| Классификации, авторы
| Стадии
|
| Этапы развития
коллектива (А.С. Макаренко)
| Стадия становления коллектива (требования предъявляет педагог)
|
| Стадия усиления влияния актива (требования предъявляет и педагог, и актив)
|
| Стадия расцвета коллектива (коллектив предъявляет требования)
|
| Стадия движения (более высокие требования к себе, чем к товарищам)
|
| Стадии развития коллектива (Л.И. Новикова)
| Стадия сплочения коллектива
|
| Стадия превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся
|
| Стадия корректировки социального опыта и развития творческой индивидуальности каждого члена
|
| Уровни развития коллектива (Л.И. Уманский)
| Группа-конгломерат (группа ранее непосредственно незнакомых детей, оказавшихся на одном пространстве и в одно время)
|
| Группа-ассоциация (дети приняли статус «первичного коллектива», цели каждой личности в группе проектируются заданием)
|
| Группа-кооперация (отличается реальной и успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем сотрудничества)
|
| Группа-автономия (характеризуется высоким внутренним единством, члены группы идентифицируют себя с ней – «Моя группа»).
|
| Группа-коллектив (группа выходит на межгрупповое взаимообщение и взаимодействие, становится органичной частью более широкой общности, а через нее и общества в целом)
|
| Стадии развития коллектива (А.В. Петровский)
| Стадия объединения детей
|
| Стадия появления лидеров и аутсайдеров
|
| Стадия появления конфликтов
|
| Стадия разрешения конфликтов и объединение в сплоченный коллектив
|
| Классификации, авторы
| Стадии
|
| Стадии развития коллектива (А.Н. Лутошкин)
| «Песчаная россыпь».
Нет того, чтобы что-то сцепляло людей. Мало знают друг друга, нет общих интересов. Отсутствие твердого авторитетного центра приводит к рыхлости, рассыпчатости. Группа существует формально
|
| «Мягкая глина»
Скрепляющим звеном здесь являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные – доброжелательные, конфликтные. Существуют замкнутые приятельские группировки.
|
| «Мерцающий маяк»
В группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. Но желание – это ещё не всё. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка. Есть проявление активности всплесками, да и то не у всех.
|
| «Алый парус»
Здесь действуют по принципу «один за всех, и все – за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. Появляется чувство гордости за свой коллектив.
|
| «Горящий факел»
Горящий факел – это живое пламя, горячим материалом, которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив.
|