§ 4. Общественная жизнь слепоглухих при УПП
§ 4. ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ СЛЕПОГЛУХИХ ПРИ УПП В связи с переходом в общежитие комсомольцы вливаются в комсомольскую организацию УПП. В рамках этой организации они осуществляют общие мероприятия политического и хозяйственного характера, организацию досуга и быта. Комсомольцы стараются достойно встретить очередной съезд партии, проводят политзанятия, активно готовятся к праздникам. Среди слепоглухих рабочих в общежитии организуется подписка па газеты и специальные журналы, выпускаемые ВОС и ВОГ. Стенная печать также занимает достойное место в жизни молодых рабочих. Заметки стенгазеты содержат материалы по социалистическому соревнованию, в них обсуждаются вопросы общественной жизни УПП, мероприятия совместного со слепыми рабочими досуга и спортивных соревнований. Со слепоглухими рабочими проводятся беседы о правилах общежития, которые тоже находят отражение в стенной печати. Полезны материалы на морально-этические темы, касающиеся семейной жизни слепоглухих. События в нашей стране и за рубежом также актуально отражаются в стенгазете. Необходимо поддерживать связь слепоглухих рабочих со школой, она остается для них родным домом, куда они могут прийти в любое время, встретиться со своими воспитателями и младшими товарищами. Здесь их окружает сфера специального общения, они встречают теплый прием. Так, не проходит ни одного выходного дня, чтобы в Загорском детском доме не было гостей из общежития. Стало традицией отмечать сообща праздники и дни рождения, совершать совместные поездки и экскурсии, устраивать спортивные соревнования. Некоторые бывшие воспитанники проводят в детском доме свой отпуск, участвуя в летнем отдыхе и общественно полезном труде. Тесные связи выпускников со школой благоприятно влияют на преемственность традиций. Например, в общежитие была перенесена сложившаяся еще в детском доме традиция каждый выходной день начинать с бытового и общественно полезного труда, а уж затем заниматься развлечениями и отдыхом. Старшие товарищи тоже благотворно влияют на младших, укрепляя имеющиеся в детском доме традиции и способствуя их сохранению.
Неоценимо положительное влияние, которое оказывают на работающих в УПП слепоглухих их друзья, получившие высшее образование. Между ними поддерживаются частые контакты, которые осуществляются путем переписки и личных встреч. Их отношения основываются не только на личных симпатиях и привязанностях. Базой этих взаимоотношений служит взаимопомощь, наличие общих целей, совместное членство в общественных организациях, участие в самостоятельном управлении ими. В рамках первичных организаций ВОГ и ВОС решаются вопросы выявления слепоглухонемых на местах, поддержания связей с выявленными слепоглухими или с родителями слепоглухонемых детей посредством переписки. Поддерживаются также связи с бывшими воспитанниками Загорского детского дома, переехавшими на жительство к родителям. Большое внимание уделяется оздоровительной работе, приобретению льготных путевок для слепоглухих и сопровождающих их лиц в специализированные дома отдыха и санатории. Объектом неослабных забот со стороны бюро первичной организации является разъяснительная работа среди слепоглухих о пользе продолжения общеобразовательной подготовки и помощь администрации з вовлечении членов организации в регулярные занятия по программе вечерней школы глухих. Культурно-массовая работа, спортивные мероприятия, организация вечеров отдыха, самодеятельности, экскурсий и соревнований также входят в орбиту деятельности организации.
