Принцип обучения
| Что предписывает
|
Содержательные принципы обучения
|
Принцип
гражданственности
| – отражает социальные аспекты обучения, выражается в ориентации содержания образования на развитие субъектности личности, ее духовной и социальной зрелости;
– предполагает гуманистическую направленность содержания образования, которое позволяет удовлетворять социальные и личностные потребности.
|
Принцип
научности
| – предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией;
– требует ознакомление только с объективными научными фактами, явлениями, законами, теориями и концепциями.
|
Принцип
воспитывающего
обучения
| – предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности;
– предполагает уважительное отношение к личности обучаемого и одновременно разумную требовательность, опору на сильные стороны обучаемых.
|
Принцип
фундаментальности и прикладной направленности обучения
| – требует основательной теоретической и практической подготовки учащихся уже в общеобразовательной школе (в традиционной дидактике он формулировался как связь обучения с жизнью, теории с практикой);
– фундаментальность предполагает научность, полноту и глубину знаний.
|
Организационно-методические принципы обучения
|
Принцип
преемственности,
последовательности и систематичности обучения
| – преемственность касается содержания обучения, его форм и способов, стратегий и тактик взаимодействия субъектов в учебном процессе, личностных новообразований обучаемых;
– последовательность и систематичность позволяют разрешить противоречие между необходимостью формирования системы ЗУН по предметам и формированием целостного концептуального видения мира; это обеспечивается системным построением программ и учебников и установлением межпредметных и внутрипредметных связей.
|
Принцип
единства группового и индивидуального обучения
| – обусловлен тем, что индивид становится личностью, с одной стороны, благодаря, его общению и взаимодействию с другими людьми, а с другой – своему стремлению к обособлению.
|
Принцип
соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых
| – предполагает реализацию возрастного и индивидуального подхода.
|
Принцип
сознательности и активности обучаемых
| – утверждает их субъектность в учебном процессе.
|
Принцип
доступности обучения при достаточном уровне его трудности
| – требует учета в его организации реальных возможностей обучаемых, отказа от интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на физическом и психическом здоровье.
|
Принцип
наглядности
| – обеспечивает включение в учебную деятельность различных видов восприятия информации, памяти, типов мышления;
– у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения.
|
Принцип
продуктивности и надежности обучения
| – исходит из положения о том, что если обучение не приводит к достижению целей образования, то в нем нет педагогической необходимости.
|
Принцип
оптимальности
| – подразумевает взаимосвязь принципов процесса обучения.
|