Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§ 3. Технические средства программированного обучения - сигнализация




§ 3. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ - СИГНАЛИЗАЦИЯ

Одним из путей рационализации педагогического процесса в школе слепоглухонемых является программированное обуче­ние, которое с помощью особых технических средств дает воз­можность осуществлять самостоятельное обучение школьника по индивидуальным программам. По заранее составленной учи­телем программе слепоглухонемой, самостоятельно общаясь с машиной, получает от нее актуальное подкрепление своим дей­ствиям. Таким образом решается проблема «третьего лишнего» в условиях, когда на уроке один из трех учащихся обучается по индивидуальной программе. Были сконструированы машины с выборочным и конструктивным вводом ответа. Машины с конструктивным вводом ответа больше соответствовали задачам обучения слепоглухонемых, так как устраняли возможность механического ответа на вопрос программы. Окончательный ва­риант программ машины с конструктивным вводом ответа был построен по принципу развернутого брайлевского шеститочия: выбиваемых на перфорированной ленте отверстий, расположен­ных в виде брайлевских букв или цифр, исключенных из текста, с которым работал ученик. При совпадении отверстий шестито­чия с фотоэлементами, освещающимися от источников света через эти отверстия, ученик получал подтверждение — сдвиг ленты па один шаг. Значит, он ввел правильный ответ. При не­совпадении лента оставалась на месте, и школьник получал сигнал ошибки. Преимущество этого типа машин заключалось в том, что ученик не регламентировался рамками выборочной программы, а мог допустить ошибку на любую букву алфавита или цифру.

Программированное обучение позволяет каждому учащему­ся продвигаться при изучении материала в условиях группового обучения индивидуальными темпами, что дает возможность учи­тывать сенсорные и психические особенности учащихся, нала­гаемые комбинированным дефектом.

Чрезвычайно важна в обучении слепоглухонемых детей ак­туальность подкрепления их учебной деятельности, и особенно при различного рода тренировочных упражнениях: при отра­ботке ударения в словах, выполнении различных упражнений из сборников для школ глухих. Такая актуальность подкрепле­ния вполне обеспечивается при программированном обучении, в то время как традиционные методы групповых занятий со сле­поглухонемыми не позволяют осуществлять достаточно частую связь учителя и ученика. Передав часть своих функций маши­не, педагог может более маневренно вести процесс обучения, проводить индивидуальную работу с отстающими, давать уче­никам дополнительные указания и консультации.

Эксперименты, проводимые в школе слепоглухонемых, под­твердили целесообразность применения машинного программи­рованного обучения учащихся при выработке у них практиче­ских навыков, связанных с использованием грамматических правил, коррекцией ударения, выполнением работ по матема­тике.

Одним из разделов технического оснащения школы слепо­глухонемых является полисенсорная сигнализация.

Вспомним школьный звонок. Незаменимый в жизни обыч­ной школы, но в школе для слепоглухонемых его слышат только педагоги, которые вынуждены разыскивать своих учеников по всему зданию и дактилировать каждому в руку слово «звонок». Внедрение полнсенсорной сигнализации избавило педагогов от этих хлопот, позволило учащимся самостоятельно ориентиро­ваться в режимных моментах.

Полисенсорная сигнализация работает от автоматического устройства, в котором запрограммирован весь режим дня. Ут­ром включаются вибробудильники, укрепленные на кроватях, и легким нарастающим потрясыванием сообщают слепоглухонемым о времени побудки. Завтрак предваряется распылением в помеще­ниях из специальных распылителей запаховых раздражителей. На­чало и конец уроков сопровождаются действием вентиляторов, направляющих на учеников потоки воздуха. Вместе с перечис­ленными сигнализаторами автоматически включаются световой и звуковой, рассчитанные на восприятие слабовидящими глухо­немыми, слабослышащими слепыми и обслуживающим персо­налом.

§ 4. СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СВЯЗИ. ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

Часто возникает необходимость в оперативной связи со сле­поглухонемыми, находящимися за пределами центрального кор­пуса школы (во дворе или в соседних зданиях). С этой целью разработан прибор радиосвязи, который получил название «Устройство двусторонней связи с радиоподзывом».

По периметру школьного двора прокладывается индукцион­ная петля. Через нее токи высокой частоты от генератора цент­рального пульта поступают на приемник, расположенный в браслете на запястье слепоглухонемого. Встроенный в браслет вибратор, контактирующий с кожей руки, приходит в движе­ние. Таким образом слепоглухонемому, свободно перемещающе­муся во дворе, можно передавать условными сигналами или кодом Морзе различные инструкции. Центральный пульт имеет, кроме радиоподзыва, проводную двустороннюю связь с перифе­рийными пультами, установленными в остальных зданиях. С по­мощью прибора можно подозвать слепоглухонемого к ближай­шему периферийному пульту и осуществить с воспитанниками словесное общение.

