§ 2. Содержание предпрофессиональнои подготовки. Пути повышения производительности труда
Для осуществления разносторонней предпрофессиональнои подготовки слепоглухонемых учащихся оформляют надомниками на местные предприятия. В школьных мастерских ребята выполняют надомную работу. Слепоглухонемые воспитанники находятся на полном государственном обеспечении, поэтому 50% их зарплаты перечисляется на специальный счет школы, а другая половина выдается на руки воспитанникам или по их просьбе перечисляется на сберегательные книжки. К числу основных профессий, которыми овладевают учащиеся, относятся следующие: штамповщик, прессовщик, гибщик, сборщик, упаковщик, швея. Слепоглухонемые учащиеся выполняют в общей сложности свыше 30 различных операций. Это изготовление безопасных булавок, которое включает следующие операции: штамповку булавочных головок, гибку пружины корпуса булавки, запрессовку булавочной головки на корпусе булавки, упаковку изделий. Для изготовления булавок используется различное оборудование: настольный штамповочный станок, настольный пресс. А высверливание из фанеры шарниров для мягкой игрушки требует навыков работы с циркулярной пилой и сверлильным станком, специально приспособленных для слепоглухонемых учащихся. Многочисленных навыков требует изготовление кронштейнов для глаз кукол. Кронштейн — это поворотный механизм, позволяющий закрываться и открываться кукольным глазам в зависимости от положения самой куклы. К числу трудовых операций здесь относятся следующие: гибка корзины кронштейна, запрессовка груза в корзину кронштейна, гибка держателей и корпуса кронштейна. При этом используются соответственно молоток, пассатижи, наковальня, два настольных винтовых штамповочных станка различного назначения и гибочная пластина.
В рамках предпрофессиональнои подготовки осуществляется монтаж на электрическом шнуре различных типов вилок, колодок и переключателей. Эта работа связана с умением пользоваться обыкновенной и электрической отвертками; применяются здесь также пассатижи и навивальный станок. Однако до работы с электрической отверткой воспитанники проходят практику сборки шнура со специальной механической отверткой. Девочки занимаются, кроме того, пошивом наволочек, пододеяльников, специальных мешков, трусов, подрубают простыни, полотенца, салфетки. Продукция, выпускаемая мастерской, получает, как правило, знак первого сорта. Обучаются девочки также ручной вязке. Слепоглухонемым доступно выполнение ответственных заказов. Например, по договору, заключенному с Загорским институтом игрушки, в мастерской детского дома готовят к упаковке и упаковывают полистироловые отливки деталей игрушечного вертолета. Продукция идет на экспорт. Воспитанники обеспечивают качественное выполнение операций по обработке и упаковке 15 тысяч штук изделий в месяц. В число операций входят следующие: пробивка отверстий в полиэтиленовых пакетах, выламывание из отливок комплектов деталей вертолета, укладывание комплектов в пакеты, вкладывание в пакеты инструкций и деталей, упаковка пакетов в индивидуальные коробки и складывание индивидуальных коробок в общую упаковку, а также запечатывание ее клейкой лентой. Часть этих операций (пробивка отверстий в полиэтиленовых пакетах, упаковка в полиэтиленовые пакеты комплектов) может выполняться тотально слепоглухонемыми, остальные операции осуществляются слабовидящими глухонемыми. Используемое оборудование: дыроколы, кусачки, механизм для запечатывания общих упаковок клейкой лентой. Указанный профиль сразу же завоевал симпатии ребят, так как некоторые из операций настолько просты, что выполнение их доступно даже младшим школьникам. Это особенно важно для постепенного приобщения воспитанников к производительному труду.
