Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§ 2. Содержание предпрофессиональнои подготовки. Пути повышения производительности труда




Для осуществления разносторонней предпрофессиональнои подготовки слепоглухонемых учащихся оформляют надомника­ми на местные предприятия. В школьных мастерских ребята выполняют надомную работу. Слепоглухонемые воспитанники находятся на полном государственном обеспечении, поэтому 50% их зарплаты перечисляется на специальный счет школы, а другая половина выдается на руки воспитанникам или по их просьбе перечисляется на сберегательные книжки.

К числу основных профессий, которыми овладевают учащие­ся, относятся следующие: штамповщик, прессовщик, гибщик, сборщик, упаковщик, швея. Слепоглухонемые учащиеся выпол­няют в общей сложности свыше 30 различных операций. Это изготовление безопасных булавок, которое включает следующие операции: штамповку булавочных головок, гибку пружины кор­пуса булавки, запрессовку булавочной головки на корпусе бу­лавки, упаковку изделий. Для изготовления булавок использу­ется различное оборудование: настольный штамповочный станок, настольный пресс. А высверливание из фанеры шарниров для мягкой игрушки требует навыков работы с циркулярной пилой и сверлильным станком, специально приспособленных для сле­поглухонемых учащихся. Многочисленных навыков требует изготовление кронштейнов для глаз кукол. Кронштейн — это по­воротный механизм, позволяющий закрываться и открываться кукольным глазам в зависимости от положения самой куклы. К числу трудовых операций здесь относятся следующие: гибка корзины кронштейна, запрессовка груза в корзину кронштейна, гибка держателей и корпуса кронштейна. При этом использу­ются соответственно молоток, пассатижи, наковальня, два на­стольных винтовых штамповочных станка различного назначе­ния и гибочная пластина.

В рамках предпрофессиональнои подготовки осуществляется монтаж на электрическом шнуре различных типов вилок, коло­док и переключателей. Эта работа связана с умением пользо­ваться обыкновенной и электрической отвертками; применяются здесь также пассатижи и навивальный станок. Однако до рабо­ты с электрической отверткой воспитанники проходят практику сборки шнура со специальной механической отверткой.

Девочки занимаются, кроме того, пошивом наволочек, по­додеяльников, специальных мешков, трусов, подрубают просты­ни, полотенца, салфетки. Продукция, выпускаемая мастерской, получает, как правило, знак первого сорта. Обуча­ются девочки также ручной вязке.

Слепоглухонемым доступно выполнение ответственных зака­зов. Например, по договору, заключенному с Загорским институтом игрушки, в мастерской детского дома готовят к упаковке и упаковывают полистироловые отливки деталей игрушечного вертолета. Продукция идет на экспорт. Воспитанники обеспечи­вают качественное выполнение операций по обработке и упа­ковке 15 тысяч штук изделий в месяц. В число операций входят следующие: пробивка отверстий в полиэтиленовых пакетах, вы­ламывание из отливок комплектов деталей вертолета, уклады­вание комплектов в пакеты, вкладывание в пакеты инструкций и деталей, упаковка пакетов в индивидуальные коробки и скла­дывание индивидуальных коробок в общую упаковку, а также запечатывание ее клейкой лентой. Часть этих операций (про­бивка отверстий в полиэтиленовых пакетах, упаковка в поли­этиленовые пакеты комплектов) может выполняться тотально слепоглухонемыми, остальные операции осуществляются слабо­видящими глухонемыми. Используемое оборудование: дыроко­лы, кусачки, механизм для запечатывания общих упаковок клейкой лентой. Указанный профиль сразу же завоевал симпа­тии ребят, так как некоторые из операций настолько просты, что выполнение их доступно даже младшим школьникам. Это особенно важно для постепенного приобщения воспитанников к производительному труду.

Некоторые из профессий совпадают с теми, которые требу­ются в УПП ВОС. В этих случаях при поступлении слепоглу­хонемых выпускников на предприятие их не приходится об­учать трудовым навыкам непосредственно на производстве.

