Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стили педагогического общения




Классификация А.К. Марковой

Стили Характеристика
Эмоционально-импровизационный 1) ориентируясь преимущественно на процесс обучения, учитель недостаточно адекватно по отношению к конечным результатам планирует свою работу; для урока он отбирает наиболее интересный материал, а менее интересный (хотя и важный) часто оставляет для самостоятельной работы учащихся; 2) ориентируется в основном на сильных учеников; 3) деятельность учителя высоко оперативна: на уроке часто меняются виды работы, практикуются коллективные обсуждения (однако богатый арсенал используемых методов обучения сочетается с низкой методичностью, недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся); 4) деятельность учителя характеризуется интуитивностью, повышенной чувствительностью в зависимости от ситуации на уроке, личностной тревожностью, гибкостью и импульсивностью. По отношению к учащимся учитель чуток и проницателен.
Эмоционально-методический 1) ориентируясь как на результат, так и на процесс обучения, учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает учебный материал, не упуская закрепление, повторение и контроль знаний учащихся; 2) деятельность учителя высоко оперативна, но преобладает интуитивность над рефлексивностью; 3) учитель стремится активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а особенностями самого предмета; 4) учитель повышенно чувствителен к изменениям ситуации на уроке, личностно тревожен, но чуток и проницателен по отношению к учащимся.
Стили Характеристика
Рассуждающе-импровизационный 1) для учителя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование, оперативность, сочетание интуитивности и рефлексивности; 2) учитель отличается меньшей изобретательностью в варьировании методов обучения, он не всегда использует коллективные обсуждения; 3) сам учитель меньше говорит, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем, давая возможность отвечающим детально оформить ответ; 4) учителя этого стиля менее чувствительны к изменениям ситуации на уроке, у них отсутствует демонстрация самолюбия, характерна осторожность, традиционность.
Рассуждающе-методический 1) ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности; 2) высокая методичность сочетается с малым, стандартным набором методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся и редкими коллективными обсуждениями; 3) учитель этого стиля отличается рефлексивностью, малой чувствительностью к изменениям ситуаций на уроке, осторожностью в своих действиях.

 

 


 

Классификация В.А. Канн-Калика

Стили Характеристика
Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельности Наиболее продуктивный стиль общения. В его основе лежит единство высокого профессионализма педагога и его отношения к педагогической деятельности в целом.
Общение на основе дружеского расположения Достаточно результативный стиль общения, который является предпосылкой стиля общения на основе увлеченности совместной творческой деятельности. Дружеское расположение выступает стимулом развития взаимоотношений педагога и учащихся. Однако дружественность должна быть педагогически сообразной, так как определен­ная мера дистантности сохраняет статусные позиции и суверенность каждого из субъектов процесса взаимодействия.
Общение-дистанция Слишком большая дистанция, установленная учителем между собой и учениками, приводит к снижению дружеского расположения между ними, к холодности и отстраненности. Общение-дистанция в своих крайних проявлениях переходит в более жесткую форму – общение-устрашение.
Общение-устрашение Этот стиль наиболее популярен у начинающих педагогов, которые не умеют организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Для личностно-развивающей стратегии педагоги­ческого взаимодействия общение-устрашение является бесперспективным.
Общение-заигрывание Играет не менее отрицательную роль в актах взаимодействия педагогов и учащихся. Также в основном используется молодыми учителями. Стремясь побыстрее установить контакт с детьми, понравиться им, но, не имея для этого необходимой коммуникативной культуры, они начинают заигрывать с ними, т.е. кокетничать, вести на уроке разговоры на личные темы, злоупотреблять поощрениями без надлежащих на то оснований.

Личностные барьеры

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...