Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§ 4. Общественная жизнь слепоглухих при УПП




§ 4. ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ СЛЕПОГЛУХИХ ПРИ УПП

В связи с переходом в общежитие комсомольцы вливаются в комсомольскую организацию УПП. В рамках этой организа­ции они осуществляют общие мероприятия политического и хозяйственного характера, организацию досуга и быта. Комсо­мольцы стараются достойно встретить очередной съезд партии, проводят политзанятия, активно готовятся к праздникам.

Среди слепоглухих рабочих в общежитии организуется под­писка па газеты и специальные журналы, выпускаемые ВОС и ВОГ. Стенная печать также занимает достойное место в жизни молодых рабочих. Заметки стенгазеты содержат материалы по социалистическому соревнованию, в них обсуждаются вопросы общественной жизни УПП, мероприятия совместного со слепы­ми рабочими досуга и спортивных соревнований. Со слепоглухими рабочими проводятся беседы о правилах общежития, ко­торые тоже находят отражение в стенной печати. Полезны ма­териалы на морально-этические темы, касающиеся семейной жизни слепоглухих. События в нашей стране и за рубежом так­же актуально отражаются в стенгазете.

Необходимо поддерживать связь слепоглухих рабочих со школой, она остается для них родным домом, куда они могут прийти в любое время, встретиться со своими воспитателями и младшими товарищами. Здесь их окружает сфера специального общения, они встречают теплый прием. Так, не проходит ни од­ного выходного дня, чтобы в Загорском детском доме не было гостей из общежития. Стало традицией отмечать сообща празд­ники и дни рождения, совершать совместные поездки и экскур­сии, устраивать спортивные соревнования. Некоторые бывшие воспитанники проводят в детском доме свой отпуск, участвуя в летнем отдыхе и общественно полезном труде. Тесные связи выпускников со школой благоприятно влияют на преемствен­ность традиций. Например, в общежитие была перенесена сло­жившаяся еще в детском доме традиция каждый выходной день начинать с бытового и общественно полезного труда, а уж за­тем заниматься развлечениями и отдыхом. Старшие товарищи тоже благотворно влияют на младших, укрепляя имеющиеся в детском доме традиции и способствуя их сохранению.

Неоценимо положительное влияние, которое оказывают на работающих в УПП слепоглухих их друзья, получившие выс­шее образование. Между ними поддерживаются частые контак­ты, которые осуществляются путем переписки и личных встреч. Их отношения основываются не только на личных симпатиях и привязанностях. Базой этих взаимоотношений служит взаимо­помощь, наличие общих целей, совместное членство в общест­венных организациях, участие в самостоятельном управлении ими.

В рамках первичных организаций ВОГ и ВОС решаются во­просы выявления слепоглухонемых на местах, поддержания связей с выявленными слепоглухими или с родителями слепо­глухонемых детей посредством переписки. Поддерживаются также связи с бывшими воспитанниками Загорского детского дома, переехавшими на жительство к родителям. Большое вни­мание уделяется оздоровительной работе, приобретению льгот­ных путевок для слепоглухих и сопровождающих их лиц в спе­циализированные дома отдыха и санатории. Объектом неослаб­ных забот со стороны бюро первичной организации является разъяснительная работа среди слепоглухих о пользе продолже­ния общеобразовательной подготовки и помощь администрации з вовлечении членов организации в регулярные занятия по программе вечерней школы глухих. Культурно-массовая работа, спортивные мероприятия, организация вечеров отдыха, само­деятельности, экскурсий и соревнований также входят в орбиту деятельности организации.

Вопросы улучшения условий жизни слепоглухих рабочих в общежитии, предоставления отдельной жилплощади молодоже­нам неизменно ставятся на обсуждение собраний.

У своих товарищей, окончивших МГУ, слепоглухие рабочие всегда находят понимание, поддержку и содействие при различ­ных жизненных коллизиях. Контакты с ними поднимают сло­весное общение слепоглухих рабочих на более высокий уровень, способствуя формированию у них правильной литературной ре­чи. Совместные решения многих вопросов, входящих в компе­тенцию первичных организаций ВОГ и ВОС, повышают общую осведомленность слепоглухих рабочих, расширяют их кругозор, стимулируют их интеллектуальное развитие.

Создание в 1978 г. Совета по работе со слепоглухимн при ЦП ВОС значительно оживило общественную работу среди сле­поглухих, расширило ее масштабы фактически до общесоюзных, так как в союзных республиках пока отсутствуют секции сле­поглухих. Цель Совета — объединение слепоглухих в СССР и создание наиболее оптимальных условий для реализации их прав.

