Основные определения
Воспитание – относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется (Педагогический энциклопедический словарь). Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями (Л.Д. Столяренко). Социализация личности – сложный многоуровневый и многофункциональный процесс и результат вхождения человека в социальную среду, усвоения, использования и последующей трансляции социальной информации в виде установок, ценностей, социальных ролей, свойств личности, моделей поведения, реализующийся на основе смены детерминант и их отношений (Р.М. Шамионов). Развитие личности – процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания (Психология. Словарь). Формирование личности: а) психологический подход – формирование личности как ее развитие, т.е. процесс и результат этого развития; б) педагогический подход – формирование личности как ее целенаправленное воспитание («формовка», «лепка», «конструирование») (А.В. Петровский). Внешние противоречия воспитания – противоречия между требованиями окружающего мира к ребенку и его возможностями им соответствовать (Л.Н. Седова, Н.П. Толстолуцких). Внутренние противоречия воспитания – противоречия между имеющимся уровнем развития личности и новыми, более высокими, требованиями к ней (Л.Н. Седова, Н.П. Толстолуцких). Цель воспитания – это то, к чему стремится воспитание как к идеальному образу будущего, своеобразный ориентир, на достижение которого направляются все воспитательные усилия (Л.Н. Седова, Н.П. Толстолуцких).
Закономерности воспитания – устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса воспитания (Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева). Принципы воспитания – основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека, которые отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроизводству конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы воспитания, общее направление его осуществления, стиль взаимодействия субъектов воспитания (Педагогический энциклопедический словарь). Умственное воспитание – целенаправленное формирование умственных качеств воспитанников (мышления, речи, воображения, памяти, познавательных, творческих способностей, умений самообразования и др.) (Е.Ф. Сивашинская). Знания: – в широком смысле – субъективный образ реальности, в форме понятий и представлений; – в узком смысле – обладание проверенной информацией, позволяющей решать поставленную задачу (В.Н. Панферов). Взгляды – принятые человеком в качестве достоверных идей, концепции, выводы, оценки; это мнения, субъективные выводы, появляющиеся в ходе объяснения природных или общественных явлений и определения своего отношения к ним (Е.Ф. Сивашинская). Убеждения – уверенность в истинности конкретного факта или положения (К.К. Платонов). Идеалы – осознанные и эмоционально окрашенные представления о самом совершенном образце чего-либо (Е.Ф. Сивашинская). Трудовое воспитание – процесс вовлечения учащихся в разнообразные, педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития у них творческого практическою мышления и трудолюбия (Е.Ф. Сивашинская). Физическое воспитание – педагогически организованный процесс передачи от поколения к поколению способов и знаний, необходимых для физического совершенствования (Педагогический энциклопедический словарь).
Нравственное воспитание – целенаправленное взаимодействие педагога с воспитанниками, в ходе которого осуществляется воздействие на сознание, чувства, поведение воспитанников и формируются их нравственные качества (Е.Ф. Сивашинская). Воспитание патриотизма – организация системы целенаправленного воздействия, направленного на формирование патриотизма как свойства личности и как духовного состояния общества, элемента национального самосознания, характеризующегося приоритетностью общенациональных ценностей (В.А. Соснин). Эстетическое воспитание – процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности (Педагогический энциклопедический словарь). Экономическое воспитание – организованная педагогическая деятельность, направленная на формирование элементов экономического сознания посредством передачи основ экономических знаний, формирование экономических умений и навыков, связанных с экономически целесообразной деятельностью, формирование экономически значимых качеств личности, развитие экономического мышления на уровне доступному школьнику (Ю.К. Васильев, З.К. Левчук). Правовое воспитание – это систематическое, организованное, целенаправленное влияние школы на формирование правового сознания учащихся, их отношение к правопорядку, и непосредственно самовоспитание законопослушности, уже с помощью оценки действий и решений (И.Ф. Харламов). Экологическое воспитание – целенаправленная систематическая педагогическая деятельность, направленная на: развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранительной работы (Профессиональное образование. Словарь).
