недостающую посуду, готовят занавески, постельные принадлежности. Для развития самостоятельности в быту слепоглухим рабочим предлагается самим составить списки необходимой мебели и хозяйственного инвентаря. Эти списки обсуждаются с администрацией школы. Однако администрации нецелесообразно полностью обеспечиватт своих выпускников инвентарем. Часть приобретений полезно сделать молодым людям за свой счет самостоятельно. Таким путем достигается бережливое отношение слепоглухих к предметам обихода, ответственность за собственный быт. Трудовые взаимоотношения с окружающими должны поддерживаться слепоглухими не только на производстве, но и в быту. Бытовой коллективный труд расширяет их контакты, позволяет укреплять нравственные представления слепоглухпх. «Труд — корень нравственности. Необходимо, чтобы в духовной жизни коллектива красной питью проходило уважение к труду, людям труда, чтобы на этой основе утверждалось уважение к самому себе... »— писал В. А. Сухомлипский.
Оказание бытовой помощи соседям по дому, участие в благоустройстве территории положительно сказывается па становлении личностных качеств слепоглухих, способствует их самоутверждению, завоеванию хорошей репутации в глазах окружающих. Это очень важно при организации бытового общения и социализации слепоглухих. Поселившись в общежитии, слепоглухие могут помогать соседям-новоселам разгружать, переносить п устанавливать мебель, осуществлять под руководством воспитателей частичное благоустройство п озеленение территории, прилегающей к общежитию. Очень полезно иметь при общежитии слепоглухих коллективный садово-огородный участок, на котором молодые труженики могли бы не только поработать, но и с пользой отдохнуть: заняться рукоделием, почитать книгу, побеседовать с друзьями. Внутренние взаимоотношения в коллективе слепоглухих также должны основываться на сотрудничестве и взаимопомощи. Поддерживая традиции сотрудничества и взаимопомощи, воспитателю важно учитывать не только количественную сторону помощи, ее дозировку, но также и ее мотивы. «Есть три вида взаимопомощи, которые можно считать этапами развития взаимопомощи, — писал в письме своей бывшей учительнице слепо-глухой студент МГУ Александр С. — Первый вид, первый этап — взаимопомощь по принципу «услуга за услугу». Второй вид, второй этап — услуга без требования ответной услуги, но услуга, оказанная потому, что объект ее недооценивается. Это унизительная помощь. И высший вид, высший этап — бескорыстная помощь па равных». А вот как понимает взаимопомощь товарищ Александра С. Сергей С: «Случаев взаимопомощи по мелкому и большому счету у нас в детском доме можно найти много. Мне ребята очень дороги, поэтому у меня постоянное желание во всем помочь им чем только смогу. По возможности выполняю их заказы, порой ответственные. Так, Вова Л. попросил меня подобрать и купить ему портативный магнитофон. Девочки тоже без робости просят меня купить что-нибудь в Москве. Все это я делаю с удовольствием, каждый раз давая себе отчет в том, что еще могу быть полезным ребятам, даже будучи далеко от них и не часто приезжая в Загорск. Еще приходится участвовать в разборе различных ребячьих инцидентов, давая ответственные советы младшим, чтобы урегулировать их отношения. Многократная помощь ребятам развивает у меня любовь и усиливает интерес к ним, расширяет круг моих товарищей и друзей. То, что они становятся моими товарищами и друзьями, вполне достаточная для меня награда за мою помощь».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|