Поступление слепоглухнх на работу в УПП ВОС вызывает необходимость в портативном аппарате для их связи со зряче-слышащим персоналом предприятия. Этой цели служит комму­никатор, который позволяет с помощью брайлевской клавиату­ры передавать па экран высвечивающиеся плоскопечатные бук­вы, без труда считываемые зрячим собеседником. Обратная связь осуществляется нажатием кнопок под соответствующими буквами. Воспринимается сообщение слепоглухими с тактора.

Кроме специально разработанных средств, в педагогической практике применяются технические средства, используемые в школах слепых. Некоторые подвергаются незначительной модер­низации.

В 1967—1968 гг. И. В. Цукерман были проведены экспери­менты по обучению слепоглухонемых учащихся азбуке Морзе, Опыты подтвердили предположение о том, что между работой ключом обычных телеграфистов и слепоглухонемых нет сущест­венных различий. Это послужило основанием к разработке спе­циальной телефонной приставки, которая давала возможность слепоглухонемым общаться с родственниками и знакомыми по телефону. Такие телефонные приставки были установлены в четырех московских квартирах, где жили слепоглухонемые. По­следующие наблюдения показали, что телефонная связь значи­тельно оживляет общение слепоглухонемых и является перспек­тивной, несмотря на то что скорость передачи информации по телефону с помощью приставки оказалась очень низкой: всего 35—45 букв в минуту. Повышению скорости передачи информа­ции до 150—200 букв в минуту способствуют многоклавишные устройства, позволяющие передавать информацию шрифтом Брайля, и цифровой код, обозначающий 20 наиболее употреб­ляемых в общении слепоглухонемых вопросов и ответов.

В последнее время появились сообщения о разработанной в ФРГ специальной телефонной приставки для глухих, которая может записывать передаваемую по телефону информацию пло­скопечатным шрифтом. Эта приставка может подсоединяться к обычному телефону. Вызов абонента осуществляется посредст­вом оптической сигнализации. Небольшая модернизация позво­лила бы применять такое устройство слепоглухонемым. Для этого достаточно перевести принимаемую приставкой информа­цию на Брайль, а вызов — на вибрационную или запаховую сигнализацию.

Возможность автоматической машинной записи информации с голоса открывает перед слепоглухонемыми новые перспективы в использовании особых технических средств индивидуальной связи. На этой базе могут быть созданы портативные приборы, посредством которых слепоглухонемой сможет общаться с людь­ми, не владеющими специальными средствами общения. По­этому развитие индивидуальных технических средств общения для слепоглухонемых следует проводить в русле разработки портативных устройств, трансформирующих звуки человеческой речи в брайлевские буквы.

Указанную проблему можно решить только на базе совре­менных достижений науки и техники.

Известно, как трудно ориентироваться слепому при пере­движении. Для слепоглухонемого эти трудности еще более воз­растают. Для ориентировки при передвижении слепоглухонемые используют различные виды тростей, выпускаемых предприя­тиями ВОС. В последнее время наметилось стремление облег­чить ориентировку слепоглухонемых с помощью специальных средств, отвечающих современным достижениям техники.

К числу технических средств ориентировки в пространстве относятся различные эхолокаторы. В настоящее время исполь­зуются экспериментальные образцы эхолокаторов: один в виде очков, другой по форме напоминает пистолет. Эхолокатор-«очки» позволяет определять препятствия на уровне головы сле­поглухонемого через вибрацию костного телефона, укрепленного в заушине. Эхолокатор-«пистолет» слепоглухонемой держит при передвижении в вытянутой руке. Двигая эхолокатором вверх и вниз, влево и вправо, слепоглухонемой сканирует пространство перед собой. Так он узнает о наличии препятствий.

Эхолокаторы построены по принципу улавливания прибором отраженного от препятствия высокочастотного звука, испускае­мого генератором токов высокой частоты, встроенным в корпус этого прибора. В зависимости от расстояния до препятствия меняется частота сигналов прибора, которые переориентирова­ны со слухового восприятия на вибрационное. Улавливая в ру­коятке «пистолета» или костном телефоне вибрацию, слепоглу­хонемой не только узнает о наличии препятствия, но по частоте вибрации определяет расстояние до него.

В имеющихся образцах по частоте вибрации различают пять зон расстояния до препятствия. В первой зоне (от 0, 3 до 1 м) идут на рукоятку «пистолета» и костный телефон одиночные вибрационные импульсы, во второй зоне (от 1 до 2 м) — сдво­енные (до 4, 5 м). После поэтапной тренировки слепоглухонемой получает возможность самостоятельно определять расстояние до препятствия, направление к нему, геометрические формы препятствия, находить дверные проемы, передвигаться в поме­щении и во дворе школы. Однако самостоятельное передвиже­ние по улице не рекомендуется.

Большое значение в расширении сенсорных возможностей слепоглухонемых имеет работа, связанная с применением тех­нических средств коррекции зрения и слуха. Помимо очков, но­шение которых показано детям, перенесшим операцию по поводу экстракции катаракты, применяются специальные линзы и некоторые оптические приборы. В качестве технических средств коррекции слуха применяются различные индивидуальные слу­ховые аппараты.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...