Обучение слепоглухонемых трудовым операциям происходит в процессе совместной разделенной дозированной деятельности воспитателя и воспитанника. Вначале воспитатель дает слепо­глухонемому ученику представление о прохождении заготовки от ее поступления в мастерскую до отправки на фабрику гото­вой детали. Для этого слепоглухонемому показывают машину, в которой привозят заготовки, ящик с заготовками, демонстри­руют извлечение заготовок из ящика и весь путь заготовки от одного рабочего места к другому до конца цикла обработки, упаковку заготовок и их отправку предприятию-заказчику. Ко­нечно, назначение таких изделий, как булавки, простыни, на­волочки, известно слепоглухонемым по личному опыту. Но назначение кронштейнов для кукольных глаз, шарниров для мяг­кой игрушки и некоторых других изделий требует дополнитель­ных сведений. Поэтому надо демонстрировать слепоглухонемым узлы, в которых используются изготавливаемые в мастерской детали, и готовую продукцию, частью которой являются эти узлы. Детали, узлы и изделия заранее подготавливают для ося­зательного восприятия учащимися.

Каждая изготавливаемая в школьной мастерской деталь про­ходит несколько стадий обработки. Обучение слепоглухонемого новичка начинают с наиболее простой операции, но обязательно доводят ее до завершения в совместной деятельности с педагогом, а весь цикл изготовления детали доводится до конца через разделение труда практиканта с другими более опытными уча­щимися. Слепоглухонемой практикант должен всегда видеть конечный продукт коллективного труда, участником которого он является.

Как правило, трудовые движения новичка отличаются за­медленным темпом, неуверенностью и суетливостью. Для выра­ботки навыков размеренного трудового ритма полезно новичков знакомить с приемами работы наиболее способных учащихся. Положив свои руки на руки более опытного товарища, занятого обработкой детали, слепоглухонемой в состоянии перенимать и ритм труда, и рациональную очередность трудовых движений..

Как только слепоглухонемой учащийся освоит отдельную операцию, необходимо дать ему время для закрепления навы­ков, а затем перейти к обучению трудовым действиям па следу­ющей операции. После освоения всех операций, составляющих цикл, необходимо установить для учащегося оптимальную нор­му выработки деталей в смену. При этом важно учитывать ме­дицинские рекомендации, а всю предпрофесснональную подго­товку проводить под наблюдением врачей, особое внимание уделяя начальному периоду предпрофессионалыюй подготовки каждого воспитанника.

Оптимальные нормы выработки не должны оставаться по­стоянными. С закреплением и совершенствованием трудовых навыков, с адаптацией слепоглухонемого в трудовом коллекти­ве старших товарищей производительность труда возрастает, а вместе с ней должны пересматриваться в сторону увеличения и индивидуальные нормы выработки. Нормы выработки пересмат­риваются в течение первого полугодия не реже одного раза в месяц, а затем — одного раза в квартал.

Каждый воспитанник должен знать ожидаемую от него нор­му выработки, поэтому в мастерской ежемесячно вывешивают соответствующие показатели па каждого ученика. Подекадно подводят итоги работы каждого воспитанника и вывешивают сведения для всеобщего обозрения в двух вариантах: крупном плоскопечатном и брайлевском.

Мощным стимулом к повышению производительности труда слепоглухонемых является социалистическое соревнование. С принципами социалистического соревнования знакомят каж­дого воспитанника уже в процессе предпрофессиональной под­готовки. Каждый учащийся вовлекается в это соревнование. На производстве, где предстоит работать слепоглухонемым, уже не надо будет объяснять эти принципы, и молодые люди смогут сразу же включиться в соревнование. Соревнование сопровож­дается наглядной агитатацией, своевременным подведением ито­гов и поощрением победителей.

Предпрофессиональная подготовка не только дает слепоглу­хонемым учащимся представление о приемлемых для них профессиях, позволяет сформировать разносторонние трудовые на­выки, но и сообщает воспитанникам определенные моральные качества, необходимые для будущей трудовой деятельности в коллективе УПП ВОС.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...