Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§ 3. Влияние денежной оплаты на формирование направленности личности




Оказываясь в сфере предпрофессиональной подготовки, сле­поглухонемые воспитанники впервые сталкиваются с денежной оплатой труда. На этом фоне появляются новые психические образования и иногда начинают четко проявляться различные поведенческие аномалии. Поэтому не следует, например, спе­шить с организацией труда слепоглухонемых бригадным мето­дом, при котором всю зарплату делят поровну между членами бригады независимо от выработки каждого. С первой же зар­платой энтузиазм передовиков, как правило, заметно убавляет­ся, а затем появляются недовольство и прямые требования рас­пределять зарплату в зависимости от выработки. Возможность зарабатывать деньги — важный стимул в повышении произво­дительности труда большинства слепоглухонемых школьников. Часть заработанных денег они обычно тратят на оперативные нужды, покупая сладости, мелкие предметы туалета и парфю­мерии, часы со специальным циферблатом, выполненным брайлевскими обозначениями, транзисторные приемники. Некоторые копят деньги к каникулам для поездки домой. Часть работаю­щих предпочитает откладывать деньги на сберегательные книж­ки. Имеются, однако, учащиеся, для которых деньги не стано­вятся стимулом: некоторые из слепоглухонемых не умеют их рационально расходовать, другие вообще лишь отдаленно пред­ставляют их назначение. Требуется специально разъяснять на­значение денег и обучать их использованию.

Некоторые слепоглухонемые, желая заработать больше де­нег, стремятся уделять производительному труду все свободное время. Такое рвение на меркантильной почве процветает обычно в ущерб отдыху, бескорыстному общественно полезному труду и общественной работе. Известны случаи, когда слепоглухоне­мые подростки, стремясь больше заработать денег, уклонялись даже от учебных занятий. В таких случаях предпринимаются своевременные меры воспитательного воздействия: морального (по линии комсомольской организации) и систематического привлечения таких учащихся к общественно полезному труду. Общественно полезный бескорыстный труд в период предпрофесснональной подготовки служит естественным противовесом меркантильным устремлениям учащихся. Поэтому он должен быть регулярным и сбалансирован с оплачиваемым трудом. Воспитание у слепоглухонемых, занятых предпрофессиональной подготовкой, чувства сопричастности к успехам и неудачам.

производства, на котором они оформлены надомниками, также позволяет повышать роль моральных стимулов, снижать мер­кантильные интересы ребят, развивать стремление активно со­действовать успехам производства.

В складе готовой продукции Загорского УПП случился пожар, который оперативными мерами удалось быстро ликвидировать. Однако почти вся продукция (безопасные булавки) была залита водой и стала ржаветь. По­надобилось срочно распаковать и разъединить сцепленные по десять штук булавки для повторной никелировки. Комсомольское собрание школы при­няло решение оказать безвозмездную помощь УПП в ликвидации послед­ствий пожара. Несколько десятков мешков продукции было пересортировано в мастерской детского дома.

Умеренное привлечение слепоглухонемых учащихся к без­возмездной помощи предприятиям, на которых им предстоит работать, не только позволяет воспитывать у школьников поло­жительные моральные качества, но создает, кроме того, на УПП благожелательную обстановку для последующего включения выпускников в трудовой коллектив.

В некоторых особо острых случаях меркантилизма полезно временно отстранить слепоглухонемого воспитанника от опла­чиваемого труда. У каждого ученика необходимо воспитать стойкий иммунитет к меркантилизму и алчности, чтобы их ре­цидивы не повторились, когда вчерашний школьник будет ра­ботать самостоятельно на производстве.

У некоторых слепоглухонемых учащихся наблюдаются слу­чаи неуемного приобретения вещей. Особую приверженность к этому проявляют девушки. Они не только на собственные день­ги приобретают ненужные вещи, но выпрашивают деньги у родителей. Борьба с проявлением вещизма должна быть свое­временной и результативной.