Некоторые из профессий совпадают с теми, которые требуются в УПП ВОС. В этих случаях при поступлении слепоглухонемых выпускников на предприятие их не приходится обучать трудовым навыкам непосредственно на производстве. Обучение слепоглухонемых трудовым операциям происходит в процессе совместной разделенной дозированной деятельности воспитателя и воспитанника. Вначале воспитатель дает слепоглухонемому ученику представление о прохождении заготовки от ее поступления в мастерскую до отправки на фабрику готовой детали. Для этого слепоглухонемому показывают машину, в которой привозят заготовки, ящик с заготовками, демонстрируют извлечение заготовок из ящика и весь путь заготовки от одного рабочего места к другому до конца цикла обработки, упаковку заготовок и их отправку предприятию-заказчику. Конечно, назначение таких изделий, как булавки, простыни, наволочки, известно слепоглухонемым по личному опыту. Но назначение кронштейнов для кукольных глаз, шарниров для мягкой игрушки и некоторых других изделий требует дополнительных сведений. Поэтому надо демонстрировать слепоглухонемым узлы, в которых используются изготавливаемые в мастерской детали, и готовую продукцию, частью которой являются эти узлы. Детали, узлы и изделия заранее подготавливают для осязательного восприятия учащимися. Каждая изготавливаемая в школьной мастерской деталь проходит несколько стадий обработки. Обучение слепоглухонемого новичка начинают с наиболее простой операции, но обязательно доводят ее до завершения в совместной деятельности с педагогом, а весь цикл изготовления детали доводится до конца через разделение труда практиканта с другими более опытными учащимися. Слепоглухонемой практикант должен всегда видеть конечный продукт коллективного труда, участником которого он является. Как правило, трудовые движения новичка отличаются замедленным темпом, неуверенностью и суетливостью. Для выработки навыков размеренного трудового ритма полезно новичков знакомить с приемами работы наиболее способных учащихся. Положив свои руки на руки более опытного товарища, занятого обработкой детали, слепоглухонемой в состоянии перенимать и ритм труда, и рациональную очередность трудовых движений..
Как только слепоглухонемой учащийся освоит отдельную операцию, необходимо дать ему время для закрепления навыков, а затем перейти к обучению трудовым действиям па следующей операции. После освоения всех операций, составляющих цикл, необходимо установить для учащегося оптимальную норму выработки деталей в смену. При этом важно учитывать медицинские рекомендации, а всю предпрофесснональную подготовку проводить под наблюдением врачей, особое внимание уделяя начальному периоду предпрофессионалыюй подготовки каждого воспитанника. Оптимальные нормы выработки не должны оставаться постоянными. С закреплением и совершенствованием трудовых навыков, с адаптацией слепоглухонемого в трудовом коллективе старших товарищей производительность труда возрастает, а вместе с ней должны пересматриваться в сторону увеличения и индивидуальные нормы выработки. Нормы выработки пересматриваются в течение первого полугодия не реже одного раза в месяц, а затем — одного раза в квартал. Каждый воспитанник должен знать ожидаемую от него норму выработки, поэтому в мастерской ежемесячно вывешивают соответствующие показатели па каждого ученика. Подекадно подводят итоги работы каждого воспитанника и вывешивают сведения для всеобщего обозрения в двух вариантах: крупном плоскопечатном и брайлевском. Мощным стимулом к повышению производительности труда слепоглухонемых является социалистическое соревнование. С принципами социалистического соревнования знакомят каждого воспитанника уже в процессе предпрофессиональной подготовки. Каждый учащийся вовлекается в это соревнование. На производстве, где предстоит работать слепоглухонемым, уже не надо будет объяснять эти принципы, и молодые люди смогут сразу же включиться в соревнование. Соревнование сопровождается наглядной агитатацией, своевременным подведением итогов и поощрением победителей. Предпрофессиональная подготовка не только дает слепоглухонемым учащимся представление о приемлемых для них профессиях, позволяет сформировать разносторонние трудовые навыки, но и сообщает воспитанникам определенные моральные качества, необходимые для будущей трудовой деятельности в коллективе УПП ВОС.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|