| Авторские
классификации
| Стили
| Комментарии
|
| Дж. Болдуин
| Демократический стиль
| Высокий уровень вербального общения между детьми и родителями, включенность детей в обсуждение семейных проблем, учет их мнения, готовность родителей прийти на помощь, вера в успех самостоятельной деятельности ребенка и ограничение собственной субъективности в видении ребенка
|
| Контролирующий стиль
| Значительные ограничения в поведении детей, четкое и ясное объяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер
|
| Г. Крайг
| Авторитетный стиль
| Высокий уровень родительского контроля, поощрение растущей автономии своих детей, теплые отношения с детьми
|
| Авторитарный стиль
| Высокий контроль: родители ждут неукоснительного выполнения своих требований, отношения с детьми холодные и отстраненные
|
| Либеральный стиль
| Низкий уровень контроля и теплые отношения: родители слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка, хотя они открыты для общения с детьми, но доминирующее направление коммуникации – от ребенка к родителям
|
| Индифферентный стиль
| Низкий уровень контроля и холодные отношения: родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения
|
| Авторские
классификации
| Стили
| Комментарии
|
| Д. Элдер
| Автократичный стиль
| Полноправная власть родителей над детьми, без необходимости обсуждать или объяснять свои решения, и слабый контроль за поведением детей.
|
| Авторитарный стиль
| Оставляет за родителями власть и право принятия решений, но допускает для подростка возможность высказывания своего мнения, но без права голоса
|
| Демократичный стиль
| Совместное обсуждение важных решений родителями и детьми
|
| Эгалитарный
стиль
| Равноправие родителей и ребенка; родители и дети в равной мере участвуют в принятии решений и несут одинаковую ответственность за них
|
| Разрешающий стиль
| Предоставление ребенку много свободы, требуя от него ответственности за поступки
|
| Попустительский стиль
| Родители дают ребенку полную бесконтрольную свободу действий и ведут себя непоследовательно, наказывая и поощряя за одни и те же поступки
|
| Игнорирующий стиль
| Отсутствие интереса родителей в отношении ребенка, его дел
|
| Э.Г. Эйдемиллер
| Гипопротекция
| Недостаток опеки и контроля над поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности
|
| Доминирующая гиперпротекция
| Обостренное внимание и забота о подростке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов
|
| Потворствующая гиперпротекция
| Воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание
|
| Эмоциональное отвержение
| Игнорирование потребностей подростка, часто жестокое обращение с ним
|
| Повышенная моральная ответственность
| Не соответствующие возрасту и возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, порядочности, возложение на него большой ответственности, настойчивые ожидания больших успехов
|