§ 5. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ БЫТА СЛЕПОГЛУХИХ

У каждого человека возникает порой желание уединиться, может быть, написать без помехи письмо родным или сделать запись в личном дневнике. Зрячеслышащим людям это сделать несложно: для этого достаточно не иметь в поле зрения посто­ронних людей. Для слепоглухого значительно труднее. Иногда можно наблюдать, как слепоглухой, прежде чем погрузиться в занятие, требующее уединения, обшаривает пространство ком­наты, чтобы убедиться, что в ней никого нет. В общежитии для слепоглухих должно быть предусмотрено свободное помещение для уединенных занятий. Здесь следует поставить стол, стул, плоскопечатную и брайлевскую машинки, положить запасы бу­маги.

При устройстве жизни слепоглухих в общежитии организу­ется ночное дежурство зрячеслышащего человека. Дежурный имеет телефонную связь с городскими организациями и специ­альную связь со всеми квартирами общежития. Жизнь слепо­глухих рабочих в общежитии — не единственное решение их бытового устройства. Наряду с перспективами создания семей слепоглухим необходимо предоставлять по месту работы квар­тиры для проживания с родственниками, так как не каждый слепоглухой может создать собственную семью. Проживающий с родителями или родственниками слепоглухой сохраняет свои связи с друзьями по общежитию как в свободное время, так и в процессе совместного труда на производстве. Жизнь слепо-глухого в семье при сохранении связей со специфической средой благоприятно влияет на развитие и расширение сферы общения слепоглухого за счет налаживания связей с неспецифической средой, к которой относятся родственники, их друзья и знако­мые. Общение слепоглухого с неспецифической средой постав­ляет ему разные сведения, которые он не может почерпнуть у своих товарищей, позволяет разнообразить общение внутри сообществ слепоглухих, расширять интересы коллектива в целом.

Несмотря на стремление специалистов создавать нравствен­ную атмосферу, благоприятствующую процессу сбалансирован­ного воспитания, не всегда удается избежать ошибок в форми­ровании личности слепоглухонемых. Не секрет, что гуманисти­ческие установки всей системы воспитания слепоглухонемых имеют и оборотную сторону: здесь часто возникает синдром по­требительства даже у самых интеллектуально развитых воспи­танников.

Включение слепоглухонемых в профессиональный труд на УПП ВОС совпадает с внедрением их в коллектив людей, пси­хика которых сформировалась естественным путем. Именно в этот период, сопоставляя поведение слепоглухих с поведением обычных людей, равных слепоглухим по общественному поло­жению, выявляются недочеты специального воспитания.

Привычка слепоглухонемых в стенах специального детского учреждения всегда находить участие, помощь и предупреди­тельность со стороны персонала создавала у них впечатление, что весь мир состоит из людей, всегда готовых и даже обязан­ных им помогать. Эта привычка утверждалась недальновидно­стью некоторых воспитателей, подменявших слепоглухонемых в трудовой деятельности, пренебрегавших на позднем этапе их воспитания непреложным условием дозированной помощи во всякой деятельности. Не только в стенах специального детского учреждения, но и вне его стен — в семье, со стороны родствен­ников и знакомых, при переездах в транспорте, в период экс­курсий, посещений общественных мест — слепоглухие неизмен­но встречают помощь и предупредительность со стороны окру­жающих: им везде уступают место, пропускают вне очереди, делают массу различных уступок и исключений.

Повышенное внимание к работе со слепоглухонемыми при­влекает в специальное учреждение многочисленных гостей, ко­торые восхищаются достигнутыми успехами, не скупятся на комплименты в адрес воспитанников, пытаются завоевать их расположение. Все это создает в глазах самих слепоглухонемых ореол собственной необычности и значительности. Оказывается, что окружающие их зрячие люди, сами того не предполагая, формируют стойкую позицию исключительности и избранности у некоторых воспитанников, которая и приводит к некритической требовательности к окружающим и всему обществу. Такие слепоглухие становятся вечно недовольными, неуживчивыми в быту. Они легко попадают под влияние недобросовестных людей.

Следует учитывать эти особенности, так как они создают дополнительные трудности при организации быта некоторых слепоглухих, сужают возможности успешной их социализации.

ЛИТЕРАТУРА

Апраушев А. В. Опыт трудовой и социальной реабилитации слепо­глухонемых. М., 1976.

Кондратов А. М Восстановление трудоспособности слепых. М., 1976.

Соколянский И. А. Подготовка слепоглухонемого подростка к про­изводительному труду в условиях домашнего воспитания. — В кн.: Обучение и воспитание слепоглухонемых/Под ред. И. А. Соколяиского, А. И. Меще­рякова. М, 1962.

С ух о мл и пс к и й В. А. Рождение гражданина. М., 1971.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...