Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§ 3. Организация общения. Развитие самостоятельности и взаимопомощи в быту




В обязанности воспитателя, работающего со слепоглухими при УПП, входит организация сферы общения молодых рабо­чих с окружающими. Для этой цели сотрудникам УПП разъяс­няют важность общения со слепоглухими, сотрудники обеспе­чиваются рисунками, фотографиями с изображением дактилыюй азбуки. Осознавая значение организации общения на про­изводстве, сами слепоглухие помогают обучать окружающих специальным средствам общения. Каждый слепоглухой пунк­том социалистических обязательств берется обучить соседа по рабочему месту дактильному общению. Опыт работы слепоглу­хих в Загорском УПП показывает, что около 30% персонала УПП овладевает специальными средствами общения со слепо­глухими в первый год совместной работы с ними. На усвоение дактилыюй азбуки требуется не более недели. Навыки же об­щения совершенствуются в повседневной практике. Это расши­ряет сферу общения слепоглухих и упрощает их социализацию.

Для организации самостоятельного общения слепоглухих с окружающими воспитатель всячески стимулирует их к установ­лению социальных связей. Приносят пользу заранее составлен­ные слепоглухими вопросники к товарищам по работе. Воспи­татель принимает участие в составлении этих вопросников, под­сказывает слепоглухому рабочему их тематику. Практически это происходит так. Вечером в общежитии слепоглухие обсуждают с воспитателем интересующие их темы из трудовой, общественной сферы и личной жизни рабочих УПП. Затем в за­висимости от состояния зрения адресата составляется в плоско­печатном или брайлевском варианте вопросник, который вруча­ется ему утром, в начале рабочего дня. На следующий день вопросник возвращается слепоглухому с ответами. При орга­низации общения слспоглухих рабочих ни в коем случае нельзя, низводить роль педагога до выполнения функций переводчика. Это наносит вред адаптации и социализации слепоглухих па производстве, так как не развивает у них навыков самостоя­тельного установления социальных связей.

Для активизации общения слепоглухих огромное значение имеет совместное со слепыми рабочими УПП проведение досу­га. При выездах на природу, в музеи слепоглухим предлагается приглашать своих друзей. Такие поездки сближают слепоглухих с сотрудниками УПП, приносят свежий материал для обмена впечатлениями. Совместное участие в спортивных мероприятиях и соревнованиях объединяет их общими переживаниями успехов и неудач. Немаловажное значение в социальной адаптации сле­поглухих в трудовых коллективах имеет их представительство в общественных организациях УПП.

Перевод слепоглухих па работу в УПП ВОС связан с пере-• меной места жительства. Они переходят жить в общежитие при УПП. Жизнь в общежитии предполагает значительную само­стоятельность слепоглухого в самообслуживании, соблюдении режима дня п правил общежития, частичное самообеспечение одеждой, пищей, предметами гигиены.

Переход слепоглухих из спецучреждения в общежитие при УПП вызывает у них энтузиазм. С этим событием они связы­вают свою эмансипацию, освобождение от постоянного, надоев­шего им присутствия воспитателя, получение-свободы передви­жения. С большим воодушевлением берутся они за переезд. Погрузку и разгрузку мебели, ее расстановку и подгонку к ме­сту они осуществляют сами, проявляя при этом достаточную сообразительность и сноровку. Уборка строительного мусора, мытье стекол и полов — все с великим удовольствием выполня­ется слепоглухими новоселами. К ним на помощь обычно при­ходят их младшие товарищи, остающиеся в школе.

Переезд в общежитие вызывает массу различных вопросов, касающихся будущей жизни: как питаться? Можно ли будет покупать свои продукты? Кто будет стирать белье? Что такое ордера? Если при воспитании и обучении слепоглухонемых в школе па каждого воспитателя одновременно приходится три воспитанника, то с устройством их на производство и переводом в общежитие соотношение значительно меняется. Теперь па каждого воспитателя одновременно приходится десять слепоглу­хих, в связи с чем возрастает доля их самостоятельности в во­просах быта. По согласованию с родителями большинство из них получают свободу самостоятельного передвижения в пре­делах города. Тотально слепоглухие при этом пользуются по­мощью своих слабовидящих друзей или сотрудников УПП.

