Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предисловие. Введение




Предисловие

Все великие религии мира почитают свои священные тексты. Таковы Дхаммапада и Лотосовая сутра в буддизме, Новый Завет в христианстве, Коран в исламе, Веды и Бхагавадгита в индуизме, Тора в иудаизме, Луньюй в конфуцианстве, Ади-Грантх в сикхизме. Эти священные тексты содержат сокровенную истину своих конфессий. Они имеют огромное ис­торическое значение, ибо воздействовали на умы, сердца и поступки милли­онов людей, живших ранее, продолжают оказывать благотворное влияние в настоящее время, и у нас есть основания ожидать, что эта тенденция сохранится и в будущем. Слова истины, заключенные в священных писаниях, образуют основу вероучения любой религии, иначе говоря, они формируют цивилизацию.
По этой причине преподобный Сан Мюн Мун, основатель Международного религиозного фонда, и предложил создать " Всемирное писание". Главная цель этого проекта — обратить внимание на богатство и всеобщность религиозной истины, содержащейся в великих священных писаниях нашей планеты.
Другая же цель — помочь делу мира на Земле. Проблема мира — в центре внимания всех видов деятельности Международного религиозного фонда, посвятившего себя достижению " мира во всем мире через религиозный диалог и гармонию". Эта работа Международного религиозного фонда нашла свое высшее воплощение в основанной им " Международной религиозной федерации за мир во всем мире", которая была образована в 1990 г. на Ассамблее Религий Мира. Издание " Всемир­ного писания" прочно связано с миссией этой федерации, ищущей пути к миру. Хотя все реликие вероучения проповедуют мир, между религией и всевозможными конфликтами давно существует трагическая связь. Религиозные воззрения во многих случаях либо подогревают конфликт, либо религия оказывается неспособной или не желает становиться посредником в поиске взаимного согласия. Можно сказать, что сила религии, как и любая другая сила, может быть как доброй, так и злой. Нашему миру сейчас крайне необходима мобилизация религиозных ресурсов в интересах достижения всеобщего мира, для уничтожения ненависти, тайной вражды и злопамятства, разделяющих порой даже религиозных людей. Священные тексты являются основой истины, этических предписаний и единства религиозных общин, но вместе с тем они же оказываются и источником претенразделенным на различные культурные ареалы и контакты между религиями и культурами были незначительными, каждое отдельное священное писание вполне могло пониматься как абсолютная и единственная истина. Однако в наши дни наука и техника возвели мосты над разделявшими нас ранее безднами: культурными, национальными, религиозными. Связи и контакты между разными народами стали необходимостью. Поэтому ни одна конфессия не может далее отрекаться от познания духовных истин иных религий, заключнных в их священных текстах, не может отказывать им в праве на существование.
" Всемирное писание" стремится обнаружить во всех религиях нечто общее, показать их общую духовную основу. Но это вовсе не означает, что отдельные вероисповедания теряют свою специфику и уникальность. Мы также вовсе не стремимся защищать синкретизм. Наоборот, мы призываем как можно внимательней относиться к особенностям разных религий. Но, обратив внимание на общие их элементы, мы сможем, опираясь на них, легче воспринять духовную основу каждой религии и подготовиться к взаимному сотрудничеству.
Пока верующие разных конфессий будут трудиться вместе, относясь доброжелательно друг к другу и стремясь к сотрудничеству в духе братства, остается надежда на то, что вражду, разрушающую связи между людьми, все-таки можно преодолеть. На религиозных людях в наше время лежит огромная ответственность. Как верующие, мы должны покаяться в своем неправильном отношении к нуждам мира и в том, что мы позволили своим религиозным убеждениям стать основой для возникновения чувства исключительности и ненависти к приверженцам других религий.
Мне искренне хочется, чтобы " Всемирное писание", приобщающее к истине и свету великих религиозных учений, стало важным вкладом в дело мира. Пусть этот свет воссияет еще ярче, и да будет мир на Земле.

Чун Хван Квак,
президент Международного религиозного фонда.

