1) ориентируясь преимущественно на процесс обучения, учитель недостаточно адекватно по отношению к конечным результатам планирует свою работу; для урока он отбирает наиболее интересный материал, а менее интересный (хотя и важный) часто оставляет для самостоятельной работы учащихся;
2) ориентируется в основном на сильных учеников;
3) деятельность учителя высоко оперативна: на уроке часто меняются виды работы, практикуются коллективные обсуждения (однако богатый арсенал используемых методов обучения сочетается с низкой методичностью, недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся);
4) деятельность учителя характеризуется интуитивностью, повышенной чувствительностью в зависимости от ситуации на уроке, личностной тревожностью, гибкостью и импульсивностью. По отношению к учащимся учитель чуток и проницателен.
Эмоционально-методический
1) ориентируясь как на результат, так и на процесс обучения, учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает учебный материал, не упуская закрепление, повторение и контроль знаний учащихся;
2) деятельность учителя высоко оперативна, но преобладает интуитивность над рефлексивностью;
3) учитель стремится активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а особенностями самого предмета;
4) учитель повышенно чувствителен к изменениям ситуации на уроке, личностно тревожен, но чуток и проницателен по отношению к учащимся.
Стили
Характеристика
Рассуждающе-импровизационный
1) для учителя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование, оперативность, сочетание интуитивности и рефлексивности;
2) учитель отличается меньшей изобретательностью в варьировании методов обучения, он не всегда использует коллективные обсуждения;
3) сам учитель меньше говорит, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем, давая возможность отвечающим детально оформить ответ;
4) учителя этого стиля менее чувствительны к изменениям ситуации на уроке, у них отсутствует демонстрация самолюбия, характерна осторожность, традиционность.
Рассуждающе-методический
1) ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности;
2) высокая методичность сочетается с малым, стандартным набором методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся и редкими коллективными обсуждениями;
3) учитель этого стиля отличается рефлексивностью, малой чувствительностью к изменениям ситуаций на уроке, осторожностью в своих действиях.
Классификация В.А. Канн-Калика
Стили
Характеристика
Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельности
Наиболее продуктивный стиль общения. В его основе лежит единство высокого профессионализма педагога и его отношения к педагогической деятельности в целом.
Общение на основе дружеского расположения
Достаточно результативный стиль общения, который является предпосылкой стиля общения на основе увлеченности совместной творческой деятельности. Дружеское расположение выступает стимулом развития взаимоотношений педагога и учащихся. Однако дружественность должна быть педагогически сообразной, так как определенная мера дистантности сохраняет статусные позиции и суверенность каждого из субъектов процесса взаимодействия.
Общение-дистанция
Слишком большая дистанция, установленная учителем между собой и учениками, приводит к снижению дружеского расположения между ними, к холодности и отстраненности. Общение-дистанция в своих крайних проявлениях переходит в более жесткую форму – общение-устрашение.
Общение-устрашение
Этот стиль наиболее популярен у начинающих педагогов, которые не умеют организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Для личностно-развивающей стратегии педагогического взаимодействия общение-устрашение является бесперспективным.
Общение-заигрывание
Играет не менее отрицательную роль в актах взаимодействия педагогов и учащихся. Также в основном используется молодыми учителями. Стремясь побыстрее установить контакт с детьми, понравиться им, но, не имея для этого необходимой коммуникативной культуры, они начинают заигрывать с ними, т.е. кокетничать, вести на уроке разговоры на личные темы, злоупотреблять поощрениями без надлежащих на то оснований.