Вопросы улучшения условий жизни слепоглухих рабочих в общежитии, предоставления отдельной жилплощади молодоженам неизменно ставятся на обсуждение собраний. У своих товарищей, окончивших МГУ, слепоглухие рабочие всегда находят понимание, поддержку и содействие при различных жизненных коллизиях. Контакты с ними поднимают словесное общение слепоглухих рабочих на более высокий уровень, способствуя формированию у них правильной литературной речи. Совместные решения многих вопросов, входящих в компетенцию первичных организаций ВОГ и ВОС, повышают общую осведомленность слепоглухих рабочих, расширяют их кругозор, стимулируют их интеллектуальное развитие. Создание в 1978 г. Совета по работе со слепоглухимн при ЦП ВОС значительно оживило общественную работу среди слепоглухих, расширило ее масштабы фактически до общесоюзных, так как в союзных республиках пока отсутствуют секции слепоглухих. Цель Совета — объединение слепоглухих в СССР и создание наиболее оптимальных условий для реализации их прав. § 5. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ БЫТА СЛЕПОГЛУХИХ У каждого человека возникает порой желание уединиться, может быть, написать без помехи письмо родным или сделать запись в личном дневнике. Зрячеслышащим людям это сделать несложно: для этого достаточно не иметь в поле зрения посторонних людей. Для слепоглухого значительно труднее. Иногда можно наблюдать, как слепоглухой, прежде чем погрузиться в занятие, требующее уединения, обшаривает пространство комнаты, чтобы убедиться, что в ней никого нет. В общежитии для слепоглухих должно быть предусмотрено свободное помещение для уединенных занятий. Здесь следует поставить стол, стул, плоскопечатную и брайлевскую машинки, положить запасы бумаги. При устройстве жизни слепоглухих в общежитии организуется ночное дежурство зрячеслышащего человека. Дежурный имеет телефонную связь с городскими организациями и специальную связь со всеми квартирами общежития. Жизнь слепоглухих рабочих в общежитии — не единственное решение их бытового устройства. Наряду с перспективами создания семей слепоглухим необходимо предоставлять по месту работы квартиры для проживания с родственниками, так как не каждый слепоглухой может создать собственную семью. Проживающий с родителями или родственниками слепоглухой сохраняет свои связи с друзьями по общежитию как в свободное время, так и в процессе совместного труда на производстве. Жизнь слепо-глухого в семье при сохранении связей со специфической средой благоприятно влияет на развитие и расширение сферы общения слепоглухого за счет налаживания связей с неспецифической средой, к которой относятся родственники, их друзья и знакомые. Общение слепоглухого с неспецифической средой поставляет ему разные сведения, которые он не может почерпнуть у своих товарищей, позволяет разнообразить общение внутри сообществ слепоглухих, расширять интересы коллектива в целом.
Несмотря на стремление специалистов создавать нравственную атмосферу, благоприятствующую процессу сбалансированного воспитания, не всегда удается избежать ошибок в формировании личности слепоглухонемых. Не секрет, что гуманистические установки всей системы воспитания слепоглухонемых имеют и оборотную сторону: здесь часто возникает синдром потребительства даже у самых интеллектуально развитых воспитанников. Включение слепоглухонемых в профессиональный труд на УПП ВОС совпадает с внедрением их в коллектив людей, психика которых сформировалась естественным путем. Именно в этот период, сопоставляя поведение слепоглухих с поведением обычных людей, равных слепоглухим по общественному положению, выявляются недочеты специального воспитания. Привычка слепоглухонемых в стенах специального детского учреждения всегда находить участие, помощь и предупредительность со стороны персонала создавала у них впечатление, что весь мир состоит из людей, всегда готовых и даже обязанных им помогать. Эта привычка утверждалась недальновидностью некоторых воспитателей, подменявших слепоглухонемых в трудовой деятельности, пренебрегавших на позднем этапе их воспитания непреложным условием дозированной помощи во всякой деятельности. Не только в стенах специального детского учреждения, но и вне его стен — в семье, со стороны родственников и знакомых, при переездах в транспорте, в период экскурсий, посещений общественных мест — слепоглухие неизменно встречают помощь и предупредительность со стороны окружающих: им везде уступают место, пропускают вне очереди, делают массу различных уступок и исключений.
Повышенное внимание к работе со слепоглухонемыми привлекает в специальное учреждение многочисленных гостей, которые восхищаются достигнутыми успехами, не скупятся на комплименты в адрес воспитанников, пытаются завоевать их расположение. Все это создает в глазах самих слепоглухонемых ореол собственной необычности и значительности. Оказывается, что окружающие их зрячие люди, сами того не предполагая, формируют стойкую позицию исключительности и избранности у некоторых воспитанников, которая и приводит к некритической требовательности к окружающим и всему обществу. Такие слепоглухие становятся вечно недовольными, неуживчивыми в быту. Они легко попадают под влияние недобросовестных людей. Следует учитывать эти особенности, так как они создают дополнительные трудности при организации быта некоторых слепоглухих, сужают возможности успешной их социализации. ЛИТЕРАТУРА Апраушев А. В. Опыт трудовой и социальной реабилитации слепоглухонемых. М., 1976. Кондратов А. М Восстановление трудоспособности слепых. М., 1976. Соколянский И. А. Подготовка слепоглухонемого подростка к производительному труду в условиях домашнего воспитания. — В кн.: Обучение и воспитание слепоглухонемых/Под ред. И. А. Соколяиского, А. И. Мещерякова. М, 1962. С ух о мл и пс к и й В. А. Рождение гражданина. М., 1971.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|