Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава VII предпрофессиональная подготовка




Глава VII ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

§ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.

ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ СЛЕПОГЛУХОНЕМЫХ

Проблема трудового воспитания подрастающего поколения всегда волновала выдающиеся умы человечества. На этот счет мы имеем различные суждения. Однако мысль о необходимости раннего приобщения ребенка к посильному производительном} труду, по-видимому, наиболее оправдана.

Большое внимание воспитанию подрастающего поколения, вовлечению его в производительный труд уделяли классики марксизма. К. Маркс писал: «При разумном общественном строе каждый ребенок с 9-летнего возраста должен стать производи­тельным работником так же, как и каждый трудоспособный взрослый человек, должен подчиняться общему закону приро­ды, а именно: чтобы есть, он должен работать, и работать  не только головой, но и руками».

Слепоглухонемые дети включаются в производительный труд в сфере общественно полезного труда в возрасте девяти лет. Однако регулярный оплачиваемый производительный труд свя­зан у них с предпрофессионалыюй подготовкой.

Предпрофессиональная подготовка должна дать слепоглу­хонемым учащимся, достигшим 14-летпего возраста, реальные представления об общих принципах современного производства и различных доступных этим учащимся профессиях. Предпро­фессиональная подготовка предполагает овладение многообраз­ными трудовыми навыками, используемыми в различных про­фессиях. В процессе формирования навыков выявляются спо­собности учащегося к тому или иному виду деятельности, вы­ясняется его тяготение к тем или другим трудовым операциям.

Предпрофессиональная подготовка — завершающая часто политехнического воспитания, она предшествует профессио­нальной подготовке учащихся и способствует правильной про­фессиональной ориентации слепоглухонемых.

Не следует смешивать предпрофессиональную подготовку с профессиональной, ибо задачей первой, как и политехнического обучения вообще, является связать теорию с практикой, дать учащимся конкретные представления о профессиях путем прак­тической деятельности. Это не просто тренировка и совершен­ствование трудовых движений, а практическое освоение ряда навыков и их осмысление для отбора доступных приемов труда применительно к индивидуальным особенностям слепоглухонемых. Таким образом, предпрофессиональная подготовка — оче­редной этап в психическом развитии слепоглухонемого ребенка на базе конкретной практической деятельности. Поэтому так важно продолжить начатое в сфере общественно полезного тру­да воспитание у слепоглухонемого ребенка умений ставить цели предстоящих трудовых действий, планировать их, прогнозиро­вать их результаты.

Как уже отмечалось, общественно полезный труд — основа обучения слепоглухонемых детей различным школьным дисцип­линам. На первом месте здесь стоит связь практической дея­тельности с развитием речи учащихся. Но было бы неправильно так же тесно соединять предпрофессиональную подготовку уча­щихся с изучением ими различных учебных предметов. Несом­ненно, существует некоторая связь предпрофессиональной под­готовки с изучением химии, физики, электротехники. Однако задачи предпрофессиональной подготовки выходят далеко за рамки познавательной учебной деятельности. Поэтому было бы неестественным притягивать их друг к другу. Даже в отноше­нии развития языка слепоглухонемых здесь можно говорить лишь об освоении ими некоторой производственной терминоло­гии, так как языковое развитие учащихся в этот период зависит главным образом от чтения книжных текстов, преимущественно художественной литературы. В этот период конкретную прак­тическую деятельность учащихся гораздо целесообразнее со­единять с теорией производства и взаимоотношений людей, объ­единенных совместной производственной деятельностью.

Вместе с тем предпрофессиональная подготовка связана с очередным этапом коммунистического воспитания слепоглухоне­мых, ибо в этот период устанавливаются их первые отношения в сфере материального производства, происходит первое на этой основе разделение труда, труд становится оплачиваемым, и у воспитанников появляются личные деньги.

Включение слепоглухонемых в предпрофессиональную под­готовку осуществляется постепенно. В первый период трудовые операции, предлагаемые воспитаннику, должны быть разнооб­разны. Полезно обучить его различным операциям, составляю­щим цикл обработки одной детали, или сборке узла от начала до конца. Иначе монотонность и однообразие трудовых движе­ний при осуществлении одной и той же операции могут вызвать стойкое отвращение к производственному труду.

«... Несмотря на то что я без особого труда и усилий училась рукоделию, — пишет О. И. Скороходова, — оно меня только вре­менно увлекало, но если я долго занималась тем или другим вязанием, у меня почему-то часто разбаливалась голова, а иногда мне делалось совсем плохо. Я этому очень удивлялась, так как не понимала, что меня просто утомляет такая однооб­разная механическая работа, от которой меня ничего не отвле­кало, ведь я не получала ни зрительных, ни слуховых впечатлений... ». Ольга Ивановна верно подметила причину повышенной утомляемости слепоглухонемых от однообразной механиче­ской работы — чрезмерную сосредоточенность из-за отсутствия отвлекающих факторов. Неудивительно, что при этих условиях слепоглухонемые могут даже засыпать на рабочем месте.

Цели предпрофессиональнои подготовки — дать представле­ние слепоглухонемому воспитаннику о современной организации  производства, подготовить школьника к участию в нем. Поэто­му надо постепенно сокращать число осуществляемых операций в пределах цикла и постепенно довести до одной-двух, включив слепоглухонемого учащегося в разделенный труд. При этом не­обходимы кратковременные отвлечения от труда, сопровождаю­щиеся активным движением, например: физкультпаузы, общение с окружающими. Слепоглухонемого заранее обучают самостоя­тельности в реализации этих пауз.

Отсутствие на предприятиях, где предстоит работать слепо­глухонемым, специалистов-тифлосурдопедагогов обусловливает необходимость проводить в рамках предпрофессиональнои под­готовки и профессиональную подготовку. Поэтому в конце вто­рого года предпрофессиональнои подготовки предпочтение от­дается тем профессиям, которые имеются на этих предприятиях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...