§ 2. Особенности правил техники безопасности
Начало работы слепоглухого па производстве связано с изучением правил по технике безопасности. Иногда общие инструкции приходится адаптировать до уровня языкового развития слепоглухих. Но и в таких случаях бывает недостаточно дать им эти инструкции только для прочтения. Необходимо провести беседу с наглядной демонстрацией правильных методов работы, предложить слепоглухому пересказать различные положения инструкции, самостоятельно продемонстрировать допустимые приемы, а для повышения его ответственности за их выполнение поставить личное клеймо под инструкцией. Организация труда слепоглухих на производстве н повышение его безопасности связаны с необходимостью изучения не только общих правил по технике безопасности, но также некоторых специальных приемов работы, которые предохраняют чувствительные участки кожи пальцев от механических повреждений. Например, изготовление ершей, при котором случаются уколы пальцев слепоглухих проволокой, следует исключить. Некоторые операции по сборке электрического шнура требуют специальных навыков безопасной работы. Так, завивка колец шнура с помощью поворотного механизма приводит при отсутствии необходимых навыков к постепенному и вначале безболезненному, а потому незаметному стиранию кожи пальцев вплоть до образования язвочек и временной нетрудоспособности. Монтаж различных видов вилок, переключателей, колодок связан с использованием мелких крепежных деталей: гаек, винтов, шайб, пластин. Часть из них имеет заусенцы, резкие грани, которые при неосторожном обращении могут травмировать подушечки пальцев. Дело тут не только во временной потере трудоспособности слепоглухими, а в значительно большем неудобстве— теряется осязание, слепоглухой лишается возможности читать книги по Брайлю. Это мешает продолжению его обучения. По существу, для него закрывается единственное маленькое окошечко в большой мир. Поэтому приобщение слепоглухого к новым видам труда необходимо сопровождать внимательным наблюдением прежде всего за состоянием кожи рук, и особенно воспринимающей брайлевскис тексты подушечки указательного пальца.
Большинство слепоглухих, имеющих остаточное зрение, работают с его применением. Это вынуждает их близко наклоняться и всматриваться в изготовляемую деталь или монтируемый узел, что связано с длительным пребыванием в согнутом положении. Для устранения подобных явлений необходимо своевременно, пока слепоглухой не свыкся с ненормальной позой, отрегулировать высоту и наклон плоскости, па которой находятся детали. При работе слепоглухого па конвейере предусматриваются специальные держатели блоков, которые можно регулировать по высоте и наклону. Это позволяет индивидуально устанавливать оптимальное расстояние от обрабатываемой детали до глаз слабовидящего глухого. Слепоглухонемоте порой сопутствуют и другие физические нарушения и заболевания: парезы конечностей, одноручие, ревматизм, диабет, нарушения осязания различной этиологии и т. д. В связи с этим воспитанники, имеющие сопутствующие слепоглухонемоте заболевания, не в состоянии выполнять производственные нормы, это травмирует их психику, лишает уверенности в собственных возможностях. Для устранения этих явлений можно идти по трем направлениям. Во-первых, проводить переосвидетельствование комиссией ВТЭК на предмет учета в трудовых рекомендациях сопутствующих заболеваний. В связи с этим устанавливаются пониженные индивидуальные нормы. Во-вторых, подбирать трудовые операции, на выполнение которых не влияют сопутствующие заболевания, например: работа слепоглухого на педальном прессе при одноручии или парезе верхней конечности, штамповочные работы при нарушении осязания. Наконец, организация сотрудничества двух слепоглухих, один из которых резко перевыполняет норму, а другой недовыполняет ее, что позволяет вырабатывать дневные нормы в среднем на каждого из работающих при разной, в зависимости от личной выработки, оплате.
Готовность оказать содействие окружающим на производство—качество, которое всячески необходимо развивать, а иногда и очень терпеливо воспитывать у слепоглухих. Существует традиция устанавливать персональное шефство опытных слепоглухих рабочих над каждым вновь поступившим па производство слепоглухим. Это позволяет передавать новичку специфические приемы работы с оборудованием и инструментами, опыт организации рабочего места, устанавливать производственные отношения с окружающими. Однако нельзя допускать опеки, подавляющей собственную активность практиканта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|