Для нейтрализации отрицательного влияния денег па пси­хику слепоглухонемых полезно научить их разумно тратить деньги, чтобы это способствовало физическому и интеллекту­альному развитию учащихся, расширению их познавательных интересов, преодолению скудости мотивов деятельности. Это осуществимо при наличии общих коллективных целей, требую­щих денежных затрат. Туристские походы с ночевками в лесу нуждаются в предварительной подготовке, в денежных затра­тах. Целесообразно часть бремени этих затрат перекладывать на занимающихся оплачиваемым трудом воспитанников. Поэто­му планирование комсомольской организацией предстоящих походов и экскурсий включает также обсуждение вопроса о коллективном бюджете для их проведения.

Очень важный воспитывающий фактор—денежная помощь воспитанников друг другу. Часто случается, что одна из разно­возрастных подруг уже занята оплачиваемым трудом, а дру­гая — нет. При посещении кинотеатров, покупках мороженого и других сладостей полезно поощрять денежные услуги старших младшим. Коллективное празднование дней рождения взрослых воспитанников также способствует укреплению взаи­мосвязей в коллективе, приучает слепоглухонемых делать за­траты на подарки, оказывая внимание, доставляя радость ближ­нему.

На воспитании слепоглухонемого отрицательно сказывается стремление некоторых родителей задаривать своих великовоз­растных детей вещами, посылать им денежные переводы. Го­раздо полезнее у работающего слепоглухонемого воспитывать готовность помогать своим близким. Не им родители, а они ро­дителям обязаны посылать посылки. При поездках домой на каникулы учащиеся сами должны нести дорожные расходы, заранее покупать подарки своим родным.

Важно также воспитывать у слепоглухонемых способность сопереживать, готовность оказать действенную помощь в не­счастьях и утратах товарищам по работе. Иногда это участие может выражаться в коллективных сборах денежных средств нуждающемуся.

Один из мотивов труда — стремление заработать пенсию. Однако производительности труда это обычно не повышает, так как в данном случае важен только стаж работы.

Анкетный опрос слепоглухонемых учащихся показал, что, по­мимо практических соображений, имеются и моральные мотивы в их трудовой деятельности, влияющие на эффективность труда. Гордость за свой труд также свойственна слепоглухоне­мым, и они это при случае подчеркивают. Некоторые из опра­шиваемых связывают начало трудовой деятельности с перехо­дом во взрослое состояние и остро переживают некоторые огра­ничения свободы их действий.

Большое значение в сплочении трудового коллектива слепо­глухонемых имеет взаимопомощь, когда более опытные воспи­танники помогают новичку или менее опытному товарищу ос­воить и осуществить трудовые операции. Не следует думать, что такая помощь может исходить только от слабовидящих глухонемых тотально слепоглухонемым. Часто оказывается на­оборот. Однако всякая помощь должна быть умеренной. Нельзя допускать, чтобы наиболее квалифицированный воспитанник выполнял за другого работу, подавляя этим его активность. Такая помощь может принести большой вред.

В рамках предпрофессиональпой подготовки наряду с раз­делением труда по характеру и степени сенсорных нарушений воспитанников приучают подчиняться разделению труда с уче­том производственной необходимости. Производство, например, кронштейна для глаз кукол, осуществляемое в мастерской За­горской школы, состоит из ряда операций, которые вполне до­ступны как слабовидящим глухонемым, так и тотально слепо­глухонемым. В данном случае разделение труда подчиняется производственной необходимости. При этом на более сложных операциях (требующих работы молотком и пассатижами) по запрессовке груза в корзину кронштейна трудятся несколько воспитанников, в то время как на гибке корзины кронштейна и держателей с помощью настольных прессов — по одному че­ловеку.

Не следует опасаться, что в этот период пооперационное разделение труда внесет в него монотонность и лишит его ква­лификации. Монотонность можно устранить, заменяя операции, если воспитанник устал. Наблюдения показали, что в течение дня достаточно двукратной замены операций для снятия моно­тонности. Поэтому добиваются, чтобы каждый слепоглухонемой овладел всеми операциями в пределах каждого производствен­ного цикла. Это дает учащемуся истинную квалификацию. Кро­ме того, следует учитывать, что предпрофессиональная подго­товка призвана приучить слепоглухонемого к усидчивым заня­тиям трудом, так как возможная в будущем работа на конвейере потребует от него терпения, четкости и усидчивости.

А. С. Макаренко практиковал разделение труда в колонии имени Ф. Э. Дзержинского для подростков 13—14 лет и считал это вполне прогрессивным начинанием для трудового воспита­ния учащихся.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...