ЧАСТЬ I. Высшая реальность и конечная цель человеческого существования
Пролог Один из основных принципов " Всемирного писания" тот, что все религии связаны с верой в Высшую Реальность и ведут людей к общей цели. Правда, различные религии провозглашают свои собственные исключительные цели, отстаивая уникальность и непохожесть своего Бога или Высшего Принципа. Тем не менее, признавая существование Высшей Реальности или Высшего Принципа, мы утверждаем, что она может быть только одной, несмотря на множество форм, в которых ее почитают люди: описывают ли они ее как единство или как множество; как безличное или как личное; как абсолютную Пустоту или как абсолютное Бытие; несмотря на множество имен, которыми ее называют.
Многоликая Истина Фрагменты различных священных писаний, приведенные ниже, показывают, что даже те, кто не разделяют веру, утверждаемую той или иной религией, все равно следуют по пути Истины. Так, индуизм, джайнизм и буддизм понимают разнообразные божества как выражение единой Абсолютной Реальности, а множество путей все равно ведут к одной Высшей Цели. В иудаизме есть учение о законах Ноя, Божьем откровении для всего человечества, по которому праведными перед лицом Бога могут быть и неиудеи. В христианской Библии содержатся фрагменты, в которых утверждается, что Бог являл себя и в религии греков. Сикхизм утверждает, что ислам и индуизм имеют общее духовное происхождение. В писаниях ислама сказано, что иудеи и христиане верят в того же Бога, что и Мухам-мед. Более того, многие религии учат, что и неверующий, если он праведен, приятен Богу и получит воздаяние.
Конфуций сказал: " В мире много разных путей, но все они ведут к одной цели. Есть сто способов, но результат всегда один". Индрой, Митрой, Варуной, Агни (его) называют, У индусов и мусульман один и тот же Бог, Что может с этим поделать мулла или шейх? Скажи: " Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам, и что ниспослано Ибрахиму, и Исмаилу, и Исхаку, и Иакубу, и коленам, и в то, что было даровано Мусе, и Исе, и пророкам от Господа их. Мы не различаем между кем-либо из них, и Ему мы предаемся". Все люди на земле, несомненно, независимо от расы или религии, черпают вдохновение из одного небесного Источника, и все они - подданные одного Бога. Разница в законах, по которым они живут, зависит, необходимо признать, от различий в условиях и потребностях эпох, в которые они были даны. Все они, за исключением некоторых, возникших как продукты человеческого упрямства, установлены Богом и отражают Его Волю и Промысел.
Равви Иешуа сказал: " Среди всех народов есть праведные мужи, которые удостоятся грядущего мира". Я смотрю на все религии мира как на одну большую семью. Есть у меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. Для всякого народа Мы устроили обряд поклонения, которым они поклоняются. Пусть же они не спорят с тобой из-за этого дела. Призывай к Господу твоему, ведь ты на прямом пути! Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф. Поистине, те, которые уверовали и которые исповедуют иудейство, и сабии, и христиане, - кто уверовал в Аллаха и последний день и творил благое, - нет страха над ними, и не будут они печальны! Семь заповедей было предписано детям Ноя: общественные законы (право), воздержание от богохульства, идолопоклонства, прелюбодеяния, кровопролития, грабежа и вкушения мертвечины. Мы низвели Тору, в которой руководство и свет; судят по ней пророки, которые предались, тех, кто исповедует иудейство, а раввины и книжники - сообразно с тем, что им дано на хранение из писания Аллаха, и они - об этом исповедники. Не бойтесь же людей, а бойтесь Меня! И не покупайте за Мои знамения малую цену! А кто не судит по тому, что низвел Аллах, то это - неверные.
И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: " неведомому Богу". Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам: Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам давая всему жизнь и дыхание и все; от одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: " мы Его и род". Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. Сколько бы ни было учений, Готамид, ты можешь сказать о них себе так: " Эти учения ведут к страстям, а не к их прекращению, к рабству, а не к освобождению, к возрастанию мирских цепей, а не к их разрушению, к жадности, а не к умеренности, к недовольству, а не к согласию, к общению, а не к уединению, к лени, а не к энергичности, к наслаждению злом, а не добром". Об этих учениях, Готамид, тебе следует сказать определенно: " Это не Закон. Это не Учение. Это не Слово Учителя". Терпимость и уважение ко всем верующим
В этом разделе содержатся фрагменты, призывающие к терпимости и уважению к верующим других религий и вообще ко всем совестливым людям. В них верующих просят относиться ко всем с равным уважением, а не относиться к людям других конфессий иначе, чем к членам своей общины. Осуждаются религиозные споры и доктринальные конфликты, которые часто вызывает эгоизм под маской благочестия, но которые своей открытой враждой не дают истинного свидетельства какой-либо веры. Спорщика предает его собственное неведение: замкнувшись на своей частной точке зрения, он не может увидеть возможную ценность другой. Об этом образно рассказывает, по словам Будды, притча о слепцах и слоне. Она учит, что глупо относиться к одной-единственной религиозной перспективе как к абсолютной и полной. Такое же значение имеет в джайнизме доктрина анеканты, согласно которой все частные учения - лишь дополняющие части единого целого. Нет принуждения в религии. Тот, кто хвалит свои собственные доктрины и хулит чужие, не решит ни одной проблемы. Будда говорит: " Принимать какой-то один взгляд и отвергать все прочие как худшие - это мудрецы называют оковами". Капатхика: " Как следует мудрецу утверждать истину? " Воспринимай одно философское учение через всестороннее изучение другого. Подобно пчеле, собирающей мед с различных цветов, мудрец из различных писаний воспринимает сущность и во всех религиях видит только благое. Ты, конечно, найдешь, что более всех людей сильны ненавистью к уверовавшим иудеи и многобожники, и ты, конечно, найдешь, что самые близкие по любви к уверовавшим те, которые говорили: " Мы христиане! " Это потому, что среди них есть иереи и монахи и что они не превозносятся. Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время, а им сказал: мужи Израильские! подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать: ибо незадолго пред сим явился Февда. выдавая себя за какого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли; после него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались; и ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их: ибо если это предприятие и это дело - от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками. Один из мусульман и один из иудеев бранили друг друга. К Будде пришли несколько учеников и сказали: " Господин, здесь, в Саваттхи, живет много выдающихся отшельников и ученых, вовлеченных в постоянный диспут друг с другом. Одни говорят, что мир бесконечен и вечен, другие - что он конечен и не вечен, третьи - что душа умирает вместе с телом, четвертые - что она живет вечно, и так далее. Скажи, господин, как следует относиться к ним? "
ЧАСТЬ I. Высшая реальность и конечная цель человеческого существования
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|