Форма воспитания – это система организации воспитательной работы, которая задаёт логику взаимодействий участников воспитательного процесса как коллективной деятельности, взаимодействия его участников (Л.П. Качалова). Метод воспитания – совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий (Педагогический энциклопедический словарь). Прием воспитания – составная часть метода воспитания, отдельное действие (Педагогический энциклопедический словарь). Средства воспитания – относительно независимые источники формирования личности. К ним относятся виды деятельности (труд, игра), предметы (игрушки, компьютеры), произведения и явления духовной и материальной культуры, природа (Педагогический энциклопедический словарь). Коллектив (от. лат. collectifious – собирательный) – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигающая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития (Психология. Словарь). Коллектив – социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения (Педагогический энциклопедический словарь). Семья (в рамках социальной психологии) – малая группа, обладающая интегральными психологическими характеристиками (психологический климат, семейные нормы, интересы и т.п.), имеющая свою композицию, структуру, семейные процессы (Н.В. Гольцова). Семья (в рамках педагогики) – относительно устойчивая совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и целями (Н.В. Гольцова). Семейное воспитание (воспитание детей в семье) – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов (И.П. Подласый). Стиль воспитания – стиль взаимоотношений с ребенком в семье, характеризуемый степенью контроля, заботы и опеки, теснотой эмоциональных контактов между родителями и ребенком, характером руководства поведением ребенка со стороны взрослых, количеством запретов и т.п. (А.Л. Венгер).
Список литературы 1. Бердышев Е. Педагогическое стимулирование в воспитании [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. URL: http://si-sv.com/publ/23-1-0-247 (дата обращения: 14.12.2014). 2. Васильев, Ю.К., Левчук З.К. Формирование экономической воспитанности школьников. М., 2008. 3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004. 4. Качалова Л.П. Педагогические технологии. Шадринск, 2001. 5. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991. 6. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. 7. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981. 8. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Пед. соч.: В 8 т. М., 1983. Т. 1, 4. 9. Максимовских Е.Н. Воспитывающая ситуация [электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. URL: http://si-sv.com/publ/23-1-0-156 (дата обращения: 14.09.2014). 10. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы, теории, методологии и методики. М.: Наука, 1989. 11. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 12. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. 13. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. М.: Педагогика, 1978. 14. Об экономическом воспитании школьников. Материалы 4-й сессии научного семинара «Экономическое воспитание школьников: проблемы и пути решения». 2011 [электронный ресурс] // URL: http://expert.fingramota.org/?ELEMENT_ID=2107 (дата обращения 11.09.2014). 15. Панферов В.Н. Формы проявления психологии человека / Панферов В.Н., Микляева А.В., Румянцева П.В. Основы психологии человека. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2009. 16. Педагогика: Учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. 17. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 18. Петровский А.В. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. М.: Академия, 1996. 19. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. 20. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999. 21. Психология развития: Словарь / под. ред. А.Л. Венгера. М.: ПЕР СЭ, 2005. 22. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М. Политиздат, 1990.
23. Седова Л.Н., Толстолуцких Н.П. Теория и методика воспитания: конспект лекций. М.: Высшее образование, 2006. 24. Семья в психологической консультации / Под ред. В.В. Столина, А.А. Бодалева. М.: Педагогика, 1989. 25. Сивашинская Е.Ф. Педагогика: в помощь сдающему государственный экзамен. Брест: Изд-во БрГУ имени А.С. Пушкина, 2009 [электронный ресурс] // URL: http://www.pedlib.ru/Books/6/0374/6_0374-110.shtml (дата обращения 09.12.2014). 26. Сидоров С.В. Теоретическая педагогика. Электронное учебно-методическое пособие для бакалавров [электронный ресурс] // URL: http://si-sv.com/Posobiya/teor-pedag/Tema_5.htm (дата обращения 10.12.2014). 27. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 28. Соснин В.А. Содержание, основные функции и особенности воспитания патриотизма в современных российских условиях // Психология нравственности / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: Издательство «Институт Психологии РАН», 2010. 29. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов / Под общ. Ред. М.А. Галагузовой. М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 30. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. 2-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 31. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980. 32. Урбанович А.А. Психология управления. Мн.: Харвест, 2003. 33. Фицула М.М. Педагогика: Научное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. К.: Издательский центр «Академия», 2002. 34. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 4-е издание, переработанное и дополненное. М., 2007. 35. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. 36. Шамионов Р.М. Социализация личности // Шамионов Р.М., Голованова А.А. Социальная психология личности. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2006. 37. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО: Пресс, 2000. 38. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2002.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|