Помимо обязанностей по налаживанию труда и общения сле­поглухих на производстве, их сопровождения и помощи в быту., воспитатель содействует им также в организации досуга и спор­тивных мероприятий. В связи с наличием при общежитии фи­лиала вечерней школы для глухих в обязанности воспитателя входит помощь при подготовке слепоглухих к общеобразова­тельным занятиям.

Большое внимание уделяется стимулированию у слепоглухпх самостоятельности в организации быта. С первых же дней в общежитии воспитанники обставляют свой быт. Сразу же возникает необходимость в дополнительных кладовых и антре­солях, различного рода шкафчиках и полочках. Эту заботу мо­гут взять па себя юноши, хорошо владеющие столярным ре­меслом. Девушки также проявляют инициативу: они закупают недостающую посуду, готовят занавески, постельные принад­лежности.

Для развития самостоятельности в быту слепоглухим рабо­чим предлагается самим составить списки необходимой мебели и хозяйственного инвентаря. Эти списки обсуждаются с адми­нистрацией школы. Однако администрации нецелесообразно полностью обеспечиватт своих выпускников инвентарем. Часть приобретений полезно сделать молодым людям за свой счет са­мостоятельно. Таким путем достигается бережливое отношение слепоглухих к предметам обихода, ответственность за собствен­ный быт.

Трудовые взаимоотношения с окружающими должны под­держиваться слепоглухими не только на производстве, но и в быту. Бытовой коллективный труд расширяет их контакты, по­зволяет укреплять нравственные представления слепоглухпх. «Труд — корень нравственности. Необходимо, чтобы в духовной жизни коллектива красной питью проходило уважение к труду, людям труда, чтобы на этой основе утверждалось уважение к самому себе... »— писал В. А. Сухомлипский.

Оказание бытовой помощи соседям по дому, участие в бла­гоустройстве территории положительно сказывается па станов­лении личностных качеств слепоглухих, способствует их само­утверждению, завоеванию хорошей репутации в глазах окру­жающих. Это очень важно при организации бытового общения и социализации слепоглухих. Поселившись в общежитии, сле­поглухие могут помогать соседям-новоселам разгружать, пере­носить п устанавливать мебель, осуществлять под руководством воспитателей частичное благоустройство п озеленение террито­рии, прилегающей к общежитию.

Очень полезно иметь при общежитии слепоглухих коллек­тивный садово-огородный участок, на котором молодые труже­ники могли бы не только поработать, но и с пользой отдохнуть: заняться рукоделием, почитать книгу, побеседовать с друзьями.

Внутренние взаимоотношения в коллективе слепоглухих так­же должны основываться на сотрудничестве и взаимопомощи. Поддерживая традиции сотрудничества и взаимопомощи, вос­питателю важно учитывать не только количественную сторону помощи, ее дозировку, но также и ее мотивы. «Есть три вида взаимопомощи, которые можно считать этапами развития взаи­мопомощи, — писал в письме своей бывшей учительнице слепо-глухой студент МГУ Александр С. — Первый вид, первый этап — взаимопомощь по принципу «услуга за услугу». Второй вид, второй этап — услуга без требования ответной услуги, но услу­га, оказанная потому, что объект ее недооценивается. Это уни­зительная помощь. И высший вид, высший этап — бескорыстная помощь па равных».

А вот как понимает взаимопомощь товарищ Александра С. Сергей С: «Случаев взаимопомощи по мелкому и большому счету у нас в детском доме можно найти много. Мне ребята очень дороги, поэтому у меня постоянное жела­ние во всем помочь им чем только смогу. По возможности вы­полняю их заказы, порой ответственные. Так, Вова Л. попро­сил меня подобрать и купить ему портативный магнитофон. Девочки тоже без робости просят меня купить что-нибудь в Москве. Все это я делаю с удовольствием, каждый раз давая себе отчет в том, что еще могу быть полезным ребятам, даже будучи далеко от них и не часто приезжая в Загорск. Еще при­ходится участвовать в разборе различных ребячьих инцидентов, давая ответственные советы младшим, чтобы урегулировать их отношения.

Многократная помощь ребятам развивает у меня любовь и усиливает интерес к ним, расширяет круг моих товарищей и друзей. То, что они становятся моими товарищами и друзьями, вполне достаточная для меня награда за мою помощь».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...