Глава VII предпрофессиональная подготовка
Глава VII ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА § 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ. ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ СЛЕПОГЛУХОНЕМЫХ Проблема трудового воспитания подрастающего поколения всегда волновала выдающиеся умы человечества. На этот счет мы имеем различные суждения. Однако мысль о необходимости раннего приобщения ребенка к посильному производительном} труду, по-видимому, наиболее оправдана. Большое внимание воспитанию подрастающего поколения, вовлечению его в производительный труд уделяли классики марксизма. К. Маркс писал: «При разумном общественном строе каждый ребенок с 9-летнего возраста должен стать производительным работником так же, как и каждый трудоспособный взрослый человек, должен подчиняться общему закону природы, а именно: чтобы есть, он должен работать, и работать не только головой, но и руками». Слепоглухонемые дети включаются в производительный труд в сфере общественно полезного труда в возрасте девяти лет. Однако регулярный оплачиваемый производительный труд связан у них с предпрофессионалыюй подготовкой. Предпрофессиональная подготовка должна дать слепоглухонемым учащимся, достигшим 14-летпего возраста, реальные представления об общих принципах современного производства и различных доступных этим учащимся профессиях. Предпрофессиональная подготовка предполагает овладение многообразными трудовыми навыками, используемыми в различных профессиях. В процессе формирования навыков выявляются способности учащегося к тому или иному виду деятельности, выясняется его тяготение к тем или другим трудовым операциям. Предпрофессиональная подготовка — завершающая часто политехнического воспитания, она предшествует профессиональной подготовке учащихся и способствует правильной профессиональной ориентации слепоглухонемых.
Не следует смешивать предпрофессиональную подготовку с профессиональной, ибо задачей первой, как и политехнического обучения вообще, является связать теорию с практикой, дать учащимся конкретные представления о профессиях путем практической деятельности. Это не просто тренировка и совершенствование трудовых движений, а практическое освоение ряда навыков и их осмысление для отбора доступных приемов труда применительно к индивидуальным особенностям слепоглухонемых. Таким образом, предпрофессиональная подготовка — очередной этап в психическом развитии слепоглухонемого ребенка на базе конкретной практической деятельности. Поэтому так важно продолжить начатое в сфере общественно полезного труда воспитание у слепоглухонемого ребенка умений ставить цели предстоящих трудовых действий, планировать их, прогнозировать их результаты. Как уже отмечалось, общественно полезный труд — основа обучения слепоглухонемых детей различным школьным дисциплинам. На первом месте здесь стоит связь практической деятельности с развитием речи учащихся. Но было бы неправильно так же тесно соединять предпрофессиональную подготовку учащихся с изучением ими различных учебных предметов. Несомненно, существует некоторая связь предпрофессиональной подготовки с изучением химии, физики, электротехники. Однако задачи предпрофессиональной подготовки выходят далеко за рамки познавательной учебной деятельности. Поэтому было бы неестественным притягивать их друг к другу. Даже в отношении развития языка слепоглухонемых здесь можно говорить лишь об освоении ими некоторой производственной терминологии, так как языковое развитие учащихся в этот период зависит главным образом от чтения книжных текстов, преимущественно художественной литературы. В этот период конкретную практическую деятельность учащихся гораздо целесообразнее соединять с теорией производства и взаимоотношений людей, объединенных совместной производственной деятельностью.
Вместе с тем предпрофессиональная подготовка связана с очередным этапом коммунистического воспитания слепоглухонемых, ибо в этот период устанавливаются их первые отношения в сфере материального производства, происходит первое на этой основе разделение труда, труд становится оплачиваемым, и у воспитанников появляются личные деньги. Включение слепоглухонемых в предпрофессиональную подготовку осуществляется постепенно. В первый период трудовые операции, предлагаемые воспитаннику, должны быть разнообразны. Полезно обучить его различным операциям, составляющим цикл обработки одной детали, или сборке узла от начала до конца. Иначе монотонность и однообразие трудовых движений при осуществлении одной и той же операции могут вызвать стойкое отвращение к производственному труду. «... Несмотря на то что я без особого труда и усилий училась рукоделию, — пишет О. И. Скороходова, — оно меня только временно увлекало, но если я долго занималась тем или другим вязанием, у меня почему-то часто разбаливалась голова, а иногда мне делалось совсем плохо. Я этому очень удивлялась, так как не понимала, что меня просто утомляет такая однообразная механическая работа, от которой меня ничего не отвлекало, ведь я не получала ни зрительных, ни слуховых впечатлений... ». Ольга Ивановна верно подметила причину повышенной утомляемости слепоглухонемых от однообразной механической работы — чрезмерную сосредоточенность из-за отсутствия отвлекающих факторов. Неудивительно, что при этих условиях слепоглухонемые могут даже засыпать на рабочем месте. Цели предпрофессиональнои подготовки — дать представление слепоглухонемому воспитаннику о современной организации производства, подготовить школьника к участию в нем. Поэтому надо постепенно сокращать число осуществляемых операций в пределах цикла и постепенно довести до одной-двух, включив слепоглухонемого учащегося в разделенный труд. При этом необходимы кратковременные отвлечения от труда, сопровождающиеся активным движением, например: физкультпаузы, общение с окружающими. Слепоглухонемого заранее обучают самостоятельности в реализации этих пауз.
Отсутствие на предприятиях, где предстоит работать слепоглухонемым, специалистов-тифлосурдопедагогов обусловливает необходимость проводить в рамках предпрофессиональнои подготовки и профессиональную подготовку. Поэтому в конце второго года предпрофессиональнои подготовки предпочтение отдается тем профессиям, которые имеются на этих предприятиях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|