Принципы
| Содержание
|
Метапринципы
|
Принцип непрерывного общего и профессионального развития личности
| Чем гармоничнее общекультурное, нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим становится человек
|
Принцип
природосообразности
| Содержание, методы и формы воспитания должны учитывать возрастную и половую дифференциацию, организацию социального опыта
|
Принцип
культуросообразности
| Воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур
|
Принцип
деятельностного
подхода
| Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой
|
Принцип
личностного подхода
| Отношение к учащемуся как к уникальному явлению не должно зависеть от его индивидуальных особенностей
|
Принцип персонализации педагогического взаимодействия
| Отказ от ролевых масок, адекватное включение в процесс педагогического взаимодействия личностного опыта
|
Принцип
полисубъектного подхода
| Только в условиях субъект-субъектных отношений, равноправного учебного взаимодействия возможно гармоничное развитие личности
|
Принцип индивидуально-творческого подхода
| Саморазвитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса
|
Принцип профессионально-этической взаимоответственности
| Готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы о судьбах людей предполагает их гуманистический образ жизни, соблюдение норм педагогической этики
|
Частные принципы
|
Принцип обучения и воспитания детей в коллективе
| Только в коллективе и с его помощью воспитываются и развиваются чувство ответственности, коллективизма, товарищеская взаимопомощь и другие ценные качества
|
Принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой
| Изучение теории должно опираться на имеющийся у воспитанников опыт
|
Принцип соединения обучения и воспитания с трудом на общую пользу
| Участие в коллективном труде обеспечивает накопление опыта общественного поведения и формирование социально ценных личностно-деловых качеств
|
Принцип эстетизации детской жизни
| Формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов
|
Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников
| Педагогическое управление призвано поддерживать полезные начинания детей, учить их выполнению тех или иных видов работ, давать советы, поощрять инициативу и творчество
|
Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему
| Разумная требовательность всегда себя оправдывает, но ее воспитательный потенциал существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями воспитательного процесса, задачами всестороннего развития личности
|
Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности
| К человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться (А.С. Макаренко)
|
Принцип согласованности требований школы, семьи и общественности
| Ничто так не вредит воспитанию, как случайность и неупорядоченность педагогических воздействий, разнобой и несогласованность в требованиях, предъявляемых к учащимся школой, педагогами, семьей и общественностью
|
Принцип увлечения перспективами, создания ситуаций ожидания завтрашней радости
| Осознание ребенком своего успеха в каком-то одном деле и ожидание перспектив его развития является мощным источником нравственного достоинства, моральной стойкости в преодолении трудностей и в других делах
|
Принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий
| Воздействуя не на отдельную личность, а на группу или коллектив в целом, педагог искусно превращает его из объекта в субъект воспитания
|