§ 3. Технические средства программированного обучения - сигнализация
§ 3. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ - СИГНАЛИЗАЦИЯ Одним из путей рационализации педагогического процесса в школе слепоглухонемых является программированное обучение, которое с помощью особых технических средств дает возможность осуществлять самостоятельное обучение школьника по индивидуальным программам. По заранее составленной учителем программе слепоглухонемой, самостоятельно общаясь с машиной, получает от нее актуальное подкрепление своим действиям. Таким образом решается проблема «третьего лишнего» в условиях, когда на уроке один из трех учащихся обучается по индивидуальной программе. Были сконструированы машины с выборочным и конструктивным вводом ответа. Машины с конструктивным вводом ответа больше соответствовали задачам обучения слепоглухонемых, так как устраняли возможность механического ответа на вопрос программы. Окончательный вариант программ машины с конструктивным вводом ответа был построен по принципу развернутого брайлевского шеститочия: выбиваемых на перфорированной ленте отверстий, расположенных в виде брайлевских букв или цифр, исключенных из текста, с которым работал ученик. При совпадении отверстий шеститочия с фотоэлементами, освещающимися от источников света через эти отверстия, ученик получал подтверждение — сдвиг ленты па один шаг. Значит, он ввел правильный ответ. При несовпадении лента оставалась на месте, и школьник получал сигнал ошибки. Преимущество этого типа машин заключалось в том, что ученик не регламентировался рамками выборочной программы, а мог допустить ошибку на любую букву алфавита или цифру. Программированное обучение позволяет каждому учащемуся продвигаться при изучении материала в условиях группового обучения индивидуальными темпами, что дает возможность учитывать сенсорные и психические особенности учащихся, налагаемые комбинированным дефектом.
Чрезвычайно важна в обучении слепоглухонемых детей актуальность подкрепления их учебной деятельности, и особенно при различного рода тренировочных упражнениях: при отработке ударения в словах, выполнении различных упражнений из сборников для школ глухих. Такая актуальность подкрепления вполне обеспечивается при программированном обучении, в то время как традиционные методы групповых занятий со слепоглухонемыми не позволяют осуществлять достаточно частую связь учителя и ученика. Передав часть своих функций машине, педагог может более маневренно вести процесс обучения, проводить индивидуальную работу с отстающими, давать ученикам дополнительные указания и консультации. Эксперименты, проводимые в школе слепоглухонемых, подтвердили целесообразность применения машинного программированного обучения учащихся при выработке у них практических навыков, связанных с использованием грамматических правил, коррекцией ударения, выполнением работ по математике. Одним из разделов технического оснащения школы слепоглухонемых является полисенсорная сигнализация. Вспомним школьный звонок. Незаменимый в жизни обычной школы, но в школе для слепоглухонемых его слышат только педагоги, которые вынуждены разыскивать своих учеников по всему зданию и дактилировать каждому в руку слово «звонок». Внедрение полнсенсорной сигнализации избавило педагогов от этих хлопот, позволило учащимся самостоятельно ориентироваться в режимных моментах. Полисенсорная сигнализация работает от автоматического устройства, в котором запрограммирован весь режим дня. Утром включаются вибробудильники, укрепленные на кроватях, и легким нарастающим потрясыванием сообщают слепоглухонемым о времени побудки. Завтрак предваряется распылением в помещениях из специальных распылителей запаховых раздражителей. Начало и конец уроков сопровождаются действием вентиляторов, направляющих на учеников потоки воздуха. Вместе с перечисленными сигнализаторами автоматически включаются световой и звуковой, рассчитанные на восприятие слабовидящими глухонемыми, слабослышащими слепыми и обслуживающим персоналом.
§ 4. СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СВЯЗИ. ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ Часто возникает необходимость в оперативной связи со слепоглухонемыми, находящимися за пределами центрального корпуса школы (во дворе или в соседних зданиях). С этой целью разработан прибор радиосвязи, который получил название «Устройство двусторонней связи с радиоподзывом». По периметру школьного двора прокладывается индукционная петля. Через нее токи высокой частоты от генератора центрального пульта поступают на приемник, расположенный в браслете на запястье слепоглухонемого. Встроенный в браслет вибратор, контактирующий с кожей руки, приходит в движение. Таким образом слепоглухонемому, свободно перемещающемуся во дворе, можно передавать условными сигналами или кодом Морзе различные инструкции. Центральный пульт имеет, кроме радиоподзыва, проводную двустороннюю связь с периферийными пультами, установленными в остальных зданиях. С помощью прибора можно подозвать слепоглухонемого к ближайшему периферийному пульту и осуществить с воспитанниками словесное общение. Поступление слепоглухнх на работу в УПП ВОС вызывает необходимость в портативном аппарате для их связи со зряче-слышащим персоналом предприятия. Этой цели служит коммуникатор, который позволяет с помощью брайлевской клавиатуры передавать па экран высвечивающиеся плоскопечатные буквы, без труда считываемые зрячим собеседником. Обратная связь осуществляется нажатием кнопок под соответствующими буквами. Воспринимается сообщение слепоглухими с тактора. Кроме специально разработанных средств, в педагогической практике применяются технические средства, используемые в школах слепых. Некоторые подвергаются незначительной модернизации.
