§ 3. Влияние денежной оплаты на формирование направленности личности
Оказываясь в сфере предпрофессиональной подготовки, слепоглухонемые воспитанники впервые сталкиваются с денежной оплатой труда. На этом фоне появляются новые психические образования и иногда начинают четко проявляться различные поведенческие аномалии. Поэтому не следует, например, спешить с организацией труда слепоглухонемых бригадным методом, при котором всю зарплату делят поровну между членами бригады независимо от выработки каждого. С первой же зарплатой энтузиазм передовиков, как правило, заметно убавляется, а затем появляются недовольство и прямые требования распределять зарплату в зависимости от выработки. Возможность зарабатывать деньги — важный стимул в повышении производительности труда большинства слепоглухонемых школьников. Часть заработанных денег они обычно тратят на оперативные нужды, покупая сладости, мелкие предметы туалета и парфюмерии, часы со специальным циферблатом, выполненным брайлевскими обозначениями, транзисторные приемники. Некоторые копят деньги к каникулам для поездки домой. Часть работающих предпочитает откладывать деньги на сберегательные книжки. Имеются, однако, учащиеся, для которых деньги не становятся стимулом: некоторые из слепоглухонемых не умеют их рационально расходовать, другие вообще лишь отдаленно представляют их назначение. Требуется специально разъяснять назначение денег и обучать их использованию. Некоторые слепоглухонемые, желая заработать больше денег, стремятся уделять производительному труду все свободное время. Такое рвение на меркантильной почве процветает обычно в ущерб отдыху, бескорыстному общественно полезному труду и общественной работе. Известны случаи, когда слепоглухонемые подростки, стремясь больше заработать денег, уклонялись даже от учебных занятий. В таких случаях предпринимаются своевременные меры воспитательного воздействия: морального (по линии комсомольской организации) и систематического привлечения таких учащихся к общественно полезному труду. Общественно полезный бескорыстный труд в период предпрофесснональной подготовки служит естественным противовесом меркантильным устремлениям учащихся. Поэтому он должен быть регулярным и сбалансирован с оплачиваемым трудом. Воспитание у слепоглухонемых, занятых предпрофессиональной подготовкой, чувства сопричастности к успехам и неудачам.
производства, на котором они оформлены надомниками, также позволяет повышать роль моральных стимулов, снижать меркантильные интересы ребят, развивать стремление активно содействовать успехам производства. В складе готовой продукции Загорского УПП случился пожар, который оперативными мерами удалось быстро ликвидировать. Однако почти вся продукция (безопасные булавки) была залита водой и стала ржаветь. Понадобилось срочно распаковать и разъединить сцепленные по десять штук булавки для повторной никелировки. Комсомольское собрание школы приняло решение оказать безвозмездную помощь УПП в ликвидации последствий пожара. Несколько десятков мешков продукции было пересортировано в мастерской детского дома. Умеренное привлечение слепоглухонемых учащихся к безвозмездной помощи предприятиям, на которых им предстоит работать, не только позволяет воспитывать у школьников положительные моральные качества, но создает, кроме того, на УПП благожелательную обстановку для последующего включения выпускников в трудовой коллектив. В некоторых особо острых случаях меркантилизма полезно временно отстранить слепоглухонемого воспитанника от оплачиваемого труда. У каждого ученика необходимо воспитать стойкий иммунитет к меркантилизму и алчности, чтобы их рецидивы не повторились, когда вчерашний школьник будет работать самостоятельно на производстве.