 

Введение

Мы живем в эпоху экуменизма. Прогресс средств транспорта и коммуникации, приведший к тому, что все люди на Земле стали жить как бы в одной большой деревне, способствовал развитию более тесных контактов между различными религиями мира. Еще полстолетия назад христиане Северной Америки могли ни разу в течение всей жизни не встретить мусульманина или буддиста; по неведению они вполне могли поверить в то, что последние - язычники и на свою беду не нуждаются в спасении. Мусульмане Сирии или буддисты Таиланда вполне могли придерживаться сходного взгляда на иностранные религии, которые тогда только начали свое вторжение на их земли. Но теперь города Запада переполнены иммиг-рантами из Азии и Африки, придерживающимися своих исконных верований, а наши торговые и политические дела связывают нас со всеми народами Земли. Именно в этот момент началось движение за " широкий экуменизм", приведшее к диалогу между лидерами и учителями всех религий мира. Теологи всех конфессий теперь признают позитивное значение других религий и пытаются отойти от предубеждений прежних времен.
В наши дни все глубоко осознали, что поиски человеком Бога, или Высшей Реальности*, независимо от названия, лежат в основе всех религий.
Первый шаг к постижению ценности других религий - это осознание их в их собственных терминах. У каждой религии - свои духовные глубины; каждая из них дает свои уникальные ответы на многие фундаментальные вопросы, тревожащие человека в течение его жизни. Наконец, большинство учебников по религии описывает великие религии по отдельности друг за другом, а во многих антологиях фрагменты из священных писаний той или иной религии мира располагаются отдельными группами. Но, рассматривая каждую религию отдельно, эти учебники и антологии стремятся в итоге выявить больше различий и особенностей, а вовсе не близость традиций. В результате может сложиться впечатление, что всякая религия независима от других систем и является особым путем познания и бытия. Таким образом, получается, что всему разнообразию религий оценку дает именно специфика человеческих верований, а вовсе не Абсолютная Реальность (Absolute Reality), которая стоит выше их всех.
В наше время межконфессиональный диалог уже продвинулся от первых шагов по признанию ценностей разных религий ко все возрастающему пониманию того, что религии мира имеют между собой много общего. Христианин, например, может найти в исламе то, что поможет ему укрепиться в его вере, а мусульманин вполне сможет отыскать что-нибудь полезное для себя в буддийских учениях. Общая основа всех религий становится более ясной по мере того, как участвующие в диалоге партнеры преодолевают внешние расхождения в своих учениях.
Сегодня призыв к " мировой теологии" (World theology) поддерживают многие ученые, в том числе Уилфред Кантвел Смит, Джон Хик и Раймундо Паниккар, считающие, что религиозные учения отнюдь не узки и согласуются с философскими системами. Поскольку каждая отдельная религия вполне может содержать основные мировоззренческие темы, то, являясь основанием конкретной культуры, она обязательно оказывается достаточно широкой, чтобы содержать информацию о всех аспектах человеческого опыта. Итак, всякая религия, взятая в отдельности, имеет важные отличия от других в верованиях и практических предписаниях. Многообразие способов выражения религиозности людей приводит и к разделению внутри религий: католический мистик, искатель Брахмана в индуистской веданте, дзэн-буддийский монах имеют гораздо больше общего друг с другом, чем с представителями фундаментализма внутри своих собственных традиций, а фундаменталисты в христианстве, иудаизме и исламе легче находят между собой ту общую платформу, которую не разделяют их мистически настроенные единоверцы.
Кроме того, историки религий теперь осознали, что религиозные традиции народов мира не развивались изолированно - разными способами они обогащали друг друга во многих важных пунктах. Поэтому неправильно рассматривать сейчас религии как обособленные и независимые сущности. Мы должны искать новые, более совершенные модели для описания человеческого религиозного опыта. Можно даже, следуя Хику, говорить о наступлении " коперниканской революции" в изучении религии, поскольку многие исследователи ныне признали наличие единой основы всех религий. Разглядеть очертания этой единой основы - и есть конечная цель, ради которой было составлено " Всемирное писание".

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...