В 1967—1968 гг. И. В. Цукерман были проведены эксперименты по обучению слепоглухонемых учащихся азбуке Морзе, Опыты подтвердили предположение о том, что между работой ключом обычных телеграфистов и слепоглухонемых нет существенных различий. Это послужило основанием к разработке специальной телефонной приставки, которая давала возможность слепоглухонемым общаться с родственниками и знакомыми по телефону. Такие телефонные приставки были установлены в четырех московских квартирах, где жили слепоглухонемые. Последующие наблюдения показали, что телефонная связь значительно оживляет общение слепоглухонемых и является перспективной, несмотря на то что скорость передачи информации по телефону с помощью приставки оказалась очень низкой: всего 35—45 букв в минуту. Повышению скорости передачи информации до 150—200 букв в минуту способствуют многоклавишные устройства, позволяющие передавать информацию шрифтом Брайля, и цифровой код, обозначающий 20 наиболее употребляемых в общении слепоглухонемых вопросов и ответов. В последнее время появились сообщения о разработанной в ФРГ специальной телефонной приставки для глухих, которая может записывать передаваемую по телефону информацию плоскопечатным шрифтом. Эта приставка может подсоединяться к обычному телефону. Вызов абонента осуществляется посредством оптической сигнализации. Небольшая модернизация позволила бы применять такое устройство слепоглухонемым. Для этого достаточно перевести принимаемую приставкой информацию на Брайль, а вызов — на вибрационную или запаховую сигнализацию. Возможность автоматической машинной записи информации с голоса открывает перед слепоглухонемыми новые перспективы в использовании особых технических средств индивидуальной связи. На этой базе могут быть созданы портативные приборы, посредством которых слепоглухонемой сможет общаться с людьми, не владеющими специальными средствами общения. Поэтому развитие индивидуальных технических средств общения для слепоглухонемых следует проводить в русле разработки портативных устройств, трансформирующих звуки человеческой речи в брайлевские буквы.
Указанную проблему можно решить только на базе современных достижений науки и техники. Известно, как трудно ориентироваться слепому при передвижении. Для слепоглухонемого эти трудности еще более возрастают. Для ориентировки при передвижении слепоглухонемые используют различные виды тростей, выпускаемых предприятиями ВОС. В последнее время наметилось стремление облегчить ориентировку слепоглухонемых с помощью специальных средств, отвечающих современным достижениям техники. К числу технических средств ориентировки в пространстве относятся различные эхолокаторы. В настоящее время используются экспериментальные образцы эхолокаторов: один в виде очков, другой по форме напоминает пистолет. Эхолокатор-«очки» позволяет определять препятствия на уровне головы слепоглухонемого через вибрацию костного телефона, укрепленного в заушине. Эхолокатор-«пистолет» слепоглухонемой держит при передвижении в вытянутой руке. Двигая эхолокатором вверх и вниз, влево и вправо, слепоглухонемой сканирует пространство перед собой. Так он узнает о наличии препятствий. Эхолокаторы построены по принципу улавливания прибором отраженного от препятствия высокочастотного звука, испускаемого генератором токов высокой частоты, встроенным в корпус этого прибора. В зависимости от расстояния до препятствия меняется частота сигналов прибора, которые переориентированы со слухового восприятия на вибрационное. Улавливая в рукоятке «пистолета» или костном телефоне вибрацию, слепоглухонемой не только узнает о наличии препятствия, но по частоте вибрации определяет расстояние до него. В имеющихся образцах по частоте вибрации различают пять зон расстояния до препятствия. В первой зоне (от 0, 3 до 1 м) идут на рукоятку «пистолета» и костный телефон одиночные вибрационные импульсы, во второй зоне (от 1 до 2 м) — сдвоенные (до 4, 5 м). После поэтапной тренировки слепоглухонемой получает возможность самостоятельно определять расстояние до препятствия, направление к нему, геометрические формы препятствия, находить дверные проемы, передвигаться в помещении и во дворе школы. Однако самостоятельное передвижение по улице не рекомендуется. Большое значение в расширении сенсорных возможностей слепоглухонемых имеет работа, связанная с применением технических средств коррекции зрения и слуха. Помимо очков, ношение которых показано детям, перенесшим операцию по поводу экстракции катаракты, применяются специальные линзы и некоторые оптические приборы. В качестве технических средств коррекции слуха применяются различные индивидуальные слуховые аппараты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|