Основание классификации
| Формы воспитания
|
По количеству воспитанников, охваченных данной формой работы
| а) индивидуальные (воспитатель – воспитанник) – индивидуальная беседа, консультации, оказание индивидуальной помощи
|
б) групповые (воспитатель – группа детей, часть коллектива класса) – инициативная группа, совет дела, органы самоуправления в классе
|
в) коллективные (воспитатель – весь коллектив класса) – классное собрание, экскурсия, поход с классом
|
г) массовые (воспитатель – несколько групп, классов) – линейка, любое воспитательное мероприятие, охватывающее несколько классов
|
По количеству организаторов
| а) организуемые одним человеком
|
б) организуемые группой организаторов
|
в) организуемые всем коллективом
|
По результату
| а) результат – информационный обмен
|
б) результат – выработка общего решения, коллективного мнения
|
в) результат – общественно значимый продукт (стенгазета, поздравление к празднику, помощь пожилым людям, театрализованное представление для зрителей)
|
По наличию предварительной подготовки
| а) экспромт (классный руководитель вынужден немедленно разрешить или хотя бы сгладить конфликт между учащимися)
|
б) воспитательные мероприятия, планируемые как отдельный эпизод воспитательной работы
|
в) воспитательные мероприятия, планируемые как итог воспитательной работы за длительный период времени (сбор, подводящий итоги коллективной творческой деятельности или классное собрание по итогам четверти)
|
По характеру включения воспитанников в деятельность
| а) мероприятия, предусматривающие обязательное (но не принудительное) участие всех воспитанников
|
б) мероприятия, предусматривающие обязательное участие отдельных членов ученического коллектива
|
в) мероприятия, основанные на добровольном участии
|
По взаимодействию коллектива с другими людьми и коллективами
| а) открытые мероприятия (для других, совместно с другими)
|
б) закрытые мероприятия (только внутри коллектива, для своего коллектива)
|
По характеру доминирующей деятельности воспитанников
| а) игровые
|
б) познавательные
|
в) трудовые
|
г) спортивные
|
д) коммуникативные
|
е) ценностно-ориентирующие
|
По способу влияния
педагога
| а) непосредственные (педагог влияет на личность воспитанников напрямую)
|
б) опосредованные (через кого-то: через коллектив класса, близких друзей воспитанника, родителей, других педагогов)
|
По включению воспитанников в подготовку
| а) мероприятия, подготовленные с участием воспитанников
|
б) мероприятия, подготовленные без участия воспитанников
|
По субъекту организации
| а) формы, в которых организаторами выступают педагоги
|
б) формы, в которых деятельность организуется на основе сотрудничества педагогов и воспитанников
|
в) формы, в которых инициаторами и организаторами являются воспитанники
|
По длительности применения
| а) форма воспитания как эпизод воспитательного дела, мероприятия (один из этапов командного конкурса может проходить в форме эстафеты, другой – в форме брэйн-ринга)
|
б) форма воспитания как мероприятие определённой формы (беседа, вечер отдыха, классное собрание, сбор)
|
в) форма воспитания как система воспитательных дел и мероприятий, рассчитанная на длительный срок реализации (система дежурств по школе, система классных часов объединённых общей темой)
|
По частоте использования
| а) традиционные:
– формы, широко известно и применяемые мероприятия в массовой практике, давно признанные педагогической общественностью;
– формы, входящие в систему традиций школы, класса.
|
б) эпизодические:
– формы, которые в силу их специфики нельзя применять часто (например, очень сложные в организации или оказывающие на воспитанников сильное эмоциональное воздействие, рассчитанные на эффект неожиданности);
– формы, являющиеся эпизодическими в работе школы, класса, конкретного педагога.
|
в) нестандартные:
– новые формы в педагогической практике и науке;
– формы, ранее не применявшиеся в данной школе.
|