У некоторых слепоглухонемых учащихся наблюдаются случаи неуемного приобретения вещей. Особую приверженность к этому проявляют девушки. Они не только на собственные деньги приобретают ненужные вещи, но выпрашивают деньги у родителей. Борьба с проявлением вещизма должна быть своевременной и результативной. Для нейтрализации отрицательного влияния денег па психику слепоглухонемых полезно научить их разумно тратить деньги, чтобы это способствовало физическому и интеллектуальному развитию учащихся, расширению их познавательных интересов, преодолению скудости мотивов деятельности. Это осуществимо при наличии общих коллективных целей, требующих денежных затрат. Туристские походы с ночевками в лесу нуждаются в предварительной подготовке, в денежных затратах. Целесообразно часть бремени этих затрат перекладывать на занимающихся оплачиваемым трудом воспитанников. Поэтому планирование комсомольской организацией предстоящих походов и экскурсий включает также обсуждение вопроса о коллективном бюджете для их проведения. Очень важный воспитывающий фактор—денежная помощь воспитанников друг другу. Часто случается, что одна из разновозрастных подруг уже занята оплачиваемым трудом, а другая — нет. При посещении кинотеатров, покупках мороженого и других сладостей полезно поощрять денежные услуги старших младшим. Коллективное празднование дней рождения взрослых воспитанников также способствует укреплению взаимосвязей в коллективе, приучает слепоглухонемых делать затраты на подарки, оказывая внимание, доставляя радость ближнему. На воспитании слепоглухонемого отрицательно сказывается стремление некоторых родителей задаривать своих великовозрастных детей вещами, посылать им денежные переводы. Гораздо полезнее у работающего слепоглухонемого воспитывать готовность помогать своим близким. Не им родители, а они родителям обязаны посылать посылки. При поездках домой на каникулы учащиеся сами должны нести дорожные расходы, заранее покупать подарки своим родным.
Важно также воспитывать у слепоглухонемых способность сопереживать, готовность оказать действенную помощь в несчастьях и утратах товарищам по работе. Иногда это участие может выражаться в коллективных сборах денежных средств нуждающемуся. Один из мотивов труда — стремление заработать пенсию. Однако производительности труда это обычно не повышает, так как в данном случае важен только стаж работы. Анкетный опрос слепоглухонемых учащихся показал, что, помимо практических соображений, имеются и моральные мотивы в их трудовой деятельности, влияющие на эффективность труда. Гордость за свой труд также свойственна слепоглухонемым, и они это при случае подчеркивают. Некоторые из опрашиваемых связывают начало трудовой деятельности с переходом во взрослое состояние и остро переживают некоторые ограничения свободы их действий. Большое значение в сплочении трудового коллектива слепоглухонемых имеет взаимопомощь, когда более опытные воспитанники помогают новичку или менее опытному товарищу освоить и осуществить трудовые операции. Не следует думать, что такая помощь может исходить только от слабовидящих глухонемых тотально слепоглухонемым. Часто оказывается наоборот. Однако всякая помощь должна быть умеренной. Нельзя допускать, чтобы наиболее квалифицированный воспитанник выполнял за другого работу, подавляя этим его активность. Такая помощь может принести большой вред. В рамках предпрофессиональпой подготовки наряду с разделением труда по характеру и степени сенсорных нарушений воспитанников приучают подчиняться разделению труда с учетом производственной необходимости. Производство, например, кронштейна для глаз кукол, осуществляемое в мастерской Загорской школы, состоит из ряда операций, которые вполне доступны как слабовидящим глухонемым, так и тотально слепоглухонемым. В данном случае разделение труда подчиняется производственной необходимости. При этом на более сложных операциях (требующих работы молотком и пассатижами) по запрессовке груза в корзину кронштейна трудятся несколько воспитанников, в то время как на гибке корзины кронштейна и держателей с помощью настольных прессов — по одному человеку.
Не следует опасаться, что в этот период пооперационное разделение труда внесет в него монотонность и лишит его квалификации. Монотонность можно устранить, заменяя операции, если воспитанник устал. Наблюдения показали, что в течение дня достаточно двукратной замены операций для снятия монотонности. Поэтому добиваются, чтобы каждый слепоглухонемой овладел всеми операциями в пределах каждого производственного цикла. Это дает учащемуся истинную квалификацию. Кроме того, следует учитывать, что предпрофессиональная подготовка призвана приучить слепоглухонемого к усидчивым занятиям трудом, так как возможная в будущем работа на конвейере потребует от него терпения, четкости и усидчивости. А. С. Макаренко практиковал разделение труда в колонии имени Ф. Э. Дзержинского для подростков 13—14 лет и считал это вполне прогрессивным начинанием для трудового воспитания учащихся.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|